Оглавление
Введение. 2
1. Приоритет права над государством. 4
2. Верховенство закона. 9
3. Принцип разделения властей. 13
Заключение. 23
Список использованной литературы.. 26
Глоссарий. 28
Проблемы
организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и
практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно
подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной
власти является принцип разделения властей. В этой связи существует
необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в
современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и
региональном.
Согласно этому принципу, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации[1], государственная власть в России осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти
самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой
системы органов и в специфических правовых формах.
Основное назначение
такого разделения властей заключается, во-первых, в обеспечении эффективного,
профессионального и независимого
функционирования каждой ветви власти, во-вторых, в создании
«сдержек и противовесов» во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не
допустить любой узурпации власти,
любой диктатуры.
Содержание внешних и внутренних функций
государства Российской Федерации, анализ практической реализации принципа
разделения властей важны для создания, наряду с законодательной и
исполнительной властью, сильной,
самостоятельной и независимой судебной власти.
Объектом
курсовой работы являются общественные отношения,
возникающие в процессе реализации конституционно-правового принципа разделения
властей в субъектах Российской Федерации, а также содержание внешних и
внутренних функций государства Российской Федерации.
Предметом
являются
нормативные правовые акты, закрепляющие и регулирующие реализацию принципа
разделения властей при формировании и функционировании механизма
государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Цель
и задачи исследования. Цель работы состоит в анализе
понятия приоритета права над государством, верховенства закона, принципа
разделения властей.
Для
достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-
проанализировать конституционно-правовые нормы, закрепляющие и регламентирующие
реализацию принципа разделения властей в федеральной и региональной практике
государственного строительства Российской Федерации;
-
определить понятие и сущность принципа разделения властей.
Правовое
государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса
оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим
конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим
общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Правовое
государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти,
которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями
на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том
случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие
законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является
воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о
наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в
тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их
жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом
правового государства[2].
Экономической
основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся
на многоукладности, на различных формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как
равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Социальную
основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество,
которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса.
Нравственную
основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и
справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
Принцип
приоритета права.
Приоритет
права означает:
а)
рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций
права, закона;
б)
соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,
справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность,
равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением
общества и легитимной публичной властной силой;
в)
необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных
и общественных органов;
г)
наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и
процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий
и т. д.).
2.
Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный
принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его
органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в
рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий
характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права,
возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь,
свободу, здоровье и т. д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в
том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными
лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы
действия права, со стороны государства это может обернуться произволом,
внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип
правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые
признаки. Это:
1)
равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
2)
особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
3)
стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его
осуществления.
1)
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность
их сторон.
2)
Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин -
равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает
договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.
д.).
3)
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и
обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его
обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права
могут быть в любой момент нарушены.
3.
Принцип единства права и закона[3].
4.
Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной
власти.
Из
определения правового государства можно выделить два главных принципа (две
стороны сущности) правового государства:
1)
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная
сторона);
2)
наиболее последовательное связывание посредством права политической власти,
формирование для государственных структур режима правового ограничения
(формально-юридическая сторона)[4].
Первый
принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где
сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".
Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное
предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего
развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой
права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как
возможность отправления функций государственной власти становится вторичной,
производной.
Сегодня
политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских
(личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности,
которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в
международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.
Второй
принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и
средств.
1.
Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т.е.
реальное осуществление первого принципа.
2.
Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения
властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период
борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения
политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений
властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица
необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную
народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия
законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и
занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной
деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав,
справедливого наказания виновных)[5].
3.
Федерализм также может внести свой вклад в дело ограничения государственной
власти. Как своеобразное государственное устройство, федерация дополняет
горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым
становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и
противовесов.
4.
Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его
господство в общественной жизни.
5.
Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения
политической власти[6].
Итак, правовое
государство - это государство, в котором правовыми средствами реально
обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая
деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и
законом.
Право,
как, по крайней мере, пишется во всех учебниках по теории права, является
надстроечным явлением, которое в большей или меньшей степени отражает
сложившиеся общественные, в частности, экономические отношения. В этом смысле и
следует понимать «верховенство права». Оно действительно сверху экономики и
представляется ее правовой формой. Но первичными всегда являются экономические,
объективно складывающиеся отношения. Само право есть порождение экономики.
На
самом деле, верховенство права (нередко пишут – верховенство закона) означает
принцип, в соответствии с которым любой государственный орган, должностное
лицо, а также коллектив, юридическое лицо или отдельный гражданин должны
починять свои действия, свое поведение праву (закону).
Историческое развитие верховенства
закона
Принцип верховенства закона уходит
корнями в средневековую Англию. Еще в 1066 году Уильям Завоеватель установил
централизованное управление. Хотя король олицетворял исполнительную,
законодательную и судебную власти, он сам не находился над законом, так как
закон сделал его королем. На основании этого понимания суды общего права и
парламент вместе со знатью укрепили свое влияние в национальной системе,
создав первую парламентскую монархию в Европе. Краеугольными камнями в развитии
верховенства закона были Великая хартия вольностей (1215),
предоставившая знати некоторые гражданские и политические права, и закон
“Хабеас Корпус Акт” (1679), который предоставил людям,
взятым
под стражу, неотъемлемое право быть
информированными о том, почему их свобода была ограничена.
На Европейском континенте принцип
верховенства закона приобрел важность на фоне гражданских революций в течение
17-го и 18-го веков. В настоящее время верховенство закона является основным
принципом национальных и региональных институтов во всем мире.
Верховенство закона
проходит
через различные политические сферы и включает в себя политические,
конституционные, юридические вопросы и права человека. Любое демократическое
общество, которое хочет развивать права человека должно признавать верховенство
права в качестве фундаментального принципа.
Хотя верховенство закона
является
краеугольным камнем демократического общества, не существует полного согласия
по поводу всех его элементов. Однако, представляется бесспорным, что граждане
защищены от произвольных действий государственной власти только в том случае,
если их права закреплены в законе.
Этот закон должен быть известен всем,
одинаково применяться и эффективно исполняться. Поэтому очевидно то, что
реализация государственной власти должна основываться на законах, принятых в соответствии
с конституцией, и с целью гарантирования свободы, справедливости и юридической
предсказуемости.
В 1993 году в Вене Всемирная
конференция ООН по правам человека подтвердила
существование неразрывной связи между принципом верховенства закона
и
защитой и реализацией прав человека. Она признала, что отсутствие верховенства закона
является
одним из основных препятствий реализации прав человека. Верховенство закона
является
основой для справедливого управления взаимоотношениями между людьми и среди людей
и как следствие поощряет разнообразие. Оно является опорой демократического
процесса. Верховенство закона также
гарантирует ответственность правящих
и контроль закона над ними.
Справедливое судебное разбирательство
как основной элемент верховенства закона
Верховенство закона,
в
первую очередь, означает существование известных обществу и недискриминационных
законов. Однако, только лишь их существование ничего не значит без эффективного
применения. Поэтому государство должно создать институты, защищающие
юридическую систему, включая суды, прокуратуру и полицию. Эти институты сами
связаны гарантиями прав человека, как это закреплено в универсальных и
региональных соглашениях по защите прав человека, таких как Международный пакт
о гражданских и политических правах (МПГПП), Европейская конвенция о правах
человека, Американская конвенция о правах человека и Африканская хартия прав
человека и народов[7].
Необходимо отметить, что МПГПП особо
ссылается на несовершеннолетних.
Он закрепляет, что в случае несовершеннолетних процедуры должны принимать во
внимание их возраст и желательность содействия их перевоспитанию. Это означает,
что государство должно разработать законодательство, касающееся
соответствующих вопросов, таких как минимальный возраст, с которого несовершеннолетние
могут привлекаться к уголовной ответственности; максимальный возраст, до
которого лицо считается несовершеннолетним; существование специальных судов,
процедур и законов, регулирующих процесс в отношении несовершеннолетних и то,
как все эти специальные меры для несовершеннолетних принимают во внимание “желательность
содействия их перевоспитанию”.
Верховенство закона, справедливое
судебное разбирательство и безопасность человека
Безопасность человека не может быть
реализована без верховенства закона и справедливого судебного разбирательства.
Принципы верховенства закона и справедливого судебного разбирательства вносят
вклад в безопасность человека в личной жизни, так как они гарантируют то, что
никто не обвиняется и не арестовывается произвольно, что каждый имеет право на
справедливое судебное слушание и на независимого и непредвзятого судью.
Справедливость судебного заседания приводит к правосудию и уверенности граждан
в предсказуемой юрисдикции.
Более того, сильная судебная система
помогает держать преступность и коррупцию на низком уровне, тем самым внося
вклад в свободу от страха. В постконфликтных ситуациях, как, например, в Боснии
и Герцеговине, очень важно восстановить верховенство закона и право на
справедливое судебное разбирательство для укрепления безопасности человека
путем юридической безопасности, отправления правосудия и добросовестного
управления. Это те средства, с помощью которых граждане смогут вновь обрести
уверенность и доверие к государству и его властям.
Что касается экономической уверенности и
развития, то инвестиционная безопасность также сильно зависит от
функционирующей административной и судебной системы. Поэтому экономический рост
и социальное благополучие, которые соответствуют свободе от нужды, т.е.
социальная и экономическая безопасность, также зависят от верховенства закона и
справедливого судебного разбирательства.
Равенство перед законом и перед судом
Гарантия равенства является одним из
общих принципов верховенства закона. Он запрещает дискриминационные законы и включает
в себя право на равный доступ к судам и равное отношение суда. Наиболее важным
практическим аспектом этого принципа является равенство сторон,
что означает, что каждая сторона в процессе должна иметь равные возможности
представлять дело, и что ни одна из сторон не должна иметь значительного
преимущества над своим оппонентом.
Разделение
властей - конституционный принцип организации государственной власти в
Российской Федерации» определяется понятие и
сущность конституционного принципа разделения властей и его реализация в
механизме государственной власти Российской Федерации.
Разделение властей является одним из
главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации
государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип
разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов
всех демократических государств, представляющий собой систему
конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на
законодательную, исполнительную и судебную.
Конституционный
принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации
государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение
государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не
лишает государственную власть ее основного качества – целостности и единства. В
свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы
структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения
властей.
Отметим, что в юридической науке термина
«разделение» применительно к государственной власти употребляется в двух
значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется
для обозначения разделения государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении
разделения государственной власти между федеративным государством и его
составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма -
как «разделение власти»[8].
По
отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех
ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода:
разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум
различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под
«разграничением властей» понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей
власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких
системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным
ветвям власти.
Сущность
«разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных составляющих
отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает
отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции
в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга.
Закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации
государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических
ценностей.
Конституционный принцип разделения
властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных
ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и
взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами
взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль
является равнозначным и равносильным.
Принцип разделения властей в его
современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное
единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной
из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.
Законодательная, исполнительная
деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют
определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований
нашего времени является устранение институционального несоответствия,
отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.
При этом ни одна из трех ветвей государственной
власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более,
сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками
формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью
защиты одной власти от другой.
Таким образом,
принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в
механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой
систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение
государственной власти в Российской Федерации на законодательную,
исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по «ветвям» не
лишает ее основного качества - целостности и единства.
Анализируя соотношение принципов
разделения властей и единства власти, можно отметить, что правовое обеспечение
единства государственной власти в субъектах Российской Федерации сохраняется.
Проблема осуществления власти имеет
несколько аспектов - структурный, функциональный и процессуальный. В
совокупности эти составляющие позволяют говорить о сбалансированном механизме
власти как системы, состоящей из определенных элементов. Такая научная
установка согласуется с теорией разделения властей, которая в первую очередь
предполагает структурно-функциональную определенность каждой ветви как
основания ее самостоятельности и ответственности.
Единство государственной власти
существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, сдержек и противовесов
между самостоятельными властями. Законодательная власть издает законы, на
основании которых действуют исполнительная и судебная власти, выполняет
бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и
судебной властей.
Единство системы государственной власти
по горизонтали выражается в том, что федеральные органы государственной власти
и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действуя как
самостоятельные органы, одновременно выступают в качестве единой
государственной власти, соответственно, федеральной и субъекта Российской
Федерации. Это достигается наличием совокупности организационно- правовых
сдержек и противовесов, при которых все органы федерального и регионального
уровня сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке
государственной политики, принятии законов и их осуществлении, так как и законы
и политика отражают общую позицию единой государственной власти.
Единство государственной власти по
вертикали проявляется в определенной структурной схожести органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов власти
Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации в
основном должны исходить из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и
исполнительной властей, ориентироваться на общие принципы и формы деятельности.
Формально-юридический
подход к принципу разделения властей включает два аспекта: организационный
(организационные основы распределения власти между отдельными институтами
государства) и функциональный (распределение функций и компетенции между
государственными органами различных ветвей).
Рассматривая принцип разделения
властей и принцип единства власти, необходимо понимать, что демократическое
единство государственной власти в субъекте Российской Федерации требует ее
разделения на различные ветви, а демократическое разделение этой власти на
законодательную, исполнительную и судебную должно опираться на единство
правовых источников и общего направления.
Реализация принципа разделения власти в
субъектах Федерации имеет свои отличия по сравнению с реализацией его на
общегосударственном уровне. Эти отличия проявляются в том, что данный принцип осуществляется
не в полном объеме, то есть фактическая реализация проявляется в разделении
законодательной и исполнительной властей. Принцип имеет свое проявление на
вертикальном уровне в форме взаимодействия органов исполнительной власти
субъектов территориальных органов федеральной исполнительной власти и органов
местного самоуправления.
Принцип разделения
властей в субъектах Российской Федерации рассмативается в трех аспектах: как
основа организации государственной власти, как принцип взаимоотношений
законодательного и исполнительного органов государственной власти, как одна из
гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Анализ правовой
основы организации государственной власти в субъекте Российской Федерации
позволяет сделать вывод, что при формальном провозглашении конституционного
принципа самостоятельности субъектов Федерации имеет место очевидная ориентация
центра на унификацию государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это становится очевидным в силу
наблюдаемого в субъектах определенного дисбаланса властей в сторону усиления
исполнительной власти. Нам кажется, что целесообразно закрепить для субъектов
Российской Федерации объем и пределы их самостоятельности в определении
собственной системы государственной власти в рамках принципа разделения
властей; четко разграничить полномочия между органами законодательной и
исполнительной власти в форме разделения властей; в федеративном
законодательстве наряду с представительными и исполнительными органами
государственной власти закрепить положение, предусматривающее судебную власть
субъектов, без которой невозможна фактическая реализация конституционного
принципа разделения властей; разграничить функции и полномочия в форме
разделения властей и на муниципальном (местном) уровне.
Если провести анализ правовых и
организационных форм осуществления взаимодействия органов публичной власти в
субъектах Российской Федерации, становится видно, что взаимодействие
законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти проявляется в
разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов
государственной власти в рамках единой политической системы. В связи с этим
определенный интерес представляет вопрос о соотношении законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти в современном российском обществе на
уровне субъектов Российской Федерации.
Формы взаимодействия ветвей власти (по
горизонтали) на региональном уровне включают в себя взаимодействие при
осуществлении правотворчества, т.е. обязанность направления всех правовых актов
высшего должностного лица субъекта Федерации, а также нормативных правовых
актов других органов исполнительной власти в законодательный орган
государственной власти субъекта Федерации в порядке и в сроки, установленные
конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Федерации; взаимодействие в
сфере государственного управления, т.е. возможность участия на заседаниях
законодательного органа представителей исполнительного органа государственной
власти и наоборот; взаимодействие двух ветвей власти в процессе планирования и
осуществления законопроектной работы, а также непосредственно в законодательном
процессе; взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти при
разрешении правовых споров между ними.
При анализе организационно-правовых форм
мы приходим к выводу, что взаимодействие между законодательными
(представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта
требует совершенствования и правовой конкретизации в законодательстве
субъектов.
Правовые нормы, регулирующие
взаимодействие законодательной и исполнительной власти в субъекте Российской
Федерации, должны составлять относительно самостоятельный правовой институт,
регламентирующий прямые и обратные связи государственных органов между собой и
определять степень их организационной обособленности, а также функциональной
самостоятельности по отношению друг к другу, формы и методы согласования
позиций в процессе осуществления государственной власти, взаимного воздействия
соответствующих ветвей власти, разрешения споров между ними в установленном
законом порядке.
При осуществлении полномочий в рамках реализации принципа
разделения властей по вертикали органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации взаимодействуют и с органами местного
самоуправления. Такие формы предназначены для решения тактических и стратегических задач местного значения в русле государственной муниципальной политики.
При законодательном
решении проблем взаимодействия всех уровней публичной власти в
Российской Федерации необходимо
решить следующие вопросы: какой вид публичной власти за какие функции отвечает; каким объемом ресурсов располагает каждый уровень
публичной власти, чтобы выполнять возложенные на него Конституцией РФ и законом полномочия; какие механизмы
обеспечивают выполнение органами
государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций;
какие органы являются носителями этих полномочий[9].
Для более полной
согласованности при взаимодействии ветвей государственной власти в субъекте
Российской Федерации многие политики предлагают закрепить процедуру создания
согласительных комиссий на постоянной основе в целях решения вопросов о
взаимодействии ветвей государственной власти субъекта и органов местного
самоуправления.
Механизм
сдержек и противовесов в системе разделения властей субъектов Российской
Федерации тоже играет в России огромную роль.
Создание
эффективной системы сдержек и противовесов между органами государственной
власти связано с обеспечением стабильности государственного развития субъекта и
данная система должна включать в себя рациональное разделение полномочий на
функциональные и полномочия противовесов, имеющие сдерживающий характер.
Система сдержек и противовесов включает
полномочия противовесов, взаимного сдерживания и контроля. Содержательная
составляющая сдерживания и контроля представляет собой внешнюю оценку
соблюдения соответствующими органами тех полномочий, которые и являются
собственно государственной властью. Можно оценить правомерность деятельности
только тогда, когда эти права или пределы пользования ими определены
конституцией и законом.
В рамках
механизма сдержек и противовесов контрольная функция каждой ветви власти
субъекта Российской Федерации означает, что органы каждой ветви государственной
власти в процессе осуществления своей
прерогативой функции реализуют одновременно и с необходимостью
контрольную составляющую данной функции, распространяющуюся как на органы данной ветви государственной власти («самоконтрольный»
или внутренний аспект), так и на органы других ветвей государственной власти (социальный или внешний аспект), но только в том допустимом объеме, который бы не изменял
существа деятельности органов данной ветви власти и существа самой ветви
власти.
Перспективным направлением является
создание совместных контрольных органов, т.е.
таких, в формировании которых принимают участие органы различных ветвей власти. Вопрос об их принадлежности к той
или иной ветви власти должен решаться
исходя из структуры элементов контрольной компетенции, переданной им.
Несмотря на правовое закрепление
отдельных элементов сдержек и противовесов в системе государственной власти
субъектов, она действует недостаточно эффективно, так как функционирует только
на уровне взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей
государственной власти по причине отсутствия судебного (конституционного)
органа государственной власти в большинстве субъектов, что отрицательно влияет
на фактическую реализацию принципа разделения властей.
В целях совершенствования механизма
сдержек и противовесов и устранения указанного дисбаланса необходимо принятие
Федерального закона «Об общих принципах организации судебных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», предписывающего
обязательное создание конституционных (уставных) судов во всех субъектах.
В числе предложений, устраняющих пробелы
в реализации механизма сдержек и противовесов, следует выделить отдельные
положения в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, закрепляющие
систему сдержек и противовесов, включающую в себя функциональные полномочия
органов государственной власти и полномочия противовесов, имеющие сдерживающий
и контролирующий характер[10].
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что четкое определение правового поля функционирования
элементов в системе сдержек и противовесов и надежно отлаженный механизм разделения ветвей власти обеспечит стабильность развития и функционирования
государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Итак, содержание внешних
и внутренних функций государства Российской Федерации играет огромную роль в
управлении страной. К примеру, благодаря приоритету права над государством
правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и
вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом
соответствии с правом и законом.
Кроме того, основополагающим
принципом концепции господства права является принцип верховенства закона,
рассматриваемый как априорность естественного права по отношению к позитивному
праву (закону), что позволяет рассматривать принцип верховенства права в
качестве концентрированного выражения идеи правового ограничения
государственной власти.
Естественно-правовой подход,
основанный на различении естественного (априорного) и позитивного
(установленного) права, представлен множеством концепций, различающихся по
трактовке природы, сущности и содержания естественного права, которые
классифицируются по философско-методологическому основанию на онтологические,
деонтологические, аксиологические. В качестве ориентиров в теориях
естественного права используются морально-этические и гуманистические ценности:
справедливость, свобода, права личности, - которые выступают в качестве
метаюридического критерия позитивного права и источника «правильного»
содержания закона.
Утверждение принципа верховенства
закона имеет следствием выявление следующих теоретических и практических
аспектов концепции господства права: а) установление критериев правового закона
как основной проблемы теории и практики правотворчества; б) допустимость
правоприменения contra legem; в) переход от формальных требований
законности к содержательным, что нашло выражение в теории правозаконности
(правовой законности), требования которой адресованы не только субъектам правореализации,
но и государству как основному субъекту правотворчества.
Основополагающим принципом концепции
правового государства (государства законности) является принцип верховенства
права, рассматриваемый с позиций позитивизма как верховенство позитивного
права, т.е. права, которое установлено (позиционировано) государством,
действительно и обязательно к соблюдению с момента позитивации до официальной
отмены. В этой связи принцип верховенства права предстает как верховенство
закона. Проблема правильности закона, его соответствия морально-гуманистическим
ценностям выводится за рамки юридического анализа, поскольку действительность
правовых норм предполагает обязательность их исполнения.
Но самым важным является принцип разделения властей. Он,
несомненно, оправдал себя в государственном строительстве
России, однако его конституционное провозглашение
оказалось недостаточным, чтобы он
«заработал» в полную силу. В процессе реализации данного принципа в конкретных условиях субъектов
Российской Федерации довольно скоро обнаруживается необходимость в
принятии неотложных мер по налаживанию
конструктивного взаимодействия между законодательной и исполнительной
ветвями власти, согласованной работы региональных и местных (муниципальных)
властей, созданию единой, действенной
исполнительной вертикали, преодолению тенденции децентрализации государства,
поддерживаемой органами власти
некоторых субъектов Федерации.
Конституционно-правовая
доктрина (в условиях закрепления федеративной формы устройства российской
государственности) предполагает дифференциацию государственной власти на
самостоятельные ветви не только в центре, но и на местах.
Принцип
разделения властей является базовым принципом в государственном механизме
правовых государств. В большинстве современных государств данный принцип
одновременно служит и функциональной основой, которая обеспечивает эффективную
деятельность государственного механизма, и способствует оптимальному развитию
отношений в обществе и государстве.
В
Российской Федерации система федеральных органов государственной власти
функционирует на основе базового, системообразующего принципа разделения
властей. Фактическая реализация принципа разделения властей в субъектах
Российской Федерации усложняется тем обстоятельством, что не во всех субъектах
функционируют судебные органы власти (конституционные (уставные) суды созданы и
функционируют менее чем в половине субъектов Российской Федерации).
Реализация
принципа разделения властей предполагает обеспечение сбалансированности
полномочий, исключение сосредоточения всех полномочий или их большей части в
ведении одного органа либо должностного лица. При этом соблюдается правило,
согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены или,
напротив, соединены под единым началом.
Нахождение
оптимального баланса между уровнями государственной власти и организации их
эффективного взаимодействия обозначалось неоднократно важнейшей задачей
государственной политики в Посланиях Президента Российской Федерации В.В.
Путина Федеральному Собранию: «У нас до сих пор не выстроено эффективное
взаимодействие между разными уровнями власти, ... любая власть, прежде всего,
означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная
политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту»[11].
1.
Российская
Федерация. Конституция. [Текст]: от 12 дек. 1993г. // Российская газета, 1993 –
25 дек.
2.
Послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2000
года (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней
политики государства) // Известия, 27 марта 2000; Послание Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года.
Росс. газ., 25 марта, 2004.
3.
Грудцына,
Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и
государства [Текст] / Л.Ю. Грудцына// Законодательство и экономика, 2007, N 11
4.
Зорькин,
В. Стандарт справедливости [Текст] В. Зорькин // РГ. 2007. 8 июня
5.
Кощин,
В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] / В.Ф. Кощин
// Юридический мир, 2007, N 9
6.
Малько,
А.В. Правовое государство [Текст] / А.В. Малько // Правоведение. 1997. N 3.
7.
Мартышин,
О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России [Текст]
О.В. Мартышин // Государство и право. 1996. N 5.
8.
Общая
теория права и государства: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Лазарева. – М.:
Юрист, 2007. – 360с
9.
Общая
теория права. [Текст]/ Под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.
Э. Баумана, 2007 – 386с
10.
Омельченко,
О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. [Текст] О.А.
Омельченко – М.: Юрист, 2006. – 448с
11.
Пирбудагова,
В.И. Становление идеи взаимодействия государства и гражданина как принципа
правового государства в трудах ученых-юристов [Текст] / В.И. Пирбудагова //
История государства и права, 2008, N 17
12.
Протасов,
В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и
ответы. [Текст] В.Н. Протасов – М.: Новый юрист, 2007. – 240с
13.
Селезнев,
Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. [Текст] Л.И.
Селезнев – СПб.: Академия, 2007. – 475с
14.
Смирнов,
И.В. Ответственность в контексте теории правового государства [Текст] / И.В.
Смирнов // История государства и права, 2007, N 9
15.
Соколов,
А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство [Текст] / А.Н.
Соколов // Журнал российского права, 2008, N 8
16.
Хачинский,
К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К.Б. Хачинский
// История государства и права. 2006. N 10.
17.
Шиняева,
Н. Курс на правовое государство [Текст] / Н. Шиняева, П. Зубков // ЭЖ-Юрист,
2008, N 5
Определения:
Функции
государства - это основные направления деятельности
государства.
С
содержательной точки зрения функции государства зависят от его типа и
конкретного исторического периода. Например, важнейшей задачей
древнеегипетского государства было строительство оросительных каналов и
пирамид; официальной целью государства СССР было строительство коммунизма; все
государства так или иначе решали вопросы обороны, охраны порядка, развития
производственной инфраструктуры (дороги, мосты, водопроводы, трубопроводы,
телекоммуникации,..).
С
формальной точки зрения в научной и учебной литературе обычно выделяются
внутренние и внешние функции государства.
Внутренние
функции:
В
экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры,
организация денежного обращения, установление и сбор налогов; поддержание
макроэкономического равновесия, поддержка отечественных производителей,
обеспечение научно-технического прогресса...
В
политической сфере: обеспечение деятельности и воспроизводства органов
государственной власти, охрана законности и правопорядка, борьба с
преступностью, разрешение этнических и религиозных конфликтов...
В
социальной сфере: воспроизводство населения, поддержка социально слабых групп
(старые, больные, безработные,..), развитие здравоохранения, образования,
физической культуры; строительство жилья...
В
духовной сфере: воспроизводство национального образа жизни; поддержка культуры,
искусства, науки, религии...
Внешние
функции:
Национальная
оборона, охрана границ.
Сотрудничество
с другими странами и международными организациями (экономическое,
научно-техническое, военное, культурное,..).
Обеспечение
мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях.
Защита
интересов своих граждан и соотечественников за рубежом.
Признаки
Принцип
правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые
признаки. Это:
1)
равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
2)
особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
3)
стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его
осуществления.
Термины
Госуда́рство
— это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и
методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый
порядок взаимоотношений между членами общества.