Введение
Глава 1. Правонарушения: понятие, происхождение и состав
Глава 2. Правонарушение:
признаки и виды
Глава 3. Юридическая ответственность: понятие, признаки,
принципы и виды
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Правонарушения, проблема
их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории
государства и права, юридической науки в целом. В борьбе с правонарушениями
основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение
причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования
правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных
правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими
мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Разумеется, эти санкции
реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности,
получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее
осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях
и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела о
правонарушении является наличие в содеянном проступке. Поэтому осуществление
юрисдикции невозможно без глубокого знания, как самого понятия самого
правонарушения, так и понятия состава правонарушения.
Всякое деяние человека квалифицируется как
правонарушение при условии его общественной опасности.
Если действие
(бездействие) лица не представляет опасности для общества, то оно не может быть
отнесено к числу правонарушений. Понятие общественной опасности деяния
включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку.
Игнорируя общественные
интересы, правонарушитель, как правило, преступает и закон, т.е. нарушает
определенную юридическую обязанность или злоупотребляет правом. Противоправность
является юридическим выражением общественной опасности деяния, его вредности
для общества.
Границы противоправности
и меру ответственности за их нарушение устанавливает государство, которое
выносит свое решение на основе оценки комплекса объективных и субъективных
факторов, в их числе: национальные традиции, особенности исторической
обстановки, интересы класса или социальной группы, осуществляющих политическую
власть, общественное мнение, значимость охраняемых отношений, степень
причиняемого вреда и т.д. Одно и то же деяние при различных исторических
обстоятельствах может оцениваться и как преступление, и как проступок, и как
юридически безразличное поведение.
Сказанное не означает,
что право является одной из причин, порождающих правонарушения. Оно лишь форма
внешнего выражения юридической оценки общественно опасного поведения личности.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что
знания категории «правонарушения» необходимы для будущего офицера, так как могут
помочь правильно квалифицировать правонарушения, принимать законные решения по
делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов военнослужащих.
Для того, что бы правильно организовать работу по предупреждению
правонарушений необходимо, чтобы каждый командир, прежде всего, был достаточно
компетентен в методологии предупреждения правонарушений, совершаемых
военнослужащими.
Цель исследования
состоит в изучении категории «правонарушения», анализе причин и особенностей
правонарушений.
Задачи исследования:
1. Определение понятия, социальной природы, состава и видов правонарушений.
2. Изучение признаков и видов
правонарушений.
3. Анализ причин правонарушений.
4. Изучение основных принципов
ответственности за правонарушения.
Глава 1. Правонарушения: понятие,
происхождение и состав
Любое правонарушение
противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть правонарушение.
Необходимо, чтобы это деяние было результатом свободного волеизъявления правонарушителя,
его виновным поведением. Свобода воли индивида весьма условна. Она зависит от
многих субъективных и объективных обстоятельств. Однако при юридической оценке
поведения человека необходимо, чтобы у него имелась возможность выбора варианта
поведения, возможность поступить по своему усмотрению. Если же у индивида
такой свободы выбора нет, если он не способен осознать противоправность своего
поведения, если вне зависимости от своих волевых устремлений и желаний он все
же объективно нарушает норму права, налицо не правонарушение, а объективно
противоправное деяние. В нем нет конфликта индивидуальной воли и воли,
выраженной в нормативно-правовом установлении.
Каждое правонарушение
наносит ущерб общественным, государственным, коллективным или личным
интересам, приводит к вредным для общества последствиям. Насколько многообразны
отношения, подвергаемые правовому регулированию, настолько многообразен и вред,
причиняемый правонарушением.
Вред может быть
материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным,
значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым.
Формы проявления вреда,
стадии его развития разнообразны. Поэтому вред общественным отношениям
причиняется не только тогда, когда уничтожены какие-либо материальные ценности,
причинено физическое насилие или совершено хищение, но и тогда, когда
сформирована банда, еще не совершившая ни одного преступления, когда изготовлен
подложный документ, не использованный пока по своему назначению. Таким
образом, правонарушением является не только противоправное деяние, повлекшее
наступление конкретных вредных последствий, но и способное привести к таковым.
Правонарушения - явления
для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к их ликвидации.
Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать их причины - те
обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений.
Правонарушения
чрезвычайно разнообразны как по видам, так и по тяжести последствий, мотивам
совершения и т.д. Вместе с тем они имеют общие признаки, что дает возможность
исследовать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность,
изучать причины их совершения и бороться с ними. Однако существует только одна
наука, изучающая наиболее общественно-опасный вид правонарушений - преступления:
криминология. Что же касается анализа всей совокупности правонарушений в
обществе, то нет, не только специальной науки (хотя есть отдельные работы), но
и термина, обозначающего эту совокупность, подобного понятию «преступность»,
обозначающего совокупность совершающихся в данном обществе преступлений.
Предлагаются термины «деликтность», «правонарушаемость», «совокупность
правонарушений», но ни один из них в литературе пока не утвердился. Поэтому
следует иметь в виду, что когда мы говорим о причинах правонарушений и о
способах борьбы с ними, мы пользуемся преимущественно данными криминологии.
Актуальность и важность
вопроса о причинах правонарушений обусловлена тем, что знание факторов,
вызывающих противоправное поведение, определяет и средства их устранения. В
самом общем плане можно указать на основное, концептуальное понимание причин
правонарушений, сложившееся в отечественной юридической науке, но не только в
последние годы. Человек-существо биосоциальное, т.е. одновременно и
биологическое и общественное, поэтому правонарушение вызывается факторами как
биологического, так и социального характера. Считается, что решающее значение
при этом имеют социальные факторы. «Многолетние - отечественные и зарубежные -
исследования убедительно показали, что правонарушение, т.е. нарушение нормы
права вменяемым человеком, способным нести ответственность за свои действия, в
принципе имеет ту же общую социальную природу, что и любой иной человеческий
поступок. Социальное начало в любом сознательном поведении превалирует, глубоко
переплетаясь с биологическими элементами функционирования человеческого
организма»[1].
Следует разграничивать причину, условия и поводы
правонарушения. Причина правонарушений - это негативное явление, их вызывающее.
Условия правонарушений - это отрицательные обстоятельства, формирующие
причину, влияющие на нее. Поводы - это отрицательные обстоятельства
ситуативного характера, являющиеся толчком, стимулом для действия причины
(обида, ревность, благоприятная ситуация, невнимательность либо вызывающее
поведение потерпевшего и т.д.). Поводы провоцируют совершение правонарушения.
Причина правонарушений - это стремление лица удовлетворить или проявить
противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина сопутствует
всем правонарушениям в любое время, в любом обществе. Она существует объективно,
так как объективны противоречия общественного развития. Условия правонарушений,
формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны,
зависят от конкретной социальной действительности того или иного общества.
Можно говорить о следующих условиях правонарушений современного российского
общества: низкий уровень материальной жизни населения, кризис морали, низкий
уровень правовой культуры граждан, различные виды отклоняющегося поведения
(речь идет прежде всего об алкоголизме и наркомании), несовершенство
законодательства, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и
др. Таким образом, причины и условия правонарушений - это система негативных
социальных явлений, детерминирующих правонарушаемость как свое следствие[2].
Борьба с правонарушениями
включает в себя два основных направления - предупреждение совершения
правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже
совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения,
необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом
обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических
(правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных
органов), но и социальных мероприятий. Для успешной борьбы с правонарушениями
необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также
определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера,
которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями.
На VII Конгрессе ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями стратегии (меры)
борьбы с преступностью были разделены на косвенные и прямые. К косвенным были
отнесены те меры, которые направлены в целом на улучшение образа жизни
населения, на решение социальных и экономических проблем. Это обеспечение
занятости, необходимых жилищных условий, питания, образования, пенсионного
обеспечения, создание условий для полезного проведения свободного времени,
особенно молодежью, сокращение безработицы. Сюда же относится создание
социальных программ, направленных на обеспечение финансовой и иной помощи
лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, в том числе и бывшим
правонарушителям, освобожденным из мест заключения.
К прямым стратегиям (или
к специальным мерам борьбы с преступностью) VII Конгресс ООН отнес следующие:
а) уменьшение
практических возможностей для совершения преступлений (т. е. устранение
технических и организационных условий, способствующих деятельности
преступников: охрана помещения, улучшение уличного освещения, патрулирование
полицейских, использование охранной сигнализации и т.п.);
б) воспитательно-предупредительная
и информационная работа с населением, в том числе учащимися (информация о
мерах по предупреждению преступности и о работе правоохранительных органов;
правовое воспитание; пропагандистские мероприятия с использованием средств
массовой информации);
в) вмешательство в
кризисные ситуации (от простого совета по телефону до предоставления жилья,
устройства на работу, решения острых или затянувшихся конфликтов);
г) привлечение
общественности к борьбе с преступностью (создание общественных и смешанных
государственно-общественных органов для профилактической работы; воспитание в
чужих семьях детей из неблагополучных семей;
д) создание общественных
органов для разрешения споров (типа советов старейшин или товарищеских судов);
привлечение к профилактической деятельности женских и молодежных организаций);
е) оказание помощи
жертвам преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка)[3].
Состав правонарушения -
это совокупность его обязательных признаков (или элементов). Если какой-либо
из элементов будет отсутствовать, не будет и факта правонарушения. Элементы
состава правонарушения:
- объект правонарушения;
- объективная сторона
правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективная сторона
правонарушения.
Объект правонарушения -
это охраняемые правом общественные отношения, которым наносится ущерб. Иными
словами, это нарушенные субъективные права (как содержание правоотношения)
граждан, организаций, государственных органов или государства в целом. Объект
правонарушения - это не вещи, которые похищены, не деньги, которые не
возвращены или не уплачены, не документы, которые подделаны, не человек,
которого оскорбили или избили. Объектом правонарушения является
соответствующее нарушенное субъективное право: право собственника на владение
имуществом, право кредитора или продавца на получение денег, право государства
на нормальное осуществление государственного управления, право человека на
достоинство и личную неприкосновенность и т.д. В уголовном праве объект
преступления принято классифицировать на виды: общий, родовой,
непосредственный; основной, дополнительный, факультативный.
Объективную сторону
правонарушения составляют те элементы противоправного поведения, которые
характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной
действительности.
Наиболее тщательно все
вопросы состава правонарушения разработаны в уголовном праве. Представляется
возможным достижения ученых-криминалистов относительно состава преступления
использовать при исследовании и изучении иных видов правонарушений.
Изучаемая юридическая
конструкция - «состав правонарушения» - не есть нечто специфическое, относимое
только к противоправным деяниям. Любой человеческий поступок представляет собой
единство субъективного (т.е. относящегося непосредственно к человеку) и
объективного (т.е. находящегося вне человека, противопоставляемого
субъективному). И в противоправном, и в правомерном поведении можно выделить
объективные и субъективные элементы. По аналогии с составом правонарушения анализируется
состав правомерного поведения: его объект, объективная сторона, субъект и
субъективная сторона.
Человеческая
деятельность, поступки людей изучаются многими науками. «Состав
правонарушения» - это юридическая конструкция, ее элементы, а также содержание
этих элементов не полностью совпадают с категориями, применяемыми в иных
науках (социологии, психологии и др.), отражая специфику сложившихся в
юриспруденции научных традиций.
Разновидность социальных
отклонений, которая связана с отступлением от целей, принципов и предписаний
права, может быть объединена понятием противоправного поведения. К
противоправным деяниям, не образующим правонарушений, относятся деяния с «усеченным»
составом правонарушения (невиновные действия, объективно противоправное
поведение малолетних, душевнобольных и проч.). Это также незначительные
отклонения от требований юридического режима, складывающегося в той или иной
сфере общественной жизни (незлостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка
платежей или несвоевременное возвращение долга, кредита в силу извинительных
обстоятельств, незначительные проступки в административно-правовой сфере,
сфере действия трудового законодательства и т.д.), и иное поведение,
противоречащее праву и могущее влечь применение мер юридической защиты или мер
воспитательного характера.
К противоправным деяниям
относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым
следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение
управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его
нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее
достижения. Злоупотребление правом — это не особый тип правонарушения, как
отмечается в специальной литературе, а разновидность неправовых действий, связанных
с злоупотреблением правовой свободой, совершением поступков «во зло» и в
противоречие с назначением предоставленного права, его духом. Непризнание
категории злоупотребления правом ведет к тому, что всякое отклонение от общего
дозволения квалифицируют как деликт, правонарушение, преступление. Очевидно,
что в этом случае не учитываются специфика действия правового дозволения,
особенности его конструирования в законе. В законодательстве невозможно (да и
не должно) расписывать дозволенное поведение «от и до», что входило бы в
противоречие с природой права личности. Для предотвращения некорректного
поведения правопользователя законодатель использует специальные средства,
приемы законодательной техники (устанавливает ограничения на определенный вид
деятельности в рамках общего дозволения, определяет принципы поведения управомоченного,
конкретизируя цель, назначение предоставляемого права и др.).
Создается, таким образом,
своеобразный режим поведения управомо-ченного, адекватный правовому дозволению.
Отступление адресатов от этого режима охватывается понятием «злоупотребление
правом» и не должно квалифицироваться как «деликт, правонарушение,
преступление».
Итак, правонарушение
можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица,
причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.
Признаки правонарушения
должны анализироваться в совокупности, системе. Они позволяют отграничить
правонарушения от нарушений иных социальных норм и получают детализацию в
составах конкретных правонарушений.
Глава 2. Правонарушение:
признаки и виды
Сущность — это главная,
внутренне присущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделить
его среди иных актов поведения, указывает на его родственные свойства и признаки.
Исходными и определяющими
для понимания сущностного в правонарушении являются представления о том, что
оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.
Общественная вредность,
опасность — основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и
его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от
противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение
всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого
общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда
есть вызов об-ществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него.
Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в
том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования.
Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это
не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо
обла-дающее потенциальной возможностью к такому распространению.
Правонарушения
общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм
жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных
отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности. Из
сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны
причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной
личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не
подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и
объективно не должны признаваться правонарушениями.
И еще одно, как
представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная
вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле,
что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от
осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к
противоправному (законона-рушающему) находится в зависимости от законодателя и
от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию
официальной огласки либо же его замалчивание.
Противоправность деяния
обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с
этим деяние не может быть признано противоправным. Достаточно распространенное
и ныне в юридической теории положение о том, что противоправность есть
юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. В специальной
литературе между тем именно эта формально-юридическая сторона противоправности
очень часто абсолютизируется. До недавнего времени почти общепризнанным
считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет
противоправность деяния. Такой подход, воспринимавшийся в качестве
правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушающие акты и
соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц,
приносивших своей деятельностью общественную пользу. Порожденные устаревшим
механизмом хозяйствования и соответствующими ему юридическими постулатами
правонарушающие акты привели к появлению в нашем обществе феномена так называемого
бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная
механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в
подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать в орбиту уголовной
репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность,
но при этом входили в противоречие с устаревшими либо изначально не правовыми
установлениями государства. Значит, понятие противоправности не может быть сведено
лишь к внешней его стороне. По этой причине в противоправности следует
различать два аспекта.
Во-первых,
противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредного,
его внешняя сторона. Это значит, что общественно вредное (опасное) деяние
должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.
Во-вторых,
противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том
смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т.е. на те
социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как
объединение различных специфических согласованных частных и публичных
интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при
помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные
способы ее осуществления.
Правонарушение изначально
посягает на то, что берется под защиту. Именно в этом смысле противоправное
неотделимо от общественно опасного, вредного. В формально-логическом плане это
может быть выражено следующим образом: все, что общественно вредно (опасно), то
противоречит праву. И соответственно: противоречащими праву являются только те
деяния, которые общественно вредны (или опасны). В действительности от этой
конструкции могут наблюдаться два типа отклонений: 1) не все, что запрещено
законом в качестве противоправного, в действительности общественно вредно и
опасно; 2) не все, что общественно опасно, запрещено законом как
противоправное. И то и другое явления нежелательны и указывают на то, сколь
важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно
вредного и противоправного.
Таким образом,
противоправность есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка
деяний.
Принято различать
обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К
обязательным признакам относятся противоправное деяние, вредные последствия
противоправного деяния, а также причинная связь между деянием и его вредными
последствиями.
Противоправное деяние.
Деяние — это акт человеческого поведения, выраженный в активном действии или
пассивном бездействии. Большинство правонарушений совершается посредством
действия, которое может выступать или в форме физического воздействия на людей,
животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной
(словесной) форме, или осуществляется с помощью жестов (так называемые
конклюдентные действия). Бездействием правонарушение может выражаться в том
случае, когда на лице либо организации лежала обязанность, предусмотренная
соответствующим нормативным актом либо заключенным договором, и это лицо либо
организация данную обязанность не выполнили: организация в соответствии с
договором не построила объект, врач не оказал помощь больному, должник не
возвратил деньги, сторож спал, вместо того, чтобы надлежащим образом охранять
объект и т. д.
Вредные последствия
противоправного деяния. Это тот вред, ущерб, который причиняется противоправным
деянием. Вредные последствия могут носить личный, имущественный либо иной
характер, они различаются по степени тяжести. Иногда определить вид
правонарушения, дать его квалификацию можно только в зависимости от наступивших
последствий. Так, несоблюдение установленных правил по технике безопасности,
промышленной санитарии, других правил охраны труда, содержащихся в трудовом
законодательстве, с учетом тяжести наступивших последствий может повлечь или
дисциплинарную, или административную, или уголовную ответственность. В
зависимости от размера похищенного по-разному можно квалифицировать кражу.
Причинная связь между
противоправным деянием и его вредными последствиями. Причинная связь - это
такая связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) с необходимостью
порождает другое (следствие). Здесь следует уяснить основное свойство данной
характеристики - необходимость наступления последствий именно вследствие
деяния. Возможны ситуации, когда, казалось бы, налицо и противоправное деяние,
и вредные последствия, однако причинной (т.е. необходимой) связи между ними не
будет.
Существуют особенности
объективной стороны различных видов правонарушений. В гражданском праве
ответственность наступает только при наличии вредных последствий, здесь
необходимы все обязательные признаки объективной стороны состава
правонарушения. А в уголовном праве, поскольку его нормы предусматривают
ответственность за наиболее опасные для общества деяния, возможно привлечение
к ответственности и без наступления последствий, только за совершенное деяние.
Это преступления с так называемым формальным составом, к примеру, разбой,
оставление в опасности[4].
«Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с
применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия, - наказывается...»[5].
«Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или
здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по
малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях,
если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о
нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -
наказывается...»[6].
В первом случае для наличия оконченного преступления не требуется завладения
имуществом, а во втором - гибели лица, находящегося в опасности. Все же во
многих случаях и в уголовном праве требуется наступление вредных последствий и
наличие причинной связи между общественно-опасным деянием и его последствиями -
это преступления с так называемым материальным составом. Уголовное право знает
и такие институты, как приготовление к преступлению, и покушение на
преступление[7],
когда лицо может быть привлечено к ответственности не только без наступления
вредных последствий, но и без окончания своего деяния.
К факультативным
признакам объективной стороны обычно относят место, время, способ, обстановку
совершения правонарушения. Каждое правонарушение совершается в определенном
месте, в определенное время, определенным способом и в определенной обстановке.
Эти признаки всегда есть у любого правонарушения. Однако они приобретают
юридическое значение, т.е. оказывают влияние на квалификацию противоправного
поведения, не во всех случаях, а лишь тогда, когда указаны в гипотезе соответствующей
правоохранительной нормы. Поэтому эти признаки и называются факультативными.
Субъект правонарушения -
это лицо (или организация), совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят
от вида правонарушения.
Так, субъектом преступления
может быть только вменяемое (т.е. спо-собное осознавать общественно-опасный
характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста
привлечения к уголовной ответственности (16, а в некоторых случаях и 14 лет)[8].
В некоторых случаях необходимы специальные признаки, которыми должны обладать
субъекты преступления, для того чтобы быть привлеченными к уголовной
ответственности по отдельным категориям дел (врач - за неоказание помощи
больному[9];
должностное лицо — за получение взятки[10]
и т.д.).
В некоторых странах
предусмотрена ответственность в уголовном по-рядке не только физических лиц, но
и организаций.
Ответственность может
нести лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (при этом есть особенности
административной ответственности несовершеннолетних).
Субъект дисциплинарного
проступка - лицо, находящееся в трудовых или служебных отношениях с
предприятием, учреждением, организацией.
Субъекты гражданского
правонарушения — физические и юридические лица. Для физических лиц полная гражданско-правовая
ответственность наступает с 18 лет (ст. 21 ГК РФ.).
Субъективная сторона правонарушения раскрывает
психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность
воли правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и
цель. Иногда здесь же говорят об особом психическом состоянии лица,
совершившего правонарушение - например, состоянии опьянения, состоянии сильного
душевного волнения.
Вина — основной признак субъективной
стороны правонарушения, это и есть психическое отношение субъекта к деянию и
его последствиям. При отсутствии вины, т.е. без осознания противоправного
характера своего поведения и его последствий, не будет и правонарушения. Впрочем,
и законодательство, и юридическая практика с древнейших времен и до наших дней
знали примеры невиновного привлечения к самым жестким мерам ответственности.
Различают умышленную
(прямой и косвенный умысел) и неосторожную (самонадеянность [по УК РФ 1996 г.— легкомыслие] и небрежность) вину[11].
При прямом умысле
лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные
последствия и желало наступления этих последствий. При косвенном умысле
лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные
последствия и сознательно допускало наступление этих последствий.
Самонадеянность характеризуется тем, что лицо
предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но
легкомысленно рассчитывало на их предотвращение. Неосторожность в виде небрежности
выражается в том, что лицо не предвидело возможности наступления вредных
последствий своего деяния, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их
предвидеть.
Практический смысл
состоит, прежде всего, в различении умысла и неосторожности. За умышленные
правонарушения наказание следует более строгое, чем за неосторожные. Более
того, отдельные деяния, совершенные умышленно, будут являться правонарушениями,
а аналогичное неосторожное поведение может и не быть правонарушением. В
соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ «деяние, совершенное по неосторожности,
признается преступлением только в том случае, когда это специально
предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса».
Мотив— это те внутренние побуждения,
которыми руководствовался субъект при совершении правонарушения. Цель -
это мысленная модель того результата, которого стремится достичь субъект при
совершении правонарушения. И цель, и мотив могут оказывать влияние на
квалификацию правонарушения.
Таким образом,
правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного
противоправного поведения.
В
юридической практике существуют следующие признаки правонарушения:
1.
Противоправное действие не может признаваться противоправным дей-
ствие или
бездействие, если таковое не предусмотрено нормой.
2. Является виновным действие или бездействие (где вина проходит юридическую
оценку).
3. Является деянием общественно опасным, то есть таким, совершение которого
причиняет ущерб.
Если противоправность всегда виновна, то, следовательно,
отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности
и правонарушения и исключает юридическую ответственность.
Это положение полностью соответствует принципам законности, справедливости,
охраны прав личности и поэтому не может и не должно иметь исключения.
Глава 3. Юридическая ответственность: понятие, признаки,
принципы и виды
Юридическая
ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней
важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует,
блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия
людей в правовой сфере.
В широком (философском)
значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и
государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований,
осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по
отношению к обществу, государству и другим лицам. В узком, или
специально-юридическом значении юридическая ответственность интерпретируется
как реакция государства на совершенное правонарушение. В указанном значении
юридическая ответственность есть обязанность лица претерпевать определенные
лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за
совершенное правонарушение. Из приведенного определения вытекает, что,
во-первых, юридическая ответственность всегда связана с государственным
принуждением. Государственное принуждение выступает содержанием юридической
ответственности. Рассматриваемый признак юридической ответственности в
различных отраслях права проявляется по-разному. Гражданское, хозяйственное,
трудовое законодательство предусматривает возможность добровольного исполнения
обязанностей (возмещение причиненного вреда, «заглаживание» его силами или за
счет нарушителя). Так, гражданин или предприятие, нарушившие договорные
обязательства, могут в добровольном порядке уплатить установленную законом
неустойку (штраф, пеню), возместить убытки. В том случае, если добровольного
исполнения не последует, ответственность реализуется через суд или арбитраж. В
уголовном и административном праве государственное принуждение выступает более
явно и всегда реализуется через деятельность специальных органов государства.
Во-вторых, юридическая
ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный
обязан претерпеть.
Лишение правонарушителя
определенных благ является объективным свойством ответственности. Эти лишения
наступают как естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем
обществу или отдельной личности. Особенность лишений (а значит, и
ответственности) состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные
последствия за совершенное правонарушение. Лицо не несло их, если бы вело себя
правомерно. Лишения — это не обязанность, которую субъект должен был ранее
исполнить. Исполнение обязанности — не ответственность. Ответственность —
дополнительные (помимо выполненной обязанности) неблагоприятные последствия.
Негативные последствия
могут быть: а) личного характера (например, лишение свободы, права занимать
определенную должность, исправительные работы — в уголовном праве; обязанность
правонарушителя принести публичные извинения за распространение ложных,
позорящих сведений о другом лице — в гражданском праве; выговор — в трудовом
праве; предупреждение — в административном) и б) имущественного (конфискация,
штраф — в административном и уголовном праве; взыскание неустойки, пени — в
гражданском праве; материальная ответственность по трудовому праву и т.д.).
Важно при этом иметь в
виду то, что независимо от отраслевых особенностей применение тех или иных мер
юридической ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем
каких-то лишений, стеснение его свободы, умаление чести, достоинства, влечет
издержки имущественного характера. Значит, юридическая ответственность есть
кара. Она представляет для правонарушителя новую юридическую обязанность,
которой для него до правонарушения не существовало. Такой подход к пониманию
юридической ответственности (как новой специфической обязанности, возникающей в
связи с совершением правонарушения) имеет принципиальное значение для
законотворческой практики, и в особенности конструирования норм гражданства,
хозяйственного, семейного законодательства, где преобладают имущественные
санкции и где стороны состоят в определенных отношениях (т.е. имеют права и
обязанности) до правонарушения. Данный подход имеет и общее методологическое
значение во всех тех случаях, когда конструируемая норма (независимо от
отраслевой принадлежности) предполагает санкцию, т.е. определение тех самых
неблагоприятных последствий, которые с неизбежностью должны наступать для адресата
этой нормы в том случае, если его поведение будет отклоняться от цели нормы, ее
диспозиции. В-третьих, юридическая ответственность наступает только за
совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания
юридической ответственности. Не являются правонарушениями и соответственно не
могут выступать в качестве оснований юридической ответственности деяния, хотя
внешне и сходные с правонарушениями, но не являющиеся таковыми в силу своей
общественной значимости. К таковым деяниям действующее законодательство
относит институты необходимой обороны, крайней необходимости, а также
профессиональный риск.
Юридическая
ответственность не только возникает в случае нарушения правовых норм, но и
осуществляется в строгом соответствии с ними. Иными словами, применение мер
юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при условии
соблюдения определенного процедурно-процессуального порядка, установленного
законом (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, процессуальными
нормами, содержащимися в законодательстве о правонарушениях, и др.).
Цель юридической
ответственности свидетельствует о ее социальной необходимости, предназначении в
правовой системе. Юридическая ответственность независимо от отраслевой
принадлежности преследует две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан
в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в функциях юридической
ответственности, среди которых выделяются следующие:
1)
репрессивно-карательная (некоторые авторы называют ее мягче — штрафной, хотя
суть от этого не меняется). Она свидетельствует о том, что юридическая
ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к
правонарушителю; во-вторых, средством, предупреждающим новые правонарушения;
2) предупредительно-воспитательная,
или превентивная, функция, тесно связанная с репрессивно-карательной. Она призвана
обеспечить формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать
законы, уважать права и законные интересы других лиц;
3) правовосстановителъная, или компенсационная,
функция присуща имущественной ответственности. Взыскание причиненного вреда с
правонарушителя компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливает ее
имущественные права.
К основным принципам
юридической ответственности можно отнести:
1) ответственность лишь
за деяние, являющееся противоправным. Данный принцип обращен главным образом к
законодателю и требует от него установления мер юридической ответственности
лишь за те деяния, которые по своим объективным свойствам являются общественно
вредными (опасными), противоречат природе права, ценностям общества. Данное
требование непосредственно вытекает из Основного закона страны (ст. 55
Конституции России). Содержание этого принципа непосредственно затрагивает
также деятельность правоприменителя (юрисдикционных
органов);
2) ответственность за
виновные деяния, или презумпция невиновности. Привлекаемое к ответственности
лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена соответствующим
правоприменительным актом. Впервые провозглашенная во французской Декларации
прав человека и гражданина (1789г.), нашедшая в последующем отражение во
Всеобщей декларации прав человека (ст. 11), презумпция невиновности закреплена
в Конституции России (ст. 49) и федеральном законодательстве (ст. 17 УПК);
3) принцип
справедливости. Он охватывает своим содержанием следующие требования:
а) нельзя за проступки
устанавливать уголовные наказания;
б) недопустимо вводить
меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
в) закон, устанавливающий
ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;
г) за одно правонарушение
возможно лишь одно юридическое наказание. Принцип «поп bis in idem» (запрещение
двойного наказания) прямо закреплен в Конституции России (ст. 50, ч. 1);
д) карательная
ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
4) принцип законности
означает, что юридическая ответственность:
а) может иметь место лишь
за те деяния, которые предусмотрены законом; закону, запрещающему какое-либо
деяние, не должна придаваться обратная сила;
б) применяется в строгом
соответствии с процедурно-процессуальными требованиями закона (процессуальная
регламентированность — необходимое условие законного применения юридической
ответственности). Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции России, при осуществлении
правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением
федерального закона;
в) предполагает
обоснованное применение, т.е. факт совершения конкретного правонарушения
должен быть установлен;
г) базируется на конституционности закона,
устанавливающего меры ответственности.
5) принцип целесообразности
означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям
юридической ответственности. Данный принцип предполагает:
а) индивидуализацию
государственно-принудительных мер в зависимости
от тяжести совершённого правонарушения, личностных
свойств правонарушителя;
б) возможность смягчения
и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут
быть достигнуты иным путем. В этом значении данный принцип созвучен принципу
гуманизма.
6) принцип неотвратимости
предполагает:
а) ни одно правонарушение
не должно остаться незамеченным для государства;
б) быстрое и оперативное
применение мер ответственности за совершенное правонарушение (своевременность
ответственности);
в) высокий
профессионализм персонала правоохранительных органов;
г) эффективность
применяемых мер по отношению к правонарушителям.
Государственное принуждение
и юридическая ответственность соотносятся между собой как целое и часть (т.е.
первое понятие включает в себя второе). Определенные меры государственного
принуждения (т.е. возложение обязанностей без согласия другой стороны) могут
применяться не только за совершенное правонарушение, но и в некоторых других
случаях. Таким образом, юридическую ответственность как один из видов
государственного принуждения следует отличать от других мер: от мер
предупредительного воздействия, мер пресечения противоправного поведения, мер
защиты.
Меры предупредительного
воздействия - это разновидность мер государственного принуждения, применяемых
для предупреждения возможных правонарушений, а также используемых с целью
обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, крупных
промышленных авариях. Это, например, проверка документов; таможенный досмотр;
административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(возложение обязанности являться в органы милиции, уведомлять их о перемене
места работы или жительства и т. д.); прекращение либо ограничение движения
транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения и т.д.
Меры пресечения - это
разновидность мер государственного принуждения,
применяемых для прекращения противоправных действий или
для предотвращения их вредных последствий. Меры пресечения, в отличие от мер
предупреждения, применяются только при наличии правонарушения. Это, к примеру,
привод и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение,
не повлекшее за собой юридической ответственности; изъятие имущества
(например, холодного и огнестрельного оружия, радиопередатчиков, если нет разрешения
на владение ими); административное задержание лиц, совершивших административные
проступки; арест; наложение ареста на имущество и т.п.
Меры защиты
(восстановительные меры) - это разновидность мер государственного принуждения,
применяемых для восстановления нормального состояния правоотношений путем
побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей. К
мерам защиты относятся: признание сделки недействительной с возвращением
сторон в первоначальное имущественное положение; взыскание долга; возмещение
вреда, понесенного при спасании имущества государственных и общественных
организаций; взыскание алиментов; восстановление на работе лиц, уволенных
незаконно; удержание ошибочно выплаченных работнику сумм; взыскание налогов;
отмена незаконного нормативно-правового или правоприменительного акта.
Меры защиты иногда
отождествляются с мерами юридической ответственности. Определенные основания
для этого есть: ведь меры защиты могут применяться и в качестве реакции на
совершенное правонарушение вместо мер юридической ответственности (например, взыскание
денежных сумм с должника вследствие неисполнения договора займа, т.е. за
гражданский проступок). Однако меры защиты применяются за правонарушения,
обладающие минимальной степенью общественной опасности, а также в отдельных
случаях и при отсутствии противоправных деяний (например, возмещение вреда,
понесенного при спасании имущества государственных и общественных организаций).
Меры защиты заключаются в
том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую
ранее оно должно было исполнить, но не исполнило. Дополнительных лишений помимо
исполнения обязанности в этом случае для лица не наступает (например, при
взыскании алиментов удерживаются суммы, которые лицо должно было выплатить
добровольно). А юридическая ответственность связана с возложением на
правонарушителя обязанности, не существовавшей до правонарушения[12].
По своей основной направленности меры юридической ответственности обращены
прежде всего к правонарушителю, их главная функция - карательная. Меры защиты
направлены не столько на правонарушителя, сколько на обеспечение,
восстановление интересов управомоченного лица, их основная функция - защита
соответствующих субъективных прав.
Разграничение мер защиты
и мер юридической ответственности имеет практическое значение прежде всего для
деятельности правотворческих органов. С целью адекватного правового
регулирования общественных отношений требуется четко определить, за какое
поведение следует устанавливать меры защиты, за какое - меры ответственности, в
каких случаях возможно применение и тех и других.
• Юридическая
ответственность возникает только на основе норм права. Меры юридической
ответственности содержатся в санкциях правоохранительных норм.
• Юридическая
ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение.
Необходимо, чтобы присутствовали все элементы состава правонарушения.
Правонарушение выступает в качестве юридического факта, оно предусмотрено
гипотезами правоохранительных норм. В санкциях, как уже говорилось, содержатся
меры юридической ответственности.
• Юридическая
ответственность характеризуется определенными лишениями личного
(организационного) или имущественного характера, которые виновный обязан
претерпеть, т.е. понести определенное наказание. Здесь возникает вопрос о
соотношении понятий «юридическая ответственность» и «наказание». Что
содержится в санкциях правоохранительных норм: меры ответственности или меры
наказания? Ранее на этот аспект проблемы внимание не обращалось. В законодательстве
- уголовном, уголовно-процессуальном, административном, гражданском и т.д. -
понятия «ответственность» и «наказание» достаточно последовательно не разграничиваются.
Во многом благодаря этому и в научной литературе существуют различные точки
зрения на соотношение ответственности и наказания. Считают, что эти понятия
равнозначны; что они соотносятся между собой как целое и часть; что
ответственность - это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия
правонарушения, а наказание - это форма реализации данной обязанности, причем
форма наиболее последовательная (имелось в виду, к примеру, то, что было
возможно привлечение лица к уголовной ответственности с освобождением от
наказания - здесь формой реализации ответственности выступало государственное
осуждение). Решение вопроса о том, какой вариант избрать, зависит от подхода к
проблеме, от понимания юридической ответственности. Все эти варианты имеют право
на существование, поскольку каждый в какой-то мере отражает объективную
реальность.
• Совершение
правонарушения и последующая реализация юридической ответственности связаны
с государственным и общественным осуждением. Государственное осуждение
выражается в вынесении в отношении лица (либо организации), совершившего
правонарушение, соответствующего правоприменительного акта. В большинстве
случаев наличие общественного осуждения также не вызывает возражений. Почти
всегда лицо, нарушая норму права, нарушает и соответствующую норму морали,
нравственное предписание. Поэтому наряду с юридической ответственностью перед
государством лицо несет и нравственную ответственность перед обществом,
которая выражается в общественном осуждении. Иногда общественное осуждение
может иметь и юридическое значение.
Необходимо помнить о том,
что юридическая ответственность, наступающая за нарушение норм права — это разновидность
социальной ответственности, наступающей за нарушение различных социальных норм
(права, морали, обычаев, корпоративных норм). Соотношение данных понятий
-социальной и юридической ответственности - это соотношение общего и особенного.
Изучение проблем
юридической ответственности представляет определенную сложность, поскольку ни
в учебной, ни в научной юридической литературе, ни в законодательстве нет
последовательной позиции относительно многих спорных вопросов.
Не вызывает обычно
затруднений определение юридической ответственности как меры государственного
принуждения. Немного сложнее понимание этого явления как обязанности
претерпеть определенные лишения. Развивая данную точку зрения, юридическую
ответственность иногда определяют как правоотношение. Вспомним соответствующую
тему: если есть обязанность кого-то перед кем-то, то такое состояние называется
правоотношением. Субъектами этого специфического правоохранительного правоотношения
являются, с одной стороны, государство в лице его компетентных органов,
которые имеют право привлечь правонарушителя к ответственности, а с другой -
лицо (либо организация), совершившее правонарушение, которое обязано
претерпеть определенные лишения. Для всех этих вариантов понимания юридической
ответственности есть определенные основания.
Юридическая
ответственность может быть разделена на виды, т.е. классифицирована, по
различным основаниям. По форме осуществления различают ответственность,
осуществляемую в судебном, административном, ином порядке. Следует иметь в
виду, что меры уголовной ответственности могут быть назначены только судом. По
органам государства, которые возлагают юридическую ответственность, выделяют:
юридическую ответственность, возлагаемую законодательными органами
государства; юридическую ответственность, возлагаемую исполнительно-распорядительными
(административными) органами государства; юридическую ответственность,
возлагаемую судебными и иными юрисдикционными органами государства. Последний
вид реализации ответственности представляется наиболее последовательным,
поскольку он осуществляется в специальных процедурах, содержащих гарантии
соблюдения принципов юридической ответственности.
Самая распространенная
классификация юридической ответственности - в зависимости от того, нормы какой
отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен. По этому
критерию различают следующие виды юридической ответственности.
Уголовно-правовая
ответственность —
ответственность, применяемая к лицу за совершение преступления - деяния, предусмотренного
нормами уголовного права. Поскольку преступления - наиболее серьезный вид правонарушений,
меры ответственности здесь также самые строгие (см. ст. 43, 44 УК РФ.).
Административно-правовая
ответственность
наступает за совершение административных проступков - деяний, предусмотренных
законодательством о правонарушениях (виды административных взысканий см. в
ст. 24 КоАП РСФСР.).
Гражданско-правовая
ответственность
наступает за совершение гражданского проступка и состоит в применении мер
воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер. Различают договорную
и недоговорную гражданско-правовую ответственность. Некоторые меры
гражданско-правовой ответственности: принудительное исполнение соответствующей
обязанности, возмещение убытков, неустойка (штраф, пеня) (ст. 330, 393-398 ГК
РФ.).
Материальная
ответственность. Ее
несут рабочие и служащие за материальный ущерб, причиненный предприятию,
учреждению, организации. Материальная ответственность может быть полной или
ограниченной (ст. 118-126 КЗоТ РФ.). Иногда эту разновидность юридической
ответственности не выделяют в качестве самостоятельной.
Дисциплинарная
ответственность
наступает за дисциплинарный проступок, т.е. за нарушение трудовой, воинской,
служебной дисциплины. Ее отличительная особенность состоит в том, что лицо, к
которому применяется дисциплинарная ответственность, подчинено по службе,
работе органу, применившему ту или иную меру взыскания. В случае наложения, к
примеру, административного наказания отношения подчиненности отсутствуют.
Выделяют три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка; в порядке подчиненности; в соответствии с
дисциплинарными уставами, действующими в некоторых министерствах и ведомствах
(например, в министерстве обороны, внутренних дел). За дисциплинарный
проступок могут быть применены следующие меры ответственности: замечание;
выговор; строгий выговор; увольнение (см. ст. 135 КЗоТ РФ; в ст. 198 Трудового
кодекса РФ указаны замечание, выговор, увольнение). Для отдельных категорий
работников могут быть предусмотрены и другие виды дисциплинарных взысканий. В
соответствии с дисциплинарными уставами органов внутренних дел на лиц рядового
и начальствующего состава могут налагаться следующие взыскания: замечание,
выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии,
лишение нагрудного знака органов внутренних дел, исключение из Книги почета,
понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень,
увольнение из органов внутренних дел и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное в социальной
природе противоправного поведении – это то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно
причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом,
препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по
своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их
тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д.
Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в
социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными
юридическими признаками.
Отечественная наука
изучает правовые явления в социально-историческом аспекте, подчеркивая, что
преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характер явление
классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений,
совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени"[13].
В своей принципиальной основе это положение
относится и к другим видам правонарушений.
В отличие от правомерных
действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и
вытекать в общей форме из "духа закона", противоправные действия
должны быть четко сформулированы действующими
правовыми нормами. С этой точки зрения
правонарушения можно говорить лишь в рамках и с полиции
закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного
правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных
деяний. Такого рода "формализм" противоправности обеспечивает ясность и единство
требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.
Общее понятие состава
правонарушения имеет весьма важное теоретическое и практическое значение в
юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Оно является необходимой
ступенью в процессе познания конкретных составов правонарушений, теоретической
основой для раскрытия их содержания и правильного применения на практике
законодательства о правонарушениях.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бахрах Д.Н.
Административное принуждение в РФ, его виды и основные тенденции развития. -
М., 1986.
2.
Казимирчук В.П.,
Кудрявцев В.Н. Современная социология права. М., 1995.
3.
Кодекс РФ об
административных правонарушениях.
4. Комментарий
Закона об уголовной ответственности за воинские преступления. Под ред. Горного
А.Г. – М., 1981.
5.
Комментарий к
Основам законодательства РФ об административных правонарушениях под ред.
Лазарева Б.М. - М., 1989.
6. Конституция
РФ.
7.
Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1984.
8.
Кудрявцев В.Н.
Причины правонарушения. - М., 1976.
9.
Кузнецова Н.Ф.
Преступление и преступность. - М., 1969.
10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория
государства и права. М., 2000.
11. Мазутов Н.И. Малько А.В. Теория
государства и права. М.,1997.
12. Малеин Н.С.
Правонарушение: понятие, причины, ответственность. –
М., 1997.
13. Общая теория государства и права. Под
ред. Лазарева В.В. М., 2001.
14.
Общая теория права. Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
15.
Овсянко Д.М.
Административное право. - М., 1996.
16.
Севрюгин В.Е.
Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. - М.,
1988.
17. Уголовное право РФ. Особенная часть.
Под ред. Здравомыслова Б.В. – М., 1999.
18.
Уголовный кодекс РФ.