Содержание
Введение. 2
Глава 1. Педагогические основы
тренировочного процесса в многоборье, виды многоборья, характеристика, история
развития. 4
1.1.Виды многоборья, их краткая
характеристика, история развития. 4
1.2. Педагогические основы
тренировочного процесса в многоборье. 15
Глава 2. Особенности многоборной
тренировки школьников. 19
2.1. Возрастные особенности
учебно-тренировочного процесса в многоборье 19
2.2.Развитие скоростных качеств, как
многоборная тренировка школьников 12-16 лет 23
Заключение. 29
Список литературы.. 29
Введение
Тема данной работы
«Многоборная тренировка школьников. Основа разносторонней подготовки. От 12 до
16 лет», особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что о роли
физической культуры и спорта написано ни мало.
Спорт — вид человеческой деятельности в
сфере физического воспитания, направленный на достижение максимальных результатов
в избранном виде.
Спорту принадлежит
значительная роль в осуществлении благородной задачи воспитания молодого
поколения. Велика роль спорта в решении образовательных и оздоровительных
задач. Осознанную потребность в физическом совершенствовании человека
необходимо формировать, начиная с раннего детства, и закреплять в семье, школе,
других учебных заведениях, при прохождении военной службы и в трудовых
коллективах.
Физкультурно-спортивные
организации совместно с другими органами народного образования,
здравоохранения и средствами массовой информации должны создать систему физкультурного
образования для всех социально-демографических групп населения, необходимые
условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий. Физкультурные
занятия должны удовлетворять потребности людей в физическом совершенствовании,
общении, взаимопомощи, дружбе, эстетическом и нравственном развитии, а этому
способствует многоборная тренировка школьников, как основа разносторонней
подготовки.
В связи с этим целью
нашей работы является: анализ возможностей многоборной
тренировки школьников, как основа разносторонней подготовки школьников в
возрасте от 12 до 16 лет.
Объект исследования:
школьники в возрасте от 12 до 16 лет.
Предмет исследования: многоборье.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть виды
многоборья и историю развития;
2.
Изучить особенности
тренировочного процесса в многоборье;
3.
Изучить физиологические
и физические особенности школьников в возрасте от 12 до 16 лет;
4. Рассмотреть развитие скоростных
качеств, как многоборная тренировка школьников 12-16 лет
5.
На основании
проделанной работы сделать выводы.
Методы исследования: В
работе использованы материалы методических пособий, педагогической литературы,
сети Интернет.
Многоборье - спортивное
упражнение, состоящее из различных видов легкой атлетики, которое предъявляет
чрезвычайно высокие требования к системе подготовке атлетов. [1]
Считается,
что начало истории современной легкой атлетики положили учащиеся колледжа г.
Регби в 1837 г. в соревнованиях по бегу на дистанцию около 2 км, после чего
такие соревнования стали проводиться и в других учебных заведениях Англии.
Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег
с препятствиями, а с 1851 г. — прыжки в длину и в высоту с разбега. В 1865 г.
был основан Лондонский атлетический клуб.
В
США атлетический клуб был организован в Нью-Йорке в 1868 г., студенческий
спортивный союз — в 1879 г., затем легкая атлетика достигла широкого
распространения в американских университетах. Это обеспечило в последующие
годы (до 1952 г.) ведущее положение американских легкоатлетов. Широкое развитие
современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр в 1896 г., в
которых, отдавая дань древнегреческим олимпиадам, им была отведена ведущая
роль. И сегодня Олимпийские игры — мощный стимул для развития спорта и, в
частности, легкой атлетики во всем мире.
Возникновение
легкой атлетики в России связано с организацией в 1888 г. спортивного кружка в
Тярлове близ Петербурга. В том же году там было проведено первое в России
соревнование по бегу. Впервые первенство России по легкой атлетике было
проведено в 1908 г., в котором приняло участие около 50 спортсменов.
В
1911 г. был создан Всероссийский союз любителей легкой атлетики, объединивший
около 20 спортивных лиг Петербурга, Москвы, Киева, Риги и других городов. В
1912 г. русские легкоатлеты впервые участвовали в Олимпийских играх в Стокгольме.
Из-за слабой подготовленности спортсменов и плохой организации соревнований
выступление русских легкоатлетов было неудачным — никто из них не занял
призового места. В дореволюционной России занятие спортом было привилегией
имущих классов.
Только
после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были
созданы условия для физического воспитания советских людей, спортивного роста
молодежи. С первых лет образования Советского государства легкая атлетика
стала развиваться как массовый вид спорта. Большую роль в этом сыграл Всеобуч.
По его инициативе в ряде городов состоялись крупные соревнования, в программе
которых главное место отводилось легкой атлетике.[2]
В
1922 г. в Москве впервые было проведено первенство РСФСР по легкой атлетике.
Важное
значение для дальнейшего развития физической культуры имело Постановление ЦК
РКП (б) от 13 июля 1925 г., в котором, в частности, отмечалась положительная
роль спортивных соревнований. В 1927 г. был проведен Всероссийский праздник
физической культуры в Москве, а в 1928 г. — Всесоюзная спартакиада.
В
предвоенные годы советские легкоатлеты значительно повысили уровень своих
достижений.
В
суровые годы Великой Отечественной войны вся деятельность физкультурных
организаций была подчинена интересам обороны Родины, массовой подготовке
резерва Советской Армии.
В
программах военно-физической подготовки, которую осуществляли и физкультурные
организации, большое место занимали элементы легкой атлетики (ходьба, кроссы,
прыжки, метания).
С
первых дней войны многие легкоатлеты ушли в ряды действующей армии,
партизанские отряды, народное ополчение и отважно сражались за свободу и
независимость нашей Родины.
Среди
них были известные всей стране чемпионы и рекордсмены СССР Н. Копылов, Г.
Знаменский, Г. Ермолаев, И. Чебур-кин, А. Гидрат, Д. Ионов, М. Кузнецов и
многие другие.
Сотни
легкоатлетов за боевые подвиги были награждены орденами и медалями. За
проявленное мужество и отвагу заслуженному мастеру спорта Н. Копылову
присвоено звание Героя Советского Союза.
В
1941 г. была введена Единая спортивная всесоюзная классификация, которая в
связи с начавшейся Великой Отечественной войной, естественно, не могла
получить широкого применения.
В
1949 г. она была пересмотрена. Начиная с 1949 г., спортивная классификация
корректируется на каждый очередной четырехлетний олимпийский цикл.
В
1952 г. советские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют
был успешным. Чемпионами Игр стали Н. Ромашкова (диск), Г. Зыбина (ядро), а
серебряные медали завоевали М. Голубичная (барьерный бег), А. Чудина (прыжок в
длину, копье), Ю. Литуев (бег на 400 м с барьерами).[3]
Среди
победителей Олимпийских игр нужно особенно отметить тех, кто завоевал две
золотые медали в одних играх: В. Куц (бег на 5000 и 10000 м), В. Борзов (бег
на 100 и 200 м), Т. Пресс (ядро, диск), В. Маркин (бег на 400 м, 4 х 400 м).
Накануне
открытия Спартакиады народов СССР в 1956 г. Комитет по физической культуре и
спорту при Совете Министров СССР принял решение учредить звание «Заслуженный
тренер СССР» за многолетнюю педагогическую деятельность и подготовку
высококвалифицированных спортсменов.
В
1965 г. были введены новые спортивные звания «Мастер спорта СССР международного
класса» и «Кандидат в мастера спорта СССР».
В
1978 г. конгресс ИААФ принял решение проводить в год, предшествующий
Олимпийским играм, чемпионат мира. Таким образом, ведущие атлеты планеты
получили возможность ежегодно выступать на соревнованиях самого высокого ранга.
В
четырехлетнем цикле проводятся следующие соревнования: чемпионат мира (раз в 4
года); Кубок мира (раз в 4 года); континентальные первенства (раз в 2 года);
чемпионат Европы среди юниоров (раз в 2 года); чемпионат Европы в закрытых помещениях
(ежегодно); традиционные международные соревнования и матчевые встречи.
За
период 1952—2000 гг. (кроме 1984 года) советские, российские
спортсмены-легкоатлеты приняли участие во всех олимпиадах. Много поколений
известных, выдающихся спортсменов сменилось за прошедшие годы. Каждая
олимпиада открывала новые имена.
Многоборья включают в себя различные виды бега,
прыжков и метаний.
Спортивная ходьба — это простейший естественный вид локомоций в спорте, один из видов
легкой атлетики. Главное условие спортивной ходьбы — сохранение
двойной опоры ног. В этом виде спорта легко дозируется нагрузка, заниматься им
можно как на стадионе, так и в парке, в лесу, на пешеходных улицах и т. д. [4]
Специалисты
определили, что при спортивной ходьбе вовлекается в работу около 56 % мышц
одновременно. Известно, что даже при обычной быстрой ходьбе примерно вдвое
увеличивается число функционирующих капилляров в скелетных мышцах, в том числе
и в сердечной мышце.
Ходьба
обычная, не спортивная, обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом.
Кардиологи утверждают, что среди мужчин, которые затрачивают на ходьбу в
течение дня приблизительно час-полтора, ишемическая болезнь сердца встречается
в 5 раз реже, чем у тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Протяженность
официально признанных соревновательных дистанций в спортивной ходьбе, в зависимости
от уровня и специфики соревнований среди мужчин и женщин, находится в
диапазоне от 2—3 до 50 км.
Тренирующий
эффект спортивной ходьбы связан со скоростью и продолжительностью ходьбы.
Так,
скорость 3—4 км/ч (80—90 шагов в мин) обеспечивает некоторое повышение тренированности
только для начинающих, длительная ходьба со скоростью 4—5 км/ч (90—100 шагов в
мин) обеспечивает существенный тренировочный эффект. Если учесть, что тренировки
спортивных ходоков, как правило, проводятся на открытом воздухе и
круглогодично, то нетрудно себе представить существенную роль закаливания и
развитие кардиореспи-раторной системы.
Средний
показатель роста спортсменов-скороходов составляет 172,6—177,8 см, масса тела
— 67,6—73,1 кг, лучшие результаты они показывают в возрасте 21—30 лет.
Очевидно,
что ходьба сама по себе (быстрая и длительная) имеет большое
профессионально-прикладное значение для специалистов, род деятельности которых
связан с вышеуказанным передвижением на местности (топографам, геологам,
геодезистам, лесоустроителям, почвоведам, геоботаникам, сельскохозяйственным
работникам и т. п.).
Бег
в легкоатлетическом спорте занимает большое место как самостоятельный вид
и как составная часть других видов легкой атлетики. Бег, в отличие от ходьбы,
характеризуется фазой полета (сменой периода опоры периодом безопорным).
Процесс управления движениями при беге — более сильный.
Бег
является составной частью большинства видов спорта и используется как
тренировочное средство для развития ряда физических качеств. Этот вид
физических упражнений всегда был и остается одним из наиболее популярных и
массовых видов спорта. Большое распространение бега, прежде всего, объясняется
его разносторонним, положительным влиянием на организм человека, а также
доступностью и простотой организации занятий.
Бег
вовлекает в работу все основные группы мышц и внутренние органы. Быстрые и
мощные усилия, особенно при различном темпе бега, чередуемые с последующими
моментами асслабления, способствуют развитию силы мышц, выносливости, гибкости,
ловкости, быстроты и координации движений. Особенно необходим бег для
укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека.
Известно,
что бег проводится в благоприятных гигиенических условиях на открытом воздухе,
поэтому свежий, чистый воздух, непрерывная смена впечатлений вызывают положительные
эмоции, благотворно действуют на нервную систему.
Бег,
который осуществляется с определенной целью, спортивный, оздоровительный или
прикладной — способствует формированию характера, развитию воли,
настойчивости, упорства. Поэтому особую ценность имеет спортивный бег.
Стремление спортсмена достичь высокого результата ведет к расширению знаний у
занимающегося, дисциплинирует его и приучает к соблюдению определенного режима.
Доступность занятий определяется и тем, что для него не обязательно наличие
специальных дорожек. Бегать можно в лесу, на лугу, в парке, по дорогам и т. д.
Бег
в зависимости от его продолжительности, условий и места проведения
подразделяется на виды и отдельные дистанции. Различаются бег гладкий, с
естественными и искусственными препятствиями (кросс, бег с барьерами,
эстафетный и т. д.).
Бег,
проводимый на специальной дорожке без препятствий, называется гладким бегом.
Его разновидности — бег на короткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции
[60, 100, 200, 400, 800, 1500, 3000, 5000, 10000, 42195 м (марафон)]. Бег на
пересеченной местности называется кроссом.
Гладкий
бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения
часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 м
включительно проводится по отдельным дорожкам для каждого бегуна. Бег на
остальные дистанции проводится по общей дорожке. [5]
Время,
затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется секундомером.
В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а
результат определяется длиной дистанции в метрах, пройденной за это время.
Бег
с препятствиями имеет две разновидности:
1)
барьерный бег, проводимый по беговой дорожке на дистанциях от 50 до 400 м с
однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый
спортсмен движется по отдельной дорожке);
2)
бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с
прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.
Эстафетный
бег — командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель
эстафетного бега — с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до
финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и
средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Чаще эстафетный бег
проводится на дорожке стадиона, реже — по улицам города (кольцевая или звездная
эстафета).
Бег
в естественных условиях по пересеченной местности (кросс)
проводится на дистанции до 15 км, а на более длинные дистанции — по дорогам
(шоссе и проселочным). Наибольшая дистанция в легкой атлетике — 42 км 195 м в
беге (марафонская) и 50 км в спортивной ходьбе.
Прыжки
как способ преодоления препятствий характеризуются кратковременными, но
максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими
прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия;
развиваются сила, быстрота, ловкость и смелость.[6]
Легкоатлетические
прыжки делятся на два вида:
1)
через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше,
— прыжок в высоту и прыжок с шестом;
2)
через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, —
прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и
сантиметрах.
Все
виды прыжков, кроме прыжков с места, как самостоятельные виды включаются в
программы Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, стран и т. д. Прыжки в
длину с места включены в школьные и вузовские программы по
физ-воспитанию, используются как подготовительные упражнения в
учебно-тренировочных занятиях.
Прыжки
в высоту осуществляются с разбега через планку в поролоновую яму. В
настоящее время наибольшее распространение в практике спорта получили два
способа — «перекидной» и «фосбюри-флоп». Однако используются и другие виды
прыжков «перешагивание» и «перекат». Наиболее прост по обучению способ
«перешагивание».
Прыжки
с шестом — это прыжки с разбега в поролоновую яму с использованием
шеста.
Тройной
прыжок, прыжки с разбега и с места в длину производятся в яму с песком с
деревянного бруска, плотно устанавливаемого в землю на уровне с поверхностью
дорожки для разбега и окрашенного в белый цвет. Песок в яме должен быть
влажный, хорошо взрыхлен и разровнен на одном уровне с дорожкой для разбега.
Покрытие дорожки для разбега должно удовлетворять требованиям для беговых
дорожек. Длина дорожки для разбега — 40—45 м, ширина — 1,22—1,25 м.
Метания
— упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на
дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. [7]
Метания
характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук,
плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические
снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение
концентрировать свои усилия.
Толкание
ядра, как и другие виды метаний, является самостоятельным видом в
легкой атлетике. В этом виде метания соревнуются как мужчины, так и женщины.
Вес
снарядов для мужчин и женщин различен. Женское ядро весит 4 кг, мужское —
7,260 кг. Диаметр снаряда для женщин — 95—110 мм, для мужчин — 110—130 мм.
Толкание ядра производится из круга в размеченный участок поля — сектор для
приземления снарядов. Поверхность внутри круга может быть из бетона, асфальта,
земли, спецсмеси (такого типа, как покрытие беговой дорожки и атлетических
секторов) и других твердых, но не скользких материалов.
Эта
поверхность должна быть ровной, горизонтальной и лежать в одной плоскости с
грунтом вне круга. Круг ограничивается кольцом, изготовленным из металла или
другого твердого и прочного материала и окрашенным в белый цвет. Внутренний
диаметр кольца в толкании ядра и метании молота — 213,5 см. При толкании ядра у
середины передней части кольца устанавливается и прочно закрепляется
деревянный брусок (сегмент), прикрывающий кольцо снизу и совпадающий своей
внутренней поверхностью с внутренним краем кольца. Сегмент окрашивается в
белый цвет.
Такие
виды метаний, как метание молота, метание диска, так же как и толкание ядра
производятся из круга в размеченный сектор для приземления снарядов.
Метание
молота основано на вращательных движениях снаряда. Снаряд
представляет собой ядро, соединенное проволокой с ручкой, весом 7,260 кг для
мужчин. До недавнего времени этот вид метания был только мужским. Сейчас в
этом виде соревнуются и женщины. Вес снаряда для них составляет 4 кг. Миру
известны многие советские, российские метатели молота. На Олимпийских играх в
1988 г. в Сеуле и в 1992 г. в Барселоне весь пьедестал почета был занят нашими
спортсменами. В Сеуле это — Ю. Седых, С. Литвинов, Ю. Тамм. В Барселоне — А.
Абдувалиев, И. Астапкович, И. Никулин.
В
метании диска, выполняемого в форме поворота, дальность броска
измеряется из круга до отметки, оставленной диском при падении. Диаметр круга
равен 250 см. Вес снаряда для мужчин — 2 кг, для женщин — 1 кг.
Метание
копья — сложный по технике исполнения и по координации вид метания.
Копье представляет собой полый, металлический снаряд, с веревочной обмоткой у
центра тяжести; для мужчин весом 800 г, длиной 260—270 см, для женщин,
соответственно, 600 г и 220—230 см.[8]
Копье
метают в сектор, граница которого находится под углом 29 градусов. Дальность
броска измеряется по радиусу от внутреннего края 4-метровой криволинейной
планки, очерченной радиусом в 8 м и ограничивающей разбег до ближайшего следа
на грунте, оставленного наконечником при приземлении копья. Длина дорожки для
разбега составляет 30 м (максимальная — 36,5 м), ширина — 4 метра.
Метание
гранаты и мяча производится от прямой планки в размеченный участок
поля. При метании гранаты и мяча в месте приземления обозначается коридор
шириной 10 м, в пределах которого засчитывается результат. Место приземления в
поле в пределах коридора размечается белыми линиями, указывающими расстояние
от обращенного к разбегу края планки.
Линии
проводятся параллельно планке каждые 5 м, начиная от 20—30 м в зависимости от
пола и квалификации участников.
Дорожка
для разбега с покрытием, удовлетворяющим требованиям, предъявленным к
покрытиям для беговых дорожек, должна быть на одном уровне с полем приземления.
Длина дорожки — не менее 30 м, но не более 36,5 м, ширина — 4 м на всем
протяжении. Дорожка ограничивается с обеих сторон белыми линиями толщиной 5
см, не входящими в ширину дорожки.
Виды
многоборья:
1.
Десятиборье — спортивные упражнения для мужчин, состоящие из 10
разных видов легкой атлетики: бег на 100 м, прыжок в длину, толкание ядра,
прыжок в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки
с шестом, метание копья, бег на 1500 м.
2.
Семиборье — спортивные упражнения для женщин, состоящие из 7
различных видов легкой атлетики: бег на 100 м с барьерами, прыжки в высоту,
толкание ядра, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м.[9]
Правилами
соревнований по легкой атлетике предусмотрен ряд многоборных программ для
разных возрастных групп.
Результат
оценивается по сумме очков, полученных в каждом виде многоборья по специальной
таблице очков.
Тренировочное
задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящая из одного
упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными
педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как
первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления
тренировкой.
Тренировочное
задание в процессе его выполнения оказывает педагогическое и функциональное
воздействие на спортсмена. Важное место в тренировке отводится упражнениям в
процессе выполнения этого задания.
Построение
учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе использования
стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:
¾
единообразие
методики многоборной подготовки;
¾
дифференцированное
и целенаправленное воздействие на юный организм для лучшего воспитания основных
физических качеств;
¾
применение
заданий методом вариативных упражнений, снижая монотонность;
¾
увеличение
диапазона целенаправленных вариаций основного двигательного действия;
¾
создание
условий к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности;
¾
значительное
упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий
спортом.[10]
Тренировочные
задания делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и
анаэробного воздействия.
При
этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической
подготовленности юных спортсменов, где можно выделить три уровня: средний, выше
среднего, ниже среднего. Это способствует дифференцированному
подбору и применению тренировочных заданий с учетом необходимости
избирательного воздействия на конкретные звенья индивидуальной физической
подготовленности.
Можно
полагать, что отбор и классификация тренировочных заданий тренерами для решения
конкретных задач, выполняемых в процессе спортивной подготовки юных многоборцев,
позволит систематизировать задания различной направленности и создать свой
каталог наиболее часто применяемых в тренировке упражнений, упростить
планирование, учет и контроль тренировочной нагрузки, даст возможность тренеру
и спортсмену получать четкую количественную и качественную характеристику
проделанной тренировочной работы за определенный период времени, повысить
надежность управления тренировочным процессом.
Ориентация
на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме
комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных
представлений о планировании и организации учебно-тренировочного урока.
Тренировочные
задания условно делятся на четыре группы:
¾
обучающие;
¾
комплексы,
развивающие физические качества;
¾
игры,
развивающие физические качества;
¾
специальные
(состоящие из средств беговой подготовки).
Рассмотрим
методику применения учебных занятий в тренировочном процессе.
Тренировочный
урок делится на три части.
Подготовительная
часть -
разминка, включаются общеразвивающие упражнения, а для второго года обучения -
специальные и игровые упражнения.
Главная
задача основной части - изучение техники спортивного упражнения, обеспечение
общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий
(10-20 мин) в основной части располагают в
следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на
воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).
В
заключительную часть (15 мин) урока включают упражнения,
направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после
разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.[11]
Тренировочный
микроцикл
Тренировка
планируется по дням на основе недельного (или с другим числом дней) цикла.
Цикловое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то
же время иметь достаточный отдых, причем не столько за счет свободных дней,
сколько за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных
работ. В настоящее время спортсмены тренируются 5-7 раз в неделю.
В
тренировочном цикле чередуются занятия с разными задачами, средствами, методами
и нагрузками. В связи с этим очень важно так построить микроцикл, чтобы
повысить эффективность тренировки за счет правильного распределения в цикле
разных занятий. Так, для совершенствования техники далеко не безразлично, что
выполнялось в тренировочном занятии накануне. Если занятие было посвящено
воспитанию выносливости или совершенствованию техники при максимальных усилиях,
то в следующий день работать над улучшением техники не следует, поскольку это
неэффективно. В то же время совершенствование техники при небольших нагрузках в
течение нескольких дней подряд дает положительные результаты.
Все
дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на 3
возрастные группы. 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и
8-12 лет (мальчики) - период второго детства. Подростковый возраст наступает в
12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у
мальчиков начинается юношеский возраст.
В
подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в
длину, увеличиваются вес, мышечная масса. 13 до 14 лет наблюдается интенсивный
рост тела - его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет - на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела
увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет - только на 2-3 см.
В
старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К
16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном
заканчивается к 18 годам.
В
подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной
массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.
После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной
силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. [12]
Поэтому
в занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения,
выполняемые с большими напряжениями.
В
возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и
частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15
годам достигают значений, близких к предельным.
Напряженная
мышечная работа предъявляет высокие требования К ресурсам систем дыхания и
кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы достигает границ
работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют
способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной
производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических
потребностей организма, связанных с мышечной работой.
И
процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту
величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с К8 90 уд./в мин в 7 лет
снижается до 70-76 уд./мин к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75
уд./в мин, т.е. практически не отличается от ЧСС взрослых людей.
При
мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей,
связанных с высокими темпами возрастных морфологических и функциональных
перестроек сердечно-сосудистой системы.
Особенно
значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового
созревания, когда размеры сердца, его вес и объем систолического выброса на
протяжении трех-четырех лет (от 12 до 15-16 лет) увеличивается почти вдвое. Под
влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост
показателей, характеризующих эффективность потребления
кислорода.
[13]
Основным
источников энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является
анаэробный обмен. Об уровне анаэробного обмена можно судить по величине
кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным
показателям ее концентрации. Известно, что все физические качества в
многолетнем плане развиваются неравномерно.
Для
каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная
направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом
сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с
тем нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте
не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей
выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е.
тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. На основе
обобщения мировой литературы (отечественных и зарубежных ученых) оптимальными
периодами в развитии физических качеств можно считать следующие.
Морфометрические
показатели
Рост.
Процессы
роста не синхронны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает
своего пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков
этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время.
Однако
наибольший прирост в росто-весовых показателях у детей прослеживается в год
полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается
раньше на 1-2 года, чем у мальчиков. С 12 до 15 лет начинается период бурного
роста этих показателей как у девочек, так и у мальчиков. К 16 годам костный
скелет считается сформированным. При этом слишком высокие нагрузки уменьшают
рост трубчатых костей.
Сила.
Рост
силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста
заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17
лет.[14]
Быстрота.
Развитие
быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества
происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания начиная с 11-12 до
14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.
Скоростно-силовые
качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший прирост
приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост
продолжается, но в основном под влиянием тренировки
Выносливость.
Аэробная
мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у
мальчиков и девочек. В данном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у
детей, занимающихся спортом.
Наиболее
интенсивно растет аэробная мощность в период полового согревания и замедляется
только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг почти не изменяется в
возрасте от 10 до 17 лет.
Анаэробная
выносливость. Большинство ученых соглашается с утверждением, что дети гораздо
легче переносят соревнования в беге на 1000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13
лет, а более значительный - после 16 лет, т.е. в период достижения
биологической зрелости.
Гибкость.
Широко
распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост
этого качества увеличивается от 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит
большой скачок в его развитии. Сенситивные периоды у детей имеют значительные
индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости,
методами оценки физических качеств и другими факторами. [15]
Все
это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший
прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. в 12-16
лет (пубертатный период).
Данный
факт имеет важное значение при
обосновании начала целенаправленной (узкой) специализации в избранном виде
спорта. В связи этим меняется отношение к средствам и методам направленной
специальной спортивной подготовки молодых спортсменов.
По
мере развития организма юных спортсменов двигательные спорности
дифференцируются, различные их проявления становятся взаимосвязанными. Основное
значение в достижении высоко- спортивного результата имеют показатели,
характеризующие скоростные, скоростно-силовые способности и скоростную
выносливость.
Установлено,
что на развитие физических функций и воспитание Основных физических качеств
юных спортсменов влияют: скоростно-силовые упражнения,
применяемые на этапе углубленных занятий спортом, изменение силовых показателей
у подростков 14-16 лет на направленность спортивной подготовки.
Наибольший
темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 14-15 лет. Поэтому в
процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого
возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных
групп.[16]
Скоростно-силовые
упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на
воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на
развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего
совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.
Научить
школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, -
трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать
быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок
испытывал потребность в нём.
Начинать
необходимо с начальной школы, потому что дети 7 – 10 лет в силу своей особой
жизнерадостности наиболее отзывчивы к формированию личности, влюблённой в
физическую культуру.
Данный
возраст можно считать пиком здоровья и бурного развития движений в беге. Именно
в этом возрастном периоде необходимо формировать у школьников чувство радости и
удовлетворения от бега, как основы лёгкой атлетики.
Обучение
бегу, развитие скоростных качеств должно проходить поэтапно.
Первый этап –
I – IV классы - время формирования увлечённости бегом, обучения красивому, а
следовательно, правильному бегу.
Второй этап –
V – VII классы – закрепляется результат предшествующей работы и начинается
тренировочный процесс с оценкой прогрессирующего результата.
Третий этап –
VIII – IX классы совершенствование и дальнейшее развитие скоростных качеств.[17]
Специальные
упражнения даю в начале основной части урока. Над развитием этих качеств
работаю во II и III четвертях, когда изучаются учебные темы разделов «Спортивные
игры» и «Гимнастики».
На уроках
лёгкой атлетики IV четверти идёт подготовка к сдаче нормативов в беге.
Главная
задача при этом: развитие скоростно-силовых качеств и быстроты. Дозирование
нагрузки, число повторений каждого применяемого упражнения определяется с
учётом уровня физической подготовленности учащихся.
Используются
подвижные игры и игровые упражнения, включающие в себя быстрый бег. Основой для
развития скоростных качеств составляют разработанные комплексы упражнений для
определённого возраста.
Рассмотрим
особенности проведения занятий для детей 12-16 лет.
I
четверть
1. Беговые
упражнения с последующими ускорениями.
2. Быстрая
смена ног в положении широкого выпада, руки согнуты.
3. Бег
правым боком. 1 – шаг правой в сторону, 2 – шаг левой сзади правой, 3 – шаг
правой, 4 – шаг левой спереди правой и т. д. То же влево.
4. Бег
с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 15
м.
5. Бег
с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по
15 м.
6. Бег
на месте в упоре руками о стену с максимальной частотой движений. 4 серии по 20
сек.
7. Попеременные
скачки на одной ноге до 20 м.
8. Прыжки
в длину с места.
9. Старт,
с преследованием товарища, который стартует в 3 м впереди.
10. Ускорения с
высокого и низкого старта 3-4 серии.
11. Подвижные игры и
игровые упражнения с быстрым бегом.
II четверть
1. Броски
мяча вверх с последующим выполнением упора лёжа и упора присев. Поднимаясь,
поймать мяч.
2. Броски
мяча вверх с последующим выполнением двух приседов. Встать и поймать мяч.
3. Бег
из различных стартовых положений: сидя, сидя со скрещенными ногами, сидя спиной
к направлению бега, из упора лёжа, стоя на коленях.
4. Бег
спиной вперёд из стартового положения.
5. Во
время бега броски мяча вперёд на расстояние 3-4 м с последующим ускорением,
позволяющим поймать мяч до второго отскока от пола.
6. Прыжки
через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин.
7. Прыжки
с продвижением вперёд с ноги на ногу, начиная толчком обеих.
III четверть
1. Выпрыгивание
из приседа с продвижением вперёд.
2. Быстрые
выпрыгивания из полуприседа на одной, затем на другой ноге, держась руками за
опору.
3. В
положении стойки на лопатках (руки служат опорой для устойчивости) быстрые
движения ногами вверх – вниз.
4. Имитация
быстрого бега в положении лёжа на спине, руки вдоль тела, голова касается мата,
пятки скользят по гимнастическому мату.
5. Беговая
эстафета.
6. Многократные
прыжки на двух ногах. 3-4 серии по 9 м.
7. Многократные
выпрыгивания вверх из приседа, затем из упора присев.4 серии по 15-20 раз.
8. Прыжки
на месте с отягощением. 4 серии по 20-30 прыжков.
IV четверть
1. Прыжки
с продвижением вперёд на правой (левой) ноге, подтягивая колено толчковой к
груди.
2. Бег
с продвижением вперёд, преодолевая сопротивление партнёра. В качестве
сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо.
3. Бег
на пятках.
4. Прыжки
через барьеры с ускорением до 30 м.
5. Ускорения
с низкого старта.
6. Подвижные
игры и игровые упражнения с быстрым бегом.
7. Эстафетный
бег.[18]
«Эстафета
прыжками»
Играют 3-4 команды,
располагающиеся в колоннах по одному на линии старта. По сигналу первые номера
каждой команды прыжками на левой ноге устремляются вперёд к линии поворота,
которая находится в 10 м от линии старта. Выполнив поворот, возвращаются назад прыжками
на правой ноге, касаются вытянутой руки вторых номеров и становятся сзади своих
колонн. Вторые и т. д. выполняют те же действия. Побеждает команда первой
закончившая эстафету.
«Быстро
смени место»
Класс делится на 2
команды, располагаются попарно на расстоянии 3-4 м друг от друга на
параллельных линиях. В руках играющих гимнастическая палка, которую они ставят
вертикально на землю и придерживают её рукой. По сигналу каждая пара игроков
меняется местами, стараясь при этом удержать палку партнёра от падения. Из игры
выбывает пара, у которой упала палка. После этого для остальных играющих
расстояние увеличивают, по сигналу они вновь меняются местами. Побеждает пара,
выполнившая упражнение на наибольшем расстоянии игроков друг от друга.
«Бег
челноком»
Играют 2 команды,
каждая в составе двух групп (парные и непарные номера). Обе группы одной
команды стоят в колоннах по одному на стартовых линиях, расположенные на
расстоянии 20 м одна от другой. По сигналу бегут первые номера. Подбегая к
игрокам своей команды, стоящим на противоположной стартовой линии, касаются
плеча этого игрока и становятся сзади колонны. Касание плеча является сигналом
для бега вторых игроков. Они, закончив бег, передают эстафету третьим игрокам.
И т.д. Команда, последний бегун которой первым пересечет линию, становится
победителем.
«Встречный
бег»
Играют 4 команды,
стоящие в колоннах по одному на стартовых линиях лицом друг к другу: две – с
одной стороны площадки, две с другой. По сигналу первые номера каждой команды
бегут по 20 м к линии финиша, которая находится посередине площадки. Участник,
прибежавший первым, получает 4 очка, вторым – 3, третьим – 2 , четвёртым – 1.
Затем стартуют вторые игроки и т.д. Руководитель стоит на линии финиша,
фиксируя финиш всех участников. В конце игры очки суммируют и определяют место,
занятое каждой командой.
«Эстафета
«паровозик»
Участвуют 2-3 команды
по 3-4 человека в каждой. По сигналу бег начинают первые номера. Обежав стойки
впереди и сзади своих команд, они вновь пересекают стартовую линию, а за ними
начинают бег вторые номера команд. И т.д. Когда стойки обегут все игроки,
первые номера прекращают бег и остаются на стартовой линии. После следующего
круга на старте остаются вторые номера, затем третьи. Побеждает команда,
последний участник которой, финишируя, пересечёт стартовую линию.
Вариант: состав команд
увеличивают до 6 человек; в качестве первых номеров выступают девочки;
физически слабых учащихся можно использовать на подмене уставшего игрока.[19]
Заключение
В
нашей работе мы как можно более полно старались раскрыть проблему многоборной
тренировки школьников. Основа разносторонней подготовки. От 12 до 16 лет, хотя
в рамках данной работы невозможно охватить все подходы к данной проблеме.
Все задачи исследования
выполнены.
В результате чего мы
выяснили, что многоборье - спортивное упражнение, состоящее из различных видов
легкой атлетики, которое предъявляет чрезвычайно высокие требования к системе
подготовке атлетов.
Многоборья включают в себя различные виды бега,
прыжков и метаний.
К
вида многоборья относиться: Десятиборье — спортивные
упражнения для мужчин, состоящие из 10 разных видов легкой атлетики: бег на
100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег на 400 м, бег на
110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500
м и семиборье — спортивные
упражнения для женщин, состоящие из 7 различных видов легкой атлетики: бег на
100 м с барьерами, прыжки в высоту, толкание ядра, бег на 200 м, прыжки в
длину, метание копья, бег на 800 м.
Установлено,
что на развитие физических функций и воспитание Основных физических качеств
юных спортсменов влияют: скоростно-силовые упражнения,
применяемые на этапе углубленных занятий спортом, изменение силовых показателей
у подростков 12-16 лет на направленность спортивной подготовки.
Наибольший
темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 12-16 лет. Поэтому в
процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого
возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных
групп.
Скоростно-силовые
упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на
воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на
развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего
совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.
Список литературы
1. Верхошанский
Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.-331 с.
2. Викторова
О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квалификации в беговых видах программы
многоборья."Автореф. дисс. ...канд.-пед. наук. - М., 1990.-23 с.
3. Зимкин
Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: ФКиС,
1996. - 206с.
4. Коробков
Г. В. Легкоатлетические многоборья. М., ФиС, 1953.
5. Комарова
А.Д. Теоретико-методические основы системы подготовки легкоатлетов-многоборцев
высшей квалифиции. Автореф. дисс. ...докт. пед. наук.-СПб., 1993.-48 с.
6. Легкая
атлетика. Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Н.Г. Озолина,
В.и. Воронкина, Б.Н. Примакова. - М. ФиС, 1989.
7. Платонов
В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
- 285 с.
8. Платонов
В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Высшая школа. Голов.
Изд-во, 1984. - 352 с.
9. Платонов
В.Н. Адаптация в спорте. - Киев. Здоровье, 1988. - 216 с.
10. Попов В.Б.
Специальная физическая подготовка легкоатлетов // Физкультура в школе, 2001. -
№ 6. - с. 57-61.
11. Попов В.Б.,
Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. -М., 1993.-220 с.
12. Попов В.Б. 555
специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. - М.: Олимпия Пресс, Тера
Спорт, 2002. - 208 с.
13. Спортивная жизнь
России. 1992. № 12.
14. Спортивная жизнь
России. 1990. № 12.
15. Теория спорта /
Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Виша школа, 1987.-С. 229-231.
16. Филин В.П.,
Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
17. Филин В.П.
Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и
техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
18. Филин В.П.
Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт,
1974. - 232 с.
19. Хрущев С.В.,
Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 143
с.
20. Физкультура и
спорт. 1985. № 2; 12.