СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Краткая характеристика
рекламы…………………………………….
Глава 2. Рекламное агентство «Нос»
как инструмент продвижения
товаров и
услуг……………………………………………………….
2.1. Общая
характеристика рекламного агентства……………………….
2.2. Планирование
рекламной деятельности фирмы.……………………
2.3. Определение пропорций
производства рекламной продукции.……
Глава 3. Основные направления
повышения эффективности управления
рекламной деятельностью агентства «Нос»…………………………
3.1. Совершенствование
структуры управления…………………………
3.2. Основные функции руководства……………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
|
.3
.5
.9
.9
10
15
22
22
24
26
28
|
ВВЕДЕНИЕ
Под
продвижением продукта понимается совокупность различных видов деятельности по
доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и
стимулированию возникновения у них желания его купить. Современные организации
используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов посредниками,
клиентами, с различными общественными организациями и слоями.
Продвижение
продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы,
методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с
общественностью.
В современных условиях перед лицом постоянно
возрастающей конкуренции рентабельное увеличение объема продаж
становится главным желанием всякого производителя. Реклама
призвана ознакомить с товаром, удержать завоеванные им позиции.
Вместе с тем она требует все более значительных затрат.
Практика социального
развития показывает, что ни один общественный институт не может эффективно
функционировать без оптимизации системы управления. Это положение бесспорно
относится и к рекламной деятельности.
В процессе управления
происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия
различных органов управления и распределения задач, решаемых различными
работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и
обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому
организация работ — это функция, которую должны осуществлять все руководители —
независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в
делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и
вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда
принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего
звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более
крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений,
соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.
В широком смысле задача менеджеров при этом состоит
в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам
организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.
«Наилучшая» структура - это та, которая наилучшим образом позволяет
организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и
целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким
образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой
эффективностью.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что за
последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования: существенно изменились отношения
собственности, а вместе с ними — цели деятельности организаций, механизмы их
взаимодействия. На смену административно-командной системе управления пришли
рыночные механизмы. В этих условиях существенно возросла и роль управляющих
структур — менеджмента и, в частности, управления маркетингом.
Рекламу с давних пор
называют двигателем прогресса. Разумеется, с наступлением этапа реформ
в нашем государстве изменились как методы управления рекламной
деятельностью, так и его задачи. Они приобрели гибкость, которая характеризуется
тем, что в современных условиях управление рекламной деятельностью
детерминировано изменениями всех параметров рынка.
В данной работе под
рекламой будет пониматься вид деятельности, либо произведенная в ее результате
продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач
промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем
распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы
оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание,
вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
В работе предпринята
попытка обобщить опыт управления рекламной деятельностью в рекламном агентстве
«Нос» и разработан алгоритм управления рекламной деятельностью с целью
повышения ее эффективности.
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМЫ
Реклама – это
любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей,
товаров и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.
«Реклама -
печатное, рукописное, устное или графическое осведомление о лице, товаре,
услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное
им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного
одобрения». В современных условиях реклама - необходимый элемент производственно-сбытовой
деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок.
Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли.
В рамках
маркетинга реклама должна: во-первых, подготовить рынок (потребителя) к
благоприятному восприятию нового товара; во-вторых, поддерживать спрос на
высоком уровне на стадии массового производства товара; в-третьих,
способствовать расширению рынка сбыта. В зависимости от стадии жизненного цикла
товара меняются масштабы и интенсивность рекламы, соотношение между престижной
рекламой (реклама фирмы-экспортера, компетентности ее персонала и т.д.) и
товарной (т.е. рекламой конкретного товара); меняются также способы ее
распространения, обновляются ее аргументы, подбираются более свежие, более
оригинальные идеи.
Хотя расходы
на рекламу значительны, особенно при публикации объявлений в зарубежной прессе,
участии на выставках и ярмарках и т. д., затраты эти вполне оправданны.
Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара,
и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без
рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно
превосходящие расходы на рекламу. Как показывает международная практика,
рекламные расходы составляют в среднем 1,5-2,5% стоимости реализуемых товаров
производственного назначения и 5-15% по товарам бытового назначения.
Подготовка
рекламных материалов - сложное и ответственное дело, требующее специальных
знаний и значительной практики. Надо усвоить ту истину, что по мастерству
рекламирования, качеству рекламных текстов и фотографий потенциальный потребитель
составляет первое впечатление о нашем предприятии-экспортере и невольно,
подсознательно переносит свое мнение о качестве рекламы на выпускаемый нами
товар. Чтобы изменить это мнение в лучшую сторону, придется потратить много
труда и средств. Поэтому реклама обязана быть безукоризненной, в противном
случае она превращается в свою противоположность - «антирекламу».
Следует
решительно опровергать расхожее мнение о том, что хороший товар в рекламе не
нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар нуждается в
рекламе, причем самой интенсивной, а рекламирование товара плохого качества
приводит к огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия.
На восстановление репутации в этом случае уйдут годы и миллионы.
Выделяют
следующие виды рекламы: информативная, побудительная (может становиться
сравнительной) и реклама-напоминание.
Информативная
реклама используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью
создания первоначального спроса.
Побудительная
реклама используется для создании у выбранного сегмента потребителей спроса на
какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт
является наилучшим в рамках имеющихся у них средств.
Сравнительная
реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта
с другими марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида
косметики.
Реклама – это
напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах.
Стимулирование
сбыта (продаж) - это краткосрочные поощрительные меры, способствующие продаже
или сбыту продукции и услуг. Если реклама призывает: "Купите наш
продукт", то стимулирование сбыта основано на призыве: "Купите его
сейчас". Можно рассматривать стимулирование продаж более деталь- но, имея
в виду, что оно включает: стимулирование потребителей, стимулирование торговли
и стимулирование сбытовиков самой организации.
Стимулирование
потребителей направлено на увеличение ими объема покупок. Используются
следующие основные методы: предоставление образцов для испытаний; использование
купонов, возвращение части цены или торговая скидка; пакетные продажи по
сниженным ценам; премии; сувениры с рекламой; поощрение постоянной клиентуры;
конкурсы, тотализаторы и игры, дающие потребителю шанс что-либо выиграть -
деньги, товары, путешествия; экспозиции и демонстрации вывесок, плакатов,
образцов и т.п. в местах реализации продуктов.
Выставки и
ярмарки занимают видное место в маркетинге. Их важное достоинство - возможность
представить покупателям товар в подлинном виде, а также в действии. В любом
случае посетители приходят в павильоны с ясно выраженным намерением узнать нечто
новое для себя, и такое отношение активно способствует внедрению на рынок новых
товаров и услуг. Личные контакты между стендистами (представителями продавца) и
потенциальными покупателями позволяют сформировать атмосферу доверия и благожелательности,
что способствует развитию деловых отношений. Фирма-экспонент (выставляющая
образцы своих товаров) может выступить с докладами на симпозиумах, обычно проходящих
в рамках выставки (ярмарки), распространить при этом печатную рекламу, показать
кино- или телефильмы, дарить рекламные пакеты, сумочки, папки и т. п. Умелая выставочная
деятельность играет не меньшую, а иногда и большую роль, нежели публикация
рекламных объявлений в прессе о товарах производственного назначения.
Однако работа
на выставке будет эффективной лишь в том случае, когда она ведется строго по
плану и целенаправленно. Специалисты, находящиеся на стенде, должны четко
представлять себе, ради каких коммерческих целей фирма (предприятие) участвует
в выставке, и делать все от них зависящее, чтобы эта цель была достигнута.
Под
персональной продажей понимается устная презентация товара с целью его сбыта в
разговоре с одним пли несколькими потенциальными покупателями. Это наиболее эффективный
инструмент продвижения продукта на определенных этапах его сбыта, особенно для
создания у покупателей благоприятного отношения к предлагаемым продуктам, в
первую очередь к продукции производственного назначения. Однако это наиболее
дорогой метод продвижения. Американские компании на персональную продажу тратят
в три раза больше, чем на рекламу.
Связь с
общественностью предполагает создание хороших отношений с различными
государственными и общественными структурами и слоями путем создания
благоприятного мнения о компании, ее продуктах и путем нейтрализации
неблагоприятных событий и слухов. Связь с общественностью включает также связь
с прессой, распространение информации о деятельности компании, лоббист- скую
деятельность в законодательных и правительственных органах с целью принятия или
отмены определенных решений, разъяснительную работу относительно положения
компании, ее продуктов, социальной роли.
Итак, в
маркетинге также рассматривается политика продвижения, способствующая
максимальному сбыту товара, которая помогает предпринимателю лучше выяснить предпочтения
покупателя и выбрать наиболее эффективный вид продвижения. Без знания техники
продвижения современной фирме невозможно выжить, так как без рекламы (одного из
способов продвижения) о не просто-напросто никто не будет знать.
ГЛАВА 2. РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО
«Нос» КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ
2.1. Общая характеристика рекламного
агентства
Рекламное агентство «Нос» представляет собой
независимую организацию людей творческих профессий и деловых людей,
специализирующихся на разработке и подготовке планов рекламной деятельности,
рекламы и прочих рекламных материалов. Агентство также приобретает или
привлекает субподрядчиков для покупки рекламного места и времени в различных
средствах массовой информации. Все это делает от имени различных рекламодателей
или продавцов, которых называют клиентами, с целью найти покупателей для их
товаров и услуг.
Рекламное
агентство «Нос» занимается следующими видами деятельности:
разработка комплексных рекламных
компаний; размещение и закупка носителей; теле-видео реклама; наружная реклама
и полиграфия; проведение презентаций.
В структуру организации входит: отдел по
обслуживанию рекламных программ, отдел по художественным работам,
административно-финансовый отдел.
Отдел по обслуживанию рекламных программ организует
сотрудничество с рекламодателями.
Художественный отдел агентства состоит из
художников и дизайнеров, основная работа которых состоит в том, чтобы
разрабатывать компоновку рекламы, т.е. иллюстрировать на эскизах, как различные
элементы рекламного объявления будут выглядеть вместе, т.е. разрабатывают
сценарии рекламы.
Административно-финансовый отдел выполняет
учетно-управленческие функции.
В управление организации входят
директор, 4 топ-менеджера и бухгалтер. Общая численность работающих - 50
человек.
Главная задача организации состоит в
повышении уровня качества рекламной продукции на рынке и формирование у
населения хорошего вкуса.
Основной целью рекламного агентства «Нос» является
донесение до аудитории рекламодателя преимущества его продукции или услуг.
Достижение этой цели зависит от качественного выполнения следующих задач. В
первую очередь агентство изучает продукцию или услуги клиента с тем, чтобы
определить их сильные и слабые стороны. Затем оно анализирует существующий и
потенциальный рынки этого товара. После этого, используя свои знания каналов
сбыта и всех доступных средств информации, агентство формирует план размещения
рекламных материалов для потребителей. И, наконец, приходит очередь реализации
этого плана. На этом этапе составляются тексты, и готовится оформление рекламы,
закупается время и место в информационных средствах, происходит собственно изготовление
рекламных объявлений и роликов, передача их в средства информации, проверка их
публикации или трансляции, выставление счетов за свои услуги и услуги средств
информации.
Рынок услуг рекламного
агентства «Нос» делится на две категории – рекламные и не рекламные. В
рекламные услуги входят планирование, разработка и изготовление рекламных
материалов, а также услуги по проведению исследований и подбору средств массовой
информации. Не рекламные функции могут варьироваться от упаковки до связей с
общественностью и изготовления рекламных изделий, подготовки годовых отчетов,
выставочных образцов и материалов по обучению коммерческого персонала.
Рекламное агентство «Нос», как и любое другое
предприятие, продает свою продукцию или услуги. Клиентов оно приобретает по
рекомендации, посредством рекламы, по запросам – предложения, либо благодаря
репутации.
2.2. Планирование
рекламной деятельности фирмы
В понятие "планирование"
входит определение целей и путей их достижения. Планирование
деятельности предприятий осуществляется, в основном, по таким важным
направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При
этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.
Сам процесс планирования
проходит в 4 этапа: разработка общих целей;
определение конкретных, детализированных
целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10
лет); определение путей и средств их достижения; контроль за достижением
поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с
фактическими.
Планирование всегда
ориентируется на данные прошлого, но стремится
определить и контролировать
развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования
зависит от точности фактических показателей прошлого. Структурная
схема планирования на предприятии приведена на схеме 1.
Схема 1.
Взаимосвязь
краткосрочного и долгосрочного планирования
Приведенные на схеме
виды планирования дают наилучший эффект, если их использовать правильно.
Компании целесообразно применять как долгосрочное, так и краткосрочное
планирование. Например, при планировании производства продукта
как одного из важнейших элементов рыночной стратегии следует применять
долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как
планирование производства продукта имеет свои специфические черты
и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом
товара и так далее.
Процедура разработки
плана включает в себя операции, приведенные на схеме 2.
После завершения разработки
планов по отдельным отраслям выявляются несоответствия - завышенные
или заниженные показатели, - которые необходимо устранить. Поскольку
планы взаимозависимы, возникает необходимость внесения соответствующей
корректировки.
Схема 2.
Задачи стратегического
планирования рекламного агентства «Нос» сводятся к следующему:
1. Планирование роста
прибыли.
2. Планирование издержек
предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3. Увеличение доли
рынка и доли реализации рекламных услуг за счет новых видов деятельности и
качества продаж.
4. Улучшение социальной
политики фирмы.
В рекламном агентстве
«Нос» планирование осуществляется на нескольких уровнях. Примером может служить
сотрудничество с фирмой «Альда»: на первом уровне планируется изготовление и
размещение наружной рекламы - имиджевых щитов (размещение в самых людных местах
города, республики), а также календарей, плакатов и другой печатной продукции
(среди граждан); на втором уровне - листов-предложений и прочих материалов
информативного характера с описанием продукции и расценок; на третьем уровне -
изготовление и размещение имиджевых - информативных рекламных роликов на радиостанциях
с максимальным количеством слушателей; на четвертом уровне - изготовление
деловой полиграфии, бизнес-сувениров; на пятом - изготовление и распространение
календарей, плакатов и другой печатной продукции (среди граждан) на «местах
продаж». Примерно аналогично строится сотрудничество и с «Банком Развития
Региона».
Планирование
рекламной деятельности агентства «Нос» необходимо для достижения фирмой
следующих целей:
- повышение контролируемой
доли рынка рекламных услуг;
- предвидение требований
потребителя рекламных услуг;
- выпуск рекламной продукции
более высокого качества;
- обеспечение согласованных
сроков выполнения рекламных услуг;
- установление уровня цен с учетом
условий конкуренции;
- поддержание репутации
фирмы у клиентов.
Процесс планирования
деятельности рекламного агентства «Нос» состоит из семи взаимосвязанных
этапов (схема 3) и осуществляется совместно руководством фирмы и
сотрудниками предприятия.
Формирование подразделений (рекламное агентство «Нос» планирует
организационную реконструкцию) как самостоятельных отделений или подразделений,
отвечающих за ассортиментную группу. Это основные элементы построения
стратегического плана маркетинга. Каждое из подразделений будет иметь
следующие общие характеристики: конкретную ориентацию; точный целевой
рынок; одного из руководителей маркетинга фирмы во главе; контроль
над своими ресурсами; собственную стратегию; четко обозначенных
конкурентов; явное отличительное преимущество.
Установление целей
маркетинга. Каждое
подразделение в организации будет устанавливать собственные цели
маркетинговой деятельности. Они обычно определяются как в количественных
показателях, так и в качественных понятиях.
Схема 3.
Для ЧП «Нос», выпускающего
рекламную продукцию, наиболее важны маркетинговые цели, связанные с
долей прибыли, усилиями рекламных агентов, разработкой новой продукции,
продажей основным рекламодателям, рекламными темами, обслуживающими
потребителей, стимулированием сбыта и политикой ценообразования.
Ситуационный анализ.
Определение маркетинговых
возможностей и проблем, с которыми сталкивается рекламное агентство
«Нос».
Стратегия маркетинга.
Определение того,
как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить
целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре
маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и
цена. Для каждого подразделения в организации необходима отдельная
стратегия; эти стратегии должны координироваться. Стратегия должна
быть максимально ясной.
Реализация тактики.
Тактика представляет
собой конкретные действия, выполняемые с целью реализации заданной
маркетинговой стратегии.
Слежение за результатами включает сравнение планируемых
показателей с реальными достижениями на протяжении определенного
периода времени.
Для этого рекламное
агентство «Нос», использует бюджет, временные графики, данные сбыта
и анализ издержек. Если реальное функционирование отстает от планов,
то применяются соответствующие меры после того, как определяются
области, в которых возникают проблемы.
Рекламное агентство
«Нос», на наш взгляд, успешно применяет стратегическое планирование,
обеспечивает лиц, принимающих решения, необходимой четкой информацией;
обладает определенным отличительным преимуществом и беспокоится о
своих рекламодателях.
В некоторых случаях
внутрифирменный план пересматривается из-за воздействия неконтролируемых
переменных на сбыт рекламы и издержки. У фирмы разработан «дополнительный»
план, который заранее определяет, что нужно делать в случае неблагоприятных
обстоятельств.
2.3. Определение
пропорций производства рекламной продукции
Целостный анализ данных
по рынку рекламной продукции, их сопоставление с внутрифирменными
данными, отражают пропорции, складывающиеся между динамикой рынка
рекламной продукции и динамикой рекламного агентства «Нос».
Рассмотрим жизненный
цикл товара и изменение спроса на товар в течение этого цикла. Жизненный
цикл товара - это концепция, которая пытается описать сбыт продукта,
прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента
поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.
Виды жизненных циклов
товаров сильно различаются как по продолжительности, так и по форме.
Этапы жизненного цикла
товара и его характеристики показаны в таблице 1, которые отражают
функционирование всей отрасли во время цикла. Для отдельной фирмы
они могут отличаться от отраслевых в зависимости от конкретных целей,
ресурсов, планов маркетинга, расположения конкурентной среды,
уровня успеха и этапа внедрения.
Таблица 1.
Характеристики
традиционного жизненного цикла товаров
Характеристики
|
Этапы
жизненного цикла
|
|
Внедрение
|
Рост
|
Зрелость
|
Падение
|
Цели
маркетинга
|
Приведение к новому товару
новаторов и лиц, формирующих общественное мнение
|
Расширение сбыта ассортиментной
группы
|
Поддерживание отличительных
особенностей
|
Сократить, оживить, прекратить
|
Отраслевой
сбыт
|
Рост
|
Быстрый рост
|
Стабильность
|
Сокращение
|
Конкуренция
|
Отсутствует или незначительна
|
Некоторая
|
Сильная
|
Незначительная
|
Прибыли
в отрасли
|
Отрицательные
|
Возрастающие
|
Сокращающаяся
|
Сокращающаяся
|
Доля
прибыли
|
Низкая
|
Высокая
|
Сокращающаяся
|
Сокращающаяся
|
Потребители
|
Новаторы
|
Массовый рынок обеспеченных
лиц
|
Массовый рынок
|
Консерваторы
|
Товарный
ассортимент
|
Одна базовая модель
|
Растущее число разновидностей
|
Полная ассортиментная
группа
|
Товары, пользующиеся
максимальным спросом
|
Сбыт
|
Зависит от товара
|
Растущее число торговых
точек
|
Растущее число торговых
точек
|
Сокращается число торговых
точек
|
Ценообразование
|
То же
|
Большой диапазон цен
|
Полная ценовая линия
|
Отдельные цены
|
Продвижение
|
Информационное
|
Убеждающее
|
Конкурентное
|
Информационное
|
На этапе внедрения целью
является создание рынка для нового товара. Темп роста продаж зависит
от новизны продукции и от того, насколько ее желает потребитель.
Обычно модификации продукта увеличивает продажи быстрее, чем
крупное нововведение. На этом этапе только одна или две фирмы выходят
на рынок и конкуренция ограничена. Потери бывают из-за больших
издержек производства и маркетинга; соответственно доля прибыли
(прибыль на единицу продукции) низкая. Первые потребители - новаторы,
которые готовы идти на риск, могут позволить себе это и получают
удовольствие от репутации первых покупателей. В зависимости от
продукта и выбора потребительского рынка фирма может начинать с
высокой престижной цены или низкой цены массового рынка. Продвижение
должно быть информативным, и желательны бесплатные образцы.
На стадии роста цель
маркетинга - расширить сбыт и совокупность доступных модификаций
продукта. Еще несколько фирм проникают на высокоприбыльный рынок,
имеющий большой потенциал, и отраслевой сбыт быстро увеличивается.
Относительные прибыли высоки, поскольку богатый массовый рынок
приобретает отличительные продукты у ограниченного числа фирм и
готов платить за них. для соответствия растущему рынку предлагаются
модифицированные варианты базовой модели, сбыт расширяется,
имеется диапазон цен и используется убеждающая массовая реклама.
Во время этапа зрелости
компании пытаются сохранить отличительное преимущество как можно
дольше. Отраслевой сбыт стабилизируется по мере насыщения рынка,
на него проникают многие фирмы для использования все еще значительного
спроса. Конкуренция достигает максимума. В результате сокращаются
прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу продукции, поскольку
распространяется предоставление скидок. На этом этапе покупки совершает
массовый рынок со средними доходами. Во многих торговых точках
имеется полная ассортиментная группа с разными уровнями цен.
Продвижение приобретает
крайне конкурентный характер.
На этапе спада у фирм
есть три альтернативных направления действий. Во-первых, можно
сократить маркетинговые программы, снижая цены тем самым количество
производимых продуктов; число торговых точек, через которые осуществляются
продажи, и не используемое продвижение; во-вторых, оживить продукт,
изменив его положение на рынке, упаковку или «обувая» его по-иному;
в-третьих, прекратить выпуск продукции. На этом этапе сокращается
сбыт в отрасли и многие фирмы уходят с рынка, поскольку сокращается
число потребителей, и они располагают меньшими доходами. Товарный
ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях,
отдельных магазинах и ценах, в продвижении в информационном стиле
подчеркиваются доступность цены.
Таким образом, мы рассмотрели
спрос на товар на фоне его жизненного цикла. Все сказанное во многом
относится и к рекламной продукции. Для планирования ее сбыта и производства
необходимо собирать и обрабатывать так называемую вторичную информацию.
Вторичная информация
представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных
от связанных с решением исследуемой проблемы. Независимо от того,
достаточна ли она для решения, ее низкая цена и относительно быстрая
доступность требует, чтобы первичные данные не собирались до завершения
тщательного поиска вторичной информации. Чтобы оценить ее общую
ценность, исследователь должен сопоставить ее достоинства и недостатки.
Вторичная информация
имеет следующие общие достоинства.
- многие виды недороги,
поскольку не нужен сбор новых данных (это относиться, в частности,
к материалам фирм, отраслевым публикациям, периодической печати
и так далее);
- информация обычно
собирается быстро;
- часто имеется несколько
источников информации;
- источники информации
(например, правительственные) могут содержать данные, которые фирма
не может сама получить;
- информация, собранная
из достоверных источников, как правило, весьма достоверна;
- она помогает в ситуациях,
когда требуется предварительных анализ.
Вторичная информация
обладает и рядом общих недостатков:
- имеющиеся информация
может не подходить для целей проводимого исследования в силу своей
неполноты, слишком общего характера и другого;
- вторичная информация
может быть старой или устаревшей;
- методология, лежавшая
в основе сбора данных, может быть неизвестной;
- могут публиковаться
не все результаты исследования;
- могут существовать
противоречивые данные;
- надежность информации
не всегда известна.
Внутренняя вторичная
информация.
До того как начать
расходовать время и средства на поиск внешней вторичной информации
или сбор первичных данных, исследователь должен изучить информацию,
имеющуюся внутри компании: бюджеты, данные о сбыте, данные о прибыли
и убытках, счета клиентов, данные о запасах, результаты предыдущих
исследований и написанные сообщения.
В начале года разрабатывает
бюджет на следующие 12 месяцев, основанный на прогнозах сбыта. В
нем определяются плановые расходы на каждую рекламную услугу в
течение года. Бюджет и достижение фирмой бюджетных целей (соответствие
разработанному плану расходов) являются хорошими источниками
вторичной информации.
Данные сбыта часто используют
как показатели успеха. Анализируя продажи по отделениям, ассортиментным
группам, районам, рекламодателям, времени дня, дням недели и другим факторам
и сопоставляя эти продажи с предыдущими периодами времени, руководство
рекламного агентства «Нос» измеряет результативность своей деятельности.
Если рассматривать
только данные сбыта, можно ошибиться, поскольку увеличение продаж
не всегда отражает более высокие прибыли. Эти данные используются
в увязке со статистикой прибыли и убытков.
Данные о прибыли и
убытках содержат большой объем информации. По тому, достигнута ли
запланированная прибыль, можно оценить реальные результаты. Есть
возможность выявить временные тенденции в успехе агентства; анализировать
прибыль по отдельным подразделениям, рекламодателям и видам рекламной
продукции; выявить сильные и слабые стороны в маркетинговой программе
фирмы на основе детальной разбивки прибыли и убытков и привести к
улучшениям.
Счета клиентов информируют
о движении запасов, продаж рекламной продукции, максимальных периодах
сбыта, объемах сбыта и продаж по категориям рекламодателей.
Данные о запасах показывают
объем приобретенной рекламной продукции, производства, запасов на
протяжении года.
Планирование запасов
улучшается, когда известен срок выполнения заказов (излишний объем
хранящейся продукции для предотвращения ее нехватки).
Сообщения предыдущих
исследований, основанные на результатах прошлых маркетинговых
разработок, часто хранятся для будущего использования. Когда работа
используется впервые, она представляет собой первичные данные.
Дальнейшие ссылки на
отчеты вторичны, поскольку они используется не для первичной цели.
При оценке значимости исследования учитывается срок его подготовки.
Итак, в процессе определения
пропорций производства превалирующую роль играет сбор вторичной информации.
В целом же процесс исследования выглядит так, как показано на схеме 4.
Схема 4.
Таким образом, мы рассмотрели
процесс сбора и обработки информации с целью определения пропорций
производства рекламной продукции.
Статистика же сбыта
рекламной продукции расшифровывается по следующим позициям:
1. Виды рекламной продукции.
2. География реализации
рекламной продукции.
3. Группы
рекламодателей.
4. Количество и частота
заказов.
5. Пути продаж
рекламной продукции.
Подводя итоги, в обобщенном виде алгоритм
управления деятельностью рекламного агентства «Нос» можно представить следующим
образом (схема 5).
Схема 5.
ГЛАВА
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АГЕНТСТВА «Нос»
3.1. Совершенствование структуры управления
Структура
управления организацией - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное
с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением
между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий
процесс (движение потоков инфор-мации и принятие управленческих решений), в
котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной
специализации.
Поэтому
руководству рекламного агентства «Нос» должны, на наш взгляд, больше уделять
внимание принципам и методам построения структуры управления своей организации,
выбору ее типа и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия
задачам организации.
Отношения
между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые
принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер
согласования и являются одноуровне-выми. Вторые - это отношения подчинения.
Анализ
деятельности рекламного агентства «Нос» показал, что существует ряд проблем в
организации и использовании имеемых связей фирмы. Управление деятельностью
предприятия осуществляется на базе определенной организационной структуры.
Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием
самостоятельно. При разработке организационной структуры управления рекламным
агентством «Нос» необходимо, на наш взгляд, обеспечить эффективное
распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение
следующих условий: решение одних и тех же вопросов не должно находится в
ведение разных подразделений; все функции управления должны входить в
обязанности управляющих подразделений; на данное подразделение не должно
возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом. Главными, по
нашему мнению, принципами совершенствования структуры управления рекламного
агентства «Нос» должны быть:
1.
Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и
задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его
потребностям.
2.
Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления
и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и
нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3.
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий
и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением
системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4.
Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и
ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение
которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5.
Организационная структура управления призвана быть адекватной
социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на
решения относительно уровня централизации и детализации, распределения
полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля
директора и менеджеров.
Реализация
этих принципов означает необходимость учета при формирова-нии (или перестройке)
структуры управления множества различных факторов воздействия на структуру
управления.
Важно
обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла
организации, о чем, к сожалению, нередко забывает руководство рекламного
агентства «Нос». На стадии роста организации должно происходить функциональное
разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще
всего реализуется тенденция к децентрализации.
Важный
фактор совершенствование структуры управления рекламного агентства «Нос» -
уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к
децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа
персональных компьютеров при одновременном расширении использова-ния на уровне
предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по
ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к
координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению
результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом
использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля директора
при сокращении числа уровней управления на предприятии.
Постоянный рост
сложности и разнообразия рекламной продукции приводит к повышению сложности
функций рекламного агентства «Нос» и, соответственно, к росту сложности
управления им. Преодоление растущей сложности управления может быть, на наш
взгляд, достигнуто: применением матричной структуры функционально-целевого или
функционально-программно-целевого управления; декомпозицией сложных целей на
менее сложные для осуществления обособленного управления по сравнительно
простой цели; разделением основных функций управления на конкретные функции, по
которым специализируются менеджеры и подразделения рекламного агентства «Нос»;
разделением конкретных функций управления на подфункции — специальные функции,
ориентированные на достижение одной или нескольких обособленных целей.
3.2. Основные функции
руководства
Проведенный в
работе анализ управленческой
деятельностью рекламного агентства «Нос» позволяет сформулировать основные
функции руководства предприятия. Они, на наш взгляд, должны сводится к
следующему:
- проводению
макроэкономического анализа ситуации в республике и за ее пределами;
- «поиску» актуальных
нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей.
- анализу
экономической конъюнктуры рынка рекламы, позволяющего эффективно,
своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности
и запросы;
- выдвижению
конкурентных идей;
- реализации
эти идей;
- обеспечению
независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров,
факторов производства за счет гибкости своих производственных
сил;
- обеспечению
внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического
оснащения и другого оборудования;
- обеспечению
формирования адекватному изменению условий деятель-ности кадрового
потенциала;
- осуществлению
изменений планировочных решений, адекватно изменениям целей
своих производственных сил;
- обеспечению
уровеня конкурентоспособности рекламных услуг, требуемой для захвата
лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;
- обеспечению
высокой эффективности функционирования фирмы за счет наиболее рационального
использования инвестиционных возможностей фирмы.
- обеспечению
эффективной разработки и реализации стратегической программы технологического
и социального развития фирмы.
Перспективными
направлениями деятельности рекламного агентства «Нос», мы считаем, являются:
выход на новые регионы; разработка know-how; расширение перечня рекламных
услуг.
Эффективность
этих мероприятий будет зависеть от способности: безукоризненно выполнять свои
обязанности работниками фирмы; создать положительный образ фирмы в глазах
общественности; участвовать в общественных акциях связанных с шоу и рекламным
бизнесом; выпускать конкурентно-способную продукцию.
Этому же в свою очередь может
способствовать применение разработанных в данной работе рекомендаций для
оптимизации управления рекламной деятельностью на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекламное
агентство «Нос» осуществляет свою деятельность в окружении, в среде, состоящей
из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их
интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство
с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к
которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии,
оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей,
возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия
экономических кризисов и т.п. Среда влияет на организацию и накладывает свои
требования.
Управляя
рекламной деятельностью, все эти обстоятельства надо учитывать изначально.
Рыночная
экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на
иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует обучению
искусству управления.
Эффективность управления зависит от качества
преобразований аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым
условиям — вот то главное, что должно выйти на первый план.
Основная масса действующих работников в рекламном
агентстве «Нос» — это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность,
имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине,
целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми
необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную
расстановку в постоянно меняющихся условиях, обучение, переквалификацию. Нужно
создать им стимулы к эффективному труду, защиту их прав, наконец, сформировать
активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в
которой добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к действительности.
Если же
говорить о методах эффективной работы руководителей рекламного агентства «Нос»,
то, не умаляя значения их опыта, скажем о необходимости компьютеризации
процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования
решений, скрупулезного учета затрат и результатов. Также нужно сказать, что
эффективность управления начинается, возможно, с малого — умения осознать свои
личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать
стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.
Может быть,
овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой
прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что рекламное агентство «Нос»
станет более гибкими, способным к нововведениям, к преодолению трудностей,
которых так много в нашей хозяйственной жизни.
Конечно,
очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих для всех
общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю каждого
места(работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому
отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не слишком ли часто мы
объясняем все проблемы объективными обстоятельствами, полностью ли используем
резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента,
правильно сформулировать проблему — это означает на 50% ее правильно решить.
Процесс
управления включает в себя ряд важных аспектов: планирование издержек,
планирование производства, планирование сбыта, финансовое планирование
(планирование прибыли), управление кадрами, производством, сбытом и т.д.
Необходимо
так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах,
чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли
с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка.
Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в
современных Российских условиях, но правильное управление позволит
свести риск к минимуму.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Айзенберг М. –
Менеджмент рекламы, М., ТОО ”ИнтелТех” 1993.
2.
Валовая М.Д. 13
бесед о рекламе. Нива ХХI век. М-1994.
3.
Дейян А. Реклама.
- Москва: Прогресс, 1994.
4.
Дзарасов С.С.
Каждому – об управлении. – М.:
Мысль, 1986.
5.
Дейян А., Анна
и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи.
- Москва: Прогресс, 1994.
6.
Дихтль Е. Хершген
Х. – Практический маркетинг, М., “Высшая школа” 1995.
7.
Документы
рекламного агентства «Нос»
8.
Зайцев О.А.,
Радугин А.А., Основы менеджмента: Учебное
пособие для вузов/Науч.редактор
А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998.
9.
Котлер Ф. Основы
маркетинга. - С.Петербург: Коруна, 1994.
10. Круглов
М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: Русская деловая литература, 1998.
11. Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоура Ф. Основы менеджмента: Пер. с
англ. – М.: Дело, 1998.
12. Наймушин А.Д. – Основы организации
рекламы, М., “Внешторгиздат” 1992. Под ред. Власовой В.М. – Основы
предпринимательской деятельности, М., “Финансы и статистика” 1996.
13. Рожков И.Я. Международное рекламное
дело. Издательское объединение ЮНИТИ “Банки и биржи”. М-1994.
14. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в
бизнесе. Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”. М -1995.
15. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы
продажи. - Москва: Прогресс, 1994.
16. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. -
Москва: Экономика, 1993.
17. Эванс Дж., Р. Берман Б. – Маркетинг,
М., “Экономика” 1993.