Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Составление программы по конкурентоспособности товара на рынке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Составление программы по конкурентоспособности товара на рынке
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Когда добавили:
    15.10.2010 14:29:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ
     
     
    Введение. 3
    Глава 1. Оценка конкурентности товара.. 5
    1.1.Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. 5
    1.2.Параметры конкурентоспособности  товара. 6
    1.3.Методология оценки конкурентоспособности товара. 8
    Глава 2. Разработка программы по конкурентоспособности товара Производство чая "Здоровье". 12
    Выводы.. 26
    Литература.. 28
     
     
    Введение  
    Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
    Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
    Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
    Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
    Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.  
    Цель данной работы – составление программы по конкурентоспособности товара на рынке.
    Задачи работы:
    - изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;
    - дать методологическую оценку конкурентоспособности товара на рынке;
    - разработать практическую программу по конкурентности товара.
     
     
    Глава 1. Оценка конкурентности товара 1.1.Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге  
    В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха това­ра является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означаю­щее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потреби­телей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эсте­тическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его ре­ализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
    Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характерис­тик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособ­ным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
    Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответ­ствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привле­кательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практи­чески невозможно скомпенсировать снижением цены.
    Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потреби­телем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: дей­ствующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандар­тами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действу­ющими законодательствами, нормативными актами, техническими регламен­тами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм—изготовителей данной продукции; патентной документацией.
    Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.
    1.2.Параметры конкурентоспособности  товара  
    Конкурентоспособность товара показывает степень его притя­гательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.
    Конкурентоспособность определяется по трем группам парамет­ров: потребительным, экономическим, организационным (коммерче­ским).
    Потребительные параметры характеризуют следующие свой­ства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначе­ния связаны с областями применения продукции и фикциями, кото­рые она обязана выполнять. Эргономические параметры характери­зуют соответствие продукции возможностям человеческого организ­ма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. пока­зывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продук­ции, которые регламентируются обязательными нормами, стандарта­ми и законодательством.
    Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
    Организационные (коммерческие) параметры включают си­стему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслужи­вание, гарантии и т.д.
    Одним из основных факторов конкурентоспособности являет­ся качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
    1) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
    2) соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
    3) соответствие фактическим требованиям рынка, выражающе­еся в высоком качестве и низкой цене товара;
    4) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребно­стям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.[5,с.69]
    Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и «уровень качества» нельзя, поскольку «конкурентоспособность» яв­ляется более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособ­ность товара определяется совокупностью его свойств, которые пред­ставляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты поку­пателей, используют такие характеристики товара, которыми руко­водствуется большинство покупателей конкретного сегмента при со­вершении покупки.
    Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и сте­пень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выде­лять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для од­ного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.
    Под конкурентоспособностью следует понимать характеристи­ку товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, опре­деляют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравне­нии с товаром-конкурентом. Один из основных показателей — уро­вень конкурентоспособности.
    На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с по­мощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец вы­ступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждо­го критерия может определяться с помощью экспертных и социоло­гических методов.[5,с.97]
    Некоторые специалисты разграничивают составляющие конку­рентоспособности на условно жесткие, которые легко поддаются из­мерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара).
    1.3.Методология оценки конкурентоспособности товара  
    Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методоло­гии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
    В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следо­вать следующим принципам:
    • противоположности целей и средств субъектов рынка2;
    • учета особенностей различных сегментов рынка;
    * преимущественно рационального поведения субъектов рынка.
    Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспо­собностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как эко­номическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в про­цессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать ин­тересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производи­теля важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.
    Для потребителя целью совершения покупки продукции является приоб­ретение ее качества — способности удовлетворять конкретные потребности. Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потреб­ности, можно представить в виде цены потребления. Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптималь­ного соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.
    Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
    Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
    Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
    В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.
    Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро­вана?
    Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую от­носительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека­тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль­ном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения на­чинаются именно здесь.
    Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой не­которые интегральные характеристики такой оценки для разных конку­рирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает по­казатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков од­нозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связа­ны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия­ми приобретения и будущего использования товара.
    Глава 2. Разработка программы по конкурентоспособности товара Производство чая "Здоровье"  
    1. Резюме
    Организация производства лечебного чая "Здоро­вья" и вхождение в рыночную нишу пищевых добавок из натураль­ного растительного сырья.
    Предпосылка создания данного производства:
    • наличие неиспользованных сырьевых ресурсов лекар­ственных растений Кавказа:
    • положительные результаты опытного производства (2003-2008г.г.) продукта - аналога (чай "Здоровье) с целебными свойствами, подтвержденными клиническими и фармакологическими испы­таниями:
    • эксклюзивные права на рецептуру продукта;
    • возможность эффективного использования свободных трудовых ресурсов и объектов недвижимости.
    Выполнение поставленной цели основано на организации пред­приятием "Экология" производства чая "Здоровье". При этом предполагается исполь­зовать ранее недостроенное здание для размещения основного про­изводства (а также имеющиеся складские помещения) с последую­щим оснащением его сушильным, фасовочным и другим оборудова­нием.
    Целесообразность деятельности по продвижению данного про­дукта на рынок товаров определяется следующими факторами:
    • существенными его конкурентными преимуществами, состоя­щими в:
    - высококачественной с медицинской точки зрения, опробированной на предмет наличия спроса на рынке рецептурой дан­ного продукта;
    - качественной, выполненной на уровне мировых стандартов и на импортном оборудовании упаковке товара;
    - наличии давних производственных связей с поставщиками сырья, что значительно снижает себестоимость производства,  и риски проекта, связанные с перебоями в поставке сырья;
    • ограниченностью производственного потенциала конкурентов, что не дает им возможность противостоять проникновению чая "Здо­ровье" на российский рынок:
    • положительной динамикой роста объема потребления нату­ральных целебных добавок.
    Коммерческая привлекательность проекта определяется совокуп­ностью факторов:
    Основные источники получения эффекта:
    • низкий риск вложения средств в данное производство (при обес­печении эффективной работы сбытового подразделения). Снижение риска определяется тем, что потенциальный спрос на продукт отра­жает стремление конечных потребителей исключить отрицательные последствия возрастающего негативного воздействия факторов среды их деятельности. Следует ожидать, что спрос будет устойчиво расти (в том числе под влиянием рекламной кампании и гибкой сти­мулирующей ценовой политики);
    • высокая степень автономности производства с опорой на уже имеющуюся собственную сеть заготовителей сырья, т.е. максималь­ное уменьшение риска перебоев в его поставке.
    • отсутствие потребности в отвлечении существенных ресурсов на создание нового товаропроводящего канала, возможность внедре­ния в уже существующую сеть реализации продукции фармаколо­гии и пищевых добавок:
    • возможность использования незавершенного строительства объекта и свободных трудовых и имущественных ресурсов в коммер­ческих целях с высоким финансовым, в т.ч. налоговым результатом;
    • получение дополнительного эффекта за счет диверсификации производства путем использования потенциала предприятия для изготовления других продуктов с целебной рецептурой без значи­мых дополнительных вложений средств, что связано с универсаль­ностью устанавливаемого производственного оборудования.
    Сведения о фирме
    Для осуществления проекта производства  чая "Здоровье" создано ОАО "Экология". Пред­шественник ОАО "Экология" - частное предприятие "Здоровье", которое выпустило в условиях кустарного производ­ства около 500 тыс. пачек чая "Здоровье". Производство было приостановлено в 2008 году в связи с нехваткой ресурсов на приобретение основных средств.
    Описание продукта
    Чай " Здоровье" относится к классу пищевых добавок, оказывает лечебное воздействие на организм человека. Основа чая - натуральные лекарственные (целебные) растения, произрас­тающие на территории Кавказа. По боль­шинству из компонентов ведутся промышленные заготовки либо дикоросов, либо культивируемых растений. Лечебные свойства подтверждены клиническими и фармакологи­ческими испытаниями, в результате которых определено положи­тельное воздействие чая "Здоровье" практически на все органы:
    сердечно-сосудистая и кроветворная системы, головной мозг, зре­ние, слух, мочеполовая сфера, слизистые оболочки и эпителий, не­рвная система, вестибулярный аппарат.
    Чай изготовляется из листьев элеутерококка, бадана, мяты, зве­робоя, женьшеня и корня Родиолы Розовой (Золотого корня). После высушивания компоненты измельчаются и смешиваются. Разовая доза, 2.5 грамма сухой смеси, фасуется в контейнер (пакетик) из пи­щевого пластика сетчатой структуры. По 20 пакетиков укладывают­ся в коробку. Полученный чай "Здоровье" в пачках по 50 гр. поступа­ет в розничную торговлю.
    Используется чай после заваривания из расчета на 1 пакетик ста­кан кипятка и настаивания в течение 3-х часов в горячем или ох­лажденном виде. Ароматизаторы придают чаю приятный запах, по вкусу может быть добавлен сахар, мед.
    Значимый эффект проявляется уже на первой неделе употребле­ния чая. устойчивый эффект - через 1-2 недели, установлено, что действие чая является пролонгированным на период до 30 дней пос­ле завершения месячного курса.
    Маркетинг
    Основная технология маркетинга чая "Здоровье" сформировалась в период опытного его производства в условиях частного предприятия с одноименным названием в 2004-2008 го­дах. За это время было выпущено около 500тыс. пачек чая. Основны­ми потребителями являлись аптеки Адыгеи и краснодарского края. Реализация велась партиями до 50-100 тыс. пачек одновременно. Особое место в структуре конечных покупателей занимали практикующие врачи-гомеопаты, фито-бары. Они являлись как бы рекламными агентами по продвижению данного продукта.
    Продукт позиционирован на рынке пищевых добавок в сегменте лекарственных (или лечебных) средств из натурального раститель­ного сырья, в группе биологически активных препаратов широкого применения, не имеющих побочных эффектов. Ограничений по до­зировке и противопоказаний не выявлено.
    Чай "Здоровье" характеризуется рядом конкурентных преиму­ществ, отличается от товара-конкурента упаковкой, установленностью и научной доказанностью положительного эффекта на орга­низм человека, исследовательностью химического и биологического (микроэлементного) состава. Конкурентной также является сама технология получения исходной сухой смеси и ее фасовки, основан­ная на высокопроизводительном труде рабочих с использованием современного оборудования. Возможность снижения цены продук­та за счет снижения нормы прибыли при достаточно низкой себес­тоимости - одно из основных его конкурентных преимуществ.
    Основу системы реализации продукта составляет оптовая тор­говля. Предусмотрено создание собственной дилерской сети, а так­же использование системы аптечной торговли. Разработана упаков­ка чая в блоки и ящики, оценены возможности доставки продукции контейнерами по железной дороге в регионы распространения.
    Проведен анализ эффективного маркетинга, который позволил сделать вывод о возможных путях продвижения чая "Здоровье" на региональные рынки РФ.
    О силах и средствах, затрачиваемых на маркетинге. Определена необходимость включения в организаци­онно-штатную структуру предприятия группы маркетинга в соста­ве 2-4 человек, ответственных за исследование рынка, рекламную работу, обеспечение сбыта через сеть оптовых покупателей, развер­тывание дилерской сети в регионах распространения.
    В расчетах бизнес-плана затраты на маркетинг определены:
    - в размере 5% от объема выручки (затраты не облагаются нало­гом на прибыль при их использовании для целей рекламы);
    - заработной платой работников отдела маркетинга и сбыта.
     Предусмотрена необходимость расширения номенклатуры выпус­каемых предприятием продуктов. Возможность покупателям приоб­ретать не один, а несколько товаров со склада предприятия или у его дилеров в значительной степени повышает конкурентность ОАО "Эко­логия" среди производителей аналогичной продукции. К настояще­му времени у предприятия имеется ряд наработок по созданию ре­цептур чая с другой направленностью действия. При этом ориентация идет на более полное использование того же технологического обору­дования, что используется для производства чая "Здоровье".
    Особое внимание инициаторы проекта уделяют обеспечению ин­формированности широкого спектра конечных потребителей. С этой целью разработан и типографским путем реализован рекламноинформационный листок о чае "Здоровье", показаниях к его приме­нению, составе и о других данных, в конечном итоге стимулирую­щих покупателя к приобретению этого продукта.
    Описание продукции
    Наименование продукции:
    чай «Здоровье» с заданным спектром биологичес­ки активного действия.
    Назначение и область использования:
    формирование выраженного антистрессового и адаптогенного эффекта, проявляющегося в повышении защитных реакций чело­века к вирусным заболеваниям, длительным недомоганиям и болез­ням, повышении устойчивости к хроническому утомлению или к неблагоприятному воздействию на организм со стороны экологичес­ких факторов.
    Возможность экспорта или импорта замещения:
    продукт уникален по своим возможностям, не имеет полного ана­лога на российском рынке пищевых добавок. Товары с более или ме­нее близким к чаю»3доровье» воздействием в основном импортиру­ются из стран Юго-Восточной Азии и Китая. Проявляется интерес к данному продукту со стороны потенциальных покупателей стран ближнего зарубежья, имеется заявка на получение образцов АГЧ «Здоровье» со стороны японской фармакологической фирмы для ис­следования состава и свойств этого чая.
    Описание и основные характеристики продукта
    АГЧ «Здоровье» - условное наименование сухой смеси лечебных растений (листьев элестерококка, женьшеня, леспедицы, мяты, бадана, травы зверобоя, корня Родиолы), расфасованной по 2,5 в па­кетики (контейнеры) из фильтровального материала и упакованной в пачки по 20 пакетиков в каждой. Продукт употребляется в виде настоя в течение 3-4 часов. При этом, в процессе длительного упот­ребления (примерно 1 месяц), в организме человека формируются устойчивые положительные сдвиги адаптогенного характера, име­ющиеся продолжительное (более 28 дней) последствие. Подробная характеристика продукта, представляющая не только положитель­ные результаты исследований и практической апробации, но так­же витаминный и минеральный составы чая «Здоровье.
    Конкурентоспособность продукта
    Конкурентоспособность продукта основывается на результатах сравнения по основным показателям, приведенным в таблице 1
    Таблица 1. Сравнительная оценка
    Сравниваемые показатели
     
    Сравнительная оценка с продукцией АО «Лесозаводскфарм» (моя продукция лучше - «+»; «О» - равно; «-» - хуже
     
    Чай «Долголетие»
     
    Чай «Энергия»
     
    1. Объем клинических испытаний, достоверно подтверждающих положительный эффект
     

    +  

    +  
    2. Декларируемый положительный эффект
     
    0
     
    0
     
    3. Возможность наращи­вания производства с удовлетворением современных требований к изготовлению пищевых добавок
     

    +  

    +  
    4. Упаковка - ее проч­ность, красочность, информативность
     

    +  

    +  
    5. Определенность хими­ческого, витаминного состава,количественная оценка активных веществ по результатам исследо­ваний
     
    Нет данных
     
    Нет данных
     
    6. Наличие постороннего вкуса у напитка (в т.ч. от фильтрующего материала)
     

    +  

    +  
    Другие конкуренты, в том числе и иностранные, характеризуются наличием в продукте различных химических добавок, снижающих его привлекательность на рынке пищевых добавок.
    Возможности повышения конкурентоспособности продукта лежат в улучшении фасовки упаковки чая, дизайна внешнего вида пачки, продолжении работ по исследованию клинических и фармакологических особенностей продукта, в сертификации его не только в качестве пищевой добавки, но и как лечебного средства.
    Особое внимание уделяется выбору фильтрующего материала контейнера для разовой дозы. В случае АГЧ «Здоровье» применяется сетчатый фильтр из пищевого пластика, не имеющий вкуса и запа­ха. Большинство же конкурентов, в том числе АО «Лесозаводскфарм» изготавливают свой чай с применением фильтрующей бумаги, при­вносящей в настой неприятный специфический вкус и запах.
    Безопасность и экологическая чистота этого чая подтверждает­ся результатами исследований чая «Здоровье» на безвредность, вы­полненными НПФ «Фармацея». Эти испытания показали, что даже десятикратное увеличение дозировки не оказывает какого-либо отрицательного воздействия на организм человека.
    Условия поставки и упаковки определяют необходимость обеспе­чения отгрузки партий, кратных десяти пачкам чая. Поэтому пачки упаковываются в блоки по 10 штук в каждом, а блоки - укладывают­ся в ящики по 50 блоков в каждый. Таким образом, оптовые постав­ки могут измеряться ящиками, а мелкооптовые, в том числе аптеки, киоски, фито-базы и др. покупателям - измеряться блоками.
    Внешний вид пачки соответствует современным требованиям дизайна, однозначно определяющим принадлежность товара к клас­су пищевых добавок, состав товара, технические условия, в соответ­ствии с которыми он выполнен, его штриховую кодировку, срок год­ности, показания к применению, способ применения, указание на фактор безопасности и другие характеризующие чай «Здоровье» осо­бенности.
    Налогообложение в отношении производства и реализации дан­ного продукта обычное, соответствующее налоговому законодатель­ству РФ. какие-либо льготы отсутствуют.
    На рынок пищевых добавок продвигается чай «Здоровье» с исследованными в процессе длительного опытного про­изводства лечебно-профилактическими свойствами и имеющий ряд существенных конкурентных преимуществ.
     Конкуренция
    Конкурентоспособность АГЧ «Здоровье» определяется
    • во-первых, уникальностью используемых ингредиентов (в том числе корень родиолы, лист элеотерококка, лист бадана, лист женьшеня);
    • во-вторых, защищенными авторскими правами на рецеп­туру, имеющимися у одного из участников проекта:
    • в-третьих, наработанными результатами опытного произ­водства данного продукта в период 2003 -2008 гг.:
    • в-четвертых, положительными и зарегистрированными ре­зультатами испытаний, подтверждающими адаптогенные и имуннозащитные свойства продукта. Существующий рынок товаров - аналогов и товаров - замените­лей, удовлетворяющих в той или иной степени основные требова­ния конечных потребителей в части выполнения антистресовых, адаптогенных и иммуннозашитных функций, условно структуриро­ван следующим образом:
    1. Витаминная продукция. Данный сегмент рынка (по результа­там экспертного опроса) охватывает примерно 65% объема продаж товаров рассматриваемой группы. Покупательский спрос на вита­мины определяется сложившейся традицией их приема в периоды сезонного авитаминоза или наступления вирусных эпидемий. При этом спрос на продукцию возникает как в связи с общим уровнем медицинской грамотности населения, так и в связи с прямыми на­значениями врачей по конкретным показаниям КП - пациентов. Конкурентные преимущества АГЧ «Здоровье» применительно к про­дукции витаминного сегмента если и имеются, то выражены слабо в основном из-за новизны как самого товара, так и всей группы това­ров «пищевые добавки», на которые в настоящее время сертифици­руется чай «Здоровье». Однако, по нашему мнению, продукт имеет перспективу выхода на рассматриваемый сегмент рынка в связи с его натуральностью в противовес химически произведенным вита­минам, способ изготовления (получения) которых психологически отвергается значительной по количеству группой потенциальных покупателей. Именно эта часть покупателей, ориентированных на натуральные продукты, на рецепты народной медицины, является потенциальным пространством для расширения рынка сбыта АГЧ «Здоровье» в рассматриваемом сегменте.
    2. Лекарственные препараты. На данном сегменте позициониро­ваны в основном спиртовые настойки целебных растений. Емкость сегмента - примерно 20% продаж. Наиболее близкими по рецептуре (по составу ингредиентов) препаратами, имеющими аналогичную чаю «Здоровье» направленность воздействия на организм и реали­зуемыми через аптечную сеть являются следующие:
    Эликсир «Алтайский»: настойка 24 видов лекарственных рас­тений: фармакологические свойства, тонизирующее и общеукрепляющее действие: показания по применению: астени­ческое состояние, умственное и физическое переутомление, невро­зы и др. (применяется как общеукрепляющее, стимулирующее сред­ство. Противопоказа­ния - непереносимость компонентов смеси лекарственных расте­ний, острая сердечно-сосудистая или почечная недостаточность; к существенным ограничениям продвижению на рынке по сравнению с АГЧ можно отнести имеющиеся противопоказания эликсира «Ал­тайский». отсутствие широкой информации о его целебности и о име­ющихся клинических результатах, сравнительная дороговизна про­дукта. существенными накладными расходами на транспортировку (в связи с малой стоимостью 1 гр./куб. см продукта), на упаковку во флаконы, на хранение значительных объемов товара, экономичес­ки менее эффективного, чем АГЧ «Здоровье».
    Эликсир «Демидовский»: настойка на основе 17 целебных рас­тений; фармакологические свойства - стимуляция иммунной сис­темы. антимикробное, противовоспалительное и антисептическое действие; показания по применению: аналогичные эликсиру «Алтай­ский», а также обеспечение адаптационной реакции на радиоактив­ное облучение и токсичные поражения печени. Противопоказаний, существенно огра­ничивающих рынок продаж по медицинским показаниям, нет. По­ложение данного лекарственного препарата, в части стимулирова­ния его продаж, аналогично эликсиру «Алтайский».
    Эликсир «Демидовский» включает в свой состав следующие инг­редиенты: женьшень, бадан, полынь, зверобой (то, что входит в со­став АГЧ «Здоровье», а также душица, ромашка, калган, аир, солод­ка, орех кедровый, боярышник, почки березы, кориандр, тысячели­стник, черника, кора дуба, натуральный мед и яблочный сок. Таким образом, по своим фармакологическим свойствам, определяемым составом, этот эликсир может быть определен как товар - замени­тель  чая «Здоровье» и считается одним из основных его конкурентов в данном сегменте потребительского рынка. Хотя стоимостный объем рынка эликсира «Демидовский» достоверно не определен, целесообразно маркетинговые усилия предприятия на­править на позиционирование чая «Здоровье» на сегменте лекар­ственных препаратов путем соответствующей его сертификации, на широкое представление информации о нем как о лекарстве мягкого действия и тем самым замкнуть на себя существенную часть рынка данного сегмента.
    3. Пищевые добавки. Вся продукция класса «пищевые добавки» является достаточно новой на российском рынке и не имеет устой­чивого традиционного и достаточно сформированного спроса. Имеющийся опыт проникновения на рынок пищевых добавок про­дукции фирмы Негbе скорее имеет для продукта негативный ре­зультат, хотя положительный опыт маркетинга прямых продаж с ис­пользованием широкой многоуровневой сети дистрибьютеров этой фирмы может быть использован применительно к распространению чая «Здоровье», Объем продаж на данном сегменте оценивается при­мерно в 15%. Сегмент условно разбит на две части: это, во-первых, пищевые добавки в форме капсул, таблеток, растворимых без остат­ка концентратов и т.п. и, во-вторых, пищевые добавки в форме су­шеных смесей трав непрессованных, прессованных в брикеты, упа­кованных в фильтровальные-контейнеры одно-, двухграммовой рас­фасовки.
    К первой группе из присутствующих на рынке товаров - конку­рентов следует отнести: «Энерджайзер» - пищевая добавка на основе корня элеутерококка, экстракта элеутерококка, спирулина, пчели­ной пыльцы, зерна проса, плодов перца кайенского, коэнзимы 0-10, тиамина В-1 гидрохлорида, витамина В-12. Применяется при пере­утомлениях, пониженной концентрации внимания и работоспособ­ности. Выпускается фирмой Нейчерс Вэй Продакт, США в форме капсул по 100 шт. Конкурент­ная привлекательность товара по сравнению с АГЧ «Здоровье» ниже в связи с высокой стоимостью одной упаковки товара, иностранным его производством (что вызывает отчуждение у некоторой катего­рии покупателей), недостаточной рекламной информации.
    «Эликсир здоровья» - пищевая добавка на основе лактозы и эк­страктов женьшеня и шиповника. Применяется в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства для повышения умственной. И физической работоспособности, при авитаминозах, истощении организма после тяжелых болезней, нарушения обмена веществ. Выпускается фирмой ЗАО НПП «Фито-продукт» г. Москва с расфа­совкой в пакеты по 1.0 г в коробочной упаковке по 20 пакетов. Конкурентные преимущества заключаются в сравнительной дешевизне, меньших транспортных затратах, красочно выполнен­ной упаковке с нанесением штрих-кода и товарного знака. Недостат­ками продукта являются получение практически бесцветного и без­вкусного напитка, отсутствие ярко выраженного быстрого положи­тельного эффекта, недостаточная реклама.
    Чай «Женьшенево-хризантемовый» - растворимый целебный травяной чай на основе женьшеня, хризантемы, солодки уральской, корня астрогала и др. Применяется для восстановления после тяжелой работы, при анемиях, легочной недостаточности, шуме в углах, слабом зрении, удушье, хроническом кашле, а также для снятия стресса и усталости. Выпускается фабрикой восточной медицины БАО ЛОНГ, г. Хо Ши Мин с расфасовкой в пакеты в коробочной упа­ковке по 10 шт. Конкурентные преимущества заключа­ются в меньших транспортных расходах, красочности упаковки, наличии хорошо составленного информационно-рекламного листка. Недостатками продукта являются следующие: высокая стоимость, отсутствие достоверной информации о сертификации товара на рос­сийском рынке.
    Чай «Линг Зи» - женьшень (императорский чай) - пищевая до­бавка на основе гриба линг зи. корня женьшеня, травы центеллы с натуральными ароматическими добавками. Предназначен для восстановления пос­ле упадка сил. укрепления памяти, повышения интеллектуальных способностях, предотвращения роста раковых новообразований, торможения процессов старения. Данный товар также является кон­курентом чая «Здоровье» и имеет достоинства и недостатки, анало­гичные чаю на основе хризантемы и женьшеня.
    Ко второй группе товаров следует отнести продукцию предприя­тия АО «Лесозаводскфарм» (г. Хабаровск): фито чай «Долголетие» и фито чай «Энергия». Чай «Долголетие» имеет примерно те же пока­зания к применению, что и чай «Здоровье», расфасован в упаковки по 20 пакетов (по 2.5 г). Годовой объем производства составляет около 20 т. Конкурентных преимуществ перед чаем «Дер-су», в части объема клинических и фармакологических испытаний, упаковки, технологического уровня процесса производства, анали­за химического состава и достоверных данных о процентном содер­жании действующих веществ, не выявлено, хотя несомненно, что именно предприятие АО «Лесозаводскфарм» со своим чаем «Долго­летие» должен рассматриваться как основной потенциальный конкурент анализируемого производства. Это же подтверждается спе­циалистами ОАО «Биофарм». Вторым продуктом предприятия - конкурента явля­ется новинка - чай «Энергия», предназначенный для автогенного воздействия на лиц длительно работающих с компьютером.
    Из изложенного следует, что реальных конкурентов для адапто-генного чая «Здоровье» в настоящее время, кроме продукции АО «Лесозаводскфарм» в рассматриваемом сегменте нет. В случае удовлет­ворения требований к товару АГЧ «Здоровье» сможет успешно конкурировать с товарами-аналогами, причем на начальном этапе реализации проекта, в связи с ограниченностью мировых сырьевых ресурсов и ресурсов РФ, планируемое производ­ство лишь на 30-35% обеспечит потребности потенциально доступ­ного сегмента целебных чаев на внутреннем рынке, то есть можно ожидать достаточно слабое воздействие конкурентной среды на про­движение и реализацию АГЧ «Здоровье» при условии полного удов­летворения основных требований к свойствам товара, к развитию (становлению) предприятия ОАО «Экология».
     
     
    Выводы  
    Чтобы полнее понять существо проблемы по конкурентности товара,  нужно вычленить несколько важ­ных следствий.
    1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и огра­ничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове­ку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
    2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ­ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку­пателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комп­лекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать осо­бенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.
    3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупате­лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
    Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала поэтому просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми­ном, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и так­тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон­курентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычис­лить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
    понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
    знание поведения и возможностей конкурентов;
    знание состояния и тенденций развития рынка;
    знание окружающей среды и ее тенденций;
    умение создать такой товар и так довести его до потребителя,
    чтобы потребитель предпочел его товару конкурента
    Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
    Качество продукции и услуг;
    Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
    Уровень квалификации персонала и менеджмента;
    Технологический уровень производства;
    Налоговая среда, в которой действует предприятие;
    Доступность источников финансирования.
    Чтобы определить первоочередные меры по реформированию промышленности, следует определить причины потери конкурентоспособности российскими предприятиями.
     
     
    Литература  
    1. Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебник для ВУЗов /Г.Л.Багиев - М.: “Экономика”, 2000г.
    2. Бодди Д. Основы менеджмента. /Д. Бодди – СПб.: Питер, 2002.
    3. Брун М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построе­ние и использование/ М.Брун // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 4. - С. 34-39.
    4. Бухалков М. Маркетинг/М.Бухалков- М,  2001
    5. Гольдштейн Г.Я., Катаева А.В. Маркетинг: Учебное пособие/Г.Я.Гольштейн,А.В.Катаева — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. — 107 с.
    6. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособно­сти отечественной продукции /И.Б. Гуркова,Н.Л.Титова // Маркетинг. — 1997. — № 1. — С. 20—31.
    7. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие./П.Диксон – М.: Бином, 2000
    8. Дихтль Е„ Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М. Макарова; Под. ред. И.С. Минко. — М.: Высш. Шк., 1995.
    9. Карлик А. Е., Шухгальтер М. Л. Экономика предприятия. - ред.,2009г, 461стр.
    10. Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер.с англ. - М.: Прогресс, 1991,
    11. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. -2008г, 325стр.
    12. Маркетинг / Под ред. Романова А.Н. – М.: Банки и биржи, 1996.
    13. Мескон М.Х.,  Альберт М. Основы менеджмента/ М.Х.Мескон, М.Альберт - М.: Дело, 1996.
    14. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке/Р.Б.Ноздрева - М.: Банки и биржи, 1991
    15. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке./Р.Б.Ноздрева, Л.И.Цыгичко — М.: Финансы и статистика, 1991,с. 304
    16. Основы предпринимательской деятельности / под ред. Власовой - М.: Высшая школа, 1994.
    17. Русинова Ф.М, Разу М.Л Менеджмент/Ф.М.Русинова –М,  2000
    18. Соловьев Б. А. Управление маркетингом/Б.А.Соловьев - М.: ИНФРА-М, 2002.
    19. Теория потребительского поведения и спроса (Серия «Вехи экономи­ческой мысли». Вып. 1) / Под ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1993. — 380 с.
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Составление программы по конкурентоспособности товара на рынке ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.