Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Молодежная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Молодежная политика
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение............................................................................................................... 3

    1. Анализ состояния государственной молодежной политики.......................... 7

    1.1. 2009 год - Год молодёжи........................................................................... 8

    1.2. Цели и задачи государственной молодежной политики на современном этапе     10

    1.3. Принципы реализации государственной молодежной политики........... 11

    1.4. Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики   13

    2. Тенденции развития, диагностика проблем и оценка эффективности молодежной политики РФ....................................................................................................... 18

    2.1. Преодоление последствий демографического кризиса - бекгранунд государственной молодежной политики.................................................................................... 18

    2.2. Учет и систематизация работы с молодежным человеческим капиталом 19

    2.3. Общее совершенствование человеческого капитала.............................. 20

    2.4. Воспитание «новой элиты»..................................................................... 23

    2.5. Глобализация российского молодежного проекта................................. 25

    2.6. Внедрение новых поведенческих стратегий........................................... 25

    2.7. Инфраструктура....................................................................................... 26

    Заключение......................................................................................................... 28

    Список источников и литературы..................................................................... 30

    Введение

    Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

    Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

    Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

    Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

    Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

    Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

    Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

    Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

    Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

    Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

    Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории, характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности.

    Такое положение усугубляется разительным и все возрастающим контрастом характеристик и проблем молодежи по регионам, категориям и группам, порожденным непоследовательностью, незавершенностью социально-экономических и политических преобразований. Структурные сдвиги в экономической и социальной сфере привели к усилению значимости регионального компонента в государственной и общественной жизни. Но это в малой степени влияет на становление молодых людей.

    Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.

    Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

    Именно поэтому государственная молодежная политика — главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

    Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.


    1.   Анализ состояния государственной молодежной политики

    Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь.

    Правительство Российской Федерации рассматривает государственную молодёжную политику как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями.

    Российская молодёжь сегодня - это 38 миллионов граждан в возрасте от 14 до 30 лет, или 27 процентов населения страны, которые представляют важный трудовой ресурс страны. По прогнозу Росстата, к 2016 году коэффициент демографической нагрузки возрастёт на 20 процентов и составит 709 нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения.

    В субъектах Российской Федерации реализацию молодёжной политики осуществляют 11 министерств по молодёжной политике, 7 объединённых министерств, 5 государственных комитетов, 20 комитетов по молодёжной политике, 4 агентства, 12 департаментов, 13 управлений, 11 отделов. Общее число сотрудников региональных органов по делам молодёжи составляет более 1300 человек. На сегодняшний день с молодёжью работают более 247 государственных учреждений регионального значения, подведомственных органам по делам молодёжи, и более 4500 муниципальных учреждений сферы молодёжной политики. В них работают свыше 100 000 специалистов.

    В Российской Федерации существует большая сеть детских и молодёжных организаций. По данным Минюста России в стране зарегистрированы 69 международных и общероссийских и около 150 тысяч межрегиональных, региональных и муниципальных детских и молодёжных общественных объединений.

    Практически во всех субъектах Российской Федерации основным механизмом реализации молодёжной политики являются региональные целевые программы.

    Всего на территории Российской Федерации органами по делам молодёжи реализуется 220 программ. В субъектах Российской Федерации действуют программы по обеспечению жильём молодых семей, выполняются программы поддержки молодёжных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодёжи, программы по трудоустройству молодёжи, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, программы по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни.


    1.1. 2009 год - Год молодёжи

    2009 год в России объявлен Годом молодёжи (Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 1383). Это подтверждает важность и серьёзность намерений со стороны государства к решению вопросов, позволяющих выстраивать эффективную молодёжную политику.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1955-р утверждён состав организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года молодёжи и план основных мероприятий, в который включены программы, проекты и мероприятия, соответствующие приоритетам и задачам, поставленным в стратегических государственных документах.

    Во всех субъектах Российской Федерации разработаны и реализованы региональные планы проведения Года молодёжи, в которых представлено много проектов, проводимых на уровне районных центров, муниципалитетов и посёлков. В 71 субъекте Российской Федерации сформированы региональные штабы и оргкомитеты по проведению Года молодёжи, в 25 из них оргкомитеты возглавили главы субъектов Российской Федерации.

    На настоящее время во всех регионах РФ проходит активное подведение итогов Года молодёжи.


    1.2. Цели и задачи государственной молодежной политики на современном этапе

    Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

    v   создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

    v   воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

    v   реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

    v   содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

    v   недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

    v   создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

    v   расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

    v   реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

    Цели государственной молодежной политики реализуются на всех (уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

    Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

    Задачи по реализации ГМП определяются всеми государственными органами исполнительной власти и утверждаются Межправительственной комиссий по работе с молодежью.

    Задачи по реализации ГМП в субъектах РФ рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ.

    Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.


    1.3.Принципы реализации государственной молодежной политики

    Принципы деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:

    1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.

    2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

    3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.

    4. Принцип участия - молодежь — не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

    Принцип деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП:

    v   соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;

    v   осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

    v   осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

    v   сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;

    v   привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

    v   предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

    v   приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.


    1.4. Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики

    Основанием для определения основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики является широкий взаимосвязанный круг процессов и явлений:

    v   общие задачи государственной политики;

    v   возможности и ресурсы государственной власти;

    v   содержание и направленность социальной политики, реализуемые социальные программы;

    v   уровень развитости государственной молодежной политики;

    v   этапы жизненного пути молодежи;

    v   реализация прав молодого человека как гражданина;

    v   характер процессов включения в трудовую и общественную жизнь.

    Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально-экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.

    При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах.

    Стратегические цели государственной политики направлены на:

    v   создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

    v   укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;

    v   кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

    v   утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

    В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:

    v   воспитание патриота - гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;

    v   воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

    v   подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;

    v   становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.

    Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.

    Применительно к государственной молодежной политике это означает:

    v   соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека - гражданина;

    v   социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;

    v   адресную социальную помощь;

    v   социальную поддержку молодой семье.

    Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.

    Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные орган исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения ГМП.

    Для современной социально-экономической ситуации типичны ограниченность государственных ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что привело к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Коренные проблемы жизнедеятельности молодого человека недостаточно гарантированы государства и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность.

    Эта ситуация порождает и усиливает антиобщественное и девиантное поведение молодежи, что весьма чувствительно отражается на функционировании государства и жизни молодого человека. Эти явления - имманентно не присущи человеческой жизнедеятельности, являются порождением социально-экономических условий жизни общества и паразитированием определенных черт личности человека.

    Приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:

    v   поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

    v   содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;

    v   государственная поддержка молодых семей;

    v   оказание социальных услуг для молодежи;

    v   обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

    Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Эффективная государственная молодёжная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния её граждан и совершенствования общественных отношений.

    Выбор стратегических направлений государственной молодёжной политики основан на результатах анализа и прогноза средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России.

    В современных условиях государственная молодёжная политика должна быть ориентирована на воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодёжи, на подготовку молодых граждан к активному участию в социально-экономической и общественно-политической жизни общества.



    2. Тенденции развития, диагностика проблем и оценка эффективности молодежной политики РФ

    2.1. Преодоление последствий демографического кризиса - бекгранунд государственной молодежной политики

    Уже сегодня следствием нескольких лет устойчивого экономического роста, не смотря на мировой финансовый кризис, стал растущий дефицит трудовых ресурсов. В результате конкуренция за молодёжь как трудовой ресурс непрерывно растет. Нет причин считать, что эта тенденция в перспективе ближайших нескольких лет претерпит какие-либо изменения.

    Такая ситуация готовит сразу несколько опасных ловушек. Так, мы хотим создавать и развивать новые отрасли экономики - но у нас есть старые, эффективно работающие и богатые, с крупными государственными и частными структурами, обладающие сервисной сферой, подчиненной их интересам; в ситуации борьбы за выживание они поглотят лучшие молодые кадры. На «инновационную экономику» их уже не останется. Целые отрасли - в т.ч. такие значимые как наука или оборонная промышленность - поставят на грань коллапса все более замедляющийся процесс кадрового обновления. С другой стороны, мы хотим осваивать новые экономические регионы страны - но у нас с каждым годом падает трудовая мобильность, и федеральная социальная политика (от ипотеки до пенсионной системы) лишь укрепляет эту привязанность к месту. Мы хотим увеличивать рождаемость - но у нас продолжается бегство еще оставшегося на периферии населения в крупные города, антидемографический характер которого хорошо известен специалистам. Мы хотим кадрового обновления бюрократии - но молодёжь выбирает деньги, которых больше в бизнесе. Мы привлекаем инвестиции в новые производства, строим заводы - но у нас обрушилась система среднеспециального образования и не хватает рабочих чтобы обслуживать даже существующие мощности.

    В этой ситуации нужны совершенно новые механизмы реализации молодёжной политики, радикально отличающиеся от известных нам. Государство встает перед необходимостью обзавестись механизмами прямого управления кадровым и поколенческим потенциалом страны. Иначе для решения ни одной из важных для страны задач к 2010-12 г.г. просто не останется достаточного количества и качества кадров.


    2.2. Учет и систематизация работы с молодежным человеческим капиталом

    Ставя перед собой управленческие задачи, мы должны, прежде всего, получить четкое представление об объекте управления. В нашем случае необходима база по движению молодежного человеческого капитала в стране.

    В настоящее время отсутствует цельное представление о состоянии человеческих ресурсов страны. Как правило, государственным органам доступны разрозненные статистические материалы, происходящие из различных ведомств. Попытки создания «живых» баз данных наличествуют лишь в нескольких регионах, и касаются только так называемых «трудных подростков» (здесь необходимо, прежде всего, отметить опыт Тюменской области, где создан административно-программный комплекс, содержащий информацию о каждом трудном подростке, попавшем в поле зрения соответствующих структур). Для того чтобы организовать масштабное непосредственное персональное «отслеживание» молодежного ресурса необходима серьезная юридическая проработка вопроса - чтобы не войти в противоречие с законодательством, охраняющим личную жизнь. Представляется необходимым разработать нормативную (а, возможно, и законодательную) базу для создания возможности непосредственного мониторинга - как с помощью единой базы данных, так и с помощью усовершенствованной системы сбора статистики по ключевым направлениям молодежной политики. Необходимо провести серьезную работу по выработке критериев и технологий, а также по запуску механизма отслеживания процессов в молодежной среде - статистических и социологических.


    2.3. Общее совершенствование человеческого капитала

    Следующей нашей целью должна стать оптимизация имеющегося человеческого капитала. Для ее достижения необходимо решить такие задачи, как сокращение потерь, внедрение более эффективных технологий реабилитации, социализации и профессионализации, а также возрождение системы научно-технического творчества молодежи. Мы должны найти и усовершенствовать механизмы их решения, подготовить и запустить их на тиражирование. Задачей регионов становится их внедрение и использование.

    Эта задача отчетливо разделяется на две составляющих. Первая - это социализация групп молодежи, оказавшихся не включенными в социум. Ее, в свою очередь, можно разграничить на два направления: работа с контингентом, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (ТЖС) («трудные подростки», преступники, наркоманы, алкоголики и т.п.) и социализация инвалидов. В части работы с контингентом ТЖС «изобретать велосипед» не нужно - в ряде регионов существуют отработанные модели, которые необходимо распространить на государственном уровне. Здесь наши основные направления:

    - снижение уровня абортов в возрасте 11 - 29 лет. Нужна системная работа с молодыми беременными женщинами - компания социальной рекламы, психологи в женских консультациях, помощь волонтеров матерям-одиночкам, развитие системы детских садов на дому. Потенциал снижения числа молодежных абортов даже без существенных инвестиций оценивается в 15-25%.

    - реабилитация и социализация наркоманов и алкоголиков. Существует достаточно технологий («Возрождение», «Феникс», «Ступени»), принцип которых - вырвать из привычной среды, провести медицинскую реабилитацию, поместить в заинтересованный социум. Эти технологии дают хорошие результаты с рецидивами не более 5-10% на отрезке полгода - год. Однако прямое тиражирование затруднено, необходима доработка проектов на основе мультиплицированной технологии, масштабная подготовка специалистов, создание инфраструктуры.

    Профилактику рецидивной преступности в молодежной среде можно выделить в качестве отдельного блока. Следует учитывать, что новые, эффективные методики уже имеются и хорошо отработаны в ряде региональных проектов:

    - система ювенальной юстиции (базовые площадки - Санкт-Петербург, Саратовская и Ростовская области), демонстрирующая снижение рецидивов до уровня ниже 5% (при среднероссийском уровне - 40%);

    - тиражирование методики ООО «Новое поколение» (Санкт-Петербург): вовлечение подростков, совершивших правонарушение, в трудовую деятельность на специальных площадках, в том числе - в колониях. Здесь рецидивов менее 5%, а уровень социальной адаптации возрастает в два раза по сравнению с традиционным подходом;

    - введение системы персональной ответственность органов власти за каждого подростка в группе риска (опыт Тюмени);

    - сопровождение и реабилитация вышедших из мест заключения - помимо тренинговых и обучающих программы в колониях, необходима эффективная «биржа труда» на выходе.

    Реабилитация и социализация инвалидов - самостоятельное и чрезвычайно объемное направление, которым государство пока всерьез не занималось. Здесь необходима разработка развернутой многокомпонентной программы социализации инвалидов и включения их в общественно полезную деятельность.

    Вторая задача - грамотное использование потенциала молодежи. Для ее решения необходимо развивать систему профориентации: внедрение тестирования на профессиональную предрасположенность в школах, полноценное информирование о возможностях в различных сферах деятельности. В связи с задачами создания инновационной экономики главный упор необходимо сделать на научно-технические специальности. Эффективно срабатывает также система раннего вовлечения, благодаря которой дети и подростки сами «втягиваются» в ту деятельность, что их интересует.

    Важным условием успеха представляется воссоздание на новом уровне системы НТТМ (бывших кружков, станций юных техников и т.п.). На ее воссоздание необходимо выделить серьезные ресурсы, сосредоточившись на нескольких базовых направлениях. Во-первых, это роботостроение, очень активно развивающееся во всем мире (это направление, помимо профессиональной значимости - привития детям и подросткам навыков конструирования - обладает большой притягательностью, что позволяет ему даже при отсутствии серьезной поддержки государственных или негосударственных структур активно развиваться). Во-вторых, целесообразно активно развивать популярное во всем мире конструирование с использованием наборов Lego - в частности, через создание в каждой школе соответствующего кружка или класса. Все российские школы в идеале должны иметь возможность участвовать в фестивале ЛЕГО - лиги роботостроения, который приучает к конструированию с детства миллионы детей в зарубежных странах.

    Необходимо создание системы прямого выхода молодежи, интересующейся наукой и технологиями, на ведущие российские ВУЗы (современные технологии позволяют это осуществить практически из любой точки страны) - чтобы молодые люди имели возможность получить непосредственные консультации и советы специалистов. С этим связана потребность в поддержке и развитии системы СМИ - журналов и телепередач о техническом творчестве.

    Крайне необходима корректировка складывающихся в обществе представлений о «престижности» или «востребованности» тех или иных профессий. С этой целью необходимо развернуть ряд долговременных кампаний по повышению престижа профессий, как наиболее востребованных сейчас (это касается в первую очередь рабочих профессий), так и тех, которые будут востребованы в будущем.


    2.4. Воспитание «новой элиты»

    Первоочередной целевой группой государственной молодежной политики становится талантливая молодежь, для которой необходимо создать систему преференций и эффективно работающий «социальный лифт», приводимый в действие личными способностями молодого человека. Необходимо поставить на поток технологию, которая обеспечила бы постоянный отбор претендентов на места в новой - прежде всего, интеллектуальной - элите нашего общества. Эта система могла бы включать стимулирующие лидерство, изобретательство и предприимчивость конкурсы, продюсирование молодых талантов, закрепление их за мастерами-наставниками, предоставление возможностей для самореализации.

    На первом этапе необходимо развитие системы конкурсов, пока представленной лишь фрагментарно. Любой молодой человек с соответствующими амбициями должен иметь полную информацию о текущих лидерских, изобретательских, научных, карьерных, предпринимательских программах, причем эти программы должны быть максимально открыты - общество должно убедиться, что игра ведется «честно» и успех зависит только от способностей участника. Здесь нужно выделить несколько направлений:

    - конкурсы идей (подобные «mit100k») - конкурсы венчурных проектов, сводящие на одной площадке венчурный капитал и выпускников вузов. Ожидаемый результат - поддержка проектов, организация постоянной связи между капиталом и талантливой молодежью, поддержание атмосферы «честной конкуренции», которая является важнейшей составной частью инновационной культуры;

    - система отбора и воспроизводства лидеров - людей, бесконечно ищущих новые возможности, ошибающихся, готовых брать ответственность на себя, способных формировать команды и вдохновлять их на амбициозные проекты. Поскольку наше общество пока не только не настроено на принятие лидеров, но зачастую и активно их отторгает, здесь необходима государственная программа поддержки;

    - фестивали научно-технического творчества молодежи (подобные «First» - фестивалю роботов) для старшеклассников. Яркие, красочные, привлекательные для молодежи мероприятия, поддерживающие у молодых людей интерес к технологической сфере и вовлекающие ее в культуру технических инноваций;

    - бизнес-конкурсы, развивающие экономическую культуру. Представляется необходимым создание на федеральном уровне структуры, которая прицельно занималась бы поддержкой молодежных бизнес-проектов (с созданием соответствующей законодательной базы). Нынешние конкурсы молодежных бизнес-проектов локальны, имеют низкий реальный КПД и обычно ставят целью не поддержку бизнес-проектов, а своего рода «обучение», чего сейчас уже недостаточно;

    - продюсирование талантов - обучение и вовлечение лучших через систему наставничества со стороны успешных ученых и бизнес-лидеров. В части бизнеса - это технология «бизнес-серфинга», в части науки и НТТМ - создание системы стажировок в ведущих исследовательских центрах за рубежом с прицелом на последующее создание «зеркальных лабораторий» в России;

    - создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне). При этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов - одни кафе, улицы, мероприятия, одна среда общения. В России есть несколько площадок, на основе которых возможно создание таких центров (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, наукограды) - с высокой плотностью качественных учебных заведений и, соответственно, молодежи, которая при благоприятных условиях сама будет стремиться к включению в такую сеть;

    - возможно, есть смысл рассмотреть варианты проведения национальных конкурсов на социальную мобильность (легкую смену работы, учебы, образа жизни).


    2.5. Глобализация российского молодежного проекта

    На новом этапе развития молодежной политики принципиально важным становится внедрение глобального управления человеческим капиталом. Мы должны стать конкурентоспособными во всем мире, эффективно использовать все наши человеческие ресурсы, где бы они ни находились.

    Речь идет о необходимости развития разветвленной системы социальных сетей, включающей создание русскоязычных общероссийских и международных структур, ориентированных на поиск талантов, экспорт технологий, знаний, коммуникации и культурной атмосферы инновационно-внедренческой среды (стиля, языка и т.п.). Помимо общекоммуникационной задачи (что повысит возможности инновационного развития в целом), они будут выполнять еще одну важную для сегодняшней России функцию: возвращение уехавших соотечественников, а в перспективе - привлечение зарубежной талантливой молодежи. На первом этапе такие социальные сети позволят собрать информацию об уехавших ученых, менеджерах, специалистах, об их социальном статусе, на втором - через эти сети появится возможность вернуть их, либо привлечь к работе в проектах, реализуемых в интересах России и российского бизнеса за рубежом.


    2.6. Внедрение новых поведенческих стратегий

    Молодежная политика должна предусматривать создание позитивных моделей поведения и образцов для подражания, фокусирующихся на идее развития собственных возможностей и видения своего личного успеха как части общего успеха Российского государства. Чтобы функционально обеспечить решение этой задачи, необходим широкий охват населения через наглядные примеры и активную информационную политику.

    Основой этой политики видится государственная программа повышения статуса таланта в российском обществе. Главная ее задача - создать моду на талант, убедить общество в том, что талантливая молодежь - наше главное богатство и главная надежда на будущее. Национальными героями должны стать учителя, воспитывающие талантливую молодежь.

    Целью пропаганды должно стать внедрение базовых ролевых моделей лидеров-талантов, людей самых разных профессий. Молодежь должна знать, что поиск и поддержка талантов и лидеров - задача государства, и оно всегда приходит им на помощь. Для этого крайне необходимо создать систему коммуникаций между государством и молодыми гражданами - в каждом месте, где собирается больше 100 молодых людей, должен присутствовать специалист, четко представляющий, что такое эффективность, что такое сегодня Российское государство, каковы его интересы и ценности, какие эффективные стратегии самореализации предлагаются молодым людям и где.


    2.7. Инфраструктура

    Такая организация молодежной политики предполагает функционирование сетевой инфраструктуры, базовыми узлами которой должны стать молодежные ресурсные и творческие центры, «острова», лагеря, локальные сетки лидеров-идеологов.

    Центральным рабочим элементом могла бы стать система детских лагерей - потенциально мощнейший инструмент социализации и форматирования детского сознания. Чтобы этот потенциал был реализован, необходимо отказаться от понимания лагеря как «оздоровительного загона на лето», создать направленную на активное изменение моделей поведения иерархию, вершиной которой будут федеральные лагеря.

    Для обеспечения работы с молодежью на узловых площадках сети и за ее пределами нужен контингент подготовленных, грамотных специалистов - идеологов, имеющих организаторские и лидерские навыки. Только с опорой на них могут быть решены в полном объеме задачи, стоящие перед государственной молодежной политикой. Для их подготовки в рамках работы все тех же узловых площадок необходим подбор обучающих кадров «первой очереди» из числа уже имеющихся, разработка учебных курсов и программ, написание методических пособий и другой учебной литературы. Этот комплекс задач логично выделить в самостоятельную кадровую подпрограмму.


    Заключение

    Принято считать, что само понятие «молодёжная политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.

    В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы.

    Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.

    Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.

    В-третьих, обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.

    В-четвертых, приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых людей, их организаций и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности.

    В-пятых, содействие становлению молодёжи, стремящейся утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, развитию самостоятельности молодых людей.

    В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций.

    В-седьмых, привлечение молодых граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом.



    Список источников и литературы

    1. Бабинцев В.П. Государственная молодежная политика // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 63-64.

    2. Бурцев В. Молодежная политика - идеология и принципы осуществления // Человек и труд. 2009. № 1. С. 22-24.

    3. Гущин О.В. Государственная молодежная политика в регионе: проблемы моделирования в современных условиях // Социология власти. 2007. № 4. С. 122-129.

    4. Карпова И.В. Государственная молодежная политика как структурный элемент социальной безопасности // Труд и социальные отношения. 2009. № 6. С. 104-108.

    5. Кострова А.А. Публичная молодежная политика: новая парадигма решения молодежных проблем // Право и политика. 2008. № 5. С. 1180-1187.

    6. Кочетков А.В. Молодежная доктрина как основа формирования общественно-государственной модели молодежной политики // Закон и право. 2009. № 11. С. 7-10.

    7. Крикунова В.А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 277-283.

    8. Кускова И.М. Современная молодежная политика Российской Федерации на муниципальном уровне (социолого-управленческий аспект) // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 4. С. 37-45.

    9. Луков В.А., Рожнов О.А. Государственная молодёжная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. 2008. № 3. С. 60-70.

    10.   Немерюк А.А. О молодёжной политике в современной России // Власть. 2009. № 4. С. 103-105.

    11.   Павлова Н.С.Государственная молодежная политика как механизм управления социальной безопасностью молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 350-353.

    12.   Першуткин С. Молодежная политика и национальная «Стратегия России - 2020» // Государственная служба. 2009. № 1. С. 72-75.

    13.   Федин С.А. Стратегия развития государственной молодёжной политики: региональный аспект // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 1. № 3. С. 208-217.

    14.   Шинкаренко П. Молодежная политика в России: взаимодействие всех субъектов общества // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 3. С. 119-126.

    Интернет-ресурсы

    1. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) - официальный сайт - #"#">http://minstm.gov.ru/


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Молодежная политика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.