Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Определение и структура теневой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Определение и структура теневой экономики
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    1 Определение и структура теневой экономики. 5

    1.1 Определение теневой экономики. 5

    1.2 Классификация теневых экономических явлений. 7

    1.3 Подходы к решению проблем теневой экономики. 10

    2 Сбережения и инвестиции в Российской экономике. Проблема трансформации сбережений в инвестиции. 14

    2.1 Сбережения и инвестиции. 14

    2.2 Особенности инвестиций в России. 16

    3 Импортные потребности в России. Развитие импортно-замещающих производств  21

    3.1 Внешняя торговля в России. 21

    2.2 Импорт в России. 23

    Заключение. 28

    Список использованной литературы.. 31



    Введение


    Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] в реализации поставленных Правительством РФ масштабных задач значительная роль отводится дальнейшему развитию внешне-экономической деятельности.

    Целью внешнеэкономической политики государства в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства[2].

    Одним из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, является таможенное регулирование, с помощью которого решается целый комплекс проблем: наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка определенными товарами, создание благоприятных условия для экспорта отечественной продукции и целый ряд других.[3]

    Территория РФ составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (ст. 2 п. 1 Таможенного кодекса РФ)

    Таможенная территория РФ также включает в себя: находящиеся в исключительной эконо-мической зоне РФ, а также на континентальном шельфе РФ искусствен-ные острова, установки, сооружения, над которым РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (ст.2 п.2 ТК) 3 Частью таможенной территории РФ являются и особые экономические зоны, создаваемые на территории РФ. Таможенная территория не совпадает с государственной территорией РФ, так как в таможенную территорию включены искусственные острова, сооружения и установки на континентальном шельфе РФ.

    Экономический потенциал характеризует состояние и возможности хо-зяйства страны и ее регионов, обеспечивать ее социальное, экономическое, научно-техническое и культурное развитие. Степень использования потенциала – уровень фактически сложившего-ся применения потенциальных возможностей страны или региона. Сложность оценки экономического потенциала: не имеет четких коли-чественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени. Экономический потенциал определяется природными ресурсами, коли-чеством и качеством трудовых ресурсов, производственным, научно- техни-ческим, финансовым потенциалом.

    Основной целью работы стало изучение развития экономического потенциала таможенной территории РФ.

    Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

    - дать определение и структуру теневой экономики в РФ;

    - рассмотреть сбережения и инвестиции в российской экономике;

    - изучить проблему трансформации сбережений в инвестиции;

    - изучить импортные потребности РФ.

    Логика работы обусловила ее структуру. Которая включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

    В ходе работы были использованы труды следующих авторов:



    1 Определение и структура теневой экономики


    1.1 Определение теневой экономики


    В соответствии с методологией СНС ООН все проявления теневой экономики в мире принято включать в следующие основные сферы и сектора.

    Производительный сектор нелегальной экономики, обеспечивающий реальный вклад в производство ВВП:

    а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

    б) нелегальная (по терминологии СНС-93 - "неформальная") занятость, работа по найму;

    в) запрещенная законодательством экономическая деятельность[4].

    В научных источниках для обозначения отдельных составляющих элементов этого сектора теневой экономики используются различные термины и понятия. Например, Ю.В. Латов и С.Н. Ковалев[5] применяют термин "вторая экономика", характеризующий экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и другие криминальные действия, связанные с получением и передачей денежных средств. В свою очередь, В.О. Исправников  включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение субъектами хозяйствования необоснованных выгод и льгот на основе организованных коррупционных связей.

    В результате обобщения мирового опыта экономических исследований и статистического учета теневой экономической деятельности в научный оборот было введено понятие "ненаблюдаемая экономика", обобщающее смыслы таких терминов, как "теневая", "скрытая", "неформальная", "нелегальная" экономика.

    В частности, в настоящее время российские официальные статистические службы используют методические рекомендации Госкомстата России и включают в понятие "ненаблюдаемая экономика" три составных элемента:

    1) скрытую экономическую деятельность;

    2) неформальную экономическую деятельность;

    3) нелегальную экономическую деятельность[6].

    Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Практически вся информация является недоступной, потому как теневое предпринимательство не имеет официальной статистики доходов, о них ученый-экономист может только догадываться. И.Х. Райг отмечает: "Социально-экономические проблемы нашего общества, связанные с нелегальной экономической деятельностью граждан, исследованы пока слабо, эмпирического материала, полученного на базе серьезных исследований о нелегальной экономической активности отдельных граждан и целых коллективов, пока нет"[7].

    Интерес к теневой экономике обусловлен прежде всего тем влиянием, которое она оказывает на большинство "нормальных" экономических процессов - формирование и распределение дохода, торговлю, инвестирование и экономический рост в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет угрозу для экономической безопасности и суверенитета государства в целом. Поэтому совершенно очевидной является необходимость анализа обозначенного явления.

    Ошибочным было бы считать, что это явление - прямое порождение административно-командной системы либо результат не совсем успешных рыночных преобразований. Можно смело утверждать, что теневая экономика есть политэкономическая и историческая категория. В 1990-е гг. в России возникла труднообъяснимая закономерность: продвижение рыночных преобразований сопровождалось ростом теневой экономики в хозяйственном комплексе[8].

    За последние 15 лет сфера теневых отношений в России заметно расширилась. Сегодня теневое поведение наблюдается не только в экономике, но и в неэкономических сферах - политической системе, сфере правопорядка, армии, средствах массовой информации, образовании, культуре и науке, межнациональных и межрегиональных отношениях и т.д. Особенную озабоченность, как уже отмечалось, вызывает теневое предпринимательство. Не будет преувеличением считать, что теневые процессы наблюдаются во всех "порах" общества, причем как на макро-, так и на микроуровне[9].

     

    1.2 Классификация теневых экономических явлений


    В зависимости от характера результата деятельности выделяют теневую экономику:

    - производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

    - перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

    По отношению к официальной экономике следует различать внутреннюю и так называемую параллельную экономику.

    Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется многими экономистами[10].

    Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается В. Гинзбург (V. Ginsburgh), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы[11].

    В зависимости от стадий воспроизводственного цикла различают:

    - теневое производство;

    - теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);

    - теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

    - теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

    Большинство авторов включают в состав теневой экономики деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП[12].

    Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. В связи с этим выделяют[13]:

    - теневой рынок;

    - неформальную экономику;

    - властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

    Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь немногими исследователями.

    По мере своего развития теневое предпринимательство в нашей стране будет приобретать формы, присущие развитым индустриальным странам. Поэтому глубокий экономико-правовой анализ теневого бизнеса и выработка методов борьбы с ним остаются важнейшими задачами на современном этапе.

    Экономико-правовой анализ позволяет рассматривать в качестве наиболее криминогенных зон следующие сегменты:

    - денежное обращение, криминализация которого является наиболее опасной для общества и которое порождает криминализацию всех остальных звеньев экономической системы. Многие эксперты считают, что в 1990-е гг. можно было говорить о переходе контроля над сферой денежного обращения к криминальным структурам;

    - отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, сфере городской недвижимости, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, производстве алкогольной продукции, земельных отношениях, эксплуатации государственной собственности;

    - внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала. В 1990-е гг. процветала криминальная система экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно стратегического характера, что подрывало позиции страны на мировых рынках и давало основания для принятия против России антидемпинговых мер;

    - потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной. В 1990-е гг. практически полностью контролировался криминальными структурами, жестко регламентирующими цены и взимающими "налоги" на доходы как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.


    1.3 Подходы к решению проблем теневой экономики


    Первый подход - радикально-либеральный - реализуется с конца 1991 г. - начала 1992 г. и связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса, - с другой.

    Второй подход - репрессивный - возник как своеобразная реакция на социальные негативы первого. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания[14].

    Преодоление криминального характера теневого предпринимательства предполагает осуществление конкретных мер в рамках борьбы с экономической преступностью.

    Одни из них направлены на преодоление подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг:

    - обеспечение в реальной экономической жизни равноправия всех субъектов хозяйствования, преодоление монополизма государства на охрану всех форм собственности;

    - создание условий для нормализации завершающего этапа приватизации (особенно земли и ее недр), а также для борьбы с незаконной приватизацией;

    - совершенствование фискального законодательства (налогового и таможенного);

    - создание условий и возможностей для выхода предпринимателей из теневой экономики;

    - упрощение процесса оформления создаваемого предприятия, перекрытие каналов коррупции и взяточничества;

    - пресечение любых форм подпольного предпринимательства путем усиления административного и уголовного воздействия на подпольных производителей, установления жестких экономических санкций в зависимости от размера полученных доходов и нанесенного ущерба обществу.

    Другие меры направлены против организаторов и исполнителей противозаконных операций в ходе осуществления предпринимательской деятельности:

    - борьба с монополией, создаваемой с целью незаконного обогащения (наживы), эффективное использование антимонопольного законодательства, привлечение правоохранительных органов к разрушению монополистических структур;

    - контроль над ценами на социально важные товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;

    - борьба с тотальным мошенничеством в различных сферах экономики.

    Еще одним направлением воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов. Сегодня она выходит на ведущее место в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства.

    Помимо вышеперечисленных мер государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусматривать внесение изменений в законодательные акты, которыми бы устанавливались различные меры ответственности для криминальных элементов и теневых предпринимателей, разработку и реализацию системы репатриации капиталов отечественных предпринимателей (в том числе проживающих за рубежом) в целях инвестирования в экономику России; усиление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля (сделать данные о налоговых правонарушениях, преступлениях общедоступными).

    Несомненно, к разработке государственной программы по легализации теневых доходов необходимо привлечь научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности.

    Успешное достижение поставленной цели невозможно без выполнения ряда важных условий[15]:

    1) открытости ("прозрачности") принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства;

    2) усиления различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетными, банковскими, валютными и др.). Представляется, что в среднесрочной перспективе это даст более весомые результаты, чем контроль за отдельными лицами;

    3) закрепления реально действующих форм коррупции в уголовном законодательстве. Речь идет, в частности, о коррупционном лоббизме, фаворитизме, протекционизме, предоставлении конфиденциальной информации, практике перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестировании коммерческих структур за счет бюджета, переводе государственного имущества в акционерные общества, обучении детей за рубежом за счет спонсоров и т.д.;

    4) наличия финансового контроля за доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей, практика которого существует во всех цивилизованных странах;

    5) практической реализации конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, ответственности должностных лиц категории "А" (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.




    2 Сбережения и инвестиции в Российской экономике. Проблема трансформации сбережений в инвестиции

     

    2.1 Сбережения и инвестиции


    Во всем мире в последнее время наблюдается превышение инвестиций над сбережениями, в частности рост различных инвестиционных фондов и усиление их позиций в борьбе с банками за клиентуру. Разрыв в доходах по банковским депозитам и по инвестициям в такие фонды в значительной степени определяет спрос на услуги последних.

    Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, на повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования. В масштабах национальной экономики инвестиции - это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, в том числе человеческого.

    В целом процесс сбережений и инвестиций в большой степени представляет собой переключение экономических ресурсов от производства товаров и услуг для текущего потребления на создание современных, высокотехнологичных капитальных ресурсов[16].

    Основной источник инвестиций — сбережения, или непотреблённая часть совокупного дохода национальной экономики (людей, предприятий, государства). Источниками инвестиций также могут быть либо собственные средства, т.е. часть прибыли предприятий, либо заёмные – кредиты финансовых учреждений. Этот нерастраченный доход, помещается в различные финансовые институты — банки, ассоциации сбережений и займов, фонды и т.п., которые в свою очередь предоставляют займы предпринимателям для приобретения ими капитальных или других ресурсов.

    Сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции закладывают основы будущего благосостояния общества.

    В стране на величину инвестиций будет влиять изменение уровня цен. Это происходит вследствие действия эффекта процентной ставки. Рост уровня цен увеличивает количество денег, которые потребители и предприниматели должны иметь на руках, что приводит к повешению процентной ставки, а в итоге – к сокращению инвестиций. И наоборот более низкий уровень цен понижает ставку процента и тем самым увеличивает инвестиционный спрос.

    Общий спрос на инвестиционные товары можно определить как сумму всех инвестиционных решений фирм той или иной национальной экономики[17].


     

    Рис. 1 Спрос на инвестиции


    Из данной модели инвестиций следует несколько важных выводов. Во-первых, на рис. 1 видно, что инвестиции выгодны только до того момента, когда ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли. Во вторых, меняя предложение денег, государство может изменять ставку процента и уровень расходов на инвестиции. Повышение ставки процента приведёт при прочих равных условиях к осуществлению только высокоприбыльных инвестиционных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиции. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.

     

    2.2 Особенности инвестиций в России


    По мере перехода к рыночным принципам регулирования экономическая система России испытывала серьезные трудности, вызванные неравновесием как на отдельных рынках, так и между совокупным спросом и совокупным предложением. Одной из важнейших стратегических задач в связи с этим продолжает рассматриваться стабилизация экономики: снижение инфляции, сглаживание колебаний на фондовых рынках, регулирование инвестиционных потоков и прочих циклических процессов на макроуровне.

    Колебания в потреблении, прежде всего инвестиционных товаров, являются важнейшими причинами циклических колебаний в экономике. Это в высшей степени характерно для России. Объём инвестиции в российскую экономику по-прежнему явно недостаточен для обеспечения сбалансированного роста отраслей реальной экономики:

    Парадокс состоит в том, что национальные сбережения России вполне достаточны для того, чтобы служить источниками необходимых инвестиций. Если в СССР основной причиной высокого сбережения являлся дефицит товаров и услуг, то в настоящее время рост сбережений стимулируется боязнью инфляции и снижением уровня социальной поддержки. В результате сбережения в России превышают накопления

    В итоге наряду с очень высокой нормой накопления большинство отраслей национальной экономики, кроме экспортоориентированных (а это, в основном, топливно-энергетический комплекс), испытывают острую нехватку инвестиций для своего роста.

    Основная часть капитала вывозится из России в рамках бегства капитала, т.е. незаконного его вывоза из страны. По данным Банка России, российский частный сектор накопил за границей 66 млрд. долл. инвестиций, а по более реальным данным, более 300 млрд. долл. По прежнему причина этому отсутствие благоприятного инвестиционного климата для инвестирования в производство, низкая доходность вложений в производственные отрасли, не ориентированные на внешний рынок. Слабо развиты и ненадежны механизмы перелива капитала между секторами и отраслями, в первую очередь банковская система и фондовый рынок. В результате ускоренной приватизации сегодня на рынке доминируют частные банки, которые ориентированы не на малодоходные кредиты предпринимателям, а на валютные операции. Кредиты для бизнеса дороги и невелики[18].

    В таких условиях невозможно обеспечить расширенное воспроизводство, т. е. реальное накопление капитала, в стране, интеллектуализацию капитала. Это весьма опасно, так как не создается основа будущего развития и нормального функционирования экономики.

    Инвестиционной сфере сегодня требуется активная государственная, поддержка, формирование экономических условий для направления денежных средств в производственную сферу (например, льготное налогообложение реальных инвестиционных проектов, механизмы венчурного финансирования). Необходимо также более четкое определение приоритетных отраслей для первоочередного инвестирования, а также повышения активности правоохранительных органов в борьбе с серьезными нарушениями в этой важнейшей сфере экономики. Однако, прежде всего, следует устранять перекосы в экономическом механизме, возникшие вследствие ускоренной и необдуманной приватизации, так как эти перекосы будут приводить к сохранению широкого слоя неэффективных (с макроэкономической точки зрения) собственников порождать бегство капитала и прочие негативы.

    Практика перехода России к рыночным отношениям показала, что обеспечения желаемого рыночного равновесия нельзя полагаться на либеральный инструментарий регулирования экономических процессов. Его необходимо сочетать с активной государственной (в частности, промышленной) политикой. Только в этом случае можно будет говорить о возможности некоторого приближения к равновесному состоянию национальной экономики, а значит, о ее стабилизации.

    В России пока большая часть накоплений граждан приходится на банковские депозиты - около 70%, в ПИФы и страховые резервы вложено по 10%, в пенсионные - 8%. То, что подавляющая доля приходится на депозиты, соответствует нынешнему состоянию российской экономики: для фондов требуется хорошо развитый рынок ценных бумаг, характеризующийся честными правилами игры и высокой ликвидностью. Тем не менее склонность населения к сбережениям в последние годы снижается. Россияне предпочитают уже не накапливать средства, а тратить их. Чистые накопления граждан составляют сейчас 1 - 2% ВВП, что является очень низким показателем.

    Выделим несколько факторов, играющих решающую роль в развитии сектора инвестиционных фондов. Первый и главный - это уровень доходов и благосостояния резидентов страны. Теоретически инвестирование в любые фонды, подобно покупке полиса страхования жизни или пенсионным сбережениям, следует рассматривать как покупку предметов роскоши (ежегодные нормы дохода представлены в таблице 1)[19], имеющих позитивную эластичность спроса по доходу. На практике корреляция между доходом на душу населения (показатель уровня экономического развития) и вкладами в фонды, выраженными с помощью показателя их доли в национальном доходе, не всегда является позитивной. Второй фактор - наличие или отсутствие субститутов и комплементарных предметов роскоши. Отдаленным субститутом вложениям в эти фонды являются инвестиции в жилье, а близкими субститутами - большинство финансовых инструментов (например, банковские и сберегательные депозиты). Все эти факторы в большей степени, конечно, относятся к развитым странам.


    Таблица 1

    Финансовые и нематериальные активы: средние ежегодные

    нормы дохода


    20 лет  

    10 лет  

    5 лет  

    1 год

    норма,

    место

    норма,

    место

    норма,

    место

    норма,

    место

    Картины старых      
    мастеров            

    12,35

    1

    15,85

    2

    23,41

    1

    6,56

    5

    Акции               

    11,67

    2

    16,11

    1

    13,39

    3

    11,71

    3

    Китайский фарфор    

    11,61

    3

    8,05

    5

    15,11

    2

    3,69

    8

    Золото              

    11,55

    4

    -2,81

    12

    0,99

    12

    -0,71

    12

    Бриллианты          

    10,45

    5

    6,37

    6

    10,25

    4

    0,00

    11

    Почтовые марки      

    10,02

    6

    -0,70

    10

    -2,41

    13

    -7,69

    13

    Облигации           

    9,33

    7

    15,10

    3

    9,71

    5

    13,21

    2

    Нефть               

    8,88

    8

    -5,90

    13

    8,65

    6

    20,69

    1

    Трехмесячные        
    казначейские векселя

    8,65

    9

    8,77

    4

    7,13

    7

    7,18

    4

    Жилье               

    7,25

    10

    4,35

    7

    4,59

    9

    4,45

    7

    Индекс цен           
    на потребительские  
    товары              

    6,27

    11

    4,31

    8

    4,55

    10

    5,14

    6

    Обрабатываемая земля
    в США               

    6,24

    12

    -1,82

    11

    1,24

    11

    2,16

    9

    Серебро             

    4,95

    13

    -9,34

    14

    -4,89

    14

    -18,81

    14

    Иностранная валюта  

    4,47

    14

    3,69

    9

    5,79

    8

    0,23

    10


    Спрос на инвестфонды зависит от их эффективности по затратам на диверсификацию портфеля активов и профессиональное управление. Различия в уровне доходности зависят от политики налогообложения и финансового регулирования в в стране.

    Фактором первостепенной значимости для фондов в России стало развитие электронных технологий и сопутствовавшие этому масштабное снижение операционных издержек по обслуживанию большинства счетов и увеличение объема трансакций. Благодаря этому фонды стали более конкурентоспособными по сравнению с банками. Не последнюю роль сыграла "близость" к государствам с более высоким уровнем развития или более благоприятным налогообложением, в которых взаимные фонды предлагают свои услуги иностранным инвесторам.

    Наконец, инвестфонды (как и другие институциональные инвесторы) могут действовать как сила, уравновешивающая олигополистические банки, которые доминируют в финансовой системе большинства стран благодаря своей высокой эффективности, конкурентоспособности, использованию инноваций и адекватному реагированию на потребности клиентов.


    3 Импортные потребности в России. Развитие импортно-замещающих производств


    3.1 Внешняя торговля в России


    По данным таможенной статистики внешнеторговый  оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%).

    Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ –  25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США).

    Объем внешней торговли Российской Федерации  в 2008-2009 г.г.

     

     Помесячная динамика экспортно-импортных операций Российской Федерации в 2008-2009 г.г.

    Внешнеэкономическая деятельность России в настоящее время является одной из наиболее прибыльных сфер ее экономики. Значительную долю в доходной части бюджета страны составляют таможенные пошлины и сборы, которые в совокупности с иными перечислениями от деятельности таможенных органов достигают половины доходов федерального бюджета и имеют тенденцию к увеличению.

    В России, как и во многих иных странах мира, внешнеэкономическая деятельность развивается более высокими темпами, чем в среднем вся их экономика, и содействует развитию многих отраслей хозяйства (Приложение 1). 

    В условиях экономического кризиса оборот внешней торговли России сократился почти на 45 процентов, хотя в последние месяцы и наметилась тенденция к его увеличению (Приложение 2).

    В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3%  российского товарооборота (в 2008 году – 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,2%), на страны АТЭС – 20,7% (20,3%).

    Импорт (от лат. importare ввозить) — ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

    Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных. Страна импорта - страна происхождения товара (в то время как страной экспорта страна назначения товара).

    Разница стоимостных объёмов экспорта и импорта формирует торговое сальдо. Сумма экспорта и импорта — торговый оборот. А-конто - способ расчёта между импортёром и экспортёром.

    Импорт рассчитывается на базе цен CIF (CIF — cost, insurance, freight) т. е. включает стоимость, страхование, фрахт, в связи с чем стоимость мирового экспорта будет всегда меньше стоимости импорта на сумму страховой премии, фрахта судна для перевозки, других портовых сборов.

    2.2 Импорт в России


    Импорт России  в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и  по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

    Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок,  тогда как  средние цены  ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

    Индекс физического объема импорта постепенно увеличивался с 57,6% за 9 месяцев до 81,9% в 4 квартале 2009 года.  В декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года он составил 97,6%.

    В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году – 55,9%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счет снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 70,5%, электрооборудования – на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 39,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых – на 83,1%.

    Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году.  Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%,  мяса птицы – на 20,8%, рыбы свежей и мороженой – на 10,1%, сыров и творога – на 7,8%, масла сливочного – на 27,1%, сахара-сырца – на 48,2%.

     Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции – на 5,8%, лаков и красок – на 29,4%, косметических средств – на 14,6%, мыла и моющих средств на – 14,1%, пластмасс и изделий из них – на 30,2%, каучука, резины и изделий из них – на 35,2%.

    Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году – 4,3%). Стоимостной объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%.

    Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объем ввоза черных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб – на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 31,7%, металлоконструкций из черных металлов – на 50,3%.

    Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составил 3,0% ( в 2008 году – 2,4%). Физические объемы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объемы – на 21,8%.

    В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования – на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования – на 75,6%, электрооборудования – на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых – на 76,9%.

    Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году – 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао – на 0,8%, масла подсолнечного – на 61,3 %, пшеницы – на 46,7%.

    Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 18,1% (в 2008 году – 21,1%). Объемы импорта металлопродукции в 2009 году по отношению к 2008 году сократились в стоимостном выражении на 50,5%. Физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них сократились на 28,8%, в том числе проката плоского из железа и нелегированной стали – на 25,4%, труб – на 27,5%.

    Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2009 году составила 10,7% (в 2008 году – 10,3%). Физические объемы поставок угля каменного снизились на 20,6%, нефтепродуктов – на 4,1%.

    Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта из стран СНГ составил 10,1% против 9,1% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 35,3%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 10,0, пластмасс и изделий из них – на 27,4%, лаков и красок – на 16,0%.

     Удельный вес текстиля, текстильных изделий и обуви в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 4,2% (в 2008 году – 3,1%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 4,0% (в 2008 году – 2,6%). Стоимостные объемы импорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 21,7% и 11,2% соответственно.

    Объемы торговли со странами СНГ в 2009 году приведены ниже (миллионов долларов США):

     

    Оборот

    Экспорт

    Импорт

    В % к 2008 году

     

    оборот

    экспорт

    импорт

     Азербайджан

    1779,5

    1468,3

    311,2

    74,8

    74,7

    75,5

     Армения

    723,2

    611,9

    111,3

    80,7

    88,4

    54,5

     Белоруссия

    23431,0

    16717,1

    6713,9

    68,8

    71,1

    63,6

     Грузия

    173,5

    150,1

    23,4

    30,0

    28,3

    47,7

     Казахстан

    12831,4

    9146,5

    3684,9

    65,2

    68,8

    57,8

     Киргизия

    1282,2

    915,5

    366,7

    71,3

    70,0

    74,7

     Молдавия

    1046,4

    694,9

    351,5

    58,2

    60,6

    53,9

     Таджикистан

    785,7

    572,4

    213,3

    78,0

    72,1

    100,2

     Туркмения

    1043,6

    998,6

    45,0

    114,9

    123,6

    44,9

     Узбекистан

    2539,2

    1696,5

    842,7

    71,6

    83,2

    64,8

     Украина

    22900,9

    13780,3

    9120,6

    57,5

    58,5

    51,6


    Основными торговыми партнерами России в 2009 году среди стран дальнего зарубежья были: Германия, товарооборот с которой составил 39,9 млрд.долларов США (59,4% к 2008 году), Нидерланды – 39,9 млрд.долл.США (64,5%), Китай – 39,5 млрд.долл.США (78,8%), Италия – 32,9 млрд.долл.США (62,2%), Турция – 19,6 млрд.долл.США (50,8%), США – 18,4 млрд.долл.США (69,0%), Франция – 17,1 млрд.долл.США (77,2%), Польша – 16,7 млрд.долл.США (61,9%), Япония – 14,5 млрд.долл.США (50,2%), Финляндия – 13,1 млрд.долл.США (58,6%).

    В связи с тяжелой экономической ситуацией в России, которая включает в себя не только последствия мирового финансового кризиса, но также и растущий доллар, россияне начали покупать меньше товаров, произведенных за границей, так как они стали стоить намного дороже, чем раньше.

    Из-за этого чистый импорт в России за 2009 год упал на 36 процентов. Сильнее всего упал импорт из стран дальнего зарубежья. Импорт за месяц составил около 7,5 миллиардов долларов. Такие заявления сделали официальные представители федеральной таможенной службы (ФТС).

    Снижение затронуло практически все группы товаров, но наиболее пострадали продукция машиностроения - 46,9 процентов понижения, продовольственные товары - 25 процентов снижения, а также химическая продукция - на 28,9 процентов.

    Тем не менее, сильно падает и импорт товаров из СНГ. За январь этот показатель может дорасти до 50 процентов. Простым же гражданам остается лишь смотреть на повышающиеся цены, которые падают по всему миру, но не в России.


    Заключение

    Все проявления теневой экономики в мире принято включать в следующие основные сферы и сектора.

    Производительный сектор нелегальной экономики, обеспечивающий реальный вклад в производство ВВП:

    а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

    б) нелегальная (по терминологии СНС-93 - "неформальная") занятость, работа по найму;

    в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

    В частности, в настоящее время российские официальные статистические службы используют методические рекомендации Госкомстата России и включают в понятие "ненаблюдаемая экономика" три составных элемента:

    1) скрытую экономическую деятельность;

    2) неформальную экономическую деятельность;

    3) нелегальную экономическую деятельность.

    В зависимости от характера результата деятельности выделяют теневую экономику:

    - производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

    - перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

    Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. В связи с этим выделяют:

    - теневой рынок;

    - неформальную экономику;

    - властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

    Выделяют два подхода, направленные к решению теневой экономики:

    Первый подход - радикально-либеральный.

    Второй подход - репрессивный.

    Другие меры направлены против организаторов и исполнителей противозаконных операций в ходе осуществления предпринимательской деятельности:

    - борьба с монополией, создаваемой с целью незаконного обогащения (наживы), эффективное использование антимонопольного законодательства, привлечение правоохранительных органов к разрушению монополистических структур;

    - контроль над ценами на социально важные товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;

    - борьба с тотальным мошенничеством в различных сферах экономики.

    Еще одним направлением воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов.

    Во всем мире в последнее время наблюдается превышение инвестиций над сбережениями, в частности рост различных инвестиционных фондов и усиление их позиций в борьбе с банками за клиентуру. Рост уровня цен увеличивает количество денег, которые потребители и предприниматели должны иметь на руках, что приводит к повешению процентной ставки, а в итоге – к сокращению инвестиций. И наоборот более низкий уровень цен понижает ставку процента и тем самым увеличивает инвестиционный спрос.

    По данным таможенной статистики внешнеторговый  оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%).

    Импорт России  в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и  по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

    Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок,  тогда как  средние цены  ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.



    Список использованной литературы


    1.   Гинзбург В. (Ginsburgh V.) Характеристика теневой экономики. М., 2008. С. 45.

    2.   Горкина, Л.А. Структура и масштабы теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. - 2009. -N 2

    3.   Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2008

    4.   Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила // Российский экономический журнал. 2008.

    5.   Квитчук, М.А. Проблема мониторинга теневой экономики как угрозы экономической безопасности // Налоги (журнал). - 2008. - N 2

    6.   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489.

    7.   Котов, К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. - 2010. - N 6

    8.   Курс экономической теории» учебник издание /  под редакцией проф. Чепурина, проф. Киселёвой Е.А. Киров: «АСА», 2007.

    9.   Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М., 2008. С. 132.

    10.   Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М., 1998. Вып. 2. С. 112.

    11.   Райг И.Х. Нелегальная экономическая деятельность: масштабы и меры противодействия. СПб., 2008. С. 132.

    12.   Саморуков Д.И. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М., 2007. С. 46.

    13.   Саркисянц, А. Инвестиционные фонды в мире // Бухгалтерия и банки. -2010. - N 1

    14.   Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Московский университет МВД России. М.: Норма, 2006.

    15.   Черемянинов Д.В. Назначение и проблемы становления таможенного дела в Российской Федерации. Екатеринбург, 2008. С. 10.

    16.   Экономическая теория» учебник для ВУЗов издание 12-е/ под редакцией д.э.н. проф. Камаева М.: ВЛАДОС, 2007

    17.   Экономическая теория: учебник 2-е издание/ под редакцией И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2007


    Приложение 1


    Товарная структура экспорта Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 г. со всеми странами[20]



    Товарные группы

    Страны дальнего зарубежья

    Страны СНГ

    Всего

    В млрд. долл. США

    В % к экспорту

    В млрд. долл. США

    В % к экспорту

    В млрд. долл. США

    В % к экспорту

    Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

    4,7

    2,7

    3,3

    10,2

    8

    3,9

    Минеральные продукты

    60,9

    34,9

    6,2

    19,4

    67,1

    32,5

    Нефть и газ

    60,3

    34,6

    6,1

    18,8

    66,4

    32,1

    Продукция химической промышленности, каучук

    10,1

    5,8

    3,4

    10,6

    13,5

    6,5

    Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

    4,9

    2,8

    1,8

    5,5

    6,7

    3,2

    Металлы и изделия из них

    20,2

    11,6

    4,4

    13,6

    24,6

    11,9

    Машины, оборудование и транспортные средства

    7,3

    4,2

    5,2

    16

    12,5

    6,1

    Другие товары

    5,9

    3,4

    1,9

    5,8

    7,8

    3,8

    ВСЕГО:

    174,4

    100

    32,2

    100

    206,6

    100,0





    Приложение 2

    Объем внешней торговли Российской Федерации со всеми странами в 2009 году[21]

    Годы

    Объем в млн.долл.США

    Удельный вес импорта и экспорта в обороте внешней торговли

    Прирост оборота внешней торговли к 2002 г.

    Прирост оборота внешней торговли к 2004 г.

    Прирост оборота внешней торговли к предыдущему году

    Оборот

    Экспорт

    Импорт

    Оборот

    Экспорт

    Импорт

    Оборот

    Экспорт

    Импорт

    Оборот

    Экспорт

    Импорт

    Оборот

    Экспорт

    Импорт

    2003

    152885

    106712

    46173

    100

    0,70

    0,30

    1,00

    1,00

    1,00







    2004

    191132

    133717

    57415

    100

    0,70

    0,30

    1,25

    1,25

    1,24




    1,25

    1,25

    1,24

    2005

    257232

    181662

    75570

    100

    0,71

    0,29

    1,68

    1,70

    1,64

    1,00

    1,00

    1,00

    1,35

    1,36

    1,32

    2006

    339857

    241352

    98505

    100

    0,71

    0,29

    2,22

    2,26

    2,13

    1,32

    1,33

    1,30

    1,32

    1,33

    1,30

    2007

    439051

    301244

    137807

    100

    0,69

    0,31

    2,87

    2,82

    2,98

    1,71

    1,66

    1,82

    1,29

    1,25

    1,40

    2008

    552181

    352473

    199708

    100

    0,64

    0,36

    3,61

    3,30

    4,33

    2,15

    1,94

    2,64

    1,26

    1,17

    1,45

    2009

    735000

    468100

    266900

    100

    0,64

    0,36

    4,81

    4,39

    5,78

    2,86

    2,58

    3,53

    1,33

    1,33

    1,34

    Объем внешней торговли Российской Федерации со всеми странами в 2009 г.[22]

    Объем в млн.долл.США

    Объем в млн.долл.США

    Прирост к соответствующему периоду в %

    оборот

    экспорт

    импорт

    оборот

    экспорт

    импорт

    оборот

    экспорт

    импорт

    Январь-июнь 2008 г.

    Январь-июнь 2009 г.




    359911,7

    234894,2

    125017,5

    196347,2

    124627,4

    71719,9

    54,6

    53,1

    57,4

    Январь-август 2008 г.

    Январь-август 2009 г.

     

     

     

    503840,4

    327178,6

    176661,7

    277005,6

    177753,1

    99252,5

    55,0

    54,3

    56,2

    Январь-сентябрь 2008 г.

    Январь-сентябрь 2009 г.

     

     

     

    572510,9

    370554,1

    201956,8

    321408,7

    206575,5

    114833,2

    56,1

    55,7

    56,9





    [1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489

    [2] Там же.

    [3] Черемянинов Д.В. Назначение и проблемы становления таможенного дела в Российской Федерации. Екатеринбург, 2008. С. 10.

    [4] Горкина, Л.А. Структура и масштабы теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. - 2009. -N 2

    [5] Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Московский университет МВД России. М.: Норма, 2006.

    [6] Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М., 1998. Вып. 2. С. 112.

    [7] Райг И.Х. Нелегальная экономическая деятельность: масштабы и меры противодействия. СПб., 2008. С. 132.

    [8] Квитчук, М.А. Проблема мониторинга теневой экономики как угрозы экономической безопасности // Налоги (журнал). - 2008. - N 2

    [9] Саморуков Д.И. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М., 2007. С. 46.

    [10] Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2008

    [11]  Гинзбург В. (Ginsburgh V.) Характеристика теневой экономики. М., 2008. С. 45.

    [12] Котов, К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. - 2010. - N 6

    [13]  Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила // Российский экономический журнал. 2008. С. 24.

    [14] Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2008.

    [15] Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М., 2008. С. 132.

    [16] Курс экономической теории» учебник издание /  под редакцией проф. Чепурина, проф. Киселёвой Е.А. Киров: «АСА», 2007.

    [17] Экономическая теория» учебник для ВУЗов издание 12-е/ под редакцией д.э.н. проф. Камаева М.: ВЛАДОС, 2007

    [18] Экономическая теория»: учебник 2-е издание/ под редакцией И.П. Николаевой М.: Проспект, 2007

    [19] Саркисянц, А. Инвестиционные фонды в мире // Бухгалтерия и банки. -2010. - N 1

    [20] Составлено автором по официальным сообщениям федеральной таможенной службы// #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21]

    [22] Составлено автором по официальным сообщениям федеральной таможенной службы//http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=563; http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=591; http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=601


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Определение и структура теневой экономики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.