Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Маркетинговая среда предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Маркетинговая среда предприятия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

     

    План




    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Понятие и содержание маркетинговой среды…………………………..6

    2. Характеристика важнейших факторов маркетинговой

    среды предприятия………………………………………………………………9

    3. Организационно-экономическая характеристика

    предприятия……………………………………………………………………...17

    4. Анализ возможностей и угроз в микро – и макросреде

    предприятия…………………………………………………………………….29

    5. Разработка мероприятий по исследованию влияния на деятельность предприятия контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой среды……………………………………………………………………………..33

    Заключение………………………………………………………………………38

    Список использованной литературы…………………………………………40

    Введение


    В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое зна­чение приобретают глубокие знания рынка и способность умело при­менять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность подобных инструментов и составляет ос­нову маркетинга.

    Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления. Таким образом, маркетинговые исследования являются той основой, на которой разрабатываются и принимаются все решения, так как в условиях нестабильности рыночных ситуаций необходимо знать положение на рынке в каждый момент времени, уметь предвидеть завтрашние изменения. Это позволит принимать такие решения, которые помогут предприятиям получать необходимую прибыль для дальнейшего их развития.

    С помощью маркетинговых исследований руководство предприятия получает необ­ходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции предприятия может принести наибольшую прибыль. С помощью маркетинга определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капи­тал, где основать новое предприятие.

    Много сил приходится затрачивать на изучение деятельности конкурирующих фирм и компаний, исследовать их сильные и слабые стороны, искать и находить контраргументы их рыночным действиям.

    Необходимо регулярно проводить ситуационный анализ состоя­ния деятельности на рынке. Это позволяет оценить проделанную ра­боту, ее результаты, вскрыть резервы и упущенные возможности, со­вершенствовать планирование на предприятии, решить множество дру­гих проблем. При этом оценивается решение стратегических задач предприятия (правильность выбора главных целей, реализация потен­циала рынков сбыта, системы товаропродвижения и т.д.), а также тактических (контроль за объемами и результатами продаж, долей рынка, завоеванного предприятием, реакцией покупателей на приоб­ретение товаров предприятия и т.д.).

    Реализация рыночной стратегии предполагает выбор средств и методов достижения поставленных целей: выбор целевых рынков, ме­тодов и времени выхода на них, определение перспективной эффек­тивности производства и сбыта путем разработки программ маркетин­га.

    Целью исследования курсовой работы является влияние факторов маркетинговой среды на возможности предприятия.

    В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

          - определение маркетинговой среды;

    -  определение роли и значения маркетинговых исследований;

    -  изучение основных направлений маркетинговых исследований;

    -  анализ существующих методик проведения маркетинговых исследований;

    -  проведение маркетинговых исследований деятельности фирмы, включая выделение и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики спроса на продукцию, а также исследование возможностей и состояния развития предприятия;

    -  разработка мероприятий по исследованию влияния на деятельность предприятия контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой среды.

     Для решения данных задач в курсовой работе в качестве объекта иссле­дования и разработки создания системы маркетинговых исследований представлено предприятие ООО «Никс», специализирующееся на оптово-розничной торговле бытовой техники и оргтехники.

    В курсовой работе выявлены негативные и слабые стороны деятельности фирмы. В качестве исходной информации использовалась учебная, на­учная, методическая, справочная литература по вопросам управления маркетингом, инструктивный матери­ал, документы бухгалтерско-финансовой отчетности ООО «Никс» за 2007-2009 года деятельности предприятия.

    1. Понятие и содержание маркетинговой среды

    Данный раздел исследования маркетинга начинают с анализа состояния ближайшего окружения фирмы, которое образуют поставщики бытовой техники и оргтехники, комплектующих изделий, посредники, конкуренты, а также общественность.

    Оценивая действия поставщиков, маркетолог контролирует состояние и динамики цен на предметы, размеры запасов важнейших видов ресурсов, точность деловых партнеров в исполнении принятых на себя обязательств по номенклатуре, объемам и своевременности поставок.

    Предприятия-посредники обеспечивают физическое перемещение товаров от места их производства к месту потребления или покупки, накопление в складах и предпродажную доработку изделий, кредитную поддержку и страхование рисков случайной порчи или потери товаров, когда речь идет о торговых посредниках (брокерах, представителях фирм, оптовиках и др.) - помощь в поиске покупателя, рекламы, заключения контрактов[1].

    В отношении каждого из них в поле зрения исследователя маркетинга находится качество, стоимость и быстрота оказываемых услуг.

    Прямое отношение к ближайшему окружению предприятия имеют конкуренты, участвующие в непрекращающемся ни не минуту соперничестве за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Стремясь получить исчерпывающую информацию об уровне конкурентного предприятия, маркетолог, прежде всего, осуществляет поиск всех реальных и потенциальных конкурентов. Очевидными конкурентами являются, фирмы, продают товары, которые удовлетворяют одну и туже потребность; фирмы, выпускающие товары-заменители. Подобная группировка предполагает предварительную классификацию товарного ассортимента.

    Первым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия). Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.

    При правильно проведенном исследовании возможно открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы. Важно оценить сильные и слабые стороны деятельности конкурентов и спрогнозировать их поведение в обозримой перспективе, сопоставить с позициями собственного предприятия.

    Не меньшее значение для маркетолога и руководства компании имеют сведения о макросреде – это силы и факторы более широкого плана, оказывающие влияние, как на микросреду, так и на само предприятие.

    Итогом исследования маркетинговой сферы является оценка возможностей, которые создаёт благоприятное состояние внешних факторов хозяйственного развития фирмы или, напротив, опасностей, возникающих при негативном стечении обстоятельств[2].

    Анализ внешней среды представляет собой процесс, контролирующий внешние по отношению к предприятию факторы, для определения возможностей и угроз фирмы. Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам:

    · Экономические факторы.

    · Политические факторы.

    · Рыночные факторы.

    · Технологические факторы.

    · Факторы конкуренции.

    · Факторы социального поведения.

    ·  Международные факторы.

    Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного функционирования предприятия руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах[3].

    ООО «Никс» имеет много партнёров по продаже своей продукции. Но одним из первых и надежных партнёров является торговая компания «Эльдорадо». Также предприятие сотрудничает с представителями торговых точек в магазинах «Петрушкин двор», «Белый ветер цифровой», «Мир ПК», «Лидер», ОАО «Техномир».

    Недавно представители нескольких казахстанских фирм посетили ООО «Никс», что явилось результатом поездки делегации министров Московской области в Астану, в составе которой был и Генеральный директор компании Казанков Александр Васильевич. Стороны пришли к заключению, что возможно дальнейшее расширение. Маркетинговыми службами компании сотрудничество с этой республикой рассматривается как особенно перспективное. Первые контракты компании с казахстанскими партнерами были заключены еще в 2005 году. На сегодняшний день рамки взаимовыгодного партнерства заметно расширились. ООО «Никс» постоянно ведёт поиск новых идей для более эффективного использования своего потенциала и всегда готово к сотрудничеству. Поставщиками ООО «Никс» являются непосредственно производители: завод холодильников «Stinol» г.Липецк, ФГУП «им. Серго» г. Зелёнодольск и от дилеров заводов холодильников «Норд» г.Донецк Украина, завод «Витязь» г. Витебск, завод «Горизонт» г. Минск, производители теле- и видеотехники г. Калининград. Конечно же, фирма «Никс» не единственная на рынке г.Москва, предлагающая бытовую технику и оргтехнику, основными кон­курентами фирмы являются фирмы «Эльдорадо», «Мир ПК», «Нью-Трейд», «Мир электроники» и ряд других; конкуренция в этой области находится на доста­точно высоком уровне.























    2.   Характеристика важнейших факторов маркетинговой среды предприятия


    Успехи фирмы на рынке бытовой техники и оргтехники в прошлом и в настоящем году явились следствием непрерывного растущего спроса на средства, которые позволяют идти в ногу со временем, как среди различных организаций города Москва и области, так и среди простых граждан. Следует отметить, что организациям требуются теперь не просто сотрудники, которые владеют персональным компьютером, являются неплохими пользователями. Эти сотрудники должны уметь работать с всемирной паутиной Internet и оргтехникой. Трудно представить человека, который не умеет пользоваться компьютером. Весь мир поглотила всеобщая компьютеризация, ведь современные технологии позволяют сэкономить большую часть времени, которого и так не хватает у деловых людей, получить массу необходимой для работы информации, вести документацию фирмы. Список можно продолжать до бесконечности. Что и говорить, компьютер – это удобно, это даже не предмет роскоши, это необходимая часть нашей жизни.

    Пик активности продаж бытовой техники и оргтехники в ООО «Никс» приходится на конец осени – зиму – начало весны. Все неудачи, которые встречаются у фирмы, следует объяснить несогласованностью действий со стороны персонала. Прежде всего из-за которой существует потенциальная опасность потери клиентов (это может быть несвоевременная доставка, либо  временное отсутствие товара на складе и т.п.).

      Рассмотрим влияние экономического фактора. В целом, экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно выправляться. Прежде всего этому способствуют усилия президента и правительства.  Также отмечается повышение деловой активности населения.

    -   Курс иностранной валюты. Часть иностранных фирм (поставщиков продукции на наш рынок) работает с евро, а часть – с долларом. Постоянное повышение курса этих валют по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию компьютерной продукции и оргтехники в рублевом эквиваленте и увеличению цены продукции. Поэтому повышение курса евро и доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне.

    -  Налоговая ставка. В настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность нашей фирмы и дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли. Изменение налоговых ставок ведет либо к положительному. Либо к отрицательному влиянию на деятельность организации.

    -  Инфляция. Не смотря на существенное снижение темпа инфляции за последние годы, все же наблюдается рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию запасов компьютерной продукции, оргтехники, комплектующих и сырья, денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей организации.

      Также  изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это заставляет повышать цены на всю продукцию. Оценка этого фактора: -10.

      Рыночный фактор. Реализация бытовой техники, комплектующих и оргтехники – весьма перспективное направление в коммерческой деятельности фирмы, так как спрос на эти товары возрастает с каждым годом. И в данном случае, когда огромное количество фирм предлагают подобную продукцию, приоритетом при выборе той или иной фирмы или магазина  становится не только ценовой фактор. В целом, цены на продукцию этого сектора везде одинаковы.

    Кроме системы скидок и кредитов фирма ООО «Никс» предлагает самый огромный выбор компьютерной продукции, оргтехники и комплектующих, а также профессиональные консультации по продукции. Для этого в магазины приглашаются специалисты из представительств различных фирм, предлагающих подобную продукцию на рынке России (например, “Epson”, LG и т.д.). Кроме того, корпорация NT (а именно ей, как уже говорилось, принадлежит сеть магазинов «Никс») работает непосредственно с центральными офисами фирм, занимающихся производством комплектующих для компьютеров, бытовой и оргтехники, что позволяет более эффективно работать на рынке, в своем секторе. Оценка этого фактора: +40.

      Политический фактор. В целом, политическая ситуация в стране стабилизируется. Однако, внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует каждый отдельный филиал.

    Приход к власти нового человека влечет за собой изменения. Хорошо, если они будут положительными для нашей организации. А вот если будут ужесточены меры к производственным организациям, то это повлечет за собой повышение цен и, как следствие, снижение спроса на продукцию. Это уже будет отрицательное изменение.

    Следует отметить, что влияние политического фактора на ООО «Никс» в данный момент небольшое. Однако можно отметить следующее:

    1. Дополнительное сотрудничество в другими фирмами может принести определенную прибыль (кроме уже имеющихся партнеров следует искать новых, хорошо если их марки будут уже достаточно известны покупателям и разрекламированы СМИ), но иностранные фирмы должны быть уверены в стабильности экономической и политической ситуаций в России;

    2. Изменение валютного курса влияет, как уже говорилось, на стоимость продукции;

    3. Таможенная политика также оказывает влияние на деятельность фирмы. Оценка этого фактора: -10.

     Рассмотрим влияние социального фактора на ООО «Никс». ООО «Никс» находится на московском рынке  около 9 лет, естественно есть очевидные хорошие результаты: появились положительные отклики, как от оптовых покупателей, так и от розничных покупателей. Кроме того, у фирмы за столь долгий срок появились постоянные покупатели, которые отмечают высокопрофессиональную работку продавцов-консультантов, доброжелательный настрой обслуживающего персонала, качественную сервисную поддержку  уже после покупки. Это свидетельствует о хорошем отношении общества как к бизнесу в целом, так и к фирме в частности. Оценка этого фактора: +40.

    Технологический фактор. Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития фирмы. Анализ технологической внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства и разработки абсолютно новых различных товаров, что означает улучшение качества, появление совершенно новых информационных технологий, и это позволяет более полно удовлетворить запросы покупателей[4]. Наша организация не просто старается, она обязана идти в ногу с научно-техническим процессом, ибо от этого зависит ее будущее. Оценка этого фактора: +50.

        Природный фактор. Такое природное явление как изменение климата мало чем повлияет на спрос на наш товар. А вот, например, землетрясение или другие природные катаклизмы снизят уровень сбыта. Оценка этого фактора: +10.

      Правовой фактор. Юристы фирмы постоянно отслеживают изменения в законодательстве. И фирма действует в соответствии с нормами, установленными законодательством. В целом, правовая ситуация не оказывает сильного влияния на работу ООО «Никс». Оценка фактора: +10.

      Анализ конкурентной среды следует начать с конкурентов внутри отрасли. В г. Москва функционирует большое число компаний по продаже бытовой техники и оргтехники. С некими оговорками можно сказать, что московский рынок бытовой техники и оргтехники сейчас напоминает рынок совершенной конкуренции. В виду финансового кризиса многие крупные фирмы закрыли свои офисы и филиалы в г. Москва. Это дает реальный шанс ООО «Никс» завоевать большую долю рынка и выместить часть конкурентов (небольших фирм) с рынка. Поэтому  ООО «Никс» так активно расширяется и проводит массу различных акций и мероприятий не столько с целью повысить продажи, сколько с целью завоевать свои позиции и захватить большую долю покупателей.

     Конкуренция, что и говорить, жесткая. Все фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в наличии и т.д. Словом, попытаться превратить их «минусы» в свои «плюсы». Например, самый первый магазин «Никс», расположенный на Бульваре Мира, имеет большую площадь в городе в отличие от остальных компьютерных магазинов. Он просторен и удобен. Что еще немаловажно, то он находится на первом этаже многоэтажного здания, а многие компьютерные фирмы располагаются в подвальных помещениях. Таким образом, уже только своим внешним видом, простором и оформлением магазин сразу же производит благоприятное впечатление на покупателей.

    Можно сказать, что фирме следует обращать особое внимание на следующие направления: качество обслуживания, дополнительные услуги (сервис-центр), наличие товара, престижность[5].

    Потребители продукции. В целом, ООО «Никс» ориентируется на потребителей со средним уровнем дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации. Хотя фирма стремиться, чтобы при ее упоминании у покупателей возникали такие понятия, как качество, престижность, профессионализм.

    Потенциальные новые конкуренты. Появление новых конкурентов скорее всего не предвидится, так как рынок города и области достаточно насыщен. В целом, оценка конкурентного фактора: -20.

    На основе собранной информации по всем пунктам составим итоговую таблицу 1, в которой отражаются результаты оценки важности вышерассмотренных факторов внешней среды как для данного вида предпринимательства вообще, так и для данного предприятия в частности.

    Таблица 1.

    Анализ полученных результатов.

    Факторы


    Мера влияния

    Итого



    1-5

    Угрозы

    Возможности


    -50

    -40

    -30

    -20

    -10

    +10

    +20

    +30

    +40

    +50

    Экономический

    4





    ·






    -40

    Рыночный

    3









    ·


    +120

    Политический

    2





    ·






    -20

    Правовой

    1






    ·





    +10

    Технологический

    5










    ·

    +250

    Социальный

    3









    ·


    +120

    Природный

    1






    ·





    10

    Конкурентный

    5




    ·







    -100


    Таким образом, наибольшие возможности во внешней среде наблюдаются у технологического, рыночного и социального факторов, а наибольшая угроза со стороны конкурентов. Следовательно, обладая таким превосходным потенциалом фирме следуют развивать свои положительные стороны и бросить максимум сил на борьбу с угрозой, при этом не забывая об остальных факторах внешней среды, так как ситуация может измениться в любой момент в любую сторону. То есть у фирмы есть все шансы захватить рынок в том процентном исчислении, на который ООО «Никс» рассчитывает, так как ситуация явно к этому располагает.

























    3. Организационно-экономическая характеристика предприятия

     

    ООО «Никс» является обществом с ограниченной ответственностью. Зарегистрировано Государственной регистрационной палатой г.Москва 18 февраля 2001 г. №248. ООО «Никс» является хозяйственным обществом и действует на основании Устава и законодательства РФ.

    Предприятие учреждено одним учредителем – физическим лицом. Юридический адрес: г. Москва, ул. Панфилова, д.21.

    ООО «Никс» создано для осуществления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

    Общество создано в целях развития рыночных отношений и предпринимательства, удовлетворения общественных и личных потребностей, а также для получения прибыли.

    ООО «Никс» осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле товарами непродовольственной группы. Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом, имеет расчетный счет в учреждении банка, самостоятельный баланс и собственное имущество.

    Общество самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса организаций и учреждений. Планы деятельности разрабатываются обществом самостоятельно и утверждаются общим собранием участников. Все работы в обществе выполняются участниками, штатными работниками, а также лицами, принимаемыми по трудовым договорам.

    Основной целью ООО «Никс» является удовлетворение потребностей потребителей в крупной бытовой, элетро- и оргтехнике и её обслуживании.

    Предприятие занимается розничной и оптовой торговлей бытовой техникой и оргтехники, а также её гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Товар, приобретённый в розничном салоне, доставляется покупателю непосредственно в квартиру и подключается механиком сервисного центра бесплатно.

    Основными покупателями ООО «Никс» являются физические и юридические лица со средним уровнем дохода, проживающие в г.Москва.

    Клиентами в оптовой торговле являются такие крупные предприятия города как ЗАО «Искож», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт», Управление службы судебных приставов и др.

    Большое значение для хозяйственного руководства имеет установление рациональной производственной структуры предприятия. Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления. Организационная структура управления фирмы представлена на рис. 1.


    Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Никс»

    Управление предприятием осуществляется директором на основе единоначалия. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

     Так как сбытовая деятельность является основной для предприятия, то практически все работники (за исключением главного бухгалтера) имеют отношение к системе сбыта продукции.

    Директор определяет объем, ритмичность и структуру закупок, выбирает поставщиков и потребителей, занимается ценообразованием, утверждает планы развития предприятия. В этом ему помогает директор магазина. Вообще эти две должности – самые ответственные и важные в работе данного предприятия. Директор определяет общее направление деятельности предприятия, изучает рыночную конъюнктуру, занимается связями с общественностью и рекламной деятельностью. От его способностей и умений зависит финансовое состояние предприятия и благосостояние работников.

     Менеджеры выбирают поставщиков, определяют уровень наценки, управляют запасами, работают с оптовыми покупателями.

    Продавцы магазинов самостоятельно формируют товарный ассортимент и заявки на необходимые продукты товароведу.

    Органами управления ООО «Никс» являются: Общее собрание участников общества; директор (единоличный исполнительный орган).

    Директор организует выполнение решений общего собрания участников. Директор ООО «Никс» без доверенности действует от имени общества, в том числе: совершает сделки от имени общества; издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества; утверждает штаты, заключает и расторгает трудовые договоры с работниками общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания; организует ведение бухгалтерского учета и отчетности общества; исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности обще­ства и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законода­тельством и уставом общества.

    Фирма, для выполнения стоящих перед ней задач, создает службы, необходимые для ее деятельности, а также фирменные магазины или отделы (секции) в торговых предприятиях всех форм собственности.

    В соответствии с результатами своей хозяйственной деятельности и за счет прибыли общества создается резервный капитал в размере 10% от уставного капитала, могут создаваться и формироваться и иные фонды. Назначение, размеры, источники формирования и порядок использования таких фондов определяются Участниками ООО «Никс».

    Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

    Экономическую характеристику предприятия начнем с изучения динамики объема реализованной продукции и расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.).

    Таблица 2.

    Динамика реализованной продукции ООО «Никс»

    Год

    Реализованная продукция, тыс. руб.


    Темпы роста реализованной продукции в сопоставимых ценах, %

    в действующих ценах

    в сопоставимых ценах 2007 г.

    Базисные

    Цепные

    2007

    53176

    53176

    100

    100

    2007

    73611

    62569

    117,7

    117,7

    2009

    82835

    64147

    120,6

    102,5


    Среднегодовые темпы роста выручки от реализации: в текущих ценах – 1,248, то есть в среднем увеличивается на 24,8% в год; в сопоставимых ценах – 109,8, то есть в среднем увеличивается на 9,8% в год. Наблюдаем замедление темпов роста объемов реализации продукции в 2009 году.

    Наглядно изменение объемов реализации товаров ООО «Никс» представлено на рис.2.



    Рис. 2. Динамика объемов реализации за 2007-2009 гг.


    Данные, приведенные на рисунке, показывают, что доходы фирмы стабильно растут, так в сопоставимых ценах в 2008 г. выручка от реализации возросла на 9393 тыс. руб. по сравнению с 2007 г., в 2009 г. – на 1578 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. Основной статьей поступления доходов фирмы является выручка от основной (торговой) деятельности предприятия. В целом показатели выручки от реализации свидетельствуют о наращивании масштабов торговой деятельности ООО «Никс».

    Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

    Состав персонала ООО «Никс» рассмотрим по группам и по категориям в динамике за три года. Определим удельный вес отдельных категорий в общем числе работающих (табл. 3).

     




    Таблица 3.

    Структура персонала

    Показатели

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    Изменение (+, -)

    2008г. / 2007 г.

    2009г. / 2008 г.

    Среднесписочная численность

    26

    27

    31

    +1

    +4

     в т.ч.






    Руководители

    1

    1

    1

    -

    -

    Специалисты

    14

    14

    15

    -

    +1

    Рабочие

    11

    12

    15

    +1

    +3

    Численность персонала:






    до 30 лет

    8

    9

    15

    +1

    +6

    до 40 лет

    13

    13

    12

    -

    -1

    до 50 лет

    3

    3

    2

    -

    -1

    старше 50 лет

    2

    2

    2

    -

    -

    Численность персонала по полу:






    мужчины

    12

    13

    15

    +1

    +2

    женщины

    14

    14

    15

    -

    +1

    Численность персонала по уровню образования






    высшее

    3

    3

    5

    -

    +2

    среднее техническое

    15

    15

    14

    -

    -1



    Наглядно структура персонала фирмы отражена на рис. 3.

    Рис. 3. Структура кадров ООО «Никс» за 2007-2009 гг.


    Среднесписочная численность работников фирмы возросла на 1 чел. в 2008 г. по сравнению с 2006 г. и на 4 чел. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Численность работников ООО «Никс» за период 2007-2009 гг. увеличилась, что на фоне роста объемов реализации следует расценивать как положительную тенденцию.

     Численность административных работников за последние три года не изменилась, что связано с необходимостью наличия директора, его заместителей, бухгалтера и менеджеров. Предпочтение при приеме на работу отдается молодым работникам - до 40 лет. Вызывает тревогу уровень образования работников организации. Возможно, низкая квалификация продавцов является одним из факторов недостаточно высоких темпов роста объемов сбыта, а низкая квалификация административных работников – невысоких результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

    При анализе движения кадров следует отметить, что чаще всего идет смена мужской части коллектива (грузчиков и экспедиторов). Частая смена персонала в этой области объясняется систематическими нарушениями трудовой дисциплины нанятыми работниками. Административный и торговый персонал достаточно постоянен.

    Показателем, характеризующим уровень оплаты труда, является средняя заработная плата. Ее изменения влияют на расход фонда зарплаты, на себестоимость продукции. Величина средней заработной платы, как правило, зависит от производительности труда. Производительность труда и заработной платы рассмотрена в (таб.4.).

    Таблица 4.

    Анализ производительности труда и заработной платы


    Показатели

    2007

    год

    2008

    год

    Т роста

    (спада),%

    2009

    год

    Т роста

    (спада),%

    1. Выручка от реализации, тыс. руб.

    53176

    62569

    117,7

    64147

    102,5

    2. Среднесписочная численность, чел.

    26

    27

    103,9

    31

    114,8

    3. Производительность труда,

     тыс. руб. /чел.

    2045,2

    2317,4

    113,3

    2069,3

    89,3

    4. Средняя заработная плата 1 работника, руб.

    5056

    6936

    137,2

    8253

    119,0

    5. Коэффициент опережения на 1 работника

    -

    -

    0,826

    -

    0,751


    Выработка на одного рабочего в стоимостном выражении за 2008 год увеличилась на 272,2 тыс. руб., что на 13,3% выше, чем в 2007 году. Рост производительности труда работников предприятия обусловлен в первую очередь увеличением объема реализации продукции.

    Численность персонала ежегодно растет, при этом производительность труда в 2007-2008 гг. увеличивается. Однако этот показатель лучше рассматривать в постоянных ценах (рис. 4).

    Рис. 4. Динамика производительности труда в постоянных ценах, тыс.руб.

    Производительность труда работников предприятия возросла в 2008 г. по сравнению с 2007 г., в 2009 г. уменьшилась – на 248,1 тыс. руб./чел. или на 10,7% по сравнению с уровнем 2008 г. Выработка, рассчитанная в постоянных ценах, резко изменяется в различные периоды. Это говорит о нерациональной политике управления персоналом. То есть численность не регулируется в зависимости от результатов деятельности предприятия.

    Фонд заработной платы формируется за счет окладов руководящих работников и служащих и сдельной заработной платы продавцов. Прирост заработной платы за период составил в среднем 28% в год.

    Сравним темпы роста производительности труда и среднемесячной заработной платы. Темпы роста заработной платы должны быть меньше темпов роста производительности труда. За период 2007-2009 гг. выработка работников возросла всего на 1%, а заработная плата выросла более чем в 1,6 раз. То есть менеджеры фирмы сознательно повышают уровень затрат за повышения заработной платы, снижая тем самым объемы прибыли предприятия. Действительно, если в 2008 г. наблюдалась положительная динамика показателя рентабельности, то в 2009 г. рентабельность продаж по отношению к 2008 г. снизилась.

    Таким образом, фонд оплаты труда, производительность труда и средняя заработная плата ежегодно увеличиваются, но при этом в 2007-2009 гг. рост средней зарплаты опережает темпы роста производительности труда. Это привело к увеличению затрат на оплату труда на один рубль объема продукции.

    Одним из важнейших факторов повышения эффективности деятельности является обеспеченность предприятия основными фондами и более полное их использование. Процентные соотношения стоимости отдельных видов основных фондов к общей их стоимости характеризует структуру, т.е. удельный вес стоимости фондов (табл. 5).

     

    Таблица 5

    Состав и структура основных фондов

    Показатели

    2007г.

    2008г.

    2009 г.

    Тыс. руб.

    %

    Тыс. руб.

    %

    Тыс. руб.

    %

    Здания

    6674

    36,8

    6674

    36,8

    6674

    39,6

    Сооружения

    4353

    24,0

    4333

    23,9

    4353

    25,8

    Машины и оборудование

    3007

    16,6

    3013

    16,6

    3317

    19,7

    Транспортные средства

    1366

    7,5

    1366

    7,5

    1617

    9,6

    Хозяйственный инвентарь

    27

    0,1

    27

    0,1

    73

    0,4

    Другие виды основных средств

    2685

    14,8

    2685

    14,8

    823

    4,9

    Итого:

    В том числе:

    - производственные фонды

    - непроизводственные фонды

    18112


    16194

    1915

    100


    89,4

    10,6

    18120


    16205

    1915

    100


    89,4

    10,6

    16857


    16478

    379

    100


    97,8

    2,2


     

    Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что структура основных фондов в ООО «Никс» в рассматриваемый период претерпела незначительные изменения. Здания и сооружения в ООО «Никс» составляют 60-65% стоимости всех основных фондов.

    В 2009 году увеличивается доля активной части основных средств – машин и оборудования (на 3,1% по сравнению с 2006 годом), что оценивается положительно в работе организации.

    Анализ использования основных фондов предприятия осуществляется на основе показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.

    Показатель фондоотдачи – это важнейший экономический показатель использования основных фондов, который определяется как отношение стоимости продукции, работ, услуг к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Он показывает, сколько приходится продукции в денежном выражении на 1 руб. основных производственных фондов.

    Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью, этим показателем характеризуется доля основных фондов, приходящихся на единицу произведенной продукции и работ.

    Рассчитанные показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов, представлены в табл. 6.

    Таблица 6

    Показатели использования основных производственных фондов

    Показатели

    2007г.

    2008г.

    2009 г.

    1. Объем реализованной продукции, тыс. руб.

    53176

    73611

    82835

    2. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

    18072

    18116

    17488,5

    3. Фондоотдача, коп.

    2,94

    4,06

    4,74

    4. Фондоемкость, коп.

    0,34

    0,25

    0,21

    5. Среднесписочная численность работников, чел.

    16

    17

    21

    6. Фондовооруженность труда, тыс. руб.

    1129,5

    1065,6

    832,8

     
    В 2008 году фондоотдача возросла на 1,12 руб. по сравнению с 2007 годом, в 2009 году данный показатель увеличился еще на 0,68 руб. или на 16,7% по сравнению с 2008 годом. Показатель фондовооруженности труда в 2009 году снизился по сравнению с 2007 годом на 296,7 тыс. руб. или на 26,2%, что характеризует уменьшение обеспеченности работников предприятия средствами труда. Динамика показателей эффективности использования основных фондов ООО «Никс» представлена на рис. 5.
    Рис. 5. Динамика показателей эффективности использования основных фондов ООО «Никс»

     Приведенные на рисунке данные показывают, что уровень фондоотдачи на предприятии на протяжении рассматриваемого периода имеет тенденцию к росту, соответственно уровень фондоемкости продукции – к снижению, что свидетельствует об улучшении использования основных фондов на предприятии.

    Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг, т.е. затраты на производство и реализацию продукции. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности и аккумулируются затраты использования всех производственных ресурсов.

     Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях.

    Произведем анализ себестоимости по элементам затрат по ООО «Никс» (табл. 7).


    Таблица 7

    Анализ себестоимости по элементам затрат

    Элемент затрат

    Сумма, тыс. руб.

    Структура затрат, %

    2007

    2008


    2009

    Отклонения

    2007

    2008


    2009

    Отклонения

    2008 от 2007

    2009 от 2008

    2008от 2007

    2009от 2008

    Материальные затраты

    31889

    40513

    59488

    8624

    18975

    88,5

    89,0

    90,5

    0,5

    1,5

    Заработная плата

    1646

    1835

    3101

    189

    1266

    4,5

    4,0

    4,7

    -0,5

    0,7

    Отчисления в фонды

    618

    740

    1130

    122

    390

    1,7

    1,6

    1,8

    -0,1

    0,2

    Амортизация

    648

    660

    617

    12

    -43

    1,8

    1,5

    0,9

    -0,3

    -0,6

    Прочие затраты

    1268

    1760

    1403

    492

    -357

    3,5

    3,9

    2,1

    0,4

    -1,8

    Полная себестоимость

    36029

    45508

    65713

    9479

    20205

    100

    100

    100

    -

    -


    Как видно из таблицы 7, в 2009 году произошло увеличение себестоимости продукции предприятия на 20205 тыс. руб. или на 44% по сравнению с 2008 годом в связи с ростом объема выпуска продукции.

    Структура элементов затрат, свидетельствует, что производство ООО «Никс» очень материалоемкое. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют материальные затраты, причем в 2009 году они возросли на 1,5% по сравнению с 2008 годом, и составили 90,5% в общем объеме затрат предприятия. В 2009 году по сравнению с 2007 годом на 2% возросла доля материальных затрат.

    Удельный вес заработной платы в структуре затрат увеличился на 0,7%. Доли амортизационных отчислений и прочих затрат в структуре себестоимости в 2009 году снизились соответственно на 0,6% и на 1,8% по сравнению с 2008 годом.

    Анализ данных таблицы 7 показывает, что в структуре элементов затрат на производство произошли не значительные изменения. В 2009 г. уменьшилась доля прочих затрат, но возрос удельный вес затрат на заработную плату, отчислений в социальные фонды. Доля прочих расходов велика из-за большого веса в них таких расходов как содержание помещений, аренда оборудования, налога на землю, содержание охраны.

    4. Анализ возможностей и угроз в микро – и макросреде предприятия


    Рассмотрим макросреду фирмы, изменяющие конкурентный статус фирмы ООО «Никс» (табл. 8).

    Анализ макросреды позволяет выявить критические факторы, влияющие на конкурентный статус фирмы и установить угрозы и возможности. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономические и политические факторы. Анализируя их, выявим угрозы и возможности[6].

    Таблица 8

    Факторы, изменяющие конкурентный статус фирмы

    Параметры

    2008 год

    2009 год

    Динамика

    1. Факторы предложения

    Фирма приняла реше-ние о расширении ас-сортимента предлага-емой продукции

    Привлечение покупателей условиями потребительского кредита, снижение цен

    +

    2. Параметры, поддерживающих и развивающих отраслей (инфраструктуру)

    Высокие процентные ставки за кредит, жесткие условия налогообложения

    Переменная покупательская способность населения,

    -

    3. Параметры конкурентной среды

    Высокая концентрация конкурентов на рынке, сложность выходы на новые рынки

    Высокая концентрация конкурентов на рынке, сложность выходы на новые рынки

    -

    4. Параметры государств и властные структуры

    Низкая защищенность предприятий малого бизнеса со стороны органов госвласти

    В будущем наблюдается рост доходов населения.

    +

    5. Случайные явления

    Рост мобильности населения, повышение доступности качественной электробытовой техники потребителям

    Повышение спроса на товары: сотовые телефоны, аксессуары, цифровые фотоаппараты, домашние кинотеатры, телевизоры.

    +


    К угрозам следует отнести сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие процентные ставки по кредиту, высокие налоговые ставки, неплатежи, отсутствие поддержки со стороны государства малого бизнеса. Финансовое положение организации ООО «Никс» напрямую зависит от экономической ситуации в г.Москва.

    При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения. Поэтому экономическая и политическая стабильность в республике является залогом успешного существования фирмы.

    Под микросредой понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятельности.

    Оценив внутренние характеристики фирмы и выявив относительные преимущества организации в конкуренции, составляют перечень ее сильных и слабых сторон. Этот перечень для разных организаций специфичен и определяется ее особенностями, факторами внутренней среды. Под сильными сторонами организации понимают все, что обеспечивает ей преимущества над конкурентами. Слабые стороны организации – это то, что не позволяет ей достичь преимуществ над конкурентами.

    Итогом анализа микро – и макросреды является анализ угроз и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия. Проследить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия можно с помощью SWОТ-анализа. Технология его проведения предусматривает составление матрицы.

    С левой стороны матрицы вписываются все выявленные ранее сильные и слабые стороны. В верхней части матрицы вписываются возможности и угрозы (анализ макроокружения и анализ конкурентов). В матрице образуются четыре поля. В каждом поле рассматриваются парные комбинации и выбираются те, которые будут использованы при разработке стратегий. Дальнейшие действия должны состоять в сжатии объема информации, выделение с ее помощью наиболее существенных факторов и проблем организации.

    Имея прогнозы развития ситуации, а также представляя современное состояние организации и его ближайшего окружения и способы решения текущих задач, можно выявить проблемы, с которыми столкнется организация в будущем. С помощью матрицы SWОТ представляется возможным выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед предприятием (табл. 9).

    К угрозам относится также проблема с поставщиками, нежелающие выполнять в полной мере свои обязательства и из-за которых часто случаются проблемы с клиентами, но эту проблему можно решить заменой на более ответственных поставщиков.

    Таблица 9

    Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия

    ВОЗМОЖНОСТИ

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

    Расширение торговой деятельности

    Введение новых технологий

    Увеличение новых направлений деятельности

    Ценовые преимущества

    Возможность расширения производственных мощностей

    Высокое качество доказанное временем

    Эффективные каналы продвижения рекламы

    Авторитетность

    УГРОЗЫ

    СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

    Нестабильность в обществе

    Ослабление позиции с приходом новых конкурентов

    Низкая платежеспособность населения

    Уход редких специалистов

    Нехватка инвестиций

    Низкий уровень маркетинговых исследований

    Текучесть персонала

    Отсутствие чётких целей и стратегий развития предприятия


    К возможностям относится 9-летний опыт работы в данной отрасли, сделавший имидж фирме. Это может принести пользу фирме и новые возможности для инвестирования, а также возможность перехода на новые направления деятельности. Основные проблемы фирмы состоят в отсутствие инвестиций для расширения новых производственных мощностей, низкий уровень маркетинговых исследований, уход с предприятия высококвалифицированного персонала, неопределённость целей и направлений развития предприятия.

    Главной проблемой является большое количество конкурентов. Выходом из такого положения может послужить развитие новых направлений деятельности предприятия, выгодных для фирмы и конкурентоспособных на внешнем рынке.

    Для реализации этой идеи потребуются финансовые вложения, которые можно изыскать из банковских кредитов, привлечение инвесторов, маркетинговые исследования рынка для выявления наиболее выгодных сфер бизнеса, для анализа конкурентов и определения потребностей. Для решения этой и других проблем потребуется разработка маркетинговых стратегий, которые могут осуществляться параллельно.


    5. Разработка мероприятий по исследованию влияния на деятельность предприятия контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой седы


     

             Прежде всего, следует отметить, что все факторы, влияющие на маркетинг, делятся на контролируемые и неконтролируемые.

    Контролируемые факторы, которые оказывают влияние на деятельность ООО «Никс»:

             - выбор целевых рынков;

             - цели маркетинга (образ, сбыт, прибыль, отличительные преимущества);

             - организация маркетинга;

             - корпоративная культура

    Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей услуг, характера деятельности организации, специфики рынка, уровня потребностей покупателей и ряда других факторов. Выбор целевых рынков, цели маркетинга относится к контролируемым факторам маркетинговой среды.

    Чтобы определить степень влияния данных факторов на деятельность ООО «Никс»  необходимо разработать  мероприятия по характеристике рынка основного товара – бытовой техники и оргтехники, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация которого приносит наибольшую выручку.  А именно это анализ рынка бытовой техники и оргтехники. Нужно указать территориальный охват,  рыночный механизм воздействия государства, тип конкуренции, соотношение спроса и предложения,  степень зрелости рыночных отношений, соответствие действующему законодательству, степень агрегирования товаров.

    Маркетинговая стратегия фирмы должна ориентироваться на сбор урожая: напоминающая реклама, периодические ценовые скидки, поддержание каналов сбыта и предложение новых вариантов для стимулирования повторных услуг. Необходимо: разработать систему скидок, продумать и полностью спланировать рекламную кампанию, привлечение новых клиентов, обратиться к опытному рекламному агентству и маркетологу для разработки маркетинговой кампании

    Разработка мероприятий по исследованию влияния на деятельность предприятия организации  маркетинга. Комплексная методика оценки состояния маркетинга состоит в том, что состояние маркетинга характеризуется через оценку позиций службы маркетинга в компании; оценку полноты выполнения службой маркетинга маркетинговых задач; оценку планирования маркетинга.

    Служба маркетинга ООО «Никс» на сегодняшний день организована следующим образом:

    1. Общая организация возлагается на менеджеров, в ведении которых находятся вопросы стратегии на рынке, а также общая координация рекламной компании, создание рекламной продукции и ее распространение. Рекламная и диспетчерская деятельность являются базовыми звеньями организационной системы маркетинга.

    2. Центры продаж, отделения ведут оперативную работу по своим направлениям в соответствии с планом.

    3. Все штатные сотрудники ООО «Никс» осуществляют мониторинг по своим видам деятельности: состояние, тенденции, перспективы программ, спроса и предложения на рынке города и региона.

    Решающую роль в управлении маркетингом фирмы играет корпоративная культура.

    Необходимо отметить, что корпоративная культура оказывает положительное влияние:

     - на создание благоприятных условий для разработки и осуществления единой политики;

     -  на стимулирование деловой и профессиональной специализации.

    Следует осуществить следующие мероприятия: совместный поход в театр, на выставки, выезд за город, посещение конференций, проведение викторин, конкурсов.

                Подробно рассмотрим влияние неконтролируемых факторов, к ним относятся:
               - потребители (характеристики, межличностное влияние, процесс принятия решений, организации);

              - поставщики;

              - конкуренция (структура, стратегия маркетинга конкурентов, взаимоотношения в каналах сбыта и т.д.);

    Для определения влияния потребителей на маркетинговую среду ООО «Никс»  необходимо проанализировать потребителей. Указать, кто является главным потребителем, в каком городе они находятся.

    Рассмотрим влияние поставщиков на деятельность фирмы. Для определения данного фактора необходимо осуществить анализ поставщиков. Указать откуда организация получает продукцию, необходимо отметить, как и в какие сроки осуществляется доставка товара. Проанализировать ассортимент представляемый фирмой- поставщиком.

     Необходимо определить степень влияния конкуренции на деятельность фирмы. Мероприятием, которое нужно разработать,  является анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности фирмы, с помощью данного маркетингового исследования выявляются возможности фирмы ООО «Никс» занять конкурентные позиции на конкретном рынке или сегменте рынка путем приспособления.

    Для этого нужно оценить структуру рынка, целесообразно рассчитать коэффициент концентрации рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм. И соответственно по результатам этих мероприятий можно определить уровень влияния данного фактора. В качестве примера, я приведу таблицу основных конкурентов фирмы (таб.10).

    Таблица 10

    Основные конкуренты

    Фирма-лидер


    Год созда-ния

    Организационно правовая форма

    Основное направление деятельности

    Доля рынка

    Эльдорадо



    1996 г.


    филиал москов-ской фирмы

    Розничная торговля электро- и бытовой техникой

    32%

    Лидер



    1993 г.



    ООО

    Розничная и оптовая торговля бытовой техникой

    12%

    Мир ПК



    2004 г.



    ООО

    Розничная торговля электро- и бытовой техникой

    17%

    Нью-Трейд




    1994 г.


    ООО

    Розничная торговля электро- и бытовой техникой

    11%

    Мир электроники

    1999 г.

    ООО

    Розничная торговля электро- и бытовой техникой

    10%


    Это говорит о том, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке. Соответственно, мы наглядно можем увидеть влияние конкурентов.

    В результате проведенного анализа того, чем движим конкурент, что, он делает, и что он способен делать, составляется представление о том, как он будет вести себя в конкурентной борьбе. Для того чтобы составить профиль его конкурентного поведения рассматриваются следующие вопросы:

    - доволен ли конкурент своим существующим положением в конкурентной среде или нет;

    - в чем уязвим конкурент;

    - какие конкурентные действия вызовут самое сильное и наиболее эффективное возмездие со стороны конкурента.

    Так же необходимо составить профиль конкурентов ООО «Никс» с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов.

    Для оценки своих сравнительных преимуществ в борьбе за тот или иной рынок предприятию необходимо провести сегментацию по основным конкурентам, что поможет определить возможные пустые ниши на рынке и дает возможность наиболее полно удовлетворить спросы покупателя.

    Также для определения влияния неконтролируемого фактора, как конкурентоспособность предприятия необходимо представить в виде таблицы, для представления в наглядной форме современных тенденций в мотивации потребителя на рынке, происходящие сдвиги в системе потребительских предпочтений, и определить, будут ли потребители приобретать продукцию, выпущенную данным предприятием, что нужно предпринять, чтобы заинтересовать потребителей в своих изделиях.


                                               
























    Заключение

    В курсовой работе проведено исследование производственно-хозяйственной деятельности и стратегического поведения объекта маркетингового исследования – ООО «Никс».

    Основные принципы деятельности фирмы:

    1.   На рынок идут качественные товары.

    2.   Поставка товаров по каталогам.

    3.   Бесплатная доставка крупногабаритных товаров в пределах города.

    4.   У магазинов есть широкая реклама в газетах, на радио, телевидение, фирменных пакетах.

    5.   Презентации новых товаров.

    Как видно из проведенного финансово-экономического анализа деятельности ООО «Никс», все важнейшие показатели активности, рентабельности и платежеспособности предприятия укладываются в зарубежные и отечественные нормативы, имеют тенденцию к дальнейшему увеличению и характеризуют фирму как финансово устойчивую и перспективную. За анализируемый период времени (2007-2009 годы) финансовую ситуацию ООО «Никс» можно оценить как устойчивую. Предприятие имеет резервы для сохранения и укрепления своего положения на рынке. Для этого предприятие имеет все необходимые условия производства: торговые площади, опыт и технология продажи продукции, обученные кадры.

    Для укрепления своих позиций, повышения конкурентоспособности предприятию необходимо более эффективно использовать свободные денежные средства, нераспределенную прибыль за прошлые годы, а так же разработать программу с целью привлечения инвестиций для расширения сфер деятельности предприятия.

    ООО «Никс» необходимо выработать решения по поводу каналов сбыта, по которым целесообразна реализация продукции, заключение долгосрочных договоров с потребителями и поставщиками (работа на перспективу), рекламной стра­тегии для стимулирования сбыта, организации товародвижения, фина­нсирование издержек по функционированию каналов сбыта. При распространении товаров ООО «Никс» рассчитывает на розничных клиентов – частных лиц. Схема товародвижения при работе с физическими лицами следующая: непосредственная торговля в магазине – выставка – распродажа и выездная торговля. В будущем планируется открытие еще нескольких торговых точек.

    Предприятие расширилось открылись новые торговые точки. По этой причине объемы продукции увеличиваются, что положительно влияет на уменьшенье затрат, а соответственно на увеличение балансовой и чистой прибыли, что говорит об успешном функционировании ООО «Никс» на рынке г. Москва.

    Одной из важнейших задач маркетинговых исследований ООО «Никс» является изучение рыночных условий, которое дополняется изучением и оценкой деятельности предприятий, выступающих на рынке, их позиций, осуществляемых ими методов торговли и т.д.

    Таким образом, ООО «Никс» предполагается специализировать на закупке и реализации в розничную торговлю бытовой техники. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса населения.

    Покупателями продукции ООО «Никс» является широкий круг населения города Москва. Достижению успеха фирмы будет способствовать выход на рынок ООО «Никс» с новым товаром. Успешной реализации коммерческой операции будет способствовать также установление долгосрочных договорных отношений с предприятием-изготовителем продукции.

    Список использованной литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.: НИЦ ”Альфа”, КИФ ”Равена”, 2008.

    2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» // Ведомости Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 776; с изменениями -Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 3. Ст. 140.

    3. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового по­тенциала предприятия // Маркетинг. – 2002 .- №5.- С.42-50.

    4. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, ана­лиз, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

    5. Березин И. С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и марке­тинговые исследования в России. – 2003. - №7. – С. 14-19.

    6. Браверман А. Российский маркетинг: координация действий// Российский экономический журнал.- 2002. - №8. - С.58

    7. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые долж­ностные инструкции, внутрифирменные документы. — М.: «Эк­замен», 2001. - 224 с.

    8. Голубков Е.П. Маркетинг и его роль в экономике // Маркетинг. – 2004. - №3.- С.75-76.

    9. Готлиб А., Зеленцова Г. Становление маркетинговой ориентации отечественных предприятий // Социологические исследования. – 2003. - № 8.- С.62-65.

    10. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 315 с.

    11. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. – М.: Гардарика, 2002. – 517 с.

    12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг.- М.: Высшая шк., 2002.- 256 с.

    13. Ивановский В. О необходимости маркетингового обеспечения ин­вестиций в производство новой продукции// Российский экономичес­кий журнал.- 2002 . -№11. - С.60-61

    14. Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратеги­ческое планирование на предприятиях// Вопросы экономики. – 2004. - № 9. - С. 46-65.

    15. Кононенко Н. В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследо­ваний: соотношение качественных и количественных подходов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004 . - № 2. - С. 75-81.

    16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.М.Пеньковой.- М.: Прогресс, 1995.- 736 с.

    17. КрофтМ.Дж. Сегментирование рынка. - СПб.: Питер, 2001. -128 с.

    18. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. М.: Экономистъ, 2003. – 568 с.

    19. Наумова Л.М., Сбоева И.А. Самоучитель по маркетингу: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. – 224 с.

    20. Наумова Л.М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. М.: Издательство Элит, 2004. - 208 с.

    21. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. И.: Ось.-89.-2004.- 189 с.

    22. Попов Е. В. Теория маркетингового исследования: Монография — Екатеринбург: Урал. техн. ун-т., 1998. - 200 с.

    23. Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. – Мн.:ИП “Экоперспектива”, 2003. – С.365-381.

    24. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с.

    25. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

    26. Харламов А. Решить проблему поможет маркетинг// Маркетинг. – 2002. - №6.- С.48-49.



    [1] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» // Ведомости Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 776; с изменениями -Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 3. Ст. 140.


    [2] Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового по­тенциала предприятия // Маркетинг. – 2002 .- №5.- С.43

    [3] Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового по­тенциала предприятия // Маркетинг. – 2002 .- №5.- С.45

    [4] Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, ана­лиз, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С145.


    [5] Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, ана­лиз, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. – С.234.


    [6] Березин И. С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и марке­тинговые исследования в России. – 2003. - №7. – С. 17.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Маркетинговая среда предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.