Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Наказание

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Наказание
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    С

    Введение. 3

    1. Уголовно-правовая характеристика наказания. 5

    1.1. Понятие и признаки уголовного наказания. 5

    1.2. Цели наказания. 10

    2. Система и виды наказаний. 22

    2.1.Система наказаний. 22

    2.2. Виды наказаний. 27

    Заключение. 40

    Библиографический список. 42


    Введение


    Актуальность настоящей работы состоит в том, что уголовное наказание - это особая, одна из наиболее суровых и тяжких мера (форма) государственного принуждения, применяемая к лицу, виновному в совершении какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления. Уголовное наказание назначается от имени государства (Российской Федерации) и только по приговору суда. Никакой орган государственной власти не наделен такими функциями. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом и только в порядке, предписанном уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

    Уголовное наказание носит всегда строго индивидуальный (личный) и публичный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, непричастных к совершению преступления (его родственников, близких). При назначении наказания проявляется официальная отрицательная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании. Государство с помощью наказания заставляет преступника искупить свою вину перед обществом, стать честным гражданином, т.е. принуждает лицо к определенному законопослушному поведению.

    Наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для личности блага (жизнь, свобода, честь и достоинство и т.п.), состоит в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Вместе с тем наказание применяется на основании принципа экономии использования воспитательно-карательных средств при наказании преступников. Так, лишения, ограничения и иные тяготы лицо испытывает и в процессе отбывания назначенного наказания.

    Целью настоящей работы является рассмотрение понятия наказании, классификацию и проблем определения целей наказания.

    На основании вышеизложенного были поставлены следующие задачи:

    - Рассмотреть понятие и признаки наказания;

    - Исследовать цели наказания;

    - Раскрыть систему наказаний;

    - Показать виды наказаний.

    Предметом исследования является действующее законодательство регулирующие наказание. Объект исследования составляют правоотношения наказания.

    При написании курсовой работы были использовано действующее законодательство, устанавливающее наказание, это УК РФ.

    В процессе написании данной работы использована научная литература, посвященная вопросам наказания в уголовном праве. В частности были использованы работы М.Д. Шаргородского, Н.С. Таганцева, С.В. Максимова, В.И. Зубкова и другие.


    1. Уголовно-правовая характеристика наказания

    1.1. Понятие и признаки уголовного наказания


    В основных уголовно-правовых нормативных актах Российской империи - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) и Уголовное уложение (1903 г.) - не давалось законодательного определения понятия "наказания". Такое определение появилось в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР (1919 г.) (ст. 7): "наказание - это мера принудительного воздействия, посредством которого власть обеспечивает должный порядок общественных отношений от нарушителей последнего".[1]

    В ч. 1 ст. 43 УК РФ наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

    Поскольку в определении отражаются свойства определяемого явления, то из него можно уяснить основные признаки уголовного наказания. В литературе указывается разное количество этих признаков (от четырех до восьми), но по своим содержательным характеристикам они в основном совпадают.

    1. Наказание есть мера государственного принуждения.

    Прежде всего наказание есть принуждение, его назначение и исполнение осуществляется вопреки воле осужденного. Наказание всегда назначается от имени государства, Российской Федерации, т.е. носит публичный характер, и выражает официальное порицание преступника и его деяния. Наказание есть государственное принуждение, его назначение и исполнение является исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов. Наказание есть мера принуждения, т.е. имеет определенные количественные пределы. От иных мер государственного принуждения, применяемых, например, за административные правонарушения, уголовное наказание отличается количественно (включает больше ограничений) и качественно (назначается только за совершение преступлений, и его назначение влечет правовое последствие в виде судимости).[2]

    2. Наказание назначается только судом.

    Уголовное наказание - это особая мера государственного принуждения, она назначается только судом. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание. В свое время в СССР уголовная репрессия осуществлялась и внесудебными органами. Вступивший в силу обвинительный приговор суда является генеральным юридическим фактом, порождающим весь комплекс уголовно-исполнительных правоотношений. Освобождение от наказания также осуществляется только судом. Внесудебный порядок освобождения от наказания возможен только в силу амнистии или помилования.

    3. Наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, оно имеет личный (индивидуальный) характер.

    В соответствии с принципом вины (ст. 5 УК РФ) уголовная ответственность наступает только за виновно совершенное деяние. Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность и наказание. Наказание может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и ни к кому другому. Коллективной ответственности и наказания современное уголовное право не знает. Ответственность соучастников преступления не является коллективной, каждый соучастник несет ответственность только за свои действия в зависимости от характера и степени фактического участия в совершенном преступлении.

    Это верно и для случаев прикосновенности к преступлению - заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК), и заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316 УК). Эти деяния причинно не связаны с совершенным преступлением, не являются видом пособничества, т.е. не образуют соучастия, а ответственность за них наступает потому, что они сами по себе содержат признаки самостоятельного состава преступления. Их общественная опасность состоит в том, что они затрудняют деятельность правоохранительных органов по поиску, изобличению и наказанию лиц, виновных в совершении преступления.

    Но личный характер наказания не означает, что оно не может причинять страдания (наносить вред) и непричастным к преступлению лицам, например членам семьи осужденного.[3]

    4. Наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица.

    Содержание наказания заключается в лишении субъекта предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или духовных благ, которое причиняет ему страдания. Это могут быть свобода, имущество, честь и т.д. Разные виды наказания различаются именно своим содержанием. Вследствие осуждения преступник может лишиться и многих других благ (семьи, уважения окружающих и т.д.), но они не входят в содержание наказания, поскольку необходимость их лишения не указана в законе. На это обращал внимание известный русский юрист Н.С. Таганцев: "Необходимо отделить от наказания и нравственные муки, угрызения совести, испытываемые преступником, хотя бы они были столь сильны, что для их прекращения он спешил отдаться в руки правосудия, выстрадать свою вину. Необходимо выделить далее вызванные преступлением изменения в отношениях к виновному его семьи, знакомых, общества, потерю любви, уважения, доверия и притом даже и тогда, когда такая потеря выражается во внешней, осязаемой форме: не будет наказанием в юридическом смысле отцовское проклятье, хотя оно сопровождалось составлением рассерженным отцом духовного завещания, лишающего виновного сына наследства; не будет наказанием отказ от дома, неподача руки, забаллотировка при выборах и т.п., как скоро во всех этих лишениях не заключается юридического ограничения личности и ее прав"[4].

    Также не входят в содержание наказания, например, лишение свободы, средства исправительного воздействия (общественно полезный труд, обучение, воспитательная работа и т.д.). Ведь труд, образование, занятия спортом сами по себе являются благом.

    Можно согласиться с В.И. Зубковой в том, что формулировка ч. 1 ст. 43 УК РФ "наказание заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод" является не совсем точной[5]. Эти лишения и ограничения могут быть предусмотрены не только в УК РФ. Например, наказания можно классифицировать в зависимости от того, насколько полно содержание наказания фиксируется в статьях Общей части Уголовного кодекса РФ. Здесь можно выделить срочные наказания (ограничение свободы, арест, лишение свободы), отбываемые в специализированных учреждениях, входящих в уголовно-исполнительную систему, подведомственную Минюсту России. Для этих наказаний в статьях Общей части УК РФ обозначаются лишь общие рамки: ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества (ст. 53 УК РФ); арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (ст. 54 УК РФ); лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительное учреждение (ст. 56 УК РФ). Установление же конкретного комплекса правоограничений для этих наказаний делегируется Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Содержание наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части раскрывается только в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (гл. 20 УИК РФ). И есть наказания, чье содержание определено в нормах Общей части УК РФ: штраф; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.[6]

    Содержание наказания выступает в юридической форме правоограничений - лишении или ограничении прав и свобод человека и гражданина. Эти ограничения могут устанавливаться только федеральным законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исчерпывающе определены основания установления таких ограничений: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

    Иногда к признакам наказания относят и судимость[7]. Если судимость есть признак наказания, то когда нет наказания, не должно быть и судимости. И наоборот, когда есть судимость, то должно быть и наказание. Однако судимыми являются и лица, которым наказание назначалось, но не применялось (условно осужденные в период испытательного срока), и лица, которые освобождены от отбывания наказания (досрочно или по отбытии срока наказания). Кроме того, судимость характеризует не наказание как таковое, а лицо, которому оно назначено. Наказание и судимость есть самостоятельные явления, имеющие разную правовую природу[8]. Поэтому судимость есть не признак наказания, а правовое последствие его назначения, выражающееся в особом правовом состоянии лица. Хотя некоторые авторы рассматривают судимость и как признак наказания, и как последствие его отбытия[9].


    1.2. Цели наказания


    Цели наказания относятся к числу системообразующих характеристик, они определяют построение и направленность многих правовых институтов, оказывают влияние на применение многих норм, например на назначение наказания и освобождение от отбывания наказания: "Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступлений назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания" (ч. 1 ст. 60 УК РФ); "лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания" (ч. 1 ст. 79 УК РФ). Цели наказания определяются уголовной политикой государства: формулируя цели, законодатель показывает, какого желаемого конечного результата стремится достичь государство, применяя уголовное наказание за совершаемые преступления. Вопрос о целях тесно связан с проблемой эффективности уголовного наказания, да и уголовного права в целом. Поэтому целям наказания всегда уделялось большое внимание в правовой теории и законодательной практике.

    В дореволюционном российском уголовном законодательстве цели наказания не определялись, и только в ст. 7 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР (1919 г.) появилось указание на то, что задачей наказания является охрана общественного порядка от будущих возможных преступлений как самого преступника, так и иных лиц (т.е. специальное и общее предупреждение).

    Из принципа гуманизма (ч. 2 ст. 7 УК РФ) следует, что наказание не имеет целью причинение физических или нравственных страданий. Государство не мстит преступникам, наказание не преследует цель просто покарать преступника, действие наказания обращено в будущее. Так, Ч. Беккариа писал: "Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление... Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же"[10].

    Наказание не имеет целью причинение страданий, но оно неизбежно их причиняет. Кара не цель наказания, а его сущность, т.е. неотъемлемое (атрибутивное) свойство всех конкретных наказаний (явлений), характеристика их качественной неопределенности. То, что не обладает свойством кары, что не способно причинять страдания, не может являться наказанием. В данном случае речь идет не об индивидуальном восприятии кары (разные люди могут по-разному переживать лишение одного и того же блага), а об общепринятом представлении о ней. Как писал Н.С. Таганцев, "лишение или ограничение благ и прав является страданием с точки зрения общих условий человеческой жизни, известной средней ощущаемости страданий, безотносительно к тому, как смотрит на него и ощущает его наказываемый"[11]. И только потому, что наказание объективно обладает свойством причинять страдания, перед ним может ставиться цель предупреждения преступлений. А поскольку наказание само по себе есть кара, нет смысла ставить перед ним цель кары.

    В свое время велась широкая научная дискуссия по вопросу о каре как цели наказания. Большинство ученых признавали кару сущностью наказания, но это еще не предопределяло решение вопроса о каре как цели наказания. Одни ученые, в основном специалисты по уголовному праву, признавали такую цель наказания, другие, в основном специалисты по исправительно-трудовому праву, с этим были не согласны.[12] Хотя, в общем-то, формулировка ст. 20 УК РСФСР "наказание не только является карой за совершенное преступление, но имеет целью исправление" только констатировала, что наказание является карой, и ничего более.

    Признавая кару сущностью наказания, неточно говорить о ней как о цели. Если бы цель применения явления (наказания) совпадала с его сущностью, то вообще не вставала бы проблема эффективности: каждый случай его применения был бы эффективным, цель совпадала бы с результатом, поскольку сущность, будучи неотъемлемым свойством явления, обнаруживает себя во всех случаях (неслучайно сторонники кары как цели наказания никогда не обсуждали проблему эффективности этой цели). Проблема в том и состоит, что цель лежит за пределами явления, но ее можно достичь, только используя сущностные свойства явления, т.е. сущность определяет саму возможность и средства достижения поставленной цели. Отсюда следует, что, во-первых, реальность цели определяется сущностью, во-вторых, даже реальная цель не достигается автоматически. Свойства явления содержат только возможность достижения цели, а действительное ее достижение зависит от умения использовать эти свойства.

    В ч. 2 ст. 43 УК РФ закреплено: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Таким образом, наказание преследует три основные цели:

    - восстановление социальной справедливости;

    - исправление осужденного;

    - предупреждение совершения новых преступлений.

    Нарушение закона есть одновременно отрицание идеи социальной справедливости. В этом смысле преступление есть деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни, дезорганизующее ее. Назначая наказание виновному лицу, суд от имени государства принимает меры к восстановлению социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости означает возмещение ущерба применительно как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом[13]. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную им социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

    Восстановление социальной справедливости как цели наказания не следует сводить к принципу справедливости (ст. 6 УК РФ), хотя они, конечно, взаимосвязаны: только справедливое наказание может способствовать восстановлению социальной справедливости. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" говорится: "Обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации". Принцип справедливости наказания характеризует не социально-превентивную функцию института наказания, а предъявляет определенные требования к конкретно назначаемому наказанию - оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Здесь идет речь о справедливости по отношению к преступнику. Несправедливым будет как слишком строгое, так и слишком мягкое наказание.

    Постановка перед наказанием цели восстановления социальной справедливости является новеллой для российского уголовного законодательства. И эта новелла вызвала неоднозначные суждения. Одни ученые считают, что наказание способно восстановить социальную справедливость, поскольку оно обладает восстановительными[14] или компенсационными[15] свойствами, т.е. применением наказания возможно восстановить нарушенное право или компенсировать нанесенный ущерб. Другие ученые считают, что эта цель не присуща институту наказания, что уголовное наказание не обладает реститутивной функцией. Восстановление нарушенного права возможно в рамках гражданско-правовых, а не уголовно-правовых правоотношений. А компенсировать физический или моральный вред наказание не может. Максимум, на что способно уголовное наказание, - это удовлетворить чувство социальной справедливости (которое сходно с чувством мести)[16].

    Можно также отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе РФ цель восстановления социальной справедливости отсутствует.

    В советском уголовном праве перед наказанием ставилась цель исправления и перевоспитания осужденных. В УК РФ цель перевоспитания отсутствует, поскольку было признано, что она недостижима уголовно-правовыми средствами. Исправление осужденного предполагает нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, к правилам человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ). Эта цель достигается путем применения к осужденному как наказания, так и средств исправления, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (труд, обучение, профессиональная подготовка, воспитательная работа и общественное воздействие).

    Вопрос об исправлении как цели наказания в теории также является дискуссионным. Так, М.Д. Шаргородский считал, что исправление является не самостоятельной целью наказания, а средством достижения цели предупреждения преступлений[17]. Другие авторы также предлагают исключить исправление из целей наказания, полагая ее нереалистичной, недостижимой с помощью уголовно-правовых средств и, более того, недемократичной, поскольку государство не может принудительно "улучшать" своих граждан[18]. Конечно, эти доводы можно считать вполне резонными, если исправление трактовать в духе ч. 1 ст. 9 УИК РФ. Но само исправление можно понимать и по-другому. Поскольку уголовно-правовые нормы составляют низший, элементарный уровень правил человеческого общежития, то цель исправления можно считать достигнутой, если после отбытия наказания осужденный больше не совершает преступлений, независимо от мотивов правопослушного поведения - осознал ли он свое негативное поведение, раскаялся ли в содеянном, или же боится вновь подвергнуться наказанию. Исправить - значит добиться правопослушного поведения.

    Цель предупреждения (превенции) совершения новых преступлений, как правило, подразделяют на две - специальное (частное) предупреждение (предупреждение преступлений со стороны осужденных) и общее предупреждение (со стороны иных лиц).

    Предполагается, что адресатом цели общего предупреждения являются просто иные лица, т.е. не осужденные. Но, вообще говоря, действительным адресатом этой цели являются не все граждане, а только неустойчивые, т.е. те, кто не совершает преступлений только из-за страха перед наказанием. Большинство же людей не совершают преступлений в силу внутренних убеждений, для них устрашение не имеет мотивирующего значения. И есть лица, для которых угроза наказания также не имеет мотивирующего значения, но в силу других причин (террористы-смертники). Общепредупредительная цель достигается, во-первых, посредством издания уголовного закона, устанавливающего ответственность за совершение преступлений (угроза наказания), во-вторых, путем применения наказания к конкретным лицам (как подтверждение реальности угрозы). Неотвратимость ответственности имеет больший предупредительный эффект, чем строгость наказания. Совершение преступления неосужденным свидетельствует о том, что в отношении данного лица общепревентивная цель не была достигнута.[19]

    Адресатом цели специального предупреждения являются лица, отбывающие наказание (осужденные). Само применение наказания, претерпевание осужденным лишений и страданий создают психологический барьер для преступного поведения. Эта цель достигается также путем создания условий, затрудняющих или лишающих преступника физической возможности совершать новые преступления (помещение в исправительное учреждение, запрет занимать определенные должности), и установления за ним контроля со стороны специализированного государственного органа. Совершение преступления осужденным во время отбывания наказания свидетельствует о том, что в отношении него цель частного предупреждения не была достигнута.

    В теории вопрос о разграничении целей исправления и частного предупреждения является дискуссионным. Некоторые ученые трактуют частнопревентивную цель следующим образом: это предупреждение преступлений со стороны осужденных как в период отбывания ими наказания, так и после его отбытия[20]. В этом случае цель исправления осужденного представляет собой средство достижения цели частного предупреждения, и нет смысла закреплять ее в законе в качестве самостоятельной цели.

    Именно такое следствие неприемлемо для представителей другой позиции, которые подчеркивают важность и необходимость самостоятельной цели исправления[21].

    Из того, что цель должна быть самостоятельной и независимой, не следует, конечно, что она в действительности является таковой. Чтобы это обосновать, необходимо показать, что достижение цели обеспечивается особыми средствами, что она может быть достигнута отдельно от других и что существуют свои критерии ее эффективности. Только тогда можно сказать, что цели частного предупреждения и исправления разграничены и последняя является самостоятельной и независимой.

    Первая трудность в разграничении целей частного предупреждения и исправления достаточно очевидна: как разграничить результаты действия средств, обеспечивающих достижение этих целей? Действительно, если осужденный во время отбывания наказания не совершает преступлений, можем ли мы с уверенностью сказать, какая именно цель здесь достигнута - исправительная или частнопредупредительная? Правопослушность поведения осужденного является результатом его исправления или же физического воздействия условий отбывания наказания?

    Логичный шаг по преодолению этих трудностей - разделение частнопредупредительного и исправительного воздействий по времени. Когда говорится о том, что частное предупреждение обеспечивается путем создания условий, исключающих совершение новых преступлений[22], то тем самым фактически утверждается, что эта цель ограничивается периодом отбывания наказания. Естественным показателем эффективности этой цели будет количество преступлений, совершаемых осужденными во время отбывания наказания.

    Смысл цели исправления - несовершение преступлений в будущем. Тогда показателем эффективности цели исправления будет являться уровень рецидива среди освобожденных от наказания. Да, осужденный может исправиться во время отбывания наказания, но удостовериться в этом можно только тогда, когда он отбыл наказание, когда он не стеснен его рамками и свободен в выборе вариантов своего поведения. Таким образом, хотя адресатом цели исправления является осужденный, о результате достижения этой цели мы можем судить только по поведению лица, освобожденного от отбывания наказания.

    При таком соотношении целей исправления и частного предупреждения можно говорить, что они являются относительно независимыми и самостоятельными. Понятно, что это разделение возможно в отношении срочных (отбываемых) наказаний.

    Цели наказания, закрепленные в законе, должны быть независимыми и самостоятельными. Это значит, что ни одна из них не является средством достижения другой, и что они могут достигаться независимо одна от другой, т.е. при реальном применении наказания какие-то цели могут быть достигнуты, а какие-то нет. Например, гражданин совершил преступление, но ни во время отбывания наказания, ни после его отбытия он больше преступлений не совершал. Следовательно, одна цель наказания (общее предупреждение) в отношении него не была достигнута, но частнопредупредительная и исправительная цели были достигнуты.

    Кроме того, цели применения наказания должны быть реальными (практически достижимыми), т.е. достигаться с помощью уголовно-правовых средств и иметь объективные (доступные проверке) показатели эффективности. Под эффективностью понимается способность некоторого средства достигать поставленной цели. Степень совпадения цели и результата является показателем эффективности выбранного средства. Проблема средств достижения целей наказания и их эффективности является весьма сложной и недостаточно разработанной в теории.

    Для разных целей наказания характерны разные механизмы воздействия: общее предупреждение - это психическое воздействие угрозы наказания; частное предупреждение - физическое и психическое воздействие условий отбывания наказания; исправление - психическое воздействие отбытого наказания. У них разные показатели эффективности: для общего предупреждения - уровень первичной преступности; для частного предупреждения - уровень преступности среди лиц, отбывающих наказание; для исправления - уровень рецидивной преступности.[23]

    Но, как уже говорилось, не для всех граждан угроза наказания имеет мотивирующее значение. Поэтому уровень первичной преступности как показатель эффективности цели общего предупреждения является достаточно условным. Столь же условным показателем для цели исправления является и уровень рецидивной преступности. Как свидетельствуют данные криминологических исследований, основными причинами рецидива являются недостатки в трудовом и бытовом устройстве освобожденных от наказания, а неудовлетворительная работа учреждений и органов, исполняющих наказания, по исправлению осужденных не относится к числу основных.

    Для цели восстановления социальной справедливости в теории пока не разработаны вопросы о механизмах воздействия и показателей эффективности.

    Следует отметить, что возможность реализации целей в определенной степени зависит и от характера наказания. Например, перед смертной казнью, естественно, не ставится цель исправления. Но это исключительная мера наказания. А перед пожизненным лишением свободы, поскольку законом предусмотрена возможность условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания (ч. 5 ст. 79 УК РФ), цель исправления ставится. В.И. Зубкова считает, что цель исправления не должна ставиться перед всеми бессрочными наказаниями (штраф; лишение воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград; смертная казнь): "При назначении этих видов наказания цель исправления не присутствует, поскольку ввиду специфики исполнения этих наказаний такой цели там и не должно быть"[24]. Но если, как уже говорилось выше, под целью исправления понимать несовершение преступлений лицом после отбытия (исполнения) наказания, то эта цель может ставиться перед всеми наказаниями.

    Некоторые авторы считают, что поскольку каждый вид наказания обладает своей спецификой, то следует ставить свои специфичные цели перед отдельными видами наказания[25]. Возможно, такая постановка вопроса и имеет право на существование, но сами конкретные предложения не выдерживают критики. Так, И.В. Упоров считает, что, например, для ограничения свободы специальной целью является ограничение трудовых прав и свободы выбора местожительства, для обязательных работ - использование бесплатного труда осужденного за счет лишения части его свободного времени[26]. Здесь автор явно смешивает понятие цели наказания со средствами ее достижения и с самим содержанием наказания.

    2. Система и виды наказаний

    2.1.Система наказаний


    Среди ученых нет существенных расхождений в вопросе о понятии системы уголовных наказаний. Система наказаний - это установленный законом, соответствующий наказанию и его целям, обязательный для судов исчерпывающий перечень видов наказания, расположенных в определенном порядке соответственно степени их тяжести.[27]

    Приведенное определение основывается на трех основных признаках системы наказаний.

    1. Систему наказаний образует предусмотренный уголовным законом перечень видов наказаний. Такой перечень приведен в ст. 44 УК РФ и включает: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертную казнь.

    Названная статья существенно изменила перечень наказаний, по сравнению с аналогичной ст. 21 УК РСФСР 1960 г., дополнив его такими новыми видами, как обязательные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. В систему наказаний включены ранее не входившие в нее наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части (ранее именовавшегося направлением в дисциплинарный батальон) и смертной казни. Изменено не только название, но и содержание некоторых наказаний. Так, вместо лишения воинского или специального звания предусмотрено наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; вместо исправительных работ без лишения свободы - исправительные работы; вместо лишения свободы - лишение свободы на определенный срок.

    2. Перечень видов наказаний, содержащихся в ст. 44 УК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

    Практически это означает, что суд в правоприменительной деятельности обязан придерживаться этого перечня и не вправе применять наказания, не предусмотренные законом.[28]

    3. Систему наказаний образует перечень их видов, расположенных в определенном порядке по степени тяжести.

    Установленный законом порядок расположения наказаний показывает их соотношение. В УК РФ наказания расположены в порядке от менее строгого к более строгому. Такой порядок призван ориентировать суды в сторону экономии уголовной репрессии. В соответствии с ч. 1 ст. 60 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

    При этом следует учитывать, что систему наказаний образует именно та их последовательность, которая дана в ст. 44 УК РФ.

    С учетом разнообразия предусмотренных законом наказаний, а также условий, при которых они могут быть назначены, в юридической литературе предлагаются различные варианты классификации наказаний. Не вдаваясь в их подробное описание, остановимся лишь на тех классификациях, которые представляются наиболее методически значимыми при изучении уголовного права.

    В зависимости от содержания и основной направленности правоограничений, составляющих содержание отдельных видов наказаний, среди последних можно выделить следующие.

    1. Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, в том числе:

    а) направленные на ограничение предусмотренных Конституцией РФ (ст. 34 - 37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также специальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан, - штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    б) направленные на ограничение вытекающих из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе;

    в) направленные на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства - ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части.

    2. Наказания, связанные с изоляцией от общества, - арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.

    3. Исключительная мера наказания - смертная казнь.[29]

    В соответствии с предусмотренным ст. 45 УК РФ порядком применения наказаний они подразделяются на три группы: а) основные; б) дополнительные; в) назначаемые либо в качестве основных, либо в качестве дополнительных.

    Основные наказания могут назначаться только самостоятельно и независимо друг от друга. Они не могут присоединяться к другим видам наказания. Определяя наказание, суд может назначить только одно из основных наказаний, предусмотренных законом за данное преступление. К числу основных наказаний относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест, содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

    Дополнительными наказаниями являются такие, которые не могут назначаться самостоятельно, а могут лишь присоединяться к основным наказаниям для усиления воспитательного и предупредительного воздействия на осужденного. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ таковым является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Некоторые виды наказаний, в частности штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных. В качестве основных они могут назначаться лишь в случаях, прямо указанных в санкциях статей уголовного закона. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться также лишь в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - во всех случаях, когда суд сочтет необходимым его применение.[30]

    Подразделение наказаний на общие и специальные в теории уголовного права основано на особенностях лиц, осуждаемых за преступления. Некоторые наказания могут применяться лишь к лицам, обладающим специальными признаками, указанными в законе, в то время как другие наказания - к общей массе преступников. Например, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части относят к специальным наказаниям, поскольку они применяются лишь к военнослужащим.

    В ряде случаев закон указывает минимальные и максимальные периоды, в течение которых может исполняться определенное наказание, предоставляя суду право определять его срок в каждом конкретном случае. Исполнение других видов наказания в нормах уголовного права не связывается с каким-либо сроком. Отсюда наказания делят на срочные и не связанные с определенным сроком. К числу срочных видов наказания относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы; исправительные работы, ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок. В качестве наказаний, не связанных с определенным сроком, выступают: штраф; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.[31]

    Общей чертой срочных наказаний является то, что их исполнение предполагает специальное психолого-педагогическое (исправительное) воздействие на осужденного, включающее проведение воспитательной работы и осуществление контроля за его поведением. Поэтому данные наказания рассчитаны прежде всего на лиц, обладающих устойчивыми антиобщественными ориентациями.

    Научно-практическая ценность приведенных классификаций состоит в том, что они способствуют выявлению возможностей каждого вида наказания в предупреждении преступлений, позволяют находить оптимальное сочетание наказаний, прослеживать системные связи между ними.


    2.2. Виды наказаний


    В части 1 ст. 46 УК РФ штраф определяется как денежное взыскание, налагаемое судом на осужденного в случаях и в пределах, которые предусмотрены уголовным законом.

    Штраф находится на первом месте в перечне видов наказаний. Как отечественная, так и зарубежная практика дают многочисленные подтверждения тому, что умелое применение этого наказания способно оказывать достаточно серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные последствия - делать невыгодным совершение многих видов имущественных, экономических и иных преступлений. Поэтому в некоторых международных документах, например в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, рекомендуется широкое использование штрафа как альтернативы лишению свободы.[32]

    С учетом отмеченных обстоятельств УК РФ содержит ряд положений, направленных на расширение сферы применения данного вида наказания.

    Во-первых, предусмотрена возможность применения штрафа за довольно широкий круг преступлений. Он предусмотрен в санкциях более чем 30% норм Особенной части УК РФ.

    Во-вторых, внесены изменения в порядок исчисления размера штрафа и в предельные его размеры. УК РСФСР 1960 г. предусматривал размер штрафа в пределах от одной второй минимального размера оплаты труда до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо в размере пятидесятикратной суммы причиненного ущерба. Лишь в исключительных случаях за отдельные преступления устанавливались более высокие размеры штрафа. Согласно ч. 2 ст. 46 действующего УК РФ штраф устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Таким образом, законом предусмотрены достаточно широкие пределы усмотрения суда при назначении штрафа и определении его размера, создающие возможность дифференцированного и вместе с тем достаточно сильного предупредительного воздействия на осужденного.

    В-третьих, усилена ответственность за злостное уклонение осужденного от уплаты штрафа. Если по ч. 3 ст. 30 УК РСФСР суд мог заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ без лишения свободы либо наказанием в виде возложения обязанности загладить причиненный вред, то согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, он заменяется любым видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

    Наряду с этим ст. 46 УК РФ содержит и такие положения, которые направлены на разумное ограничение применения штрафа. Очевидно, например, что штраф в качестве основного наказания не следует применять за тяжкие насильственные и особо тяжкие преступления, поскольку это давало бы возможность определенным лицам как бы откупаться от надлежащей ответственности за такие деяния, как убийство, изнасилование и т.п. Штраф не должен превращаться и в средство разорения осужденного и его близких, поскольку это противоречило бы целям уголовного наказания.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данное наказание, как указано в ст. 47 УК РФ, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания в тех случаях, когда суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невозможным сохранение за ним права занимать какую-либо должность либо работать в какой-либо сфере деятельности.

    На практике это наказание назначается главным образом лицам, преступления которых были связаны с должностным положением или профессиональной деятельностью (например, работникам торговли, осуждаемым за корыстные преступления, водителям - за автотранспортные преступления, государственным служащим - за злоупотребления своим положением и т.п.).[33]

    При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью соответствующие должности либо вид деятельности в приговоре суда должны быть обозначены конкретно. Поэтому, например, противоречит закону запрещение работать в торговле или заниматься предпринимательством, так как эти сферы включают неопределенно широкий круг профессий или видов деятельности (грузчика, кассира, бухгалтера, продавца, снабженца, директора и т.д.).

    В отличие от штрафа лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ в качестве наказания за данное преступление. В качестве основного этот вид наказания может быть назначен лишь в случаях, указанных в законе.

    В соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При соединении этого наказания с другими основными срочными видами наказания оно распространяется на все время их отбывания, но при этом его срок начинает исчисляться с момента их отбытия.[34]

    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Сфера применения данного наказания ограничена вследствие того, что оно: а) применяется только в качестве дополнительного; б) только при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; в) с учетом личности осужденного, т.е. в случаях, когда совершенное преступление и другие обстоятельства, ее характеризующие, по мнению суда, обусловливают невозможность сохранения у лица имеющегося специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Воинские звания - это звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" (рядовой, матрос, сержант, лейтенант, майор и т.д.).

    Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т.д. Например, перечень и порядок присвоения специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки Российской Федерации и другие, предусмотренные Положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г.

    Согласно Положению о федеральной государственной службе, утвержденному Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., государственным служащим, занимающим государственные должности, присваиваются классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1-го, 2-го и 3-го класса, советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса и т.д. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины прокурорских работников, например: старший советник юстиции, советник юстиции и т.д.

    Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, почетные звания, предусмотренные Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ N 442 от 2 марта 1994 г. "О государственных наградах Российской Федерации".

    Перечень вышеуказанных государственных званий, чинов и наград является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Поэтому, например, нельзя лишить осужденного в порядке ст. 48 УК РФ почетных званий, присвоенных международными организациями, иностранных орденов и медалей, профессиональных квалификационных разрядов, ученых степеней и званий и т.п.[35]

    Как указано в нормах уголовно-исполнительного законодательства, для лишения лица соответствующего звания, чина, награды достаточно наличия вступившего в законную силу приговора суда, копия которого направляется органу или должностному лицу, присвоившему данное звание, чин и награду. Должностное лицо вносит в определенные документы сведения о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры к лишению его прав и льгот, связанных со званием, чином или наградами.

    При наличии у осужденного нескольких орденов, медалей, почетных званий суд по своему усмотрению вправе лишить его всех наград и званий либо части их с мотивировкой принятого решения.

    Обязательные работы. Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" положения УК РФ, относящиеся к данному виду наказания, вводятся в действие отдельным федеральным законом по мере создания необходимых социально-экономических условий для исполнения этого наказания, но не позднее 2004 г. В качестве вида наказания, применяемого в Российской Федерации, обязательные работы были введены Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ. Поэтому время фактического начала их применения можно отсчитывать с начала 2005 г.

    Обязательные работы являются новым видом наказания для российского уголовного права. Его включение в систему наказаний осуществлено с учетом рекомендаций международного сообщества, а также практического опыта ряда зарубежных государств.[36]

    Содержание рассматриваемого наказания, как указано в ч. 1 ст. 49 УК РФ, состоит в выполнении осужденным в свободное от работы время или во время, свободное от учебы, бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Характер такого рода работ действующим законодательством пока не определен. В зарубежных странах осужденные к подобным наказаниям чаще всего привлекаются к работам, не требующим высокой квалификации, низкооплачиваемым и непрестижным у населения, например очистке улиц, площадей, скверов и других объектов.

    Обязательные работы относятся к числу срочных видов наказания. Однако в отличие от других срочных наказаний его продолжительность исчисляется не днями, месяцами и годами, а в часах. На основании ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Указание на дневную продолжительность работ косвенно определяет их временные рамки. Например, если исходить из предположения о продолжительности работ по четыре часа в день, то срок обязательных работ в пределах, обозначенных названной правовой нормой, может составлять от пятнадцати до шестидесяти дней.[37]

    Исправительные работы (ст. 50 УК РФ) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда, с удержанием определенной части его заработка в доход государства.

    Данный вид наказания является одним из наиболее распространенных и традиционных именно для отечественного уголовного права, хотя на протяжении истории отдельные его элементы, да и названия неоднократно менялись. Фактически данное наказание в течение длительного времени является основной альтернативой наказанию в виде лишения свободы на определенный срок. В дореволюционной России широко практиковались принудительные (каторжные) работы без изоляции осужденного от общества, но обычно в соединении со ссылкой или высылкой. Уголовное законодательство первых лет советской власти содержало два сходных вида наказания: 1) ссылка, соединенная с принудительными работами; 2) исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. Последующий опыт применения этого наказания привел к тому, что УК РСФСР 1960 г. в качестве самостоятельного вида наказания закрепил исправительные работы без лишения свободы: а) отбываемые по месту прежней работы осужденного; б) отбываемые в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора (но в районе места жительства осужденного).

    В УК РФ 1996 г. первоначально было предусмотрено, что исправительные работы отбываются осужденным по его основному месту работы. В последующем в уголовный закон были внесены изменения. В части 1 ст. 50 УК РФ указано, что наказание в виде исправительных работ назначается осужденному, не имеющему основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с соответствующей уголовно-исполнительной инспекцией, в районе места жительства осужденного.

    В связи с этим труд осужденного приобретает черты принудительного. Это проявляется и в том, что нормами уголовно-исполнительного законодательства предусмотрен ряд ограничений для осужденного, связанных с его трудовой деятельностью. Например, в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный, не имеющий работы, не вправе отказываться от предложенной ему работы или переквалификации.[38]

    Уголовным законом установлен срок отбывания исправительных работ - от двух месяцев до двух лет, в пределах которого суд определяет продолжительность наказания в каждом отдельном случае. Сроки исправительных работ на основании ст. 72 УК РФ исчисляются в месяцах и годах, при сложении наказаний или замене одного наказания другим допускается исчисление срока исправительных работ в днях.

    Ограничение по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ 1996 г. По своему содержанию оно отчасти напоминает наказание в виде исправительных работ, например, тем, что осужденный продолжает социально-полезную деятельность без разрыва с ближайшим окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства определенной части его денежного содержания. Анализ текста закона позволяет предположить, что ограничение по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, т.е. избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, оно применяется при осуждении за воинские преступления в предусмотренных законом случаях.[39]

    Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ. Из числа таких наказаний ближайшим применительно к ограничению по военной службе в перечне, предусмотренном ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.

    При сложении наказаний в порядке ст. 71 УК РФ исправительные работы и ограничение по военной службе по отношению к лишению свободы оцениваются одинаково.

    Наряду с этим наказание в виде ограничения по военной службе обладает некоторыми особенностями, обусловленными спецификой правового статуса осужденного и условиями прохождения военной службы. Поэтому его исполнение не связано с рядом правоограничений, предусмотренных для осужденного к исправительным работам. Например, нет ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставляемого военнослужащему. В то же время ограничение по военной службе предполагает правоограничения, не свойственные исправительным работам. Как указано в ч. 2 ст. 51 УК РФ, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, в срок наказания не засчитывается выслуга лет для присвоения очередного воинского звания.[40]

    Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

    Это наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих государствах.[41]

    Предусмотренный ст. 54 УК РФ арест, так же как обязательные работы и ограничение свободы, является новым наказанием, неизвестным прежнему УК. Он также начнет применяться после создания условий для исполнения этого наказания, не позднее 2006 г.

    Арест относится к числу основных видов наказания и назначается только в случаях, предусмотренных нормами Особенной части УК. Как указано в ч. 1 ст. 54 УК РФ, он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

    В уголовном законе не раскрывается содержание того, что понимается под условиями строгой изоляции, однако об этом можно получить представление из анализа норм главы 10 УИК РФ. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Краткосрочные свидания предоставляются один раз в месяц только несовершеннолетним осужденным. Телефонные разговоры с родственниками разрешаются только при исключительных личных обстоятельствах.

    Содержание в дисциплинарной воинской части. Данный вид наказания был известен и прежнему УК, в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. Статья 55 УК РФ не только изменила его название, но и расширила круг лиц, к которым данное наказание может применяться. Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только как основное наказание и лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ; б) совершения иных преступлений, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

    Лишение свободы, как указано в ч. 1 ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в специальное учреждение на срок, определенный приговором суда.

    В то же время ст. 56 УК РФ предусматривает, что по общему правилу лишение свободы может назначаться приговором суда в пределах от двух месяцев до двадцати лет, а при назначении наказания по совокупности преступлений или по совокупности приговоров (ст. 69, 70 УК РФ) окончательные сроки данного наказания не должны превышать соответственно - двадцати пяти и тридцати лет.

    Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы уже давно практикуется многими государствами главным образом в качестве меры, заменяющей смертную казнь. Наиболее широко это наказание используется в странах, где смертная казнь не предусмотрена законом либо не применяется фактически. В России оно было введено Законом РФ от 17 декабря 1992 г., дополнившим ст. 24 УК РСФСР указанием, что при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно. При этом, однако, пожизненное лишение свободы не было включено в систему уголовных наказаний и могло применяться не судом, а только Президентом России в порядке помилования осужденных к смертной казни.

    Новый УК РФ включил пожизненное лишение свободы в систему наказаний в качестве меры, которая может применяться не только в порядке помилования Президентом Российской Федерации, но и судом в случаях, когда он сочтет возможным не применять смертную казнь. По своему содержанию данное наказание принципиально не отличается от лишения свободы на определенный срок и также состоит в изоляции от общества в специальном учреждении.

    Смертная казнь является наиболее строгим и, по мнению многих, слишком жестоким уголовным наказанием. Оно состоит в лишении осужденного жизни и в случае приведения в исполнение характеризуется необратимостью. Поэтому уже в течение нескольких столетий ведутся оживленные дискуссии по вопросу о целесообразности применения данного вида уголовного наказания. По-видимому, решающим аргументом в этом споре является то, что, как показали многочисленные исследования, практика применения смертной казни не оказывает существенного влияния на динамику наиболее опасных преступных проявлений.

    Заключение


    Уголовное наказание - это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении его прав и свобод.

    Уголовному наказанию присущи свои специфические признаки, отличающие его от иных мер государственного принуждения и способные в комплексе представить всю сущность наказания.

    Цели наказания определены в законе. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ "наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Таким образом, УК предусматривает три цели наказания: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения нового преступления.

    Перечень видов уголовных наказаний содержится в ст. 44 УК РФ. Указанные в данной статье виды наказаний и образуют систему уголовных наказаний.

    Зафиксированная в УК РФ система наказаний отражает основные принципы современного уголовного права, в первую очередь принципы законности, справедливости и гуманизма, а также основные тенденции противостояния преступности в наше время: ужесточение уголовно-правовых мер в борьбе с тяжкими и особо тяжкими (в особенности с насильственными) преступлениями и злостными преступниками и сужение принудительных мер, связанных с лишением свободы, для менее опасных преступлений. С учетом особенностей личности совершившего преступление это дает возможность выбора соответствующего справедливого уголовного наказания. Все виды уголовного наказания в совокупности образуют определенную систему, которая представляет собой установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести (от менее строгого к более строгому).

    Все виды наказаний, включенные в систему, находятся в определенном соподчинении и соотношении: некоторые из них могут назначаться только как основные, а некоторые - лишь в дополнение к другим; одни наказания могут назначаться всем осужденным, а другие - более узкому их кругу и за посягательство на конкретные охраняемые отношения, интересы, ценности.

    Все уголовные наказания можно классифицировать по субъекту, по возможности определения срока и по характеру исправительных элементов воздействия. Так, по субъекту, к которому они применяются, наказания подразделяются на общие и специальные. Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, штраф). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так, ограничение по военной службе назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.


    Библиографический список


    Нормативно-правовые акты

    1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.


    Научная литература

    2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2009.

    3. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительных учреждениях. М., 2003.

    4. Дуюнов В.К. Механизм уголовно-правового воздействия: теоретические основы и практика реализации. М., 2010.

    5. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2009.

    6. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 2003.

    7. Козочкин Т.Д. Проблемы смертной казни в США // Вестник РУДН. 2007. N 1.

    8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2006.

    9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.К. Дуюнова - М., 2010.

    10. Курс уголовного права. Общая часть: Учебник для вузов. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2010.

    11. Максимов С.В. Цель в уголовном праве: методологические аспекты / Отв. ред. А.И. Чучаев. Ульяновск, 2010.

    12. Минин А.В. О социальной справедливости как цели уголовного наказания // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2010. С. 201.

    13. Мицкевич А.Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия. СПб., 2005.

    14. Наумов А. «Камни преткновения» уголовного наказания // Российская юстиция. 2009. N 9.

    15. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 2007.

    16. Павлухин А.Н. О целях наказания в уголовном праве // Цели уголовного наказания. Рязань, 2009.

    17. Петин И.А. Цели наказания, их обоснованность и возможность достижения // Российский следователь. 2009. N 19.

    18. Петрухин И.Л. Судебные гарантии прав личности // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Выпуск 8. М., 2002.

    19. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2 / Под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2009.

    20. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 2008. С. 70.

    21. Таганцев Н.С. Курс уголовного права. СПб., 2002.

    22. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. М., 1994.

    23. Тарбагаев А.Н. Понятие цели уголовной ответственности. Красноярск, 2009.

    24. Уголовное право России. Часть Общая: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.Л. Кругликов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009.

    25. Уголовное право. / Под ред. А. Ф. Фомина – М., 2010.

    26. Уголовное право. / Под ред. В.Н. Кудрявцева – М., 2010.

    27. Уголовное право. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. - М., 2010.

    28. Упоров И.В. Целеполагание отдельных видов наказания в российском уголовном праве // Уголовное право. 2001. N 3.

    29. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 2003.

    30. Хохряков Г.Ф., Саркисов Г.С. Преступления осужденных: причины и предупреждение. Ереван: Айастан, 2008.

    31. Цветинович А.Л. Новый уголовный кодекс РФ: достижения и просчеты // Преступность и закон. М., 2006.

    32. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. М., 2003.



    [1] Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 2007. С. 363.


    [2] Таганцев Н.С. Курс уголовного права. СПб., 2002. С. 93.

    [3] Хохряков Г.Ф., Саркисов Г.С. Преступления осужденных: причины и предупреждение. Ереван: Айастан, 2008. С. 5.


    [4] Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. М., 1994. С. 6.

    [5] Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2009. С. 49.

    [6] Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 2003. С. 134.


    [7] Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2 / Под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2009. С. 33 - 34.


    [8] Мицкевич А.Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия. СПб., 2005. С. 25.

    [9] Зубкова В.И. Указ. соч. С. 51

    [10] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2009. С. 373.

    [11] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. С. 92.

    [13] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2006. С. 125.

    [14] Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 2009. С. 364.

    [15] Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2 / Под ред. А.И. Коробеева. М., 2009. С. 42.

    [16] Цветинович А.Л. Новый уголовный кодекс РФ: достижения и просчеты // Преступность и закон. М., 2006. С. 8.


    [17] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. М., 2003. С. 31.

    [18] Минин А.В. О социальной справедливости как цели уголовного наказания // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2010. С. 201.

    [19] Козочкин Т.Д. Проблемы смертной казни в США // Вестник РУДН. 2007. N 1. С. 50.


    [20] Шаргородский М.Д. Указ. соч. С. 31 - 33.

    [21] Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 2008. С. 70.

    [22] Стручков Н.А. Указ. соч. С. 70.


    [23] Петрухин И.Л. Судебные гарантии прав личности // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Выпуск 8. М., 2002. С. 12.

    [24] Зубкова В.И. Указ. соч. С. 82 - 83.

    [25] Павлухин А.Н. О целях наказания в уголовном праве // Цели уголовного наказания. Рязань, 2009. С. 17.

    [26] Упоров И.В. Целеполагание отдельных видов наказания в российском уголовном праве // Уголовное право. 2001. N 3. С. 49.

    [27] Дуюнов В.К. Механизм уголовно-правового воздействия: теоретические основы и практика реализации. М., 2010. С. 10 - 11.


    [28] Петин И.А. Цели наказания, их обоснованность и возможность достижения // Российский следователь. 2009. N 19. С. 13.

    [29] Курс уголовного права. Общая часть: Учебник для вузов. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2010. С. 21.

    [30] Уголовное право России. Часть Общая: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.Л. Кругликов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 350.

    [31] Максимов С.В. Цель в уголовном праве: методологические аспекты / Отв. ред. А.И. Чучаев. Ульяновск, 2010. С. 109.

    [32] Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительных учреждениях. М., 2003. С. 61 - 62.

    [33] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. М., 2003. С. 30.

    [34] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.К. Дуюнова - М., 2010. С. 93.


    [35] Уголовное право. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. - М., 2010. С. 94.

    [36] Уголовное право. / Под ред. В.Н. Кудрявцева – М., 2010. С. 98.


    [37] Уголовное право. / Под ред. А. Ф. Фомина – М., 2010. С. 52.

    [38] Уголовное право. / Под ред. В.Н. Кудрявцева – М., 2010. С. 281.


    [39] Тарбагаев А.Н. Понятие цели уголовной ответственности. Красноярск, 2009. С. 36.

    [40] Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 2003. С. 45.

    [41] Наумов А. «Камни преткновения» уголовного наказания // Российская юстиция. 2009. N 9. С. 63.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Наказание ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.