СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Роль,
значение, преимущества малого бизнеса в торговом обслуживании населения 5
2. Внешняя
среда деятельности предприятия. 11
3.
Экономическая характеристика предприятия. 17
4.
Деятельность предприятия по торговому обслуживанию населения. 24
5. Основные
направления развития хозяйственной деятельности предприятия по торговому
обслуживанию населения. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных
потребностей, население получает через торговлю.
Розничная торговля – активно развивающаяся сфера народного хозяйства, по
темпам роста обгоняющая многие отрасли народного хозяйства. По вкладу в ВВП
розничная торговля занимает одно из первых мест.
Состояние розничной торговли в значительной мере определяется
макроэкономическими показателями социально-экономического развития страны. Курс
на интенсивное развитие экономики, характерный для современной России,
способствовал повышенным темпам роста розничной торговли, благодаря чему эта
сфера деятельности стала очень привлекательной для инвестиций отечественных и
зарубежных компаний.
За последние 10-15 лет существенным образом изменилась и структура розничной
торговли. В ней появились предприятия современных форматов (гипер- и
супермаркеты, дискаунтеры) наряду с традиционными магазинами и мелкорозничной
торговлей, в том числе «пешеходной зоны доступности».
Особую
роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет
малое предпринимательство.
В
научной литературе вместо этого термина часто употребляется термин "малый
бизнес". Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в
том, что термин "малое предпринимательство" - это юридический термин,
поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а
"малый бизнес" - экономический. Но, в сущности, это одно и то же
явление.
Становление
МП в современной России является необходимым условием решения комплекса
сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский
сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и
налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к
инновационному типу экономического развития и т.д.
О
значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы
реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий
сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
Цель
работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль и основы деятельности
предприятия малого бизнеса в торговом обслуживании населения.
Работа
написана на базе общества с ограниченной ответственностью «Черемушки» г.Рязань.
ООО «Черемушки» организовано в 2002г. Исследуемое предприятие является ярким
примером семейного предприятия. Учредителями является семейная пара.
Первоначально видом деятельности ООО были доставка тортов длительного хранения
и их реализация на оптовой базе. Сейчас исследуемое предприятие занимается
оптовой и розничной торговлей тортами и кондитерскими изделиями. ООО
«Черемушки» является дистрибьютором КБК «Черемушки» г.Москва. Это одно из
крупнейших предприятий рязанской области в сфере торговли кондитерскими
изделиями.
Малый
бизнес - основа экономики современного государства. Законодательством
большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта
государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная
значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое
ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к
реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.
Как показывает мировая
практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже
развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В
Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного
Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и
имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением
установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Роль малого
предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими
факторами:
·
численностью
малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности
субъектов рыночной экономики;
·
вкладом малых
предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции
(выполнение работ, оказание услуг);
·
вкладом субъектов
малого предпринимательства в формирование федерального и региональных
бюджетов;
·
ростом
численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом
в сокращение числа безработных;
·
насыщением рынка
потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением
потребностей населения;
·
навыками
дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления
предприятиями и др.
Анализируя зарубежный и
отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его
следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в
принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при
осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность
индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая
потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в
продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного
бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают
значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений
в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко
используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых
предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий
уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в
целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об
уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу
конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных
работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного
населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют
подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах
занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в
производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
На
сегодняшний день в Российской Федерации количественный состав субъектов малого
предпринимательства составляет порядка 1 млн. 30 тыс. единиц, при
ежегодном приросте на 50 тыс. единиц.
Малый
бизнес способствует решению проблемы занятости населения, обеспечивая рабочими
местами. В настоящее время число занятых в малом бизнесе составляет 9,5 млн.
человек. При этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8
раз.
Приток
инвестиций в основной капитал в данной сфере в 3 раза превышает темпы роста
инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.
Однако
вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт не превышает 15%, что на
много ниже, чем в европейских странах.
При
этом по данным Минэкономразвития России в отраслевой направленности субъектов
малого и среднего предпринимательства наблюдается существенный перевес в
сторону торговли и сферы услуг (более 72% оборота). На долю промышленности и
строительства приходится 13,6% и 7%, соответственно. Предельно низкое
количество малых предприятий в сфере ЖКХ (1,4%), образования (0,3%),
здравоохранения (1,1%).
Торговля в
настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих
отраслей экономики. Эта отрасль продолжает на протяжении нескольких лет
оставаться одним из главных локомотивов роста экономики страны.
Начиная с
2000 года оборот розничной торговли характеризуется устойчиво высокими
темпами роста.
Начиная с
2000 года темпы прироста цен на непродовольственные товары резко замедлились.
Так, если в 2001 году прирост цен на товары длительного пользования составлял
12,7%, то в 2005 году только 6,4 процента. Тенденция замедления роста цен на
непродовольственные товары характерна и для 2008 года. Рост цен на них в 2009
году составил 6% при общей динамике потребительских цен 9 процентов.
До 2000 года
основной вклад в увеличение розничного товарооборота вносило наращивание продаж
продовольственных товаров. Это было обусловлено растущим предложением продуктов
питания отечественными производителями и сближением цен на отечественные и
импортные продукты. С ростом доходов населения ускорился рост продаж
непродовольственных товаров, что было связано также и с резким замедлением
темпов прироста цен на них и, соответственно, переключением спроса населения на
более качественные и престижные товары, а также наращиванием объемов продаж
сложно-технических изделий, товаров бытового и хозяйственного назначения. В
меньшей степени это касается предметов одежды и обуви. Однако в 2002 и 2003
годах произошло торможение роста оборота как продовольственных, так и
непродовольственных товаров (среднегодовой прирост составил соответственно 8,9%
и 9,1 %), несмотря на резкий рост реальных располагаемых денежных доходов
населения (в среднем за год на 13%), и переключение спроса населения на
приобретение недвижимости и покупку валюты. В дальнейшем тенденции опережающего
роста оборота непродовольственных товаров продолжились, и в период с 2004 по 2008
год его среднегодовой прирост составил 15,1%, тогда как продовольственных
товаров лишь 10,8 процента.
Таблица 1
В период с
2001 по 2008 год рынок товаров легкой промышленности расширялся динамично. Это
связано как с общеэкономическими условиями развития экономики России в эти
годы, так и специфическими факторами, оказывающими непосредственное влияние на
конъюнктуру рынка. За этот период продажа трикотажных изделий выросла в 1,7
раза, кожаной обуви - в 1,5 раза, швейных изделий - в 1,4 раза.
Структура
продаж товаров остается стабильной. Наибольший удельный вес в объеме продаж
по-прежнему занимают алкогольные напитки и пиво (около 9%), легковые автомобили
(7,5%), швейные изделия (6,5%), медикаменты и лекарственные средства, мясо и
птица, колбасные изделия, кожаная обувь (2,9-6,1%), цельномолочная продукция,
кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, изделия трикотажа
(2,0-3,3%).
По данным
Росстата оборот розничной торговли в феврале 2010г. увеличился на 17% по
сравнению с аналогичным показателем за 2009г. - до 940 млрд руб. Такие данные
предоставила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В
январе-феврале 2010г. этот показатель составил 1 трлн 862,8 млрд руб., что на
16,3% больше показателя за аналогичный период 2009г.
Как
отмечается в сообщении Росстата, в феврале 2010г. оборот розничной торговли на
86,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети
(вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 13,7%.
Остается
ряд нерешенных проблем, среди которых и административные барьеры, и отсутствие
достаточных статистических данных об объемах деятельности субъектов МСП и их
спецификации и другие.
Для
обеспечения эффективного развития малого и среднего предпринимательства необходимо
совершенствование законодательства по направлениям, связанным с
налогообложением, упрощением форм ведения бухгалтерской отчетности,
приобретением и использованием контрольно-кассовой техники, проведением
контрольно-надзорных мероприятий (проверок), приватизацией государственного и
муниципального имущества, доступом к финансовым ресурсам, специальным
регулированием отдельных видов деятельности.
Любая организация находится и функционирует в среде. В
менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов,
которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия
управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к
ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно
только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и
внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Под внешней средой организации понимаются все условия и
факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной
фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и
поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на
хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных
публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в
процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут
воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую
перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются
разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих
управленческих решений. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы
внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды,
оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.
Внешняя среда организации является источником, питающим
организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала
на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с
внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы
внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации,
находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что
организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может
ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации
последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого
взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её
потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы
ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
И так для того, чтобы определить стратегию поведения
организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь
углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и
тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте,
занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение
изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать
те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении.
И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно
подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды
требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением
методов системного анализа и компьютерной техники.
Для работы предприятия
ООО «Черемушки» большое значение имеют факторы макросреды и микросреды.
Микросреда образует
факторы, тесно связанные с представлением и непосредственно с отношениями с
клиентами, посредниками, поставщиками и конкурентами.
Поставщиками для данного
предприятия являются компании или частные лица, которые обеспечивают
предприятие материальными ресурсами. Они имеют большое значение для ООО, т.к.
повышение цены поставщиками вызывает увеличение стоимости товаров, что в свою
очередь отрицательно сказывается на объеме продаж.
Рис. 2. Анализ поставщиков тортов и
кондитерских изделий ООО «Черемушки» в 2009 году
Конкурентами для ООО
являются магазины, занимающиеся продажей аналогично продукции. Конкурентами для
ООО «Черемушки» являются: ООО «Русская сказка», ООО «Ледяной домик»,
Горпищеторг, Торговый дом Барс и т.д.
Рис. 3. Анализ доли рынка тортов и
кондитерских изделий ООО «Черемушки» среди торговых предприятий г.Рязани в 2009
году
Клиентами ООО «Черемушки»
являются как индивидуальные семейные потребители, покупающие товары для личного
потребления, так и компании, приобретающие товары для дальнейшей перепродажи.
Рис. 4. Анализ покупателей тортов и
кондитерских изделий ООО «Черемушки» среди торговых предприятий г.Рязани в 2009
году
Выделяя собственно
логистические проблемы в сбыте, необходимо, прежде
всего, остановиться на таких ключевых активностях, как дистрибьюция и физическое распределение. Эти две
логистические активности зачастую
отождествляются. В то же время в последние годы ясно прослеживается тенденция расширительного толкования дистрибьюции в смысле включения в ее сферу
дополнительных функций по продажам
продукции и сервису.
В настоящее время ООО
«Черемушки» является дистрибьютором КБК «Черемушки» г.Москва.
Дистрибьюция является ключевой логистической
активностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей.
Основными функциями логистического менеджмента дистрибьюции являются:
§
построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей;
§
дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных
каналах;
§
транспортировка продукции, возвратной тары и отходов;
§
складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе;
§
управление
запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
§
передача прав
собственности на продукцию;
§
обеспечение
сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
§
поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса;
§
ценообразование;
§
мониторинг и информационно-компьютерная
поддержка логистических активностей в
дистрибьюции и т. д.
Укрупненно
эти функции можно разделить на функции обмена, физического распределения и поддерживающие.
Между
производителями и потребителями находится большое количество
посредников, играющих важную роль в дистрибьюции, которых условно можно разделить на
две большие группы: оптовики и розничные
торговцы (ритейлеры - от англ, термина "retailer"). Число оптовых торговых
посредников в дистрибутивных каналах современных
Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются
конечным и промежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам, которые в совокупности
образуют дистрибутивную сеть фирм. По определению Американской ассоциации
маркетинга "дистрибутивный канал - это структура внутрифирменных организационных единиц и (или) внефирменных агентов
и дилеров, оптовиков и ритейлеров, через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок".
Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную
сеть фирмы.
Виды
дистрибутивных каналов и структура сети зависят от:
§
стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта продукции;
§
логистической
стратегии фирмы;
§
видов и
параметров материальных (сервисных) потоков;
§
продуктовых
атрибутов и ряда других факторов.
Структуру
дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотношения между звеньями логистической
сети в них, а также решения логистического менеджмента в дистрибьюции во многом
определяют две базисные концепции фирмы-производителя продукции: специализация
и ассортимент.
На компанию воздействуют
и элементы макросреды – основной силы, которая сможет как предоставить
возможности, так и создавать угрозы. Эти силы состоят из факторов
экономической, научно-технической, политической и культурной сред.
Экономическая среда –
совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей, т.е.
продажа в ООО напрямую связано с ростом доходов населения.
Научно-техническая среда
- способствует созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые
товары. Например, благодаря новой технологии появилась возможность
распространения ассортимента продукции долгого хранения.
Политическая среда -
совокупность законов, которые оказывают влияние на деятельность ООО. Например,
налоговая служба.
Культурная среда
предприятия «Черемушки» учитывает поведение и вкусы потребителей данной
продукции.
Таким образом, на
деятельность предприятия «Черемушки» оказывают влияние огромное количество
разнообразных факторов, равновесие которых должно соблюдаться.
ООО «Черемушки»
организовано в 2002г. Исследуемое предприятие является ярким примером семейного
предприятия. Учредителями является семейная пара:
1. Деев Геннадий Николаевич-50%
2. Деева Ольга Николавна-50%
Изначально сотрудниками
предприятия были только члены семьи.
Первоначально видом
деятельности ООО были доставка тортов длительного хранения и их реализация на
оптовой базе. Сейчас исследуемое предприятие занимается оптовой и розничной
торговлей тортами и кондитерскими изделиями. Это одно из крупнейших предприятий
рязанской области в сфере торговли кондитерскими изделиями.
Исследуемое торговое
предприятия имеет стационарный магазин, торгующий через прилавок обслуживания.
С учетом товарной специализации магазин является комбинированным, то есть
осуществляет торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему
потребительскому назначению. Режим работы предприятия с 8 до 19 часов, с одним
выходным днем в неделю (воскресенье). Местоположение предприятия (390010 г.Рязань, пр. Шабулина, 18А (территория 5 базы) (близость остановки общественного транспорта,
отсутствие по близости аналогичных торговых предприятий) и режим его работы
выгодно для реализации продовольственных товаров и наращивания объема
товарооборота.
Способ ведения
хозяйственной деятельности исследуемого предприятия - оптовая реализация с
представлением счетов-фактур, розничная реализация по ПБОЮЛ Деевой О.Н. (в
целях минимизации налогового бремени, упрощения ведения бухгалтерского учета).
Основной целью
предприятия является извлечение прибыли. Основными видами деятельности
являются:
§
оптово-розничная торговля
кондитерскими изделиями, грузовые перевозки.
§
Проведение
торгово-закупочных операций, оптовая, розничная и комиссионная торговля;
§
Снабженческо-сбытовая
деятельность,
§
Оказание
посреднических, сервисных и бытовых услуг предприятиям, организациям и частным
лицам,
§
Оказание
складских услуг по хранению товаров и сырья.
ООО является юридическим
лицом, имеет свой расчетный счет в коммерческом банке ООО «МКБ им. С.Живаго» и
самостоятельный баланс.
Общество для достижения целей своей деятельности вправе от
своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные
права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и
третейском суде.
Общество является
собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему
участниками.
Общество осуществляет согласно российскому законодательству
владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом
в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
За время работы
предприятия расширило свои производственные помещения с 15м2 (2002г.)
до 2265 м2 (в данное время). На настоящий момент ООО «Черемушки» имеет
в своем арсенале:
А) выставочный торговый
комплекс с образцами реализуемой продукции
Б) узел расчета с
покумателями
В) торговый склад (1,2
этаж)
Г) офисное помещение (2
этаж)
Д) точка розничных продаж
Е) подсобное помещение
Для доставки продукции со
склада производителя фирма использует:
§
автомобиль МАЗ
2003г.выпуска;
§
автомобили ЗИЛ в
количестве 2шт.
Для доставки продукции в
розничную торговую сеть используют автомобиль марки «ГАЗель».
Общество самостоятельно планирует свою
производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность на основании договоров или других форм
обязательств, и свободно в выборе их предмета, порядка хозяйственных
взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым
обязательствам.
Трудовые отношения с
нанимаемым персоналом общества регулируются на основе трудовых контрактов в
соответствии с действующим законодательством о труде и с учетом особенностей
деятельности общества.
Функции управления деятельностью предприятия реализуются
подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом
вступают в экономические, организационные, социальные, психологические
отношения друг с другом. Подразделения и работники предприятия, выполняющие
определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления.
Основные показатели, характеризующие размеры исследуемого торгового
предприятия, приведены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2 показатели деятельности предприятия за
исследуемый период улучшились. Так, выручка от реализации возросла на 15,3%.
Темпы роста себестоимости реализованных товаров ниже темпов роста выручки от
продаж – 11,3%, что позволило увеличить валовую прибыль предприятия в 3,1 раза.
Среднесписочное число работников предприятия сократилось на
6,1%. Общая площадь магазина и площадь торгового зала за исследуемый период не
изменились. За исследуемый период увеличилась численность обслуживающего
населения – на 11,1%.
Таблица 2
Показатели,
характеризующие деятельность предприятия
за 2008-2009
гг.
№
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2009 г в % к 2008 г
|
1
|
Выручка
от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
|
43147
|
49747
|
115,3
|
2
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
42291
|
47200
|
111,6
|
3
|
Валовая
прибыль
|
856
|
2547
|
в 3,1 раза
|
4
|
Среднесписочное
число работников, человек
|
47
|
38
|
93,9
|
5
|
Общая
площадь магазина, кв.м
|
1556
|
1556
|
100,0
|
6
|
Площадь
торгового зала, кв.м
|
1432
|
1432
|
100,0
|
7
|
Численность
обслуживаемого населения, человек
|
180000
|
200900
|
111,1
|
8
|
Торговая
площадь, приходящаяся на 1000 покупателей, кв.м
|
8,0
|
7,2
|
90,0
|
Отразим динамику основных показателей деятельности
предприятия на рис. 5.
Рис. 5.
Динамика основных показателей деятельности ООО «Черемушки» в 2008-2009гг.
Рассмотрим
динамику прибыли предприятия за исследуемый период.
Таблица 3
Динамика прибыли предприятия за
2008-2009гг.
№
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2009 г в % к 2008 г
|
1
|
Выручка
от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
|
43147
|
49747
|
115,3
|
2
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
42291
|
47200
|
111,6
|
3
|
Валовая
прибыль
|
856
|
2547
|
в 3,1 раза
|
4
|
Прибыль
от продаж
|
223
|
709
|
в 3,2 раза
|
5
|
Чистая
прибыль
|
138
|
710
|
в 5,1 раз
|
Как видно из данных
таблицы 3 в 2009 году предприятие работало с большей прибылью, чем в 2008 году.
Так, валовая прибыль ООО увеличилась в 3,1 раза, прибыль от продаж – в 3,2
раза. Чистая прибыль предприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом
увеличилась на 572 тыс. руб. или в 5,1 раз.
Отразим динамику прибыли
предприятия за исследуемый период на рис. 7.
Рис. 6. Динамика прибыли ООО
«Черемушки» в 2008-2009 гг.
Одной из основных задач анализа товарных запасов является
выявление резервов для ускорения оборачиваемости товаров при одновременном
обеспечении высокого качества обслуживания населения. При анализе товарных
запасов важно выявить степень конкурентоспособности предприятия по насыщенности
торговли необходимым ассортиментом товаров, уровнем цен, культурой обслуживания
и другим факторам.
Проведем анализ оборотных
фондов предприятия.
Таблица 4
Структура
оборотных средств предприятия в 2008-2009 гг.
№
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2009 г в % к 2008 г
|
сумма
|
Уд.вес
|
сумма
|
Уд.вес
|
сумма
|
Уд.вес
|
1
|
ВСЕГО
активы
|
4082
|
100
|
9850
|
100
|
+5768
|
-
|
|
В
том числе
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Запасы
|
3748
|
91,8
|
6714
|
68,1
|
+2966
|
-23,7
|
3
|
НДС
|
295
|
7,2
|
-
|
|
-295
|
-7,2
|
4
|
Дебиторская
задолженность
|
-
|
-
|
3031
|
30,8
|
+3031
|
+30,8
|
5
|
Денежные
средства
|
39
|
1,0
|
105
|
1,1
|
+66
|
+0,1
|
Как видно из данных
таблицы 4 всего активы предприятия за исследуемый период увеличились на 5768
тыс. руб. или в 2,4 раза. Произошло это из-за резкого увеличения товарных
запасов – на 2966 тыс. руб., но в то же время их удельный вес уменьшился на
23,7%. НДС по приобретенным ценностям в 2008 году составлял 295 тыс. руб., в
2009 году НДС по приобретенным ценностям на балансе исследуемого предприятия не
значится. В то же время в 2009 году появилась дебиторская задолженность,
которая составила 30,8% от общей стоимости оборотных средств.
При анализе коэффициентов оборачиваемости оборотного капитала
предприятия использованы характеристики коэффициентов, расчетные значения
которых представлены в таблице 5.
Коэффициент рентабельности всего
капитала повысился на 60% (с 0,05 до -0,08), что говорит о повышении
эффективности использования имущества предприятия. Коэффициент оборачиваемости
мобильных средств снизился на 51,9% (с 10,6 до 5,1) – снизилась эффективность
использования мобильных средств. Одновременно снизилась эффективность
использования материальных оборотных средств (коэффициент оборачиваемости
материальных оборотных средств на начало периода составлял 11,5, а на конец – 7,4).
Таблица 5
Результаты
расчетов коэффициентов рентабельности и оборачиваемости оборотного капитала
Коэффициент
|
Порядок расчета
|
Значение
|
2009 г к 2008г в %
|
2008г
|
2009г
|
Рентабельности всего капитала предприятия
|
Стр.140 отчета / стр.700 баланса
|
0,05
|
0,08
|
160,0
|
Общей оборачиваемости капитала
|
Стр.010 отчета / стр.700 баланса
|
10,6
|
5,1
|
48,1
|
Оборачиваемости мобильных средств
|
Стр. 010 отчета / стр.290 баланса
|
10,6
|
5,1
|
48,1
|
Оборачиваемости материальных оборотных средств
|
Стр.010 отчета / стр.210 баланса
|
11,5
|
7,4
|
64,3
|
Оборачиваемости готовой продукции и товаров для
перепродажи
|
Стр.010 отчета / стр.214 баланса
|
11,5
|
7,4
|
64,3
|
Оборачиваемости дебиторской задолженности
|
Стр.010 отчета / стр.240 баланса
|
-
|
16,4
|
-
|
Среднего срока оборота дебиторской задолженности, в
днях
|
(365 х стр.240 баланса) / стр.010 отчета
|
-
|
22,2
|
-
|
Анализ рентабельности и
оборачиваемости оборотного капитала учреждения свидетельствует об общем
снижении рентабельности всего капитала и снижении эффективности использования
оборотного капитала.
Проведенный анализ говорит о повышении эффективности
использования оборотного капитала в ООО «Черемушки».
Собственных основных
средств у ООО нет.
На настоящий момент ООО
«Черемушки» - крупнейший оптово-розничный продавец кондитерских изделий на
Рязанском рынке. Полный прайс-лист насчитывает более 6000 наименований товаров.
Основные группы составляют:
·
упакованная
продукция с длительными сроками хранения производства КБК «Черемушки» г.Москва
(«Чародейка» классическая и со вкусовыми добавками, «Персидская ночь», «Медовая
сказка», «Отелло», серии «Сдобная особа» и «Фруктери» и др.); ООО «Русская
нива» г.Москва («Медовик» классический и с наполнителями, Творожник
классический и со вкусовыми добавками, «Наполеон» сливочный и шоколадный и
др.); ООО «Золотой трюфель», ООО «Медовый вальс», фирмы «Масконти ЛТД»
(«Тоффи», «Кокетка», «Ассоль», «Вишневые зори» и др.),
·
торты фреш сроком
реализации 120 часов, производители КБК «Черемушки», ООО «Лакби», фирма
«Масконти ЛТД», ООО «Сластори» и др.,
·
печенье различных
производителей,
·
шоколад и
шоколадные наборы,
·
сладкие сувениры.
Структура реализуемой
продукции отражена в таблице 6 и на рис. 7.
Как видно из данных
таблицы 7 за исследуемый период структура реализуемой продукции изменилась:
увеличилась доля реализации упакованной продукции – на 9,1% и сладких
сувениров – в 2 раза. В то же время сократилась доля реализации тортов фреш –
на 6,2%, печенья – на 44,4%. Доля реализованного шоколада и шоколадных наборов
не изменилась.
Таблица 6
Структура реализуемой продукции предприятия
за 2008-2009 гг.
(в % от всего товарооборота)
№
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2009 г в % к 2008 г
|
1
|
Упакованная
продукция длительного хранения
|
55
|
60
|
109,1
|
|
Торты
фреш
|
32
|
30
|
93,8
|
|
Печенье
|
9
|
5
|
55,6
|
|
Шоколад
и шоколадные наборы
|
3
|
3
|
100
|
|
Сладкие
сувениры
|
1
|
2
|
в 2 раза
|
|
ИТОГО
|
100
|
100
|
-
|
Рис. 7. Структура
реализуемой продукции в 2008 году
Рис. 8. Структура
реализуемой продукции в 2009 году
Предприятие поставляет
продукцию в 87 розничных торговых точек города (ТД «Барс», торговая сеть
«Сорока», ТЦ «Рио», ТЦ «Евпатий Коловрат», ТД «Подсолнух» и т.д.). Основное
условие поставки – рассрочка платежа за поставленную продукцию до 21
календарного дня. Разрешить проблему кредитования магазинов, количество которых
растет, возможно, лишь только с получением кредита самой фирмой.
Система работы торговых
представителей заключается в увеличении объемов продаж, сокращения сроков
дебиторской задолженности и расширение клиентской базы. Ожидаемый прирост
продаж данного отдела должен составить 200000 руб. за счет:
А) заключение новых
договоров с розничными предприятиями с предоставления им рассрочки платежа до
21 календарного дня;
Б) существенного
расширения ассортимента предлагаемой продукции, отработка программы доставки
бисквитно-кремовых тортов, сроком хранения 120ч. (процент наценки максимален,
условия оплаты 7 дней).
В)внедрение
товаров-новинок производителей в торговую сеть г.Рязани. (По КБК Черемушки-
увеличение продаж торта Чародейка с наполнителем 5 видов, внедрение серии
«Фруттис»)
Г) сезонное увеличение
продаж в осенне-зимний период, связанное с многочисленными праздниками (7
Ноября, Новый Год, Рождество,23 Февраля,8 Марта).
Реклама- это вид деятельности
либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация
сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных
организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной
таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или
индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Реклама, как правило, создаваемая и
публикуемая рекламным агентством, информирует о производителе или его товаре,
формирует и поддерживает их образ (image) и оплачивается рекламодателем в
соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой
информации. Доход рекламного агентства, как правило, образуется в результате
оплаты творческих работ и получения от средств распространения рекламы
комиссионного вознаграждения.
Реклама
является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой
обратной связи с ним, Вот почему, с учетом того, что реклама представляет собой
неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее
функции, механизм взаимодействия с другими элементами системы, определить место
рекламы в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной
деятельностью.
Формируя
спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя
процесс “купли-продажи”, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет
на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную
функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком
информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской
стоимости.
Для исследуемого
предприятия характерно применение рекламы в средствах массовой информации
местного назначения. Эффект от такого вида рекламы незначителен.
Предлагаемые мной
мероприятия заключаются в использовании рекламных роликов в единой
информационной сети ИНТЕРНЕТ. Использование данного вида рекламы позволяет
охватить широкий круг потенциальных покупателей во многих регионах страны и за
рубежом, одновременно неся минимальные затраты.
В целях избегания
затоваривания неходовой продукцией складов и подсобных помещений,
предполагается проведение различного рода аукционов, продаж, выставок-ярмарок с
применением скидок, пластиковых карт, льгот инвалидам, участникам войны,
пенсионерам, врачам и учителям. Использование данного приема маркетинга
позволит увеличить объем продаж и расширить рынок сбыта внутри региона.
Например, проведенная в
феврале 2008г широкая распродажа с 20% скидкой позволила увеличить розничный товарооборот
ООО, снизить остатки товарной продукции. В полной мере определить экономический
эффект рекламы в большинстве случаев не представляется возможным. Однако и
приблизительные расчеты экономической эффективности вполне оправдывают себя,
т.к. позволяют сделать вывод о целесообразности проведения рекламы.
Дополнительный
товарооборот под воздействием рекламы определяется по формуле:
Тс
* П * Д
Тд =
100
Где
Тд –
дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
Тс –
среднедневный товарооборот до рекламного периода, руб.;
П – прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный
периоды, %;
Д – количество дней учета товрооборота в рекламном и послерекламном
периодах.
Об экономической
эффективности рекламы можно также судить по тому экономическому результату,
который был достигнут от применения рекламного средства или проведения
рекламной компании.
Экономический результат
определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота,
полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее.
Для расчета
экономического эффекта можно использовать следующую формулу:
(Тд
* Нт )
Э = -
(Uр + Uд)
100
где
Э – экономический эффект
рекламирования, руб.;
Тд – дополнительный
товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
Нт – торговая
надбавка на товар. % к цене реализации;
Uр – расходы
на рекламу, руб.;
Uд –
дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб.
В данном случае
сопоставляется полученный эффект от проведения рекламного мероприятия с
затратами на его осуществление. Результаты такого соотношения могут выражаться
в трех вариантах:
1. эффект от рекламного мероприятия
равен затратами на его проведение;
2. эффект от рекламного мероприятия
больше затрат (прибыльное);
3. эффект от рекламного мероприятия
меньше затрат (убыточное).
Однако полученных данных
еще недостаточно для сопоставления экономической эффективности затрат на
проведение различных рекламных мероприятий. Более точно эффективность затрат на
рекламу характеризует ее рентабельность.
Рентабельность рекламы –
это отношение полученной прибыли к затратам. Она определяется по формуле:
П * 100
Р =
U
Где
Р – рентабельность
рекламирования товара, %;
П – прибыль, полученная
от рекламирования товара, руб.;
U – затраты на рекламу данного товара,
руб.
Рассчитаем экономический
эффект от проведения распродажи продукции КБК «Черемушки» с 20% скидкой в
период с 01.01.2010г по 15.01.2010г.
11450 * 179,9 * 14
Тд
= = 288379,7 руб.
100
Таким образом, дополнительный
товарооборот составит 288379,7 руб.
Рассчитаем экономический
эффект рекламирования:
(288379,7 * 105)
Э = -
(2500 + 250) = 300048,7 руб.
100
Таким образом,
экономический эффект рекламирования составит 300048,7 руб.
Далее рассчитаем
рентабельность рекламы.
5615,4 * 100
Р = =
204%
2750
Отсюда можно делать вывод
о целесообразности проведения рекламной деятельности и получения прибыли в
результате увеличения объема продаж.
Начиная с середины 60-х годов, отечественная торговля
постоянно менялась, что можно объяснить проводимыми экономическими реформами в
народном хозяйстве страны.
Экономические реформы, проводимые в России в последнее
десятилетие, привели к перестройке в сфере торговле. В результате приватизации
были ликвидированы многие торговые системы в связи с упразднением в 1992 г. Министерства торговли РСФСР и ряда промышленных министерств.
В 1996-1998 гг. были сорваны поставки товаров на Крайний
Север и Дальний восток, ухудшено снабжение многих рабочих поселков, снизилось
качество поставляемых импортных товаров, т.е. отрицательно сказалась ликвидация
государственной торговли.
В октябре 1998 года создается Министерство торговли РФ и
начинает заново создаваться система крупных государственных оптовых
предприятий.
Государственная розничная торговля осуществляется
федеральными оптовыми предприятиями и муниципальными розничными предприятиями,
однако ее доля в общем объеме розничного товарооборота невелика - 18%, 74%
товарооборота дает частная торговля, 8% - кооперативная. Кооперативную торговлю
осуществляют предприятия, принадлежащие потребительским обществам регионов
России, которые объединены в потребительский союз Российской Федерации и
управляются Центросоюзом РФ. Частные фирмы, работающие на рынке потребительских
товаров, создают собственные системы оптово-розничных предприятий с филиалами в
других регионах и в пределах своих краев, областей.
Широта функций, выполняемых предприятиями оптовой торговли, обусловлена необходимостью одновременной работы с полярными контрагентами: производителями-поставщиками и розничными торговцами. Отсюда первостепенной функцией является закупочно-сбытовая, так как именно от достигнутых объемов закупок и сбыта зависит конечный финансовый результат. Качественная реализация этой функции немыслима без изучения и прогнозирования спроса партнеров оптовой торговли. Экономические связи, характеризующие взаимоотношения торговли с производством, претерпевают в настоящее время кардинальные изменения. Если раньше торговля имела основной задачей распределение недостаточных ресурсов по районам страны, то в условиях перехода к реальному рынку и насыщения его товарами она воздействует на ассортиментную политику производителя, побуждая его выпускать продукцию, отвечающую предъявляемому спросу; организовывает рациональные пути перемещения этой продукции, способствуя тем самым удовлетворению запросов розничного звена и других потребителей. Поэтому именно торговые организации должны проводить особенно интенсивное изучение товарных рынков своей номенклатуры с последующими рекомендациями производителям, касающимися ассортимента, качества и количества выпускаемых ими товаров; срока и характера поставки. Одновременно, опираясь на результаты изучения рынков, оценку конъюнктуры торговли и прогнозы потребительского спроса, оптовое звено информирует своих покупателей об источниках предложения перспективных для последних (с экономической точки зрения) товаров. Следующий важный участок деятельности торговли - подготовка условий для своевременного и бесперебойного обслуживания ее покупателей. Ведь товар только тогда принесет значительную прибыль, когда его поступление будет обеспечено вовремя и в нужном количестве. Поэтому наиболее оправданной и экономически эффективной системой формирования широкого торгового ассортимента и доведения его до розничных покупателей является оптовое звено, способное накапливать (концентрировать) необходимое количество товаров широкого ассортимента, и с наименьшими затратами осуществлять товароснабжение своих партнеров. В современной российской торговле существенно изменилась функция транспортировки товаров. Производителям гораздо выгоднее отгрузить свою продукцию оптовым предприятиям, не дробя ее на партии в случае, если покупателями выступают розничные торговцы. А розничные торговцы, пользуясь услугами близко расположенных к ним предприятий оптовой торговли, резко сократят расстояния перевозки приобретенных товаров. Следует подчеркнуть, что для современных торговых организаций развитие функций транспортировки означает формирование дополнительного источника получения прибыли - за счет транспортных услуг. Другой, абсолютно новой для российской торговли, является функция кредитования, суть которой заключается в продаже товаров «под реализацию». Продавая партию товаров своим розничным партнерам на условиях выплаты по стоимости через определенное время, оптовое предприятие осуществляет своего рода кредитные операции.
1.
Гражданский
Кодекс РФ ч.1, от 30 ноября 1994 г № 51-ФЗ (ред. от 08.07.2001 г № 138 ФЗ).
2.
Гражданский
Кодекс РФ ч.2, Федеральный закон от 26 января 1996г № 14-03 (ред. от 17.12.2001 г № 213-ФЗ).
3.
Налоговый кодекс
Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2002 г.).
4.
Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утв.
Приказом Министерства финансов РФ от 08.02 96 г. N10.
5.
Абрамов А.Е.
Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности
предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2009.
6.
Баканов М.И.,
Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2008.
7.
Балабанов И.Т.
Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и Статистика,
2009.
8.
Богданов Ю.А.,
Новикова В.Н. Совершенствование организационной структуры управления. - Ростов
н/Д., 2008.
9.
Бронникова Т.М.,
Гусева М.Н. Особенности организации маркетинга в торговле. - М.: Банки и биржи,
2008.
10.
Винокуров В.А.
Организация стратегического управления на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2009.
11.
Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Республика, 2009.
12.
Ветров А.А.
Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2008.
13.
Воронин М.И.
Анализ и диагностика экономического состояния торговых организаций на рынке. -
М.: Республика, 2008.
14.
Гумба Х.М.
Экономика торговых организаций. - М.: Республика, 2008.
15.
Дейнеко О.А.
Технология управленческих работ в торговле. - М.: Феникс, 2008.
16.
Дэниэлс Д.Д,
Радеба Ли Х. Бизнес. Международный бизнес. - М.: Республика, 2008.
17.
Ефимова О.В.
Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2008.
18.
Ильин В.Н., Перекрестова
Н.М. Ценообразование в торговле в условиях рынка. - Саратов, 2008.
19.
Карасев А.В.
Новые организационные формы управления предприятий торговли в рыночных
условиях. - М.: Юстицинформ, 2008.
20.
Ковалев В.В.
Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. -
М.: Финансы и статистика, 2008.
21.
Крейнина М.Н.
Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.- М. .: ИКЦ Дис, 20081.
22.
Крейнина М.Н. Анализ
финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в
промышленности, строительстве и торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 2009.
23.
Красов Н.В. Опыт
совершенствования управления торговой организацией. - М.: Республика, 2008.;
24.
Мельник М.В.
Анализ и оценка систем управления на предприятиях торговли. - М.: Республика, 2008.
25.
Менеджмент в торговле
/ Под ред. Степанова И.С. - М.: Омега-Плюс, 2008.
26.
Мильнер Б.З.
Теория организации. - М.: Феникс,2008.
27.
Неруш Ю.М.
Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи, 2009.
28.
Русинов Ф.М.
Эффективность управления торговлей: наука и практика. - М.: Республика, 2008.
29.
Справочник
финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008.
30.
Ткач
В.И, Ткач М.В. Международная система учета и отчетности, М. 2009.
31.
Чубаков Г.Н.
Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.:
Республика, 2009.
32.
Хеддевик К.
Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика,
2008.
33.
Шеремет А.Д.,
Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 2008.
34.
Шим Дж., Сигел
Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. – М.: Филинъ, 2008.