Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Многоборная тренировка школьников. Основа разносторонней подготовки. от 12 до 16 лет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Многоборная тренировка школьников. Основа разносторонней подготовки. от 12 до 16 лет
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 2

    Глава 1. Педагогические основы тренировочного процесса в многоборье, виды многоборья,  характеристика, история развития. 4

    1.1.Виды многоборья, их краткая характеристика, история развития. 4

    1.2. Педагогические основы тренировочного процесса в многоборье. 15

    Глава 2. Особенности многоборной  тренировки  школьников. 19

    2.1. Возрастные особенности учебно-тренировочного процесса в многоборье  19

    2.2.Развитие скоростных качеств, как многоборная тренировка школьников  12-16 лет  23

    Заключение. 29

    Список литературы.. 29




    Введение

    Тема данной работы «Многоборная тренировка школьников. Основа разносторонней подготовки. От 12 до 16 лет», особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что  о роли физической культуры и спорта написано ни мало.

    Спорт — вид человеческой деятельности в сфере физическо­го воспитания, направленный на достижение максимальных ре­зультатов в избранном виде.

    Спорту принадлежит значительная роль в осуществлении бла­городной задачи воспитания молодого поколения. Велика роль спорта в решении образовательных и оздоровительных задач. Осознанную потребность в физическом совершенствовании человека необходимо формировать, начиная с раннего детства, и закреплять в семье, школе, других учебных заведениях, при прохождении военной службы и в трудовых коллективах.

    Физкультурно-спортивные организации совместно с дру­гими органами народного образования, здравоохранения и сред­ствами массовой информации должны создать систему физ­культурного образования для всех социально-демографических групп населения, необходимые условия и предпосылки для са­мостоятельных физкультурных занятий. Физкультурные заня­тия должны удовлетворять потребности людей в физическом совершенствовании, общении, взаимопомощи, дружбе, эсте­тическом и нравственном развитии, а этому способствует многоборная тренировка школьников, как основа разносторонней подготовки.

    В связи с этим целью нашей работы является: анализ возможностей многоборной  тренировки  школьников, как основа разносторонней подготовки школьников в возрасте  от 12 до 16 лет.

     Объект исследования: школьники в возрасте от 12 до 16 лет.

    Предмет исследования: многоборье.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть виды многоборья и историю развития;

    2. Изучить особенности тренировочного процесса в многоборье;

    3. Изучить  физиологические и физические особенности школьников в возрасте от 12 до 16 лет;

    4. Рассмотреть развитие скоростных качеств, как многоборная тренировка школьников  12-16 лет

    5. На основании проделанной работы сделать выводы.

    Методы исследования: В работе использованы материалы методических пособий, педагогической литературы, сети Интернет.




    Глава 1. Педагогические основы тренировочного процесса в многоборье, виды многоборья,  характеристика, история развития

    1.1.Виды многоборья, их краткая характеристика, история развития

    Многоборье - спортивное упражнение, состоящее из различных видов легкой атлетики, которое предъявляет чрезвычайно высокие требования к системе подготовке атлетов. [1]

    Считается, что начало истории современной легкой атле­тики положили учащиеся колледжа г. Регби в 1837 г. в соревно­ваниях по бегу на дистанцию около 2 км, после чего такие соревнования стали проводиться и в других учебных заведени­ях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, а с 1851 г. — прыжки в длину и в высоту с разбега. В 1865 г. был основан Лондонский атлетический клуб.

    В США атлетический клуб был организован в Нью-Йор­ке в 1868 г., студенческий спортивный союз — в 1879 г., за­тем легкая атлетика достигла широкого распространения в аме­риканских университетах. Это обеспечило в последующие годы (до 1952 г.) ведущее положение американских легкоатлетов. Широкое развитие современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр в 1896 г., в которых, отдавая дань древнегреческим олимпиадам, им была отведена ведущая роль. И сегодня Олимпийские игры — мощный стимул для раз­вития спорта и, в частности, легкой атлетики во всем мире.

    Возникновение легкой атлетики в России связано с орга­низацией в 1888 г. спортивного кружка в Тярлове близ Петер­бурга. В том же году там было проведено первое в России сорев­нование по бегу. Впервые первенство России по легкой атлети­ке было проведено в 1908 г., в котором приняло участие около 50 спортсменов.

    В 1911 г. был создан Всероссийский союз любителей лег­кой атлетики, объединивший около 20 спортивных лиг Петер­бурга, Москвы, Киева, Риги и других городов. В 1912 г. русские легкоатлеты впервые участвовали в Олимпийских играх в Сток­гольме. Из-за слабой подготовленности спортсменов и плохой организации соревнований выступление русских легкоатлетов было неудачным — никто из них не занял призового места. В дореволюционной России занятие спортом было привилегией имущих классов.

    Только после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы условия для физи­ческого воспитания советских людей, спортивного роста мо­лодежи. С первых лет образования Советского государства лег­кая атлетика стала развиваться как массовый вид спорта. Боль­шую роль в этом сыграл Всеобуч. По его инициативе в ряде городов состоялись крупные соревнования, в программе кото­рых главное место отводилось легкой атлетике.[2]

    В 1922 г. в Москве впервые было проведено первенство РСФСР по легкой атлетике.

    Важное значение для дальнейшего развития физической культуры имело Постановление ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 г., в котором, в частности, отмечалась положительная роль спортив­ных соревнований. В 1927 г. был проведен Всероссийский празд­ник физической культуры в Москве, а в 1928 г. — Всесоюзная спартакиада.

    В предвоенные годы советские легкоатлеты значительно повысили уровень своих достижений.

    В суровые годы Великой Отечественной войны вся дея­тельность физкультурных организаций была подчинена инте­ресам обороны Родины, массовой подготовке резерва Советс­кой Армии.

    В программах военно-физической подготовки, ко­торую осуществляли и физкультурные организации, большое место занимали элементы легкой атлетики (ходьба, кроссы, прыжки, метания).

    С первых дней войны многие легкоатлеты ушли в ряды дей­ствующей армии, партизанские отряды, народное ополчение и отважно сражались за свободу и независимость нашей Родины.

    Среди них были известные всей стране чемпионы и рекордсме­ны СССР Н. Копылов, Г. Знаменский, Г. Ермолаев, И. Чебур-кин, А. Гидрат, Д. Ионов, М. Кузнецов и многие другие.

    Сотни легкоатлетов за боевые подвиги были награждены орденами и медалями. За проявленное мужество и отвагу заслу­женному мастеру спорта Н. Копылову присвоено звание Героя Советского Союза.

    В 1941 г. была введена Единая спортивная всесоюзная классификация, которая в связи с начавшейся Великой Отече­ственной войной, естественно, не могла получить широкого применения.

    В 1949 г. она была пересмотрена. Начиная с 1949 г., спортивная классификация корректируется на каждый очеред­ной четырехлетний олимпийский цикл.

    В 1952 г. советские спортсмены впервые участвовали в Олим­пийских играх. Дебют был успешным. Чемпионами Игр стали Н. Ромашкова (диск), Г. Зыбина (ядро), а серебряные медали завоевали М. Голубичная (барьерный бег), А. Чудина (прыжок в длину, копье), Ю. Литуев (бег на 400 м с барьерами).[3]

    Среди победителей Олимпийских игр нужно особенно отметить тех, кто завоевал две золотые медали в одних иг­рах: В. Куц (бег на 5000 и 10000 м), В. Борзов (бег на 100 и 200 м), Т. Пресс (ядро, диск), В. Маркин (бег на 400 м, 4 х 400 м).

    Накануне открытия Спартакиады народов СССР в 1956 г. Комитет по физической культуре и спорту при Совете Мини­стров СССР принял решение учредить звание «Заслуженный тре­нер СССР» за многолетнюю педагогическую деятельность и под­готовку высококвалифицированных спортсменов.

    В 1965 г. были введены новые спортивные звания «Мастер спорта СССР международного класса» и «Кандидат в мастера спорта СССР».

    В 1978 г. конгресс ИААФ принял решение проводить в год, предшествующий Олимпийским играм, чемпионат мира. Та­ким образом, ведущие атлеты планеты получили возможность ежегодно выступать на соревнованиях самого высокого ранга.

    В четырехлетнем цикле проводятся следующие соревнования: чем­пионат мира (раз в 4 года); Кубок мира (раз в 4 года); конти­нентальные первенства (раз в 2 года); чемпионат Европы среди юниоров (раз в 2 года); чемпионат Европы в закрытых поме­щениях (ежегодно); традиционные международные соревнова­ния и матчевые встречи.

    За период 1952—2000 гг. (кроме 1984 года) советские, рос­сийские спортсмены-легкоатлеты приняли участие во всех олим­пиадах. Много поколений известных, выдающихся спортсме­нов сменилось за прошедшие годы. Каждая олимпиада откры­вала новые имена.

    Многоборья включают в себя различные виды бега, прыж­ков и метаний.

    Спортивная ходьба — это простейший естественный вид локомоций в спорте, один из видов легкой атлетики. Главное ус­ловие спортивной ходьбы — сохранение двойной опоры ног. В этом виде спорта легко дозируется нагрузка, заниматься им можно как на стадионе, так и в парке, в лесу, на пешеходных улицах и т. д. [4]

    Специалисты определили, что при спортивной ходьбе вовлекается в работу около 56 % мышц одновременно. Известно, что даже при обычной быстрой ходьбе примерно вдвое увеличивается число функционирующих капилляров в скелетных мышцах, в том числе и в сердечной мышце.

    Ходьба обычная, не спортивная, обладает ярко выраженным оздоро­вительным эффектом. Кардиологи утверждают, что среди муж­чин, которые затрачивают на ходьбу в течение дня приблизи­тельно час-полтора, ишемическая болезнь сердца встречается в 5 раз реже, чем у тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.

    Протяженность официально признанных соревнователь­ных дистанций в спортивной ходьбе, в зависимости от уровня и специфики соревнований среди мужчин и женщин, нахо­дится в диапазоне от 2—3 до 50 км.

    Тренирующий эффект спортивной ходьбы связан со ско­ростью и продолжительностью ходьбы.

    Так, скорость 3—4 км/ч (80—90 шагов в мин) обеспечивает некоторое повышение тре­нированности только для начинающих, длительная ходьба со скоростью 4—5 км/ч (90—100 шагов в мин) обеспечивает су­щественный тренировочный эффект. Если учесть, что трени­ровки спортивных ходоков, как правило, проводятся на от­крытом воздухе и круглогодично, то нетрудно себе предста­вить существенную роль закаливания и развитие кардиореспи-раторной системы.

    Средний показатель роста спортсменов-скороходов состав­ляет 172,6—177,8 см, масса тела — 67,6—73,1 кг, лучшие ре­зультаты они показывают в возрасте 21—30 лет.

    Очевидно, что ходьба сама по себе (быстрая и длитель­ная) имеет большое профессионально-прикладное значение для специалистов, род деятельности которых связан с вышеука­занным передвижением на местности (топографам, геологам, геодезистам, лесоустроителям, почвоведам, геоботаникам, сель­скохозяйственным работникам и т. п.).

    Бег в легкоатлетическом спорте занимает большое место как самостоятельный вид и как составная часть других видов легкой атлетики. Бег, в отличие от ходьбы, характеризуется фа­зой полета (сменой периода опоры периодом безопорным). Процесс управления движениями при беге — более сильный.

    Бег является составной частью большинства видов спорта и используется как тренировочное средство для развития ряда физических качеств. Этот вид физических упражнений всегда был и остается одним из наиболее популярных и массовых ви­дов спорта. Большое распространение бега, прежде всего, объяс­няется его разносторонним, положительным влиянием на орга­низм человека, а также доступностью и простотой организа­ции занятий.

    Бег вовлекает в работу все основные группы мышц и внут­ренние органы. Быстрые и мощные усилия, особенно при раз­личном темпе бега, чередуемые с последующими моментами асслабления, способствуют развитию силы мышц, выносли­вости, гибкости, ловкости, быстроты и координации движе­ний. Особенно необходим бег для укрепления сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем человека.

    Известно, что бег проводится в благоприятных гигиени­ческих условиях на открытом воздухе, поэтому свежий, чис­тый воздух, непрерывная смена впечатлений вызывают поло­жительные эмоции, благотворно действуют на нервную систему.

    Бег, который осуществляется с определенной целью, спортивный, оздоровительный или прикладной — способству­ет формированию характера, развитию воли, настойчивости, упорства. Поэтому особую ценность имеет спортивный бег. Стремление спортсмена достичь высокого результата ведет к расширению знаний у занимающегося, дисциплинирует его и приучает к соблюдению определенного режима. Доступность занятий определяется и тем, что для него не обязательно нали­чие специальных дорожек. Бегать можно в лесу, на лугу, в пар­ке, по дорогам и т. д.

    Бег в зависимости от его продолжительности, условий и места проведения подразделяется на виды и отдельные дистан­ции. Различаются бег гладкий, с естественными и искусствен­ными препятствиями (кросс, бег с барьерами, эстафетный и т. д.).

    Бег, проводимый на специальной дорожке без препят­ствий, называется гладким бегом. Его разновидности — бег на короткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции [60, 100, 200, 400, 800, 1500, 3000, 5000, 10000, 42195 м (марафон)]. Бег на пересеченной местности называется кроссом.

    Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (про­тив движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 м включительно проводится по от­дельным дорожкам для каждого бегуна. Бег на остальные дис­танции проводится по общей дорожке. [5]

    Время, затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется секун­домером. В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дис­танции в метрах, пройденной за это время.

    Бег с препятствиями имеет две разновидности:

    1) барьер­ный бег, проводимый по беговой дорожке на дистанциях от 50 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными рав­номерно по дистанции (каждый спортсмен движется по от­дельной дорожке);

    2) бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с прочно установлен­ными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

    Эстафетный бег — командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега — с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Чаще эстафетный бег проводится на дорожке стадиона, реже — по улицам города (кольцевая или звездная эстафета).

    Бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс) проводится на дистанции до 15 км, а на более длин­ные дистанции — по дорогам (шоссе и проселочным). Наи­большая дистанция в легкой атлетике — 42 км 195 м в беге (марафонская) и 50 км в спортивной ходьбе.

    Прыжки как способ преодоления препятствий характери­зуются кратковременными, но максимальными нервно-мышеч­ными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентриро­вать усилия; развиваются сила, быстрота, ловкость и смелость.[6]

    Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:

    1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше, — прыжок в высоту и прыжок с шестом;

    2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, — прыжок в длину и тройной прыжок. Дости­жения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах.

    Все виды прыжков, кроме прыжков с места, как самосто­ятельные виды включаются в программы Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, стран и т. д. Прыжки в длину с места включены в школьные и вузовские программы по физ-воспитанию, используются как подготовительные упражнения в учебно-тренировочных занятиях.

    Прыжки в высоту осуществляются с разбега через планку в поролоновую яму. В настоящее время наибольшее распрост­ранение в практике спорта получили два способа — «перекид­ной» и «фосбюри-флоп». Однако используются и другие виды прыжков «перешагивание» и «перекат». Наиболее прост по обу­чению способ «перешагивание».

    Прыжки с шестом — это прыжки с разбега в поролоновую яму с использованием шеста.

    Тройной прыжок, прыжки с разбега и с места в длину производятся в яму с песком с деревянного бруска, плотно устанавливаемого в землю на уровне с поверхностью дорожки для разбега и окрашенного в белый цвет. Песок в яме должен быть влажный, хорошо взрыхлен и разровнен на одном уровне с дорожкой для разбега. Покрытие дорожки для разбега долж­но удовлетворять требованиям для беговых дорожек. Длина до­рожки для разбега — 40—45 м, ширина — 1,22—1,25 м.

    Метания — упражнения в толкании и бросании специаль­ных снарядов на дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. [7]

    Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлети­ческие снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия.

    Толкание ядра, как и другие виды метаний, является само­стоятельным видом в легкой атлетике. В этом виде метания со­ревнуются как мужчины, так и женщины.

     Вес снарядов для муж­чин и женщин различен. Женское ядро весит 4 кг, мужское — 7,260 кг. Диаметр снаряда для женщин — 95—110 мм, для муж­чин — 110—130 мм. Толкание ядра производится из круга в раз­меченный участок поля — сектор для приземления снарядов. По­верхность внутри круга может быть из бетона, асфальта, земли, спецсмеси (такого типа, как покрытие беговой дорожки и атле­тических секторов) и других твердых, но не скользких материа­лов.

    Эта поверхность должна быть ровной, горизонтальной и лежать в одной плоскости с грунтом вне круга. Круг ограничива­ется кольцом, изготовленным из металла или другого твердого и прочного материала и окрашенным в белый цвет. Внутренний диаметр кольца в толкании ядра и метании молота — 213,5 см. При толкании ядра у середины передней части кольца устанав­ливается и прочно закрепляется деревянный брусок (сегмент), прикрывающий кольцо снизу и совпадающий своей внутрен­ней поверхностью с внутренним краем кольца. Сегмент окра­шивается в белый цвет.

    Такие виды метаний, как метание молота, метание дис­ка, так же как и толкание ядра производятся из круга в разме­ченный сектор для приземления снарядов.

    Метание молота основано на вращательных движениях снаряда. Снаряд представляет собой ядро, соединенное прово­локой с ручкой, весом 7,260 кг для мужчин. До недавнего вре­мени этот вид метания был только мужским. Сейчас в этом виде соревнуются и женщины. Вес снаряда для них составляет 4 кг. Миру известны многие советские, российские метатели молота. На Олимпийских играх в 1988 г. в Сеуле и в 1992 г. в Барселоне весь пьедестал почета был занят нашими спортсме­нами. В Сеуле это — Ю. Седых, С. Литвинов, Ю. Тамм. В Барсело­не — А. Абдувалиев, И. Астапкович, И. Никулин.

    В метании диска, выполняемого в форме поворота, даль­ность броска измеряется из круга до отметки, оставленной дис­ком при падении. Диаметр круга равен 250 см. Вес снаряда для мужчин — 2 кг, для женщин — 1 кг.

    Метание копья — сложный по технике исполнения и по координации вид метания. Копье представляет собой полый, металлический снаряд, с веревочной обмоткой у центра тяже­сти; для мужчин весом 800 г, длиной 260—270 см, для жен­щин, соответственно, 600 г и 220—230 см.[8]

    Копье метают в сектор, граница которого находится под углом 29 градусов. Дальность броска измеряется по радиусу от внутреннего края 4-метровой криволинейной планки, очер­ченной радиусом в 8 м и ограничивающей разбег до ближай­шего следа на грунте, оставленного наконечником при при­землении копья. Длина дорожки для разбега составляет 30 м (максимальная — 36,5 м), ширина — 4 метра.

    Метание гранаты и мяча производится от прямой планки в размеченный участок поля. При метании гранаты и мяча в месте приземления обозначается коридор шириной 10 м, в пре­делах которого засчитывается результат. Место приземления в поле в пределах коридора размечается белыми линиями, ука­зывающими расстояние от обращенного к разбегу края планки.

    Линии проводятся параллельно планке каждые 5 м, начиная от 20—30 м в зависимости от пола и квалификации участников.

    Дорожка для разбега с покрытием, удовлетворяющим тре­бованиям, предъявленным к покрытиям для беговых дорожек, должна быть на одном уровне с полем приземления. Длина до­рожки — не менее 30 м, но не более 36,5 м, ширина — 4 м на всем протяжении. Дорожка ограничивается с обеих сторон бе­лыми линиями толщиной 5 см, не входящими в ширину до­рожки.

    Виды многоборья:

    1. Десятиборье — спортивные упражнения для мужчин, со­стоящие из 10 разных видов легкой атлетики: бег на 100 м, пры­жок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, мета­ние копья, бег на 1500 м.

    2. Семиборье — спортивные упражнения для женщин, со­стоящие из 7 различных видов легкой атлетики: бег на 100 м с барьерами, прыжки в высоту, толкание ядра, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м.[9]

    Правилами соревнований по легкой атлетике предусмот­рен ряд многоборных программ для разных возрастных групп.

    Результат оценивается по сумме очков, полученных в каждом виде многоборья по специальной таблице очков.

    1.2. Педагогические основы тренировочного процесса в многоборье

    Тренировочное задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящая из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления тренировкой.

    Тренировочное задание в процессе его выполнения оказывает педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена. Важное место в тренировке отводится упражнениям в процессе выполнения этого задания.

    Построение учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:

    ¾  единообразие методики многоборной подготовки;

    ¾  дифференцированное и целенаправленное воздействие на юный организм для лучшего воспитания основных физических качеств;

    ¾  применение заданий методом вариативных упражнений, снижая монотонность;

    ¾  увеличение диапазона целенаправленных вариаций основного двигательного действия;

    ¾  создание условий к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности;

    ¾  значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий спортом.[10]

    Тренировочные задания делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного воздействия.

    При этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической подготовленности юных спортсменов, где можно выделить три уровня: средний, выше среднего, ниже среднего. Это способствует дифференцированному подбору и применению тренировочных заданий с учетом необходимости избирательного воздействия на конкретные звенья индивидуальной физической подготовленности.

    Можно полагать, что отбор и классификация тренировочных заданий тренерами для решения конкретных задач, выполняемых в процессе спортивной подготовки юных многоборцев, позволит систематизировать задания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в тренировке упражнений, упростить планирование, учет и контроль тренировочной нагрузки, даст возможность тренеру и спортсмену получать четкую количественную и качественную характеристику проделанной тренировочной работы за определенный период времени, повысить надежность управления тренировочным процессом.

    Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного урока.

    Тренировочные задания условно делятся на четыре группы:

    ¾  обучающие;

    ¾  комплексы, развивающие физические качества;

    ¾  игры, развивающие физические качества;

    ¾  специальные (состоящие из средств беговой подготовки).

    Рассмотрим методику  применения учебных занятий в тренировочном процессе.

    Тренировочный урок делится на три части.

    Подготовительная часть - разминка, включаются общеразвивающие упражнения, а для второго года обучения - специальные и игровые упражнения.

    Главная задача основной части - изучение техники спортивного упражнения, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).

    В заключительную часть (15 мин) урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.[11]

    Тренировочный микроцикл

    Тренировка планируется по дням на основе недельного (или с другим числом дней) цикла. Цикловое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный отдых, причем не столько за счет свободных дней, сколько за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных работ. В настоящее время спортсмены тренируются 5-7 раз в неделю.

    В тренировочном цикле чередуются занятия с разными задачами, средствами, методами и нагрузками. В связи с этим очень важно так построить микроцикл, чтобы повысить эффективность тренировки за счет правильного распределения в цикле разных занятий. Так, для совершенствования техники далеко не безразлично, что выполнялось в тренировочном занятии накануне. Если занятие было посвящено воспитанию выносливости или совершенствованию техники при максимальных усилиях, то в следующий день работать над улучшением техники не следует, поскольку это неэффективно. В то же время совершенствование техники при небольших нагрузках в течение нескольких дней подряд дает положительные результаты.

    Глава 2. Особенности многоборной  тренировки  школьников

    2.1. Возрастные особенности учебно-тренировочного процесса в многоборье

    Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на 3 возрастные группы. 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) - период второго детства. Подростковый возраст наступает в 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.

    В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в длину, увеличиваются вес, мышечная масса.  13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела - его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет - на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет - только на 2-3 см.

    В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.

    В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. [12]

    Поэтому в занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряжениями.

    В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным.

    Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования К ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой.

    И процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с К8 90 уд./в мин в 7 лет снижается до 70-76 уд./мин к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./в мин, т.е. практически не отличается от ЧСС взрослых людей.

    При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологических и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы.

    Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем систолического выброса на протяжении трех-четырех лет (от 12 до 15-16 лет) увеличивается почти вдвое. Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потребления кислорода. [13]

    Основным источников энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уровне анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации. Известно, что все физические качества в многолетнем плане развиваются неравномерно.

    Для каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. На основе обобщения мировой литературы (отечественных и зарубежных ученых) оптимальными периодами в развитии физических качеств можно считать следующие.

    Морфометрические показатели

    Рост. Процессы роста не синхронны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает своего пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время.

    Однако наибольший прирост в росто-весовых показателях у детей прослеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается раньше на 1-2 года, чем у мальчиков. С 12 до 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у девочек, так и у мальчиков. К 16 годам костный скелет считается сформированным. При этом слишком высокие нагрузки уменьшают рост трубчатых костей.

    Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.[14]

    Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.

    Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки

    Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В данном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом.

    Наиболее интенсивно растет аэробная мощность в период полового согревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

    Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с утверждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 1000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значительный - после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости.

    Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается от 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии. Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, методами оценки физических качеств и другими факторами. [15]

    Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. в 12-16 лет (пубертатный период).

    Данный факт имеет важное значение при обосновании начала целенаправленной (узкой) специализации в избранном виде спорта. В связи этим меняется отношение к средствам и методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов.

    По мере развития организма юных спортсменов двигательные спорности дифференцируются, различные их проявления становятся взаимосвязанными. Основное значение в достижении высоко- спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные, скоростно-силовые способности и скоростную выносливость.

    Установлено, что на развитие физических функций и воспитание Основных физических качеств юных спортсменов влияют: скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе углубленных занятий спортом, изменение силовых показателей у подростков 14-16 лет на направленность спортивной подготовки.

    Наибольший темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 14-15 лет. Поэтому в процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных групп.[16]

    Скоростно-силовые упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.

    2.2.Развитие скоростных качеств, как многоборная тренировка школьников  12-16 лет

    Научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок испытывал потребность в нём.

     Начинать необходимо с начальной школы, потому что дети 7 – 10 лет в силу своей особой жизнерадостности наиболее отзывчивы к формированию личности, влюблённой в физическую культуру.

    Данный возраст можно считать пиком здоровья и бурного развития движений в беге. Именно в этом возрастном периоде необходимо формировать у школьников чувство радости и удовлетворения от бега, как основы лёгкой атлетики.

    Обучение бегу, развитие скоростных качеств должно проходить поэтапно.

    Первый этап – I – IV классы - время формирования увлечённости бегом, обучения красивому, а следовательно, правильному бегу.

    Второй этап – V – VII классы – закрепляется результат предшествующей работы и начинается тренировочный процесс с оценкой прогрессирующего результата.

    Третий этап – VIII – IX классы совершенствование и дальнейшее развитие скоростных качеств.[17]

    Специальные упражнения даю в начале основной части урока. Над развитием этих качеств работаю во II и III четвертях, когда изучаются учебные темы разделов «Спортивные игры» и «Гимнастики».

    На уроках лёгкой атлетики IV четверти идёт подготовка к сдаче нормативов в беге.

    Главная задача при этом: развитие скоростно-силовых качеств и быстроты. Дозирование нагрузки, число повторений каждого применяемого упражнения определяется с учётом уровня физической подготовленности учащихся.

    Используются подвижные игры и игровые упражнения, включающие в себя быстрый бег. Основой для развития скоростных качеств составляют разработанные комплексы упражнений для определённого возраста.

    Рассмотрим особенности проведения занятий для детей 12-16 лет.

    I четверть

    1. Беговые упражнения с последующими ускорениями.

    2. Быстрая смена ног в положении широкого выпада, руки согнуты.

    3. Бег правым боком. 1 – шаг правой в сторону, 2 – шаг левой сзади правой, 3 – шаг правой, 4 – шаг левой спереди правой и т. д. То же влево.

    4. Бег с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 15 м.

    5. Бег с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 15 м.

    6. Бег на месте в упоре руками о стену с максимальной частотой движений. 4 серии по 20 сек.

    7. Попеременные скачки на одной ноге до 20 м.

    8. Прыжки в длину с места.

    9. Старт, с преследованием товарища, который стартует в 3 м впереди.

    10. Ускорения с высокого и низкого старта 3-4 серии.

    11. Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.

    II четверть

    1. Броски мяча вверх с последующим выполнением упора лёжа и упора присев. Поднимаясь, поймать мяч.

    2. Броски мяча вверх с последующим выполнением двух приседов. Встать и поймать мяч.

    3. Бег из различных стартовых положений: сидя, сидя со скрещенными ногами, сидя спиной к направлению бега, из упора лёжа, стоя на коленях.

    4. Бег спиной вперёд из стартового положения.

    5. Во время бега броски мяча вперёд на расстояние 3-4 м с последующим ускорением, позволяющим поймать мяч до второго отскока от пола.

    6. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин.

    7. Прыжки с продвижением вперёд с ноги на ногу, начиная толчком обеих.

    III четверть

    1. Выпрыгивание из приседа с продвижением вперёд.

    2. Быстрые выпрыгивания из полуприседа на одной, затем на другой ноге, держась руками за опору.

    3. В положении стойки на лопатках (руки служат опорой для устойчивости) быстрые движения ногами вверх – вниз.

    4. Имитация быстрого бега в положении лёжа на спине, руки вдоль тела, голова касается мата, пятки скользят по гимнастическому мату.

    5. Беговая эстафета.

    6. Многократные прыжки на двух ногах. 3-4 серии по 9 м.

    7. Многократные выпрыгивания вверх из приседа, затем из упора присев.4 серии по 15-20 раз.

    8. Прыжки на месте с отягощением. 4 серии по 20-30 прыжков.

    IV четверть

    1. Прыжки с продвижением вперёд на правой (левой) ноге, подтягивая колено толчковой к груди.

    2. Бег с продвижением вперёд, преодолевая сопротивление партнёра. В качестве сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо.

    3. Бег на пятках.

    4. Прыжки через барьеры с ускорением до 30 м.

    5. Ускорения с низкого старта.

    6. Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.

    7. Эстафетный бег.[18]

    «Эстафета прыжками»

    Играют 3-4 команды, располагающиеся в колоннах по одному на линии старта. По сигналу первые номера каждой команды прыжками на левой ноге устремляются вперёд к линии поворота, которая находится в 10 м от линии старта. Выполнив поворот, возвращаются назад прыжками на правой ноге, касаются вытянутой руки вторых номеров и становятся сзади своих колонн. Вторые и т. д. выполняют те же действия. Побеждает команда первой закончившая эстафету.

    «Быстро смени место»

    Класс делится на 2 команды, располагаются попарно на расстоянии 3-4 м друг от друга на параллельных линиях. В руках играющих гимнастическая палка, которую они ставят вертикально на землю и придерживают её рукой. По сигналу каждая пара игроков меняется местами, стараясь при этом удержать палку партнёра от падения. Из игры выбывает пара, у которой упала палка. После этого для остальных играющих расстояние увеличивают, по сигналу они вновь меняются местами. Побеждает пара, выполнившая упражнение на наибольшем расстоянии игроков друг от друга.

    «Бег челноком»

    Играют 2 команды, каждая в составе двух групп (парные и непарные номера). Обе группы одной команды стоят в колоннах по одному на стартовых линиях, расположенные на расстоянии 20 м одна от другой. По сигналу бегут первые номера. Подбегая к игрокам своей команды, стоящим на противоположной стартовой линии, касаются плеча этого игрока и становятся сзади колонны. Касание плеча является сигналом для бега вторых игроков. Они, закончив бег, передают эстафету третьим игрокам. И т.д. Команда, последний бегун которой первым пересечет линию, становится победителем.

    «Встречный бег»

    Играют 4 команды, стоящие в колоннах по одному на стартовых линиях лицом друг к другу: две – с одной стороны площадки, две с другой. По сигналу первые номера каждой команды бегут по 20 м к линии финиша, которая находится посередине площадки. Участник, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым – 3, третьим – 2 , четвёртым – 1. Затем стартуют вторые игроки и т.д. Руководитель стоит на линии финиша, фиксируя финиш всех участников. В конце игры очки суммируют и определяют место, занятое каждой командой.

    «Эстафета «паровозик»

    Участвуют 2-3 команды по 3-4 человека в каждой. По сигналу бег начинают первые номера. Обежав стойки впереди и сзади своих команд, они вновь пересекают стартовую линию, а за ними начинают бег вторые номера команд. И т.д. Когда стойки обегут все игроки, первые номера прекращают бег и остаются на стартовой линии. После следующего круга на старте остаются вторые номера, затем третьи. Побеждает команда, последний участник которой, финишируя, пересечёт стартовую линию.

    Вариант: состав команд увеличивают до 6 человек; в качестве первых номеров выступают девочки; физически слабых учащихся можно использовать на подмене уставшего игрока.[19]


     

    Заключение

    В нашей работе мы как можно более полно старались раскрыть проблему многоборной тренировки школьников. Основа разносторонней подготовки. От 12 до 16 лет, хотя в рамках данной работы невозможно охватить все подходы к данной проблеме.

    Все задачи исследования выполнены.

    В результате чего мы выяснили, что многоборье - спортивное упражнение, состоящее из различных видов легкой атлетики, которое предъявляет чрезвычайно высокие требования к системе подготовке атлетов.

    Многоборья включают в себя различные виды бега, прыж­ков и метаний.

    К вида многоборья относиться: Десятиборье — спортивные упражнения для мужчин, со­стоящие из 10 разных видов легкой атлетики: бег на 100 м, пры­жок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, мета­ние копья, бег на 1500 м и семиборье — спортивные упражнения для женщин, со­стоящие из 7 различных видов легкой атлетики: бег на 100 м с барьерами, прыжки в высоту, толкание ядра, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м.

    Установлено, что на развитие физических функций и воспитание Основных физических качеств юных спортсменов влияют: скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе углубленных занятий спортом, изменение силовых показателей у подростков 12-16 лет на направленность спортивной подготовки.

    Наибольший темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 12-16 лет. Поэтому в процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных групп.

    Скоростно-силовые упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.



    Список литературы

    1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.-331 с.

    2. Викторова О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квалификации в беговых видах программы многоборья."Автореф. дисс. ...канд.-пед. наук. - М., 1990.-23 с.

    3.  Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: ФКиС, 1996. - 206с.

    4. Коробков Г. В. Легкоатлетические многоборья. М., ФиС, 1953.

    5. Комарова А.Д. Теоретико-методические основы системы подготовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалифиции. Автореф. дисс. ...докт. пед. наук.-СПб., 1993.-48 с.

    6. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.и. Воронкина, Б.Н. Примакова. - М. ФиС, 1989.

    7. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.

    8. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Высшая школа. Голов. Изд-во, 1984. - 352 с.

    9. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев. Здоровье, 1988. - 216 с.

    10. Попов В.Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов // Физкультура в школе, 2001. - № 6. - с. 57-61.

    11. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. -М., 1993.-220 с.

    12. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. - М.: Олимпия Пресс, Тера Спорт, 2002. - 208 с.

    13. Спортивная жизнь России. 1992. № 12.

    14. Спортивная жизнь России. 1990. № 12.

    15. Теория спорта / Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Виша школа, 1987.-С. 229-231.

    16. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.

    17. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

    18. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.

    19. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 143 с.

    20.  Физкультура и спорт. 1985. № 2; 12.




    [1] Физкультура и спорт. 1985. № 2; 12.


    [2] Спортивная жизнь России. 1992. № 12.


    [3] Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.


    [4] Теория спорта / Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Виша школа, 1987.-С. 229-231.


    [5] Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.


    [6] Попов В.Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов // Физкультура в школе, 2001. - № 6. - с. 57-61.


    [7] Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.


    [8] Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.и. Воронкина, Б.Н. Примакова. - М. ФиС, 1989

    [9] Викторова О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квалификации в беговых видах программы многоборья."Автореф. дисс. ...канд.-пед. наук. - М., 1990.-23 с.


    [10] Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Высшая школа. Голов. Изд-во, 1984. - 352 с.


    [11] Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.-331 с.


    [12] Комарова А.Д. Теоретико-методические основы системы подготовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалифиции. Автореф. дисс. ...докт. пед. наук.-СПб., 1993.-48 с.


    [13] Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: ФКиС, 1996. - 206с.


    [14] Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 143 с.


    [15] Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев. Здоровье, 1988. - 216 с.


    [16] Спортивная жизнь России. 1990. № 12.


    [17] Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.


    [18] Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. -М., 1993.-220 с.


    [19] Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. - М.: Олимпия Пресс, Тера Спорт, 2002. - 208 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Многоборная тренировка школьников. Основа разносторонней подготовки. от 12 до 16 лет ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.