Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Право и политика в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Право и политика в современной России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение 3

    1. Понятие и сущность права и политики_ 5

    1.1. Определение политики_ 5

    1.2. Понятие и сущность права 6

    2. Соотношение права и политики_ 8

    2.1. Методологические подходы к проблеме 8

    2.2. Воздействие политики на право. Роль политики в обеспечении права 9

    2.3. Воздействие права на политику. Связанность политики правом_

    3. Право и политика в современной России_

    Заключение

    Список литературы_

    ВВЕДЕНИЕ


    В политической и в целом в общественной жизни мы встречаемся с большим разнообразием явлений. Некоторые из них легко наблюдаются, но это поверхностное наблюдение не всегда дает нам достоверное представление о том или ином факторе.

    Важно для научного исследования выявить сущность и содержание политических и правовых отношений, понять действительно сложившиеся взаимосвязи и взаимодействия. В своей сумме такие взаимосвязи и отношения составляют то, что можно назвать полем. В известном смысле, понятие такого поля аналогично понятию системы. Политология рассматривает систему как множество процессов, отношений и институтов, которые постоянно движутся в разных направлениях с разными скоростями, причем законы такого движения сами оказались изменчивыми, часто неопределенными. Но понятие поля отражает более высокий уровень абстракции.

    На практике многие отношения в обществе и соответственно, поля так или иначе взаимосвязаны. Политика и экономика, право и экономика, политика и идеология и т.д. Наиболее тесными взаимосвязями отличаются правовые и политические процессы. Они взаимосвязаны по многим параметрам и потому, что по существу имеют аналогичный объект исследования – политические институты и процессы.

    Но главная причина взаимосвязи заключается в существенной близости, а главное, во многочисленных пересечениях правового и политического полей. Более того, многие свойства и особенности этих полей управляются аналогичными объективными законами.

    Все политические процессы развиваются в конкретном правовом пространстве. Основные рамки и характеристики правового пространства во многом определяются юридическими нормами. Вместе с тем, сами юридические нормы нередко порождаются и модифицируются практикой. Такая обратная связь является одним из существенных условий эффективности правовой системы.

    Многие политические институты формируются и функционируют под сильным влиянием правовых норм. Достаточно посмотреть на представительные учреждения, общественные организации, политические партии, политические элиты. Трудовые отношения, в том числе договорная практика, урегулирование конфликтов, функционирование организаций, предпринимателей, профсоюзов так же регулируются правом, в том числе на европейском и международном уровнях.

    Политика и политические решения принимаются, а тем более реализуются, с соблюдением многих правил, установленных правом. Это касается законодательной процедуры, деятельности правительства, правоохранительных органов, суда, функционирования государственных служащих разных уровней, политических партий и т.д.

    Внешняя политика и дипломатия, которые явно относятся к области политологии, все более определенно регулируются международным правом.

    Наконец, существует тесная взаимосвязь политической и правовой культур. Одна без другой нормально существовать не могут и, как правило, вырождается.

    Знание складывающихся в настоящее время в нашей стране правовых и политических институтов, особенностей этих процессов, а также относительно устойчивых традиций, представляет не только интерес, но и крайне важно как для граждан, так и тем более для профессиональных политологов.

    Политология и правоведение имеют почти одинаковые объекты исследования. Это государство, его функционирование, структуры, формы действия, отношение к гражданам и отношение граждан к государству, к политическим деятелям и партиям.

    Политология обращает основное внимание на изучение внутренних объективных процессов и тенденций происходящих в политической жизни. Правоведение и его различные отрасли, в первую очередь конституционное право, избирательное право, частично административное и гражданское, рассматривают государство и его институты с точки зрения существующего законодательства и правовой практики и теории. Право исследует разработанные людьми нормы и правила поведения, их соблюдение (или нарушение) гражданами и самими государственными институтами.

    Цель работы: Проанализировать право и политику в современной России.

    Задачи работы:

    1) Рассмотреть понятие и сущность права и политики.

    2) Изучить соотношение права и политики.

    3) Проанализировать право и политику в современной России.

    4) Сделать выводы.


    1. Понятие и сущность права и политики

    1.1. Определение политики

    В наиболее абстракт­ной форме политика обычно интерпретируется как область взаимодействия между различными социаль­ными группами, партиями, нациями, народами, го­сударствами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это - важнейший и слож­нейший пласт общественной жизни.

    Аристотель определял политику как искусст­во управления государством. Демокрит считал та­кое искусство наивысшим из всех искусств. Со­временные политологи, опираясь на мыслителей прошлого, подчеркивают, что политика - это также искусство возможного, искусство ком­промиссов, искусство согласования желаемого и объективно достижимого. За пределами воз­можного начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм.

    Эффективная, мудрая, реалистическая поли­тика - залог процветания и благосостояния на­ции, стабильности общества. Главное в политике - государственная власть. Все основные общест­венные силы, партии, движения обычно стремят­ся к власти, борются за власть или контроль над нею, за смену курса, удовлетворение своих про­граммных требований. Власть - наиболее ценная и желанная «добыча» в различных революциях и переворотах. При этом борьба за удержание власти бывает не менее острой, а иногда и более же­стокой, чем борьба за ее завоевание. Поэтому те­ория политики - это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вра­щается все остальное. Государство - ядро всей по­литики.

    Политика - многоплановое явление. Есть мно­жество видов и разновидностей политики: внут­ренняя и внешняя, социальная, национальная, экономическая, научно-техническая, культурная, финансовая, военная, кадровая, экологическая и т.д. В повседневной жизни говорят о «большой» и «малой» политике, публичной и закулисной (под­коверной, аппаратной). Существует теневая по­литика. В содержательном плане она может быть прогрессивной и регрессивной, объективно обус­ловленной и волюнтаристской, отвечающей на­зревшим потребностям общественного развития и противоречащей им. История знает немало при­меров глубоко ошибочной политики - произволь­ной, реакционной, авантюрной, антинародной, приводящей к человеческим жертвам и страдани­ям людей. Давно было сказано: ошибка в полити­ке хуже преступления, ибо последствия такой ошибки могут быть исключительно вредными и необратимыми.

    Политика имеет множество измерений. Богат ее субъектный состав. Политическое пространство сегодня настолько расширилось, что стало фактически адекватным общечеловеческому прост­ранству. Политика органически вплетена во всю общественную жизнь. Никто не может укрыться от политического воздействия, избежать влияния политических страстей, волны которых докаты­ваются до самых отдаленных уголков страны и мира. Каждый является вольным или невольным субъектом политики, носителем политического сознания.

    Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, но наибольшего накала она достигает в переломные периоды, когда про­исходит переустройство коренных устоев жизни - смена социального строя, типов власти, форм собственности, характера производственных от­ношений, когда трансформируется (преобразует­ся) духовная сфера. Именно такой этап и пережи­вает сейчас Россия. Многие политические субъ­екты развили невиданную ранее активность, стремясь лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы страны.

    1.2. Понятие и сущность права

    Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни[1].

    По содержанию право представляет собой систему юридических норм - правил поведения, обладающих особыми признаками: общеобязательностью, формальной определенностью, государственной защищенностью. Эти правила определяют модели, образцы поведения людей в тех или иных типичных жизненных ситуациях. Воздействуя на сознание и волю людей, право регулирует общественные отношения, создавая в них соответствующий нормам порядок. Право предполагает возможность применения принуждения к тем субъектам, которые не исполняют предусмотренных правил.

    По сущности право - это общая воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов[2]. В праве отражаются представления субъектов гражданского общества об уровне необходимой свободы и социальной справедливости. Поэтому нормы права в большей части исполняются людьми добровольно. Вместе с тем в праве выражает себя не всякая воля субъектов гражданского общества, а только официально признанная, т. е. поддержанная государственной властью.

    Социальное назначение права заключается в том, чтобы установить гармонию, баланс противоречивых интересов субъектов общественной жизни, не допустить их столкновения друг с другом. При возникновении противоречий право призвано определить нормальные способы согласования интересов и разрешения конфликтов.

    Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Через правопорядок общественные отношения приобретают стабильность, поведение субъектов социальной жизни становится предсказуемым, их общественно значимые интересы признаются и защищаются.



    2. Соотношение права и политики

    2.1. Методологические подходы к проблеме

    Традиционно в науке по вопросу о соотношении политики и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета политики над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт политической деятельности, как его следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчинении отношении к политике и государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством, посредством политических механизмов.

    Другой взгляд на соотношение политики и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие политики  из общественного договора, исходили из ограничения политикой права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных  публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с политикой и государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства и политики в нем, никакое государство и никакая политическая власть не есть первоначальный источник права.

    Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи политики и права.

    Согласно этому подходу связь между политикой и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (политика порождает право или из права рождается политика). Она (связь) выглядит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: политика и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

    Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между политикой и правом, избежать односторонности, понять, что дает право политике, и в то же время выяснить истинную роль политики в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

    Признание двустороннего характера связи между политикой и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узко-нормативного подхода к пониманию права («право исходит от политических механизмов государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль политики по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Политический нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь политики и права представляется иной: политика не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь политики, его потенциал в общественной системе. Политика использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

    2.2. Воздействие политики на право. Роль политики в обеспечении права

    Политика является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Политическая власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

    Политика и государство опекают право, используют его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние политики на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или атрибутом. Не только политика, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к политике самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента политики, то лишь с оговоркой, что и политика в той же мере является инструментом по отношению к праву[3].

    Наиболее ощутимое воздействие политики на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии политики. Однако политика не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле политика не является его (права) начальной, глубинной причиной. Политика создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается политическая и государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство и политическая деятельность признавались учредителями права, в буквальном смысле считалось, что они творят право.

    В настоящее время политика вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль политики в отношении образования права заключается в следующем:

    1) В осуществлении правотворческой деятельности. Политика в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что политика и государство устанавливают нормы права.

    2) В санкционировании политикой норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права является характеризовалось как раз тем, что политика санкционировала главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, политика государства придавала общеобязательное значение.

    3) Политика обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этом смысле можно сказать, что политика управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени.

    4) Достаточно значимой представляется роль политики в обеспечении реализации права. Назначение политики как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

    5) Политика, посредством государства, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивает правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствия.

    2.3. Воздействие права на политику. Связанность политики правом

    Тем не менее, политика нуждается в праве не менее чем право в политике. Зависимость политика от права проявляется: 1) во внутренней организации политики в государстве и 2) в её деятельности[4].

    Исторический опыт показывает, что для своего существования политика, как структура государственной организации, нуждается в праве. Право оформляет структуру политики и регулирует внутренние взаимоотношения в политическом механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма политики государства, устройство политического аппарата, компетенция политических органов и должностных лиц. Принципиально важное значение права во внутренней организации политики проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношения между политическими государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения. С помощью права определяются место, роль, функции частей политического механизма государства, их взаимодействие с другими органами и населением. Для политики федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и её субъектов, федеральных органов и органов членов Федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.

    Известны два метода, посредством которых государство навязывает волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государства, цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

    Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении политики:

    1) Право воздействует на политику при её взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Политическая власть (государства) воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права, т.е. реализуют свои политические права. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности.

    2) Право легализует политическую деятельность государства, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государственной политики.

    3) Посредством права определяются границы деятельности политики, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

    4) Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на политическую власть государства в её взаимоотношениях с нациями и народностями.

    5) Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

    6) Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.

    7) Право является основным средством легитимации политического принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.


    3. Право и политика в современной России

    Демократические преобразования в России, в частности в правовой сфере (признание естест­венных прав человека в качестве высшей ценнос­ти, формирование основ гражданского правового общества, осознание новой, гуманистической ро­ли права и всей юридической системы; поиск мир­ных путей разрешения возникающих проблем и конфликтов), поставили в повестку дня вопрос о выработке единой общенациональной правовой политики государства и определении ее основ­ных приоритетов.

    Правовая политика - один из видов политики как родового интеграционного понятия. Таким образом, правовую полити­ку можно определить как комплекс идей, мер, за­дач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, ох­ватываемых понятием «правовое пространство»и объективно нуждающихся в регулятивном опо­средовании (упорядочении) со стороны публич­ной власти.

    Подавляющая часть внутренней и внешней по­литики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность силового воздействия. Она базиру­ется также на международно-правовых нормах и принципах, выработанных мировым сообщест­вом.

    Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления поли­тического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Будучи осознан­ной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, конституциях, ко­дексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершен­ствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования об­щества.

    Главная задача российской юридической поли­тики - правовое обеспечение проводимых ре­форм, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соот­ветствующие общественные отношения остают­ся неурегулированными, т.е. находятся вне воз­действия правовой политики. В этих условиях вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами «регулировать» не­которые отношения в обществе.

    Как известно, экономика, в том числе рыноч­ная, есть определенная система производства, распределения и потребления материальных благ. Данные процессы так или иначе облачают­ся в «правовые одежды», вводятся в разумные рамки с целью придать им устойчивое и беспре­пятственное развитие. Они не могут успешно функционировать без «руля и ветрил». Рынком управляет не только «невидимая рука» экономи­ческих интересов, но и вполне «осязаемые» зако­нодательные акты, устанавливающие общие правила игры. А это и есть правовая политика.

    Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-им­перативное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она: во-пер­вых, основывается на праве и связана правом; во-вторых, осуществляется правовыми метода­ми; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в-шес­тых, отличается нормативно-организационными началами. Во всех случаях право выступает базо­вым и цементирующим элементом этой политики.

    Стране нужна сильная, дееспособная власть. Но не менее, а может быть более ей нужны силь­ные, эффективные законы, которые бы соблю­дали все члены общества и которые бы связыва­ли, держали в границах порядка саму власть, если вести речь о правовой государственности, граж­данском обществе. «Усиление государства не должно означать его бесконтрольности. «Силь­ное государство» в любом случае должно быть правовым. При этом способность государства к самоограничению - один из основополагающих признаков сильной государственной власти»[5].

    Российская правовая политика как органичес­кая часть общегосударственной политики выра­батывается Президентом РФ, Госдумой, Советом Федерации, Правительством, депутатским корпу­сом, парламентскими комитетами, научными уч­реждениями, законодательными (представитель­ными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законо­дательной инициативы. В формировании этой по­литики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объеди­нения, ученые, а также граждане, но не непосред­ственно, а через официальные каналы и институ­ты, через прессу.

    Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой, особенно Конституцион­ный Суд РФ. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.

    Все перечисленные выше субъекты формиро­вания правовой политики выступают также и субъектами ее осуществления. Иначе и быть не может, ибо здесь деятельность самих разработчи­ков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором яв­ляется все же государство с его мощным управлен­ческим аппаратом и властными функциями.

    Можно выделить следующие стержневые принципы правовой политики:

    1) социальная обус­ловленность;

    2) научная обоснованность, реалис­тичность;

    3) устойчивость и предсказуемость;

    4) легитимность,   демократический   характер;

    5) гуманность и нравственные начала;

    6) справед­ливость;

    7) гласность; 

    8) сочетание интересов личности и государства;

    9) приоритетность прав человека;

    10) соответствие международным стан­дартам.

    Разумеется, все эти принципы тесно взаи­мосвязаны.

    Методами проведения правовой политики яв­ляются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воз­действия на сознание и поведение людей: воспи­тание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрица­тельные), превенция, запреты, дозволения, юри­дическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д. Формы реализации права (соблюдение, исполнение, ис­пользование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

    Правовая политика всегда обслуживала и об­служивает прежде всего интересы государства, а через государство - интересы всего общества, его граждан. И укрепление государственности, о чем сегодня много говорят и пишут, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки прово­дить ту или иную политику без правового обеспе­чения, как правило, терпят провал из-за недостат­ка нормативно-правовой базы, правовой воли, выраженной в юридических нормах. Продолжать демократические реформы можно только с помощью и посредством конструктивной правовой политики.

    Вместе с тем правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опира­ется на твердую, легитимную, авторитетную власть. Власть и право всегда шли рядом, поддер­живая друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодействуя между собой. Это харак­терно и для современной ситуации России, хотя должной гармонии здесь пока нет, данный важ­ный приоритет еще предстоит реализовать. Изве­стно, что власть, не ограниченная правом, опасна, а право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два начала должны правильно сочетаться и син­хронно взаимодействовать. Самое нежелатель­ное для правовой политики - безвластие, когда ей не на что опереться, нечем подкрепить свои императивы.

    Правовая политика не существует и не может ре­ально существовать в сугубо рафинированном, дис­тиллированном виде, поскольку служит способом аккумуляции и проводником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она - средоточие различных сфер человеческой деятельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказывая в свою очередь на них необходимое стабилизирую­щее влияние. Иначе говоря, правовая политика тесно взаимосвязана со всеми иными видами по­литики. Тём не менее, перед нами все же самосто­ятельное явление со своей спецификой, целями, задачами, отличительными чертами.

    В ходе дискуссий высказывались разные мне­ния, в том числе прозвучала мысль о том, что яко­бы нет никакой специфической правовой полити­ки, а существует «государственная политика в пра­вовой сфере». «Государственная политика одна, а формы ее и пути осуществления разнообразны».

    С этим трудно согласиться. Ведь государствен­ная политика в правовой сфере жизни общества - это и есть правовая политика. Именно потому, что виды (формы проявления) государственной политики, а также пути, сферы ее реализации «разнообразны», как раз и выделяются, напри­мер, экономическая политика государства, куль­турная, социальная, национальная, научно-техни­ческая, финансовая, экологическая, правовая (или юридическая) и др. Правом так или иначе оформляются, закрепляются все виды государственной политики, но правовая имеет свои особен­ности и свое содержание, она отражает, опреде­ляет правовое развитие страны. «Оформление» правом других видов политики не отменяет право­вой как одного из самостоятельных феноменов.

    Отрицание правовой политики в качестве осо­бого направления государственной деятельности было бы равнозначно отрицанию идей построе­ния правового государства, проведения правовой реформы, необходимости совершенствования юридической системы, повышения эффективнос­ти правового регулирования, правосудия, проку­рорского надзора, усиления защиты прав граж­дан, гарантий их безопасности. Это все равно, что не признавать какую бы то ни было политику го­сударства в данной области, существование само­стоятельных правовых целей и задач.

    Конечно, это не так. Правовая политика при­звана определять правовой строй или, точнее, правовую организацию общества. Наиболее полно она воплощается, материализуется в юридиче­ской системе государства со всеми ее структурны­ми элементами.

    В литературе резонно ставятся вопросы: «Какой должна быть правовая политика в России, чтобы избежать очередных общественных разочарований...? Не связаны ли неудовлетворитель­ные в целом результаты нашей правовой рефор­мы с неверно избранной стратегией правового развития страны?»[6]. Справедливо мнение, что: иногда правильная и своевременная постановка той или иной проблемы имеет не менее важное значение, чем ее решение. Именно такая задача в данной области и стоит сейчас перед российской юридической наукой. Отметим, что отдельные усилия в этом направлении предпринимались и в советский период (К.Д. Крылов, Е.В. Куманин и др.), од­нако они заведомо не могли увенчаться успехом, поскольку  сама  прежняя  административно-ко­мандная система, пронизанная партийным авто­ритаризмом, исключала такую возможность. Си­стема по своей сути была антиправовой.

    Сегодня мы наблюдаем устойчивую тенден­цию повышения статуса права и его роли в обще­стве, приоритета правовых ценностей и институ­тов. При этом речь идет не только о правовой по­литике в зоне непосредственного правового регулирования, но и в сфере общего воздействия права на общественные отношения, т.е. на всем юридическом поле. Проводимые в настоящее время структурные реформы власти также осу­ществляются в рамках Конституции и законов РФ. В наше время одновременно повышается роль как права, так и политики. Эти субъектив­ные факторы оказывают мощное воздействие на жизнь. Важно максимально и разумно использо­вать их потенциал.

    Содержание правовой политики обширно и богато, оно включает в себя множество компо­нентов: это и стратегия законодательства, и прин­ципы правового регулирования, и конституцион­ное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государ­ственности, и упрочение законности, правопоряд­ка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют уголовную, карательную, исправительную, су­дебную, следственную, надзорную, правоохрани­тельную и т.д.

    В нынешней ситуации очень важно опреде­лить общую концепцию российской правовой по­литики, ее основные составляющие, объектив­ные требования, развивающиеся тенденции, со­циальную направленность. Под концепцией как известно, понимается система взглядов на тот или иной предмет, процесс, явление; способ трактовки понимания какого-либо вопроса, проблемы, или замысла. Исходя из этого, можно сфор­мулировать общую концепцию правовой политики как важнейшего самостоятельного феномена.

    По нашему мнению, она должна включать в себя следующие компоненты, в единстве раскры­вающие ее сущность:

    1)  разработка теоретико-методологических основ, использование всего разнообразия исследовательского инструментария;

    2) адекватность отражения назревших потреб­ностей развития общества - социально-экономи­ческих, политических, культурных, духовных, моральных, демографических, национальных и иных; совершенствование юридической формы обще­ственных отношений;

    3)  определение основных приоритетов и ори­ентиров, первоочередных и неотложных задач; осознание необходимости быстрейшего претво­рения их в жизнь;

    4)  четкая постановка ближайших и перспек­тивных целей в данной области, вытекающих из целей и общего курса современной России, с указанием средств, путей, условий их достижения; обозначение круга субъектов и объектов этого процесса, включающего также и прогноз;

    5)  интенсификация законотворчества, повы­шение его качества, социальной и научной обос­нованности; своевременное и полноценное правовое обеспечение проводимых реформ; усиле­ние гарантий прав личности;

    6) формирование единого общероссийского по­литико-правового пространства, приведение в со­ответствие региональных нормативных актов с федеральными, устранение коллизий и противоре­чий между ними, противостояний центра и мест;

    7) совершенствование форм и методов реали­зации правовой политики, выработка предложе­ний и рекомендаций по их оптимизации, повыше­нию эффективности, правильному сочетанию убеж­дения и принуждения;

    8)  последовательная демократизация всей по­литико-правовой   сферы   общества,   недопусти­мость применения силовых приемов разрешения возникающих конфликтов, выхода на неконститу­ционное поле, прекращение конфронтации между различными ветвями власти.

    В целом рассматриваемая концепция должна быть направлена на построение правового госу­дарства, гражданского общества, воспитание законопослушных граждан, повышение уровня их юридической культуры, правосознания, преодо­ление правового нигилизма.

    Надо сказать, что по большому счету любая разумная политика должна быть правовой, по­скольку она призвана соответствовать законам, юридическим нормам, неизменно находиться в правовом русле, отвечать международным стан­дартам, идеям прав человека. В противном случае она рано или поздно превращается в произвол, на­силие, антигуманные акции. В.С. Соловьев преду­преждал: «Если Россия не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не воз­желает искренне и крепко духовной свободы и истины, - она никогда не сможет иметь прочно­го успеха ни в каких делах: ни внешних, ни внутренних»[7].

    Эта мысль постепенно начинает овладевать умами российских политиков, она сформулирова­на в одном из президентских посланий Федераль­ному Собранию в качестве руководящего ориен­тира: «Россия знает, что такое право силы. Что такое сила права еще предстоит познать... Необходимо понять, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет ува­жаться властью. Нет важнее задачи, чем утверждение в стране авторитета права. Десятилетиями, даже столетиями в России существовало неува­жение к закону не только со стороны граждан, но и власти. И сейчас ее представители нередко пере­ступают через закон. Именно поэтому пришла по­ра начать всемерное укрепление механизма власт­вования в рамках права... Переступить грань, за которой произвол становится системой, - значит открыть прямую дорогу к установлению в России полицейского режима»[8].

    Таким образом, правовая политика - это поли­тика, основанная на праве. С другой стороны, са­мо право во все времена использовалось в качестве важного инструмента политики, средства вла­ствования, управления. При этом им нередко и злоупотребляли, ставили на службу эгоистичес­ким интересам. И.А. Ильин писал: «По своему объективному назначению право есть орудие по­рядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывало собой ложь и наси­лие, тягание и раздор, бунт и войну»[9]. Р. Иеринг также подчеркивал: «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом»[10]. Известна кантовская мысль о том, что «право мо­жет служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»[11]. Это значит, что идеи права и законности при оп­ределенных обстоятельствах могут быть исполь­зованы властью отнюдь не для благих целей. Практика последнего десятилетия подтверждает данную истину.

    Основными и наиболее общими приоритетами современной российской правовой политики яв­ляются:

    1) построение правового государства и гражданского общества;

    2) защита прав человека;

    3) разработка долговременной стратегии (концеп­ции) законоправотворчества;

    4) совершенствование правоприменительной, а в более широком плане - правореализационной практики;

    5) механизм право­вого регулирования;

    6) борьба с преступностью и коррупцией;

    7) правовое обеспечение реформ;

    8) вос­питание законопослушной личности, преодоле­ние правового нигилизма и др.

    Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе.

    Со сменой национального лидера приоритеты российской правовой политики были существен­но скорректированы. На первый план вышли та­кие из них, как возрождение оскорбленного чув­ства национального достоинства; пресечение корыстной противоправной деятельности оли­гархов, попыток «приватизации» власти мафиоз­ными кланами и группами, финансовыми магна­тами, с их претензиями на руководство государст­вом, участие в большой политике; вытеснение криминально-теневой экономики, создание оди­наковых для всех условий и «правил игры» на рынке (каждому - равный шанс); поддержка чест­ного и открытого бизнеса, здоровой конкурен­ции; укрепление российской государственности, ее структурное переустройство, особенно адми­нистративно-управленческой вертикали; упроче­ние единого общефедерального правового прост­ранства; декриминализация общества и др.

    Идет поиск оптимальной модели управления государством. Возможно, в недалекой перспекти­ве в России будет один президент, как это имеет место во всех других федеративных государствах мира. Главное - предотвратить расползание Рос­сии, превращение ее в конфедерацию, а то и в СНГ, ибо бесконечное дробление власти, образо­вание на одной территории отдельных анклавов («квазигосударств») закономерно ведет к распаду государства в целом. Рыхлая, киселеобразная фе­дерация - это не то, что сегодня нужно России. Нетерпимо далее и «лоскутное» правовое пространство. Известно, что бесконтрольная власть ав­томатически становится правонарушающей.

    Один из главных приоритетов российской правовой политики сегодня - эффективное противодействие тем силам, которые из-за кулис пытаются по-прежнему управлять страной, навязывать свою волю, влиять на принятие решений с целью затормозить проведение структурных реформ. «Вакуум власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами. Они обросли собственными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации»[12]. Работа СМИ, изъятых у общества, превращена в одноканальный институт избирательного вещания. Возникла опасность не со стороны «непримиримой оппозиции», а «справа», со стороны «дембаронов», криминалитета, различных полувоенных форми­рований и структур, практикующих в своей дея­тельности методы слежки, использования компромата, шельмования неугодных[13]. В своей ре­чи на приеме в Кремле по случаю очередной годовщины со дня принятия российской Кон­ституции Президент подчеркнул: «Важно недопустить, чтобы руль государственной машины оказался в руках политических теневиков». Да­лее он заявил: «Мы обязаны собрать государст­во, и мы это сделаем». В этих словах видится твердость правовой позиции Президента и вме­сте с тем его признание, что существует угроза, исходящая от «политических теневиков». И она реальна.

    Известный олигарх-политик, уходя из Госду­мы, заявил, что, если Кремль не перестанет да­вить на капитал, то у нас «скоро будет другая власть». Позже в своем открытом письме главе государства (сентябрь, 2000) этот олигарх снова угрожающе предупредил: «Прошу Вас, господин Президент, остановиться, пока не поздно». Сего­дня новый Президент России стал многим неуго­ден. В различных федеральных и региональных структурах зреет недовольство его политикой, есть люди, которым не нравятся контроль, поря­док, дисциплина, «диктатура закона». Они хотели бы, чтобы новый лидер по-прежнему «работал над документами», никого не трогал, ни во что не вмешивался. В определенной части прессы уси­ленно создается «негативный образ» В.В. Путина, развертывается кампания по его дискредитации. Дошло до того, что «в определенных кругах рассматриваются всевозможные варианты устране­ния главы государства. Антиреформаторские си­лы быстро консолидируются, у них власть, у них деньги, у них кадры, у них СМИ, и они способны на все»[14].

    В то же время возникло движение в поддержку Президента. Так, в печати появилось специальное Заявление отечественных товаропроизводителей, подписанное известными политиками А.И. Вольским и Н.И. Рыжковым. В нем говорится, что «делаются попытки подменить следствие причиной, опорочить политику нового лидера. Это делается теми силами, которые сами на протяжении последнего десятилетия фактически способствова­ли разрушению науки и производства... Кампа­ния организована в то время, когда, казалось, достигнуто понимание среди ведущих политических сил в том, что надо отказаться от изнуряющей междуусобной борьбы, сосредоточить свои уси­лия на восстановлении экономики, укреплении государственности России, на обеспечении социальных прав и гарантий ее граждан». Появля­ется и другие инициативы подобного рода. Несмотря на нападки, рейтинг Президента остается устойчивым и продолжает расти.

    Парадокс нынешней ситуации состоит в том, что, с одной стороны, политика «твердой руки», сильного (эффективного) государства после длительного безволия власти оказалась востребованной обществом, а с другой, - она вызывает у людей чувство известной тревоги, настороженности особенно, когда речь идет о «порядке». Ощущается как тоска по «спасителю отечества», «просвещенному авторитаризму» (ибо все устали от анархии и безответственности), так и страх от возможных последствий таких желаний. Слишком живы в народе воспоминания о нашем недавнем прошлом, когда многое вершилось именно под флагом незыблемой «социалистической законности», а еще ранее – «революционной законности».

    Итак, закон может быть наполнен различ­ным содержанием. Это одновременно и щит, и меч - в зависимости от обстоятельств. Суть пра­вовой политики в том, чтобы умело использовать указанные возможности закона - щита и меча.

    Государство, даже самое демократическое и правовое, должно оставаться государством. Бес­силие ему противопоказано. Нетерпимо положение, когда, как отмечают некоторые политологи, власть нажимает на кнопки, а кнопки ни к чему не подключены и механизмы не срабатывают, сцеп­ления нет. В результате огромная управленчес­кая машина крутится на холостом ходу. Поэтому современная российская правовая политика, как и политика в целом, должна быть направлена прежде всего на восстановление управляемости страной, повышение эффективности действую­щих законов, их соблюдение всеми субъектами. Без этого дальнейшее продвижение реформ не­возможно.


    Заключение

    На первый взгляд положение с правом в современной России, с отношением к нему власти производит впечатление невиданного доселе благополучия. Действует демократическая по ряду признаков Конституция (пусть и с огрехами, перекосами в «разделении властей» между ее «ветвями»). В ней говорится, что Россия – правовое государство, где права человека являются высшей ценностью. Приняты сотни законов в центре и регионах. Действуют суды, в том числе и Конституционный. На всех властных уровнях провозглашается приверженность Конституции и Закону. Во многих областях и республиках есть уполномоченные по правам человека. Нужно одно: общие правовые формулы в России должны стать реальностью.

    Приглядимся к ситуации. Скажем, массовые систематические невыплаты заработной платы и пенсий со стороны государства – это, наряду с показателями многих других бед, свидетельство несостоятельности всей юридической системы страны, ее неспособности решить самую элементарную юридическую задачу: возврат неплательщикам своих долгов. Существующее российское право отступило перед войной в Чечне, повлекшей массовые и грубейшие нарушения фундаментальных прав человека. Принятые законы ничуть не помешали тому, что либеральные по замыслу реформы обернулись торжеством самого худшего варианта капитализма – кланового криминального строя, отвечающего в основном интересам меньшинства общества. В народном хозяйстве все более господствуют не гражданские законы, а криминальные разборки. Со стороны же государства – административно-фискальные порядки и нравы. На лицо – реальное доминирование силовых ведомств, немыслимо бедственное положение заключенных, тяжкая финансово-кадровая ситуация в местных судах, неспособных в силу этого выполнять свои функции «третьей власти». Налицо правовая беспомощность «маленького человека», не обладающего тугим кошельком или не принадлежащего к властным структурам.

    Получается, что за известными исключениями (гласность, всеобщие свободные выборы, некоторые конституционные и законодательные установления) право, как явление глубоко человеческое, в немалой степени выполняет сегодня лишь роль престижного фасада власти.

    Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании[15].

    Надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.





    Список литературы:

    1) Конституция РФ.

    2) Алексеев С. Право и судьба России: Сущность права; право в современной России //Наука и жизнь.- 2008. – № 7.- С. 2-7.

    3) Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России //Журнал российского права.- 2003. - № 11. - С. 10-19.

    4) Батурин Ю. М., Лившиц Р. З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению (политико-правовой взгляд). – М.: НАУКА, 1989. – 256 с.

    5) Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003. – 152 с.

    6) Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – СПб.: Манускрипт, 2006. – 312 с.

    7) Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юр. лит., 1997.

    8) Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 2003. – 368 с.

    9) Кочкаров Р.М. Охрана единства и целостности государства как актуальное направление правовой политики //Соц.-гумаиит. здания.- 2003.-  № 4. - С. 188-207.

    10)   Кудрявцев В., Лукашева Е. Новое политическое мышление и права человека //Вопросы философии.- 2007. - № 5.- С. 3-11.

    11)   Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М.: Спарк, 2000. — 511 с.

    12)   Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного, периода //Государство и право.- 2003. -  № 1. - С. 5-12.

    13)   Малько А. Правовая жизнь: В теоретическом аспекте; современная российская правовая жизнь //Обществ. науки и современность, - 2008. - № 6. – С. 65-75.

    14)   Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства //Государство и право. - 2001. - № 7.- С.15-22.

    15)   Мартышки О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культур //Государство и право.- 2003.- № 10.- С.24-30.

    16)   Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики //Государство и право.- 2001.- № 10.- С.5-12.

    17)   Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Отв. ред. М. Н. Марченко. – Т.1 Теория государства. – М.: Зерцало, 1998. – 416 с.

    18)   Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов./ Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юрист, 2004. – 360 с.

    19)   Правовое государство в России: замысел и реальность (к десятилетию перестройки): Круглый стол юристов. 19 апреля 1995 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед. (Горбачёв-фонд). – М.: Апрель-85, 1995. – 95 с.

    20)   Рыбакова О.Ю. Правовая политика, как юридическая категория: понятие и признаки //Журнал российского права.- 2002.- № 3.- С.71-78.

    21)   Теория государства и права /Под ред. Н. И. Матузова и Л. И. Малько. — М.: Юристъ, 2001. — 771 с.

    22)   Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Г.Н.Манова. – М.: БЕК, 2006. – 532 с.

    23)   Хрисанфов В.И. История государства и права России. 1917—2008: Курс лекций. — Спб.: ВЕЧЕ, 2008.

    24)   Шамшурин В. И. Человек и государство в русской философии естественного права.// Вопросы философии. – 2007. - №6.






    [1] Большой юридический словарь. – М.: Инфра, 1997. С. 324.

    [2] Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. - М., 1995. С. 153.



    [3] Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М.: Спарк, 2000. С. 49.


    [4] Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Г.Н.Манова. – М.: БЕК, 2006. С. 83.


    [5] Баглай М.В. Выступление на Всероссийской научной кон­ференции «Российское государство и право на рубеже ты­сячелетий» //Правоведение. 2000. - № 3. - С. 242.

    [6] Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал росс. права. 2000. - № 11. - С. 10.


    [7] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная филосо­фия // Соловьев В.С. Собр. соч. В 2-х т. Т. 2. - М., 1988. С. 24.


    [8] Росс. газ. 1995. 17 февр.

    [9] Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 2003. С. 225.

    [10] Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991. С. 225.

    [11] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. - М., 1965. С. 140.


    [12] Президентское   Послание   Федеральному   Собранию 2000 г. // Росс. газ. 2000. 11 июля.

    [13] Независимая газ. 2000. 2 июня.

    [14] Медиков В. Образы правят миром. Кому выгодно дискре­дитировать Путина // Независимая газ. 2000. 1 авг.

    [15] Алексеев С. Право и судьба России: Сущность права; право в современной России //Наука и жизнь.- 2008. – № 7.- С. 2-7.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Право и политика в современной России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.