Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовый менеджмент как система управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Финансовый менеджмент как система управления
  • Предмет:
    Финансовый менеджмент, финансовая математика
  • Когда добавили:
    15.10.2010 14:17:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    1. Эволюция, базовые концепции и модели финансового менеджмента………….2
    2. Принципы, цели и задачи организации и функции……………………………..11
    3. Финансовый менеджмент как система управления. Субъекты и объекты управления. Финансовый механизм и его основные элементы……………………22
    4. Основные обязанности финансового менеджмента…………………………….26
    Практическое задание……………………………………………………………….32
    Список литературы………………………………………………………………….45
     
     
    1.Эволюция, базовые концепции и модели финансового менеджмента
    В системе управления деятельностью любого предприятия в современных условиях наиболее сложным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX—XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент» (известный американский специалист в области финансового менеджмента — Ю. Бригхем — связывает его зарождение как самостоятельной научной дисциплины в США, где впервые возник этот термин, с 90-ми годами XIX столетия).
    Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
    Выделение финансового менеджмента в самостоятельную научную дисциплину определилось рядом предпосылок:
    В конце XIX века экономическое развитие начало приобретать такие специфические черты, как крупномасштабную организацию хозяйственной (а соответственно и финансовой) деятельности развитие мощных корпораций, организуемых в форме акционерных обществ.
    В связи с активным расширением акционерных обществ и повышением роли финансового капитала мощный импульс к развитию получил финансовый рынок.
    В системе общей экономической теории были в целом сформированы основы теории финансов и теории фирмы, что обусловило возможность синтеза основных положений этих теорий в новом научном направлении.
    На рубеже Х1 Х-ХХ веков начато формирование основ научного управления предприятием, которое связывается с Ф. Тейлором и А. Файолем. Многие принципы общей системы управления предприятием требовали конкретизации с учетом специфики управления финансовой деятельностью.
    Разработанные к рассматриваемому периоду методологические подходы школы маржиналистов к количественному микроэкономическому анализу деятельности предприятия позволяли решать основные задачи управления его финансами не только в теоретическом, но и практическом аспекте.
    Таким образом, выделение финансового менеджмента в самостоятельную научную дисциплину, с одной стороны, было вызвано потребностями практики, а с другой, — возможностями использования соответствующего теоретического базиса, накопленного к этому периоду.
    За более чем столетний период своего существования финансовый менеджмент прошел ряд этапов.
    На первоначальном этапе своего становления финансовый менеджмент был направлен на решение следующих основных проблем:
    O   определение источников и форм привлечения капитала;
    O   изучение возможностей увеличения финансовых ресурсов за счет эмиссии акций и облигаций;
    O   рассмотрение финансовых аспектов и форм объединения отдельных компаний;
    O   формирование системы рейтинговой оценки облигаций и других долговых обязательств, а позднее и акций;
    O   разработку системы основных индикаторов состояния и динамики конъюнктуры финансового рынка и т.п.
    Второй этап развития финансового менеджмента (1931 — 1950) был связан, прежде всего с Великой депрессии 1930 г. и послевоенного экономического спада. Важнейшими целями управления финансовой деятельностью предприятий этого периода являлись вывод предприятий из кризисного состояния и предотвращение их банкротства, с одной стороны, и восстановление их активности как субъектов финансового рынка, с другой. Научные усилия в области финансового менеджмента были направлены на решение следующих основных проблем:
    O   формирование системы методов углубленной диагностики и критериев интегральной оценки финансового состояния предприятий;
    O   определение основных направлений вывода предприятий из финансового кризиса, форм и методов регулирования процедур санации и банкротства;
    O   формирование методов и показателей оценки реальной рыночной стоимости основных финансовых инструментов инвестирования с учетом фактора риска и т.п.
    Третий этап развития финансового менеджмента (1951–1980) без преувеличения можно назвать периодом расцвета его концептуальных основ:
    O   теоретическое обоснование главной цели финансовой деятельности предприятия;
    O   выявление условий эффективного формирования портфеля финансовых инвестиций;
    O   углубление методологических подходов и методического аппарата оценки; различных видов финансовых инструментов инвестирования;
    O   формирование условий равного доступа к информации и обеспечение его прозрачности;
    O   разработка методологии оценки стоимости капитала;
    O   формирование теоретических основ дивидендной политики компании;
    O   повышение эффективности управления оборотными активами предприятия;
    O   формирование методологических основ финансового планирования и бюджетирования и т.д.
    Основы современной парадигмы финансового менеджмента были сформированы именно на этом этапе его развития.
    Четвертый, этап развития финансового менеджмента (с 1981 г. по настоящее время) характеризуется усилением процессов глобализации экономики, возрастанием нестабильности конъюнктуры отдельных видов финансовых рынков, как национальных, так и мировых.
    В этих условиях развитие финансового менеджмента направлено на решение следующих основных проблем:
    O   интеграция теоретических выводов различных научных школ (американской, европейской, японской и);
    O   обоснование принципов и моделей финансового обеспечения устойчивого роста предприятия;
    O   совершенствование системы методов фундаментального анализа конъюнктуры финансового рынка;
    O   активная разработка новых финансовых инструментов и финансовых технологий; формирование нового направления финансовой науки — «финансовой инженерии»;
    O   дальнейшее развитие информационных технологий в сфере финансового рынка и финансов предприятий;
    O   углубление методов оценки инвестиционной привлекательности отдельных финансовых активов;
    O   конкретизация теоретических основ разработки финансовой стратегии предприятия.
    Систему важнейших теоретических концепций и моделей, составляющих основу современной парадигмы финансового менеджмента, можно условно разделить на следующие группы:
    1. Концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности предприятия.
    2. Концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора.
    3. Концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и формированием рыночных цен.
    Первая группа концепций и моделей
    1. Концепция приоритета экономических интересов собственников. Впервые ее выдвинул американский экономист Герберт Саймон.Он сформулировал целевую концепцию экономического поведения, заключающуюся в необходимости приоритетного удовлетворения интересов собственников.В прикладном своем значении она формулируется как «максимизация рыночной стоимости предприятия». В 1978 г. Г. Саймону была присуждена Нобелевская премия по экономике.
    2. Современная портфельная теория. Ее родоначальником является Гарри Марковец, изложивший основные принципы данной концепции в 1952 г. в работе «Выбор портфеля». В основе этой концепции лежат методологические принципы статистического анализа и оптимизации соотношения уровня риска и доходности рисковых инструментов финансового инвестирования. В дальнейшем в разработку этой теории существенный вклад внесли Джеймс Тобин и Уильям Шарп. Все три исследователя являются лауреатами Нобелевской премии по экономике.
    3. Концепция стоимости капитала. Первоначальные теоретические разработки этой проблемы были осуществлены еще в 1938 году американским экономистом Джоном Уильямсом и изложены в работе «Теория инвестиционной стоимости». Эта концепция получила отражение в 1958 г. в работе американских исследователей Франко Модильяни и Мертона Миллера «Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций». Сущность этой концепции состоит в минимизации средневзвешенной стоимости капитала что при прочих равных условиях обеспечивает максимизацию благосостояния собственников.
    4. Концепция структуры капитала. Это одна из краеугольных концепций финансового менеджмента также была выдвинута Франко Модильяни и Мертоном Миллером и изложена в их работе «Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций» (1958 г.). В основе этой концепции лежит, механизм влияния избранного предприятием соотношения собственного и заемного капитала на показатель его рыночной стоимости.
    5.Теория дивидендной политики. Основы теоретических разработок этой проблемы были заложены в 1956 году американским экономистом Джоном Линтером в его работе «Распределение корпоративного дохода между дивидендами, капитализацией и налогами». Однако существенные теоретические выводы были сделаны Мертоном Миллером и Франко Модильяни в их работе «Дивидендная политика, возрастание стоимости акций», опубликованной в 1961 году.
    6. Модели финансового обеспечения устойчивого роста предприятия. Первая из этих моделей была разработана в 1988 году американским экономистом Джеймсом Ван Хорном и изложена в его работе «Моделирование устойчивого роста». Затем более усложненные модели устойчивого роста предприятия были разработаны Робертом Хиггинсом. Они рассматриваются в его работе «Какие темпы роста может позволить себе фирма», опубликованной в 1997 году.
    Вторая группа концепций и моделей
    1. Концепция стоимости денег во времени. Основные теоретические положения этой концепции были сформулированы в 1930 году Иркином Фишером в работе «Теория процента: как определить реальный доход в процессе инвестиционных решений». Позднее в 1958 году Джоном Хиршлейфером в работе «Теории оптимального инвестиционного решения». Сущность концепции в том, что настоящая стоимость денег всегда выше их будущей стоимости в связи с альтернативой возможного их инвестирования, а также влиянием факторов инфляции и риска.
    2. Концепция взаимосвязи уровня риска и доходности. Теоретические основы этой концепции впервые были сформулированы в 1921 году Фрэнком Найтом — основателем Чикагской школы экономической теории — в книге «Риск, неопределенность и прибыль». Сущность концепции в том, что между уровнем ожидаемого дохода и уровнем сопутствующего ему риска существует прямо пропорциональная зависимость.
    3. Модели оценки акций и облигаций на основе их доходности. Простейшие модели оценки акций и облигаций на основе данных об их доходности были впервые систематизированы Джоном Уильямсом еще в 1938 году в его работе «Теория инвестиционной стоимости». Затем система моделей этого вида была дополнена Майроном Гордоном в работе «Инвестирование, финансирование и оценка стоимости корпорации», опубликованной в 1962 г. и Скоттом Бауманом
    в работе «Инвестиционный доход и настоящая стоимость», опубликованной в 1969 г. В основе всех моделей оценки этого вида лежит дисконтированная стоимость ожидаемой доходности финансовых инструментов при соответствующем уровне их риска.
    4. Модель оценки финансовых активов с учетом систематического риска. Уильям Шарп, опубликовал ее в 1964 году в работе «Цены финансовых активов». Ее основу составляет определение необходимого уровня доходности отдельных финансовых инструментов инвестирования с учетом уровня их систематического риска. Позднее эта модель была усовершенствована Джоном Линтнером в 1965 году, Яном Моссиным в 1966 году и другими исследователями.
    Модель оценки опционов. Эта модель предложена американскими экономистами Фишером Блэком и Майроном Скоулзом в 1973 году в работе «Ценообразование корпоративных обязательств». Модель отражает теоретическую концепцию авторов об условиях ценообразования такого рода финансовых активов. Позднее были разработаны альтернативные модели этого вида, в частности, модель Роберта Мертона в работе «Теория рационального ценообразования опционов», опубликованной в 1973 году; модель Джона Кокса и Стефена Росса в работе «Ценообразование опционов в альтернативном стохастическом процессе», опубликованной в 1976 году, и другие.
    Третья группа концепций
    1. Гипотеза эффективности рынка. Эта гипотеза была выдвинута в 1970 году американским экономистом Юджином Фама в работе «Эффективные рынки капитала: обзор теоретических и практических исследований». Она отражает зависимость ценовой эффективности фондового рынка от уровня информационного обеспечения его участников. В зависимости от условий информационного обеспечения участников следует различать слабую, среднюю (полусильную) и сильную ценовую эффективность фондового рынка. Эта гипотеза дала импульс многочисленным исследованиям в области прогнозирования повышенной доходности отдельных видов ценных бумаг, связанной с их недооценкой рынком.
    2. Концепция агентских отношений. Авторами этой концепции являются американские исследователи Майкл Дженсен и Уильям Меклинг, опубликовавшие ее в 1976 году в работе «Теория фирмы: управленческое поведение, агентские затраты и структура собственников». Рассматриваемая концепция предполагает, что деятельность менеджеров (агентов) лишь тогда будет направлена на реализацию главной цели управления финансами, если она будет дополнительно стимулироваться их участием в прибыли и соответственно эффективно контролироваться собственниками.
    3. Концепция асимметрической информации. Авторами этой концепции являются американские экономисты Стюарт Майерс и Николас Майджлаф, опубликовавшие ее в 1984 г. в работе «Корпоративное финансирование и инвестиционные решения в условиях, когда фирмы владеют информацией, которой не располагают инвесторы». Сущность е? в том, что потенциальные инвесторы — возможные покупатели ценных бумаг компании располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры. В результате асимметрической информации инвесторы несут впоследствии определенные финансовые потери.
    4. Арбитражная теория ценообразования. Она была разработана американским профессором Стефеном Россом в 1976 году и изложена в его работе «Арбитражная теория ценообразования финансовых активов». Основу этой теории составляет положение о том, что на конкурентных финансовых рынках «арбитраж» (спекулятивные операции, основанные на разнице рыночных цен на отдельных рынках) обеспечивает выравнивание реальных рыночных цен отдельных финансовых активов в соответствии с уровнем их риска и доходности. Позднее (в 1984 г.) на основе конкретизации этих факторов данные модели оценки были уточнены Ричардом Роллом и Стефеном Россом в работе «Использование теории арбитражного ценообразования при стратегическом планировании инвестиционного портфеля».
     
     
    2.Принципы, цели и задачи организации и функции
    Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:
    Интегрированность с общей системой управления предприятием
    Комплексный характер формирования управленческих решений.
    Высокий динамизм управления.
    Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений.
    Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
    Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.
    С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его главная цель и задачи.
    С развитием микроэкономической теории (а затем — теории фирмы) менялись и подходы экономистов к определению главной цели функционирования предприятия
    1. Модель максимизации прибыли. Впервые эта целевая модель деятельности предприятия была четко сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и затем развита в работах представителей неоклассической школы. Реализация этой целевой модели обеспечивалась путем достижения равенства показателей предельного дохода и предельных затрат предприятия.
    Впоследствии эта формулировка была подвергнута критике многими экономистами.
    Прежде всего было отмечено, что практика учета во всех странах выделяет только бухгалтерскую прибыль, которая представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами (издержками). Эта прибыль не учитывает целый ряд внутренних затрат предприятия — тех затрат ресурсов, которые бухгалтерским учетом не отражаются. Поэтому для оценки реального результата финансовой деятельности предприятия было введено понятие «экономической прибыли», которая представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой.
    Вместе с тем, использование в качестве главной целевой функции предприятия модели максимизации даже экономической прибыли вновь не удовлетворило многих экономистов. Полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития.
    Отсутствие связи модели максимизации прибыли с характером ее распределения делает бессмысленным осуществление эффективной дивидендной политики предприятия, так как уровень капитализации прибыли не отражается данным целевым критерием.
    Наконец, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне финансового риска, связанного с осуществлением его хозяйственных операций.
    С учетом изложенного, можно сделать вывод, что в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важнейших задач хозяйственной, но не как главная цель функционирования предприятия.
    2. Модель минимизации трансакционных издержек базируется на теоретических подходах неоинституционализма, в частности, его основоположника — лауреата Нобелевской премии по экономике Р. Коуза. Он первый ввел понятие «трансакционные издержки», которые определил как затраты по обслуживанию сделок на рынке.
    По результатам исследований американских экономистов Д. Уоллиса и Д. Норта в США доля трансакционных издержек в валовом внутреннем продукте уже в 1970 году составила 54,9% и имела тенденцию к постоянному возрастанию. Вместе с тем, предложенный главный целевой критерий функционирования предприятия имеет ряд существенных недостатков.
    Прежде всего, информативное обеспечение процесса формирования «чистых» трансакционных издержек предприятия требует значительного расширения объема учетных работ и вызовет рост «учетных трансакционных издержек» (вместо их экономии).
    Кроме того, критерий минимизации трансакционных издержек не обеспечивает оценку усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, так как при этом вне поля зрения остаются все другие виды его издержек (не связанные с обслуживанием коммерческих сделок).
    И наконец, любая экономия затрат предприятия не может носить характер глобальной цели его функционирования, так как не увязана с его развитием и с конечными экономическими интересами основных групп участников его хозяйственного процесса.
    3. Модель максимизации объема продаж. Приверженцы этой модели объясняют ее преимущество следующими доводами.
    Во-первых, данный целевой критерий наилучшим образом отражает результаты деловой активности предприятия в рыночной среде.
    Во-вторых, он отражает результаты реализации не только экономической, но и социальной миссии предприятия, направленной на обеспечение потребностей покупателей в товарах и услугах.
    В-третьих, максимизация объема продажи интегрирует в своем составе и максимизацию прибыли.
    В-четвертых, рост объема продаж требует не только активизации маркетинговых усилий предприятия, но и постоянных изменений в технологии производства и реализации продукции.
    В-пятых, в психологическом плане, как управленческий аппарат, так и рабочие более чувствительны к объемным показателям деятельности предприятия.
    Вместе с тем, объективная оценка этой модели как главной целевой функции предприятия показывает, что она имеет ряд существенных недостатков.
    Так, потребительский выбор товаров и услуг является функцией рыночной среды, которая очень изменчива под влиянием множества факторов. Поэтому с позиций перспективности оценки такая главная целевая функция предприятия оказывается очень уязвимой.
    С этих же позиций не всегда эффективными являются и инновационные усилия предприятия по обеспечению высоких объемов продаж своей продукции. Уязвимостью данной модели является также то, что хотя ее целевая функция поддерживает рост доходов предприятия, она практически не увязана с экономией его расходов.
    Изложенное позволяет констатировать, что модель максимизации объема продаж не может быть использована как главная целевая функция предприятия.
    4. Модель максимизации темпов роста предприятия. В составе этой модели в отличие от предыдущей присутствуют и темпы роста операционной прибыли предприятия, и основные пропорции распределения этой прибыли (т.е. элементы дивидендной политики), и важнейшие структурные параметры финансового состояния хозяйствующего субъекта.
    Вместе с тем, практическое использование этой модели (как альтернативной моделям максимизации прибыли или продаж) позволило вскрыть довольно существенные ее недостатки. Прежде всего, эта модель в качестве целевой функции может функционировать лишь в условиях устойчивости спроса на продукцию. Однако, в условиях высокой колеблемости конъюнктуры рынка делает данную модель очень уязвимой. Кроме того, модель фиксирует в качестве основной предпосылки фактически достигнутый уровень прибыли предприятия, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода.
    Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что максимизация темпов роста предприятия может рассматриваться как одна из важных задач, но не как главная цель его функционирования.
    5. Модель обеспечения конкурентных преимуществ. Преимуществами этой целевой концепции предприятия является то, что она отражает результаты деятельности практически всех его основных служб — конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счет разработки нового продукта, повышения качества товаров и услуг, эффективного маркетинга, оптимальной ценовой политики, снижения издержек и т.д.
    Кроме того, конкурентные преимущества обеспечивают формирование избыточной доходности (прибыльности) предприятия.
    Вместе с тем, и этот целевой критерий функционирования предприятия имеет ряд недостатков. Понятие «конкурентное преимущество» характеризуется целым рядом показателей, которые очень сложно интегрировать в едином измерителе. Кроме того, конкурентное преимущество характеризует относительное положение предприятия в рамках конкретной отрасли, в то время как значительная часть предприятий являются многоотраслевыми. Наконец, многие экономисты отмечают, что конкурентное преимущество предприятие может поддерживать лишь в относительно коротком периоде времени.
    Таким образом, обеспечение конкурентных преимуществ может рассматриваться как задача основных функциональных систем управления, но не как главная цель функционирования предприятия.
    6. Модель максимизации добавленной стоимости как главная целевая функция предприятия была выдвинута японскими экономистами и получила название «японской модели развития фирмы».
    Преимуществом данного целевого критерия оценки деятельности предприятия является то, что он позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов не только рабочих и менеджеров, но и собственников предприятия. В достаточной мере могут быть учтены при формировании данного целевого показателя и инвестиционные потребности предприятия в развитии основных средств и нематериальных активов инновационного характера. Наконец, данный целевой критерий носит долгосрочный характер, т.е. легко моделируется в стратегической перспективе.
    Вместе с тем, рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток— она вступает в конфликт с экономическими интересами конечного покупателя продукции.
    С учетом этого «японская модель развития фирмы» не была поддержана ни европейскими, ни американскими экономистами.
    7. Модель максимизации рыночной стоимости предприятия. В течение последнего десятилетия эта концепция получила приоритетное развитие в США, Европе и Японии, ее поддерживает преимущественная часть руководителей фирм и компаний в странах с развитой рыночной экономикой.
    Эта модель характеризуется следующими основными особенностями:
    Целевая модель, ориентированная на стоимость, определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью предприятия. Владельцы как конечные претенденты на доход в наибольшей степени заинтересованы в эффективном управлении предприятием.
    Модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует экономические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия. Собственники, заботясь о максимальном увеличении своего благосостояния, одновременно способствуют росту благосостояния всех других экономических субъектов.
    Целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных его служб и подразделений. Ни одна из ранее рассмотренных целевых моделей функционирования предприятия не противоречит его ориентации на максимизацию рыночной стоимости.
    Показатель рыночной стоимости предприятия обладает более широким спектром и более глубоким потенциалом роста в сравнении с другими целевыми показателями. Кроме роста доходов и снижения издержек, возрастание его рыночной стоимости может обеспечиваться ростом его имиджа, организационной культурой, использованием эффекта синергизма и Кроме того, если размеры прибыли или экономии издержек имеют свои пределы на каждом предприятии, то размеры возрастания его рыночной стоимости таких пределов практически не имеют.
    Модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует текущие и перспективные цели развития предприятия. Такая гармонизация достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на любом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дисконтирования.
    Показатель рыночной стоимости обеспечивает возможность оценки более отдаленной перспективы функционирования предприятия в сравнении с другими целевыми ориентирами.
    Показатель рыночной стоимости реализует наиболее полную информацию о функционировании предприятия в сравнении с другими оценочными показателями.
    Данная модель охватывает все основные направления финансовой деятельности — инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, а соответственно позволяет оценить качество всего спектра принимаемых финансовых решений.
    Динамика рыночной стоимости является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности использования капитала предприятия. Количественным выражением этого критерия выступает соотношение рыночной стоимости предприятия (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию).
    Динамика рыночной стоимости предприятия формирует мнение инвесторов о способности его менеджеров эффективно управлять этим процессом, а соответственно определяет мотивацию их экономического поведения.
    Мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров.
    Рассмотрение сущности и особенностей отдельных моделей целевой функции предприятия показывает, что наиболее приемлемой из них в условиях рыночной экономики является модель максимизации рыночной стоимости предприятия.
    Учитывая, что наибольшую роль в реализации этой модели играют финансовые службы предприятия, она может быть принята в качестве главной цели управления финансовой деятельностью и сформулирована следующим образом: главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
    В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих основных задач:
    1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
    2. Обеспечение наиболее эффективного распределения
    и использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
    3. Оптимизация денежного оборота.
    4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска.
    5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли
    6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
    7. Обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности
    Функции финансового менеджмента
    Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы: 1) функции финансового менеджмента как управляющей системы (состав этих функций в целом характерен для любого вида менеджмента) 2) функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием (состав этих функций определяется конкретным объектом финансового менеджмента).
    В группе функций финансового менеджмента как управляющей системы основными функциями являются:
    1.   Разработка финансовой стратегии предприятия.
    2.   Создание организационных структур, обеспечивающих принятие реализацию управленческих решений.
    3.   Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.
    4.   Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.
    5.   Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям.
    6.   Разработка действенной системы стимулированья реализации управленческих решений.
    7.   Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.
    В группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием основными из них является:
    1.   Управление активами.
    2.   Управление капиталом.
    3.   Управление инвестициями.
    4.   Управление денежными потоками.
    5.   Управление финансовыми рисками
    Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства. В процессе реализации этой функции на основе постоянного мониторинга финансового состояния предприятия диагностируется угроза его банкротства; оценивается уровень этой угрозы; используются внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия, а в необходимых случаях — обосновываются направления и формы его санации.
    Основные функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности. С учетом осуществления такой конкретизации на каждом предприятии стоится многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью.
     
     
    3. Финансовый менеджмент как система управления. Субъекты и объекты управления. Финансовый механизм и его основные элементы
    Как и каждая управляющая система финансовый менеджмент предполагает наличие определенного объекта управления. Таким объектом управления выступают финансы предприятия и его финансовая деятельность.
    Классификация предприятий как объектов финансового менеджмента по отдельным классификационным признакам:
    1.   По формам собственности с позиций финансового менеджмента принято выделять предприятия государственной и негосударственной форм собственности.
    2.   По организационно-правовым формам деятельности различают три принципиальных вида предприятий — индивидуальные, партнерские и корпоративные.
    3.   По отраслевому признаку предприятия подразделяются в соответствии с действующим классификатором отраслей (видов деятельности).
    4.   По размеру собственного капитала предприятия принято подразделять на малые, средние, большие и крупные.
    5.   По монопольному положению на рынке выделяются предприятия — «естественные монополисты»; предприятия, занимающие монопольное положение по критерию доли реализации на соответствующем рынке своей продукции. предприятия, осуществляющие свою деятельность в конкурентной рыночной среде.
    6.   По стадии жизненного цикла выделяют предприятия, находящиеся на стадии «рождения» «детства», «юности», «ранней зрелости», «окончательной зрелости», и «старения».
    Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием и определенных субъектов управления. Современная практика финансового менеджмента позволяет выделить три основных группы таких субъектов.
    Собственник предприятия самостоятельно осуществляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности.
    Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом — наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления предприятием.
    Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом — наемным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия.
    Механизм финансового менеджмента
    Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:
    1. Система регулирования финансовой деятельности включает:
    O   Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
    O   Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
    O   Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:
    O   Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.
    O   Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
    O   Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.
    O   Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
    O   Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).
    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:
    O   Цену.
    O   Процент.
    O   Прибыль.
    O   Амортизационные отчисления.
    O   Чистый денежный поток.
    O   Дивиденды.
    O   Синергизм.
    O   Пени, штрафы, неустойки.
    O   Прочие экономические рычаги.
    Система финансовых методов состоит из следующих основных способов и приемов, с помощью которых обосновываются управленческие решения:
    O   Метод технико-экономических расчетов.
    O   Балансовый метод.
    O   Экономико-статистические методы.
    O   Экономико-математические методы.
    O   Экспертные методы (методы экспертных оценок).
    O   Методы дисконтирования стоимости.
    O   Методы наращения стоимости (компаундинга).
    O   Методы диверсификации.
    O   Методы амортизации активов.
    O   Методы хеджирования.
    O   Другие финансовые методы.
    5. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:
    O   Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
    O   Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
    O   Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
    O   Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
    O   Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
    O   Прочие виды финансовых инструментов.
    Эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.
    4. Основные обязанности финансового менеджмента
    Основные задачи, стоящие перед финансовым менеджером, определяются под влиянием целого ряда факторов: конкурентной среды, необходимости постоянного технологического совершенствования, потребности в капитальных вложениях, меняющегося налогового законодательства, мировой конъюнктуры, политической нестабильности, информационных тенденций, изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке формируя соответствующую финансовую политику, финансовый менеджер должен разработать алгоритм достижения финансового успеха. Максимизация средств предприятия благодаря выбору способов финансирования, проведению соответствующей дивидендной политики и минимизации рисков при получении чистой прибыли — задачи текущей и перспективной деятельности в области управления финансами, В общем комплексе задач финансового менеджера можно выделить пять основных блоков:
    O   финансовое планирование;
    O   управление ресурсами;
    O   управление структурой капитала;
    O   инвестиционную деятельность;
    O   контроль и анализ результатов.
    Каждый из этих блоков представляет отдельный сегмент финансового управления, направленный на достижение общего результата, — тактических и стратегических целей развития предприятия.
    Финансовое планирование обеспечивает составление различных смет и бюджетов, определяет количество необходимых ресурсов.
    Управление финансовыми ресурсами определяет направление движения денежных потоков с момента формирования товарно-материальных запасов до завершения всех расчетов, а затем распределения и использования полученного финансового результата.
    Структура капитала многом предопределяет внутренние и внешние источники финансирования как долгосрочные и краткосрочные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность.
    Принятие инвестиционных решений предполагает хорошее знание финансовым менеджером фондового рынка, а также собственного имущества, определяющего размеры реальных инвестиций (капитальных вложений) в случае замены или создания новых основных фондов.
    Контроль исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов обеспечивают эффективное распределение средств между различными направлениями деятельности предприятия. Такая работа предполагает обработку финансовой информации и представление ее в виде финансовой отчетности. Практика управления финансами определяет набор функций финансового менеджера, исполнение которых является обязательным и не зависит от отраслевой принадлежности и размеров предприятия.
    Финансовый менеджер должен обеспечить:
    1.   в области планирования:
    O   долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
    O   составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат,
    O   ценовую политику и прогнозирование объемов продаж,
    O   оценку эффективности затрат,
    O   оценку приобретаемого и реализуемого имущества,
    O   анализ экономических показателей и факторов изменения
    объемов производства и продаж;
    2.   в области учета и контроля:
    O   определение политики бухгалтерского учета,
    O   систему и порядок учета,
    O   учет издержек производства и обращения,
    O   подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность,
    O   внутреннюю ревизию (аудит),
    O   подготовку информации для руководства о результатах деятельности,
    O   сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями;
    3.   в области управления фондами:
    O   проведение банковских операций,
    O   получение, хранение и выплату наличных денег,
    O   проведение операций с ценными бумагами,
    O   кредитование и взыскание денежных средств,
    O   управление инвестиционным портфелем,
    O   контроль и регулирование денежных операций.
    Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:
    1.   в области управления денежными фондами:
    O   регулирование и контроль денежных операций,
    O   получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата
    O   наличных денег,
    O   проведение банковских операций,
    O   коммерческое кредитование и взыскание денежных средств,
    O   управление инвестиционным портфелем;
    2.   в области планирования:
    O   участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
    O   бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат,
    O   оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий,
    O   анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат,
    O   планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики,
    O   оценка приобретаемого или реализуемого имущества;
    3.   в области управления структурой капитала:
    O   определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования,
    O   определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования,
    O   поиск внутренних резервов и направление их использования;
    4.   в области учета и контроля:
    O   определение учетной политики,
    O   учет издержек производства и обращения,
    O   внутренняя ревизия и контроль (аудит),
    O   подготовка различных видов отчетности,
    O   сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями,
    O   представление руководству информации о финансовых результатах деятельности;
    5.   в области реализации налоговой политики:
    O   разработка налоговой политики,
    O   планирование и перечисление налогов и сборов,— подготовка налоговой отчетности;
    6.   в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия:
    O   структурирование рисков,
    O   анализ конъюнктуры фондового рынка,
    O   разработка планов превентивных мероприятий,
    O   формирование страховых фондов и резервов,
    O   обеспечение внешнего страхования,
    O   внутренний контроль сохранности имущества,
    O   анализ инвестиционных проектов,
    O   формирование инвестиционного портфеля клиентов,
    O   управление портфелем ценных бумаг,
    O   привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности,
    O   обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики;
    7.   в области консалтинговой деятельности:
    O   консалтинг для сторонних организаций (контрпартнеров),
    O   консалтинг руководителей предприятия по финансово-экономическим вопросам,
    O   консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым операциям,
    O   консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия;
    8.   в области разработки информационных систем управления:
    O   изучение современных информационных систем управления,— оценка предлагаемого программного обеспечения,
    O   разработка и использование информационных систем управления,
    O   разработка методик эффективного использования информационных систем.
    Активное использование современного программного компьютерного обеспечения, работающего в единой сети, позволяет не только повышать скорость сбора, обработки и использования оперативной информации, но и обеспечивает более высокий уровень контроля ее достоверности, понимание управленческих решений на уровне всей структуры, эффективное финансовое управление, поскольку функции каждого менеджера представляют элементы единой системы. Организационная структура финансового управления на предприятии объединяет всех сотрудников финансовой службы благодаря распределению функциональных обязанностей.
     
    Практическое задание
    Задание № 2. Инвестиционная деятельность предприятия
    Определить целесообразность вложения средств в будущий бизнес при заданном сроке окупаемости.
     
    Исходные данные:
    Инвестиции, тыс. руб.   1000
    Доходы от продажи
    продукций, тыс. руб.:
    -  1-й год   300
    -  2-й год 1200
    -  3-й год   900
    Средний процент по
    банковским кредитам:
    -  1-й год   5
    -  2-й год   8
    -  3-й год   12
    Индекс роста цен:
    -  1-й год   1,2
    -  2-й год   1,3
    -  3-й год   1,4
    Срок окупаемости, лет   1
     
    Решение:
    1. Скорректируем будущие доходы на коэффициент дисконтирования по формуле:
    1  
    Ко = ???? ,
    ( 1 + К)t

    где К – темп изменения ценности денег (обычно принимается на уровне среднего процента по банковским кредитам); t – номер года с момента начала инвестиций.
    1  
    К1 = ????  = 0,95
      ( 1 + 0,05)1
     
      1
    К2 = ??????????  = 0,88
      ( 1 + 0,05)1  х ( 1 + 0,08)1
      1
    К3 = ?????????????????  = 0,79
    ( 1 + 0,05)1  х (1 + 0,08)1 х (1 + 0,12)1

    Тогда дисконтированные доходы составят по годам соответственно:
    1 год   300 х 0,95 =  285 тыс. руб.
    2 год   1200 х 0,88 =  1056 тыс. руб.
    3 год   900 х 0,79=  711 тыс. руб.
      Определим срок окупаемости по годам
    1000 / [(285+1056+711)/ 3 ] = 1,46
     
    Необходимо около 1,5 лет, чтобы окупить инвестиционные вложения после применения коэффициента дисконтирования, вместо ожидаемого срока окупаемости в 1 год.
    Изменение ценности денег в динамике происходит и по другой причине – из-за инфляции.
    2. Устраним влияние инфляционных факторов на основе коэффициентов обесценивания, которые определяются как величины, обратные индексам цен.
    1 год   1/1,2 = 0,83
    2 год   1/1,3 = 0,77
    3 год   1/1,4 = 0,71
    Тогда скорректированные величины доходов составят соответственно по годам:
    1 год   285 х 0,83 = 237 тыс. руб.
    2 год   1056 х 0,77 = 813 тыс. руб.
    3 год   711 х 0,71 = 505 тыс. руб.

    Расчеты  показывают,  что  сумма  доходов  в  первый год недостаточна для покрытия инвестиций. В течение  второго года на это необходимо направить еще 755 (1000 – 237) тыс. руб. При таких денежных потоках срок окупаемости составит 1,1 (2-755/813), что чуть больше расчетного и предполагаемого срока окупаемости (1 год). Проект не выгоден для инвестирования.
     
     
    Задание № 3
    Пример № 1
    Определить, будет ли безубыточным бизнес по производству булочек при заданном объеме продаж.
     
    Исходные данные:
    Предполагаемый объем продаж в
    день, шт.   310
    Затраты на изготовление
    1 тыс. шт. булочек:
    -  мука кг/руб. за 1 кг     60/55
    -  молоко л/руб. за 1 л.     10/16
    -  яйца шт./руб. за 1 дес.     20/14
    -  дрожжи кг./руб. за 1 кг.   3/200
    -  соль кг./ руб. за 1 кг.     0,2/3,5
    -  повидло кг./ руб. за 1 кг   50/60
    -  сахар кг./ руб. за 1 кг.     2/13
    Оплата труда, тыс. руб./мес. 35
    Расходы на канцтовары, тыс. руб./мес.   0,6
    Страхование тыс. руб./год   50
    Амортизация оборудования:
    -  стоимость оборудования, тыс. руб. 600
    -  норма амортизации, %   10
    Кредит:
    -  сумма, тыс. руб.   180
    -  годовая ставка, % 32
    -  срок возврата, мес.   3
    Эксплуатационные расходы, тыс. руб./м.    3
    Налоги, включ. в затраты, тыс. руб./ в кв.   15
    Цена одной булочки, руб.   4,5
     
     
    Решение:
     
    Составим калькуляцию и смету затрат:
    Плановая калькуляция и смета затрат (согласно исходных данных)
    Наименование затрат
    На тысячу булочек
    На 1 булочку
    На месячный объем (310 шт. * 30 дн. = 9300 бул.)
    На годовой объем 9300 * 12 мес. = 111600бул.
    Переменные затраты:
     
     
     
     
    - мука 60/55
    3300
    3,3
    30690
    368280
    - молоко 10/16
    160
    0,16
    1488
    17856
    - яйца 2/14
    28
    0,028
    260,4
    3124,8
    - дрожжи 3/200
    600
    0,6
    5580
    66960
    - соль 0,2/3,5
    0,7
    0,0007
    6,51
    78,12
    - повидло 50/60
    3000
    3
    27900
    334800
    - сахар 2/13
    26
    0,026
    241,8
    2901,6
    Итого переменных затрат
    7114,7
    7,1147
    66166,71
    794000,52
    Постоянные затраты
     
     
     
     
    - оплата труда
     
    0,31
     
    35000
    - канцелярские расходы
     
    0,06
     
    7200
    - страхование
     
    0,45
     
    50000
    - амортизация
     
    0,54
     
    60000
    - процент за кредит и кредит
     
    1,74
     
    194400
    - эксплуатационные расходы
     
    0,32
     
    36000
    - налоги
     
    0,54
     
    60000
    Итого постоянных затрат
     
    3,96
     
    442600
    Итого суммарных затрат
     
    11,07
     
    1236600,52
     
    Цена одной булочки составляет 4,5 рубля.
    Таким образом, маржинальный доход (МД) составит:
    МД = Цена – Переменные затраты = 4,5 – 7,11 = -2,61 руб.
    Следовательно, бизнес убыточен.
    Для того, чтобы довести бизнес до безубыточности составим следующую плановую калькуляцию и смету затрат, при этом снизим только переменные затраты, в частности на муку, дрожжи и повидло:
     
     
    Плановая калькуляция и смета затрат (с учетом снижения переменных затрат)
    Наименование затрат
    На тысячу булочек
    На 1 булочку
    На месячный объем (310 шт. * 30 дн. = 9300 бул.)
    На годовой объем 9300 * 12 мес. = 111600бул.
    Переменные затраты:
     
     
     
     
    мука 60/2,34
    140,3
    0,1403
    1304,79
    15657,5
    молоко 10/16
    160
    0,16
    1488
    17856
    яйца 2/14
    28
    0,028
    260,4
    3124,8
    дрожжи 3/5
    15
    0,015
    139,5
    1674
    соль 0,2/3,5
    0,7
    0,0007
    6,51
    78,12
    повидло 50/3
    150
    0,15
    1395
    16740
    сахар 2/13
    26
    0,026
    241,8
    2901,6
    Итого переменных затрат
    520
    0,52
    4836
    58032
    Постоянные затраты
     
     
     
     
    - оплата труда
     
    0,31
     
    35000
    - канцелярские расходы
     
    0,06
     
    7200
    - страхование
     
    0,45
     
    50000
    - амортизация
     
    0,54
     
    60000
    - процент за кредит и кредит
     
    1,74
     
    194400
    - эксплуатационные расходы
     
    0,32
     
    36000
    - налоги
     
    0,54
     
    60000
    Итого постоянных затрат
     
    3,96
     
    442600
    Итого суммарных затрат
     
    4,48
     
    500632
     
    Определим маржинальный доход:
    МД = Цена – Переменные затраты = 4,5 – 0,52 = 3,98 руб.
    Точка безубыточности, таким образом, составит:
    ТБ (шт.) = Постоянные затраты за год / МД ед. = 442600 / 3,98 = 111206 шт.
    ТБ (руб.) = ТБ (шт.) * Ц = 111206 * 4,5 = 500427 руб.
    Таким образом, снизив переменные затраты можно добиться безубыточности бизнеса по продаже булочек.
     
     
    Рисунок 1. Определение точки безубыточности  
     
    111600
    Шт.
    502200
     
     
    500427
     
    442600
    111206
    руб.
    Выручка
     
     
    Суммарные затраты
     
    Постоянные затраты
    Т б/у
     
     
     
    Составим карту прогноза:
    Карта прогноза движения денежных средств
     
    Показатель
    Месяц
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    Выручка от реализации
    41850
    41850
    41850
    41850
    56498
    56498
    56498
    56498
    31388
    31388
    31388
    31388
    Переменные затраты
    4836
    4836
    4836
    4836
    6529
    6529
    6529
    6529
    3627
    3627
    3627
    3627
    Постоянные затраты
    25483
    25483
    205483
    20683
    20683
    20683
    20683
    20683
    20683
    20683
    20683
    20683
    Прибыль
    11531
    23062
    -145407
    -129076
    -99790
    -70504
    -41218
    -11932
    -4854
    2224
    9302
    16380
     
    Сумма денежных средств на конец года составит 16380 рублей.
    Рассчитываем силу воздействия операционного рычага (СВОР).
     
    Показатель
    январь
    май
    сентябрь
    1. Выручка
    41850
    56498
    31388
    2. Переменные затраты
    4836
    6529
    3627
    3. Постоянные затраты
    25483
    20683
    20683
    4. Удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах
    84
    76
    85
    5. Прибыль
    11531
    29286
    7078
    6. СВОР (1-2)/5
    3,21
    1,71
    3,92
     
    Таким образом, снизив переменные затраты, мы добились безубыточности бизнеса. Точка безубыточности составила 111206 бул. или 500427 рублей, запас финансовой прочности составил:
    ЗФП = (Объем выпуска – Т б/у) / Объем выпуска  х 100% =  (111600-111206) / 111600 * 100% = 0,35%.

    Пример № 2
     
    Предположим, Вы решили основать собственное дело по перевозке грузов автомобильным транспортом. Определите точку безубыточности бизнеса и прибыльность дела при заданном пробеге автомобиля в месяц. Исходные данные приведены в таблице.
     
     
    Исходные данные
    № п/п
    Показатель
    Величина показателя
    1
    Продолжительность одного пробега, в среднем часов 2
    2
    Средняя продолжительность расстояния за один пробег, км
    120
    3
    Цена одного часа пробега, руб.
    600
    4
    Эксплуатационные расходы:
     
     
    - расход горючего, литров на 100 км
    18
     
    - цена одного литра, руб.
    20
     
    - расход на техническое обслуживание (в расчете на 1 км пробега) тыс. руб.
    0,14
     
    - затраты на замены деталей и шин
     
     
    - цена одной шины, тыс. руб.
    120
     
    - количество замен шин в год, шт.
    15
    5
    Заработная плата, тыс. руб. в месяц
    10
    6
    Амортизация:
     
     
    - норма амортизации, %
    25
     
    - цена автомобиля, тыс. долл.
    5,8
    7
    Кредит:
     
     
    - сумма кредита, тыс. руб.
    200
     
    - процент за кредит, %
    50
     
    - срок кредита, мес.
    12
    8
    Прочие единовременные затраты, тыс. руб.
    30
    9
    Прочие затраты, тыс. руб. в месяц
    10

     
    Решение:
    1.   Цена одного часа пробега определена по условию и составляет 600 руб. за 1 час.
    2.   Определим переменные затраты, которые включают в себя эксплуатационные расходы, заработную плату, прочие единые затраты и прочие затраты.
    Предположим, что предполагаемый размер рабочего времени (пробега) будет составлять 8 часов в день, при 5-ти дневной рабочей неделе. Тогда продолжительность одного пробега в 1 час и средней продолжительности расстояния за один пробег – 120 км, в месяц пробег автомобиля составит:
    8 час. * 20 дн. = 160 час.
    160 час. * 120 км / 2ч = 9600 км
    Переменные затраты в месяц:
    - расход горючего (20 литр. * 9600 км/120км) * 20 руб = 32000 руб.
    - расходы на тех. обслуживание 1344 руб. (9600 км * 0,14 руб.)
    Итого переменных затрат составили 33344 руб.
    3.   Маржинальный доход
    Мдох. = Ц – Пер. З
    М дох = 600 – 33344/160 = 600 – 208,4 = 391,6 руб.
    4.   Полная себестоимость составит:
    - переменные затраты 33344 руб.
    - амортизация (25%*(5800 долл.*30 руб.(курс доллара)) = 43500 руб. в год. или 3625 руб. в месяц
    -   процент за пользование кредитом (50%*200000/12 мес.) = 8333 руб.
    - замена шин 1800 руб. (15 шт.*120)
    - заработная плата 10000 руб. (по условию)
    - прочие затраты 10000 руб.
    Итого затрат:   67102 руб.
    Постоянные затраты: 67102 – 33344 = 33758 руб.
    5. Точка безубыточности = Постоянные затраты / Мдох. (в отн. выражении)
    Тб = 33758 / 0,65 = 51935 руб.
     
    Рисунок 2 Графическое определение точки безубыточности  
     
    67102
    33758
    Затраты, тыс. руб.
     
     
    Тб
     
    Выручка
    Суммарные затраты
     
     
    Постоянные затраты
    51935
    Объем продаж
     
     

    6. Ожидаемая прибыль = 391,6 * 160 ч. – 33758 = 28898 руб.
    7. Запас финансовой прочности
    ЗФП = ВР – Тб
    ЗФП = 600 руб. * 160 ч. – 51935 = 44065руб.
    8. СВОР = (Выручка от реализации – Переменные затраты) / Прибыль от реализации
    СВОР = (600*160 – 33344)/(28898) = 2,2%
    Как видно из представленных расчетов открытие собственного дела по перевозке грузов автомобильным транспортом выгодно. Точка безубыточности составила 51935 руб., тогда когда реальная выручка составляет 96000 руб.
     
     
    Пример № 3
     
    Определите, будет ли прибыльным бизнес по реализации подержанных автомобилей после их восстановления при заданном годовом обороте от их продажи.
    Исходные данные
    № п/п
    Показатель
    Величина показателя
    1
    Первоначальный капитал, тыс. руб.
    950
    2.
    Аренда помещений, тыс. руб. в месяц
    85
    3.
    Рентабельность, в % к затратам
    55
    4.
    Личные расходы, тыс. руб. в месяц
    120
    5.
    Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в месяц
    520
    6.
    Объем продаж в год, тыс. руб.
    11000
    7.
    Налоги, тыс. руб. в год
    280

     
    1. Объем продаж составляет 11000 тыс. руб. в год
    2. Определим переменные затраты, которые включают в себя личные расходы, эксплуатационные расходы и налоги.
    Переменные затраты в месяц:
    - личные расходы 120 тыс. руб.
    - эксплуатационные расходы 520 тыс. руб.
    - налоги 23 тыс. руб. (280/12)
    Итого переменные затраты составили 663 тыс.руб.
    3. Маржинальный доход
    Мдох. = Ц – Пер. затраты
    М дох = 11000/12 – 663 = 254 тыс. руб.
    4. Полная себестоимость составит:
    - переменные затраты 663 тыс. руб.
    - аренда помещений 85 тыс. руб.
    Итого затрат:   748 тыс. руб.
    Постоянные затраты = 85 тыс. руб.
    5. Точка безубыточности = Постоянные расходы за период / (1- Переменные расходы/Выручка от реализации)
    Тб = 85 / (1-663/917) = 307 тыс. руб.
     
     
    Рис.3 Графическое определение точки безубыточности
     
    85
    254
    Затраты, тыс.руб.
     
    Мдох.
     
     
    Постоянные затраты
    Тб
    выручка
      307
     917
    Выручка, тыс.руб.
     
     

    6. Ожидаемая прибыль = 917 – 748 = 169 тыс.руб.
    7. Запас финансовой прочности
    ЗФП = ВР – Тб
    ЗФП = 917 - 307 = 610 тыс.руб.
    8. СВОР = (Выручка от реализации – Переменные затраты) / Прибыль от реализации
    СВОР = (917 – 663)/ 169 = 1,5
    Составим карту прогноза движения наличных денег
     
    Карта прогноза движения наличных денег
    Показатель Месяц
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    1. Выручка от реализации продукции (ВР)
     
    917
    917
    917
    917
    1192
    1192
    1192
    1192
    642
    642
    642
    642
    2. Переменные расходы
    663
    663
    663
    663
    862
    862
    862
    862
    464
    464
    464
    464
    3. Постоянные расходы
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    85
    4. Наличные деньги (ВР - расходы)
    169
    338
    507
    676
    921
    1166
    1411
    1656
    1749
    1842
    1935
    2028

     
    Рассчитаем СВОР за 3 месяца
    Расчет СВОР
    Показатели
    январь
    май
    сентябрь
    1. Выручка от реализации
    917
    1192
    642
    2. Переменные затраты
    663
    862
    464
    3. Постоянные затраты
    85
    85
    85
    4. Удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах, %
    11
    9
    15
    5. Прибыль от реализации
    169
    245
    93
    6. СВОР
    1,5
    1,3
    1,9

     
    Как видно из представленных расчетов открытие бизнеса по реализации подержанных автомобилей выгодно. Ожидаемая прибыль составит 2028 тыс. руб. за год, все месяца работы являются прибыльными, запас финансовой прочности составил 610 тыс. руб. СВОР составил 1,5% в январе, 1,3% в мае и 1,9% в сентябре месяце.
     
    Пример № 4
     
    Определить прибыльность бизнеса по перепродаже товаров.
    Исходные данные:
    Аренда помещения, тыс. руб. вмес.   45
    Лицензия на торговлю, тыс. руб. в год   400
    Зарплата продавца, тыс. руб. в мес.  2
    Музыкальное сопровождение, тыс. руб. в мес. 1
    Доставка товара в торговое помещение, тыс. руб. за 1 дост.    3,0
    Количество доставок в месяц  4
    Личные расходы, тыс. руб. в неделю    15
    Налоги, тыс. руб. в квартал 200
    Затраты на закупку одной партии, тыс. руб.  250
    Оборот с продажи одной партии, тыс. руб.   500
    1. Постоянные издержки в месяц:
    - аренда помещения – 45 тыс. руб.
    - лицензия –    400 / 12 = 33 тыс. руб.
    - зарплата – 2 тыс. руб.
    - муз. сопровождение – 1 тыс. руб.
    - личные расходы – 15 х 4 = 60 тыс. руб.
    - налоги –   200 / 3 =  66,67  тыс. руб.
    Итого:   207,67 тыс. руб.
    Переменные издержки в месяц:
    - доставка товара  –  3 х 4 = 12 тыс. руб.
    - затраты на закупку – 250 х 4 = 1000 тыс. руб.
    Итого:   1012 тыс. руб.
     
    Оборот с продаж в месяц – 500 х 4 = 2000 тыс. руб.
    2. Находим точку безубыточности:
    Vп = Ис / (1 – (Иv / В)) = 207,67 / (1 – (1012/ 2000)) = 420 тыс. руб.
    То есть, достаточно реализовать одну партию в месяц, чтобы покрыть все издержки.
    3. Запас финансовой прочности:
    ЗФП = (Vi – Vп) / Vi  х 100%,
    При реализации 1 партии в месяц:
    ЗФП = (500 – 420) / 500 *100% = 16%
    При реализации 5-ти партий в месяц:
    ЗФП = (2000 – 420) / 2000 *100% = 79%
    4. Составляем карту прогноза движения наличных денег.
    Продажа январь – апрель = 500 х 4 = 2000 тыс. руб.
    Продажа май – август = 2000 + 30% = 2600 тыс. руб.
    Продажа сентябрь – декабрь = 2000 – 30% = 1400 тыс. руб.
     
    Рис. 4 Определение точки безубыточности
     
    207,67
    1012
    Затраты, тыс. руб.
     
    Тб
    Выручка
     
     
    Суммарные затраты
     
    Постоянные затраты
    420
    Объем продаж
     
     

    Переменные издержки меняются пропорционально изменению объема выручки и равны:
    январь – апрель  1012 тыс. руб.
    май – август 1012 + 35% = 1316 тыс. руб.
    сентябрь – декабрь 1012 – 25% = 708 тыс. руб.
     
    Показатель
    Месяц
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    Продажа
    (выручка)
    2000
    2000
    2000
    2000
    2600
    2600
    2600
    2600
    1400
    1400
    1400
    1400
    Переменные
    издержки
    1012
    1012
    1012
    1012
    1316
    1316
    1316
    1316
    708
    708
    708
    708
    Постоянные
    издержки
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    208
    Наличные
    деньги (прибыль)
    780
    1560
    2340
    3120
    4196
    5272
    6348
    7424
    7908
    8392
    8876
    9360

     
    Из приведенной таблицы видно, что максимальная прибыль достигается при увеличении объема продаж.
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
    1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с.
    2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768с.
    3. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. – 400с.
    4.Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ГУ ВШЭ,2000.-504с.
    5. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие. – Мн.: Интерпрессервис, экоперспектива, 2002. – 416 с.
    6. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1999. - 656с.
     
     

     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовый менеджмент как система управления ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.