Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Развитие творческого коллектива социокультурной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Развитие творческого коллектива социокультурной организации
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                                СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………………3
    Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива………………..5
    1.1. Сущностные и специфические признаки творчества

            в культурно-досуговых учреждениях……………………………….………….5
    1.2. Творческие способности участников творчества и техноло­гия их развития…8
    1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем………………...………16
    Глава 2. Проект развития творческого коллектива

                   (на примере студенческого клуба)…………………………………….…....22
    2.1. Анализ деятельности студенческого клуба………………………………..…..22
    2.2. Проект реформы студенческого клуба……………………………………..….28
    2.3. Ожидаемые результаты………………………………………………………….39
    Заключение…………………………………………………………………………..41
    Литература…………………………………………………………………………...43

                                                           Введение

    Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.

    Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повсе­дневному способу действия, потребность в мотивационной среде личности, в ос­нове которой заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к самораз­витию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению проблем в социально-культурной сфере. На наш взгляд, выбранная нами тема является важной и потому, что в совре­менном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию. Зачастую в этом ему помогают студенческие проекты, которые орга­низовываются специальными центрами при ВУЗах. Поэтому считаю важным рассмотреть особенности деятельности студенческого клуба  при НГУ, как примера одного из творческих коллективов.

    Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы, в русле гуманистической позиции в период перехода к новому состоянию общества, изменяя внутренний мир, что ак­туализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изу­чения данной проблемы.

    Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопре­деления молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уяз­вимой категорией.

    Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образо­вание, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологичес-кими фак­торами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудо­устройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного вы­бора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.

    Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая непод­готовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей.

    Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение раз­рыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетво­рения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он не­достаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают пробле­матичным поиск подходящей работы.

    Имеют также место противоречия между: потребностями в создании определенных педагогических условий адапта­ции к профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованно­стью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования, как недостаточно формирующей направленность студентов на бу­дущую профессиональную деятельность; сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых, нетрадиционных подходов, на­правленных на формирование профессиональной мобильности и способов адап­тации в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума.

    Все вышесказанное определило проблему исследования, которая состоит в противоречии между необходимостью развивать творческие способно­сти, как условие профессиональной адаптации в социально-культурной сфере и в недостаточной разработке этой проблемы на методическом уровне деятельности вузов.

    Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.

    В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче­ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

    Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива

                                         1.1. Сущностные и специфические признаки творчества

           в культурно-досуговых учреждениях

    Как указывается в литературе, свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность. Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности. Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность[1].

    Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности.  Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей детеримнируется следующими аспектами[2].

    1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

    2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

    3. КДУ ведет пропаганду творчества в широком смысле слова.

    В качестве сущностных признаков творчества в культурно-досуговых учреждениях в литературе называются следующие.

    1. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

    2. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.

    3. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу[3].

    Среди мотивов участия в самодеятельном творчестве выделяют[4]:

    1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

    2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

    3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).

    4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

    5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

    6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.[5]

    К стимулам участия в самодеятельном творчестве относят[6]:

    1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями.

    2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения).

    3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, фестивалях.

    4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т.д.

    5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д.

    6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова – премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т.п.

    IV. Творчество в культурно-досуговых учреждениях протекает в сфере свободного времени.

    В свободное время включаются затраты на следующие занятия:

    - учеба и повышение кадров;

    - общественная работа;

    - творческие и любительские занятия;

    - пользование средствами массовой информации;

    - посещение учреждений культуры и зрелищ;

    - общение;

    - занятия физкультурой и спортом;

    - пассивный отдых и другие виды занятий.

    Сущность творчества в культурно-досуговых учреждениях проявляется в следующем[7].

    Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость». Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс. Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна.

    Таким образом, творчество в культурно-досуговых учреждениях – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время.


    1.2. Творческие способности участников творчества

    и технология их развития

    Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и мно­гогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, на­выками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определя­ется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, осо­бенно – в контексте социально- культурной сферы.

    Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

    Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-куль­турной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека куль­туры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого.

    Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая мето­дология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гума­нитаризации образования[8].

    Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.

    Для того чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, кол­лектив и сам будущий специалист должны понимать, что его креативные способ­ности нуждаются в дальнейшем, после институтском развитии, что специалист, вышедший из вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной про­фессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, твор­ческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию. На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональ­ной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, в специальных студенческих центрах, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.

    В настоящее время в вузах одной из основных задач подготовки специали­стов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой на­правленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных за­дач (ТРИЗ), уметь поставить проблему найти способ ее решения, являющийся но­вым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в вузе творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Навыки такого мышления дают занятия логикой, например математикой (в первую очередь – геометрией). К сожалению, нестандартные задачи, требующие не заучивания формул, а размышлений, видения задачи в целом, анализа ситуа­ции, понимания, что дано и что требуется, практически исключены из российской системы образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на тесты, характерное для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с требованиями к формированию творческих способностей, творческих интере­сов. Творчество всегда подразумевает собственный критический подход и собст­венное критическое осмысление наблюдаемых явлений, а также любой информа­ции, в том числе – информации учебной.

    Э. Карпенко[9] отмечает, что причина невысокого уровня развития творче­ского мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того - порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педаго­гических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человече­ские потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель - самовыражение, раскрытие по­тенциальных возможностей и творческих способностей личности.

    Главной ценностью образования, особенно высшего, должно стать форми­рование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни. Традиционный путь обучения малоэффективен, т. к. применяет для передачи со­циального опыта информационно-алгоритмические методы преподавания и тре­бует репродуктивного воспроизведения. Для определения направлений построе­ния процесса обучения, ставящего своей целью активизацию и развитие творче­ского мышления студентов, необходимо выделить основные принципы построе­ния учебного процесса.

    Среди теоретических подходов организации образования студентов как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу. Он предполагает использование активных форм и ме­тодов обучения (личностно ориентированных или развивающих технологий, ис­следовательских, проектно-конструкторских, игровых методов, индивидуальных, групповых форм обучения), которые призваны «выращивать» в личности творче­ские способности и потребности в творчестве, ориентировать ее на самоопределе­ние и самоактуализацию.

    Активизации творческого мышление личности, значительно способствуют и эвристические методы и принципы, позволяющие повысить степень мотивации и эмоциональности студентов, активности и самостоятельности их как субъектов педагогического процесса: «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, ме­тод аналогий, метод инверсии, перехода на другой уровень решения задачи, метод графического или схематического представления, метод синектики и др.

    Как один из важных факторов развития креативности студентов психологи называют мотивацию. То есть необходимо предоставлять возможность самостоя­тельно и оригинально подходить к решению проблемы, позитивно оценивать по­пытку найти к этой проблеме новый подход. Исторический опыт показывает, что нередко успешность подхода к решению сложной проблемы оп­ределяется готов­ностью применить аппарат, обычно используемый в других нау­ках или других предметных областях. В частности, для социально-культурной сферы продуктив­ным может оказаться аппарат эксперимента, моделирования (в том числе – мате­матического), формальной логики. Он вовсе не отрицает чисто эмоциональных и нередко иррациональных подходов, характерных для сферы культуры, но углуб­ляет и дополняет их.

    Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет сту­дентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в само­стоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии – практическая работа, т.к. главный инструмент этого вос­питания – творческое действие. Процесс творчества сложен и индивидуален. Прежде всего, необходимо научиться воспринимать действительность эмоцио­нально, чувствовать красоту окружающих предметов, явление природы и т.д. За­ранее предусмотреть результат своего труда, своего творчества, т.е. увидеть то, чего пока нет – значит представить и вообразить. Представление является наибо­лее существенным элементом воображения. Творческое воображение практически безгранично. Для развития творчества полезно в различные курсы вводить прак­тические задания и упражнения на совершенствование мыслительной деятельно­сти и сознания. Высокий уровень развития тесно связан с умением концентриро­ваться и переключать внимание на различные потоки информации. Недостатки в управлении вниманием отрицательно влияют на процесс мышления. Многие уче­ные и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением дли­тельное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего соз­нания, нашего мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость[10].

    Творческая самореализация как процесс реализации индивидуумом творче­ского начала, позволяющий в кратчайшие сроки на этапе адаптации создать что-то новое и тем самым обеспечить себе скорейший карьерный рост, становится пред­метом философских, психолого-педагогических, акмеологических исследований и в качестве объекта исследования избираются взрослые люди в их самодвижении к вершинам профессионализма. Необходимо отметить, что рассмотрение процесса адаптации личности к профессиональной деятельности через призму творческой самореализации недостаточно изучено.

    Вместе с тем будущий специалист на этапе вхождения в профессиональную среду сталкивается с целым рядом противоречий:

    - между потребностью функционирующего производства в творческой про­фессионально самореализующейся личности и доминированием в стандартизации процесса профессиональной подготовки;

    - между индивидуальностью будущего специалиста и профессиональной системой, в которой недостаточное внимание уделяется его личности.

    - между стремлением человека к творческой активности и отсутствием у бу­дущего специалиста операциональных возможностей осуществления этого про­цесса;

    - между комплексом реальных качеств личности (его способностями, ода­ренностью, мотивацией достижения и др.) и требованиями конкретной профес­сиональной деятельности.

    Основная проблема заключается в том, что изучение творчества, а тем более становление творческих качеств является процессом субъективным и достаточно углубленным. Традиционная система обучения не всегда способна развить твор­ческое мышление, поскольку основана на запоминании информации и накоплении фактов. Поэтому считается необходимым ввести в процесс обучения специальные курсы, а также задания, позволяющие развивать творческое мышление и исполь­зовать в дальнейшем творческие способности не только в учебной и профессио­нальной деятельности, но и в жизни.

    Творческий процесс представляет собой особую форму качественного пере­хода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.

    В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности, Е.П. Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способно­стей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов. Так, например, при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладе­нии новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

    С.Л. Рубинштейн считал, что для открытий необходима, прежде всего, ра­бота ума, а интуиция – не источник, а просто бросающаяся в глаза критическая точка, отделяющая решенную задачу от нерешенной. Творческая деятельность ученого – это творческий труд.

    Б.А. Теплов указывал на то, что способности, которые создаются в деятель­ности, в том числе, творческие способности, не являются врожденными (в отли­чие от анатомо-физиологических), движущей силой их развития является борьба противоположностей. Успешность же выполнения деятельности обусловливается определенным сочетанием способностей.

    И.В. Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мне­нием П.К. Энгельмейра и М.А. Блоха: вдохновение (деятельность воображения, возникновение идеи); логическая обработка идеи; выполнение творческого замысла. Помимо этого, автор выделил следующие характеристики научного творчества: сосредоточенность внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и получение выводов.

    Я.А. Пономарев в своих работах указал принципиальное отличие человече­ского мышления от мышления «машинного» и подчеркнул, что для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме».

    Д.Б. Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности лично­сти» как определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности. Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, незави­симо от рода деятельности[11].

    Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал че­ловека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыраже­ния, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мыш­ления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве[12].

    Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способст­вующих развитию творческого мышления:

    − ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

    − создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

    − стимулирование ответственности и независимости;

    − акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобще­ниях.

    При формировании творческого потенциала личности наиболее успешны те педагоги, которые делают акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший – на запоминании.

    Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

    Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культур­ной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что пред­полагает воспитание его профессионала, становление личности, обладающей зна­ниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессио­нальной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традици­онными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потен­циала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, кон­цертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптиро­ваться в тех или иных условиях,сраскрыть свои скрытые ресурсы.

                   1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем


    В результате анализа проблемы креативности, проведенного в предыдущих параграфах, мы фактически подошли к некоторым приемам или принципам твор­ческого разрешения проблем, которые уже опробованы в различных областях дея­тельности. Для тех, кто считает, что «приемы» и «творчество» объективно несо­вместимы, необходимо отметить, что по мере выявления некоторых закономерно­стей в поиске оптимального решения в противоречивых условиях, действительно «планка истинного творчества» поднимается, но взятая ступень (или вершина) при этом не становится мифом: эту территорию можно осваивать, приглядываясь к другим высотам.

    Идеальная модель. Этот прием впервые разработан в теории изобретатель­ства Г.С. Альтшуллером[13]. Изобретатель стремится придумать устройство для реали­зации новых функций и идеальным решением задачи является такое: нового объекта (устройства) нет, а функции выполняются.

    В качестве простейшего примера можно привести задачу поддержания ост­роты лемеха плуга, который затупляется в процессе вспашки. Было предложено несколько приспособлений для затачивания, а идеальное решение - это самоза­тачивающийся плуг, лемех которого состоит из трех слоев; внешние (мягкие) слои разрушаются в процессе работы быстрее, чем внутренний (твердый), и острота сохраняется автоматически. Другим примером идеальной модели является подбор трав для коровы, при котором обеспечивается требуемое качество молока. Изо­бретатели предложили вместо некоторого смесительного устройства для скошен­ной травы оптимальный подбор семян при высеивании трав: и задача качества молока решается сама по себе. Как применить принцип идеальной модели в ме­неджменте?

    Как уже отмечалось, контроль (в более общем плане - наблюдаемость) в экономике имеет особое значение, при этом важно обеспечить высокую эффек­тивность контроля при ограниченной стоимости. Известный менеджер Ли Якокка решал проблему качества продукции, доверяя самим рабочим отвечать за каче­ство. Это означает, что он совместил систему производства и качества - и факти­чески использовал принцип идеальной модели: органа контроля нет, а функции выполняются.

    Для России остается актуальным контроль руководителей на предмет зло­употреблений. Н.В. Гоголь считал, что…«приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в его воровстве, значит сделать двух воров наместо одного». Выход великий писатель видел в положительном примере руководителя: «Нужно развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напи­рать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то чтобы держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона, чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом - чтобы он был введен в значе­нье высшей должности». Таким образом, порочный круг «злоупотребления - чи­новничий контроль - новые злоупотребления» Н.В. Гоголь призывал разорвать с помощью идеальной системы управления, в которой функции контроля выполня­ются без контролеров. Это и есть принцип идеальной модели.

    Как известно, в застойное время предпринималось много попыток обеспе­чить качество продукции за счет дополнительного контроля (государственный контроль, знаки качества, социалистическое соревнование, управляемое тем же чиновником), но эффекта большого не было и быть не могло. Постепенно прихо­дило понимание того, что функцию идеального контролера качества может вы­полнить только совершенный (идеальный) рынок.

    Переход в надсистему. Известному изобретателю М. Шарапову поручили найти средство для предотвращения износа трубы, по которой транспортирова­лись кислотосодержащие отходы производства. Кислота проедала самые толстые трубы; покрытия не спасали положения. Что сделал Шарапов? Он изучил всю технологическую систему и обнаружил рядом другую трубу, по которой сбрасы­вались щелочные отходы. Эта труба обрастала коркой, и ее приходилось регу­лярно очищать. Шарапов соединил трубы перекрестно: по каждой трубе одну не­делю шла щелочь, другую неделю - кислота; в итоге происходило самоочищение труб. Творчество изобретателя проявилось в том, что он «поднялся над отдельной трубой», вошел в надсистему, применил системный подход. Это уже не отдельное решение, а принцип, который дает эффект и в других областях, в том числе и в экономике[14].

    Можно говорить о том, что именно таким принципом руководствовался Л. Эрхард, решая вопросы социальной защиты населения Германии. Эрхард считал парадоксом вначале вводить рыночную экономику, а потом создавать систему со­циальной защиты. По Эрхарду, социальная защита должна обеспечиваться соци­альной направленностью самой экономики. «Необходимы не особые права госу­дарства на социальную защиту, а создание условий, когда каждый может и обязан позаботиться о себе, проявляя инициативу. Трудолюбие, находчивость; вначале собственная личная ответственность, а затем обязанность государства… Никому и никогда не удастся защитить людей лучше, чем это они смогут сами, будучи сво­бодными от регламентирующих предписаний»[15].

    Таким образом, Эрхард от системы (социальная защита населения) перешел в надсистему (производство, инициативный труд людей), которая, увеличивая «общий пирог», дает возможность «откусывать от него все больше и больше» (для больных и престарелых, возможно, бесплатно).

    Одна из сложных задач, которые приходится решать руководителям фирм и предприятий, заключается в создании и поддержании рабочей, благоприятной для созидания, атмосферы. Психологическая наука утверждает, что сложные творче­ские решения рождаются в спокойной обстановке. Но люди в коллективе разные, интересы полностью совпадать не могут, и конфликты того или иного уровня не­избежны. Попытки руководителей помирить или сблизить людей с помощью ин­дивидуальной работы могут не принести успеха, да и время, как говорят, деньги. Разрешая проблему конфликта, полезно подумать о надсистеме. Когда в партии «Национальный конгресс» (Индия) разразился кризис и шла внутренняя борьба, Дж. Неру, находящийся в то время в тюрьме, написал своей дочери Индире: «В болоте нельзя уничтожить гниль, нужно воде дать движение». Так иногда возни­кает необходимость оторвать людей от «мышиной возни» и придать такое движе­ние коллективу (новые задачи, высокие цели), при котором, по образному выра­жению поэта, «чтобы время сзади ядрами рвалось, чтобы в сторону относило только путаницу волос».

    Прием инверсии. Прием инверсии или обратного движения широко ис­пользуется на практике, хотя в свое время он был революционным шагом. Что та­кое конвейер, изобретенный Г. Фордом? Это когда объект труда движется к ра­ботнику, а не наоборот. По этому же принципу построен аэропорт в Ереване, в Шереметьево-2: не пассажир тащится по аэродрому, а самолет подруливает к уле­тающему. Та же схема реализуется в так называемом сетевом маркетинге, когда магазин или продавец «бежит» за покупателем. Представляется, что работа на конкретного покупателя, удовлетворение его потребностей - это тоже имеет от­ношение к инверсии. Представляется также, что объем услуг, которые могут поя­виться при использовании инверсии, просто неисчерпаем: начиная от условий фи­зического комфорта (в частности, - системы поддержания характеристик и со­става воздуха для конкретного работника) до особых условий творческого разви­тия личности (например, системы индивидуального обучения).

    Известный лозунг недавнего прошлого: «Все для человека!», если его при­нимать всерьез, можно тоже относить к инверсии, поскольку более привычным (особенно со стороны власть имущих) было (и, к сожалению, остается) игнориро­вать человека.

    Осознать простую мысль, что, перейдя от психологического состояния «обороны от людей» (обычная позиция многих чиновников и руководителей) к встречному (наступательному, но по-хорошему) движению к ним, можно быстрее и проще решить многие проблемы. Искреннее внимание к человеку как созида­телю всех жизненных благ, «венцу всего живущего» может и должно разрушить неестественное противостояние власти и народа, обеспечить развитие самодея­тельности людей, сделать реальными, как писал И.Ильин, совместное волевое на­пряжение и волевое действие, без которых нет настоящего государства.

    Промежуточное поле. В наше время особенно популярными стали слова: баланс сил, согласие, консенсус. Эти слова определяют условие стабильности как общества в целом, так и его элементов: регионов, отраслей, фирм. В творческом плане весьма интересны советы, которые дает Н.Макиавелли в книге «Государь». Вот один из них: «государь должен быть угоден народу и не ожесточать власть»[16]. В наше время этот совет выглядел бы так: удовлетворять требования людей (по заработной плате, по участию в распределении собственности, в защите от наси­лия и т.д.) и в тоже время не ожесточать знать (то бишь «новых русских», банки­ров, влиятельных чиновников). Как же удовлетворить противоречивые требова­ния? Макиавелли рекомендует «создать специальный орган, который, не вмеши­вая правителя, обуздывает сильных (то есть знать) и поощряет слабых (то есть на­род)». В этом случае у государя появляется возможность именно данному органу поручать неприятные деяния, а приятные (и для народа, и для знати) естественно делать самому. В 16 веке парламент в Европе только зарождался, но именно в нем великий итальянский писатель и государственный деятель видел решение проти­воречий между властью и народом.

    Творческий элемент в совете Макиавелли состоит в переходе от связки «го­сударь - народ, знать» к более сложному соединению «государь - промежуточ­ное поле (парламент, правительство) - народ, знать».

    Оказывается, такой прием (с введением промежуточного поля) имеет более широкий смысл и используется в других областях. В частности, в теории и прак­тике изобретательства применяется метод «Веполя» (Вещество-поле). Существо метода состоит в том, что между двумя веществами В1 и В2, которые находятся в «конфликте» (химическом, физическом, электромагнитном) вводится некоторое поле П (соответствующей природы), и новая связка «В1-П-В2» разрешает проти­воречие: усиливает полезное взаимодействие и ослабляет вредное (конфликтное).

    Применительно к менеджменту роль промежуточных (буферных) звеньев играют или могут играть штабы (в линейно-штабных структурах) или специально создаваемые органы (в частности, экспертные советы) - для согласования проти­воречивых технико-экономических требований, сглаживания конфликтов, устра­нения принципиальных противоречий, сближения высших потребностей сотруд­ников и интересов фирмы.

    Необходимость в промежуточных органах становится особенно актуальной, когда предприятие занимается инновационной деятельностью, то есть разработ­кой новых изделий и выпуском их в продажу с достижением определенного ком­мерческого успеха[17]. Противоречия разрешаются при интегральной организации работ, реализуемой смешанной бригадой, включающей исследователей, разработ­чиков и экспертов-консультантов. Эта бригада фактически и создает промежуточ­ное поле, где сглаживаются все противоречия в круге специалистов, инвесторов проектов и потребителей продукта. Отметим роль экспертов-консультантов, в числе которых - специалисты по организации производства, торговле, марке­тингу, финансовым и другим вопросам. Они воплощают требования производ­ства, потребителей, послепродажного обслуживания, необходимые для успешной реализации продукции на рынке. Ведущую роль в организации взаимодействия между руководством фирмы и смешанной бригадой выполняет спонсор. Спонсор обычно выступает в роли координатора или организатора поиска решения, но для эффективной работы экспертного органа необходимы еще три функционера: эру­дит, генератор идей и критик, что, по определению К. Тимирязева, соответствует трем «китам» биологической эволюции: наследственность, мутация и отбор. Без эрудита и критика генератор идей превращается в изобретателя вечного двига­теля.

    Без генератора идей и критика эрудит вырождается в догматика. Без эрудита и генератора идей критик становится бесплодным пессимистом. И вся их работа может быть малопроизводительной, если в ее организации не учтены закономер­ности коллективного творчества и не применены методические приемы активиза­ции поиска оптимального решения[18].





    Глава 2. Проект развития творческого коллектива

    (на примере студенческого клуба)

    2.1. Анализ деятельности студенческого клуба


    Предназначение Студенческого клуба - успешная социализация и развитие твор­ческого потенциала молодежи, организация тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единение студенче­ства университета, развития межфакультетских связей, а также поддержка сту­денческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных ини­циатив.

    Клуб призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Клуба поможет студентам:

    - более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предло­жения.

    - ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.

    - установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.

    - заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.

    Клуб является структурным подразделением отдела воспитательной ра­боты университета, функционирующим на общественных началах.

    Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными, нормативными и информационными документами, относящимися к системе выс­шего профессионального образования РФ, Уставом ВГПУ и Положением.

    Клуб действует при студенческом совете, поэтому мы хотели бы обозна­чить и цели студенческого совета, как одного из органов помощи адаптации мо­лодых специалистов в НГУ.

    Целями деятельности Студенческого совета университета являются:

    1) Формирование у студентов и аспирантов активной социальной позиции, желания участвовать в жизни общества, государства;

    2) Создание условий для максимального раскрытия каждым студентом своих возможностей, внутреннего потенциала;

    3) Развитие гражданской культуры, активной гражданской позиции студен­тов и аспирантов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельно­сти;

    4) Обеспечение реализации прав на участие студентов и аспирантов в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса.

    5) Формирование личной и социальной ответственности членов студенче­ского самоуправления за результаты принимаемых решений;

    Задачами деятельности Студенческого совета университета являются:

    Представление интересов и защита прав студенчества на всех уровнях;

    Привлечение студентов и аспирантов как непосредственных участников об­разовательного процесса в университете к решению учебных и социально-быто­вых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;

    Разработка и рекомендации к исполнению нормативные локальные доку­менты, касающиеся вопросов организации учебно-воспитательного процесса в университете, повышающих его качество;

    Организация мероприятий различного характера, способствующих форми­рованию у студентов и аспирантов умений и навыков самоуправления, способно­сти к самоорганизации и саморазвитию;

    Содействие структурным подразделениям вуза в проводимых ими меро­приятиях в рамках образовательного процесса;

    Формирование у студентов и аспирантов чувства корпоративности, береж­ного отношения к традициям университета и его истории;

    Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности;

    Содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив.

    В Положении о Студенческом совете определены основные направления его деятельности как системы студенческого самоуправления. Каждое направле­ние курирует один из членов Президиума Студенческого совета, который опреде­ляет состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) примерное содержание деятельности по своему направлению и отвечает за работу сектора. В состав сек­тора (рабочей группы, комиссии, комитета) могут входить студенты и аспиранты вуза не из числа участников официальных органов студенческого самоуправле­ния.

    Структура и организация деятельности Клуба.

    1. В деятельности Клуба может принять участие любой студент универси­тета, который заинтересован в реализации, как собственной инициативы (идеи, проекта), так и инициативы других студентов исходя из собственных потребно­стей.

    Основные направления деятельности Клуба

    PR группа

    Опросы общественного мнения

    Работа с абитуриентами

    Выставка «Наука, образование, карьера»

    «День открытых дверей»

    «Ярмарка выпускников»

    IT группа

     Сайт факультета

    Газета 

    Информационные стенды факультета

    Работа с документацией по внеучебной деятельности

    Работа с документами по учебной работе

    Группа КММ (культурно-массовые мероприятия)

     «День факультета»

    «Наш ответ»

    «Экватор»

    «День всех влюбленных»

    «Последний звонок»

    Международный женский день и День защитника Отечества

     

    2. Действующей единицей Клуба признается студенческая инициативная группа, которая может состоять из двух человек и более.

    3. Предметом деятельности Центра считается студенческая инициатива (идея) оформленная в виде студенческого проекта, авторство которого принадле­жит инициативной группе.

    4. Студенческий проект Центра направлен в первую очередь на удовлетво­рение потребностей общественности университета, а также может выходить за его рамки.

    5. Организация студенческого проекта предполагает вовлечение широкого круга студентов университета для его реализации.

    6. Для реализации студенческого проекта может создаваться оргкомитет, привлекаться организационные и иные ресурсы отдела воспитательной работы, а также других структурных подразделений университета.

    7. Реализация студенческого проекта сопровождается необходимым дело­производством (составление, оформление, издание распоряжений, программ, бук­летов, методичек и пр.).

    8. Итоги деятельности Центра подводятся после завершения студенческого проекта или одного из его этапов.

    9. В рамках деятельности Центра одновременно могут реализовываться не­сколько студенческих проектов.

    10. Результат работы Центра – число студентов, выступающих в составе инициативных групп и позиционирующих себя авторами и организаторами сту­денческих проектов университета.

    В воспитательной деятельности университет руководствуется концепцией профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогиче­ского образования, которая предусматривает три аспекта: социальный (идентифи­кация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценно­стей, в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоопреде­ление, самостановление, самореализация... и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодей­ствие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и ут­верждение в ней своих взглядов, своего значения).

    Целью воспитания является организация условий для подготовки будущего специалиста с высшем образованием, способным к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, ду­ховно-культурной, общественно-политической.

    Воспитательная работа осуществляется по программам: творческие (фольк­лорный ансамбль, «Движение «Студенческий марафон», объединение КВН, СТЭМ, студия театрализованной выставки мод, оперная группа, клуб интеллекту­ально-творческих игр и др.); спортивные (спортивные секции разных видов спорта: баскетбол, ручной мяч, футбол, мини футбол, атлетическая гимнастика, бадминтон, настольный теннис, дартс, шахматы, шашки, волейбол, фитнес, пауэр­лифтинг, гиревый спорт, армспорт, тяжелая атлетика, легкая атлетика, теннис); трудовые (движение студенческих трудовых отрядов: сельскохозяйственные, строительные и ремонтные бригады); досуговые (культурно-массовые мероприя­тия связанные с календарными праздничными датами и традиционные: «Конкурс на самую красивую девушку ВУза», «Конкурс на самого сильного молодого чело­века», Лучшая академическая группа и т.д.); организация жизнедеятельности сту­дентов в общежитиях; патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспи­тание; социально-психологическая поддержка студентов (адаптация первокурсни­ков к условиям вузовского обучения; проблемы молодой семьи; профилактика правонарушений, наркомании, профессиональная ориентация); образовательные (институт кураторов, семинар зам. деканов по воспитательной работе, школа сту­денческого самоуправления, воспитание студентов как гуманитарная образова­тельная практика); информационные (студенческие радиогазета и тележурнал); профессиональное воспитание (в учебном процессе, внеаудиторная воспитатель­ная работа по учебным дисциплинам).

    К субъектам воспитательной работы относятся: совет университета по вос­питательной работе; совет студенческого самоуправления; отдел воспитательной работы; студенческий клуб; спортивный клуб; музей истории; научная библио­тека; учебно-производственный центр (УПЦ); центр социально-психологической помощи студентов; студия медиазаписи; редакция газеты; деканаты, кафедры; центр временного и сезонного трудоустройства; штаб студенческих отрядов; Сту­денческий клуб.

    Для исследования воспитания в университете созданы творческие коллек­тивы: научно-исследовательская лаборатория управления качеством подготовки специалистов; центр педагогических инноваций; научно-исследовательский центр современных проблем воспитания; центр мониторинга качества подготовки спе­циалистов; институт личностно-ориентированного образования. 

    На наш взгляд, в Клубе сложилась достаточно комфортная ситуация для студентов – широкий охват тем, возможности для продвижения различных проек­тов, привлечение к проектам общественных организаций и объединений, а также исследовательских лабораторий. Однако, на наш взгляд, сами студенты не очень удовлетворены результатами работы Клуба. По результатам проведенного опроса среди студентов, которые занимаются созданием и проведением проектов в Клубе и параллельно пытаются работать по специальности, мы мо­жем сделать следующие выводы:

    - не хватает проектов, которые были бы связаны непосредственно с профес­сиональной подготовкой, непосредственно с вживанием в новый коллектив;

    - не хватает возможностей для того, чтобы с помощью Клуба найти работу по специальности;

    - финансирование проектов не достаточно, поэтому многие идеи просто зави­сают в воздухе;

    - выборочно проводятся проекты – зачастую менее затратный проект выбира­ется просто потому, что финансирования не дали. При этом ценность и важность проектов для ВУЗа не учитывается.

    Слабо развито международное направление Клуба, проекты по слиянию и пониманию культур практически не представлены, что создает в Вузе сложную межнациональную ситуацию.

    Не проводятся конкурсы по результатам проведения проектов, что лишает Клуб атмосферу конкурентности, интереса в соревновательности.

    Некоторые студенты вообще не знают о существовании Клуба, и не могут участвовать в проектах, хотя такая перспектива их интересует.


                              2.2. Проект реформы студенческого клуба

    Деятельность Студенческого клуба должна способствовать адаптации студентов к своей будущей деятельности. выявлению их творческих способностей и творче­ской активности и созданию условий максимального развития творческих способ­ностей в деятельностном самовыражении. Основными принципами работы Клуба являются:

    - Самостоятельность и инициатива участников.

    - Обеспечения реализации разнообразных направлений деятельности в соци­ально-культурной сфере.

    - Привлечение возможно большего числа студентов и молодых специалистов к работе Клуба.

    - Создание и расширение материально- технической базы Клуба.

    - Формирование общей методики работы студенческих клубов как среды дополнительного образования и творческой деятельности учащейся мо­лодежи.

    В настоящем проекте учитывается позитивный опыт работы Студенческого клуба НГУ, наличие сформированной структуры этой организации, пози­тивного имиджа. Проект ориентирован на совершенствование работы Клуба с максимальным использованием имеющегося потенциала, собственных средств, собственных кадровых ресурсов.

    Развитие Клуба предполагает расширение и развитие его как в количест­венном отношении, так и качественно. Это значит, что предусматривается расши­рение коллектива Клуба, развитие его материальной базы, расширение направле­ний работы и вовлечение в деятельность Клуба студентов как НГУ, так и других вузов, занятых в первую очередь в сфере культуры.

    Совершенствование работы Студенческого клуба связано с сочетанием ор­ганизационной деятельности, в которой получаю возможность проявить себя бу­дущие менеджеры в сфере культуры с работой представителей работников в сфере искусства: музыки, литературы, изобразительных искусств, танцевально-хореографической деятельности, режиссуры, актерского искусства и т.п.

    Реализация проекта требует владения современными техническими средст­вами (компьютеры, Интернет, средства мобильной связи и цифровых технологий), современными технологиями коммуникаций в том числе коммуникаций со СМИ и со спонсорами.

    Целью проекта является совершенствование организации работы Студенче­ского клуба НГУ. Это совершенствование заключается в привлечении мак­симально широкого круга учащихся, предоставление им возможности раскрыть творческий потенциал и освоиться с требованиями будущей профессии и особен­ностями работы в реальных условиях. То есть в контексте темы дипломной ра­боты целью является определение, какие именно творческие качества требуются для успешной адаптации в социально-культурной деятельности и как эта деятель­ность позволяет развить необходимый творческий потенциал.

    Совершенствование организационной структуры Студенческого клуба с це­лью четкой реализации поставленной цели. Сегодня основным требованием тео­рии управления организацией является готовность к организационным измене­ниям. Это предопределяет предложения по модернизации организационной структуры.

    Создание механизмов реализации культурных проектов. Культурные про­екты – это выставки, концерты, издание литературных произведений, создание Интернет-ресурсов в сфере культуры, конкурсы и фестивали и т.п. Решение за­дачи связано с организационными моментами (помещение, оборудование, при­влечение участников и т.п.)

    Привлечение студентов к работе в Клубе. Здесь важно определить и четко сформулировать предложения, которые учитывали бы мотивацию студентов

    Создание механизмов исследования творческих способностей. Такими ме­ханизмами являются конкурсы, фестивали и другие мероприятия, перечисленные в задаче 2, однако необходимо приспособить мероприятия к анализу и развитию креативности

    Развитие материальной базы Клуба. Материальную базу составляют техни­ческие средства акустические, световые, компьютерные и т.п. Требуется опреде­литься с тем, какую технику покупать, как часто ее заменять, каким образом и кому использовать

    Развитие финансовой базы Клуба. Требуется определиться, каким образом Клуб может зарабатывать на свое существование и как привлекать дополнитель­ные средства

    Рассмотрим следующие целевые аудитории:

    1. Руководители Клуба. Эти руководители – преподаватели и аспиранты НГУ. Их миссия – сделать Клуб эффективным инструментом образования, продвигающим востребованные инновационные педагогические методики в прак­тику работы вуза.

    2. Студенты НГУ и студенты других вузов социально-культурного профиля. Кроме того, участие в студенческих клубах не должно быть закрыто для студентов технических, экономических и других вузов. Возможно привлечение к участию в творческих мероприятиях сту­дентов средних специальных образовательных учреждений.

    3. Посетители организованных Клубом мероприятий (выставок, концертов, спектаклей и др.). В первую очередь это потенциальные студенты названных выше вузов, другая молодежная аудитория, просто жители и гости Города, интересующиеся искусством и культурой.

    4. Деятели культуры, имеющие известность и авторитет. Они привлекаются к участию в мероприятиях в качестве критиков, участников жюри и т.п.

    В основу разработки проекта положены следующие принципы:

    1. Целесообразность с точки зрения поставленных целей и сформулирован­ных задач. Проект разрабатывается для конкретной организации с учетом ее кон­кретных интересов, миссии, своего видения деятельности. В нашем случае речь идет о студенческом клубе, направленном на привлечение студентов к творческой деятельности в сфере искусств.

    2. Опора на ресурсы и возможности самодеятельной организации. Предпо­лагается максимальное использование собственных ресурсов и лишь в малой сте­пени привлечение ресурсов вуза, бюджетных средств. Что касается привлечения спонсорских средств, то формирование интересов спонсоров является одной из целей работы менеджеров в сфере культуры, а потому входит в сферу активной деятельности Клуба. Не предполагается привлечение для проекта кредитов и сторонних инвесторов.

    3. Использование опыта других организаций в сфере культуры. Приходится отметить, что такой опыт крайне невелик. Студенческие клубы не­многочисленны и разобщены. Их деятельность практически не описана в литера­туре. Немногочисленные материалы в сети Интернет четко привязаны к конкрет­ной специфике вузов при которых он организованы и не носят общего характера. Тем не менее, следует попытаться обобщить эти материалы.

    4. Принцип планирования. Все мероприятия по организации работы Сту­денческого клуба должны быть спланированы как по времени, так и по ресурсам.

    5. Постепенность реализации. Проект следует реализовывать поэтапно.

    Этапы реализации проекта. 1-й этап – подготовительный. На данном этапе осуществляется анализ внешних и внутренних условий необходимых для обеспечения функционирова­ния Студенческого клуба и развития этого Клуба.

    Внешние условия, определяются исходя из:

    - анализа потребности в Клубе со стороны целевых аудиторий

    - анализа возможностей вуза (вузов) и образовательной системы в целом;

    - анализа опыта предыдущей деятельности Клуба

    На основании проведенных исследований выявлены следующие направле­ния работы Клуба, и даны этим направлениям весовые экспертные оценки по 10 балльной шкале в отношении их значимости.



    Таблица 1

                        Экспертная оценка деятельности Студенческого клуба

    Мероприятие Клуба

    Оценка

    Организация концертной деятельности

    7

    Театральные постановки

    6

    Организация фестивалей

    10

    Конкурсная деятельность

    9

    Организация литературных вечеров

    6

    Организация выставки художественных работ

    10

    Съемка видеоролика с последующим редактированием

    8

    Проведение курсов этикета

    7

    Подготовка праздничного корпоративного мероприятия

    8

    Организация политического диспута

    6

    Разработка и ведение сайта Клуба и сайтостроительство в целом

    9

    Издательская деятельность (включая поиск молодых авторов, иллюстраторов, редактирование, корректуру и верстку, а также отношения с типографией и распространение тиража)

    10

    Работа по связям с общест­венностью:

    Организация пресс-конференций

    5

    Проведение специальных мероприятий по привлечению спонсоров

    6

    Использование работы Клуба как информационного повода для освеще­ния в СМИ

    7

    Туристско-экскурсионное направление

    Разработка оригинальных экскурсионных проектов

    8

    Организация и проведение экскурсий

    6

    Организация приема групп с обеспечением коммуникаций с организа­циями, занятыми в сфере гостеприимства

    6

    Работа по обобщению опыта деятельности студенческих клубов и установлению контактов с такими Клубами

    5


    Приведенные экспертные оценки иллюстрируются на круговой диаграмме, в которой работа по связям с общественностью и туристско-экскурсионное на­правление усредняются.

    Приведенный план может быть расширен, а отдельные его направления де­тализированы. Приведенные оценки представляются субъективными, поскольку в качестве экспертов привлекались как занимающиеся в Клубе, так и студенты, лишь слышавшие о его работе, либо изредка посещавшие мероприятия Клуба. Данные респондентами оценки усреднялись. Тем не менее, анализ таблицы дает основание для следующих выводов:

    1. Деятельность Клуба должна охватывать практически весь спектр соци­ально-культурной деятельности.

    2. Работа Клуба может носить не только организационный характер, но также иметь дидактическую направленность.

    3. Большое место в работе Клуба должна занимать коммуникация, в пер­вую очередь – коммуникация с учреждениями культуры, СМИ и потенциальными спонсорами.


















    Внутренние условия:

    - определение ресурсных возможностей Студенческого клуба;

    - выявление проблем в работе Клуба;

    - определение наиболее сильных сторон работы Клуба, на которые следует опираться при разработке предложений по совершенствованию организации;

    - оценка структуры управления Клубом, состава функций в управленче­ской деятельности, их распределения, уровень управленческой культуры и т.д.)

    На данном этапе создается фактологическая база для принятия проектных решений.

    Проведение данной оценки путем опроса экспертов дало следующий ре­зультат:

    Таблица 2

                           Оценка внутренних ресурсов Студенческого клуба

    Потенциал организации

    Оценка в 10 балльной шкале

    Известность и популярность Студенческого клуба в НГУ

    6

    Состояние материальной базы

    7

    Организационная структура Клуба

    7

    Широта (спектр) программ работы Клуба

    6

    Уровень качества мероприятий Клуба

    6

    Уровень информационного продвижения мероприятий, проводимых Клубом среди мо­лодежи

    5

    Характер отношений со спонсорами

    6

    Характер отношений с администрацией НГУ

    9

    Взаимоотношения внутри коллектива (доверие к руководителям, уровень психологиче­ского комфорта)

    10

    Финансовое состояние организации

    7


    Данные таблицы иллюстрируются приведенной ниже диаграммой















    Как видно, наиболее критичным является деятельность Студенческого клуба по обеспечению своего информационного продвижения. В то же время пси­хологический климат в коллективе и уровень доверия к руководителям (характе­ризующий в том числе и компетентность руководителей Клуба) получил макси­мальную оценку.

    2 этап – основной, разработка стратегии обеспечения качества функцио­нирования концертной организации.

    Данный этап включает:

    - разработку общей политики Студенческого клуба

    - создание программы расширения функций и направлений работы Клуба;

    - совершенствование организационной структуры и обеспечение гибкости этой структуры;

    - разработка отдельных мероприятий, которые, по мнению автора настоя­щего проекта, представляют особый интерес.

    Рассмотрим каждую компоненту второго этапа подробнее

    Политика качества функционирования концертного зала.

    Данная политика ориентирована на адаптацию студентов к своей будущей деятельности путем выявления и развития их творческих способностей. Ввиду широкой направленности социально-культурной работы, включающей как собст­венно деятельность в сфере искусства (в том числе – с использованием современ­ных инструментов и технологий), так и организационную и педагогическую со­ставляющую СКД, а также мероприятия по продвижению культурных ценностей и финансовой поддержке сферы культуры, политика Клуба должна быть ориен­тирована на как можно более широкий спектр деятельности, на привлечение сту­дентов с различных кафедр и факультетов. Более того, деятельность Клуба не должна замыкаться только студентами НГУ, но вовлекать в свою орбиту учащуюся молодежь Города, специализирующуюся в первую очередь в сфере культуры и искусств.



    Таблица 3

    Программа совершенствования организации работы Студенческого клуба, разработки и реализации проектов Клуба

    Мероприятия и проце­дуры

    Цели и задачи

    Формы, методы и сред­ства

    Ответственные

    Сроки

    Совершенствование организационной структуры Клуба

    Обеспечение оптималь­ных функциональных решений

    Представляется опти­мальным использование проектных технологий и создание временных коллективов на период работы над отдельными мероприятиями. Дея­тельность команд про­екта должна поддержи­ваться постоянно дейст­вующими структурами Клуба

    Руководители Студенческого клуба. Кураторы – представители администрации НГУ

    Сентябрь – ноябрь 2011

    Обеспечение мобильно­сти и готовности к структурным измене­ниям

    Поддержка проектных решений со стороны организационных структур

    Расширение сфер дея­тельности Клуба. Предлагаются следую­щие направления, ко­торые автор рассматри­вает как перспективные

    Литературно- издатель­ская деятельность

    Организация собствен­ного издательского Клуба

    Руководство Клуба совместно с факультетами и кафедрами НГУ

    Начало – сен­тябрь 2011. Постепенное развитие в дальнейшем

    Туристско-экскурсион­ная деятельность

    Создание собственного экскурсионного бюро

    Интернет- коммуника­ции как средство обще­ния с другими  студенческими клубами

    Поиск в сети информа­ции о студен­ческих клубах, ор­ганизация совместных очных и заочных меро­приятий (семинаров, конференций)

    Культурно-просвети­тельская деятельность

    Создание под эгидой Клуба школ

    Развитие финансовой базы

    Расширение сфер дея­тельности, принося­щих прибыль органи­зации

    Оказание платных услуг частным лицам и корпо­рациям за счет основной деятельности. Снижение значимости членских взносов. Ориентация на возможность получения студентами заработка за счет работы Клуба.

    Руководители подразделений Клуба. Студенты, работающие в Клубе на посто­янной либо вре­менной основе

    Сентябрь 2011 и далее

    Оказание услуг кор­порациям в проведе­нии их мероприятий

    Привлечение спонсо­ров за счет расшире­ния известности Клуба и повышения к нему внимания со стороны СМИ

    Совершенствование материального обеспе­чения

    Регулярное обновле­ние технического парка: компьютеров, печатающих и мно­жительных устройств, акустических и свето­вых устройств, парка музыкальных инстру­ментов, лицензион­ного программного обеспечения

    Приобретение матери­альных активов, их полу­чение на спонсорской основе, получение мате­риальных активов за счет грантов

    Руководитель Клуба, бухгалте­рия

    Работа ведется на постоянной основе, не привязана к конкретным срокам


    Деятельность Студенческого клуба рассматривается как современная инно­вационная компонента педагогики, как педагогики сотворчества, в которой ком­муникационная составляющая рассматривается как одно их направлений реализа­ции креативного потенциала студентов.

    В основе политики лежит обеспечение возможности и максимальное поощ­рение энергии, самостоятельности и внутренней свободы студентов в формули­ровке и продвижении своих идей, способностей и интересов в сфере культуры.

    Известно, что сегодня большая часть студентов зарабатывает в каких-либо организациях, часто не связанных с их будущей профессией. Общая политика Клуба направлена на предоставление возможности заработка за счет работы в Клубе. При этом Студенческий клуб является некоммерческой организацией: вся прибыль тратится на развитие Клуба.

    Опыт реализации любых проектов показывает, что этап разработки является итерационным, т.е. в ходе разработки и реализации выявляются неучтенные мо­менты, которые приводят к доработке и корректировке проекта. Чаще всего эта корректировка связана с уточнением и детализацией позиций. Поскольку такая детализация осуществляется в ходе реализации этапа в настоящей работе она принципиально не может быть рассмотрена.

    В то же время следует более детально оговорить такие направления дея­тельности Клуба как издательская и экскурсионная.

    Издательская деятельность предполагает привлечение авторов – студентов, пишущих в разных жанрах. Здесь возможен контакт также со студентами филоло­гических факультетов Государственного университета и Педагогического универ­ситета, факультета журналистики. Представляется интересным организация тема­тических литературных студенческих конкурсов, лучшие работы которых публи­куются. Такая организация привлекает интерес и внимание спонсоров, может также рассматриваться как информационный повод для привлечения внимания СМИ к студенческому клубу и информационному продвижению Клуба.

    Издательская деятельность связана также с работой художников. Она также может вовлекать в орбиту деятельности Клуба студентов других вузов и реали­зовываться на конкурсной основе.

    В ходе реализации экскурсионного направления работы Клуба автор пред­лагает использовать фестивальную форму. Например, проведение фестиваля «усадьбы Городской губернии» дают возможность исследовать весьма мало освоенное направление познавательной туристской деятельности. Турист­ская направленность дает возможность решать вопрос коммуникаций с другими регионами и зарубежными студентами. В ходе таких коммуникаций гости Клуба обеспечиваются экскурсионной программой за счет собственных средств рас­сматриваемой организации.

    3-й этап – заключительный. На этом этапе осуществляется обобщение, рас­сматриваются условия реализации, методические рекомендации по реализации.

    Обобщение: Предлагаемый проект достаточно общий, а потому может быть применим к различным студенческим клубам. При этом опыт работы Клуба, организационная структура, его финансовое состояние существенны в ходе конкретизации проектных решений.

    Условия реализации следующие:

    Желание и осознание необходимости совершенствовать организацию и ра­боту Клуба. Наличие ресурсной базы Клуба (материальной, финансовой. кадровой). Поддержка Клуба авторитетными вузами, каким является НГУ представ­ляется необходимой. Использование собственного опыта и опыта аналогичных организаций, а также творческих предложений и фантазии студентов, работающих в Клубе.


    2.3. Ожидаемые результаты.

    Повышение популярности Клуба и его роли в дидактическом процессе

    Расширение целевой студенческой аудитории

    Развитие новых направлений деятельности Студенческого клуба, дающих возможность творческой самореализации во всех сферах СКД

    Развитие собственных технических средств и их постоянное совершенство­вание на уровне лучших мировых стандартов

    Развитие коллектива, рост профессионализма специалистов, рост корпора­тивной культуры, в том числе – готовность к организационным изменениям (одно из основных требований современного менеджмента). Совершенствование подго­товки менеджеров в сфере культуры

    Развитие межвузовских связей, разработка и публикация теоретических взглядов на совершенствование адаптации студентов к будущей социально-куль­турной работе

    Итак, Студенческий клуб существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, едине­ния студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также под­держки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно по­лезных инициатив.

    Клуб призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Клуба поможет студентам более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предло­жения; ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них уча­стие; установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов; заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.

    Развитие творческих способностей является важнейшей социальной зада­чей, решаемой в первую очередь средствами образования. Существенное место в развитии креативности занимает возможность проявить свои творческие способ­ности на практике. Именно решению такой проблемы посвящена проектируемая в настоящей работе акция. Она особенно важна сегодня, когда в результате кризиса интерес к ряду социокультурных проектов и произведений в сфере культуры су­щественно снизился.

    Представляется особо важным рассмотреть возможность участия студентов в различных конкурсах, выставках, организовать соревновательность образова­тельного процесса с тем, чтобы авторы лучших работ могли демонстрировать свои достижения максимально широкой аудитории. Именно такому практиче­скому подходу посвящена работа ряда секций. Выступления на них сопровожда­ются демонстрацией собственных работ.

    Предложенные мероприятия по совершенствованию деятельности НГУ дают возможность не только реализовать цели и задачи Клуба, но и обеспечить возможность дополнительного заработка для студентов, обеспечить источники финансирования для дальнейшего развития Студенческого клуба и ре­гулярного обновления его материальной базы.

    Значимость развития творческих способностей молодежи, значимость при­влечения молодежи к культурному творчеству не может не волновать городскую администрацию. Деятельность Клуба дает возможность проверить и внедрить новые педагогические идеи, существенно повысить эффективность подготовки специалистов в сфере культуры.




    Заключение


    Творческий подход, обусловленный психологическими, физиологическими, физическими и социальными детерминантами, формируется в нашем обществе крайне медленно и неэффективно. В целях повышения эффективности развития креативности  необходима реализация государственно-институционального подхода, предполагающего ак­тивное участие государства и других социальных институтов в процессе профес­сиональной подготовки.

    Развитие креативности  целесообразно осуществлять поэтапно, целевым об­разом, начиная с ранних этапов профессиональной подготовки, постепенно уси­ливая специализацию развития креативности: на ранних этапах профессиональной подготовки необходимо развитие креативности как общей творческой способно­сти, затем, начиная со среднего этапа, высокое значение приобретает развитие управленческой креативности.

    Значительную роль в развитии креативности  играют социокультурные фак­торы. Особое значение на послевузовском и дополнительном этапах профессио­нальной подготовки  приобретает фактор организационных условий, реализацию которого желательно осуществлять на основе специально разрабатываемых моде­лей креативной организации, учитывающих специфику сферы деятельности орга­низации.

    Студенческий клуб существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотруд­ников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения сту­денчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.

    Сегодня студенческие образования действуют в разных регионах, при разных вузах. Однако их деятельность привязана именно к данному высшему учебному заведению. Она недостаточно обобщена, не служит в полной мере такой важной цели, как межвузовская интеграция. Представляется, что интеграция на уровне совместных социально-культурных проектов может быть реализована именно на базе деятельности студенческих клубов.

    Проектная деятельность в социально-культурной сфере отличается разно­образием. Разнообразие это обусловлено в частности тем, что социально-культур­ная деятельность многопланова и подразумевает занятия в сфере искусства, в об­ласти педагогики, в области обмена информацией и т.п.

    Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без обеспе­чения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потре­бителей. Такое обеспечение организуется средствами менеджмента в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется такая же фантазия и креативность как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культур­ных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления.

    Представляется, что основа эффективного управления в социально-куль­турной сфере должна опираться на проектный метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член который является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта.

    В настоящей работе предлагаются конкретные мероприятия, связанные с расширением и развитием деятельности Студенческого клуба НГУ. Эти ме­роприятия дают возможность не только повысить эффективность работы Клуба как инструмента адаптации студентов к своей будущей деятельности но и рас­сматривать и обобщать работу центра как площадки внедрения и испытания ин­новационных педагогических технологий.




                                           Список использованной литературы


    1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. – 209 с.

    2. Батоврина Е.В. Диагностика креативности при подготовке управленческих кад­ров // Теория и практика управления: новые подходы. Выпуск шестой. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2006.

    3. Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способно­сти как факторы успеха управленческой деятельности // Современные гуманитар­ные исследования. − 2006. − № 1.

    4. Ванюрихин Г. И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубе­жом. 2001. N 2. с. 123-143.

    5. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Международного Универ­ситета. Серия «Менеджмент». - М., 2000. - Вып. 3.

    6. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта/ В.Л. Дранков; Городский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2010. – 324 с.

    7. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновацион­ное развитие общества (Часть 2) // Креативная экономика - 2008 - № 5 – с. 51-55.

    8. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 2008.

    9. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007.

    10. Кирсанов К.. Креативный и эвристический менеджмент. // Российский экономи­ческий журнал.- 1995. - 11. - с.78-83.

    11. Круглов А.В. «Управление креативным потенциалом компании и его значение в рыночной конкуренции». Журнал «Проблемы современной экономики». №4 (12), 2004.

    12. Майнцер, К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке; динамика и самооргани­зация в век глобализации // Будущее России в зеркале синергетики, - М: КомКнига, 2006.

    13. Макиавелли Н. Государь./Пер. с ит. - М.: Планета, 1990.

    14. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. – Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.

    15. Метод балансовых вариаций в креативном менеджменте / Г. Ванюрихин; О. Репина, В. Тихобаев // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №12. - с. 100-108.

    16. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2010.-№ 4.- С.3-16.

    17. Орлова Т.С. Креативность экономического сознания. Монография. Екатерин­бург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 366 с.

    18. Попова, Ф.Х. Социальные признаки творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.

    19. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. –164 с.

    20. Смирнова Е.И. Теория и методика организации творчества в культурно-просветительных учреждениях. – М.: Просвещение, 2007.

    21. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2007. – 512 с.

    22. Столяров Ю.С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников. – М.: Педагогика, 2008.- 176 с.

    23. Шевырёв А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород, ЛитКараВан, 2007. – 215 с.




    [1] Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. – М.: Просвещение, 2007; Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2007.; Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007. и др.

    [2] Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2010.-№ 4.- С.3-16.

    [3] Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.

    [4] Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. –164 с.

    [5] Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.


    [6] Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. – Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.

    [7] Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 2008.

    [8] Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 146.

    [9] Карпенко Э. Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология, 2007. - № 5.

    [10] Муравьева И.Г. Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины//Технологии творческой деятельности. – Омск, 2007.

    [11] Бегидова С.Н., Хазова С.А., Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога: Учеб.пособие для студентов вузов физической культуры //Под общ.ред. М.Я.Виленского, Майкоп, 2007.

    [12] Фатеева С.А. Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов в образовательном пространстве вуза // Сибирский государственный технологический университет, 2006.

    [13] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. – с. 14.

    [14] Ванюрихин Г. И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, - № 2. - с. 123-143.

    [15] Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. - М.: Руссико: «Ордынка», 2006. – с. 119.

    [16] Макиавелли Н. Государь./Пер. с ит. - М.: Планета, 1990.

    [17] Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Международного Университета. Серия «Менеджмент». - М., 2000. - Вып. 3.

    [18] Шевырёв А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород, ЛитКараВан, 2007. – с. 41.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Развитие творческого коллектива социокультурной организации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.