ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
1. Сущность и параметры процесса поиска работы..................... 5
2. Основные типы стратегий, используемых
безработными при поиске работы ................................................................................................ 8
3. Обращение в органы государственной службы занятости ... 11
3.1. Политика
государства в области занятости .......................... 11
3.2. Занятость и
трудоустройство ............................................... 15
4. Другие способы трудоустройства.............................................. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................... 32
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях успешное развитие
экономики любой страны тесно связано с механизмом функционирования рынка труда.
Создание условий, которые бы обеспечивали возможности для рационального
размещения трудовых ресурсов, во многом обуславливает достижение устойчивого
экономического роста и повышение благосостояния граждан. Таким образом, анализ
процессов, происходящих в системе трудовых отношений, и разработка
соответствующих методов стимулированию развития современного рынка труда,
повышения эффективности его функционирования представляют собой одну из
наиболее актуальных задач для современной российской экономики[1].
Реферат посвящен одному из элементов
функционирования рынка труда, которым является процесс поиска работы, который,
в свою очередь, обеспечивает установление реального соотношения между требованиями
работника к рабочему месту и возможностями, предоставляемыми работодателем.
Процесс поиска работы непосредственно связан с эффективностью функционирования
рынка труда в целом. Вследствие неполноты информации и неопределенности,
которые существуют на рынке труда, процесс «подстройки» индивидов, желающих
работать, к вакантным рабочим местам занимает определенное время. Чем
эффективнее осуществляется процесс поиска, тем быстрее происходит эта
«подстройка» и тем более эффективно действует рынок труда в целом[2].
Понимание механизма поиска работы и
процесса выбора стратегий поиска, выявление различий в стратегиях поиска для
разных социально-демографических и профессиональных групп необходимо для
проведения политики, способствующей повышению эффективности трудового
посредничества и уменьшению трансакционных издержек на рынке труда. Анализ
процесса выбора способов поиска работы также позволяет понять различия между
теми безработными, которые обращаются в государственную службу занятости при
поиске работы, и теми, кто предпочитает другие методы поиска, и служит основой
для профилирования безработных, выработки практических решений по повышению
адресности и эффективности государственной политики в данной области.
1. Сущность и параметры процесса поиска работы.
Одной из составляющих общей жизненной стратегии
индивидов, стремящихся к достижению определенного уровня жизни (в т.ч.
благосостояния) и общественного статуса, является процесс поиска работы,
который представляет собой целенаправленную деятельность индивидов по
нахождению наиболее приемлемого варианта трудоустройства. С макроэкономической
точки зрения процесс поиска работы является важной составляющей
функционирования рынка труда. Он обеспечивает пересечение требований работника
к рабочему месту с реальными возможностями, которые предоставляет работодатель.
В совокупности со встречным процессом - поиском работников на замещение
вакантных рабочих мест со стороны работодателей, особенности данного процесса
определяют характеристики равновесия на рынке труда. В теоретических моделях
равновесие на рынке труда - результат взаимодействия спроса на труд и
предложения труда, часто выглядит просто как пересечение двух кривых на
графике. Но в реальности процесс пересечения спроса и предложения имеет свою
институциональную, пространственную и временную определенность. Он связан с
издержками, которые, по сути, являются одним из видов трансакционных издержек.
И то, как устроен процесс поиска, влияет на результаты и скорость подстройки
спроса и предложения на рынке труда.
Существование процесса поиска работы обусловлено
наличием информационной асимметрии на рынке труда, когда участники рыночных
отношений обладают неполной информацией о поведении и характеристиках своих контрагентов.
Так, если бы ищущий работу индивид точно знал, какую заработную плату
предлагает конкретный работодатель (более широко - какими характеристиками,
включая условия труда, должностные обязанности, заработную плату, перспективы
профессионального роста и т.д., обладает конкретная вакансия), он мог бы сразу
устроиться на самое лучшее место из множества всех доступных для него вакантных
позиций. В таком случае процесс поиска работы вообще бы не возникал. Однако
реальные рынки труда несовершенны, характеризуются неполнотой и асимметрией
информации, имеющейся у разных агентов рынка, вследствие чего в
действительности ищущий работу индивид не знает, какую именно заработную плату
(и другие характеристики рабочего места) предлагает каждый конкретный
работодатель на рынке труда. Поэтому индивид, заинтересованный в получении
работы, вынужден прибегнуть к процессу поиска, чтобы постараться найти
наилучший вариант трудоустройства. Необходимо заметить, что асимметрия на рынке
труда также обуславливает существование обратного процесса - поиска работников
со стороны работодателей, поскольку и работодатели не обладают всей полнотой
информации о том, какими качествами характеризуется каждый конкретный работник,
и на какую заработную плату он претендует. Институциональная структура рынка
труда предполагает, что поиск работы может происходить различными способами.
Наиболее распространенные из них
следующие:
1.
обращение в органы
государственной службы занятости;
2.
обращение в негосударственные
агентства;
3.
помощь друзей и знакомых;
4.
помощь родственников;
5.
просмотр объявлений о вакансиях
или размещение объявлений о поиске работы в средствах массовой информации (в
том числе в сети Интернет);
6.
непосредственное обращение к
работодателю, на фирму.
Среди каналов поиска традиционно выделяют
формальные и неформальные. Под формальными каналами понимаются те, которые
реализуются с помощью формальных посредников на рынке труда, к которым относят
государственную службу занятости и негосударственные агентства, занимающиеся
трудовым посредничеством. Каналы «помощь родственников», «помощь друзей и
знакомых», а также «непосредственное обращение к работодателю, на фирму»
рассматриваются как неформальные. В настоящее время в рамках как западных, так
и отечественных исследований существует традиция считать поиск работы через СМИ
также формальным каналом, исходя из того, что в этом случае присутствует
институциональный информационный посредник - специализированное средство
массовой информации, публикующее на своих печатных и/или виртуальных
web-страницах объявления о вакансиях и поиске работы.
2. Основные типы стратегий,
используемых безработными при поиске работы
Для осуществления процесса поиска работы
человек выстраивает стратегию поиска. Концепции стратегий поведения
используется исследователями в различных социальных исследованиях. Интерес
представляют работы Ю. М. Плюснина и Г. С. Пошевнёва по проблемам социальной психологии безработных.
В своих исследованиях, охватывающим период с 1998 по 2008 г.г., они обобщили многолетний опыт работы службы занятости РФ и пришли к следующим выводам[3]:
Типы
стратегий
|
Самостоятельный
поиск
|
Поиск с
помощью
посредников
|
Официальные
средства поиска
|
1. Путём изучения ситуации на рынке через средства массовой
информации
|
2. С помощью специализированных организаций по трудоустройству
|
Неофициальные
средства поиска
|
3. Путём непосредственного обращения к работодателю
|
4. С помощью родственников, друзей, коллег
|
Комментарии к таблице:
Как распределяются безработные по
предпочтению тех или других стратегий поиска работы? (Обратим внимание, что
человек может использовать более чем один метод поиска, поэтому процент людей,
выбирающих разные стратегии, в сумме оказывается больше 100.)
1.
Самостоятельный поиск с
использованием информации, получаемой из официальных источников (газет, радио,
телевидения), а также путем ответа на рекламные объявления применяют
подавляющее большинство безработных – 74 %.
2.
Поиск с помощью
специализированных государственных и частных организаций по трудоустройству
(службы занятости, агентства по трудоустройству, клубы безработных и т.п.),
т.е. путем установления формальных связей, ведут 49 % мужчин и 58 % женщин.
Следует отметить, что частные бюро всё ещё играют крайне незначительную роль и
основные надежды безработный, конечно, возлагает на службу занятости населения.
Хотя почти 10 % опрошенных безработных и отметили, что они обращались в частные
агентства по трудоустройству, результата это приносит пока мало.
3.
Случайный поиск, который
заключается в непосредственном обращении к работодателю, практикуют примерно
четверть всех безработных: 28 % мужчин и 18 % женщин.
4.
С использованием связей и
знакомств, с помощью круга близких людей (родственников, друзей, знакомых,
бывших коллег), т.е. через неформальные социальные связи, ищут работу 25 %
безработных.
Если оценить значимость каждой из
стратегий поиска работы в долях единицы, то стратегия [1] оценивается на уровне
0,40; стратегия [2] – 0,34; стратегия [3] – 0, 12; стратегия [4] – 0,13. Таким
образом, частота применения стратегий самостоятельного поиска работы (
стратегии [1] + [3] = 0,52) равна частоте обращения к стратегиям поиска с
помощью посредников (стратегии [2] + [4] = 0,47). А вот использование
официальных средств (стратегии [1] + [2]) значительно – в три раза –
преобладает над частотой обращения к неофициальным, неформальным средствам
поиска (стратегии [3] + [4]) – 0,74 и 0,25 соответственно.
Источники помощи в
поиске работы:
При оценке конкретных источников помощи
безработные чаще всего называют службу занятости населения (значимость этого
источника – 0,4 доли единицы; на неё указывают как на важнейший источник помощи
65 % безработных). Не менее важно для безработного и участие друзей, приятелей,
знакомых (значимость 0,35; 61 % всех безработных), хотя, как видно, они далеко
не всегда способны реально помочь в трудоустройстве. В противоположность этой
высокой оценке своих друзей и бывших коллег безработные невысоко оценивают в
качестве источника помощи родственников и членов семьи (значимость 0,1; только
20 % ответов безработных).
Хотя, как отмечалось выше, к услугам
частных посреднических агентств обратились около 10 % безработных, в той или
иной степени воспользовались ими менее 4 %, т.е. в 2,5 раза меньше;
соответственно, и оценка значимости таких агентств составила в глазах
безработных всего 0,02.
Таким образом, безработные связывают
свои надежды в получении работы прежде всего со службой занятости.
3. Обращение
в органы государственной службы занятости
Одной из характерных черт российского
рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами
социального, экономического и психологического характера. В России значительный
рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен
переходом к рыночной экономике. На настоящее время безработица растет в связи с
мировым экономическим кризисом.
Помимо безработицы российский рынок
труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная
занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и
отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других[4].
Указанные явления позволяют оценить
способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что
сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства.
Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к
профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая
трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка
безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице,
переподготовка безработных и др.).
В современных условиях государство
ограничивает свои обязательства оказанием содействия в реализации прав граждан
на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно
соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от
19.04.1991 г. с изменениями и дополнениями "О занятости населения в
Российской Федерации".
Государственная политика в области
содействия занятости определена ст. 5 Закона и направлена на:
развитие трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем
гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор
занятости;
создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской
инициативы граждан;
осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращении
длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан,
испытывающих трудности в поиске работы;
координация деятельности в области
занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и
социальной политики;
международное сотрудничество в решении
проблем занятости.
Государственная политика в сфере
занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью
минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а
средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики
занятости[5].
В действующей Конституции РФ (ч. 3 ст.
37) закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы. Тем самым на
государство возлагается обязанность проведения такой политики на рынке труда,
которая позволила бы реализовать это абсолютное субъективное право личности.
Политика занятости может иметь пассивный
и активный характер[6].
Содержанием пассивной политики является система мероприятий по вовлечению в
сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроиться. При
проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по
предотвращению незанятости.
В целях проведения единой
государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в
трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения
социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров РСФСР
постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости,
призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на
всей территории России. В настоящее время Федеральная служба по труду и
занятости действует на основании Положения, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324 и находится в ведении Министерства
здравоохранения и социального развития РФ.
Министерство здравоохранения и
социального развития, по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов РФ, создает территориальные органы по вопросам занятости - управления
Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются
юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств,
осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью
государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости,
действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их
деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства
и наделяют необходимым имуществом.
Управления совместно с органами
исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления
осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики
занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта
РФ.
Основными задачами Управления являются:
разработка территориальной программы
содействия занятости населения и организация работы по ее реализации центрами
занятости населения;
определение основных направлений
развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и
психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации,
переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте РФ;
организация работы государственных
учреждений службы занятости населения в субъекте РФ;
организация работы по обеспечению
государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам.
Регулирование отношений в сфере
занятости осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами,
принятыми на основании и в развитие норм международного трудового права.
Основным является Закон РФ от 19.04.1991
г. с последующими изменениями и дополнениями "О занятости населения в
Российской Федерации". Данный закон определяет направления государственной
политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов,
действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые
им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов
занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении
занятости и другие важные положения.
Кроме закона действуют:
Порядок регистрации безработных граждан,
утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458 с изм. и
доп.;
Положение об организации общественных
работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. N 875 с
изм. и доп. и другие.
Под занятостью понимается деятельность
граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок,
трудовой доход (ст. 1 Закона).
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, а
также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей;
занятые в подсобных промыслах и
реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам
гражданско-правового характера, а также являющиеся членами производственных
кооперативов, артелей;
избранные, назначенные или утвержденные
на оплачиваемую должность;
проходящие военную и иные виды службы
(альтернативную и правоохранительную);
проходящие очный курс обучения в
образовательных учреждениях;
временно отсутствующие на рабочем месте
по различным причинам;
являющиеся учредителями (участниками)
организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют
имущественных прав в отношении этих организаций (общественных, религиозных и др.).
Отнесение этих категорий граждан к
занятым означает, что в отношении них государство не осуществляет тех мер
социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.
К незанятым гражданам относятся:
несовершеннолетние нетрудоспособные
граждане;
пенсионеры;
трудоспособные граждане.
Последняя категория населения объединяет
как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее
работавших и высвобожденных из организаций или прошедших обучение и ищущих
работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена
политика государства содействующая их занятости.
Определение правового статуса
безработных означает установление круга лиц, относящихся к данной категории
граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.
В соответствии со ст. 3 Закона о
занятости безработными признаются граждане, которые:
а) трудоспособны;
б) не имеют работы и заработка;
в) зарегистрированы в учреждениях службы
занятости в целях поиска подходящей работы;
г) ищут работу;
д) готовы приступить к ней.
Эти пять признаков формируют понятие
"безработный" и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным
признание гражданина безработным.
Трудоспособность граждан определяется их
возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста не могут быть признаны
безработными граждане, не достигшие возраста 16 лет, а также те, которым
назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по
старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3
ст. 3 Закона).
Для принятия решения о признании
инвалида безработным он должен, наряду с прочими документами, представить
индивидуальную программу реабилитации, руководствуясь которой учреждения службы
занятости будут подыскивать ему работу.
Отсутствие работы и заработка означает,
что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых.
Регистрация в учреждениях службы
занятости осуществляется на основании Порядка регистрации безработных граждан в
следующей последовательности:
первичная регистрация безработных
граждан;
регистрация безработных граждан в целях
поиска подходящей работы;
регистрация граждан в качестве
безработных;
перерегистрация безработных граждан.
Первичная регистрация осуществляется без
предъявления гражданами каких-либо документов в целях учета общей численности
безработных для получения необходимой информации о потребностях в работе.
Для регистрации в целях поиска
подходящей работы граждане представляют документы: паспорт; трудовую книжку или
иные документы о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о
заработке за последние три месяца по последнему месту работы; инвалиды -
дополнительно индивидуальную программу реабилитации, на основании которых
учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны
предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. При невозможности
предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой
профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную
подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению
учреждений службы занятости.
Если на этом этапе подходящая работа
гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях
поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. При
отказе в регистрации гражданин имеет право на повторное обращение через месяц.
При этом мотивы отказа должны быть сообщены ему письменно.
Перерегистрация безработных граждан
проводится в сроки, установленные учреждениями службы занятости. Снятие с
регистрационного учета производится в случаях:
признания гражданина занятым;
неявки в сроки, установленные
учреждениями службы занятости, для предложения подходящей работы либо для
перерегистрации;
переезда в другую местность;
установления злоупотреблений со стороны
граждан;
осуждения к наказанию в виде лишения
свободы;
назначения пенсии по старости или за
выслугу лет.
Граждане, претендующие на получение
статуса безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин
ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для
знакомства с предлагаемой работой.
Наконец, безработный гражданин должен
быть готов приступить к работе. Это означает, что в момент регистрации не
должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только
она будет ему найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание
безработным невозможно.
Гражданин, признанный безработным,
приобретает специфические права и обязанности, позволяющие ему реализовать тот
особый интерес, который связан с потребностью изменить статус безработного на
статус занятого. Эти права и обязанности можно разделить на две группы - те,
которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются
только для определенных категорий безработных.
Основным общим для всех безработных
правом является право на получение помощи государства в поиске работы и
трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи учреждения службы
занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им
работодателями[7].
К другим правам безработных относятся:
право на получение бесплатной информации
от учреждений службы занятости (п. 5 ст. 15 Закона о занятости);
право на бесплатную профессиональную
ориентацию (п. 2 ст. 9 Закона о занятости);
право на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по направлению учреждений службы
занятости (п. 2 ст. 9);
право на содействие в организации
собственного дела;
право на обжалование решений, действий и
бездействия учреждений службы занятости и их должностных лиц в вышестоящее
учреждение занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством
РФ (ст. 11 Закона о занятости);
право на социальную поддержку, включая
пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки по направлению учреждений службы
занятости, оплату периода временной нетрудоспособности (гл. 6 Закона о
занятости);
право на компенсацию материальных
затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по
предложению учреждений службы занятости (п. 2 ст. 12 Закона о занятости,
постановление Правительства РФ от 21.10.2005 г. N 633);
право на бесплатное медицинское
обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и
направление на обучение (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);
право на участие в оплачиваемых
общественных работах (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);
право на повторное обращение в
учреждение службы занятости через месяц после получения отказа в признании
безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости);
право на приглашение в учреждения службы
занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое
приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об
участии в специальных программах содействия занятости (п. 10 Порядка
регистрации безработных граждан).
Наряду с правами законодательство
устанавливает и ряд общих обязанностей безработных, которые, как правило,
касаются определенных процедурных моментов. К их числу относятся:
обязанность представить ряд документов
при регистрации в качестве безработных (п. 14 Порядка регистрации безработных
граждан, далее - Порядка);
обязанность являться на перерегистрацию
в сроки, установленные учреждением службы занятости (п. 19 Порядка);
обязанность предъявить необходимые
документы при прохождении перерегистрации (п. 20 Порядка);
обязанность активно содействовать своему
трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации,
информировать учреждение службы занятости о своих действиях по самостоятельному
поиску работы, в том числе о поступлении на работу временного характера (п. 21
Порядка);
обязанность известить учреждение службы
занятости о поступлении на работу;
обязанность являться на переговоры с
работодателем по направлению учреждения службы занятости.
Под трудоустройством следует понимать
систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на
обеспечение трудовой занятости населения[8].
О трудоустройстве можно говорить в широком и узком смысле. В первом случае речь
идет о части активной политики занятости, обеспечивающей создание условий для
развития всех форм трудовой занятости и вовлечение в нее граждан. Во втором
случае следует ограничиться только теми специальными мероприятиями, которые
осуществляются с целью содействия гражданам в поиске работы, причем
преимущественно в форме заключения трудового договора.
Трудоустройство осуществляется
различными субъектами. Прежде всего это могут быть работодатели - они имеют
право принимать на работу граждан, обращающихся к ним. В ряде случаев
работодатели обязаны принимать меры к упреждающему трудоустройству работников,
подлежащих увольнению из организации.
В этом случае трудоустройство происходит
без участия посредников.
В качестве посредников при
трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и
негосударственные организации.
Государственным органом является
федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы.
Негосударственное посредничество может оказываться любыми юридическими лицами,
при этом деятельность, связанная с трудоустройством за границей осуществляется
на основании лицензии.
Указанные органы оказывают услуги по
содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим
сменить место работы или форму занятости. При этом государственные органы
услуги оказывают бесплатно, негосударственные, как правило, - на платной
основе.
Процесс трудоустройства проходит две
стадии.
Первая стадия - это обращение гражданина
в учреждение службы занятости. При этом возникает правоотношение между
обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим
органом.
Содержание возникшего правоотношения
зависит от того, является ли обратившийся за содействием в поиске работы
гражданин занятым или нет. В последнем случае учреждения службы занятости
обязаны предложить не только имеющиеся варианты трудоустройства, но и при
невозможности найти работу зарегистрировать гражданина в качестве безработного,
предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения
квалификации, а также назначить пособие по безработице и т.д.
Этот этап может быть прекращен по
инициативе гражданина в любое время, вместе с тем учреждения службы занятости,
как правило, не могут прекратить его по собственной инициативе. Однако цель
первой стадии достигается лишь тогда, когда гражданину выдано направление на
работу или на профессиональное обучение.
При характеристике предлагаемой работы
существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей.
Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей
считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:
профессиональной пригодности работника с
учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки
определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации
(разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей
считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей,
однако предпочтение отдается последней работе;
условиям последнего места работы, за
исключением оплачиваемых общественных работ (размеру заработка, нормам и
правилам по охране труда, режиму работы и т.д.);
состоянию здоровья гражданина;
транспортной доступности рабочего места.
Оплачиваемая работа, включая работу
временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу (ранее не
работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
уволенных более одного раза в течение
одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой
дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
прекративших индивидуальную
предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
стремящихся возобновить трудовую
деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также
направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные
действия;
отказавшихся повысить (восстановить)
квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию
или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по
безработице;
состоящих на учете в органах службы
занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы занятости после
окончания сезонных работ.
Подходящей не может считаться работа,
если:
она связана с переменой места жительства
без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам
и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего
заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту
работы.
Данное положение не распространяется на
граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного
минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае
подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины
прожиточного минимума.
Вторая стадия трудоустройства - это
заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по
направлению учреждения службы занятости). Следует иметь в виду, что направление
учреждения службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для
работодателя. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда,
когда направленный учреждением службы занятости гражданин реально обратился в
ту организацию, куда он был направлен. При таком обращении возникает
правоотношение между гражданином и работодателем, которое регламентируется
нормами трудового законодательства.
Правовая организация трудоустройства с
участием государственной службы занятости характеризуется особенностями,
присущими для трудоустройства отдельных категорий граждан. Последние объединены
понятием "граждане, испытывающие трудности в поиске работы". Их
перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает:
инвалидов;
лиц, освобожденных из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы;
несовершеннолетних в возрасте от 14 до
18 лет;
лиц предпенсионного возраста (за два
года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по
старости, в том числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);
беженцев и вынужденных переселенцев;
граждан, уволенных с военной службы и
членов их семей;
одиноких и многодетных родителей,
воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
граждан в возрасте от 18 до 20 лет из
числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые.
Для этих категорий установлены
дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или
организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по
профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и
другими мерами.[9]
Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота
представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это
количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу
работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия,
круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть
принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению
территориальных органов службы занятости органами государственной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке
труда и требований законодательства.
4. Другие
способы трудоустройства
Материал в данном разделе изложен по
результатам анализа журнальных статей, соответственно, параллельно содержит
практические советы для соискателей работы из области социальной психологии:
1. Обращение в негосударственные
агентства
Кадровые агентства можно разделить на два типа[10]:
Выполняют заказы фирм-заказчиков,
поэтому услуги для соискателей бесплатны. Они ищут подходящую кандидатуру под
определенную вакансию фирмы-заказчика. Поиск работы через кадровые агентства
достаточно эффективный. У большинства кадровых агентств существует база данных
кандидатов. Чтобы агентство занесло вас в базу данных, достаточно послать свое
резюме по факсу или принести его непосредственно в агентство. Необходимо четко
указать название вакансии, на которую вы претендуете и свой телефон. Через 2-3
часа после того, как резюме отправлено, можно позвонить в агентство и уточнить,
кто из менеджеров ведет эту вакансию, выяснить, хорошо ли прошел факс и нужна
ли дополнительная информация. Возможно, вам повезет и вы сразу получите
прилашение на собеседование. Уместно будет спросить, в течение какого времени
будет рассматриваться ваше резюме и когда можно получить окончательный ответ.
Приглашение на встречу в агентство почти равносильно собеседованию с работодателем.
Большинство агентств универсальны, т.е. они берутся за выполнение любой
вакансии. Но с течением времени у большинства агентств складывается своя
клиентура (одни преимущественно работают с компьютерными фирмами, другие - с
фармацевтическими и т.д.). После собеседования с работодателем позвоните
менеджеру агентства при любом исходе собеседования - добрые отношения
пригодятся в будущем. Вас запомнят, и когда будет подходящая вакансия, о вас
вспомнят.
Ищут вакансию под определенного
человека. Услуги этих агентств платные (до 2/3 вашей первой зарплаты), шанс
устроиться на работу выше, чем через рекрутинговое агентство.
Как отличить эффективно работающие
агентства от неэффективных или даже жульнических?
·
Стабильная
реклама хотя бы 2 месяца (без смены рекламных изданий)
·
Реальные
вакансии без повторения из номера в номер
·
Вакансии должны
отражать реальную структуру спроса. Если вы видите сплошной "top",
стоит задуматься
·
Желательно
дозвониться в агентство и узнать об условиях обслуживания (когда, за что и
сколько вы будете платить). Если не получите четкого ответа на эти вопросы -
стоит ли сотрудничать с этим агентством.
·
Пусть вас не
смущает скромность обстановки в агентстве, замечать необходимо другое: не
являетесь ли вы единственным клиентом количество сотрудников - минимум четыре
человека телефонные линии должны быть загружены чем занимаются сотрудники.
Трудоустройство - дело трудоемкое, и если агентство работает, то у сотрудников
нет времени на посторонние занятия.
·
Желательно,
чтобы договор был бессрочным, не ограничивал бы число предлагаемых вакансий, не
предусматривал бы оплаты в той или иной форме за каждое направление. Важны
условия возврата средств, внесенных за трудоустройство.
·
Наведите
справки об агентстве, найдете 2-3 положительных отзыва - смело можете
рисковать.
В основном предлагают работу нянь,
рабочих строительных специальностей, программистов, сезоных рабочих. Первое,
что следует узнать, - есть ли у агентства лицензия на оказание услуг по
трудоустройству за рубежом, какое время работает компания на рынке и с какими
конкретными формами она имеет дело за границей.
Такой поиск приносит успех многим,
но не всем. Каждая газета имеет свою аудиторию. Если вашей профессии уделена
рубрика или подрубрика в газете, ваши шансы велики. Если же, прочитав свю
газету от первой до последней страницы, вы не встретили названия своей
профессии или должности, на которую хотите претендовать, вам стоит продумать
другие способы поиска работы. Вероятно, специалистов вашей профессии
работодатели ищут другими способами. Ещё один шанс попасть в поле внимания
служб персонала - это публикация вашего собственного объявления о поиске
работы.
Наиболее эффективный способ для
учащейся молодежи[11]. Преимущества:
а) Вы имеете возможность узнать
информацию о компании из непосредственного общения с ее представителем.
б) Фирма хорошо понимает, что вы
выпускник (или студент) и отсутствие солидного опыта работы (возможности
работать полную рабочую неделю) не является непоправимым "слабым
местом" вашего резюме.
в) Вы имеете возможность оставить
свои данные сразу в нескольких фирмах.
Недостатки: Участвует весьма ограниченное количество компаний. Частота
дней карьеры имеет "сезонные колебания" (максимум на начало и конец
учебного года). Некоторые фирмы участвуют в данных мероприятиях скорее из
соображений имиджа, и "продолжения взаимодействия" можно не
дождаться.
Немало фирм не публикуют широко
информацию о своих вакансиях по разным соображениям[12]. Если у вас имеются данные, позволяющие предположить, что
той или иной фирме требуется специалист вашего профиля, достаточно эффективно
использовать способ "прямого обращения".
1. Тщательно подготовьтесь: формулируете цель обращения, что вы можете фирме
предложить, продумываете начало и конец разговора, ответы на наиболее вероятные
вопросы. Готовите ручку, бумагу, резюме, садитесь удобно (чтобы голос звучал
плавно)
2. Дозвонившись, здороваетесь, спрашиваете, с кем могли бы переговорить по
вопросам трудоустройства (запишите имя и отчество сотрудника). Когда вас
соединят, здороваетесь еще раз и представляетесь - четко и размеренно
произносите свои имя (имя и отчество), фамилию (такой порядок
предпочтительнее). Озвучьте цель вашего телефонного вторжения и
поинтересуйтесь, есть ли у собеседника сейчас время для разговора с вами,
например, "я звоню по поводу возможного трудоустройства, смогли бы вы
уделить мне 3-4 минуты". Указанного интервала необходимо придерживатся.
Если в данный момент вам не могут уделить внимание, поинтересуйтесь, когда
можно перезвонить. Формулируйте такой вопрос конкретно ("завтра или в
среду в первой половине дня"), в этом случае уменьшается вероятность
отказа.
3. Если у собеседника есть
возможность поговорить прямо сейчас,
будьте лаконичны, используйте вы-формулировки ("вас, возможно,
заинтересует..."). Ваша цель - договориться о собеседовании или о
возможности выслать резюме, в крайнем случае. Подготовьтесь к вопросам. Могут
спросить, как вы узнали о вакансии, какого рода работу вы думаете получить и
т.п. Приготовьте и свои вопросы (немного).
4. Вам предложили приехать на
собеседование уточните адрес, дату и время, с
кем будет проходить собеседование.
5. Если договориться о
собеседовании не удалось, попросите о
возможности представить свое резюме. Получив разрешение, вышлите его как можно
скорее.
6. Если не удалось даже это, постарайтесь получить разрешение позвонить повторно -
ситуация может измениться.
7. В конце разговора не забудьте поблагодарить за уделенное вам время. В случае
повторных звонков каждый раз представляйте себя полностью. Наметив звонок,
сторого придерживайтесь договоренностей: это создает впечатление о вашей
обязательности и аккуратности.
Аналогичен работе с изданиями,
информация обновляеся еще быстрее, чем в газетах. Наиболее эффективен этот
способ для программистов, а также специалистов, для которых "умение
работать в Интернете" входит в набор предъявляемых требований.
Адреса некоторых специализированных
страниц: www.job.ru, www.pointjob.ru.
Кроме того, полезно перед интервьюированием в кадровом агентстве посетить
его страницу - узнать побольше об агентстве и предлагаемых вакансиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению
многих, не работает только тот, кто не хочет работать. Найти работу можно
всегда, только это зависит от количественных обстоятельств: время поиска,
размер зарплаты и т.д. Работу получит каждый, кто способен ее взять. В
большинстве случаев неудачи в поиске работы вызваны тем, что люди не умеют ее
искать. В школах и вузах этому не учат. Книги на эту тему, которые появились на
прилавках в последние годы, читали немногие. Как правило, люди учатся на
собственном опыте и на собственных ошибках, не получая квалифицированных
ответов и консультаций. Более того, пользуясь иногда неквалифицированными
советами.
Прежде всего, нельзя пытаться решить
столь серьезный вопрос сразу, к поиску работы следует подходить вдумчиво.
Поэтому сначала нужно разобраться в себе. Чего мы ожидаем от работы? Где бы мы хотели
работать? Прежде всего, наше желание должно совпадать с нашими возможностями. А
возможности, в свою очередь, определяются объемом знаний и умений, и владение методикой поиска работы на рынке
труда стоит в этом ряду на одном из первых мест.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
2. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от
14 марта 2008 г. N 53 "Об утверждении Плана
научно-исследовательских работ Федеральной службы по труду и занятости на
2008 год"
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 3 июля 2006 г. N 513 "Об утверждении
Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по
предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей
работы, а работодателям в подборе необходимых работников"
4.
Курс
российского трудового права: В 2 т. Т. 2. Рынок труда и обеспечение занятости
(правовые вопросы) Под ред. Е.Б. Хохлова. М., 2006 г.
5. Административная реформа в России.
Научно-практическое пособие (под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я.). М:
"ИНФРА-М", 2006 г.
6. Андреева Л.А., Медведев О.М. Обеспечение трудовой
занятости (некоторые правовые аспекты)// "Гражданин и право", N 8,
август 2007 г.
7. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к
Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система
ГАРАНТ, 2006 г.
8. Жижокин С. Работные сайты рунета как инструмент для
подбора персонала // "Управление персоналом", N 24, декабрь 2007 г.
9. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие
для вузов. М: "Юстицинформ", 2005 г.
10. Кудымова Е.В. Почем нынче безработица. О поиске работы через центр
занятости // "Двойная запись", N 1, январь 2003 г.
11. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М:
"Юстицинформ", 2008 г.
12. Плюснин Ю. М и Пошевнёв Г. С. Социальная
психология безработного. Научное
издание. Новосибирск: (ЦСА), 2008 г.
13. Суховская А.М. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в
небольших муниципальных образованиях // "Управление персоналом", N
10, май 2008 г.