Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Преступления против окружающей среды…………..7
1.1 Принципы уголовной ответственности………………………..7
1.2 Преступления против окружающей среды…………………….8
Глава 2. Экологические преступления. Подробная классификация и уголовная ответственность……………………………………….11
2.1 Подробная классификация экологических преступлений……11
2.2 Уголовная ответственность за экологические преступления...30
Заключение………………………………………………………….32
Список использованной литературы….………………………...35
Введение
Термин «экология» (от греческого oikos - дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде получил в биологической науке, особенно в последарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.
Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.[1]
После многочисленных дискуссий и преодоления некоторых неясностей пришлось прийти к выводу о необходимости изучения закономерностей обеспечения природных условий жизни человека, анализа и обобщения, имеющихся здесь опыта и трудностей, установления обязательного минимума знаний для каждого россиянина. В учебных заведениях различного профиля под разными углами зрения изучаются различные, в том числе упомянутые выше, аспекты экологии. Во всех без исключения высших учебных заведениях России введен с середины 90-х гг. XX века обязательный стандарт и курс "Экология"; в юридических и сельскохозяйственных вузах не один десяток лет преподается учебная дисциплина "Экологическое право".
О природных катаклизмах и экологическом кризисе (грозящем либо наступившем) говорится достаточно много на международных и национальных форумах, в средствах массовой информации. Не будем впадать в крайности: по-видимому, экологического конца света можно избежать, но не без принятия срочных и решительных мер; если их не форсировать, то уже нашему и следующим поколениям придется туго. Надо решить, что мы можем и должны делать, чтобы остаться царями природы либо работниками в ее мастерской.
Основное направление решения экологических проблем лежит в сфере экономики, и именно поэтому сочетание экономики и экологии является одним из основных принципов охраны среды. Организация экономических механизмов, внедрение рыночных отношений, взвешенное распространение их на природные ресурсы не могут не иметь социальной направленности, поскольку охрана среды осуществляется, прежде всего, для поддержания социума, благосостояния людей.
Не меньшая роль принадлежит праву: оно может тормозить либо подталкивать общественные отношения, быть их стимулятором либо обременителем. Социальная обусловленность права не вызывает сомнений, однако оно всегда носит волевой характер, но обусловливается уровнем развития науки и техники, степенью и состоянием достижений и провалов научно-технического прогресса, обузданием его негативных сторон. Поэтому право не может быть всесильным, его возможности должны осознаваться и использоваться по назначению, не во вред обществу.
Многое зависит от экологических позиций граждан, как изучающих, так и не знающих экологию, экологическое право. Формирование глобального мироощущения, увязка планетарных проблем с местными позволяют понять место человека в окружающей среде, порождает желание участвовать в исправлении трагической экологической ситуации, в спасении земной цивилизации и собственного дома.
Общие причины преступности коренятся в сфере противоречий, возникающих при взаимодействии человека и природы. Эти противоречия существуют между человеком как частью природы и природой как целым; между возможностями общества, государства, региона по использованию окружающей среды, ее познанию и социальными потребностями; между социальным положением природных ресурсов (их форм собственности) и сложившимися способами их освоения; между обществом, социальной группой и индивидом как самостоятельными субъектами природопользования и природоохраны; между различными целями отдельных субъектов природопользования и природоохраны.[2]
Указанные противоречия представляют собой сложные социальные процессы, которые в условиях неблагоприятного (экстенсивного) экономического развития создают устойчивые предпосылки для неправомерного и нередко преступного экологического поведения.
Говоря об общих причинах экологической преступности, уместно обратить внимание на сложившуюся систему взглядов, несущую ярко выраженные устойчивые пробелы и деформации общественного экологического сознания. К ним, в первую очередь, относятся: явная переоценка возможностей человека, его якобы способности оптимально воздействовать на окружающую среду, своевременно познавать природу и процессы взаимодействия с ней; ложное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов и нереальные оценки способности природы к самовосстановлению (регенерации); ориентация на сомнительные (нередко ложные) цели и приоритеты в сфере взаимодействия человека и природы; безразличное отношение к судьбе природы, ее состоянию, нанесенному ущербу окружающей среде и т. п.; явное неуважение к экологическому законодательству, регламентирующему взаимодействие человека и природы.
Таким образом актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.
Задача курсовой работы – рассмотреть понятие «преступления против окружающей среды».
Цель работы – изучить нормативный и правовой базис борьбы с экологическими преступлениями.
Для написания данной работы использовались материалы научной и учебной литературы, а также материалы периодических изданий.
Глава 1. Преступления против окружающей среды
1.1 Принципы уголовной ответственности
Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды, должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т. е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.
Уголовным кодексом РФ предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охране окружающей среды.[3]
Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе об охране среды, не могут предусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ.
Законодательством предусматриваются задачи УК РФ, и хотя их немного, в них присутствуют экологические цели. Так, задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических), собственности (в том числе на природные ресурсы), общественного порядка и общественной безопасности (в том числе экологического правопорядка), окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации (о конституционных основах охраны окружающей среды, входящих в понятие конституционного строя, говорилось выше) от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества (например, путем установления уголовной ответственности за экоцид), а также предупреждение преступлений (в том числе экологических).[4]
Для обеспечения предупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применения наказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях (бездействии) и наступлении общественно опасных последствий. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовное законодательство должно обеспечивать безопасность человека.
1.2 Преступления против окружающей среды
Перечень и характеристика этих преступлений даются в отдельной главе УК РФ – гл. 26 "Экологические преступления", где предусматривается 17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать по нескольким группам -– соответственно объектам охраны окружающей среды.
Преступления общего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 246–248, 262).
Посягательства на общественные отношения в области рационального использования и сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст. 254, 255).
Охрана водных отношений. Это – загрязнение вод, загрязнение морской среды, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 250, 252, 253).
Защита растительного мира (флоры). Это – незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений правил, незаконная добыча водных растений (ст. 249, 256, 260, 261).
Наконец, преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны животного мира и атмосферного воздуха. Это незаконная добыча водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил, нарушение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст. 249, 251, 256–259).[5]
Наряду с гл. 26 составы общественно опасных деяний, связанных с охраной окружающей среды, находятся и в других главах УК РФ, и это вторая часть экологических преступлений. В гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" предусматриваются нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных работах (ст. 215–217), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219), незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220–221). В частности, радиоактивное заражение окружающей среды признается' в УК РФ тяжким последствием.
В гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" предусматриваются нарушение санитарно-эпидемиологических правил, сокрытие информации о создающих опасность для жизни и здоровья людей обстоятельствах (здесь могут быть сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (к ним могут относиться и природные комплексы), жестокое обращение с животными (ст. 236, 237, 243, 245).[6]
Глава 2. Экологические преступления. Подробная классификация и уголовная ответственность
2.1 Подробная классификация экологических преступлений
Глава 26. Экологические преступления Уголовного Кодекса РФ.
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Данная статья является новой и фактически представляет собой общий состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за причинение ущерба окружающей среде в ходе хозяйственной деятельности. Цель данной нормы состоит в обеспечении технологической дисциплины, необходимой для охраны окружающей среды в процессе производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов. Большая рискованность такого рода работ, которые всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде, требует обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.[7]
Правила охраны окружающей среды содержатся в нормативно-правовых актах и в силу этого являются правовыми нормами. Научные рекомендации, если они не преобразованы в правовые нормы, не могут рассматриваться как правила охраны окружающей среды, независимо от их значимости и убедительности. Правила охраны окружающей среды специфичны по своему содержанию и отличаются от правил безопасности (как общих, так и специальных), ответственность за нарушение которых предусмотрена иными статьями действующего УК РФ.
К правилам охраны окружающей среды относятся нормы, содержащиеся в экологическом и природоресурсовом законодательстве: Законе "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 г., Федеральном законе "О животном мире" от 24 апреля 1995 г., Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г., Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. и других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств и ведомств, в том числе санитарных правилах, стандартах (ГОСТах), инструкциях и методических письмах, имеющих нормативный характер, и т. д., а также нормативно-правовых актах органов местного самоуправления и администрации. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов сформулированы в разделе VI Закона "Об охране окружающей природной среды", а экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности - в разделе VII того же Закона.
Объективная сторона данного преступления охватывает собой действия либо бездействие, состоящие в нарушении правил при производстве работ, предусмотренных диспозицией ст. 246 УК РФ, последствия и причинную связь между ними.
Под нарушением правил понимаются действия, состоящие в выборе такого варианта поведения, который существенно отличается от варианта поведения, предусмотренного правилами, содержащимися в действующих нормативно-правовых актах (в частности, использование непредусмотренных правилами методик расчета, использование технологических процессов, запрещенных соответствующими правилами, выполнение работ или осуществление деятельности, которая не соответствует условиям лицензий и разрешений, превышение допустимых нагрузок на очистные сооружения и др.).
Нарушение правил в виде бездействия состоит в несовершении действий, прямо предписываемых правилами охраны окружающей среды (в частности, неполучение или игнорирование информации, учет которой необходим при принятии соответствующих хозяйственных и иных решений, невыполнение требований, содержащихся в заключении государственной экологической экспертизы, отказ от строительства необходимых очистных сооружений, непроведение контрольных замеров и т. п.).[8]
Действия и бездействие, состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, совершаются при производстве работ, т. е. в процессе проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта. Это означает, что любое производство работ, включая все перечисленные их виды или стадии, должно вестись на основе законного управленческого решения или требовать для своего ведения принятия такого решения. В частности, под проектированием понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия; проектирование объектов, осуществляемое инициативно, в порядке выдвижения индивидуальных предложений, хотя бы и проведенное с нарушением правил охраны окружающей среды, не является действиями, образующими объективную сторону состава данного преступления.
Российское экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, поэтому принятие указанных законных управленческих решений о производстве работ является обязательным и сопровождается проведением государственной экологической экспертизы и получением оценки воздействия на окружающую среду. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке, перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации являются исчерпывающими.
Последствия нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ состоят в существенном изменении радиоактивного фона в сторону его ухудшения: при этом существенным является изменение, которое в соответствии с современными нормативами оценивается как причиняющее вред здоровью людей или создающее угрозу такого причинения.
Под причинением вреда здоровью людей следует понимать причинение такого вреда любой тяжести - легкого, менее тяжкого или тяжкого.
Массовая гибель животных - одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах.
Под иными тяжкими последствиями понимаются ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния объектов окружающей среды, неустранимое в обозримый период или устранимое с большими финансовыми или материальными затратами, уничтожение отдельных объектов, деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие законным видам природопользования, и т. п.
Обязательной для данного преступления является причинная связь, свидетельствующая о том, что вредные последствия наступили от установленного нарушения правил охраны окружающей среды, а не были вызваны иными или дополнительными факторами. Если соблюдение правил не могло воспрепятствовать наступлению вредных последствий, причинная связь между нарушением правил охраны окружающей среды и последствиями отсутствует.
Преступление считается оконченным в момент наступления вредных последствий, вызванных нарушением правил охраны окружающей среды. При том достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного из видов работ, указанных в ст. 246.[9]
Субъектами данного преступления являются лица, ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды. К ним относятся: лица, на которых возложена общая ответственность за производство работ; лица, на которых возложена специальная ответственность за осуществление отдельных видов работ, функций (например, отвечающих за функционирование очистных сооружений, организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений на предприятии и т. п.). Во всех этих случаях ответственность за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ должна быть возложена на лицо законным нормативно-правовым или правоприменительным актом.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется наличием косвенного умысла. В соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ данное преступление не может быть совершено по неосторожности, поскольку об этом прямо не говорится в ст. 246. Лицо осознает, что оно нарушает правила охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично. Наличие косвенного умысла обосновывается тем, что правила охраны окружающей среды по своему назначению и содержанию направлены на предотвращение вредных последствий, а следовательно, их нарушение означает допущение или безразличное отношение именно к тем последствиям, на предотвращение которых направлены правила.
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.[10]
Данная статья является новой для российского уголовного законодательства и представляет собой общий состав экологического преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил обращения (на всех его этапах) с опасными веществами и отходами.
Целью данной нормы является недопущение производства запрещенных видов отходов и обеспечение соблюдения установленных правил оборота экологически опасных веществ и отходов. Для этого конструируются два самостоятельных состава преступления с одинаковыми последствиями: 1) производство запрещенных видов опасных отходов; 2) обращение, т. е. транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов. Оба указанных преступления имеют одни и те же квалифицирующие признаки.
Объективная сторона производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренная ч. 1 ст. 247, включает в себя их производство, наступление последствий (возникновение угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и наличие причинной связи между производством опасных отходов и возникновением угрозы.
К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания. Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Статья 3 Закона "Об использовании атомной энергии" определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.[11] При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива, в процессе производства энергии на атомных электростанциях, при переработке отработавшего ядерного топлива, при производстве оружейных ядерных материалов, в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, при использовании радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах. Токсичные отходы - не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества.
Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества, которые могут иметь военное предназначение; производство которых запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов; производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды либо без соответствующего разрешения.
Производство запрещенных видов опасных отходов представляет собой профессионально осуществляемый на постоянной или временной основе в заранее установленных целях технологический процесс или комплекс технологических процессов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных отходов. Не является производством запрещенных видов опасных отходов проведение отдельных опытов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных побочных веществ, представляющих собой отходы для данного опыта (опытов).
Закон предусматривает три группы последствий данного вида преступления: в основном составе - угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; в квалифицированном составе - загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а также неосторожное причинение смерти человеку либо массовое заболевание людей.
Наименее тяжким последствием является угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (по ч. 1 ст. 247). Это наличие такой объективной ситуации либо возникновение таких обстоятельств, которые могли повлечь возникновение вредных последствий. Оценка наличия угрозы осуществляется в конечном счете судом с учетом всех обстоятельств дела. Объективным признаком угрозы является высокая степень вероятности наступления последствий, отсутствующая при иных обстоятельствах.[12]
Содержанием угрозы является возможность причинения существенного вреда здоровью человека, под которым понимается, как минимум, причинение вреда, опасного для жизни или вызвавшего иные последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК РФ, либо возможность причинения существенного вреда окружающей среде, под которым понимается ухудшение качества окружающей среды и состояния природных объектов, связанное с их заражением, отравлением либо загрязнением, либо ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, либо массовые заболевания и гибель животных.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 16 лет.
Российское законодательство подробно регламентирует статус зон, их правовой режим, порядок объявления, разрешенные и запрещенные в их пределах виды деятельности и т. п., параметры и дальнейшую классификацию зон и иные вопросы. Природоресурсовое законодательство также устанавливает в общем виде статус специальных зон. Так, согласно ст. 116 Водного кодекса зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.[13]
Субъективная сторона данного преступления, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется косвенным умыслом. Лицо осознает, что оно нарушает правила обращения с опасными веществами отходами, предвидит возможность наступления опасных для жизни, здоровья человека или окружающей среды последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к их наступлению безразлично.[14]
Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 250. Загрязнение вод.
Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Статья 251. Загрязнение атмосферы.
Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Статья 252. Загрязнение морской среды.
Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.[15]
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 254. Порча земли.
Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр.
Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев , либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений.
Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов.
Производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Статья 258. Незаконная охота.
Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.[16]
То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников.
Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены:
а) неоднократно;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов.
Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2.2 Уголовная ответственность за экологические преступления
Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений различные виды наказания: штраф до пятисот минимальных окладов, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительные работы на срок до двух лет, ограничение свободы на срок до трех лет, арест до шести месяцев, обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, лишение свободы.
Таким образом, ответственность за экологические преступления достаточно разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания. Веками человечество пытается понять, "сколько надо дать", чтобы и осужденный исправился, и другим было неповадно. Общественное мнение нередко полагает, что уголовное наказание и его жесткость являются главными факторами недопущения деградации окружающей среды и предупреждения экологических преступлений. Вносятся предложения о дальнейшем ужесточении санкций за экологические правонарушения, об увеличении выносимых наказаний.
О применении различных видов юридической ответственности за экологические правонарушения можно получить представление из ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.
По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.[17]
Заключение
Уголовной ответственности по статьям за экологические преступления могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие экологические преступления.
Экологические преступления влекут за собой применение высших мер уголовного наказания – штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, арест или лишение свободы.[18]
Максимальные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации за экологические преступления, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации за экологические преступления
Статья Уголовного Кодекса Российской Федерации
Максимальное наказание
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при проведении работ.
лишение свободы на срок до 5 лет
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
лишение свободы на срок до 8 лет
Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
лишение свободы на срок до 5 лет
Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
лишение свободы на срок до 2 лет
Статья 250. Загрязнение вод.
лишение свободы на срок до 5 лет
Статья 251. Загрязнение атмосферы.
лишение свободы на срок до 5 лет
Статья 252. Загрязнение морской среды.
лишение свободы на срок до 5 лет
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
исправительные работы на срок до 2 лет
Статья 254. Порча земли.
лишение свободы на срок до 5 лет
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр.
исправительные работы на срок до 2 лет
Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений.
лишение свободы на срок до 2 лет
Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов.
исправительные работы на срок до 2 лет
Статья 258. Незаконная охота.
лишение свободы на срок до 2 лет
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.
лишение свободы насрок до 3 лет
Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников.
исправительные работы на срок до 2 лет
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
исправительные работы на срок до 2 лет
Пленум Верховного суда РФ рекомендует судам полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства каждого дела об экологическом преступлении и реагировать путем вынесения частных определений на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению экологических преступлений и требующие принятия соответствующих мер, направленных на их предотвращение.
Список литературы
Нормативные акты
1. Конвенция «О защите окружающей среды посредством уголовного законодательства» ETS № 172 (Страсбург, 4 ноября 1998 г.)
2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954, в "Российской газете" от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118
4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ. Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 8 июня 2006 г. N 121, в "Парламентской газете" от 8 июня 2006 г. N 90-91, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381
5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024, в "Российской газете" от 22 марта 1995 г. N 57
6. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире". Текст статей 1-36 Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 4 мая 1995 г., статей 37-61 - в "Российской газете" от 5 мая 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г., N 17, ст.1462
7. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 28 ноября 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4552
8. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4556, в "Российской газете" от 30 ноября 1995 г. N 232
9. Федеральный Закон РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6, в "Парламентской газете" от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133
10. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2008 г. N 267, в "Парламентской газете" от 20 января 2009 г. N 2-3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 17
11. Конвенция «О защите окружающей среды посредством уголовного законодательства» ETS № 172 (Страсбург, 4 ноября 1998 г.)
Использованная литература
12. Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Высшее образование, 2009.
13. Боголюбов С.А. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ТК Велби, Проспект, 2009.
14. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2007.
15. Быстров Г.Е., Жаворонкова Н.Г. Экологическое право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
16. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М.: Эксмо, 2008.
17. Духно Н.А., Чубуков Г.В. Экологическое право России. М.: Экзамен, 2008.
18. Дьякова С.В., Кадникова Н.Г. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2008.
19. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Эксмо, 2009.
20. Клепицкий И.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: РИОР, Инфра-М, 2009.
21. Маковик Р.С. Экологическое право России. (Основные понятия, комментарии, схемы). М.: Экзамен, 2008.
22. Никишин В.В. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации. М.: Норма, 2008.
23. Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
24. Чучаев А.И., Князева А.Г. Экологические преступления. М.: Проспект, 2009.
[1] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2007.. с.15
[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Эксмо, 2009., с.8
[3] Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М.: Эксмо, 2008., с.31
[4] Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Высшее образование, 2009., с.31
[5] Чучаев А.И., Князева А.Г. Экологические преступления. М.: Проспект, 2009., с.74
[6] Быстров Г.Е., Жаворонкова Н.Г. Экологическое право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008., с.41
[7] Дьякова С.В., Кадникова Н.Г. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2008., с.154
[8] Маковик Р.С. Экологическое право России. (Основные понятия, комментарии, схемы). М.: Экзамен, 2008.
[9] Клепицкий И.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: РИОР, Инфра-М, 2009., с.241
[10] Чучаев А.И., Князева А.Г. Экологические преступления. М.: Проспект, 2009., с.188
[11] Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 28 ноября 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4552
[12] Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010., с.244
[13] Боголюбов С.А. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ТК Велби, Проспект, 2009., с.94
[14] Клепицкий И.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: РИОР, Инфра-М, 2009., с.256
[15] Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Высшее образование, 2009., с.42
[16] Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010., с.221
[17] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2007., с.144
[18] Духно Н.А., Чубуков Г.В. Экологическое право России. М.: Экзамен, 2008., с.67