Полный текст:
Лига Наций: создание и крах
Содержание
Аналитическая записка................................................................................... 3
Введение.......................................................................................................... 4
1.Разрешение мировых споров...................................................................... 6
2.Характеристика Лиги Наций....................................................................... 9
3. Расформирование Лиги Наций................................................................. 13
Заключение.................................................................................................... 15
Источники литературы................................................................................. 17
Аналитическая записка
Лига Наций - это первая международная организация, которая главной своей задачей ставила укрепление международных отношений и созданию прозрачности этих отношений в государствах мира. К тому же поводом к созданию послужила разруха после. Первой мировой войны, которая поставила весь мир на край существования - голод, тяжелая экономическая и политическая ситуация, нестабильность, катастрофический упадок производства, который нужно было восстанавливать. Тяжелый условия существования и низкий уровень жизни населения.
Основная проблема Лиги Наций - это её сплоченность, которая так и не была признана стабильной, потому что для поддержания контакта с разными странам необходимо было искать компромисс, который так и не был найден. Кроме того, в скором времени начавшиеся Вторая Мировая война поставила под угрозу существование Лиги Наций и уже очень быстро она распалась.
Введение
Идея создания Лиги Наций была выдвинута американским президентом Вудро Вильсоном. В своих знаменитых "Четырнадцати пунктах", представленных американскому конгрессу и мировой политической общественности еще во время Первой Мировой войны, Вильсон призвал к "формированию на определенных условиях общей ассоциации наций с целью предоставления крупным и малым государствам взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности". В соответствии с планами Вильсона перед Лигой Наций ставились цели поддержания мира и развития между всеми государствами мира, пожелавшими вступить в организацию, открытых дипломатических отношений. Это было принципиально новым опытом в международной дипломатии, которая ранее служила интересам нескольких великих держав, доминировавших на мировой арене. По плану Вильсона, Лига имела право в целях поддержания мира накладывать на государство-агрессора экономические санкции, не подкрепляя эти санкции военной силой. Государства-члены Лиги должны были уважать территориальную целостность своих соседей и решать возникающие споры в Постоянной палате международного правосудия.
Но Лига Наций в ходе своего существования не добилась требуемых результатов, более того, она не смогла даже удержать политическую и экономическую стабильность в мире, что привело к «разгоранию» новой войны в мире - Второй мировой войны, где Лига наций ничего уже не смогла сделать, уйдя с политической арены раньше, чем началась Вторая мировая война.
В качестве теоретической базы были выбраны работы Коновалова Л. Н. Международные организации системы Лиги Наций и неправительственные организации; Плосковой А. Б. Реформирование Лиги Наций и пересмотр ее Устава; Прокуроновой С. С. Лига Наций: конспект лекций.
1.Разрешение мировых споров
Перед первой мировой войной был учрежден суд с целью разрешать споры мирным путем. Этим судом была Постоянная палата третейского суда в Гааге (Нидерланды). В ранние 1900-е годы многие люди надеялись, что он станет форумом, где война заменялась бы посредничеством. Но что же случилось в 1899 и 1907 годах при Гаагских мирных конференциях, что привело к установлению Гаагского суда?
Страны, которые были представлены на обоих совещаниях, не согласились подчиниться обязательным решениям третейского суда и ограничить или сократить свои военные запасы. Они фактически отвергли все предложения на разоружение и препятствовали всем планам, которые обязали бы их разрешать свои несогласия посредничеством.
Поэтому, когда Гаагский суд, наконец, начал работать, страны позаботились о том, чтобы их полная самостоятельность не подверглась бы ограничению. Как? Простой уловкой: обращение в суд они сделали чем-то необязательным. И страны, которые обращались со своими конфликтами в суд, не были обязаны подчиняться каким-либо решениям суда.
Однако международный мир и безопасность были поставлены под угрозу тем, что страны ревностно остерегали свой национальный суверенитет. Следовательно, гонка вооружений продолжалась беспрепятственно, и она довела человечество до того, что оно стремглав ринулось в войну на основании залпов, которые подорвали международный мир в лето 1914 года.
В мае 1919 года епископ Епископальной церкви Чонси М. Брюстер заявил на епархиальной конвенции в Соединенных Штатах, что «надежда мира на справедливый и прочный мир зависит от воспроизведения международного права в новом авторитете Необходимо наделить международное право полномочием, обязывающим более, чем решения Гаагской конференции (которая учредила Гаагский суд). Сотрудничество между странами должно поэтому происходить в каком-то обществе, обнаруживающем качества пакта или лиги».
Римско-католический кардинал Мерсье из Бельгии разделял подобное же мнение. «Мне кажется, - сказал он в интервью в марте 1919 года, - что главная обязанность правительств по отношению к будущему поколению состоит в том, чтобы сделать невозможным повторение преступлений, от которых мир до сих пор истекает кровью». Он назвал лиц, которые вели переговоры в связи с Версальским мирным договором, «воссоздателями нового мира» и поощрял формирование лиги наций, чтобы достичь этой цели. Он надеялся, что эта лига превратится в идеального хранителя мира.
На передней странице газеты The New York Times от 2 января 1919 года был следующий заголовок: «Папа надеется на создание Лиги Наций». В первом абзаце было объявлено: «В новогоднем послании Америке папа Бенедикт выразил надежду на то, что в результате Мирной конференции установится новый мировой порядок с Лигой Наций». Папа, правда, не употребил выражение «новый мировой порядок» в своем послании. Однако его надежда на Лигу Наций была такой большой, что, очевидно, или Ассошиэйтед Пресс, или пресс-бюро Ватикана считали уместным вставить эту фразу.
Изнуренное войной человечество было разрушено о конце всех войн. Слишком много войн в слишком многих столетиях потребовали свою страшную дань. И теперь вот завершилась наконец величайшая из них. Отчаянно жаждавший надежды мир услышал слова папы: «Да родится та Лига Наций, которая отменой воинской повинности сократит вооружение, которая учреждением международных трибуналов устранит или урегулирует споры, которая создаст мир на твердой как скала основе, которая обеспечит всем независимость и равноправие». Если Лиге Наций удалось бы выполнить все это, она воистину создала бы «новый мировой порядок».
2.Характеристика Лиги Наций
Лига наций, учрежденная в 1919 г. в Женеве, не была международным мировым правительством. Она представляла собой, главным образом, организацию для проведения периодических съездов представителей тех национальных правительств, которые были готовы в них участвовать. Не существовало международных органов исполнительной власти. Персонал Лиги занимался, почти исключительно, составлением докладов и сбором статистических материалов. Кроме того, многие считали себя в первую очередь, представителями своих государств, а не служащими международной организации.
Какое-то время служащим Лиги являлся, например, Видкун Квислинг. Рост ван Тоннинген многие годы работал в аппарате Секретариата, а в 1931 г. стал делегатом Лиги в Вене; проработав там несколько лет, он оставил этот важный пост, чтобы стать заместителем руководителя Голландской нацистской партии, а сегодня является одной из видных фигур в марионеточном правительстве Голландии. Правда, в Лиге можно было встретить и некоторых из наиболее блестящих и благородных людей нашего времени. К сожалению, условия не благоприятствовали их деятельности, и большинство из них разочаровались и покинули ее.
Не имеет большого значения, будет ли Лига наций восстановлена после войны или нет. Она очень мало сделала для укрепления мира и международного сотрудничества. И в будущем она не сможет действовать с большим успехом. Национализм заблокирует все ее начинания, как это уже было до 1939 г.
Главным недостатком многих предлагаемых проектов установления прочного мира является то, что они не придают значения этому факту. Такие выдающиеся сторонники Лиги наций, как профессора Д. Б. Кондлифф и Д. Е. Мид убеждены, что правительствам хватит мудрости, чтобы достичь согласия и общими усилиями устранить наиболее нежелательные проявления экономического национализма и, проявив уступчивость, достичь смягчения конфликтов7. Они рекомендуют умеренность и ограничение национального суверенитета. Но одновременно они призывают к усилению государственного регулирования, не догадываясь, что тем самым подталкивают правительства к самому непримиримому национализму. Не стоит надеяться, что правительства, приверженные принципам этатизма, смогут отказаться от усиления изоляционизма. Легко предположить, что сторонники предложений гг. Кондлиффа и Мида найдутся во всех странах, но они составят меньшинство, мнение которого не найдет широкой поддержки. Чем дальше страна заходит по пути государственного регулирования экономики, тем ближе она к выходу из системы международного разделения труда. Благонамеренные проповеди настроенных на международное сотрудничество экономистов не способны отговорить интервенционистские правительства от политики экономического национализма.
Многие выдающиеся американцы в неудаче Лиги винят собственную страну. Если бы Америка присоединилась к Лиге, говорят они, это придало бы организации престиж, необходимый для выполнения ее задач. Они ошибаются. Формально не являясь членом Лиги, Соединенные Штаты действенно поддерживали ее усилия. Не имело большого значения, что Америка не платила членские взносы и не посылала официальные делегации на ее съезды. Весь мир превосходно знал, что американский народ поддерживает усилия по сохранению мира. Официальное присутствие Америки в Женеве не остановило бы нации-агрессоры.
Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств - членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.
Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению ее деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.
Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.
Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава - Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.
3. Расформирование Лиги Наций
Цели и методы Лиги на бумаге казались ведь такими прекрасными, такими практичными и такими осуществимыми. В уставе Лиги Наций излагается, что Лига преследует цель «содействовать укреплению международного сотрудничества и достичь международного мира и безопасности». Достижение мира и безопасности зависело от сотрудничества стран между собою и от их «признания обязанности не прибегать к войне». Поэтому в случае возникновения критического конфликта странам-членам, участвовавшим в нем, которые ведь взяли на себя обязательство сохранять мир, следовало бы представить свое дело «третейскому суду на судебное урегулирование или на расследование Советом» Лиги. К тому же, Лига Наций включила в систему по поддержанию мира Постоянный третейский суд в Гааге. Думали, что все это непременно устранило бы опасность дальнейшей большой войны. Но такой задачи она не выполнила.
По мнению некоторых историков, одна из причин, почему Лига не сумела выполнить функцию хранителя мира, состояла в том, что многие «члены не сознавали, какую цену им надо было платить за мир». Необходимость сократить вооружение была значительной частью этой цены. Но народы не были готовы платить такую цену. Поэтому история повторилась - в еще более ужасных размерах. Народы вновь взялись за гонку вооружений. Лиге не удалось убедить их в необходимости сотрудничать с целью приостановить ее. Все призывы и аргументы встречали глухие уши. Государства забыли важный урок 1914 года: огромные арсеналы способствуют созданию надменного чувства военного превосходства.
Необходимо было также признать важность «коллективной безопасности», которая является существенной частью цены за мир. Нападение на одно государство должно было рассматриваться как нападение на все государства. Но что же случилось в действительности, когда одна из них, вместо переговоров, прибегла к агрессии? Вместо совместного сотрудничества с целью остановить конфликт, страны разделились на отдельные союзы, ища взаимной защиты. Это было той же самой иллюзией, которая втянула их в водоворот 1914 года!
Лига была ослаблена также тем, что Соединенные Штаты не согласились присоедиться. Многие считают, что Америка была «той великой державой, которая имела возможность сделать ее эффективной» и что своим присутствием в Лиге она, возможно, придала бы ей столь важную для ее успеха универсальность.
Но были еще и другие причины, почему Лига потерпела неудачу. Обратим внимание на негативную формулу во вступлении ее Устава: «Каждый член Лиги, уведомив за два года раньше о своем намерении, может выйти из Лиги». Эта возможность, каким бы добрым ни было намерение, не придавала Лиге чувство стабильности, и это, в свою очередь, подрывало решимость стран оставаться лояльными по отношению к ней.
Заключение
Предложения Лиги Наций, представленные на конференции стран-союзниц в Париже, не получили однозначного одобрения участников. Многие поняли, что красивые слова Вильсона о международной безопасности, мире, дружбе и политической открытости между государствами, не более чем вуаль, скрывающая истинные замыслы империалистической экспансии США.
Не участвовавшие в тайных договорах стран Антанты, США стремились аннулировать их и войти в новый мировой порядок, руководствуясь принципом «равных возможностей». Сознавая свое экономическое могущество, Штаты были уверены в успехе конкурентной борьбы на внешних рынках и поэтому - заинтересованы в признании провозглашенных принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» другими странами.
Справедливое» решение колониальных проблем под эгидой Лиги Наций, в которой США надеялись играть решающую роль, также служило интересам Штатов, обеспечивая им свободный доступ в колониальные и зависимые страны.
В конечном счете, одобренный устав Лиги явился плодом компромисса между английским проектом, предусматривавшим лишь схему арбитража между крупными державами, и американским предложением.
Лига достаточно успешно помогала многочисленным беженцам, боролась с рабо - и наркоторговлей, стремилась оказывать экономическую помощь нуждающимся странам (например, во многом благодаря усилиям Лиги Наций была спасена от краха экономика Австрии). Однако уже к 1939 году Лига практически прекратила свою деятельность: великие державы предпочитали действовать в своих интересах, а не в интересах мирового сообщества. В 1939 году началась Вторая Мировая война, окончательно доказавшая, что Лига Наций не справилась со своей главной задачей.
Таким образом, Лига Наций не смогла гарантировать мир по причине неорганизованности и безответственности, входивших в её состав государств, которые решили продолжить гонку вооружений, что привело к нестабильности в мире и образованию новой войны - Второй Мировой.
Источники литературы
1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М.: Московская школа прав человека, 2003.
2. Коновалова Л. Н. Международные организации системы Лиги Наций и неправительственные организации. - М.: ГУУ, 2002. – 24 - 74 стр.
3. Лига Наций и национальные экономические интересы / Под ред. И. С. Королева. - М.: Наука, 2003. – 96 стр
4. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно правовом регулировании. - М.: Академия народного хозяйства, 2008 – 14 стр
5. Навиев. А.Г Международные отношения в системе интеграций. 2007, 43 стр.
6. Лига наций. Основные факты. - М.: Весь мир, 2005, -117 стр
7. Плоскова А. Б. Реформирование Лиги Наций и пересмотр ее Устава. Реформа Совета безопасности. - М.: МГУ Диалог, 2003 – 86 стр.
8. Прокуронова С. С. Лига Наций: конспект лекций. - СПб.: Михайлов В. А., 2000 – 21 стр
9. Международные отношения. / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Росмэн, 2007 – 26 стр
10. Страхование мира / Под ред. Е. Г. Барановского. - М.: Научная книга, 2000 – 41 стр.