Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Морально-политическое обеспечение в деятельности офицера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Морально-политическое обеспечение в деятельности офицера
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    В В ЕД Е Н И Е

    Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1.1. Общая характеристика

    1.2. Психологическое обеспечение

    ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО

    2.2. Особенности социально-психологической работы

    ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

                МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    3.1. Общие положения

    3.2. Основные направления деятельности командиров по

          организации морально-политического обеспечения

    Заключение


    В В ЕД Е Н И Е


    Предпосылка – это «предварительное  условие чего-нибудь или исходный пункт какого-нибудь рассуждения» (4, с.529).

    «Предварительными условиями» эффективности подготовки и ведения боевых действий в со­временных условиях может быть хорошо организованная система  оперативного (специального), техни­ческого, тылового  и морально-психологического обеспечения, которая нацелена на поддержание высокой боевой готовности войск и отражает их способность успешно выполнять боевые задачи.

    Морально-психологическое обеспечение является основ­ным видом, аккумулирующим в себе все психологические предпосылки эффективной подготовки и ведения боевых дей­ствий. Оно осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством коман­дира (начальника) при ведущей роли органов воспитатель­ной работы в целях достижения необходимого морально-пси­хологического состояния личного состава.

    На роль морального фактора в войне неоднократно указывали великие полководцы А.В.Суворов, и М.И Кутузов, Г.К. Жуков. Этому вопросу отводили первостепенное значение М.В.Фрунзе, Н.Н.Головин, П.И. Изместьев  и другие военные теоретики.

    В современных условиях проблема морально-психоло­гического обеспечения подготовки и ведения боевых дей­ствий приобретает все более острый характер, и успешное ее решение в значительной степени  зависит от уме­ния командиров, штабов и воспитательных структур учи­тывать рекомендации науки и опираться на отечественный и зарубежный опыт.


    Актуальность данной работы состоит в том, что нам, как будущим офицерам,  представляется возможным творчески осмыслить психологические  предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и морально психологического их обеспечения, составить представление о его структуре, формах и видах нашей дальнейшей работы по совершенствованию морально-психо­логической подготовки  подчиненных.


    Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


    1.1. Общая характеристика

    Морально-психологическое обеспечение (МПО) — это комплекс согласованных по целям, последовательности, привлекае­мым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, службами и всеми должностными лицами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обес­печивающего успешное выполнение боевых и других задач в любых условиях обстановки  военного времени (1, с.304).

    Опыт наших Вооруженных Сил, армий других государств, войн и воен­ных конфликтов современности показывает, что значимость МПО носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах.

    Создание современной модели МПО осуществляется исходя из основной общей цели - достижения победы в бою. Эту цель ставят перед собой и та и другая воюющие стороны. При прочих соизмеримых усло­виях достичь победы можно только за счет морально-пси­хологического превосходства, а это превосходство опреде­ляется морально-психологическим состоянием личного со­става вообще и в конкретном бою в частности.

    Целью МПО является достижение высокого морально-психологического состояния военнослужащих и воинских формирований, позволяющего эффективно выполнить бое­вые и иные задачи в мирное и военное время. В число ос­новных задач МПО входят:

    изучение, оценка и прогнозирование МПС войск (сил) в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий);

    доведение и разъяснение сложившейся военно-поли­тической и морально-психологической обстановки, прини­маемых мер руководством страны и Вооруженных Сил по успешной подготовке и ведению боевых действий;

    формирование требуемого уровня морально-психо­логической готовности и способности успешно решать за­дачи при подготовке и ведении боевых действий, а также уверенности в своих командирах (начальниках), в правиль­ности их решений и действий, в превосходстве боевой тех­ники и вооружения при их применении;

    обеспечение и реализация правовых гарантий воен­нослужащих, предусмотренных законами и правовыми ак­тами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их успешной боевой деятельности; проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, предотвращению дезинформации и деморали­зации личного состава; организация психологической реабилитации военно­служащих; организация работы в боевой обстановке системы радиовещания, полиграфического оборудования, военной пе­чати и культурно-досуговых учреждений, обеспечение войск техническими средствами информации и МПО, их своевре­менный ремонт и восстановление ( 1 ).

    Фак­торами, определяющими характер МПО и уровень морально-психологического состояния личного состава являются:

    общие (факторы макросреды: военно-политическая обстановка в мире и на ТВД, общеполитическая и эконо­мическая ситуация в стране, отношение общества к армии и др.);

    частные (факторы микросреды и боевой ситуации);

    укомплектованность, боевая слаженность и профессиона­лизм, особенности боевых действий, факторы боя и др.);

    единичные (индивидуально-психологические и личностно-профессиональные особенности военнослужащих, ха­рактеристики психологии воинских коллективов).

    Совокупность этих факторов, с одной стороны, влияет на психику воина, психологию коллектива, определяя степень их внутренней готовности к выполнению боевых и других задач. С другой стороны, они влияют на содержание МПО, выбор средств и способов его организации ( 1 ).

    Система морально-психологического обеспечения включает в себя два самостоятельных, но тес­но связанных между собой направления.   Первое направление ориентировано на формирование мировоззрения военнослужащих, населения страны, воздей­ствие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принци­пы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке и ведении боевых действий. Речь идет, прежде всего, о формировании и развитии таких основополагающих морально-политических качеств как патриотизм, любовь к своему Отечеству и постоянная готовность с оружием в руках выступить на его защиту, верность воинскому долгу, воен­ной присяге, боевому знамени, части и боевым традициям Вооруженных Сил. Именно формирование этих и других моральных качеств составляет основу всей работы по вос­питанию сознательных, убежденных в своей правоте и пре данных своему народу защитников Отечества.

    Второе направление морально-психологического обес­печения касается формирования психики отдельного воен­нослужащего и психологии воинских коллективов, решения всего комплекса социально-психологических проблем, свя­занных с их участием в подготовке и ведении боевых дей­ствий. В этом процессе ведущее место отводится формиро­ванию у воинов психологической устойчивости, готовности к преодолению трудностей военной службы в измененных условиях, связанных с подготовкой и ведением боевых дей­ствий. Здесь необходимо развивать способности не терять самообладания в любой, самой сложной, напряженной и опасной для жизни ситуации, противостоять страху и па­нике, проявлять мужество, отвагу и героизм, готовность к самопожертвованию при выполнении воинского долга(2 ).

    Структура МПО состоит из комплекса мероприятий, в который входят:

    информационно-воспитательная работа;


    военно-социальная работа;

    психологическое обеспечение;

    культурно-досуговая работа;

    информационно-психологиче­ское противоборство ( 1 ).                             


    В объеме данной работы дать развернутую характеристику всех структурных компонентов МПО не представляется возможным. Нас в большей степени, как психологическая предпосылка эффективности боевых действий, интересует психологическое обеспечение.


    1.2. Психологическое обеспечение


    При психологическом обеспечении подготовки и веде­нии боевых действий важно учитывать особенности прово­димой работы, которые проявляются следующим образом:

    Формирование функциональной надежности психи­ки воинов, ее адаптация и достижение устойчивости к воз­действию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале ( 1 ). При этом эмоционально-психологичес­кая устойчивость, способность действовать в условиях опас­ности, преодолевать страх и панику достигается в резуль­тате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессо­вых состояний ( 7 ).

    Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, мотивационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельност-ном, эмоционально-чувственном, — которая обеспечивает формирование готовности и спо­собности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных ха­рактером подготовки и ведения боевых действий ( 1 ).

    Осуществление при заблаговременной и непосред­ственной подготовке к ведению боевых действий професси­онального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функцио­нальных обязанностей в напряженных условиях и приведе­ние их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов - настройка на бо­евой режим ратного труда.

    Общая направленность психологического обеспечения предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий ( 2 ).

    Конкретные задачи МПО предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напря­жения и преодоления негативных психологических послед­ствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных спе­циальностей, соответствие которым достигается специаль­ными тренировками и закалкой психофизиологических фун­кций воинов.

    Главной задачей здесь выступает формирование функ­циональной надежности психики военнослужащих, дости­жение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя ( 1 ).

    Ярко выраженные особенности имеет психологическое обеспечение деятельности офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при под­готовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психо­моторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и обра­зования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива — формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, ус­тановки на достижение победы и социально ценностные традиции ( 1; 3; 6) .

    При ведении боевых действий с помощью психологического обеспечения должны быть достигнуты:

    своевременная психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи, осуществ­ление психической реабилитации военнослужащих, полу­чивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по сни­жению боевых, психических потерь;



    поддержание высокой психической активности вои­нов, устранение отрицательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восстанов­ления психического равновесия, устойчивости и ресурса лич­ного состава;

    оперативная ликвидация излишней психической на­пряженности и переутомления военнослужащих, создание условий для рационального использования кратковремен­ного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгруз­ки, проведения антистрессовых мероприятий;

    адаптация военнослужащих к боевой обстановке (фи­зическая, психическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки

    информация об обстанов­ке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение па­мяти/внимания, мышления и т.д. ( 1 ).

    Успешные действия в боевой обстановке зави­сят от точности, быстроты реакций, координации, устой­чивости движений и действий военнослужащих; от сохране­ния ими способности правильно оценивать расстояние, вре­мя, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концент­рировать его на основной деятельности; от продуктив­ности их мышления, памяти и других психических состоя­ний, свойств и качеств военнослужащего ( 2 ).

    Все это должно быть не только сохранено в боевой об­становке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасно­сти воображение рисует, как правило, преувеличенно страш­ные картины. На его психику действует не столько реаль­ная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чув­ство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.

    Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мни­мой опасностью вполне может привести к реальному пора­жению. Это психологическое состояние — основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформи­ровав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, вхо­дящих в социально-психологическую составляющую МПО ( 1 ).

    Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстре­мальной ситуации, связана с опасностью для жизни, воз­можностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психиче­ских процессов, состояний, свойств и качеств личности.

    В целом боевая обстановка может определить два ос­новных психических состояния человека. Первое — актив­ное стеническое психическое состояние воинов, сопровож­дающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе - отрицательное состоя­ние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апа­тии и пр. Все это ведет к психической напряженности, пе­реутомлению, страху и панике, потере способности действо­вать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых дей­ствий должно осуществляться психологическое обеспечение ( 1; 3).

    Таким образом, морально-психологическое обеспечение является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий.

    Целью проводимого МПО и зако­номерным следствием его эффективности выступает морально-политическое состояние личного состава.


    ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО


    Важное место в духовно-нравственном облике субъек­тов воинского труда занимают морально-политические эле­менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре­менным условием их духовной сплоченности, готовности чес­тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза­ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.

    В боевой обстановке особое значение имеют такие мо­ральные категории, как непреклонная уверенность в раз­громе врага, основанная на справедливом характере вой­ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов­ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза­имовыручка в бою и др.

    Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ­лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во­инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю­щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке ( 7 ).

    Значительные морально-психологические нагрузки вы­падают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго­товлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытыва­ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям ( 1 ).

    Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей­ствовал  в боевой обстановке необходимо систематическое и це­ленаправленное


    воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих.

    Задачи морально-психо­логической подготовки военнослужащих (по своему  содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде­ологического воспитания и морально-психологической под­готовки.

    Морально-психологическое состояние как основной ре­зультат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп­повых факторов, которое выступает относительно устойчи­вой для определенных условий характеристикой мобилизо­ванности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто­роннюю готовность и способность военнослужащих и воин­ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни­ем военно-политических, социально-психологических, мате­риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель­ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо­го противоборства с противником (1, с. 305).

    При рассмотрении психологических предпосылок эффективности боевых действий  нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы.


    2.2. Особенности социально-психологической работы


    Главная задача социально-психологической работы состоит  в том, чтобы разви­вать и укреплять у них психологическую готовность к вы­полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага.

    Основой социально-психологической работы является созна­тельное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и спосо­бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно­сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси­хологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение ис­пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий ( 2 ).

    Социально-психологическая работа представляет собой комп­лекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по­средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требовани­ями современной войны и боя.


    Основные группы задач социально-психологической работы:

    1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре­менной войны в целом.

    Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси­хологического облика. Важным является вооружение лич­ного состава необходимым минимумом военно-психологиче­ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за­калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые со­ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости.

    2.   Выра­ботка высокой боевой активности и психологической устой­чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомле­ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак­торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста­новке боя. Большой объем задач

    связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть це­ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.

    3. Формирова­ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи — подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое де­журство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения


    функциональной активности психики, улучше­ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения ( 2 ).

    Задачи социально-психологической работы решаются с помо­щью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения об­становки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов­ных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое со­стояние, которое по тем или иным параметрам не отлича­лось бы от боевого состояния.

    Большое значение имеет умелая имитация   огня противника,    создание   реальной  внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже­ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по­следствиями напряженных боевых действий. Однако про­стым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.

    Прежде всего эта напряженность достигается внедрени­ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того,

    что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса: метание боевых гранат, преодоление минно-взрывных заграждений по ограниченным проходам, форсирование водных преград, десантирование, наступление вслед за разрывами снарядов и мин. Серьезным источником напряжения являются звуки


    разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряже­ние и имитация огня противника, но при условии, что лич­ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар­тину издалека.

    Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при не­достатке времени. Ограничение временных рамок достига­ется как прямыми требованиями начальника, установлен­ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ог­раничивает запасы времени, которыми располагает коман­дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени.  Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре­шение их, повышение самостоятельности — все это спосо­бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.

    Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно­гих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины

    учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх во­ды, темноты, попадают в ситуации внезапного

    нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.



    Полосы психологической подготовки оборудуются на ос­нове полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты). Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза­пись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей­ствия.

    Для достижения большей систематичности и целостно­сти в психологической закалке полосы, участки и поля объ­единяются в городки психологической закалки. Такой горо­док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои­нов в составе подразделений, участок психологической за­калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи­ков, связистов и др.). На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.

    Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам.







    ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

                МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


    Для нас, курсантов – будущих офицеров, важно не просто представлять психологические предпосылки эффективности боевых действий, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в штабах и в войсках.


    3.1. Общие положения


    Содержание морально-психологического обеспечения войск в значительной степени определяется его целью, ко­торая формируется с учетом внутренней структуры мораль­но-психологического состояния личного состава, воинских коллективов, тесно связывающей взаимообусловленные ду­ховно-нравственные и психологические компоненты конк­ретного человека, воинского коллектива.

    При подго­товке и ведении боевых действий МПО является главенствующим компонентом единой системы обеспечения главного пред­назначения Вооруженных Сил и играет среди других видов определяющую роль. Поэтому вопрос организации мораль­но-психологического обеспечения подготовки и ведения бо­евых действий и определения в нем места каждого руково­дителя имеет принципиальное значение ( 8 ).

    Цель и задачи, возлагаемые на морально-психологи­ческое обеспечение, обусловливают его содержание и орга­низацию, а также


    место и роль в нем всех должностных лиц. Их обязанности в осуществлении этой важной дея­тельности определены в руководящих документах. Содер­жащиеся в них требования к МПО определяются и уточня­ются на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами органов военного управления с учетом специфики выполняемых за­дач в напряженных условиях. Они регламентируют его орга­низацию, а также место и роль в нем всех должностных лиц. Осуществление функций по организации МПО стро­ится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и научные рекомендации, и практические интересы, Поэтому, важно иметь системное представление о принципах морально-психологического обес­печения подготовки и ведения боевых действий ( 1 ).

    Концепция МПО выступает главным ориентиром в за­мыслах и создании системы МПО решения задач конкрет­ной частью, подразделением. Осуществление функций по организации МПО строится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и науч­ные рекомендации, и практические интересы. Принципами МПО являются:

    научная обоснованность содержания и организации МПО, которая дает возможность творчески развивать все его компоненты на уровне современных достижений тео­рии, с учетом конструктивного опыта и в соответствии с особенностями обстановки;



    постоянная направленность МПО на боевую и моби­лизационную готовность и сосредоточение на них основных сил и средств;

    комплексное планирование и активное проведение МПО войск (сил) в соответствии с планами операций (бое­вых действий) тем более активно, оперативно, интенсивно и наступательно, чем напряженнее складывается обстановка;

    упреждающее проведение МПО по сравнению с дру­гими мероприятиями для подготовки сознания и психики военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки;

    согласованное и эффективное использование всех сил и средств МПО применительно к складывающейся обста­новке и решаемым задачам в рамках принятых модели, алгоритма и технологии;

    сосредоточение основных усилий МПО на всех на­правлениях решения задач по подготовке и ведению бое­вых действий;

    своевременное восстановление боеспособности сил, средств и системы организации МПО.

    Субъектами МПО являются органы военного управле­ния, конкретные должностные лица на всех ступенях вер­тикальной структуры управления войсками. Руководство МПО осуществляет командир через своего заместителя по воспитательной работе, который является основным орга­низатором МПО и имеет в своем распоряжении соответ­ствующие силы и средства морально-психологического обес­печения. Все они представляют силы, задействуемые для проведения данного вида обеспечения.

    Объектами МПО являются те же субъекты в лице кон­кретных категорий военнослужащих (начальников и подчи­ненных), воинских


    коллективов, которые исполняют замы­сел, обязанности и собственные планы достижения мораль­но-психологического состояния, необходимого для эффектив­ной подготовки и успешного ведения боевых действий. К средствам морально-психологического обеспечения приня­то относить специальные, технические и другие возможнос­ти, обеспечивающие его эффективное проведение в реаль­ных условиях (1).

    Организационной основой проведения морально-психо­логического обеспечения выступает его технология — стра­тегия, тактика и техника использования сил, средств и воз­можностей. Для проведения МПО важно вырабатывать наиболее приемлемый порядок и правила — общий алго­ритм. Он предполагает обязательное уяснение замысла по организации МПО; планирование, исполнение, контроль за всей системой мероприятий информационной, военно-соци­альной, психологической, культурно-досуговой и другой работы; организация взаимодействия в интересах МПО и его оптимизация.


    3.2. Основные направления деятельности командиров по

           организации морально-политического обеспечения


    Организационно морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий про­водится по следующим основным направлениям:

    выработка общей концепции и системы организации МПО в соответствии с научными рекомендациями, норма­тивными требованиями и реальными условиями;


    определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организаторов МПО и создание усло­вий для его эффективного проведения;

    подготовка субъектов к организации МПО и вовле­чение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продук­тивных технологий;

    непосредственное морально-психологическое обеспе­чение решения задач по подготовке и ведению боевых дей­ствий;

    Модель деятельности должностных лиц по органи­зации морально-психологического обеспечения может быть представлена следующими мероприятиям:

    1. Уяснение замысла старшего начальника на органи­зацию МПО.

    2. Своевременное, качественное планирование и конт­роль за всей системой мероприятий МПО — информацион­ной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой.

    3. Постановка задач подчиненным.

    4. Организация взаимодействия в интересах МПО; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя:

    определение направлений скоординированной дея­тельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие;

    сосредоточение усилий на наиболее важных участках;

    расстановка сил и средств, подбор, инструктирова­ние исполнителей, определение зон ответственности;

    выбор форм и методов совместной работы;

    контроль, периодический анализ, корректировка де­ятельности.


    5. Обеспечение техническими средствами системы ин­формации и воспитания.

    6. Целесообразная расстановка офицеров воспитатель­ных структур по Пунктам управления, определяющим на­правления подготовки и ведения боевых действий.

    7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по МПО, оценка состояния дел. Своевременное информи­рование о проводимой работе по МПО, проблемным вопро­сам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности МПО в воинских коллективах должна осуществляться должност­ными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей ( 1 ).








    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ­ной государственно-идеологической поддержкой, материаль­ными факторами система идеологического и морально-пси­хологического воздействия способствует превращению современных ар­мий в надежный инструмент политики своих госу­дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за­дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид­ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих  государств Запада.

    Важное место в духовно-нравственном облике субъек­тов воинского труда занимают морально-психологические эле­менты,


    25

    которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре­менным условием их духовной сплоченности, готовности чес­тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза­ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. Это первая и наиболее важная группа психологических предпосылок эффективности боевых действий.

    В боевой обстановке особое значение имеют такие мо­ральные категории, как непреклонная уверенность в раз­громе врага, основанная на справедливом характере вой­ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов­ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза­имовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ­лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во­инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю­щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Учет  этих элементов также является важной предпосылкой эффективности боевых действий.

    Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности  Солдата добыть победу в бою.





    Л И Т Е Р А Т У Р А

    1. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. – М.,     1998.

    2. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. –

         М.,    1986.

    3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы

         психологии.    - М., 1984.

    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1953.

    5. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского  - М., 1991.

    6. Психология и педагогика управленческой деятельно­сти командира 

        (военного инженера). — М., 1995.

    7. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения 

         эффективности воспитательной работы в части. - М., 1991.

    8. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками:

        проблемы    и поиски. — М., 1989.








                                      С О Д Е Р Ж А Н И Е


    В В ЕД Е Н И Е


    Глава I. Морально-психологическое обеспечение как главная   

                  психологическая предпосылка обеспечения  

                  эффективной подготовки и ведения боевых действий.

    1.1. Общая характеристика

    1.2. Психологическое обеспечение


    ГЛАВА II. Морально-психологическое состояние как

                       эффективная психологическая предпосылка

                        обеспечения победы в бою.

    2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО

    2.2. Особенности социально-психологической работы


    Глава III. Деятельность офицеров по организации морально-

                     психологического обеспечения

    3.1. Общие положения

    3.2. Основные направления деятельности командиров по

           организации морально-психологического обеспечения


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Литература














     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ­ной государственно-идеологической поддержкой, материаль­ными факторами система идеологического и морально-пси­хологического воздействия способствует превращению современных ар­мий в надежный инструмент политики своих госу­дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за­дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид­ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих  государств Запада.

    Важное место в духовно-нравственном облике субъек­тов воинского труда занимают морально-психологические эле­менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре­менным условием их духовной сплоченности, готовности чес­тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза­ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.

    В боевой обстановке особое значение имеют такие мо­ральные категории, как непреклонная уверенность в раз­громе врага, основанная на справедливом характере вой­ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов­ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза­имовыручка в бою и др.

    Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ­лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во­инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю­щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.

    Воспитание и формирование перечисленных качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и целым комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности  Солдата добыть победу в бою.

















    Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей­ствовал  в боевой обстановке необходимо систематическое и це­ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния — морально-политиче­ские и психологические.

    Задачи морально-психо­логической подготовки военнослужащих (по своему сущностному содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде­ологического воспитания и морально-психологической под­готовки.













Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Морально-политическое обеспечение в деятельности офицера ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.