Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конституционное право - ведущая отрасль российского права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Конституционное право - ведущая отрасль российского права
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1. Характер общественных отношений, составляющих предмет                    конституционного права РФ, их конституционная природа.. 5

    2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Система институтов конституционного права.. 13

    3. Понятие конституционно-правовых отношений: их виды, субъекты, основания возникновения и прекращения.. 16

    4. Источники конституционного права РФ. Значение решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права.. 20

    5. Новые тенденции развития конституционного права как отрасли права, науки и юридической дисциплины в современных условиях формирования российской государственности.. 28

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37


     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой предмета, метода, норм, источников  и системы конституционного права. Россия конца прошлого и начала нового столетий демонстрирует небывалый "всплеск" конституционно-правового оформления процессов, происходящих в обществе. Причем, учитывая, что все право исходит от государства, надо особо подчеркнуть: конституционно-правовое регулирование в данном случае в меньшей степени должно рассматриваться как средство воздействия государства на общество. Соответствующие нормативные правовые акты создаются в большинстве случаев при участии заинтересованных структур общества, а далее эти акты лишь получают обязательную силу государства.

    Наличие конституции - обязательный компонент современного государства. Значение конституций для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт ее принятия (безотносительно к содержанию) может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение (самоограничение) государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений. Именно этим обусловлены роль и значение конституционного права в правовой системе России.

    Научный интерес к вопросам, связанным с анализом основополагающих аспектов общей части конституционного права посвящены труды многих современных авторов, в частности С.А. Авакьяна, Е.В. Анисимова, М.В. Баглая, А.А.Белкина, A.M. Величко, Г.А. Гаджиева, В.Е. Гулиева, А.И. Денисова, Ю.А. Дмитриева, А.А. Зимина, М.Н. Золотухиной, И.А. Исаева, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, Д.С. Лихачева, Н.И. Матузова, С.В. Мироненко, B.C. Нерсесянца, Л.А. Окунькова, А.В. Оболонского, Е.А. Скрипелева, И.М. Сте­панова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, В.Е. Чиркина, Н.Я. Эйдельмана и других.

    Объектом исследования в данной работе является конституционное право как ведущая отрасль в системе российского права.

    Целью настоящей работы является комплексный анализ вопросов общей части конституционного права, для чего поставлены задачи:

    - уточнить понятие и предмет конституционного права;

    - выделить особенности конституционно-правовых норм, рассмотреть систему институтов конституционного права;

    - выяснить понятие конституционно-правовых отношений;

    - проанализировать источники конституционного права, значение решений Конституционного Суда РФ;

    - рассмотреть новые тенденции развития конституционного права как отрасли и науки.

    В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.   

    1. Характер общественных отношений, составляющих предмет                    конституционного права РФ, их конституционная природа


    Конституционное право как отрасль права представляет собой со­вокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, харак­теризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

    Предмет отрасли конституционного права составляет регулирова­ние определенного круга общественных отношений, которые отличаются существенными особенностями, что и предопределяет особое место конституционного права в правовой системе российского государства. Следовательно, для того, чтобы определить понятие конституционного  права как отрасли права, необходимо выявить его предмет, т.е. ту область общественных отношений, которая регулируется нормами государственного права. Одна отрасль права отличается от дру­гой отрасли именно предметом правового регулирования[1].

    В очень многих зарубежных странах под конституционным правом понимают систему норм, либо содержащихся только в конституции, либо еще и других, которые обладают высшей юридической силой или по крайней мере более высокой, чем юридическая сила обыкновенного закона, а в англосаксонских странах, как можем заключить при чтении американской и английской литературы, также и норм, даже не обладающих формальной юридической силой, но тем не менее имеющих конституционное значение. Соответственно источниками конституционного права считают те источники права, в которых содержатся писаные нормы указанного выше характера. Это, как правило, национальные конституции, наднациональные нормы в странах, участвующих в наднациональных объединениях, решения органов конституционной (в редких случаях - также административной) юстиции, конституционные акты субъектов федераций и территориальных единиц, пользующихся государственной автономией, международные и внутригосударственные договоры, конституционные (дополняющие, органические) законы и приравненные к ним акты исполнительной власти, а субсидиарно также иногда общие принципы права, характеризуемые подчас как надконституционное право, конституционные обычаи и доктрины, но никоим образом не обычные законы (кроме стран с неписаной конституцией и некоторых других), не обычные акты исполнительной власти и не акты местного самоуправления, хотя бы и учредительные. Предмет конституционного права может, таким образом, различаться весьма сильно от страны к стране, поскольку границы здесь решающим образом зависят от субъективного фактора - усмотрения учредительной власти и не так уж редко судебной власти, однако относительно инвариантное его содержание включает такие конституционно-правовые институты, как основные права и свободы человека и гражданина, ограничивающие публичную власть, основные принципы территориального устройства и системы государственных органов и органов местного самоуправления, распределяющие публичную власть, и в большей или меньшей степени некоторые принципы общественного строя, обязывающие публичную власть[2].

    Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, весьма сложны, многочисленны и многообразны по своему кон­кретному содержанию. Поэтому и в современной науке конституционного права общественные отношения, составляющие пред­мет данной отрасли права, рассматриваются по-разному, что свидетельст­вует об отсутствии единства в понимании предмета государственного (конституционного) права. В то же время преобладающей является пози­ция тех авторов, которые утверждают, что предметом конституционного права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, соци­альной, духовной и пр.

    Наряду с отмеченной позицией широкого понимания предмета государственного (конституционного) права, имеются авторы, которые понимают предмет данной отрасли права в более компактной формулировке. Так, М.В. Баглай считает, что конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях оп­ределенную систему государственной власти[3].

    Своеобразный вариант определения предмета государственного (конституционного) права предложил О.Е. Кутафин. По его мнению, все общественные отношения, составляющие предмет конституционного пра­ва, следует подразделить на две группы: 1) общественные отношения, складывающиеся в областях, составляющих основные элементы государ­ства, которыми, как известно, являются народ, территория и власть; 2) об­щественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются[4].

    Можно выделить и группу авторов, которые при определении пред­мета государственного (конституционного) права используют так назы­ваемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, Ю.А. Дмитриев считает, что «… предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих: Основы конституционного строя (основы государственного и об­щественного строя, закрепленные в качестве таковых положения­ми Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Рос­сийской Федерации и политико-территориальное устройство страны; Отношения, возникающие в процессе реализации многонацио­нальным народом России (населением субъектов Российской Фе­дерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функциониро­вания образуемых в этих целях выборных органов государствен­ной власти; Основы правового статуса человека и гражданина, а также содер­жание процесса реализации политических прав и свобод граж­дан»[5].

    Возьмем один из лучших учебников российского конституционного права, написанный профессором Е.И. Козловой и академиком РАН О.Е. Кутафиным, удостоенный премии Президента РФ и вышедший в свет в нынешнем году 4-м изданием. Е.И. Козлова в этом учебнике характеризует конституционное право как ведущую отрасль права России, представляющую собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления[6]

    Другой видный российский исследователь профессор С.А. Авакьян в своем двухтомном учебном курсе также пишет, что конституционное право России как отрасль отечественного права имеет своим предметом фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления[7].

    Представляются интересными суждения профессора Н.В. Витрука, много лет работавшего судьей Конституционного Суда РФ, о том, что предмет и содержание конституционного права в нашей науке неоправданно расширены за счет государственного права, включающего парламентское право, административное (регулятивное) и судебное право, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием законодательной, исполнительной и судебной власти. Источниками конституционного права в России он считает, кроме, естественно, Конституции РФ, внутригосударственные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, федеральные конституционные законы и конституционные обычаи, а также решения и содержащиеся в них правовые позиции органов судебного конституционного контроля, за которыми справедливо признает юридическую силу, равную юридической силе самой Конституции. «Конституция и конституционное право носят надотраслевой характер» - подчеркивает Н.В. Витрук[8].

    Итак, что же следует понимать под предметом правового регулиро­вания государственного (конституционного) права. Для того, чтобы отве­тить на поставленные вопросы, необходимо выполнить два условия: 1) установить круг и характер тех общественных отношений, кото­рые регулируются нормами государственного (конституционно­го) права; 2) определить отграничительную линию, отделяющую обществен­ные отношения, регулируемые нормами государственного права, от других видов общественных отношений, регулируемых нор­мами других отраслей права.

    Предмет правового регулирования конституцион­ного права по сравнению с другими отраслями права отличается сущест­венными отношениями, которые отражают строго определенную сторону социальных связей, складывающихся в государстве и обществе. Нормы конституционного права устанавливают и закреп­ляют устройство российского государства.

    Устройство государства – это целый комплекс социальных, эконо­мических национальных, идеологических и правовых отношений. Конституционное право, разумеется не в состоянии своими нормами регулировать все такого рода отношения, да это и не входит в его задачу. Поэтому из всего многообразия общественных отношений, скла­дывающихся в государстве и обществе, нормы государственного (консти­туционного) права определяют для себя те, которые:

    во-первых, закрепляют организационно-правовые основы конститу­ционного строя Российской Федерации и на базе их принципов определя­ют основы правового положения гражданина и человека, федеративное устройство, а также основные принципы построения и взаимодействия властей в государстве. Тем самым основы конституционного строя пред­ставляют собой головной политико-правовой, а это одновременно и го­ловной государственно-правовой институт, который имеет своей целью: установить содержание концепции, которая формирует единые подходы к пониманию сущности всех определяющих государственно-правовых ин­ститутов нашего государства и общества на уровне Федерации, ее субъек­тов и местного самоуправления;

    во-вторых, определяют основы правового положения гражданина и человека в государстве и обществе. Правовое положение гражданина и че­ловека в той или иной степени определяется и нормами других отраслей права. Однако значимыми для конституционного права являются отношения, определяющие принадлежность лица к российскому гражданству, принципы, закрепляющие положение гражданина и человека в государстве и обществе, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти группы общественных отношений являются исходными для всех остальных областей общественных отношений между личностью и государством. Слово «основы» в данном случае выполняет роль той линии, которая отграничивает общественные отношения государственно-правового характера от общественных отношений в данной сфере, но уре­гулированных нормами других отраслей права;

    в-третьих, характеризуют устройство российского государства с точ­ки зрения его национально-государственной, национально- территориаль­ной и административно-территориальной организации. В данном случае нормы государственного права закрепляют федеративную организацию России, т.е. из каких частей состоит Российская Федерация, кто является ее субъектом, особенности правового положения субъектов Федерации и ха­рактер их взаимоотношений с Федерацией. Конституционно-правовые нор­мы закрепляют также предметы исключительного ведения собственно Фе­дерации, а также закрепляют основные принципы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами и предоставляет субъектам Федерации право самостоятельно определять предметы исклю­чительного их ведения и административно-территориальное устройство;

    в-четвертых, именно нормы конституционного права устанавливают систему государственных органов Российской Феде­рации и ее субъектов и органов местного самоуправления, а также основ­ные принципы их организации и деятельности. Это позволяет и государственным органам субъектов Российской Федерации, и органам муници­пальных образований самостоятельно вводить в соответствующие системы органов определенные свойства, связанные с историческими особенностя­ми их развития и национальной самобытности;

    в-пятых, государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются народом не только через систему государст­венных органов и органов местного самоуправления. Государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются также народом непосредственно, используя формы прямой демократии, а имен­но, референдум и свободные выборы. Поэтому общественные отношения, складывающиеся в процессе непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, регулируются нормами государственного (конституционного) права и потому также являются составляющей частью предмета правового регулирования данной отрасли права.

    Что должно составлять предмет конституционного права применительно к экономике? Во-первых, прежде всего все формы собственности, существующие в государстве. Во-вторых, закрепление типа экономики, считающегося главным в экономической системе (в определенной мере - и в политической системе) соответствующего государства. В-третьих, конституционные нормы о свободе, условиях и формах экономической деятельности. В-четвертых, пришло время подумать о конституционном закреплении ряда публичных, если можно так сказать, «призваний», или предпосылок, экономической деятельности. В частности, следует отразить в Конституции РФ долг собственников (любых форм собственности) заботиться об общественном благе (известная формула ряда западных конституций «собственность обязывает» нам тоже не помешает). Как и в прежнее время, все-таки решающий фактор - не богатство само себе, а именно труд на благо общества. В-пятых, вне всякого сомнения, частью предмета конституционного права при создании основ экономической деятельности должны быть нормы о роли непосредственно усилий государства в организации и регулировании экономических процессов. Ушли, надеемся, в прошлое иллюзии о том, что рынок саморегулируем и не терпит вмешательства государства.

    Действительно, государство не может управлять рынком административными методами и даже должно не мешать своим, государственным предприятиям «играть» по правилам рынка. Однако как минимум две творческие задачи присущи государству: оно должно стимулировать и поддерживать экономическую деятельность; оно должно быть единственным нормативно-правовым регулятором экономики. В-шестых, к нормам об экономической деятельности должны примыкать статьи Конституции об экономических правах человека и гражданина. В-седьмых, в нормах конституционного права должны найти отражение и гарантии экономической деятельности. Речь идет о государственной защите всех форм собственности, об обеспечении свободы хозяйствования, создании необходимого законодательства как основы экономики, о помощи и поддержке для граждан - как экономической, так и социальной. Регулируя гарантии, надо связать с ними и принципиальные запреты в сфере экономической деятельности[9].

    Таким образом, установив содержание и специфику предмета правово­го регулирования, можно дать следующее определение понятия конституционного права Российской Федерации как отрасли права: Конституционное право Российской Федерации – это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, юридически закрепляющих устройство Российской Федерации, т.е. основы его конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организа­ции и деятельности государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и формы непосред­ственного народовластия.

     

    2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Система институтов конституционного права

    В системе права Российской Федерации конституционному праву принадлежит ведущая роль. Во-первых, это находит свое проявление в том, что конституционное право регулирует отношения, которые связаны с устройством самого госу­дарства, его внутренней организацией и поэтому, как правило, складыва­ются в процессе осуществления народом принадлежащей ему государст­венной власти, а властеотношения в любом государстве всегда являются определяющими;

    Во-вторых, место конституционного права в системе права Россий­ской Федерации определяется и тем, что оно содержит нормы, которые яв­ляются основополагающими и для других отраслей права. По существу, ни одна отрасль права не обходится без конституционных принципов и других норм государственного права.

    Взаимодействуя с административным правом, нормы конституционного права закрепляют систему, основные принципы организации и деятельности органом исполнительной власти в центре и на местах. Что же касается собственно норм административного права, то ими уже регули­руются наиболее значимые организационно-правовые стороны деятельно­сти органов исполнительной власти[10].

    С гражданским правом взаимодействие обусловлено тем, что нор­мы конституционного права закрепляют единство экономического про­странства; признаются и защищаются равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы собственности; свобода экономиче­ской деятельности (ст. ст. 8 и 9 Конституции). Дальнейшее регулирование соответствующих общественных отношений осуществляется уже нормами гражданского права.

    Обращаясь к тем или иным конституционным принципам, нетрудно установить связь норм конституционного права, их определяющее значение для трудового права - ст. ст. 37, 39 и др.; уголовного права - ст. ст 21-24, уголовно-процессуального права - ст. ст. 46-54. Нормы конституционного права определяют круг возможных ограничений прав граждан в условиях чрезвычайного положения - ст. 59. Следовательно, свои исходные начала все другие отрасли права Рос­сийской Федерации так или иначе берут в конституционном праве, в чем и проявляется их двухсторонняя связь.

    Система конституционного права как отрасли представляет со­бой научно обоснованное объединение конституционно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих конституционно-правовых норм.

    Место, занимаемой той или иной группой однородных правовых норм в системе отрасли конституционного права Российской Федерации за­висит, во-первых, от удельного места правовых норм, охватываемых дан­ной группой, и их значение; во-вторых, от принципов, на основе которых строится данная отрасль. В зависимости от предмета правового регулиро­вания тот или иной принцип права приобретает решающее значение и, следовательно, специфическое значение для определенной отрасли права; в-третьих, от тех целей, которые ставит законодатель перед отраслью пра­ва в каждый конкретный период развития государства[11].

    Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система конституционного права выражается в ее внутреннем строении, обусловлен­ном теми связями, которые существуют между нормами и отражают ос­новные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, т.е. это определенная совокупность правовых норм, которые не только об­ладают внутренним единством, но и отличаются от других совокупностей норм конституционного права.

    В системе действующего конституционного права Российской Феде­рации принято выделять следующие институты, которые и составляют ос­новные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового положения человека и гражданина; федеративное устройство; систему государственных органов Российской Федерации; основы организации местного самоуправления. Такое строение конституционного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет[12].

    Характеристика системы отрасли конституционного права предпола­гает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрас­ли. Это соотношение заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института. Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри дан­ной отрасли? Почему на первое место поставлен институт основ конститу­ционного строя? Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых ин­ститутов, их последовательной ролью в определении устройства россий­ского государства.

    На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения чело­века и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого инсти­тута обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются в Рос­сийской Федерации высшей ценностью.

    Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное уст­ройство, определяют существующие в России национально- государствен­ные и государственно-территориальные образования, в соответствии с ко­торыми строится в последующем система государственных органов.

    А как соотносится система конституционного права с системой Кон­ституции? В наиболее общем виде можно сказать, что они связаны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли предопределяется объективными факторами – устройством государства. Система Конститу­ции – категории субъективная, поскольку систематизацию конституцион­ных норм осуществляет законодатель. Кроме того, система отрасли охва­тывает всю совокупность государственно-правовых норм, а система Кон­ституции – лишь часть этих норм, устанавливаемых в основном источнике отрасли права.

    В заключение хочу привести цитату известного ученого Ю.А. Тихомирова: «Существенным образом меняются объекты конституционного регулирования и система конституционного права. Традиционно оно развивалось в рамках структуры действующей Конституции и даже применительно к ее главам. Государствоведческий и институциональный аспекты были очевидны. Ныне же, по нашему мнению, конституционное право расширяет свои горизонты. Во-первых, оно устанавливает основы экономического, политического и социального строя, международных отношений. Конституционные начала экономики (формы собственности и др.) становятся мощными регуляторами. Во-вторых, более полно выявляется потенциал Конституции как ядра правовой системы. А влияние конституционного права на другие отрасли права становится все более сильным, хотя здесь есть свои противоречия»[13].

    Таким образом, система отрасли конституционного права, как и система Конституции не есть нечто за­стывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свой­ственные каждому данному этапу развития государства и общества уро­вень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.


    3. Понятие конституционно-правовых отношений: их виды, субъекты, основания возникновения и прекращения

    В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются[14]. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

    Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

    1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

    2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

    3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

    Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

    Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

    Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

    Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принцип разделения властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, должные реализовывать названный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме их права, вытекающие из предписаний данной нормы-принципа.

    Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

    В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

    Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения.

    Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

    Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки[15].

    Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

    Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

    Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

    Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

    Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

    В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).


    4. Источники конституционного права РФ. Значение решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права


    Источники права -  официально установленные формы выражения  и закрепления правовых норм.  Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, документально фиксируется. Источники права образуют многоуровневую систему,  включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты.

    Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Нормативно-правовой акт  - официальный документ  уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера,  обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие  независимо от того,  возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом[16]

    Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.

    Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим.

    1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

    2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

    3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

    4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

    5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

    6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности[17].

    Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

    К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Федеральные законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам (кроме Конституции). Принимаются либо высшим представительным органом государства – парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер[18].

    К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; Федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); и др.

    К источникам конституционного права относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государственной Думы об амнистии (2000 г.).

    Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

    Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Нормативный договор -  соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.   Нормативные договоры обязательны  для   многочисленного и формально  неопределённого круга   лиц,  рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.  Признаки нормативного договора[19]: 1.Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют  правовосполнительную функцию,  дополняя  и конкретизируя  действующее законодательство.

      2.В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место  в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила  договора. 3.Нормативные договоры заключаются в публичных интересах,   их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.      4.Нормативные договоры содержат  правила,  регулирующие  поведение  не  только  (а иногда  и  не столько) непосредственных участников договора, но и  иных субъектов.  Поэтому такой договор не замыкается   внутри  системы   договаривающихся  сторон,  а  имеет и внешнее юридическое воздействие. 5.Многочисленность, неопределённость адресатов,  то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.     

    6.Договорные нормы  рассчитаны на длительное действие и  многократное применение. 7.Существует особая,  строго формальная процедура  заключения нормативных договоров, а также специальный порядок  рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).  8.Изменения  или  отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. 9.В отличие  от   индивидуальных  договоров,  содержание которых  составляет коммерческую тайну,  нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда -  официальное опубликование.

     Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов[20]. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

    К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

    Возглавляют “пирамиду” регионального законодательства Конституции (Уставы) республик (краев, областей, округов).  Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их  ведения[21]. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

    Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.

    К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).

    Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Правовой обычай - это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило,  официально  не  зафиксированное  в   каком-либо нормативно-правовом акте.

    Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.


    Под прецедентом в праве понимают поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. Судебный прецедент - решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или нижестоящей инстанции при решении аналогичных дел[22].

    Действующее законодательство и сложившаяся правоприменительная практика уже сейчас позволяют выделить некоторые категории судебных решений, которые de facto признаются источниками российского права. К ним относятся решения Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе его правовые позиции), постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые принимаются по вопросам разъяснения законодательства и обобщения судебной практики. В отдельную группу таких судебных решений следует также выделить решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам о признании нормативных правовых актов не соответствующими закону. Ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сделала обязательными для России решения Европейского суда по правам человека.

    "Отмечая возрастающую тенденцию, направленную на признание судебной практики в форме прецедента как источника российского права, многие авторы, не без оснований, указывают на то, что такое признание, несомненно, будет способствовать обогащению как теории источников, так и самого российского права. Кроме того, оно будет содействовать восполнению пробелов в праве, в нормативно-правовом регулировании»[23].

    Наконец, применительно к отдельным отраслям права и соответствующим им отраслям юридической науки признание прецедента, а еще шире - судебной практики в качестве источника права безусловно будет создавать благоприятные условия и предпосылки для их дальнейшего развития и совершенствования"[24].


    В отечественной науке до сих пор (за исключением нескольких работ)[25] отсутствует разработанная и целостная концепция исследования места и роли решений Конституционного Суда РФ в правовой системе. Между тем данный вопрос носит принципиальный характер, ибо "фактическое соотношение между источниками права в стране имеет большое значение для господствующих представлений о том, что следует считать собственно правом"[26]. Отсутствие определенности в понимании юридической природы решений Конституционного Суда негативным образом сказывается не только на авторитете самого органа конституционного правосудия, но и оказывает неблагоприятное воздействие на весь правоприменительный процесс в целом.

     Решение Конституционного Суда от судебного прецедента отличают следующие признаки: 1) отсутствие тождественности в процессе последующего применения рассматриваемого вида решений Конституционного Суда, нет ни аналогичного применения права, ни аналогичного дела, поскольку КС РФ обладает исключительной компетенцией лишения норм силы. Иные правоприменители могут оценивать не конституционность нормы, а лишь ее "аналогичность" уже признанной неконституционной, данная норма в результате такой оценки правоприменителя силу не утрачивает, поскольку она уже утратила силу и уже неконституционна; 2) решение Конституционного Суда касается не только судов, но и всех правоприменителей; 3) при вынесении одного из видов "отказных" определений Конституционный Суд не применяет свое первоначальное решение как прецедент, в определении он указывает на то, что данный вопрос уже был рассмотрен, по нему было принято решение, достаточное для того, чтобы вновь оспариваемая норма считалась утратившей силу; 4) судебный прецедент, как правило, возникает в связи с рассмотрением конкретного дела. Решения же Конституционного Суда о неконституционности изначально направлены на изменение совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения. Хотя КС РФ и принимает жалобу (запрос) от конкретного лица, в данном случае не происходит ни установления фактических обстоятельств, ни разрешения спора об индивидуальных правах.

    Е.И. Козлова указывает на то, что решения Конституционного Суда нельзя считать судебными прецедентами, они не могут заменять закон при решении конкретных дел, исключительно ими не могут обосновываться решения судов, как это имеет место при существовании института прецедента[27]. И это, на наш взгляд, верно, поскольку для правоприменения приоритетными являются регулятивные нормы, каковых решения КС РФ не должны содержать.

    Таким образом, источники конституционного права образуют многоуровневую систему,  включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи.



    5. Новые тенденции развития конституционного права как отрасли права, науки и юридической дисциплины в современных условиях формирования российской государственности



    Термин “конституционное право” имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права  оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституции, законах, указах президента и т. д. Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права. Как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе.

    Конституционное право как ведущей отрасли любого национального права  -общепризнанно[28].

    Развитие отрасли конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

    1) укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

    2) обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации федеральным Конституции и законам;

    3) совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

    4) расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

    5) совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

    6) развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

    7) развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

    8) завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

    9) повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

    Осуществление указанных и иных вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства и требует активного воздействия конституционно-правового законодательства.

    Наука Конституционного права является составной частью всей юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль российского права – Конституционное право[29]. Наука Конституционного права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, изучает нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.

    Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки "советское государственное право". Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей идеологии - марксизму-ленинизму.

    В советский период сформировалась наука "социалистического типа", отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.

    Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа - новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС - ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов[30].

    Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам для критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

    Важную роль играла наука в разработке и теоретическом обосновании понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство.

    Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.

    Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

    Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности - отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

    Наука активно включилась в разработку новых концепций, заложенных в Конституции РФ 1993 г., определяющих общественное и государственное устройство России как независимого, суверенного государства.

    За последнее десятилетие создано большое количество научных трудов, затрагивающих по своей тематике по сути дела все основные актуальные теоретические проблемы конституционного права как общеотраслевые, так и отдельных институтов отрасли. Внимание исследователей сосредоточено на вопросах совершенствования конституционно-правового законодательства, повышения его воздействия на практику государственной деятельности, на проблемах конституционно-правовой ответственности, типологии норм конституционного права.

    В орбиту научного исследования включаются новые проблемы - о конституционном судопроизводстве, о конституционных деликтах, об уполномоченном по правам человека и многие другие.

    Сегодня каждый из нас задумывается над теми направлениями, в которых развивается наука конституционного права России. Исторический период, ограниченный, с одной стороны, рамками подготовки и принятия действующей Конституции РФ, а с другой - настоящим временем в плане научного осмысления, познания конституционно-правовой действительности, вместил очень многое.[31]

    Конституционная реформа в России – один из самых актуальных вопросов в политических и научных дискуссиях. Мы присоединяемся к точке зрения профессора Б.А.Страшуна, который призывает не спешить с конституционной реформой[32]. Прагматизм в конституционном праве должен превалировать над идеологией, ибо конституционные ревизии – результат изменений в обществе, а не их инструмент. Тем самым может быть преодолена идеологизация, свойственная российскому конституционному праву. Можно, по-видимому, согласиться с положением о том, что мыслить о российской конституции вне контекста всей российской истории, строить конституционные прожекты, не привязывая их к историческим перспективам России, – это примитивный подход.

    В российском Конституционном праве должно уделяться больше внимания системному изучению Конституции Российской Федерации 1993 года, конституционно-правовой системы Российской Федерации, юридических аспектов ее применения, анализу конкретных норм и отношений, их оценке с позиции права, проблемы Конституционно-правовой ответственности. Организация и деятельность государственных органов Российской Федерации и общественных институтов должна рассматриваться с позиции их Конституционно-правового статуса и процедурных правил его реализации.

    Взаимоотношения государства и личности должно изучаться на самом высоком уровне правовых отношений по поводу обеспечения индивиду свободы от притязаний власти, обязанностей последней гарантировать права человека и право граждан в осуществлении власти[33]. Вопрос государственно-территориального устройства должен освещаться в связи с правами государства на его территорию, правовой гарантии ее целостности, особенностями федеративного устройства Российской Федерации и правовыми проблемами разделения властей между Российской Федерации и ее частями, юридическим закреплением процесса реализации федеральной компетенции и компетенции субъектов Российской Федерации, порядка разрешения споров о компетенции между ними.

    При этом важно уделить значительное внимание вопросам процедуры реализации Конституционно-правовых норм и деятельности государственных органов. Конституционно-правовой процесс представляет собой динамичную сторону рассматриваемой отрасли права, а изучение его позволяет познать механизм действия норм, закрепляющих основные права и свободы, регулирующих законодательный процесс, процедуры проведения выборов и референдумов, участия различных субъектов в политическом процессе, процессуальный порядок заключения и реализации договоров между федерацией и ее субъектами, разрешение споров о компетенции.

    В орбиту научного исследования включаются новые проблемы - о конституционном судопроизводстве, о конституционных деликтах, об уполномоченном по правам человека и многие другие.

    Чрезвычайно обширна созданная литература по проблемам прав и свобод человека и гражданина, которые получили в современной России принципиально иную по сравнению с советскими временами интерпретацию.

    Очень большое количество научных исследований посвящено федеративному устройству России, разработке путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели.

    В центре внимания ученых находятся исследования российского парламентаризма, законотворческого процесса, реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти.

    Усиливается внимание к сравнительно-правовому исследованию законодательства субъектов Российской Федерации.

    Особенно обширное количество научных разработок посвящено проблемам местного самоуправления, что объясняется как важностью и новизной этого института, так и формированием в системе права новой комплексной отрасли "муниципальное право".



     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В результате проведенного исследования сделаны выводы:

    Конституционное право Российской Федерации – это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, юридически закрепляющих устройство Российской Федерации, т.е. основы его конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организа­ции и деятельности государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и формы непосред­ственного народовластия.

    В системе права Российской Федерации конституционному праву принадлежит ведущая роль. Во-первых, конституционное право регулирует отношения, которые связаны с устройством самого госу­дарства, его внутренней организацией и поэтому, как правило, складыва­ются в процессе осуществления народом принадлежащей ему государст­венной власти, а властеотношения в любом государстве всегда являются определяющими;

    Во-вторых, место конституционного права в системе права Россий­ской Федерации определяется и тем, что оно содержит нормы, которые яв­ляются основополагающими и для других отраслей права. По существу, ни одна отрасль права не обходится без конституционных принципов и других норм государственного права.

    Система отрасли конституционного права, как и система Конституции не есть нечто за­стывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свой­ственные каждому данному этапу развития государства и общества уро­вень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

    В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

    Очень большое количество научных исследований посвящено федеративному устройству России, разработке путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели. До сих пор в центре внимания находятся вопросы конституционной реформы, российского парламентаризма, законотворческого процесса, реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти.





    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

    2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.Юрист, 2005.

    3. Авакьян С.А. Проблемы конституционного строительства в Российской Федерации // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей. Вып. 1 / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. Статут, 2006.

    4. Аристотель. Политика. Афинская полития. - М., 1997.

    5. Бабошин О.А. К вопросу о системе отрасли конституционного права РФ // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 89.

    6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М. 2006.

    7. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России / М.В. Баглай // Журнал российского права. – 2003. - № 11.

    8. Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2007.

    9. Голубицкая С.Г. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в правовой системе России (теоретические и практические вопросы): Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2002.

    10.   Демин А.В. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2009.

    11.   Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. – Красноярск, 1998.

    12.   Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. 2002. N 7. С. 20-23.

    13.   Захаров В.В. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права // Журнал российского права. 2006. № 11.

    14.   Кененова И.П. «Вертикаль исполнительной власти» и некоторые конституционно-правовые проблемы современного цикла развития государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 3. С.64.

    15.   Кистяковский Б. А. Сущность государственной власти / Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Хрестоматия. - М., 2008.

    16.   Козлова, Е.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. – М.: Юристъ, 2008. – 480 с.

    17.   Кокотов, А. Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1.  С. 15 - 22

    18.   Колесников Е.В. Источники российского конституционного права:вопросы теории и методологии. – М.: Юрлитинформ, 2007.

    19.   Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 2009.

    20.   Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.

    21.   Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002.

    22.   Лебедев В.А. Конституционное развитие России // Проблемы права. 2003. N 1. С. 11.

    23.   Лебедев В.А., Киреев В.В. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 22. С. 21.

    24.   Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2005.

    25.   Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. N 10. С.24.

    26.   Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 3–7.

    27.   Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5.

     


    [1] См.: Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. 2002. N 7. С. 20-23.

    [2] Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. N 10. С.24.

    [3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М. 2006. С. 3. Близкой к названной является позиция таких авторов, как Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. в книге «Конституционное право». Учебник. М. 2007. С. 17; и др.

    [4] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 23-26.

    [5] Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета конституционного права // Госу­дарство и право. 2003. №7. С. 22.

    [6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2008. С. 8.

    [7] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 20.

    [8] Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2007. С. 34.

    [9] См.: Авакьян С.А. Проблемы конституционного строительства в Российской Федерации // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей. Вып. 1 / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. Статут, 2006. С.12-13.

    [10] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2008.

    [11] См.: Кененова И.П. «Вертикаль исполнительной власти» и некоторые конституционно-правовые проблемы современного цикла развития государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 3. С.64.

    [12] См.: Бабошин О.А. К вопросу о системе отрасли конституционного права РФ // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 89.

    [13] См.: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5.

    [14] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М. 2006. С. 18.

    [15] Демин А.В. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2009. С. 37


    [16] Демин А.В. теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2009. С. 88

    [17] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008. С. 50.

    [18] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002. С. 34.

    [19] Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. – Красноярск, 1998. С. 37

    [20] Демин А.В. теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2009. С. 88


    [21] См.: Колесников Е.В. Источники российского конституционного права:вопросы теории и методологии. – М.: Юрлитинформ, 2007. С. 102.

    [22] См.: Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 23, 26.

    [23] Захаров В.В. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 29.

    [24] С. 383.

    [25] См., например: Голубицкая С.Г. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в правовой системе России (теоретические и практические вопросы): Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2002

    [26] Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 115.


    [27] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008. С. 30.

    [28] Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 2009. С. 14.

    [29] Кокотов, А. Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1.  С. 15 - 22

    [30] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008.

    [31] Лебедев В.А., Киреев В.В. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 22. С. 21.

    [32] Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 3–7.

    [33] Бойцова Л.В. Конституционное право России и зарубежных стран в сравнительной перспективе // http://university.tversu.ru/misc/pravo/pravo.html

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конституционное право - ведущая отрасль российского права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.