Программа
обучения курса «Психология группы»
Цель: Ознакомление с теорией и практикой
групповой психокоррекционной работы
Задачи:
- Дать оценку
общественной значимости, совместной деятельности группы людей.
- Определить, по какому
критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода
объединений, которые возникают в человеческом обществе.
- Ознакомить с методами
психокоррекционной работы.
Категория слушателей - педагоги-психологи, социальные
педагоги
Объем часов - более 72 аудиторных часов
Учебные вопросы:
1. Теоретические занятия
(форма – лекция).
- История вопроса
- Репрессивно-инспирационный метод - первая попытка применения
групповых методов.
- Психология групп.
- Функционирование малых
социальных групп (Курт Левин)
- Группы: их виды,
размеры, структура.
- Целесообразность
исследования групп
- Параметры группы:
композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы,
групповые ценности, нормы, система санкций.
- Структура больших
групп: социальные классы; различные этнические группы; профессиональные
группы; возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,
молодежь, женщины, пожилые люди и др.)
- Развитие группы.
- Общие качества группы:
интегративность - отсутствие интегративности; референтность; лидерство
- Интрагрупповая активность (мера
активизации группой составляющих ее личностей); интергрупповая активность
(степень влияния данной группы на другие группы).
- Направленность группы,
организованность, эмоциональность, интеллектуальная коммуникативность, волевая
коммуникативность.
- Социальная коллективность.
- Отношения между индивидом и
группой.
- Иерархия реальных
контактных групп: диффузная группа; ассоциация; корпорация; коллектив (бригада,
экипаж, расчет).
- Влияние группы разного
уровня на развитие, поведение личности в группах: положительное в личности и
межличностных отношениях; отрицательное в личности и межличностных отношениях;
поворот отношений в любую сторону; отношения.
- Системы факторов,
участвующие в регуляции эффективности коллективистской деятельности:
внегрупповые (физические и социальные); внутригрупповые (нормы, межличностные
отношения); неличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим
параметрам); внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов
группы, их состояние, исходные мнения, оценки)
- Общественная
значимость, как связующий фактор совместной деятельности группы людей.
- История развития и
становления методов психологической коррекции
- Пионеры в области психокоррекции (Жозеф Жюль, Джозеф Пратт идр.)
- Теория и практика психоанализа (групповой анализ Трайджента
Барроу: психокоррекционные группы Сэмюэля Слэвсона и Александра Вольфа; Якоб
Морено и его метод психодрамы; Карл Роджерс и его гуманистическое направление
в психотерапии).
- Групповая
терапия как "ситуация социального воздействия" (Келман).
- Теория групповой
психокоррекции.
- Групповая динамика:
цели, роли, нормы и правила, сплоченность, напряжение, фазы развития группы.
- Терапевтические факторы.
- Техники начальной,
переходной, рабочей и заключительной стадий
- Техники начальной
стадии: знакомство, ритуалы начала и конца занятия, упражнения на доверие,
фокусирование участников, техники самооценки участников, ведущего, техники
работы с начальным сопротивлением.
- Техники переходной
стадии: способы работы с «защитами», с «трудными» клиентами, с конфликтом.
Исследование распространенных страхов и сопротивления.
- Техники
терапевтического взаимодействия.
-
Репрессивно-инспирационный метод - первая попытка применения групповых методов
лечения. Работа с
выпадами в адрес ведущих.
- Техники рабочей стадии: основные темы и
особенности работы с ними, сновидения и правила работы со сновидениями в
группе. Техники ведения группы.
- Техники завершения
группы: ритуалы, упражнения, основные темы, техники оценки группы.
- Техники ведения группы:
работа в подгруппах. Высказывания по кругу. Обсуждение. Техника присоединения.
Сопереживание. Активное слушание и невербальные способы управления дискуссией.
Вопросы. Приемы прерывания. Включение в работу. Управление вниманием.
Различение мыслей, чувств и поведения.
- Группы телесной терапии (учение Вильгельма Райха)
- Группы тренинга умений
- Групповая
динамика (взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей
социального поведения людей)
- Основные
психотерапевтические факторы, свойственные большинству групп: сплоченность,
внушение надежды, универсализация, альтруизм, предоставление информации,
множественный перенос.
- включение
индивидов в группу, осуществление контроля в ней и формировании привязанности
между членами группы (ситуация социального влияния, податливость,
отождествление и присвоение.
2. Занятия
методом рассказ-беседа
-
Межличностное обучение, развитие навыков общения, подражательное поведение,
катарсис.
- Вопросы
этики.
-
Внутригрупповая этика (сознательное согласие на нее участников, свобода выбора
и защищенность от психических и физических травм, свободы выбора на протяжении
всего курса занятий в группе.
- Принятие
адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических
травм, соблюдение строгой конфиденциальности, ограничения группового опыта и
психологический риск.
- Руководитель группы.
Место, роль и функции руководителя. Этические принципы работы руководителя
группы. Требования к его личностным качествам. Стили руководства группой.
Супервизорство.
-
Структурированность - неструктурированность, центрированность на руководителе,
центрированность на участниках, сосредоточенность на рациональном либо на
аффективном аспекте групповых процессов.
- Роли, нормы, роль руководителя, авторитарный, демократичный и попустительский.
- Роли руководителя в
группе (эксперт, катализатор, аранжировщик и образцовый участник.
- Психология межгрупповых
отношений.
- Основные теоретические подходы к исследованию
межгрупповых отношений.
- Этноцентризм,
внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация
- Социальная
категоризация, социальная идентификация, Социальное сравнение
- Процессы
межгрупповой дифференциации и интеграции
- Факторы
детерминации межгрупповых отношений
3. Семинары:
Семинар 1. «Современная теория
психологических игр»
1. Виды коммуникаций.
2. Трансакции.
2.1. Типы трансакций
2.2. Трансакции с двойным дном
2.3. Правила коммуникации
3. Поглаживания. Определение поглаживаний.
3.1. Значение поглаживаний в развитии ребёнка и взрослой жизни
3.2. Типы поглаживаний
4. Шесть способов структурирования времени.
5. Психологические игры.
5.1. Определение игр
5.2. Причины использования игр
5.3. Преимущества игр
5.4. Примеры игр
5.5. Способы анализа игр
5.5.1. Трансактная диаграмма
5.5.2. Формула игры Эрика Берна
5.5.3. Драматический треугольник Стивена Карпмана
6. Определение рэкетов и торговых марок.
7. Взаимосвязь рэкетов с трансакциями, играми и сценарием.
Семинар 2 «Основы современного
трансактного анализа»:
1. Основы Трансактного анализа (ТА).
1.1. Ключевые идеи ТА
1.2. Области применения ТА
1.3. Философия метода
1.4. Основные концепции ТА
1.5. История создания теории ТА
1.6. Три школы ТА
1.7. Преимущества ТА
2. Основные концепции ТА.
2.1. Теория эго-состояний.
Структурный анализ
2.2. Структурная патология
2.3. Трансакции. Трансактный анализ
2.4. Поглаживания
2.5. Структурирование времени. Теория
психологических игр
2.6. Жизненный сценарий. Типы
сценарных процессов
3. Современный трансактный анализ.
Основные теории.
3.1. Теория сценарных посланий М.
Гулдинг, Р. Гулдинг (Goulding R. & Goulding M.)
3.2. Теория тупиков М. Гулдинг, Р.
Гулдинг (Goulding R. & Goulding M.)
3.3. Теория драйверов Таиби Кейлера
(Kahler T.)
3.4. Теория катексиса Шифф (Schiff A.
& Shiff J.). Теория пассивного поведения. Теория игнорирования
3.5. Рэкет и марки. Теория рэкета.
Система рэкета Эрскина и Зальцман (Erskine R., Zalcman M.)
Семинар 3 «Современная теория
сценария жизни людей»
1. Определение сценария жизни (СЖ).
2. Современный взгляд на процесс формирования СЖ. В каком возрасте
формируется СЖ. Что такое родительское программирование.
3. Жизненные позиции.
3.1. Определение жизненных позиций
3.2. Четыре жизненные позиции
3.3. Взаимосвязь жизненных позиций с играми и сценарием
4. Сценарные предписания, контрпредписания, ранние решения. Процесс
развития СЖ.
5. Сценарная матрица и ее составляющие.
6. Типы сценарных процессов.
7. Как проживается СЖ во взрослой жизни. Осознавание сценария.
7.1. Сценарий длинною в жизнь
7.2. Минисценарий. Понятие об условной О’Кейности
8. Как изменить СЖ.
8.1. Автономность
8.2. Осознавание
8.3. Спонтанность
8.4. Способность к интимности
Семинар 4 «Современная теория
эго-состояний. Практическое применение теории эго-состояний»
1. Определение эго-состояний.
2. Диагностика эго-состояний.
2.1. Поведенческий диагноз.
2.2. Социальный диагноз.
2.3. Исторический диагноз.
2.4. Феноменологический диагноз.
3. Модели эго-состояний.
3.1. Структурная модель второго
порядка.
3.2. Структурная модель третьего
порядка.
3.3. Функциональная модель
эго-состояний.
4. Распознавание эго-состояний на
практике.
5. Патология эго-состояний.
5.1. Контаминации.
5.2. Исключения.
6. Эго-состояния и транзакции.
6.1. Распознавание эго-состояний в
разных видах транзакций.
6.2. Эго-состояния и скрытые
транзакции.
6.3. Подстройка к собеседнику.
7. Эго-состояния и психологические
игры.
8. Эго-состояния и сценарий жизни.
8.1. Эго-состояния и формирование
сценария жизни.
8.2. Эго-состояния и проживание
сценария жизни.
8.2.1. Эго-состояния и
контрприказания.
8.2.2. Эго-состояния и драйверы
(Kahler T.).
4. Зачет
Вопросы зачета соответствуют названиям учебных вопросов
Литература
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых
отношений. М.: Изд-вo МГУ, 1983, 144с.
2. Агеев B.C. Межгрупповое
взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.: Изд-во МГУ, 1990. 240с.
3. Андрущак И. Б. Этноцентризм как
социально-психологический феномен и ситуации социоэтнических изменений. Дисс.
... канд. психол.н. М., 1998.
4. Журавлев АЛ., Позняков В. П.
Диагностика межгрупповых отношений и условиях изменения форм собственности. //
Психол. журн. 1992. Т. 13. № 54. С. 24-32.
5. Ключникова Л. В. Взаимосвязь
социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия.
Дисс. ...канд. психол. наук. М., 2001.
6. Киоева Г.У. Опыт эмпирического
исследования этнических стереотипов. // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 2. С.
41-50.
7. Лебедева Н.М, Социальная психология
этнических миграций. М.: Изд-во ИЭАРАН, 1993. 329с.
8. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора:
социально-психологический анализ. М., 1995.
9. Левкович В.П., Андрущак И.Б.
Этноцентризм как социально-психологический феномен. // Психол. журн., 1995. Т.
16. № 2, С. 70-81,
10. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы
детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии. Дисс. ...канд.
психол. наук. Курск, 1991.
11. Позняков В.П. Социально-психологические отношения в
трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности. // Совместная
деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН, 1992. С. 140-165.
12. Позняков В.П. Межгрупповая дифференциация в сельских
общностях в условиях изменения форм собственности. // Психол. журн. 1998 Т. 18.
№5.
13. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов
экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2000.
14. Поршнев Б.Ф. Социальная психология м история. 2-е изд.
— М.: Наука, 1979. 232с.
15. Психология совместной деятельности малых групп и
организаций. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Институт психологии
РАН, 2001.
16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.
М., 1998.
17. Стефаненко Т.Г Атрибутивные процессы в межгрупповых
отношениях. Дисс. ... канд.психол.наук, М., 1989, 187 с.
18. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 1999.
19. Сушков И. Р. Совместная деятельность групп в
организации. //Совместная деятельность: методология, теория, практика. /
Отв.ред. А.Л.Журавлев, П.Н.Шихирев, Е.В.Шорохова. М: Наука. I988. C.76-87.
20. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я».
М., 1925. 98 с.
21.
Allport, G. The historical
background of modern social psychology. In G.Lindzey & E.Aronson (Eds.),
Handbook of social psychology (Vol. 1, 2nd ed.). Reading, Mass.:
Addison-Wesley, 1968.
22.
Appley, D.G. & Winder,
A.E. T-groups and therapy groups in a changing society. San Francisco:
Jossey-Bass, 1973.
23.
Bach, G. Intensive group
psychotherapy. New York: Ronald Press, 1954.
24.
Bates, R.F. Interaction
process analysis: A method for the study of small groups. Reading, Mass.:
Addison-Wesley, 1960.
25.
Bates, R.F. Personality and
interpersonal behavior. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970.
26.
Bates, R.F. & Slater, P.
Role differentiation in small decision-making groups. In T. Parsons et al.
(Eds.), Family socialization and interaction process. Glencoe, Ill.: Free
Press, 1955.
27.
Barrett-Lennard, G.T.
Process effects and structure in intensive groups: A theoretical-descriptive
analysis. In C.L.Cooper (Ed.), Theories of group process. London: John Wiley,
1975.
28.
Bednar, R.L., Melnick, J.
& Kaul, T.J. Risk, responsibility and structure: A conceptual framework for
initiating group counseling and psychotherapy. Journal of Counseling
Psychology, 1974, 21, 31-37.
29.
Benne, K.D. & Sheats, P.
Functional roles of group members. Journal of Social Issues, 1948, 4, 41-60.
30.
Bennis, W.G. & Shepard,
H. A theory of group development. In Gibbard, G.S., Hartman, J.J. & Mann,
R.D. (Eds.), Analysis of groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1974
31.
Berzon, B. & Solomon, L.
The self-directed therapeutic group: Three studies. Journal of Counseling
Psychology, 1966, 12, 491-497.
32.
Bogdanoff, M. & Elbaum,
P.L. Role lock: Dealing with monopolizers, mistrusters, isolates, helpful
Hannahs, and other assorted characters in group psychotherapy. International
Journal of Group Psychotherapy, 1978, 28, 247-261.
33.
Cohen, A.M. & Smith,
R.D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. La Jolla,
Calif.: University Associates, 1976.
34.
Corsini, R. (Ed.), Current
psychotherapies. Itasca, Ill.: F.E.Peacock, 1973.
35.
Corsini, R.J. Historic
background of group psychotherapy: A critique. Group Psychotherapy, 1955, 8,
219-225.
36.
Crosbie, P.V. (Ed.),
Interaction in small groups. New York: Macmillan, 1975.
37.
Dreikers, R. Early
experiments with group psychotherapy. American Journal of Psychotherapy, 1959,
13, 882-891.
38.
Fiebert, M.S. Sensitivity
training: An analysis of trainer intervention and group process. Psychological
Reports, 1968, 22, 829-838.
39.
Foulkes, S.H. Group analytic
psychotherapy. London: Gordon & Breach, 1975.
40.
Foulkes, S.H. & Anthony,
E.J. Group psychotherapy. London: Penguin, 1957.
41.
Getter, J.J. Concerning the
size of therapy groups. International Journal of Group Psychotherapy, 1951, 1,
118-120.
42.
Gibb, J. Defensive
communication. Journal of Communication, 1961, 11, 141-148.
43.
Goldstein, A.P., Heller, K.
& Sechrest, L.B. Psychotherapy and the psychology of behavior change. New
York: Wiley, 1966.
44.
Greening, T.C. & Coffey,
H. Working with an "Impersonal" T-group. Journal of Applied
Behavioral Science, 1966, 2, 401-411.
45.
Grunebaum, H. A soft-hearted
review of hard-nosed research on groups. International Journal of Group
Psychotherapy, 1975, 25, 185-198.
46.
Hare, A.P. Handbook of small
group research (2nd ed.). New York: Free Press, 1976.
47.
Homans, G.C. The human
group. New York: Harcourt, 1950.
48.
Janis, I.L. Victims of
groupthink. Boston: Houghton Mifflin, 1972.
49.
Johnson, D. & Johnson,
F. Joining together: Group theory and group skills. New York: Prentice-Hall,
1975.
50.
Kellerman, H. Group
psychotherapy and personality. New York: Grune & Stratton, 1979.
51.
Kelman, H.C. The role of the
group in the induction of therapeutic change. International Journal of Group
Psychotherapy, 1963, 13, 399-432.
52.
Lakin, M. Interpersonal
encounter: Theory and practice in sensitivity training. New York: McGraw-Hill,
1972.
53.
Lakin, M. & Costanzo, P.
The leader and the experiential groups. In C.L.Cooper (Ed), Theories of group
process. London: John Wiley, 1975.
54.
Leary, T. Interpersonal
diagnosis of personality. New York: Ronald Press, 1957.
55.
Leopold, H. Selection of
patients for group psychotherapy. American Journal of Psychotherapy, 1957, 11,
634-637.
56.
Levine, B. Group
psychotherapy: Practice and development. New York: Prentice-Hall, 1979.
57.
Lewin, K. Group decisions
and social change. In T.M.Newcomb & E.L.Hartley (Eds.), Readings in social
psychology. New York: Henry Holt, 1947.
58.
Lewin, K., Lippitt, R. &
White, R.K. Patterns of aggressive behavior in an experimentally created social
climate. Journal of Social Psychology, 1939, 10, 271-299.
59.
Lieberman, M.A., Yalom. I.D.
& Miles, M. Encounter groups: First facts. New York: Basic Books, 1973.
60.
McGregor, D. The human side
of enterprise. New York: McGraw-Hill, 1960.
61.
Mullan, H. & Rosenbaum,
M. Group psychotherapy. New York: Free Press, 1962.
62.
Newcomb, Т., Turner, R. &
Converse, P. Social psychology. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1965.
63.
Nixon, H.L., II. The small
group. New York: Prentice-Hall, 1979.
64.
Parloff, M.B. Group therapy
and the small-group field: An encounter. International Journal of Group
Psychotherapy, 1970, 20, 267-304.
65.
Philips, G.M. &
Erickson, E.C. Interpersonal dynamics in the small group. New York: Random
House, 1970.
66.
Rosenbaum, L. &
Rosenbaum, W. Morale and productivity consequences of group leadership style,
stress, and type of task. Journal of Applied Psychology, 1971, 55, 343-348.
67.
Rosenbaum, M. & Berger,
M. (Eds.), Group psychotherapy and group function. New York: Basic Books, 1975.
68.
Schutz, W.C. FIRO: A three-dimensional
theory of interpersonal behavior. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1958.
69.
Shaffer, J.B.P. &
Galinsky, M.D. Models of group therapy and sensitivity training. New York: Prentice-Hall,
1974.
70.
Shapiro, J.L. Methods of
group psychotherapy and encounter. Itasca, Ill.: F.E.Peacock, 1978.
71.
Shaw, M.E. Group dynamics.
New York: McGraw-Hill, 1976.
72.
Shaw, M.E. & Blum, J.
Effects of leadership style upon group performance as a function of task
structure. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3, 238-241.
73.
Sherif, M. & Sherif,
C.W. Groups in harmony and tension: An introduction to studies on intergroup
relations. New York: Harper & Row, 1953.
74.
Sherif, M. & Sherif,
C.W. Exploration into conformity and deviation of adolescents. New York: Harper
& Row, 1964.
75.
Slavson, S. Personality
qualifications of a group psychotherapist. International Journal of Group
Psychotherapy, 1962, 12, 411-420.
76.
Stock, D. & Thelen, H.A.
Emotional dynamics and group culture. New York: New York University Press,
1958.
77.
Triplett, N. The dynamogenic
factors in pacemaking and competition. American Journal of Psychology, 1897, 9,
507-533.
78. Trotzer, J. The counselor and the group. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1977.
79.
Tuckman, B. Developmental
sequence in small groups. Psychological Bulletin, 1965, 63, 384-399.
80.
Verba, S. Small groups and
political behavior: A study of leadership. Princeton, N.J.: Princeton
University Press, 1972.
81.
Whitaker, C. & Malone,
T.P. The roots of psychotherapy. New York: Blakiston, 1953.
82.
Whitaker, D.S. &
Lieberman, M.A. Psychotherapy through the group process. New York: Atherton,
1964.
83.
Yalom, I.D. A study of group
therapy dropouts. Archives of General Psychiatry, 1966, 14, 393-414.
84.
Yalom, I.D. Theory and
practice of group psychotherapy (2nd ed.). New York: Basic Books, 1975.
85. Yalom, I.D., Houts, P.S., Zimerberg, S.M. & Rand, К.Н. Prediction of improvement
in group therapy. Archives of General
Psychiatry, 1967, 17, 159-168.