Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Программы и прогнозы социально-экономического развития страны как основа бюджетного планирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Программы и прогнозы социально-экономического развития страны как основа бюджетного планирования
  • Предмет:
    Планирование, прогнозирование
  • Когда добавили:
    15.10.2010 14:10:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
     
    ВВЕДЕНИЕ   3
    1. Понятие планирование и прогнозирования социально –экономического развития страны   4
    2. Программирование социально-экономического развития   10
    3. Прогнозирование социально –экономического развития страны   16
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ   29
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   30
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выпол­нено без предвидения их последствий, без выбора стратегичес­ких и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. В научной литературе, в прак­тической деятельности государственных органов к социальной сфере относят ряд отраслей экономики и видов деятельности, в том числе и государства, оказывающих непосредственное и позитивное воздействие на человека и семью. Оно связано с обеспечением благосостояния людей, созданием условий для их развития, поддержанием населения в период испытываемых им временных трудностей, установлением социального мира в обществе.
    Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-эконо­мического развития страны и составляющих ее регионов.
    Тем самым государство выполняет не только функцию общего регу­лирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления струк­турных сдвигов и инновационного развития с учетом перспек­тив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.
    В связи с этим, прогнозирование и программирование являются вопросами достаточно актуальными для рассмотрения.
    Цель работы –рассмотреть программы и прогнозы социально –экономического развития страны как основу бюджетного планирования.
    Задачами работы являются:
    - дать понятие планирования и прогнозирования социально –экономического развития страны;
    - рассмотреть особенности, показатели и методы социально –экономических прогнозов;
    - описать показатели методы и виды программ социально –экономического развития.
    1. Понятие планирование и прогнозирования социально –экономического развития страны
     
    В переводе с греческого «прогноз» означает предвидение. Предвиде­ние может быть научным и ненаучным. Ненаучное предвидение основано на жизненном опыте, интуиции и предчувствии человека. Научное предви­дение - это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов развития природы, общества и мышления. Предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным.
    Экономическое прогнозирование - это научная дисциплина, имею­щая своим объектом процессы, связанные с экономической деятельностью, а предметом - познание возможных состояний, функционирующих эконо­мических объектов в будущем Согласно структуре экономического пред­видения (рис. 1) основная задача экономического прогнозирования за­ключается, во-первых, в описании возможных состояний экономических объектов в будущем, во-вторых, в создании условий для принятия рацио­нальных управленческих решений Итог экономического прогнозирования -экономический прогноз, который позволяет:
    а)  оценивать состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений,
    б) определить возможности для изменения будущих событий,
    в) выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем,
    г) осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего,
    д) моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.
    Назначение экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят:  анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выяв­ление проблем хозяйственного развития,  оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономиче­ских условий и проблем, требующих разрешения;  выявление альтернативы развития в перспективе; накопление эко­номической информации и расчетов для обоснованного выбора и принятия оптимального управленческого решения.
    Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогно­зировании используются следующие общенаучные подходы, исторический и комплексный.
    Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнози­рования следует исходить из того, что современное состояние исследуемо­го объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.
    Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследова­ния в его связи и зависимости с другими явлениями и процессами. Реали­зация этого подхода дает возможность учитывать многообразие факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на функционирование и развитие экономического явления (объекта). Специфические подходы отражаются в принципах социально-экономического прогнозирования.[1]
    1. Принцип научной обоснованности означает, что при построении прогнозов любого уровня необходим всесторонний учет действия объек­тивных экономических законов, базирующийся на изучении достижений отечественной и зарубежной теории и практики экономического прогнози­рования.
    2. Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной сто­роны, экономика рассматривается как единый объект, а с другой стороны, как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.
    3.  Принцип адекватности прогноза требует, чтобы методы и модели, применяемые в процессе прогнозирования, были бы адекватны объекту прогностического анализа.
    4. Принцип целенаправленности означает, что прогностический анализ должен быть направлен на достижение четко поставленной цели.
    5. Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможно­стью развития национальной экономики и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях.
    6.  Принцип эффективности предусматривает, что в процессе про­гнозирования определяется наиболее экономически и социально эффек­тивный вариант развития социально-экономической системы в прогнози­руемом периоде. Исходя из этого процесс прогнозирования должен, по возможности, содержать рекомендации по обоснованию, оценке и выбору такого варианта с точки зрения принятия управленческих решений.
    7. Принцип верификации прогнозирования требует систематического определения достоверности, точности и обоснованности разрабатываемых прогнозов с учетом поступления дополнительной (новой) информации об объекте.
    В прогнозировании сложилась определенная классификация эконо­мических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно опреде­ленным признакам (критериям). Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом различных критериев (табл. 1.1.). Прогнозирование развития национальной экономики охватывает все аспекты и уровни ее функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т е носит комплексный характер.
     
     
    Таблица 1.1.
    Классификация экономических прогнозов[2]
    Критерий (тип) прогноза
    Характеристика прогноза
    По периоду упреждения выделяют.
    1 Оперативный
    2 Краткосрочный
    3 Среднесрочный
    4 Долгосрочный
    5 Дальнесрочный
    составляется на период от 1 месяца до 3 месяцев,
    от З месяцев до 1 года
    от 1 года до 5 лет
    от 5 лет до 15 лет,  
     свыше 15 лет
    В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют:
    1 Экономические прогнозы
     
    исследуют перспективы развития экономических процессов и явлений  темпы экономического роста, объем и состав инвестиций и их эффективность, ис­пользование и  воспроизводство  основных  фондов, спрос и др
    2 Прогнозы природных ресурсов  
    характеризуют вовлечение природных ресурсов в хо­зяйственный оборот и охватывают все виды общест­венного  воспроизводства топливо  и  минеральные ресурсы, ресурсы Мирового океана растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды
    3 Научно-технические прогнозы
    рассматривают   достижения научно-технического прогресса оказывающие существенное влияние на размещение производства природные факторы
    4 Демографические прогнозы
     
    охватывают движение народонаселения и воспроиз­водство трудовых ресурсов, уровень занятости тру­доспособного насечения, его квалификационный со­став Они включают показатели численности и есте­ственного движения населения (рождаемость, смерт­ность), соотношения по потовому и возрастному со­ставу и др.
    5 Прогнозы социального развития
    исследуют перспективы развития отраслей непроизводственной сферы общее и профессиональное образование культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство бытовое обслужи­вание населения и др.
    По масштабу прогнозирования выделяют:
    1 Макроэкономические включают прогнозы основных макроэкономических прогнозы    показатели развития государства,
    2 Межрегиональные и
    межотраслевые
    содержат прогнозы народнохозяйственных комплек­сов (топтивно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.
    3 Отраслевые прогнозы
    содержат прогнозы развития основных страстей на­циональной экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства транспорта, образования и других отраслей)
    Критерий (тип) прогноза
    Характеристика прогноза
    4 Региональные прогнозы
    содержат прогнозы развития национально-государственных   и   административно-территориальных образований в составе Российской  Федерации,
    5 Прогнозы первичных звеньев национальной экономики
    исследуют перспективы развития предприятий и ор­ганизации
    В соответствии с проблемно-целевым критерием различают.
    1 Поисковый прогноз (или ис  следовательский трендовый генетический)
    предполагает определение возможных состояний изучаемого явления в будущем при условном продолжении  в будущее тенденций развития сложившихся в прошлом и настоящем Такой прогноз отве­чает на вопрос  что вероятнее всею произойдет при условии сохранения действующих тенденций
    2 Нормативный прогноз (или программный целевой)
    выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнози­рования в будущем, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос какими путями достичь желаемого
     
    Порядок и последовательность разработки прогнозов выполняется в несколько этапов:
    1 и этап - прогнозная ретроспекция, т е установление объекта про­гнозирования и прогнозного фона.
    2-й этап — прогнозный диагноз, в ходе которого исследуется систе­матизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования.
    3-й этап - проспекция, т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе: 1) расчет прогнозируемых параметров на заданный период уп­реждения; 2) синтез отдельных составляющих прогноза.
    4-й этап - оценка прогноза, в том числе его верификация, т.е. опре­деление достоверности, точности и обоснованности.
    Результаты прогноза оформляются в виде справки, доклада или ино­го материала и представляются заказчику.
    Полученный прогноз в дальнейшем может быть подвергнут коррек­тировке, т.е. уточнению по результатам верификации, с учетом дополни­тельных материалов и исследований.
    Программирование. Программирование социально-экономи­ческого развития как метод государственного регулирования но­сит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентра­ции сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов.
    Целевая программа — это система взаимосвязан­ных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечиваю­щая реализацию приоритета социального, экономического, на­учно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирова­ние является сердцевиной стратегического управления и вы­полняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического раз­вития, позволяющих решать крупные стратегические задачи, концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач, взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Последнее необходимо, чтобы обес­печить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обста­новки, сближение уровней территориального развития.
    Метод целевого программирования используется на феде­ральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в де­ятельности объединений — холдингов, консорциумов, финан­сово-промышленных групп, крупных предприятий. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.
    Таким образом, прогнозирование и социально-экономическое программи­рование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государст­венном регулировании ее развития.
    2. Программирование социально-экономического развития
     
    Необходимость и ограничения целевых программ. Программирование является чрезвычайным методом активного вмешательства государства в процессы со­циально-экономического развития. Оно используется там и тогда, где и когда обычные методы и механизмы рыночной эко­номики и ее государственного регулирования не способны ре­шить крупные проблемы экономического, социального, техно­логического, экологического, территориального развития. По­этому применяться этот метод должен в узком секторе страте­гического прорыва, оставляя широкое поле функционирова­нию обычных методов рыночного хозяйствования.
    Целевые программы народнохозяйственного уровня как важнейшая составная часть стратегического планирования впервые были применены в нашей стране в 20-30-е гг. (план ГОЭРО, программа создания Урало-Кузнецкого комбината). Затем они получили широкое применение и в других странах. В методологии и организации современного программирова­ния допущены крупные ошибки. Число программ значительно увеличилось, они не в полной мере обеспечивались ресурсами, не представляли собой единой системы. Так, на 2001 г. было ут­верждено 126 программ и 31 подпрограмма, финансируемые из федерального бюджета на сумму 52,2 млрд руб. Иногда объек­том программ становились малозначимые проблемы явно не стратегического характера. На 2002 г. число федеральных целе­вых программ и федеральных программ развития регионов, фи­нансируемых из федерального бюджета, резко сокращено, вы­деление ресурсов на каждую из программ увеличено.
    Игнорирование стратегического характера программирова­ния привело к его девальвации. Оно стало модой, применялось слишком широко и, не обеспечивая стратегических прорывов, становилось имитацией активной роли государства в социаль­но-экономическом развитии. Необходимо вернуться к научно обоснованной методологии и технологии разработки и реали­зации целевых программ.
    Антикризисные программы. Особым видом программирова­ния социально-экономического развития являются антикризисные программы. Они разрабатываются правительством и ут­верждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов. Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Реко­мендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвести­ции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общест­венных работ. Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими ре­комендациями, что способствовало углублению кризиса[3].
    Поскольку кризисы в условиях рыночной экономики явля­ются регулярно повторяющимся явлением, необходимо, обоб­щив имеющийся позитивный и негативный опыт, разработать методологию системы мер государственного регулирования в условиях кризиса. Это позволит проходить эту фазу цикла возможно быстрее и с меньшими потерями для населения, предпринимателей и государства. Конечно, эти меры не могут быть универсальными, поскольку каждый кризис имеет специ­фические черты. Однако они помогут значительно повысить эффективность государственного регулирования экономики в кризисных ситуациях.
    Система целевых программ. Если оставить в стороне про­граммы, разрабатываемые предприятиями, холдингами, корпо­рациями и т.п., то такая система включает программы по четырем уровням управления. Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета. Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматри­вается и утверждается Государственной Думой в качестве одно­го из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна. Во-вторых, региональные целевые программы. Они разрабатывают­ся исполнительными органами субъектов Федерации, рассмат­риваются и утверждаются их законодательными органами. В-третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации). В-четвертых, межгосударственные про­граммы. Их принимают и исполняют государства — члены СНГ, а также другие заинтересованные государства.
    По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории: а) научно-технические и инновационные, предназначенные для развития новых направлений науки и техники, освоения и рас­пространения при поддержке государства базисных иннова­ций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции (например, программа "Развитие гражданской авиационной техники России"); б)  социальные, обеспечивающие решение крупных социаль­ных задач (например, программы "Старшее поколение", "Дети России", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социаль­ного характера"); в)  экономические, решающие проблемы развития межотрас­левых комплексов и новых отраслей (например, программа "Энергоэффективная экономика"); г)  экологические, направленные на решение крупных эколо­гических проблем (например, программа "Повышение плодо­родия почв"); д)  региональные и межрегиональные, обеспечивающие под­держку Федерации в решении стратегических проблем терри­ториального развития (например, программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г."); е) управленческие программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (на­пример, программы развития налоговых органов и судебной системы).
    По срокам действия можно выделить долгосрочные програм­мы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). На кратко­срочный период разрабатывать и утверждать целевые програм­мы нет смысла.
    Технология разработки и реализации программ. Обобщая на­копленный опыт, можно определить следующие технологичес­кие этапы разработки целевых программ федерального уровня. Выбор объекта программы. Исходным пунктом разработки целевой программы является выбор ее объекта, чему обычно уделяется недостаточное внимание. Во-первых, это должна быть узловая точка в развитии той или иной системы или под­системы, обеспечивающая стратегический прорыв, решение крупной народнохозяйственной проблемы. Во-вторых, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы сконцентри­ровать на нем ресурсы, которые могут обеспечить в заданные сроки перелом траектории развития. В-третьих, это поле долж­но быть достаточно широким, чтобы затем расширить фронт прорыва обычными рыночными методами и обеспечить суще­ственное улучшение ситуации в выбранном стратегическом на­правлении.
    Построение "дерева целей". Прежде всего следует определить генеральную цель программы, выразив ее четко, однозначно и количественно измеримо, чтобы по ходу выполнения програм­мы и по ее окончании можно было измерить степень ее выпол­нения. Затем определяется система целей первого уровня, без которой не может быть достигнута генеральная цель. Далее идут цели второго уровня по каждой из целей первого уровня и т.д. В итоге получается ветвистое "дерево целей", ствол которо­го — генеральная цель. По сути дела, на этом этапе вырабаты­вается логика критериев реализации программы. К этой работе нужно привлечь ученых и специалистов разного профиля — си­стемщиков, технологов, маркетологов, гуманитариев и т.д.
    Построение системы мероприятий, обеспечивающих дости­жение поставленных целей, идет в обратном порядке. Начина­ют с целей нижнего уровня, двигаясь к генеральной цели. Здесь важно строго соблюдать логику обеспечения достижимости каждой цели, ибо невыполнение хотя бы одной из них резко снизит эффективность всей программы.
    Структуризация программы. Исходным "кирпичиком" каж­дой программы является проект. На основе анализа системы мероприятий формируется набор проектов, составляющих ткань программы. Они затем объединяются в блоки и подпро­граммы. В каждом из звеньев структуры программы должно быть обозримое число элементов, чтобы обеспечить управляе­мость. Проекты распределяются во времени, согласовываются между собой.
    Оценка затрат и эффективности проектов, подпрограмм, программы в целом — решающий этап. По каждому проекту оцениваются необходимые затраты на разработку, инвестиции и проч. Производится предварительная оценка объемов выпус­ка и продаж продукции, цен, эффективности и окупаемости (если речь идет о коммерческом проекте). Полученные данные суммируются по блокам проектов, подпрограммам и програм­ме в целом. При этом могут выявляться неэффективные, убы­точные проекты и их блоки. Принимаются решения о повыше­нии их эффективности или об изъятии. Возможно их сохране­ние, если убыток перекрывается дополнительным доходом от реализации смежных проектов. В итоге этого этапа уточняется структура программы, а в отдельных случаях может быть при­нято решение о прекращении работы над ней, если она окажет­ся убыточной, неэффективной. Определяются источники фи­нансирования программы.
    Создание целевых структур. Прежде чем представить про­грамму на утверждение, нужно определить, кто будет по ней го­сударственным заказчиком, основным исполнителем и соис­полнителями. Важно далее создать целевые структуры для вы­полнения отдельных проектов, подпрограмм, программы в це­лом, сформировать нормативную базу, обучить персонал. Мож­но возложить проведение этих работ на существующие структу­ры. Однако опыт показывает, что более эффективно их выпол­няют целевые, вновь созданные организации. Это могут быть малые и средние предприятия по отдельным проектам, холдин­ги, консорциумы или финансово-промышленные группы по программам, транснациональные корпорации по межгосударственным программам. Обучение персонала лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы и стажировки участни­ки реализации проектов и программы овладели общими при­емами работы, понимали друг друга, взаимодействовали. Это повысит эффективность программных работ.
    Управление реализацией программы и проектов целесообразно организовать по принципу "тройки". По каждому проекту ко­ординацию работ осуществляют заказчик, научный руководи­тель (генеральный конструктор) и исполнительный директор, который организует выполнение работ, распоряжается финан­сами. Аналогичен принцип управления подпрограммами и программой в целом. На этих уровнях создаются координаци­онные советы, которые возглавляются первыми лицами.
    Контроль и приемка выполненных работ осуществляются в те­чение всего срока реализации программы. Контроль следует иметь независимый от исполнителей программы, чтобы объек­тивно оценивать полученные результаты и вовремя внести кор­рективы и в крайнем случае прекратить работу по проекту, под­программе или программе в целом, если обнаружится их неэф­фективность. Для приемки отдельных очередей проекта, под­программы и программы и по их завершению создается автори­тетная комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполнен­ные работы. Соблюдение изложенной выше технологии программирова­ния существенно повышает эффективность стратегического управления, целенаправленного государственного воздейст­вия на ключевые направления социально-экономического развития.
    3. Прогнозирование социально –экономического развития страны
     
    Прогноз отраслевой структуры СЭС. Долгосрочное развитие СЭС предполагает постоянное поддержа­ние рациональной, прогрессивной отраслевой структуры. Поэтому структурный прогноз предполагает на основании про­гноза экономического роста и развития отдельных отраслей СЭС разработку вариантов рационального соотношения развития отрас­лей (приоритеты развития) с учетом прогнозируемых факторов про­изводства. При этом должны быть учтены требования, предъявлен­ные спросом хозяйствующих субъектов (совокупным спросом) к от­раслевой структуре СЭС.
    В задачи прогноза структуры СЭС входит предска­зание динамики развития каждой отрасли экономики, определяемой как потребностями в продукции отрасли, так и возможностями роста, определяемыми имеющимися ресурсами, их составом, участием в их воспроизводстве, экономическими функциями отрасли во взаимодейст­вии с другими отраслями.
    Прогноз отдельных отраслей, опирающийся на внутренние законо­мерности их развития, может не соответствовать результатам, выте­кающим из межотраслевых расчетов. Здесь необходим анализ причин этих расхождений, учет результатов автономных прогнозов с целью уточнения и обогащения прогноза структуры СЭС в целом.
    Разрабатывается несколько вариантов прогноза отраслевой структу­ры. Они основываются на вариантах прогноза развития науки и техни­ки (прогноза НТП), отличающихся объемом финансирования; прогноза природных ресурсов; экологического прогноза в части ограничений по темпам развития отраслей, подотраслей и производств; внешнеэконо­мического прогноза, предполагающего различные возможности техни­ко-экономического сотрудничества с другими странами, экспорта (им­порта), возможности привлечения иностранных инвестиций и техники; военно-стратегического прогноза в части потребности в оборонной технике, рассчитанной на основе принципа оборонной достаточности (оборонной доктрины) страны.
    Процесс разработки прогноза структуры, как и прогноза любого объекта, проходит в режиме итерации, т.е. используя данные базовых прогнозов, прогноз структуры СЭС передает в свою очередь другим блокам свою информацию, и это повторяется до тех пор, пока не бу­дет достигнут приемлемый результат.
    В итоге прогноз структуры должен быть взаимосвязан с прогноза­ми, характеризующими различные аспекты формирования ресурсов, а также прогнозами, формирующими потребности. Относительно ресур­сов устанавливаются взаимосвязи с прогнозом природных ресурсов, прогнозом инвестиций основных производственных фондов и занято­сти в материальном производстве, а потребностей — взаимосвязи с прогнозом уровня жизни, в особенности в части прогнозов структуры потребления, учитывающих влияние на эту структуру изменений дохо­дов населения. Эти связи имеют существенное значение не только для прогноза структуры, но и для макроэкономических расчетов.
    В прогнозировании структуры используются различные методы: экспертные оценки, эконометрические модели, метод сценария, эконо­мико-математические модели, в том числе и метод разработки межот­раслевого баланса (МОБ).
    Если спрогнозирован спрос на продукцию всех отраслей, можно используя коэффициенты прямых затрат (технологические коэффици­енты) МОБ, полученные на основе ретроспективного анализа, просчи­тать объемы промежуточной продукции и соответственно валовой продукции отраслей.
    Прогнозирование развития межотраслевых комплексов. В условиях становления рыночной системы усиливаются инте­грационные связи между различными секторами экономики и соци­альной сферы: отраслями, подотраслями, первичными звеньями хо­зяйствования, регионами. Особенно большое усиление интеграцион­ных процессов характерно для межотраслевых народно-хозяйствен­ных комплексов.
    Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ — процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий го­сударственного управления (регулирования). Развитие комплексов про­является в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в по­следние годы.
    Разработка прогнозов развития межотраслевых комплексов направ­лена на решение возникших проблем в кратчайшие сроки. Для этого выявляются причины возникновения проблем, анализируются меха­низмы их действия, причины тех трудностей, которые препятствуют развитию производства.
    В прогнозах выявляется также возможность, целесообразность дальнейшего усиления интеграционных процессов, совершенствования экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами различных отраслей внутри комплексов, изменения организационных форм хозяйствования, схем управления комплексами.
    Каждый межотраслевой прогноз содержит обоснование, расчет ко­личественных показателей комплекса, в которых отражена динамика объемов производства, масштабов хозяйственной деятельности. В аг­ропромышленном комплексе такими показателями являются прежде всего показатели обьемов сельхозпродукции — растениеводства и жи­вотноводства.
    Прогнозирование экономического роста.
    Наибольшее распространение в прогнозировании экономического роста в странах с более или менее стабильной социально-экономиче­ской системой получили многофакторные эконометрические модели типа:

    Используются и однофакторные модели как, например, модель, вы­ражающая зависимость показателя эконометрического роста от време­ни (трендовая модель), или модель, выражающая зависимость показа­теля экономического роста только от величины трудовых ресурсов (I) для анализа и прогнозирования в краткосрочном периоде, когда изме­нения производственных фондов, т.е. капитала (К), незначительны по сравнению с предыдущим годом.
    Наиболее известна двухфакторная модель в форме производствен­ной функции:

    В зависимости от величины ? и ? может иметь место три типа эко­номического роста.
    1.  Если ? + ? = 1, это значит, что выпуск национального продукта (дохода) увеличивается пропорционально затратам факторов производ­ства, капитала и труда (функция Кобба—Дугласа). Их суммарная эко­номическая  эффективность  остается  неизменной,  происходит  чисто экстенсивное расширение производства, когда низкая эффективность капитала (низкая фондоотдача) покрывается приростом трудовых ре­сурсов.
    2.  Если ? + ? > 1, это значит, что при росте факторов производст­ва в п раз, выпуск продукции увеличивается более чем в п раз, т. е. рост производства отражает рост совокупных затрат факторов. Но это возможно тогда, когда под воздействием внедрения достижений НТП, которыми обычно являются применение новой техники и/или техноло­гии, повышается производительность производственных фондов (фон­доотдача), или при той же эффективности фондов повышается эффек­тивность трудовых ресурсов. В первом случае ? > ? и рост являет­ся фондосберегающим, во втором случае ? > ? рост является трудо­сберегающим.
    3. Если ? + ? < 1, это значит, что выпуск продукции увеличива­ется медленнее по сравнению с ростом затрат факторов производства. При этом снижается суммарная эффективность, происходит деинтен-сификация роста.
    Во втором случае, когда ? + ? > 1, в результате влияния НТП в производственной функции можно выделить член, отражающий это влияние. Если влияние НТП носит неравномерный характер, то функ­ция принимает вид:

    Можно отойти от вышеописанного вида производственной функ­ции и рассмотреть зависимость результата производства (У) не непо­средственно через значения факторов производства, а опосредованно — через факторы, влияющие как на величину (оценку) факторов, так и на их эффективность.
    Сами факторы производства (капитал, труд, НТП) выступают как первичные (глобальные), а факторы, влияющие на них,— как вторичные.
    Вторичные факторы можно разделить на те, что влияют на величи­ну глобальных факторов, и те, что влияют на их эффективность.
    В краткосрочном периоде прогнозирования, когда возможности увеличения производственных мощностей (предложения) минимальны, наблюдается существенная связь экономического роста с совокупным спросом, структурой совокупного спроса, динамикой и характером (структурой) распределения доходов, политикой перераспределения доходов правительства, развитием финансовых и кредитных отноше­ний, денежно-кредитной политикой правительства. В среднесрочном периоде наиболее существенна связь с ростом ин­вестиций и структурными сдвигами. В долго-срочном периоде — на первый план выходят зависимости от социального и научно-технического прогресса, а также демографи­ческих изменений.
    Однако для прогноза экономического роста показатели динамики трудовых, природных и зоологических ресурсов, а также «рукотвор­ных» ресурсов являются экзогенными переменными, так как они опре­деляются в рамках автономных прогнозов, а динамика производствен­ных фондов является эндогенной переменной, потому что она опреде­ляется в рамках данного прогноза и является его элементом. Расши­ренная схема представлена на рис. 3.1.

    Рис  3.1. Взаимодействие прогнозной информации при прогнозировании экономического роста
    Прогнозирование совокупного спроса. Известны ценовые и неценовые факто­ры совокупного спроса. Обращает на себя внимание сходность состава показателей, определяющих ВВП по сумме расходов, и неценовых факторов, определяющих совокупный спрос.
    В прогнозных исследованиях на краткосрочный и среднесрочный периоды на макроуровне моделирование потребительского спроса за­нимает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, общий уровень цен (инфляция), динамику цен в разных секторах экономики. Макроэкономическая функция потребительского спроса показывает зависимость объема товаров и услуг, на который предъяв­ляется спрос населения от основных факторов, которые определяют этот спрос.  
    Таковыми являются: располагаемый (чистый) личный доход населения, уровень цен, уровень налогов на физических лиц, изменение  процентной ставки по кредитам.  
    Прогнозирование темпов инфляции. Инфляция — это обесценение национальной валюты. В резуль­тате этого происходит обвальное повышение цен на товары и услуги (открытая инфляция). Но если государство «замораживает» цены и действуют при этом инфляционные факторы, то растет инфляционный потенциал (подавленная инфляция), и если цены «отпустить», про­изойдет их лавинообразный рост. Инфляция вызывает рост цен, но не всякий рост цен связан с инфляцией.
    Рассмотрим инфляционные причины роста цен.
    1. Диспропорциональность, или несбалансированность государст­венных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците государствен­ного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в цен­тральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет актив­ного использования «печатного станка», то это приводит к росту мас­сы денег в обращении, следовательно — повышению уровня цен.
    2.  Инфляционный рост цен может происходить, если финансирова­ние  инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитари­зацией экономики. Так, непроизводительное потребление националь­ного дохода на военные цели означает не только потерю национально­го богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополни­тельный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов яв­ляется одной из  причин  хронических дефицитов  государственного бюджета и увеличения государственного долга другим странам, для покрытия которых государство увеличивает денежную массу.
    Для исследования соотношения между ростом денежной массы и ее товарным покрытием необходим анализ динамики производства и уровня цен. Именно индекс цен сигнализирует об инфляции. Рассмот­рим подробнее этот показатель. Для вычисления индекса цен берут от­ношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного на­бора «рыночной корзины» для временного периода и совокупной це­ной идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом перио­де. Обычно состав товаров в «рыночной корзине» подбирается таким образом, чтобы группа была статистически представительной, включа­ла как можно больше товаров, которые приобретаются всем населени­ем. Выражается индекс обычно в процентах:

    Существует мнение, что нужно заменить показатель темпа прирос­та потребительских цен показателями прироста дефлятора ВВП, кото­рый показывает увеличение ВВП за счет роста цен:
       Номинальный ВВП
    Дефлятор ВВП = --------------------------.
    Реальный ВВП
     
    У каждого из этих показателей есть свои преимущества и свои не­достатки. Индекс цен обладает несомненными преимуществами перед индексом (темпа прироста) де­флятора ВВП благодаря относительной простоте и оперативности его расчетов. Без больших затрат его можно определить не только для годовых, но и месячных, а также недельных интервалов. Именно по­этому он широко используется в самых различных целях — от тео­ретического анализа до практических расчетов индексации доходов населения.
    Для предсказания динамики инфляции необходимо учитывать вза­имное влияние основных факторов экономического развития и опреде­лить соответствующие временные лаги. Обычно же изучение вопроса ограничивается анализом динамики денежной массы и индекса потре­бительских цен. В различных странах разрабатываются разнообразные модели прогнозирования уровня инфляции, учитывающие специфику данной национальной экономики.
    Прогнозирование уровня жизни населения. Прогноз уровня жизни, входящий в комплекс «социально-экономи­ческие прогнозы», может считаться и базовым прогнозом, так как он служит основой для определения целей экономического развития (на­ряду с прогнозом развития социальной сферы), а также определения минимума народного благосостояния, в том числе и для наименее за­щищенных слоев населения.
    Рост производства создает условия для увеличения совокупного спроса, а правительство должно путем политики перерас­пределения доходов решать задачи более справедливого их распреде­ления, чем это делает сама экономическая система, защиты наименее обеспеченных слоев населения. Можно сказать, что прогнозирование уровня жизни представляет собой прогнозирова­ние уровня народного благосостояния.
    Главная задача прогнозирования уровня жизни состоит в том, что­бы, как минимум, определить условия, препятствующие в перспективе падению жизненного уровня населения, а также условия, необходимые для роста народного благосостояния.
    В условиях возрастающей роли развития техники и технологии, появления новых потребительских стоимостей (полезностей) важней­шей проблемой прогнозирования уровня жизни становится прогнози­рование изменения (движения) потребностей (спроса) как в количест­венном, так и качественном выражении. В процессе разработки про­гнозов уровня жизни используется система комплексных показателей: демографических, в том числе трудовых: прироста населения и отдельных социальных групп, продолжительности жизни, занятости, безработицы и ее структуры;  социальных: а) численность населения по различным уровням образования, доля средств в федеральном бюджете и  в совокупных расходах населения на здравоохранение, образование и культуру, отра­жающих уровень удовлетворения потребностей в развитии личности; б) уровня и качества обеспеченности населения жильем и коммуналь­ными услугами;  экологических, показатели окружающей   среды, отражающие уровень удовлетворения потребностей в здоровой среде обитания;  экономических: производство ВНП (ВВП), ЧИП и НД на душу населения.
    Прогнозируются комплексные показатели доходов домашних хо­зяйств (семей), их расходы на конечное потребление товаров и услуг. При этом доходы населения прогнозируются по различным группам. Прогнозируются также объемы потребления важнейших материальных благ в натуральном выражении. В состав номинальных доходов включаются: денежные; натуральные; косвенные доходы населения. Реальные доходы населения получаются путем вычета из номиналь­ных доходов оплаты услуг, обязательных платежей и налогов. Конечные доходы определяются путем вычета из реальных доходов добровольных платежей и взносов, прироста сбережений, сокращения за­долженности населения за товары и имущество, купленные в кредит. Для прогнозирования дохода населения основное значение имеет ве­личина личного располагаемого дохода (ЛРД) населения, в том числе оп­лата труда (заработная плата плюс надбавки) и трансфертные платежи (ТП), включающие выплаты по социальному страхованию, пособия по без­работице и т.д. Это основная часть номинальных доходов — денежные до­ходы. Для начисления личного располагаемого дохода используются про­гнозные значения ВВП и объема амортизационных отчислений (АО), а также объем косвенных налогов (КН). Расчет ведется по формуле:

    где ЛРД — прибыль коммерческих организаций.
    Для прогнозирования доходов необходимо прежде всего опреде­лить основной источник — среднемесячную заработную плату по стране. Для этого используется показатель (индекс) роста производи­тельности труда в производственной сфере.
    Показатель производительности труда исчисляется как отношение объема продукции в сопоставимых ценах к численности работающих в производственном секторе экономики. Для расчетов используется ин­декс — соотношение темпов роста среднемесячной зарплаты и произ­водительности труда. Индекс устанавливается обычно экспертным пу­тем на основе его нормативного прогноза по отраслям, использования отраслевых данных по объему производства продукции.


    где ЗП — годовая заработная плата работающих; АО — объем амортизаци­онных отчислений; Пр — балансовая прибыль; КН — косвенные налоги. На основании среднегодового фонда заработной платы по прогно­зируемым коэффициентам исчисляется объем социальных трансферт­ных платежей. На рис. 3.2. представлена схема прогнозных ба­лансов доходов населения.

    Рис 3.2. Прогноз баланса доходов населения
    Аналогичным образом рассчитывается среднемесячная зарплата в сфере услуг, а также косвенные доходы населения, получаемые в про­цессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной сферы, обслуживающих население.
    Прогнозирование занятости населения. Уровень и характер занятости населения непосредственно влияют на его материальное положение, доходы, потребность в социальной за­щите. Занятость населения — это один из важнейших индикаторов состояния социальной сферы страны.
    Цель прогнозирования занятости — это рациональное использова­ние трудового потенциала страны во всех регионах, максимальное обеспечение населения работой. Безотносительно к конкретным усло­виям экономической системы необходимо стремиться к достижению полной занятости, что означает предоставление возможности всем же­лающим и способным трудиться в общественном производстве. Други­ми словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда существуют фрикционная и структурная безработи­цы, а вынужденная (цикличная), вызванная спадом производства, без­работица равна нулю.
    Для прогнозирования занятости следует учитывать многообразие ее видов, имеющих свои преимущества и недостатки, которые следует оценить и учесть в прогнозе.
    Помимо полной занятости, существует еще и неполная, которая стала в современной России очень распространенным явлением.
    В зависимости от характера динамики занятости в течение прогно­зируемого периода различают стабильную (равномерную) и неста­бильную занятость. Естественно, значительные колебания последней нежелательны.
    При прогнозировании возникает необходимость выявления посто­янной, временной и сезонной занятости. Значительный удельный вес временно занятых в общей численности работающих нежелателен по экономическим и социальным причинам: уровень эффективности их труда, как правило, ниже, чем у постоянно занятых, а размеры дохо­дов выше. Что касается сезонной занятости, то ее наличие обусловле­но отраслевыми особенностями.
    Сейчас в РФ сильно колеблется уровень территориальной занято­сти: существуют трудодефицитные и трудоизбыточные регионы. Про­гнозы должны составляться с целью принятия государственных решений по снижению этой разницы, так как она препятствует равномерно­му социально-экономическому развитию территорий и в конечном итоге отрицательно отражается на темпах развития экономики и соци­альной сферы всей страны.
    Отраслевая занятость в современных условиях также неодинакова: существуют отрасли, в которых происходит отток трудовых ресурсов по различным причинам, и отрасли, где предложение рабочих кадров превышает спрос на них. Устранение этого дисбаланса должно стать одной из целей социально-экономического прогнозирования.
    Выделение социальной занятости позволяет оценить и спрогнозиро­вать уровень занятости различных социальных групп: рабочих, служа­щих, пенсионеров.
    Разрабатывается также и прогноз профессиональной занятости, т. е. занятости отдельных профессиональных групп: учителей, врачей, на­учных работников и т. д., с учетом того, что в каждой отрасли исполь­зуется труд представителей различных профессиональных групп.
    Очень важное значение при разработке прогноза имеет выявление и обоснование возрастной занятости населения, т. е. занятости отдель­ных возрастных групп.
    Соотношение различных видов занятости образует структуру заня­тости населения, которая является одним из основных параметров прогноза, так как посредством изменения пропорций между различными видами занятости в определенных направлениях осуществляется обос­нование достижения наиболее эффективного варианта занятости насе­ления в прогнозируемом периоде.
    С целью определения расходов населения, относящихся к блоку «Расходы на социальные и культурные мероприятия и науку» в части жилищно-коммунального хозяйства, проводится прогно­зирование его развития. Для прогнозирования развития ЖКХ применяются следующие по­казатели:
    1.  Исходный показатель — это наличный жилой фонд как сово­купность всех жилых помещений, независимо от форм собственности.
    2.  Общая потребность в жилой площади в прогнозируемый период, рассчитанная исходя из перспективной численности населения и нор­мы его обеспечения жилплощадью на 1 жителя.
    3 Дополнительная потребность в жилплощади в прогнозируемый период, рассчитываемая как разность между общей потребностью в жилой площади и наличным жилым фондом с учетом выбытия.
    4. Ввод в действие жилой площади и объем капитальных вложений в жилищное строительство в прогнозируемый период, определяемые на основе предыдущего показателя и средней стоимости строительства 1 м2 жилой площади, дифференцированной по регионам страны.
    Прогноз развития ЖКХ строится на основе анализа сложившейся в этой отрасли ситуации с помощью указанных показателей и обязатель­но с учетом специфики рынка жилья и деятельности предприятий, ока­зывающих коммунальные услуги. Поэтому в условиях относительно низких доходов основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья для обеспечения его доступности необходима государственная поддержка населения. При составлении прогнозов развития ЖКХ следует учитывать и особенности ситуации, сложившейся в РФ и препятствующей выполнению намеченных целей.
    Что касается сферы бытовых услуг для населения, то к ней отно­сятся организации, оказывающие следующие услуги: ремонт и индиви­дуальный пошив одежды и обуви; ремонт радиотелевизионной аппара­туры, бытовых машин и приборов; изготовление металлоизделий; ре­монт и техническое обслуживание транспортных средств; ремонт и из­готовление мебели; химчистка и хранение; ремонт и строительство жилищ; услуги фотографий, парикмахерских, прачечных, пунктов про­ката; ритуальные услуги; транспортные услуги.
    Прогнозирование развития сферы бытовых услуг основано на рас­четах потребности населения в этих услугах и зависит от множества факторов:  степени развития сферы услуг;  динамики численности населения;  уровня денежных доходов населения;  уровня динамики цен на услуги;  обеспеченности населения предметами культурно-бытового на­значения длительного пользования и их качества.
    При разработке прогноза следует учитывать, что снижение доходов населения, произошедшее в России в последующие годы, вызвало рез­кое снижение спроса на бытовые услуги. Это привело к тому, что мно­гие организации этой сферы прекратили свое существование, а цены rex, которые выжили, сделали эти услуги недоступными большинству жителей России.
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Таким образом, прогнозирование и социально-экономическое программи­рование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государст­венном регулировании ее развития.
    Экономическое прогнозирование - это научная дисциплина, имею­щая своим объектом процессы, связанные с экономической деятельностью, а предметом - познание возможных состояний, функционирующих эконо­мических объектов в будущем.
    Согласно структуре экономического пред­видения основная задача экономического прогнозирования за­ключается, во-первых, в описании возможных состояний экономических объектов в будущем, во-вторых, в создании условий для принятия рацио­нальных управленческих решений. Итог экономического прогнозирования -экономический прогноз, который позволяет:
    а)  оценивать состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений,
    б) определить возможности для изменения будущих событий,
    в) выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем,
    г) осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего,
    д) моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.
    Программирование так же используется государством при моделировании развития экономики.
    Обязанность государства – проводить достаточно жесткую макроэкономическую политику, не допускать инфляцию в таких размерах, когда она становится разрушительной. Государство должно осуществлять контроль за денежной сферой, за количеством денег в обращении, я думаю, не будут спорить ни либералы, ни государственники.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
    1.   Федеральный закон  от 20.07.95 № 115-ФЗ «О государственном  прогнозировании  и программах социально  -экономического развития Российской Федерации» // Российская газета 1995,  26 июля.
    2.   Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика М.: Дело и сервис, 1998 – 560с.
    3.   Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997
    4.   Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях  рынка. Учебное пособие.-М.: ИНФРА, 2002- 260с.
    5.   Владимирова Л П Прогнозирование и планирование в условиях рынка М Изд-во Дом «Дашков и Ко» 2000  -380с.
    6.   Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие, 1 часть. Составитель Сидоренко О.В. –Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2001 -80с.
    7.   Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие, 1 часть. Составитель Коношко Л.В. . –Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2002 -84с.
    8.   Прогнозирование и планирование в экономике: Учебное пособие / под ред. Борисевича В.И.ю. Кандауровой Г.А.. –Мн.: Интерпрессервис, 2001 – 380с.
    9.   Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник –М.: Высш. Школа, 2002 -304с.
    10. Соколинский В. М. Государство и экономика. – М., 1997.
    11. Яковец Ю. В. Прогнозирование циклов и кризисов. М.: МФК, 2000
     
     
    [1] Владимирова Л П Прогнозирование и планирование в условиях рынка М Изд-во Дом «Дашков и Ко» 2000  -с. 38
    [2] Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник –М.: Высш. Школа, 2002 -304с.
     
    [3] Россия 2015: Оптимистический сценарий. М.: ИЭ РАН-ММВБ, 1999. С. 336-352
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Программы и прогнозы социально-экономического развития страны как основа бюджетного планирования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.