Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблема хищений государственного и общественного имущества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Проблема хищений государственного и общественного имущества
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                        СОДЕРЖАНИЕ


    Введение……………………………………………………………………….…

    Глава 1. Криминалистическая характеристика хищений государственного

                   или общественного имущества, совершенных должностными

                   лицами…………………………………….…………………………….

    Глава 2. Злоупотребление должностными полномочиями и их

                   превышение…………………………………………………………….

            2.1. Злоупотребление полномочиями……………………………………..

            2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов своими

                   полномочиями…………………………………….……………………

            2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных или

                   детективных служб…………………………………………………….

    Глава 3. Борьба с преступлениями совершенными должностными

                   лицами……………………………………………………………………

            3.1. Взаимодействие служб в процессе предварительного

                   расследования хищений……………………………………………..…

            3.2. Профилактика хищений по материалам предварительного

                    расследования………………………………………………………….

    Заключение……………………….………………………………………………

    Список используемой литературы…….………………………………………..      


    .3



    .5


    13

    13


    15


    21


    26


    26


    30

    35

    37










    ВВЕДЕНИЕ


    В борьбе с преступностью важную роль играют своевремен­ное раскрытие и расследование хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными лицами путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления слу­жебным положением. Указанные хищения приняли в стране осо­бую распространенность, ежегодно принося государству много­миллионный ущерб.

    Закон о собственности, принятый 6 марта 1990 г., провозгласив различные формы собственности, особое внимание уделяет регламентации государственной и коммунальной собственности, устанавливая, что «распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют от имени народа... соответствующие уполномоченные государствен­ные органы»[1]. К коллективной собственности Закон относит соб­ственность любых объединений, являющихся юридическими ли­цами, включая и собственность общественных организаций.

    Крупные, хорошо замаскированные хищения, наряду с бесхозяйственностью, взяточничеством, составляют питательную среду для теневой экономики, на основе которой возникла организо­ванная преступность, представляющая сегодня исключительную общественную опасность.

    В криминалистике разработке частной методики расследова­ния хищений уделяется большое внимание, о чем свидетельству­ет издание многочисленных монографий, пособий, научных ста­тей, обзоров. Вопросы борьбы с хищениями также были пред­метом обсуждения на международных симпозиумах криминали­стов. Происходящие в настоящее время изменения в законодатель­ных актах требуют постоянного совершенствования научных ре­комендаций, переосмысления отдельных положений методики рас­следования хищении и, в частности, с учетом тех разработок криминалистической характеристики данного вида преступлении, ко­торые осуществлялись в последние годы.

    С переходом к рыночным отношениям создаются различные формы предпринимательства: ассоциации, биржи, кооперативы, арендные, совместные и другие предприятия. В связи с этим воз­никают условия для хищений, порождая новые, не обобщенные криминалистикой способы их подготовки и совершения. Потребуется определенный период времени для дальнейших научных исследований в области криминалистической методики расследо­вания данного вида преступлений, опирающихся на глубокий ана­лиз и обобщение практики следственных подразделений и вновь созданных отделов по раскрытию преступлений в сфере эконо­мики. Однако и в новых условиях становления экономики Россий­ской Федерации борьба с преступными посягательствами на го­сударственное или общественное имущество была и остается од­ной из главных задач правоохранительных органов.

    Актуальность работы обусловлена тем, что в борьбе с преступностью важную роль играют своевремен­ное раскрытие и расследование хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными лицами путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления слу­жебным положением. Указанные хищения приняли в стране осо­бую распространенность, ежегодно принося государству много­миллионный ущерб.

    Целью курсовой работы является: расследование хищений государственного или общественного имущества, оказание помощи в профессиональной ориентации в процессе возникающих следственных ситуаций и принятии соответствующих решений. 

    Задачи работы:

    1. Изучить элементы криминалистической характеристики хищений.     

    2. Дать характеристику хищениям.

    3. Исследовать значение криминалистической характеристики хищений.

    4. Определить факты злоупотребления должностными полномочиями.

    5. Выявить меры борьбы с преступлениями совершенными должностными лицами.




      ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ             

                ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА,              

                                СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

    Хищения государственного или общественного имущества, совершаемые должностными лицами, имеющими доступ к на­ходящимся в их ведении товарно-материальным ценностям или денежным средствам, представляют среди других видов хищений наибольшую опасность.

    Преступная деятельность таких лиц, осуществляемая путем растрат, присвоений государственного или общественного имуще­ства либо злоупотреблений служебным положением характери­зуется следующими чертами:   

    1. Организованность групп расхитителей. Хотя хищения го­сударственного или общественного имущества могут совершаться и отдельными лицами, и не всякая группа расхитителей является признаком организованной преступности, именно последняя по­лучила наибольшую распространенность. Организованные хище­ния рассматриваются как сложная система с различными связями между группами, осуществляющими преступную деятельность в виде промысла и стремящимися обеспечить свою безопасность с помощью подкупа, коррупции.

    Устойчивость таких групп различна. Обычно они включают значительное количество лиц, занимающих определенное поло­жение в иерархической структуре группы в зависимости от долж­ности, личных качеств, преступного опыта, наличия связей с ра­ботниками других ведомств.

    2. Деятельность расхитителей часто выходит за пределы од­ного региона, а «география» преступления может включать объек­ты, рассредоточенные на территории не только разных областей определенного региона, но и за его пределами.

    3. Многообразие способов хищений, различающихся как по отраслям народного хозяйства, так и от стадий самой преступной деятельности (подготовка, непосредственное осуществление  хищений, сокрытие  следов, реализация  похи-

    щенного и т. п.)[2].

    4. Значительность материального ущерба, причиненного государству, а также иные негативные последствия (например, нарушения поставок сырья и других материалов).                        |

    5. Выделение в случаях организованных хищений, своего рода «фонда» похищаемый товарно-материальных ценностей и особен­но денежных средств для создания прикрытия («крыши») деятельности преступных групп путем подкупа коррумпированных лиц, прежде всего, сотрудников правоохранительной системы, а также перерожденцев из государственного аппарата.

    6. Наличие закономерной связи хищений с другими преступ­лениями (взяточничество, выпуск недоброкачественной продукции, приписки, бесхозяйственность, обман покупателей, нарушение пра­вил о валютных операциях и др.).

    Хищения государственного или общественного имущества — это экономические преступления. Они могут быть классифици­рованы по следующим основаниям:                              

    1. По лицам, совершивших хищения: должностные лица и дру­гая категория лиц.

    2. По отраслям хозяйственной деятельности: хищения на помыленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на предприяти­ях легкой промышленности.

    3. По предмету хищения: товарно-материальные ценности или денежные средства.

    4. По времени совершения преступлений: хищения длитель­ные и ситуационные.

    5. По степени организованности, разветвленности и составу группы расхитителей (организованные хищения с привлечением в группы расхитителей, действующих в других организациях) и без такового.

    6. По способу совершения: простые хищения (совершенные путем непосредственного незаконного завладения имуществом или денежными средствами) и замаскированные.

    В системе элементов криминалистической характеристики хищений способам совершения этого вида преступлении уделяется  особое внимание.

     В криминалистическом смысле под способом совершения хи­щения целесообразно понимать «объективно и субъективно обу­словленную систему поведения субъекта до, в момент и после совершения преступления, оставляющую различного рода следы вовне, позволяющие с помощью криминалистических приемов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобра­зии преступного поведения правонарушителя, его отдельных лич­ностных данных и соответственно определить наиболее оптималь­ные методы решения задач раскрытия преступления»[3].

    Способы совершения хищений могут быть классифицированы по различным основаниям. Например:

    1. Применительно к этапам преступной деятельности.

    1.1. Способы, применяемые при подготовке хищений:

    — получение и анализ интересующей расхитителей инфор­мации об экономических и иных факторах деятельности конкрет­ного предприятия;

    — моделирование хищения, изменение учетно-отчетной си­стемы, определение функций членов преступной группы и др.;

    — формирование резервов хищений.

    1.2. Способы реализации преступного замысла расхитителей:

    — создание излишков;

    —| изъятие материальных ценностей или денежных средств;

    — реализация похищенного.

    1.3. Способы маскировки преступной деятельности и ее резуль­татов:

    — изменения основных экономических показателей в плано­вых и финансовых документах;

    — изменения в документах, сопровождающих движение то­варно-мате-риальных ценностей;

    — изменения в системе учета и отчетности и др.

    1.4. Способы использования похищенного имущества:

    — для личного потребления;                              

    — для воспроизводства преступной деятельности;

    — для прикрытия совершенного хищения.

    2. Применительно к системе учета материальных ценностей или денежных средств (или отсутствия таковой).

    2.1. Способы хищения оприходованного имущества.

    2.2. Способы хищения неоприходованного имущества. Оприходованные товарно-материальные или денежные средст­ва могут быть похищены следующими способами:

    — путем их изъятия и присвоения без последующего сокры­тия недостачи;

    — путем изъятия и присвоения этих средств со последующим сокрытием недостачи.

    При первом, наиболее простом, способе материально ответсвенные лица присваивают или растрачивают находящиеся в их распоряжении деньги или товары, не совершая действий направленных на сокрытие или маскировку недостачи,  насчитывая на то, что она не будет обнаружена при проведении инвентаризации или на ее покрытие в будущем. Поэтому главным призна­ком такого способа хищений является наличие недостачи товар­но-материальных ценностей. Хищения, совершаемые этим спосо­бом, носят, как правило, эпизодический характер. К этой же группе относятся хищения в пределах установленных норм есте­ственной убыли, когда расхитители изымают «сэкономленное» в свою пользу.

     Способы хищений, относящиеся ко второй группе, отличают­ся повышенной сложностью, так как часто предполагают пред­варительный сговор с работниками бухгалтерии, которые помо­гают скрыть недостачу, совершая подлоги в документах. Это наи­более распространенный способ хищений. В сфере торговли к подобным способам прибегают, например, при переоценке това­ров путем составления подложных актов в соучастии с экспер­тами из бюро товарных экспертиз, при оформлении «порчи» про­довольственных товаров, при составлении подложных закупочных актов на сданную в магазин продукцию или на продукты, при­обретенные на рынках.

    В бухгалтерских документах хищения часто скрываются путем подчисток, дописок или допечаток в подлинные экземпляры.

    При осведомленности материально ответственных лиц о вре­мени проведения плановой инвентаризации используются различ­ные приемы сокрытия недостачи:

    — временный завоз с других предприятий однородных това­ров;

    — использование гигроскопических свойств некоторых товаров (сахар, соль, мука) поглощать влагу и увеличивать тем самым вес;

    — заимствование в других местах денежных сумм;

    — несвоевременное оприходование поступивших товаров;

    — составление фиктивных актов на списание товарно-матери­альных ценностей;

    — пересортица товаров, замена ценников;

    — подделка товарно-денежных документов и др.

     Изъятие денежных средств и их присвоение с последующим сокрытием недостачи осуществляется;

    — путем составления подложных счетов, трудовых и присвоения необоснованно начисленных по этим сумм;

     — завышением в нарядах объема и стоимости выполненных работ с последующим изъятием необоснованно начисленных де­нег с помощью подставных лиц;

    — присвоением денежных средств, необоснованно начислен­ных по подложным командировочным удостоверениям, расход­ным кассовым ордерам, авансовым отчетам и т.д.

    Разновидностью рассматриваемого способа хищения с после­дующим сокрытием недостачи является совершение бестоварных операций по отпуску и получению товарно-материальных ценно­стей. Этот способ возможен при предварительном сговоре работ­ников двух предприятий, когда один участник выписывает бес­товарную накладную на отпуск товарно-материальных ценностей, а другой — на их оприходование. Образованная при этом недоста­ча, фактически не поступивших товаров, скрывается за счет не­учтенных излишков или подлога в учетных записях.

    Для способов хищений неоприходованного государственного или общественного имущества характерно предварительное соз­дание резерва товарно-материальных ценностей с целью после­дующего обращения их в свою пользу 'или в пользу других лиц. Особенностью указанных способов хищений является то, что они не значатся на балансе предприятий как недостача или излиш­ки товарно-материальных ценностей.

              Полное неоприходование поступивших в торговые предприятия товаров возможно лишь при наличии предварительного сговора торговых работников с работниками предприятия-поставщика, где были созданы неучтенные излишки выработанной продукции. При приеме такой продукции расхитители занижают количественные и качественные показатели в приходных документах, составляют подложные приемные акты. Используется и прием списания ча­сти поступивших от поставщика товаров на сверхнормативные потери, которых фактически не было[4]. Вырученные от реализа­ции товаров деньги присваиваются участниками преступной группы.

    На предприятиях, выпускающих товары народного потребле­ния или имеющих производственно-техническое назначение, воз­можно изготовление расхитителями неучтенной продукции из нелегально приобретенного сырья и полуфабрикатов. При этом используются не только торговые предприятия, но и коопера­тивы.

    Анализ способов совершения хищений позволяет охарактери­зовать типичные материальные следы этого вида преступлений и вероятные места их обнаружения.

    Такие следы могут быть обнаружены, прежде всего в различ­ных документах, которыми оформляется движение товарно-материальных ценностей или денежных средств. К ним относятся: на­ряд, накладная, счет, приходный кассовый ордер, кассовый отчет, официальная справка бухгалтерии о движении денежных средств их балансовому счету, документ оперативного учета; платежная ведомость, акт служебного расследования; инвентаризационная опись; сличительная ведомость по результатам инвентаризации; сличительная ведомость с отражением оборотов по приходу и расходу; акт документальной ревизии и др. 

    Следы, отражающие отдельные действия расхитителей, могут быть установлены на материальных объектах, на орудиях труда, средствах производства и др.                            

    Отдельные конкретные операции расхитителей могут найти отражение и в сознании свидетелей-очвидцев. Похищенное иму­щество, равно как и денежные средства, используются преступ­никами для личного обогащения, получения различных благ, а потому указанные факты могут найти отражение в сознании са­мых разных категорий свидетелей (соседи, сослуживцы и др.).

    В системе элементов криминалистической характеристики хи­щений определенное значение имеет один из ее элементов — изу­чение личности расхитителей.

    Помимо индивидуальных данных, присущих каждому участни­ку хищения, сведения, характеризующие личность расхитителей, со­держат и то общее, что проявляется прежде всего в мотивах пре­ступной деятельности. Основными мотивами, как правило, являют­ся: стремление любым путем удовлетворить потребность обогаще­ния, жажда наживы, часто переходящая в алчность. Стремление извлечь выгоду является фундаментом всех взаимоотношений меж­ду должностными лицами и другими соучастниками преступной группы.

    В организованной преступности личностные качества расхити­телей, как указывалось выше, соотносятся с тем положением, ко­торое занимает конкретное лицо: является ли оно организатором хищений, непосредственным исполнителем преступных действий, пособником и т. п. Особую категорию образуют в этом случае так называемые «лидеры». Обычно они оставляют за собой возмож­ность выполнения тех операций, как, например, установление кон­тактов с необходимыми лицами — работниками планирующих, снабженческих, контролирующих или правоохранительных орга­нов.

    Среди преступников, участвующих в деятельности орва—зован-ных групп расхитителей, имеются и лица, которых организаторы хищения используют для сбыта и транспортировки похищенного; шоферы, грузчики, продавцы магазинов и т. д.

     

    ГЛАВА 2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И ИХ ПРЕВЫШЕНИЕ

    2.1. Злоупотребление полномочиями

     

    Вопрос о влиянии экономических отношений на преступность и наоборот — один из наиболее актуальных в социальной практике современной России. Характер рыночных отношений обусловлива­ет определенные требования: обеспечение правового положения участников, свободу принятия решений, ответственность за их ре­зультаты. Такое регулирование происходит в основном экономиче­скими методами, однако, иногда появляется необходимость уголовно-правового воздействия. Пример тому — установление уголовной ответственности за преступления против интересов службы в ком­мерческих и иных организациях, в частности, за злоупотребление полномочиями.

    Непосредственным объектом преступления является нормаль­ная управленческая деятельность коммерческой или иной организации. Дополнительным объектом выступают права и законный интересы граждан, организаций, охраняемые законом интереса общества и государства.

    С объективной стороны злоупотребление полномочиями при­знается преступлением при совокупности ряда обязательных при­знаков:

    использование лицом, выполняющим управленческие функции своего служебного положения вопреки законным интересам орга­низации, которую оно представляет;

    причинение указанным деянием существенного вреда права» и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

    наличие причинной связи между совершенным деянием и пре­дусмотренными законов последствиями.

    Термин "вопреки интересам организации" означает соверше­ние действий (бездействия) вопреки определенным в законе или учредительных документах

    задачам деятельности организации.

    Существенный вред — категория оценочная. Будучи по сво­ему характеру как имущественным в виде прямого реального ущерба или упущенной выгоды, так и любым иным (моральным, физиче­ским, организационным), он может быть причинен как правам гра­ждан и организаций, так и интересам общества или государства. Существенность вреда зависит от его характера, размера, особен­ностей и числа потерпевших, а потому в каждом случае оценивается органами предварительного следствия и суда сугубо индивиду­ально.

    Особенностью состава преступления, является определенный в примечании к статье порядок при­влечения к уголовной ответственности в зависимости от того, кому причинен ущерб. Если деяние причинило вред интересам исключи­тельно коммерческой организации, оно преследуется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если интересам других орга­низаций, а также интересам граждан, общества или государства — на общих основаниях.[5] Состав преступления по конструкции — материальный. Пре­ступление считается оконченным с момента наступления в резуль­тате злоупотребления полномочиями существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым пра­вам и интересам общества и государства.

    Субъективная сторона преступления — прямой умысел и наличие специальных целей. Виновный сознает, что использует свои функции вопреки интересам организации, и желает этого в целях либо извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам.

    Субъект преступления — специальный. Согласно примечанию к ст. 201 УК, им может быть лишь лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняю­щее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного само­управления или муниципальным учреждением.

    К организационно-распорядительным относятся при этом функции по управлению трудовым коллективом (найм, увольне­ние, распределение обязанностей, организация труда и т. д.), к ад­министративно-хозяйственным — по управлению имуществом.

    Часть 2 ст. 201 УК предусматривает квалифицированный состав преступления, квалифицирующим признаком которого явля­ется причинение тяжких   последствий.

    Установление тяжких последствий — прерогатива следствен­но-судебных органов. Это может быть и причинение крупного иму­щественного ущерба, и экономическое банкротство потерпевших, и такое воспрепятствование нормальной деятельности государствен­ных органов или общественных организаций, которое создает угро­зу их финансовой стабильности.                                 


    2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов

    своими полномочиями

     

    Придание правового статуса частному нотариату и аудитор­ской деятельности обусловило рождение качественно новых форм преступного поведения. Среди них — злоупотребление своими пол­номочиями со стороны частных нотариусов и аудиторов.

    Общественная опасность рассматриваемого преступления за­ключается в том, что нотариус или аудитор, используя предостав­ленные им законом широкие полномочия, при наличии преступных устремлений способны дезорганизовать нормальную управленче­скую и другую деятельность коммерческих и иных организаций, причинить существенный вред охраняемым правам и законным интересам различных лиц.

    Непосредственный объект преступлений — установленный государством порядок совершения нотариальных и аудиторских действий.

    Деятельность частного нотариата регламентируется законода­тельством России о нотариате, который призван совершать от име­ни Российской Федерации все необходимые нотариальные дейст­вия. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансо­вой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых дек­лараций и других обязательств и требований экономических субъ­ектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

    С объективной стороны преступление характеризуется сово­купностью трех обязательных признаков: 1) использованием ви­новным своих полномочий вопреки задачам своей деятельности; 2) наступлением общественно опасного последствия — существенного вреда указанным в законе интересам и 3) причинной связью между использованием полномочий и наступлением означенных в законе последствий.

    Использование полномочий частным нотариусом или аудито­ром — это совершение виновным действий (бездействия), входя­щих в круг профессиональных прав и обязанностей вопреки зада­чам своей деятельности.

    В соответствии с законодательством о нотариате, круг полно­мочий нотариусов достаточно широк и многообразен:

    удостоверение сделок;

    выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

    наложение (и снятие) запрещения отчуждения имущества;

    свидетельство верности копий документов и выписок из них, перевода документов с одного языка на другой;

    удостоверение факта нахождения гражданина в живых; нахо­ждения гражданина в определенном месте, тождественности граж­данина с лицом, изображенным на фотографии, времени предъяв­ления документов;

    передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

    принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

    совершение исполнительных надписей, протестов векселей;

    предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

    принятие на хранение документов;

    совершение морских протестов;

    обеспечение доказательств.

    При отсутствии в нотариальном округе государственной нота­риальной конторы в круг полномочий частного нотариуса входит также выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, выдача свидетельств о праве собственности в случае смерти одного из супругов.

    Приведенный перечень не является исчерпывающим. Законо­дательными актами России могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия.

    Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, наделяется достаточно широким объемом прав, что естественно влечет и выполнение им строго определенных обязанностей по их осуществлению. Прежде всего действия нотариуса должны обеспе­чивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в связи с чем одной из наиболее важных его обязанностей является сохранение тайны совершаемых действий. Нотариус не вправе выдавать сведения, оглашать документы, которые стали известны ему в связи с совершением нотариальных действий (в том числе и после сложения с себя полномочий или увольнения), иначе как по требованиям общего или арбитражного суда, проку­ратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производ­стве уголовными и гражданскими делами. Кроме того, нотариус не вправе: заниматься предприниматель­ской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской; оказывать посреднические услуги при заклю­чении договоров; совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

    При нарушении этих правил его деятельность может быть, по представлению нотариальной палаты, прекращена судом, а в слу­чае причинения существенного вреда правам и законным интере­сам граждан или организаций либо охраняемым законом интере­сам общества или государства налицо объективная сторо-

    на престу­пления[6].

    Объективная сторона преступления может состоять также из действий (бездействия), формально находящихся в сфере профес­сиональной компетенции частного нотариуса, но по сути своей яв­ляющихся незаконными (удостоверение незаконных сделок, удо­стоверение фактов, которые в наличии отсутствовали, составление фиктивных завещаний, умышленное непринятие мер к охране на­следственного имущества, выдача незаконных свидетельств о пра­ве на наследство и т. п.). Указанная "нотариальная" деятельность не только причиняет существенный вред указанным выше правам и интересам, но и создает широкие возможности для "отмывания" любых теневых капиталов, для придания легальных форм незакон­ному приобретению имущества и т.п.

    Состав преступления, — материальный а потому в качестве обязательного признака объективная сторона включает наступле­ние общественно опасного последствия в виде существенного вре­да указанным в законе интересам.

    Понятие "существенный вред" — категория оценочная. По своему характеру вред может быть имущественным (в виде пря­мого реального ущерба или упущенной выгоды) и неимуществен­ным (моральным, организационным, физическим и др.). Между при­чинением существенного вреда и противоправным деянием винов­ного должна быть обязательно установлена причинная связь.

    Объективная сторона злоупотребления полномочиями част­ного аудитора заключается в действиях, нарушающих установлен­ные для аудиторской деятельности запреты, либо в бездействии, т.е. невыполнении обязательных для частного аудитора требова­ний. Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в России, это: неквалифицированное проведение аудиторской про­верки (перепроверки); предоставление недостоверных сведений; дея­тельность, не предусмотренная лицензией; предоставление полу­ченных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством России; со­крытие обстоятельств, исключающих возможность проведения ау­диторской проверки экономического субъекта; проведение провер­ки аудиторами, которые являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями или иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состо­ят с указанными лицами в близком родстве или свойстве; аудито­рами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также состав­лению финансовой отчетности.

    Аудитор, допустивший перечисленные нарушения, лишается лицензии, а в случае причинения существенного вреда правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежит уголовной ответст­венности. Между противоправным деянием частного аудитора и причинением существенного вреда должна существовать причин­ная связь.

    Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью — извлечение выгод и пре­имуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

    Виновный сознает, что использует свои полномочия вопреки задачам своей деятельности, и желает совершить их именно таким образом. Отношение субъекта к причинению существенного вреда также охватывается его сознанием и волей, но не оказывает ре­шающего влияния на определение формы и вида вины, поскольку в этом последствии реализуется ущерб не основному, а дополнитель­ному объекту.

    Под извлечением выгод для себя или других лиц следует по­нимать желание получить имущественную выгоду либо избежать материальных затрат, скрыть обстоятельства, исключающие воз­можность занятия частной нотариальной или аудиторской деятель­ностью; скрыть убытки, возникшие в результате неквалифициро­ванной аудиторской проверки, либо материальный или моральный ущерб, причиненный в результате некомпетентного осуществления нотариальных действий; стремление извлечь выгоду неимущест­венного характера, обусловленную такими побуждениями, как карь­еризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить дей­ствительное положение дел, получить взаимную услугу, заручить­ся поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

    Под "другими лицами", о которых идет речь в законе, следует понимать не только родственников, близких, знакомых и деловых партнеров, но и любых других лиц, в извлечении выгод и преиму­ществ для которых заинтересован нотариус или аудитор.

    Нанесение вреда заключается в причинении имущественного и неимущественного вреда лицам по мотивам мести, ненависти, ревности и другим побуждениям.

    Субъект преступления — специальный.

    Частным нотариусом является гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку у госу­дарственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и назначенный на должность нотариуса.

    Частный аудитор — лицо, имеющее экономическое или юри­дическое (высшее либо среднее специальное) образование, стаж работы не менее трех лет (из последних пяти) в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бух­галтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, науч­ного работника или преподавателя по экономическому профилю; имеющее лицензию на занятие аудиторской деятельностью и вклю­ченное в государственный реестр аудиторов, которое занимается аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо в составе аудиторской фирмы на основании трудового соглашения (контракта).

    Уголовный кодекс предусматривает два квалифицирующих признака:

    совершение преступления в отношении заведомо несовершен­нолетнего или недееспособного; совершение преступления неоднократно[7].

    Несовершеннолетним является лицо от 14 до 18 лет; недее­способным — лицо, не способное в силу возраста или психического состояния приобретать своими действиями гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

    В силу специфики осуществления преступной деятельности совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолет­него или недееспособного касается только злоупотребления полно­мочиями частного нотариуса. Повышенная общественная опасность в таком случае объясняется необходимостью особой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных.

    Неоднократность как квалифицирующий признак предпола­гает совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 202 УК, два или более раза, если ни за одно из преступлений лицо не осво­бождалось от уголовной ответственности, либо судимость лица в случае осуждения за первое деяние не была погашена или не снята в установленном законом порядке.

    Для привлечения лица к уголовной ответственности за неод­нократное совершение преступления не имеет значение тождест­венность ранее и вновь совершенных деяний. Тождественность пред­полагается юридическая, формы же злоупотребления могут и не совпадать.

    Особенностью состава является то положение, что, согласно примечанию к ст. 201 УК, если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся госу­дарственным или муниципальным предприятием, уголовное пре­следование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если деяние причинило вред интересам других орга­низаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

    2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных

    или детективных служб

    Включение в Уголовный кодекс России состава преступления, предусматривающего ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб было про­диктовано, в основном, двумя взаимосвязанными причинами: необ­ходимостью обеспечить эффективную защиту от преступных пося­гательств в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности и установлением правового контроля за законностью дей­ствий частных правоохранительных органов (служб).

    Непосредственным объектом преступления является установ­ленный государством порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности, под которой, согласно одноименному за­кону, следует понимать оказание на возмездной договорной основе услуг предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицен­зию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов (юридических и физических лиц).

    Дополнительным объектом могут выступать честь, достоин­ство, телесная неприкосновенность, здоровье граждан.

    Объективную сторону преступления образует совокупность трех обязательных признаков:

    превышение полномочий, предоставленных лицензией;

    противоречие действий задачам частной детективной или ох­ранной деятельности;

    применение насилия или угрозы его применения.

    Согласно закону, частным детективам разрешается: сбор све­дений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых перего­воров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использо­вания в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглаше­ния сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение био­графических и других характеризующих личность данных об от­дельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших гра­ждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреж­дениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (существенное требование — в течение суток с момента заключения контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведо­мить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокуро­ра или суд, в чьем производстве находится уголовное дело).

    В функции лиц, занимающихся охранной деятельностью, вхо­дят: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собст­венников, в том числе при его транспортировке; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    Под превышением полномочий, предоставленных лицензией на занятие частной детективной или охранной деятельностью, сле­дует понимать совершение действий, явно выходящих за пределы правомочий, очерченных законом о частной детективной и охран­ной деятельности (осуществление действий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан, использование технических и иных средств, способных причинить такой вред, и т. п.).

    К специальным средствам относятся резиновые палки, наруч­ники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные Пе­речнем видов специальных средств, используемых в частной де­тективной и охранной деятельности. Применение их разрешено в тех случаях, когда ненасильственные способы предупредительного воздействия не дали желаемых результатов, и только тогда, когда это необходимо для отражения нападения, непосредственно угро­жающего жизни и здоровью частного охранника или детектива либо при защите жизни и здоровья охраняемых граждан, а также для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Но и при подобных ситуациях необходимо проявлять сдержанность, сводя к минимуму возможность причинения вреда здоровью напа­дающих либо иных лиц. В частности, запрещено: бить резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым ор­ганам; прицельно стрелять слезоточивыми веществами по правона­рушителям, а также применять их повторно в пределах зоны пора­жения.

    Категорически запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совер­шения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собст­венности. Подобные же условия и пределы установлены законом для огнестрельного оружие с тем небольшим отличием, что охранники имеют право его применять:

    1) для отражения нападения, когда их собственная жизнь под­вергается непосредственной опасности;

    2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

    3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении при­менить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие и при значи­тельном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица.

    Применение частным детективом или охранником специаль­ных средств или огнестрельного оружия с превышением своих пол­номочий, крайней необходимости или необходимой обороны влекут лишение лицензии, а при наличии признаков — уголовную ответственность.[8]

    Другим обязательным признаком объективной стороны пре­ступления, предусмотренного ст. 203 УК, является совершение дей­ствий, составляющих превышение полномочий служащими част­ных охранных или детективных служб вопреки задачам их дея­тельности (защита законных прав и интересов граждан).

    Признаком объективной стороны преступления является так­же совершение действий виновным с применением насилия или с угрозой его применения.

    Под насилием следует понимать в данном случае причинение легкого либо средней тяжести вреда здоровью. Угроза применения насилия означает угрозу убийством или причинением тяжкого вре­да здоровью.

    По конструкции анализируемый состав преступления являет­ся формальным, а потому оконченным в момент совершения дей­ствий, выходящих за рамки полномочий, предоставленных лицен­зией, совершенных вопреки задачам детективной либо охранной деятельности и соединенных с применением или угрозой примене­ния насилия.

    Субъективная сторона преступления выражена прямым умыс­лом. Цели и мотивы преступления на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

    Субъект преступления — специальный. Им может быть руко­водитель или служащий частной охранной или детективной службы.

    Частным детективом признается гражданин России, получив­ший в установленном законом порядке лицензию на частную сыск­ную деятельность; частным охранником — на частную охранную деятельность.

    Часть 2 ст. 203 УК предусматривает квалифицированный со­став превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб. Квалифицирующим признаком является на­ступление тяжких последствий, выражающихся в причинении тяж­кого вреда здоровью, длительном заболевании и тому подобных последствий. Особенностью здесь является то, что причинение тяж­кого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельст­вах требует дополнительной квалификации по ч. 2 или 3 ст. 111 УК. Необходима она и в случае причинения смерти потерпевшему. Если деяние, предусмотренное ст. 203 УК, причинило вред ин­тересам исключительно коммерческой организации, уголовное пре­следование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если же интересам других организаций, а также инте­ресам граждан, общества или государства, то уголовное преследо­вание осуществляется на общих основаниях.


       ГЛАВА 3. БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ СОВЕРШЕННЫМИ                 

                                        ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

    3.1. Взаимодействие служб в процессе предварительного

    расследования хищений

    Эффективность работы по предупреждению, выявлению и рас­следованию хищений во многом зависит как от системы действия служб органов внутренних дел, причастных к решению этих проб­лем, так и от взаимодействия с теми организациями и лицами, ко­торые привлекаются для решения указанных проблем.

    Особую  актуальность вопросы взаимодействия приобретают при расследовании объемных, многоэпизодных дел о хищениях, требующих создания следственно-оперативных групп, когда в рас­следовании принимают участие несколько следователей и работни­ков дознания. Большой объем следственного производства объек­тивно не позволяет руководителю группы усвоить и проанализиро­вать всю поступающую информацию. По таким делам возникает потребность о передаче ряда полномочий тем следователям, ко­торые отвечают за расследование определенных участков. Взаимо­действие следователей и органов дознания осуществляется как «по вертикали» — руководитель группы — члены бригад, так и «по го­ризонтали» — следователь, расследующий конкретный эпизод, и работающий с ним оперуполномоченный ОБЭП. Взаимодействие с оперативными работниками ОБЭП строится в соответствии с нормативными актами и начинается, как правило, до возбуждения уголовного дела в процессе консультаций по материалам ревизий или поступивших заявлений и сообщений с целью решения вопро­са о наличии повода и основания для возбуждения уголовного де­ла, выработки тактических приемов проверки сведений и т. д. В следственной практике следователи получают оперативную инфор­мацию непосредственно из первоисточников, что способствует объективности восприятия и исключает возможность искажения.

    Практика подтверждает, что собирание доказательств, эффек­тивность отдельных следственных действий, реализация заплани­рованных тактических приемов обычно зависят от того, как скла­дываются  отношения между членами следственно-оперативной группы.

    Органы дознания на этапе предварительной проверки выпол­няют все, что можно сделать до возбуждения уголовного дела. На данном этапе взаимодействие начинается с совместного изучения способов совершения и сокрытия хищения, структуры преступных групп, обсуждаются вопросы процессуального документирования противоправной деятельности и обеспечения возмещения матери­ального ущерба.

    Следователь в необходимых случаях консультирует оперупол­номоченных ОБЭП в подготовке материалов проверки, правиль­ном оформлении актов контрольных закупок, обмеров и т.п. В дальнейшем для реализации материалов предварительной провер­ки составляется совместный план. Взаимодействие продолжается практически до окончания следствия посредством обмена инфор­мацией, совместного проведения следственных действий и оргмероприятий, а также выполнения отдельных поручений и ими не сто­ит пренебрегать.

    Например, один из случаев «практики показал, как окончилась попытка следователя провести обыск и арестовать одного из со­участников хищения. Следователь не стал согласовывать свои дей­ствия с сотрудниками органов дознания, а лишь известил их на­кануне предстоящего обыска. В результате расхититель скрылся через дверь, которая соединяла обыскиваемую квартиру с сосед­ней, и до самого окончания расследования не был задержан. Если бы указанное взаимодействие было своевременным и добросове­стным, то особенности планировки квартиры стали бы известны еще на подготовительном этапе обыска.

    Как уже отмечалось, расследование хищений предполагает так­же широкое взаимодействие со специалистами в самых разнооб­разных формах: при назначении и производстве судебных экспер­тиз; проведении ревизий; для консультаций и участия в подготов­ке и проведении следственных и иных действий (обыск, осмотр, эксперимент, получении образцов для  сравнительного исследования и т.д.) при предварительном исследовании вещест­венных доказательств; выявлении и устранении причин и условий, способствующих хищениям и т.д.

    Специалисты при расследовании хищений оказывают помощь при проверке первичных материалов, данных инвентаризаций и ревизий; выявлении фиктивных и поддельных документов; выдви­жении версий о способах совершения хищения и его сокрытия; оп­ределении вопросов, подлежащих выяснению.

    Необходимо взаимодействие со специалистами и в период под­готовки к производству отдельных следственные действий:

    — современная кино-, фото-, звуко- и видеозаписывающая ап­паратура, оптическая и компьютерная техника, эффективные сред­ства связи широко используются при обыске, следственном экспе­рименте, допросе, проверке показаний на месте и других следст­венных действиях и могут быть выбраны и подготовлены с участи­ем специалистов, которые выскажут свои соображения о том, ка­кую аппаратуру лучше использовать;

    — специалисты окажут помощь в определении круга лиц, ко­торых необходимо пригласить для участия в производстве конкрет­ных следственных действий, например, следственного эксперимента.

    Организация четкого взаимодействия между экспертами-кри­миналистами и следователями является гарантией своевременного и качественного проведения неотложных следственных действий по собиранию вещественных доказательств, их поиску, выявлению, за­креплению, изъятию и исследованию. Это поможет более качест­венно использовать материальные следы в раскрытии преступле­ний, исключит факты необоснованных задержаний и арестов.

    Взаимодействие со специалистами, привлеченными к проведе­нию ревизий и бухгалтерских экспертиз, целесообразно начинать до проведения этих действий, с тем, чтобы установить компетент­ность ревизора, эксперта, а также их незаинтересованность в ис­ходе дела. Эти сведения можно получить и с помощью органов дознания, или привлекая общественность. Совместно с работни­ками дознания обсуждаются вопросы, которые необходимо поста­вить перед ревизорами, здесь могут быть использованы консульта­ции с экономистами, товароведами, технологами.

    Особый характер имеет участие общественности в расследова­нии хищений. Главным условием ее привлечения является целесо­образность и эффективность. Формами ее привлечения могут быть следующие:

    — получение сообщений о готовящихся и совершенных хище­ниях;                    

    — участие в подготовке и проведении следственных действий;

    — помощь следственным органам в установлении потерпевших, свидетелей, местонахождения похищенного или укрытого от описи имущества; собирания сведений о личности подозреваемого, обвиняемого, их образе жизни, связях;

    — участие в контрольных закупках;

    — участие в обследовании местности, помещений, а также про­изводстве розыскных мероприятий.

    Взаимодействие при расследовании хищений не всегда замыка­ется в рамках следователь — оперативный работник. Зачастую, осо­бенно при расследовании хищений, связанных с деятельностью ор­ганизованных групп, подключаются работники уголовного розыска, при этом проводятся оперативно-розыскные мероприятия:

    — обследование  предприятия (организации), где совершено хищение с целью его изучения, выяснения данных об объекте, его расположении, работающих лицах, режиме и характере их рабо­ты, путях подхода или подъезда, наличии транспорта (в том числе личного), охраны, сопровождения и т.д.;

    — рекогносцировка по изучению объектов обыска, установле­ния возможных границ его проведения, условий, в которых его предстоит проводить; проведение заградительных мер при попыт­ке скрыться;

    — сбор сведений из непроцессуальных источников (отдельные обстоятельства хищения, способы сбыта похищенного, источники получения неучтенного сырья и др.);

    — организация наблюдения за конкретными лицами, прича­стными к хищению.

    На практике это взаимодействие реализуется посредством де­лового сотрудничества и должно начинаться с ознакомления с имеющимися материалами перед возбуждением уголовного де­ла и продолжаться до окончания расследования. Причем, после возбуждения уголовного дела оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться по поручению следователя или с его ве­дома, но конкретные действия, способы их осуществления, ис­полнители определяются оперативным работником.

    Организация взаимодействия с работниками ОБЭП и отделов уголовного розыска (ОУР) с целью исследования материальной обстановки при расследовании хищения имеет важное значение для обнаружения и изъятия вещественных доказательств, выясне­ния способа совершения и сокрытия хищения, отыскания укры­тых материальных ценностей и документов, и решения других вопросов, поставленных перед органами предварительного след­ствия.

    Под материальной обстановкой здесь имеется в виду помеще­ние или участки местности вместе с находящимися на них пред­метами, оборудованием, обеспечивающим деятельность той орга­низации (учреждения, предприятия), где произошло хищение, не­зависимо от места их дислокации (в одном или различных региональных). Исследование материальной обстановки проводится как путем оперативно-розыскных мероприятий, так и в ходе проведения следственных действий (осмотр местности, помещений, обыск (кро­ме личного), проверка показаний на месте, следственный экспери­мент, допросы и др.) с участием работников оперативных служб.


    3.2. Профилактика хищений по материалам предварительного

    расследования

    В настоящее время общепризнанно, что рост организованной преступности в стране имеет социальные корни. Увеличению хи­щений государственного или общественного имущества, его ор­ганизованных форм способствуют кризисные явления в экономи­ке, острый дефицит товаров, ослабление дисциплины и ответст­венности. Преступники объединяются в организованные группы, повышается уровень их вооруженности и технической оснащенно­сти, происходит сращивание преступных групп с коррумпирован­ными должностными лицами.                      

    Причинами совершаемых хищений, наряду с разбалансированностью потребительского рынка (позволяющего в кратчайшие сро­ки сбывать похищенное), несовершенством хозяйственного меха­низма (позволяющего длительное время скрывать хищения и по­родившего теневую экономику) является и недостаточная эффек­тивность работы правоохранительных органов в борьбе с хище­ниями. Материально-техническое обеспечение службы ОБЭП и следствия сегодня не отвечает современным требованиям, а имею­щиеся научно-технические достижения используются не в полной мере.

    Работа по выявлению причин и условий, способствующих хи­щениям, начинается с момента первого ознакомления с материа­лами и продолжается до направления дела в суд. А мероприятия по устранению выявленных недостатков, которые способствовали хищениям — после направления дела в суд.

    Профилактическую работу следует планировать и осуществ­лять при производстве следственных и других действий. Так, при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы должны учиты­ваться ее возможности. Эксперт-бухгалтер в пределах своей ком­петенции может помочь выявлению обстоятельств, способствовав­ших совершению хищений, и указать меры по их устранению. Анализ практики расследования уголовных дел о хищениях дает возможность назвать ряд причин и условий, способствовавших хищениям, характерных для данной категории уголовных дел:

    — нарушение периодичности инвентаризации, ревизий и низ­кое их качество;

    — подчиненность ревизорских работников тому ведомству, деятельность которого они контролируют; — ненадлежащая организация учета и хранения материальных ценностей;

    — недостатки в определении норм расхода сырья и материа­лов, а также выпуска готовой продукции;

    —  нарушение нормативных актов и правил бухгалтерского учета;

    —  несоблюдение правил транспортировки материальных цен­ностей;

    —  нарушение принципов подбора и расстановки кадров;

    —  неполнота расследования уголовных дел о хищениях, ког­да не вскрываются глубинные процессы хищений, не выявляются все преступные связи.

    Расследование дел в сфере экономики характерно тем, что у каждой отрасли производства имеются свои секреты, благодаря которым преступники применяют разнообразные приемы и методы совершения и сокрытия хищений.

    Так, при расследовании дела о хищении золота выяснили, что условиям совершения хищения способствовали:

    — неупорядоченность или полная безупречность драгоценных металлов, находящихся в различных видах отходов;

    — умышленное занижение экономии драгоценного сырья (со­крытие излишков).

    Например, при расследовании уголовного дела о хищениях на приемной базе было установлено, что ее работники грубо нару­шали порядок приема скота и положение о ведении кассовых опе­раций: частично бирковали крупный рогатый скот и совсем не бирковали свиней, чем обезличивали скот и избегали контроля за правильностью определения его веса и упитанности; запуты­вали учет, не проставляли номера учетных бирок в квитанциях и гуртовых ведомостях, чем прямо способствовали замене скота, переводе его в низкую категорию по упитанности и весу; не вел­ся также и учет бланков строгой отчетности, которые затем ис­пользовали для выписки бестоварных накладных и т.п.

    Хищению материальных ценностей в строительных организа­циях способствует обычно слабый контроль строительных банков за фактическим исполнением объема работ, а также бесконтроль­ность со стороны заказчиков за соответствием фактически полу­чаемого строительного материала с данными, указанными в то­варно-транспортных накладных.

    Так, при расследовании хищений, допущенных в строительном управлении «Гидромост», было установлено, что неучтенные из­лишки стройматериалов создавались очень простым способом: не­полной отгрузкой щебня, гравия, асфальта заказчикам и после­дующего списания со складов до полной грузоподъемности ав­томобилей. В какой бы отрасли экономики не совершалось хищение од­ной из гарантий выявления причин и условий, способствующих этому, является использование органами расследования специаль­ных познаний в ходе проведения документальных ревизий, бух­галтерских экспертиз, о чем уже говорилось выше.

    Наиболее полные сведения о причинах и условиях, способст­вовавших совершенным хищениям, имеют ревизоры. Для полу­чения от них достоверной и полной информации, целесообразно допрашивать их с участием специалиста-бухгалтера, предварительно сформулировав с ним вопросы профилактического характера.

    Специалист-бухгалтер на основе анализа материалов рассле­дования может помочь следователю выявить и дать объективную оценку причинам и условиям, способствовавшим совершению хи­щений, определить перечень нормативных актов, нарушение ко­торых имело место, выявить какие должностные лица допустили превышение полномочий или бездействие, указать на недостатки в контрольно-ревизионной деятельности.

    Опираясь на познания специалиста, следователь разрабатыва­ет рекомендации по мероприятиям, направленным на предотвра­щение подобных хищений в будущем.

    Результаты работы по выявлению причин и условий, способ­ствовавших совершению хищений, могут быть реализованы в виде представлений руководителям предприятий (учреждений, организа­ций) с изложением конкретных предложений по устранению недо­статков. Большая часть дел может быть доложена в трудовых кол­лективах, выступлениях по радио, телевидению и в печати. Вы­ступления тщательно готовятся, аргументируются логичными, последовательными, доступными для понимания той аудитории фак­тами, для которой предназначены, а предложения об устранении недостатков формируются реальными и целесообразными [9].

    Эффективна подготовка обобщенных представлений и инфор­мации, в которых глубоко вскрыты обстоятельства, порождающие хищения, содержатся рекомендации по их устранению. Важно на­править представления именно тому, кто может и обязан в пол­ной мере реализовать предложения и рекомендации, указанные  в нем.

    Анализ информации, полученной при расследовании конкрет­ных уголовных дел, дает возможность сделать вывод о типичных характеристиках преступной деятельности в соответствующих от­раслях хозяйства с тем, чтобы уметь выявить механизмы образо­вания следов хищения в учетной, нормативной, плановой и дру­гой информации и использовать это при расследовании других уголовных дел, а также в профилактических целях.

              Успешному решению проблем профилактики и расследования хищений на современном этапе способствуют применение авто­матизированных поисковых систем, автоматизированных систем управления, содержащих детализированное представление (в про­странстве и времени), логических процессов в определенной сфе­ре деятельности. На практике даже их разовое применение для обследования интересующего объекта дает возможность выявле­нию хищений и бесхозяйственности. Использование компьютерной техники вызвано потребностью практики, так как дает возмож­ность собирать, обрабатывать и анализировать большие массивы экономической, технической, производственно-хозяйственной и финансовой информации с минимальными затратами времени. Технические средства дают возможность устранить несоответст­вие в потребности информации и обладают возможностью ее бы­строго получения и обработки [10].

    Углубленная демократизация общественной жизни позволяет

    практиковать участие следственных и оперативных работников на встречах с представителями средств массовой информации, обра­щаясь в процессе выступлений к материалам конкретных уголов­ных дел, разъясняя действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, что дает возможность осуществлять пра­вовую пропаганду по вопросам борьбы с хищениями, вызывая ак­тивную социальную реакцию против данного вида преступления.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В ходе анализа основных факторов исключения злоупотребления должностными полномочиями установлено, что предупредительная работа играет одну из ключевых ролей в обеспе­чении жизненно важных интересов страны. Это, в первую очередь, обусловлено потребностью создания развитой и защищенной правовой среды общест­ва, так как именно посредством должностных преступлений сегодня реально осуществля­ются угрозы правовой безопасности в различных сферах деятельности госу­дарства, в том числе, при осуществлении экономических преобразований в стра­не.

    Злоупотребления должностными полномочиями являясь своеобразным системообразующим фактором во всех сферах правовой защиты, активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других составляющих правовой деятельности государства. В то же время они представляет собой самостоятельную сферу правовых нарушений, в которой необходимо обеспечить защиту кадровых ресурсов, систем их формирования и использования.

    Работа над данной темой приводит к мысли, что принципиальной особенностью нынешней ситуации являет­ся объективная необходимость перехода в сфере предупреждения злоупотребления должностными полномочиями от концепции «защиты» к концепции «противоборства». При этом к основным задачам исследуемой проблематики должны, на наш взгляд, быть отнесены: выявле­ние, оценка и прогнозирование злоупотреблений должностными полномочиями; разработка национальной политики обеспечения предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями, мероприятий и механизмов ее реализации; развитие форм, методов и средств предотвращения, парирования, нейтрализации и ликвидации их последствий.

    Изучение литературы показало, что до настоящего времени многим аспек­там предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями должного внимания не уделяется. Вместе с тем люди живут и действуют в конкретной местности, работают в кон­кретной сфере. Обеспечение их жизнедеятельности требует усилий не только на уровне федерального центра, но и на региональном и местном уровнях.

    Полученные результаты исследований позволяют предложить некоторые меры по предупреждению  злоупотреблений должностными полномочиями.

    Так, особое внимание в деятельности федеральных ор­ганов власти сегодня должно быть уделено разработке нормативной базы и при­нятию соответствующих правовых законов. Кроме того, требуется формирование новой концепции защиты государ­ственных и военных должностных лиц, в основу которой должны быть положены новые подходы к защите персонала от должностных правонарушений.

    Таким образом, реализация упомянутых выше мер в деятельности федеральных и региональных органов власти позволит РФ в новом тысячелетии организовать действительно эффективное управление всеми сторо­нами жизни общества, решить целый ряд первоочередных задач предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями.
















    Список используемой литературы

    1.  Конституция РФ. – М., 1993.

    2.  Уголовный Кодекс РФ. – М., 2001.

    3.  Гаухман Л.Д. Уголовное право. - М., 1999.

    4.  Деревягин Ю.Т., Гаритовская Э.В., Толубекова Б.X.  Участие специалиста-бухгалтера впроведении следственных и непроцессуальных действий по делам о хищениях социалистического имущества. М.,  1985.

    5.  Здравомыслов Б.В. Уголовное право РФ. - М., 1996 .

    6.  Игнатьев А.А. Уголовный кодекс. Постатейный комментарий. - М, 1997.

    7.  Козаченко И.Я., Новоселова З.А. Уголовное право. Особенная часть. - М. 1998.

    8.  Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право. М., 1996.

    9.  Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., - 1984.

    10.  Наумов А.В. Комментарий к УК РФ. - М., 1996 .

    11.  Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к УК РФ. - М., 1999.

    12.  Черданцев а. Ф. Толкование советского права м.: Юридическая литература, 1979. 

    13.  Швец Н. Я., Цымбалюк В. И. и др. Автоматизированные информа­ционные системы выявления и предупреждения  хищений в отраслях народ­ного хозяйства. Киев, 1988.




    [1]  См. Закон о собственности в РФ.



    [2] Методика расследования хищений социалистического имущества. В.Г. Танасевич. –М., 1979.

    [3] Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений. //Криминалистика. - М., 1990. С. 327.


     

    [4]   Поздняков Ф.П. Расследование хищений в системе торговли. - Вол­гоград, 1979.




    [5] Ст. 201.УК РФ.




     


    [6] ст. 202 УК РФ.

    [7] Часть 2 ст. 202 УК.РФ.


     



    [8] ст. 203 УК.РФ.

    [9] Деревягин Ю.Т., Гаритовская Э.В., Толубекова Б.X.  Участие специалиста-бухгалтера впроведении следственных и непроцессуальных действий по делам о хищениях социалистического имущества. М.,  1985.

    [10] Швец Н. Я., Цымбалюк В. И. и др. Автоматизированные информа­ционные системы выявления и предупреждения  хищений в отраслях народ­ного хозяйства. Киев, 1988. С. 26—36.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблема хищений государственного и общественного имущества ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.