Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Надгосударственное экономическое регулирование в странах Европейского Союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Надгосударственное экономическое регулирование в странах Европейского Союза
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Надгосударственное экономическое регулирование в странах Европейского Союза



    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Экономическое регулирование в странах Европейского Союза. 4

    1.1.   Характерные особенности надгосударственного регулирования в ЕС.. 4

    Глава 2. Надгосударственное регулирование и мировой финансовый кризис. 8

    2.1.   МВФ в глобальной истории. 9

    2.2.   Исчерпанность МВФ.. 10

    2.3.   О реорганизации МВФ.. 13

    2.4.   Подвижки во Всемирном банке. 14

    Глава 3. ВТО как надгосударственный институт регулирования национальной экономики  15

    3.1.   ВТО в глобальной истории. 15

    3.2.   Будущее ВТО по М.Хазину. 16

    3.3.   ФРС и истоки кризиса. 17

    3.4.   Исчерпанность ФРС.. 20

    3.5.   Исчерпанность G7. 22

    Заключение. 24

    Список использованной литературы.. 26






    Введение

    "И верные, и ошибочные идеи экономистов и политических философов гораздо могущественнее, нежели принято думать.

    На деле мир подчиняется почти исключительно им".

    Джон Мейнард Кейнс

    Актуальность. Неодинаковый уровень индустриальной зрелости в послевоенный период в странах Западной Европы, разнообразие отраслевой и воспроизведенной структуры, разность темпов экономического роста и динамики цикла, уровней общественной производительности работы послужили причиной значительную специфики отдельных систем государственного регулирования в регионе. Это стало предпосылкой и необходимостью усиления тенденции к унификации форм и методов государственного регулирования в дальнейшем. Поэтому постепенно сложились главные черты государственного регулирования в странах Западной Европы.

    Прежде всего, существует материальная основа экономической деятельности государства в виде значительного за масштабами государственного сектора в сфере производства и центральных (федеральных) фондов перераспределения национального дохода (бюджет, фонды социального страхования, госрезервы и т.п.). Во-вторых, во всех странах правительства разрабатывают и реализуют экономическую политику. В-третьих, разрабатывают законодательную политику относительно разных субъектов бизнеса. В-четвертых, создают систему мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение надогосударственного экономического регулирования в странах Европейского Союза.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, рассмотреть:

    · Экономическое регулирование в странах ЕС,

    · Особенности надгосударственного регулирования,

    · ВТО как надгосударственный институт регулирования экономики.

    Объектом данной курсовой работы является надгосударственное регулирование.

    Предмет – экономическое положение стран ЕС.

    Глава 1. Экономическое регулирование в странах Европейского Союза

    1.1. Характерные особенности надгосударственного регулирования в ЕС

    В количественных соотношениях отдельных звеньев систем регулирования и в выборе его конкретных форм наблюдаются значительные отличия, которые отображают национальную специфику стран и неодинаковую степень эффективности государственного регулирования. Например, для ФРГ, несмотря на внешние проявления современного общественного хозяйства как либерального, с ярко выраженными аспектами социально-рыночного регулирования, характерные, в сущности, все главные признаки государственно-монополистического регулирования. Тем не менее государственный сектор ФРГ не имеет общенационального органа управления, а технократична звено, которое есть обязательным для государственно-монополистических систем регулирования (аппарат чиновников), относительно слабая и не имеет заметного влияния.

             Существенным образом иначе развивалось регулирование в Франции. Мощный государственный сектор экономики стал базой общенационального планирования и программирования общественного хозяйства. Экономической политике в целом подчиненный также механизм кредитного и денежного регулирования. Конечно, существенные отличия присущи системам государственного регулирования других стран: Италии (характерная интенсивность регулирования процессов воспроизведения государством), Великобритании, Испании, Швеции и др.

             Усиление интеграционных процессов в западноевропейском регионе 50- после х лет значительно ускорило нивелирование не только основного капитала, общих условий воспроизведения, требований к развитию инфраструктуры, а и экономической и социальной сфер в целом. Это обусловило появление многих общих черт, которые дают возможность определить специфический западноевропейский тип государственного регулирования, который отличается от американского, японского и др.

    К особенностям западноевропейского регулирования принадлежат интенсивность и активное вмешательство государства в экономику. Оно охватывает весь процесс общественного воспроизведения - от регулирования рыночных отношений к влиянию на структуру и темпы роста производства, накопление и ход цикла (антикризисное регулирование), ценообразующие факторы и внешнеэкономические связи. Заметным отличием, которое более важная для государственного регулирования в Западной Европе, чем в США и Японии, отличаются государственная собственность и государственное предпринимательство. Большинство западноевропейских стран имеют развитый государственный сектор, на который приходится заметная часть занятых, инвестиций, бизнеса, который не характерно для США. Другими словами, в Западной Европе государство включалось более непосредственно в процесс воспроизведения как функционирующий субъект производства. И вдобавок почти во всех западноевропейских странах Государство является большим банкиром. О масштабах и активности вмешательства государства в экономику свидетельствуют размеры перераспределения национального дохода через государственный бюджет, фонды социального страхования (от 40 до 50%). В США и Японии так перераспределяют соответственно 1/3 и 1/4 части национального дохода.

             На формирование общих признаков и общих особенностей государственного регулирования имело влияние сближения экономического и социального развития на пути региональной интеграции, известная унификация государственной экономической политики, взаимопроникновение и взаємообмин национальных методов регулирования. На этой основе не только рождались идеи о постепенном переходе к единой системе государственного вмешательства в экономику в пределах ЕС, а и создавались институты (Европейский инвестиционный банк- ЄиБ, Евро-парламент, Комиссия Европейского сообщества - КЄС) и правовая база для практического их осуществления; утверждались приоритеты национального регулирования. Широкие озможность и перспективы на этом пути связывают с Маахстрихтскими соглашениями, которые связаны с поиском более действующих форм и методов регулирования экономики, проведением экономической политики в целом на межгосударственном и надгосударственном уровнях[1].

             Осложнение социально-экономических проблем урбанизации и сохранение окружающей среды, а также неровность условий жизни и работы в разных частях национальной территории, которая лежит в основе недовольства населения излишне урбанизованных или отсталых районов, определили необходимость перехода от спорадичного, фрагментарного государственного вмешательства к комплексной политике территориального развития. Такая необходимость диктовалась также расширением социальной функции государства. В этой связи через регулирующие механизмы государство должно решать два круга вопросов: во-первых, связать развитие продуктивных сил и экономический рост с наиболее рациональным распределением их по всей территории расселения и производства, во-вторых, влиять на пространственно-экономические процессы с целью лучшего использования территории и региональных ресурсов, а также удовлетворение нужд населения в улучшении условий жизни и работы в неперспективных или отсталых районах.

             После создания ЕС, особенно на более поздних этапах его развития, осилюється переход от государственного до межгосударственного регулирования территориальных экономических проблем. Эта качественно новая форма влияния на размещение продуктивных сил консолидирует страны ЕС в перенесении акцента из узко национального подхода к развитию территорий на многонациональную западноевропейскую основу. В ЕС существуют органы и институты, которые разрабатывают концепции территориального регулирования и практически реализуют мероприятия по региональному развитию (например, утвержден Комитет региональной политики, создан Европейский фонд регионального развития для финансирования мероприятий, направленных на сокращение региональных отличий в пределах ЕС). Особенно в поле регулирующей и контролирующей деятельности органов ЕС находятся международные монополии (европейские компании), что тяготеют к високорозвинутих районов региона и игнорируют временами решения Содружества о рациональном размещении продуктивных сил и тем самым усиливают неравномерность размещения производства и население, которые углубляют отраслевые диспропорции в экономике.

    Одна из злободневных тем – это тема исчерпанности глобальных надгосударственных институтов. В первую очередь, исчерпанность глобальных надгосударственных институтов проявляется в утрате доверия к их способности адекватно реагировать на вызовы времени. Ставится под сомнение способность ООН, МВФ, Мирового банка противостоять грядущему глобальному кризису. Самопровозглашенное независимое Косово – это окончательный приговор ООН. 17 февраля 2008 года по своему влиянию на мировые общественно-политические процессы, безусловно,  станет более важной вехой в истории человечества, чем трагедия 11 сентября 2001 года.

    Трагизм ситуации заключается в неспособности МВФ и Всемирного Банка предотвращать локальные финансово-экономические кризисы в различных странах мира. В течение уже достаточно длительного срока мы с вами наблюдаем исчезновение влияния ОПЕК на цену нефти, а "ипотечный" кризис 2007 года заставил усомниться в способности ФРС влиять на мировую экономику. Необходимо признать, что само влияние надгосударственных институтов заменяло данным институтам легитимность.
    "Мировой кризис все больше и больше отрицает казалось бы стабильные и практичные финансовые, экономические и политические теории. Все больше чувствуется беспомощность данных систем в урегулировании ситуации. Мир вступил в период глубокого дисбаланса, в котором ни одно государство не может противостоять силе мировых финансовых рынков и в котором почти не существует институтов, создающих международные нормы. Механизмов коллективного принятия решений в области мировой экономики просто-напросто не существует", - считает В.Загорча. И с ним необходимо согласиться.

    Приведут ли проблемы у крупнейших банков США и Европы к пересмотру Базельских соглашений, регулирующих деятельность банковской системы во всех странах мира? Необходимо ли новое специальное учреждение при ООН, наделенное правом влиять на повседневную деятельность банков? Должен ли повыситься уровень легитимности надгосударственных институтов, и какой именно должна быть их легитимность? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые требуют ответа.
    Джордж Сорос выделил существенное: "Неудовлетворительный характер нынешней архитектуры стал совершенно очевиден в ходе мирового финансового кризиса, который возник в Таиланде. Один из ее недостатков — отсутствие адекватного международного органа надзора и регулирования". А российский философ А.Неклесса отметил: "Мы можем засвидетельствовать кризис сложившихся в прошлом политических институтов и генезис нового поколения социальных конструкций, их усложнение, динамизм, антропологизацию, оригинальность схем взаимодействия с прежними социоструктурами, появление нетривиальных версий пластичной и синкретичной композиции социокосмоса".
    "Сейчас взаимодействие финансов и политики выходит на качественно новый, пока еще непонятный уровень", - считает известный российский интеллектуал С.Караганов. Поставленные выше вопросы и есть попытка выяснить новый уровень взаимодействия финансов и политики.

    Для формализации и объективизации грядущего мирового кризиса необходим экскурс в историю. 

    Глава 2. Надгосударственное регулирование и мировой финансовый кризис

    Одна из главных проблем современности заключается в том, что действующие глобальные надгосударственные институты были не способны предотвратить грядущий мировой кризис. В.Пантин убежден, что "мир в политически-институциональном плане не готов к резкому изменению ситуации". С.Лопатников отмечает, что "именно в годы депрессии была создана значительная часть институтов, определяющих сегодня лицо финансовой, промышленной и повседневной Америки, — от Службы социальной безопасности (Social Security Service), обеспечивающей государственное страхование и поддержку тем, кто провалился в этом непростом мире, до Комиссии по ценным бумагам, которая жёстко регулирует правила игры на финансовых рынках, чтобы не допустить повторения катастрофы 1929 года. В эти годы в США была введена минимальная заработная плата и установлена максимальная продолжительность рабочего дня". А какие глобальные надгосударственные или межгосударственные институты будут созданы в ходе нового мирового кризиса? И есть ли соответствующие представления и концепции у глобальной интеллектуальной элиты в аспекте создания новых легитимных надгосударственных регулирующих органов?

    Российский экономист М.Хазин считает, что "МВФ и Мировой банк являются лишь инструментами Западного проекта, основная задача заключается в обеспечении сохранности монополии ФРС на эмиссию денег. И всем странам они дают, по большому счету, одну-единственную рекомендацию: эмиссии быть не должно — она допускается только в рамках уже находящихся на территории страны долларов США. Некоторые страны, например Аргентина, выполняют рекомендацию буквально — и получают экономическую катастрофу, другие, например Россия, — лишь частично. Но катастрофу получают все равно. Однако при этом сами США — основной акционер МВФ и Мирового банка — активно эмитируют доллар. Поводом для этого стал обвал фондового рынка, вызванный проблемами так называемой новой экономики. Ее мыльный пузырь лопнул в 2000 году. Других оснований для роста экономики страны — мирового экономического локомотива не было и нет". В состоянии ли МВФ, Мировой банк и иные надгосударственные органы эффективно противостоять грядущему глобальному кризису?

    2.1.   МВФ в глобальной истории

    "В целях разработки основ новой мировой валютной системы в 1944 году в Бреттон-Вудсе была созвана международная конференция союзных стран. В результате этой конференции была достигнута договоренность о создании регулируемых связанных валютных курсов, которую называют Бреттон-Вудсской системой. Новая система должна была сохранить преимущества прежней системы золотого стандарта (фиксированных валютных курсов), отмечая при этом ее недостатки. Далее на конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ), призванный сделать новую валютную систему реальной и дееспособной. Эта мировая валютная система, базирующаяся на относительно фиксированных валютных курсах и управляемая через МВФ, просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1971 года. МВФ продолжает и сейчас занимать важнейшее место в международных финансах".

    Действительно, едва ли не первое место в системе институциональных структур регулирования международных валютных отношений принадлежит Международному валютному фонду (МВФ). Он представляет собой межправительственную многостороннюю валютно-кредитную организацию, имеющую статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд учреждён на Конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся 1 по 22 июля 1944 года в США. Участники Конференции от 44 государств приняли Заключительный акт, в который входили так называемые статьи соглашения о Международном валютном фонде, которые выполняют роль его устава. 27 декабря 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к реализации своих операций.

    В общем плане МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных расчётных отношений между государствами-членами и для оказания им финансовой помощи, в случае возникновения валютных затруднений, путём предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте. Помимо этого, согласно уставу МВФ должен содействовать валютному сотрудничеству, следить за соблюдением валютных расчётов. В рамках этих общих целей у Фонда имеется ряд конкретных целей.
    Политолог С.Марков отметил: "Международные институты для решения проблем экономического и социального развития стран носили не глобальный, а внутриблоковый характер. Для западного блока это были, прежде всего, Европейское Экономическое Сообщество, "Большая семерка" (G7) - система постоянных консультаций лидеров ведущих западных стран, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Организация. Для коммунистического блока это был Совет Экономической Взаимопомощи, который даже смог создать международную валюту, хоть и в безналичной форме - переводной рубль". Данное видение позволяет выделить особенности восприятия глобальных процессов в России.

    2.2.   Исчерпанность МВФ

    Главная задача МВФ – содействие стабильному развитию мировой валютной системы. Для этого МВФ определяет и контролирует соглашения в области валютных отношений, представляет государствам-членам возможность для изучения проблем друг друга и ведения переговоров, кредитует страны для выравнивания платежного баланса. Принципы организации и жизнедеятельности МВФ схожи с АО. Страны-члены формируют его уставной капитал. Голоса при принятии решения находятся в прямой зависимости от суммы взносов. Поэтому, развитые страны контролируют деятельность фонда, а развивающиеся выступают в роли заемщиков. Основная причина обострения валютного кризиса в развивающихся странах – чрезмерный уровень внешнего долга. Кризис приводит к оттоку иностранного капитала, к дефициту платежного баланса и исчерпанию валютных резервов. В таких случаях фонд помогает восстановить валютные резервы страны. Средства фонда предоставляются на возвратной основе. Параллельно страны-заемщики обещают корреляцию своей макроэкономической политики в сторону уменьшения внутреннего потребления и увеличения экспорта, что приводит к увеличению валютных поступлений для обслуживания внешнего долга. МВФ и его основные акционеры обладают существенно большими рычагами воздействия на нерадивых должников, чем ассоциации частных инвесторов и, по сути, проводят санацию стран-должников. Недоброжелатели фонда отмечают, что его средства расходуются не производственно, т.к. не способствуют структурным изменениям в экономике, что ухудшает долговые проблемы стран-должников. С другой стороны, страхование средствами МВФ частных инвестиций противоречит принципу материальной ответственности инвесторов за свои решения, понижает осторожность инвесторов и эффективность использования ресурсов. Практика показывает, что число успешных проектов фонда меньше несостоявшихся.

    Исчерпанность МВФ проявляется в утрате доверия к данному надгосударственному институту. Приведем несколько высказываний известных экономистов. "Мошенничество, посредством которого МВФ опустошает Латинскую Америку, является типичным примером зла, насаждаемого системой плавающих обменных курсов. Вначале лондонская биржа — основной центр международных финансовых спекуляций — провоцирует агрессию против той или иной валюты Центральной или Южной Америки. Затем вмешиваются международные финансовые авторитеты, настаивая на девальвации валюты-жертвы. Более того, они же затем раздувают внешний долг страны-жертвы, чтобы компенсировать международным кредиторам потери в ожидаемых доходах от обслуживания долга, которые в другом случае могли быть вызваны вынужденной девальвацией. Таким образом с 1971 года нации Южной и Центральной Америки выплатили значительно больше по внешнему долгу, чем те обязательства, которые они когда-либо реально принимали"[2]. "МВФ и другие международные финансовые институты, призванные обеспечивать стабильность мировой финансовой системы, блокируют любые попытки ввести какие-либо национальные или международные механизмы регулирования глобальных финансовых потоков в целях избежания дестабилизирующих эффектов. Тем самым МВФ фактически действует в интересах международного спекулятивного капитала" (С.Глазьев). "МВФ имеет устойчивую репутацию в мире врача, который выписывает рецепт, не интересуясь диагнозом. Прогнозы и рекомендации МВФ, как правило, имеет весьма далекое отношение к реальности"[3].

    Интеллектуалы с конспирологическим мышлением считают, что МВФ – это ключевое звено в эксплуатации стран "третьего мира" "мировой закулисой": "Волей и напряжением стратегической мысли Америки из МВФ был создан очень доходный инструмент. Третьи страны побуждаются МВФ к тому, чтобы брать кредиты Фонда в среднем под 7-15 % годовых. Здесь стоит обратить внимание, что согласно регулярно публикуемой ООН статистике, средние темпы роста в третьих странах 2-3% в год. При такой ситуации проблематичным становится не просто выплата кредитов, а даже само их обслуживание. На более понятном языке это и называют долговой ловушкой. Третьи страны вынуждены снова брать новые кредиты, таким образом генерируется спрос на доллары, в которых кредиты Фонда выдаются". Управляющий директор Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан заявил 11 февраля 2008 года в своем выступлении в Индии: “Мы живем в объединенном мире, и поэтому глобальные проблемы требуют общих решений. Каждый должен быть готов к тому, чтобы выработать скоординированные действия, поскольку не может быть локального решения глобальной проблемы”. И какие общие усилия потребуются, по мнению главы МВФ, в ближайшие время? Точнее, на какие жертвы должна пойти Индия и другие страны мира ради поддержания отживших свой век надгосударственных институтов?

    Л.Ларуш предрекает банкротство МВФ. Он считает, что "речь идет о возникновении региональных систем экономического сотрудничества. Такие региональные инициативы, если их возможно будет объединить, могут послужить в качестве строительных блоков новой мировой валютно-финансовой системы, которой предстоит возникнуть, когда МВФ милосердно подвергнут банкротству". У ряда экспертов возникают представления о наличии политической воли, направленной на ликвидацию МВФ: "На саммите G8 в Германии 2007 года президент России поддержал и идеи антиглобалистов, требующих не первый год отправить "на дно" МВФ (Международный валютный фонд), а также и иные международные финансовые институты. По его мнению, МВФ создавался в иных политических и экономических реалиях, ситуация в мире изменилась, а потому нужна новая архитектура глобальных финансовых центров".

    В.Баранов в работе "Конец либерализма?" отметил, что МВФ  не выполняет возложенные на него функции: "Международный валютный фонд (International Monetary Foundation) был создан в 1946 году и первоначально насчитывал 39 государств-членов. К настоящему времени их число возросло до 182. Решение о создании МВФ было принято в 1944 году на конференции ряда западных участников антигитлеровской коалиции, прошедшей в курортном городке Бреттон-Вудс, штат Нью-Хэмпшир. У истоков замысла стояли выдающиеся экономисты Джон М. Кейнс и Гарри Д. Уайт. Согласно замыслу Кейнса и Уайта, МВФ получал функции так называемого кредитора последней инстанции. Смысл базовой идеи реформаторов послевоенного капитализма была прост и сводился к взаимопомощи государств, чьи экономики в периоды кризисов страдают от недостатка кредитов и инвестиций. В то же время, создание таких структур как МВФ и Всемирный Банк стало тогда отходом от классического принципа laissez-faire, политики невмешательства государства в дела частных лиц и бизнеса. Но не будем забывать о той обстановке, в которой принималось то решение. Великая депрессия случилась ведь лишь раз в истории человечества. Она даже не закончилась сама по себе, а только прервалась в результате Второй мировой войны. И международный валютный фонд создавался отнюдь не по соображениям филантропии, а исключительно для страховки от рецидива подобного развития мировой экономики". В,Баранов считает, что "эконометрическая модель МВФ нехороша уж тем, что является имитационной…Имитационная модель имеет высокую дидактическую ценность, т.к. с ее помощью удобно объяснять ПРОШЛОЕ, зафиксированное в данных эконометрики. Но имитационная модель - в общем случае - не годится для объяснения будущего. Оговорка "в общем случае" означает, что пользование имитационной моделью означает молчаливое согласие с предположением того, что будущее устроено так же как прошлое.

    Индивидуальный опыт каждого человека, не обязательно даже экономиста по образованию, дает основание усомниться в справедливости подобного допущения". Баранов выделил существенное: "В триаде "информация - политика - экономика" механизм МВФ дает сбой уже на первом такте, на этапе сбора и анализа информации. Информационная поддержка жрецов либерального вероучения осуществляется фирменной разработкой МВФ, созданной уже после (и, следовательно, с учетом?) ошибок 1997 года и известной как эконометрическая модель "Mark III" эконометрическая модель МВФ нехороша уж тем, что является имитационной. имитационная модель имеет высокую дидактическую ценность, т.к. с ее помощью удобно объяснять ПРОШЛОЕ, зафиксированное в данных эконометрики. Но имитационная модель - в общем случае - не годится для объяснения будущего".

    2.3.   О реорганизации МВФ

    Необходимо отметить, что недовольство своей позицией в МВФ выражают и лидеры ЕС: "Страны Европейского союза хотят реорганизовать свое представительство в МВФ, чтобы получить власть, аналогичную той, что имеют США. Комиссар ЕС по экономической и валютной политике Педро Сольбес призывает правительства 15 стран отказаться от своих мест в руководстве фонда и выдвинуть единого представителя от ЕС. Реализация идеи Сольбеса позволит ЕС получить более 15% голосов в руководстве МВФ, что даст блоку право вето при принятии важнейших решений — например, о предоставлении кредитов странам, испытывающим финансовые и экономические трудности. Сегодня США, у которых 17,2% голосов, являются единственным акционером фонда, имеющим право вето. Несколько раз они использовали его, ограничивая выделение средств, и демонстрировали таким образом международному финансовому институту свою власть"[4].

    Джордж Сорос в книге "Кризис мирового капитализма" предложил значительно увеличить роль международных финансовых институтов. Известный финансист предложил изменить статус надгосударственных институтов. Международный валютный фонд должен быть преобразован в Мировой центральный банк, а Мировой банк реконструкции и развития - в Мировое агентство по развитию. Существует и альтернативная позиция. Президент Малайзии, предложил значительно усилить роль национальных правительств в аспекте предотвращения кризисов. Но данная консервативная позиция едва ли имеет какие-либо перспективы.
    Необходимо отметить, что историческая исчерпанность МВФ – это один из признаков приближающейся Первой глобальной Великой депрессии.

    2.4.   Подвижки во Всемирном банке

    Принято считать, что Всемирный банк оказывает меньшее влияние на мировую валютно-финансовую систему, чем МВФ. Всемирный банк призван оказывать долгосрочную финансовую помощь в рамках структурной политики стран-должников. Страны-получатели помощи обязуются проводить определенную экономическую политику. Капитал Всемирного банка на 10% формируется в денежной форме, а на 90% в виде гарантий, займов банка на мировом рынке капитала. 

    Всемирный банк привлек к себе внимание одним из кадровых назначений. Профессор Пекинского университета Джастин Линь Ифу в начале 2008 года был назначен главным экономистом Всемирного банка. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик заявил: "Как представитель развивающейся страны и эксперт по экономическому развитию в особенности сельского хозяйства, Джастин Линь принесет в банк уникальный набор квалификации и опыта". Президент ВБ пообещал, что будет тесно сотрудничать с представителем КНР в таких областях, как рост инвестиций и экономики в Африке, возможности обмена опытом между странами южного полушария и использование банковских инструментов для поддержки стран, пострадавших от повышения цен на энергоносители и сельскохозяйственное сырье.

    В мировой прессе назначение Линя рассматривается как символ изменения соотношения экономической мощи между Западом и Востоком и предвестник дальнейшего усиления роли КНР на мировой арене. В последние годы Китай постоянно предпринимал усилия по увеличению своих голосов в Международном валютном фонде. Недавно ему удалось добиться назначения своего представителя в Верховный суд ВТО (Dispute Settlement Body). Некоторые эксперты рассматривают назначение Линя как начало новой эры во Всемирном банке, эры замены “Вашингтонского консенсуса” новой экономической политикой, когда роль “невидимой руки рынка” переходит к государству[5].

    Означает ли вхождение представителя Китая в руководство ВБ признаком будущей трансформации Всемирного банка, и укрепление позиций Китая в глобальных надгосударственных институтах на достойном уровне? Скорее всего, нет. Грядущий мировой кризис потребует радикальных изменений в сфере надгосударственного регулирования. А назначение Линя – это лишь пиар-акция руководства ВБ. Не более того.

    Глава 3. ВТО как надгосударственный институт регулирования национальной экономики

    3.1.   ВТО в глобальной истории

    ВТО – один из важнейших надгосударственных институтов. Что известно о ВТО? Приведем официальные данные. Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
    Принято считать, что ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

    Основополагающими принципами и правилами ВТО являются торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

    3.2.   Будущее ВТО по М.Хазину

    "Не вдаваясь в детали, на сегодня можно сказать, что ВТО – это система международной торговли, построенная для единого кластера (системы) разделения труда на базе единой валюты – американского доллара. И смысл этой системы – минимизировать торговые барьеры в рамках этого самого разделения труда", - утверждает М.Хазин. Российский экономист отмечает, что "последний, так называемый Дохийский, раунд переговоров по развитию ВТО буксует из-за невозможности договориться об аграрных субсидиях. Однако здесь речь идет о развитии, предыдущие договоренности под сомнения не ставятся. Беда подкралась с другой стороны. Дело в том, что американский доллар, основа мировой торговли, выполняет, по существу, две разные и, во многом, противоположные функции: национальной валюты США и мировой резервной и торговой единицы. И это функции, до недавнего времени вполне сочетающиеся, начали друг другу все сильнее и сильнее противоречить".

    Хазин убежден в следующем: "Мы можем точно сформулировать, что же за потенциальный кризис ВТО может нас ожидать. Это – разрушение системы мировой торговли, построенной исключительно на долларовых финансовых потоках! С точки зрения финансовых институтов, на базе которых эта система построена, это куда большая катастрофа, чем просто падение доллара. Потому что разрушает саму основу их контроля над мировыми финансовыми потоками,  просто ликвидирует казавшийся вечным источник дармовой прибыли". Экономист считает, что мировой кризис приведет к созданию валютных зон, а "само создание валютных зон, к которым все идет, означает и конец тех институтов, которые создавались под всемирную долларовую зону. То есть, в частности, ВТО".

    3.3.   ФРС и истоки кризиса

    Для широкого круга экономистов в различных странах мира ФРС является более влиятельной наднациональной организацией, чем ООН. Официальная информация о ФРС. Федеральная резервная система, созданная в 1913 году выполняет функции центрального банка США. Она состоит из Совета управляющих в составе 7 членов, который находится в Вашингтоне, и 12 Федеральных резервных банков, выполняющих роль центрального банка в соответствующих округах. Решением Конгресса предусматривается независимое положение ФРС в правительстве США, что избавляет ее от повседневного политического давления. Основной смысл этого решения в том, чтобы обеспечить независимость органов, контролирующих денежный запас страны, от органов, отвечающих за правительственные решения, касающиеся расходования бюджетных средств.

    Независимость ФРС является следствием трех структурных особенностей: процедуры назначения управляющих, процедуры назначения президентов Федеральных резервных банков и характера финансирования. Семеро членов Совета управляющих назначаются президентом Соединенных Штатов, а затем это назначение утверждается Сенатом. Их независимость определяется двумя факторами: во-первых, рассмотрение всех назначений в Сенате снижает шансы того, что президент США в одиночку сформирует Совет управляющих из угодных ему людей; во-вторых, члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14 лет, что делает Совет независимым от политики конкретных партий, при этом каждые 2 года заменяется один из управляющих. Президент каждого Федерального резервного банка назначается на пятилетний срок Советом директоров банка, после чего это назначение подлежит окончательному утверждению Совета управляющих ФРС. Эта процедура дает определенные гарантии того, что директора Федеральных резервных не окажутся ставленниками политических группировок.
    Независимость монетарных властей США от расстановки политических сил определяется также тем фактом, что ФРС является самодостаточной структурой, а следовательно, ее деятельность не зависит от решений Конгресса об ассигновании бюджетных средств. Будучи независимой от Конгресса, с точки зрения финансирования и административного контроля, ФРС, тем не менее, в конечном счете является подотчетной Конгрессу, и ее деятельность отслеживается и контролируется правительством. Председатель ФРС, другие члены Совета управляющих и президенты Федеральных резервных банков регулярно отчитываются перед Конгрессом по поводу проводимой ими денежной политики, осуществления регулирующих функций и по множеству других вопросов. Они встречаются с высшими чиновниками администрации президента США, чтобы обсудить экономические программы, разработанные как ФРС, так и федеральным правительством[6].

    Интеллектуалы с конспирологическим мышлением постоянно подчеркивают, что "ФРС — это частная американская корпорация, хотя и очень специфичная, поскольку получает со всего мира монопольный доход за счет эмиссии валюты единственной в мире сверхдержавы, а также за счет эмиссии долговых обязательств этой сверхдержавы. ФРС — это чисто американская фирма, а не международная организация, Слабость ФРС кроется в ее силе — в долларе. Угроза доллару как глобальной валюте — это и есть угроза ФРС и ее роли в Америке". Для доказательства частного характера ФРС обычно приводится следующее: "Гражданин США по имени Джон Льюис попал под машину. Произошло это 27 июля 1979 года. Машина, по некой случайности, оказалась принадлежащей Федеральному Резервному Банку. Согласно закону правительство США должно нести ответственность при нарушении прав граждан служащими государственных органов (the Federal Tort Claims Act). Исходя из этого закона Льюис и подал в суд исковое заявление. И был огорошен ответом окружного суда - Федеральный Резервный Банк не является государственной структурой и потому не подпадает под действие данного закона! Гражданин Льюис не мог в это поверить! И подал аппеляцию в суд высшей инстанции - суд штата. Судебное рассмотрение длилось довольно долго, но в 1982 году был таки дан исчерпывающий ответ - ФРС - частная коммерческая структура. В решении суда довольно подробно рассматривались причины подобного ответа со ссылками на различные законы и судебные прецеденты"[7]. Экономисты крайне высоко оценивают влияние ФРС: "Федеральная резервная система США - всего лишь печатный станок мировой кредитно-финансовой системы - своеобразной касты финансовых жрецов, держащей в руках все мировые финансовые тайны".

    Кризис ФРС заключается в реальной перспективе утраты доверия: "Структура пассивов ФРС, на 90% состоящая из федеральных долговых бумаг, т.е. из обещаний.

    Доминирование в пассивах центробанка обещаний придает денежной системе элемент нестабильности, особенно в государствах, не располагающих солидными золотовалютными резервами. В США конечным держателем государственных долгов является ФРС, а золото представляет лишь незначительную часть (около 10 %) ее пассивов. Поэтому все американские обязательства обеспечиваются честным словом руководителей ФРС и казначейства США и их профессионализмом"[8]. И это несмотря на значительные усилия по поддержке имиджа ФРС: "Среди обывателей есть несколько устойчивых мифов об инфляции. Считается, например, что чем больше денег в экономике, тем больше инфляция. Но это неверно. Америка действительно покрывает свой дефицит бюджета печатным станком. За те 18 лет, что федеральной резервной системой США руководил Алан Гринспен, денег в американской экономике стало намного больше. Государственный долг вырос почти в 4 раза - с 2,3 до 8 трлн долл. Ссуды банков коммерческим компаниям - в 3,5 раза. Выпуск компаниями необеспеченных бондов - в 6 раз. Объем ипотечных кредитов - почти в четыре раза. А инфляция не выходила за 2,5-4% в год. И это не сказка. Просто есть масса методов управления денежной массой"[9].

    3.4.   Исчерпанность ФРС

    Доверие к ФРС иррационально. Это отмечает исполнительный директор и главный специалист по международной стратегии Euro Pacific Capital П.Чифф: "Корабль американской экономики дал течь и трюм его продолжает наполняться водой, однако толпа блондинок на палубе все еще наивно верит в то, что ФРС легко  удержит нас на плаву при помощи нескольких снижений ставки. Этот утешительный довод послужил опорой для множества оптимистичных прогнозов, несмотря на ошеломляющие доказательства разворачивающейся экономической и монетарной катастрофы исторического масштаба. Merrill Lynch, только что продавший властям Сингапура свою долю на сумму $4,5 млрд., снова пустил по кругу шляпу, на этот раз, добиваясь благосклонности Китая и Саудовской Аравии, ради получения столь необходимых средств". Экономист Л.Комп сомневается в способности ФРС предотвратить надвигающуюся катастрофу: "Начав свой путь с периферии, глобальная финансовая дезинтеграция сейчас подошла к самому центру системы – американским финансовым рынкам и доллару. В то время как промышленный сектор в США сокращается, корпорации, домашние хозяйства и правительства штатов все еще добавляют по $2 трлн. долга каждый год - как в отношении своих, так и заграничных кредиторов. Долговая пирамида скоро обрушится, независимо от того, сколько еще ликвидности ФРС США закачает в систему". Сомневается в эффективности ФРС и аналитик У.Песек: "Действия ФРС направлены на поддержание стоимости активов и уровня потребительских расходов. Проблемы же связанные с низким уровнем национальных сбережений и зависимостью от иностранного капитала остаются в стороне.  Тот факт, что американские домохозяйства имеют огромные задолженности, а банки несут не менее огромные убытки,  может свести на нет позитивный эффект монетарных действий ФРС. А при наличии слишком большого числа крупных инвесторов - например, государственных инвестиционных фондов - час расплаты может оказаться не за горами". 

    Джордж Сорос отметил: "До сих пор инвесторы имели надежду, что ФРС США сделает все возможное, чтобы избежать рецессии, поскольку именно это она делала в предыдущих случаях. Сейчас они должны будут осознать, что ФРС больше не в состоянии этим заниматься. Когда цены на нефть, пищевые и другие товары остаются стабильными, а курс юаня повышается, ФРС должна позаботиться также и об инфляции. Если федеральные фонды упадут ниже определенного уровня, на доллар будет оказываться все большее давление и ставки по долгосрочным облигациям пойдут вверх. Где будет эта точка, сложно предсказать. Когда она будет достигнута, способность ФРС стимулировать экономику придет к концу". Российский экономист С.Егишянц напоминает: "Нельзя не отметить ещё и странную политику ФРС США, которая до 1933 года безучастно наблюдала за обвалом национальной экономики, не пытаясь даже вернуться к политике денежной накачки как раз тогда, когда для этого были хоть какие-то резоны". А известный интеллектуал К.Баум отметил: "Складывается впечатление, что это фондовый рынок управляет ФРС, а не наоборот. И ФРС здесь не причем"[10].

    Исчерпанность ФРС проявляется в следующих аспектах. Во-первых, экономисты многих стран мира все чаще стали подчеркивать двойственную природу доллара, и, соответственно, двойственность положения ФРС. Во-вторых, процесс глобализации и стремительное расширение сети Интернет привели к массовому распространению объективных знаний о мировой валютно-финансовой системе. И отсутствие доверительной легитимности у ФРС, как глобального надгосударственного института, стала более чем очевидной. В-третьих, с каждым годом увеличивается соблазн ослабить влияние "единственного в мире месторождения долларов". М.Хазин отмечает, что "вся система МВФ/МБ (созданная в рамках Бреттон-Вудских соглашений) работает на то, чтобы никто, кроме ФРС не мог эмитировать деньги: тут и система currency board, и ее неявные аналоги и ограничения для стран – участников МВФ и т.д". Вероятность появления месторождений глобального юаня или "энергетической валюты" с каждым годом возрастает. В-четвертых, становится все более очевидной неспособность ФРС эффективно влиять на мировую валютно-финансовую систему. В-пятых, ослабление или крушение доллара приведет к исчезновению ФРС. "Что касается финансовой системы, то она будет вынуждена во многом отказаться от доллара – что делает ее нерегулируемой в рамках существующих институтов"[11].

    3.5.   Исчерпанность G7

    Одно из заявлений саммита G8 начинается словами: "Мы, главы государств и правительств восьми главных промышленно развитых демократий..."  Из истории известно следующее. До того как превратиться в "восьмерку" с включением в состав России, данное неформальное сообщество прошло ряд этапов. "Большая шестерка" возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году "шестерка" превратилась в "семерку", приняв в свой состав Канаду. По отношению к сообществу ведущих государств мира сложился следующий стереотип восприятия: "Большая восьмерка" должна стать неким дирижером оркестра, который будет координировать мировые политические процессы" [12]. Но оказывает ли G7 или G8 реальное влияние на мировые политические процессы?

    Необходимо признать, что это влияние с каждым годом становится все менее весомым. Обеспокоенность о потере контроля политических институтов над динамично изменяющимися финансово-экономическими процессами постоянно позиционируется политическими лидерами ведущих стран мира с конца ХХ века. Сегодня можно констатировать, что политическая элита большинства стран мира является заложницей глобальной финансовой элиты. 

    Чем запомнилось G7 в рамках поиска выхода из ситуации сложившейся в мире после "ипотечного" кризиса 2007 года. 9 февраля 2008 года министры финансов G7 де-факто повторили собственную позицию октября 2007 года. Они заявили, что для восстановления баланса в мировой экономики следует приложить больше усилий к тому, чтобы побудить Китай увеличить внутренние инвестиции и ускорить укрепление своей национальной валюты, поскольку, по мнению большинства из них, слабый юань дает КНР несправедливое преимущество в торговле. Рекомендации экспортерам нефти увеличить добычу также не вызвала удивления, из-за преодоления психологического барьера в $100 за баррель а январе 2008 года.  Несмотря на обеспокоенность европейских лидеров укреплением курса евро против доллара, в коммюнике Большой Семерки, опубликованном по итогам заседания, эта проблема не упоминается. Многие эксперты отметили, что данное заседание не оказало какого-либо влияния на развитие событий на рынках. "Заявление по итогам встречи G7 оказалось смесью банальностей и благоглупостей, и ничего, кроме роста паники на мировых рынках оно вызвать не может. Поскольку демонстрирует полную беспомощность этой организации перед теми вызовами, которые сегодня стоят перед мировой экономикой" (М.Хазин).

    Представляется, что именно отсутствие у G7 рычагов влияния на сложные, динамично изменяющиеся процессы и привело к появлению следующей позиции. "Проблемы мировой экономики не решить, действуя сообща, здесь необходим индивидуальный подход", - отметил Марк Чандлер, глава отдела валютной стратегии из Brown Brothers Harriman Inc. Если это не констатация кризисной ситуации, то что это?



    Заключение

    Мировой финансовый кризис в полной мере проявил беспомощность, неэффективность и исчерпанность большинства ныне действующих надгосударственных глобальных регулирующих институтов. Это сегодня очевидно для десятков тысяч интеллектуалов в различных странах мира. Путь США – это путь создания субститутов, с их последующей легитимизацией. Так, один из ведущих политиков США Джон Маккейн заявил в ходе президентских выборов 2008 года следующее: "Чтобы справиться с вызовами XXI века, я поддерживаю идею создания "Лиги демократий". Ее целью будет не заменить ООН или другие международные организации, а дополнить их". Данное высказывание позволяет нам выявить технологию создания надгосударственных институтов: угроза – необходимость создания нового института, без строго очерченных прав – формальное не противоречие действующим легитимным глобальным институтам.

    Представляется, что Первая глобальная Великая депрессия ликвидирует ООН, точно также, как была ликвидирована Лига наций после учреждения ООН. Новый ведущий надгосударственный орган взамен ООН будет создан эффективным большинством стран, способным найти согласованную позицию по широкому спектру политических и финансово-экономических вопросов. Военно-силовой выход из мирового кризиса практически исключен. И это подтверждает видение того, что большинство из ныне действующих надгосударственных глобальных институтов останутся в истории. Даже мир, расколотый на валютные зоны, потребует новых форматов взаимодействия.
    Известный французский интеллектуал Ж.Аттали сделал следующий футурологический прогноз: "К 2050-му рынок приобретет планетарные масштабы и будет функционировать без вмешательства государства.

    Многие называют такой этап «гиперимперией». Такой открытой империей без границ и без центра будут управлять "гиперкочевники". Каждый останется лоялен только самому себе, а предприятия лишатся национальной принадлежности. Вместо закона будет действовать контракт, юстиция заменится арбитражем. Страховые компании станут играть роль мировых регуляторов, устанавливающих нормы, которым должны следовать государства, предприятия и индивидуумы". Представляется, что продолжающаяся Первая глобальная Великая депрессия может поставить крест на будущем, возникающем в рамках эволюционного вектора движения человечества, предсказанном Аттали.

    Экономист В.Колташев считает: "О том насколько крупномасштабными окажутся социально-экономические перемены в мире нельзя сказать, пока глобальный хозяйственный кризис не войдет в полную силу". С этим высказыванием необходимо согласиться. Новая реальность демонстрирует, что ОПЕК теряет контроль над ценой нефти, МВФ и Всемирный банк не справляются с локальными кризисами. Более того, во многих странах крепнет недоверие к данным институтам. Из Косово пришла "черная метка" в ООН. Рекомендации лидеров G7 игнорируются, а "рычаги влияния" ФРС на мировую экономику в ближайшей исторической перспективе будут исчерпаны.
    Давосский экономического форума, Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия находятся в фокусе внимания лишь узкого круга интеллектуалов с конспирологическим мышлением. Иного они и не заслуживают. А мир и дальше будет цепляться за отжившие свой век институты, не вспоминая судьбу Лиги Наций и сотен других, известных ныне лишь историкам "субъектов мировой власти". Но мировой кризис потребует новые, легитимные в глазах всего человечества надгосударственные регулирующие институты. Иного выхода из Первой глобальной Великой депрессии просто не существует. 



    Список использованной литературы:

    1. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. — М.: Ресурсный центр малого предпринимательства. 1998. — С. 69.

    2. No Joke, Washington Post Magazine 2004 г.

    3. Кобяков А., М.Хазин Закат империи доллара и конец Pax Americana, М.: Издательство «Вече», 2003.

    4. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Введение. М.: Логос, 2000

    5. Глобальная инфляция, "единственное месторождение долларов" и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] No Joke, Washington Post Magazine (2004

    [3] Интервью на «Эхо Москвы»

    [4] Николай фон Крейтор "Вторжение", отдельный выпуск №4, М., 2000

    [5] к2Kapital

    [6] K2Kapital

    [7] Максон А. #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Григорий Сапов, Валерий Кизилов. Инфляция и её последствия. Г.Москва Издательство Панорама 2006 г.

    [9] В.Иноземцев. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Введение. М.: Логос, 2000

    [10] Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля ; Рос. ассоциация междунар. исследований. – М. : МГИМО-Университет, 2007.

    [11] А.Кобяков, М.Хазин Закат империи доллара и конец Pax Americana, М.: Издательство «Вече», 2003.

    [12] Ягья Ватаняр Саидович//Кто есть кто в Санкт-Петербурге: Биографический ежегодник. Вып.10/В. К. Васильев, О. С. Кузин, Ю. И. Светов.—СПб. Издательский дом «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», 2005. С.476—477

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Надгосударственное экономическое регулирование в странах Европейского Союза ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.