Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Туристический рынок и особенности его функционирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Туристический рынок и особенности его функционирования
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:

    Введение.............................................................................................. 3

    Глава 1. Туристический рынок........................................................ 5

    1.1. Понятие и схема туристского рынка............................................. 5

    1.2. Особенности туристского рынка.................................................. 8

    1.3. Туристские потребности и туристский маркетинг........................ 12

    Глава 2. Дифференциация туристского рынка.............................. 17

    2.1. Деление туристического рынка на сегменты................................ 17

    2.2. Структура международного туристского рынка........................... 19

    Заключение......................................................................................... 24

    Список использованной литературы.............................................. 25

    Введение


    Современный туристский рынок является достаточно развитым. Как и любой другой рынок, туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца (когда производитель решает, какой продукт, в каком количестве производить и где продавать) до рынка покупателя (когда покупатель определяет, что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю). Он все больше тяготеет к индивидуальному заказу туров и разработке индивидуальных программ обслуживания.

    На туристском рынке, помимо ценовой конкуренции, весьма важную роль играет неценовая, качественная, конкуренция. При производстве туристского продукта она позволяет «играть» не столько ценами, сколько желаниями, вкусами и потребностями туриста. Как результат - меняется поведение производителей, на туристском рынке появляется дифференцированное предложение разнообразных услуг и программ обслуживания.

    Туризм, несущий в себе социально-гуманитарный потенциал, способствует развитию экономики ориентированного на него государства.

    Туристский рынок является чрезвычайно дифференцированным. В пределах каждого туристского региона спрос на туристский продукт разнообразен и зависит от многих факторов.

    В связи с тем, что туристский рынок становится не только международным, но и интернациональным, перед ним стоят и вопросы унификации туристских требований и правил. Туристский продукт, приобретенный в одном месте, потребляется в другом (часто в другой стране). Эта особенность туристской реализации вызвала необходимость унификации требований к турпродукту. Современное международное туристское движение придерживается унифицированных правил обслуживания в гостиницах, на транспорте, в сфере создания туристских пакетов туроператоров и реализации туристской продукции турагентом (например, Директива Европейского Союза по пэкидж-турам, 1993 г.). Только полное согласование позиций поставщиков услуг, туроператора, турагента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств.

    Цель нашей работы: изучение понятия туристический рынок и особенности его функционирования.

    Задачи нашей работы:

    1.дать определение туристского рынка;

    2. рассмотреть особенности туристского рынка;

    3.произвести деление туристического рынка на сегменты;

    4.рассмотреть  структуру международного туристского рынка.

    Объект исследования: туристический рынок.

    Предмет исследования: структура и содержание туристического рынка.



    Глава 1. Туристический рынок

    1.1. Понятие и схема туристского рынка

    Рынок - место, где спрос встречается с предложением, это не конкретное место, а собственно встреча спроса и предложения, на которой решаются вопросы: а) что покупать и по какой цене? б) что производить и по какой цене?

    Соответственно, туристский рынок - это место, где туристский спрос встречается с туристским предложением. В Толковом словаре туристских терминов (И. В. Зорин, В. А. Квартальное, 1994) даются три варианта определения понятия «туристский рынок».[1]

    Туристский рынок - 1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность); 2) система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма; 3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. Организация туристского бизнеса тесно связана с понятиями рыночной экономики. И так же как любой вид бизнеса, туристский бизнес зависит от двух главных рыночных факторов: системы свободных цен и права собственности. Это особенно важно, так как туристский бизнес - бизнес в основном частный, преимущественно малый и средний. Именно поэтому так важно для функционирования туристского рынка соблюдение главных принципов рыночной экономики:

    1) приоритет в обществе основного звена производителей;

    2) господство принципа конкурентной борьбы (когда на конкурентоспособность влияют исключительно усилия частного собственника и производителя, а не принадлежность к каким-либо государственным или общественным организациям);

    3) право частной собственности на материальную базу туризма (здания, сооружения, транспортные средства и т. д.);

    4) право свободного выбора как для предпринимателя, так и для клиента;

    5) зависимость доходов человека от результатов труда и ситуации на рынке труда;

    6) нормативно-правовая поддержка государством частного предпринимательства, прав потребителя, а также осуществление государством деятельности социального характера.

    Туристский рынок довольно сложен, так как его товар продается чаще всего не напрямую, а через сеть посредников (гостиница - туроператор - турагент - потребитель). На туристском рынке действует множество предприятий, производящих туристские услуги (гостиницы, рестораны, музеи, экскурсионные бюро, транспортные организации и компании, различные рекреационно-лечебные учреждения и т. д.). Кроме того, на туристском рынке действуют специфические туристские посредники: туроператоры и турагенты, работают компьютерные и рекламные компании, а также многие другие. Каждое из этих предприятий вносит свой вклад в формирование продукции для туристов (потребителей), занимающих на рынке важное место. Особую роль на рынке играют государственные, муниципальные и общественные организации, вносящие свой вклад в координацию работы туристских предприятий, формирование стандартов обслуживания, а также в развитие самого рынка. Взаимодействие всех этих предприятий и организаций складывается в сложную рыночную структуру (рис. 1). Весьма важным показателем для туристского рынка является туристский спрос, так как без спроса нет самого рынка. Не имея клиентов (туристов), турфирмы не имеют продажи и прибыли, У них нет спроса, они неконкурентоспособны.

    Туристский спрос - подтвержденные платежеспособностью туристские потребности людей, выраженные в определенном количестве туристского продукта и услуг, которые они (люди) могут приобрести при данных ценах.[2]

    Рис. 1. Схема туристского рынка (ГКС - глобальные компьютерные сети; ТА - турагентство)

    Предложение на рынке производится в соответствии со спросом. Предложение в туризме - это разнообразное количество туристских и сопутствующих услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. То, что производится на туристском рынке в виде предложения потребителям, принято называть туристским продуктом. Предложение туристского продукта - количество туристского продукта и услуг, которые выставлены на рынок при данном уровне цен.

    1.2. Особенности туристского рынка

    Туристский рынок - это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса. Во-первых, туристские услуги:[3]

    а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантий предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (т. е. соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходимы исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдение принципа связь цены и качества (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагается низкое качество). Доверие фирме -это вопрос не только ее престижа, но и клиентуры и рыночной устойчивости;

    б) теряются во времени (доход от не предоставленной в определенный конкретный период услуги теряется навсегда) -здесь важны оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

    в) качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариантность обслуживания.

    Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (т. е. платит не лично производителю услуги, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристской фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.

    В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах - все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.

    В-четвертых, в туризме качество в большой степени зависит от исполнителей, т. е. от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) - работников контактных профессий. Оно может меняться при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивации качественного труда, создания гибкого туристского продукта являются первостепенными для туристского предприятия.

    В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами являются также немаловажными для туристского бизнеса (формирование положительного образа туристской фирмы, региона отдыха; установление оперативных связей с удаленными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).

    Туристский рынок в значительной степени зависит от различных факторов. Основными факторами, влияющими на развитие туристского рынка, являются: природно-экологические, социально-экономические, политические, демографические. Природно-экологические факторы ~ это основа развития любых туристских программ. Сюда входят:[4]

    • хороший климат и комфортные природные условия;

    • наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей;

    • наличие развитой гидрографической сети и естественных водоемов;

    • чистота и ухоженность природных объектов;

    • хорошее состояние экологии.

    Социально-экономические факторы являются важной материальной предпосылкой развития туризма. К ним относятся:

    • уровень жизни основной массы населения, т. е. экономическая доступность туризма;

    • социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру;

    • активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств.

    Политические факторы:

    • внутриполитическая стабильность страны проживания;

    • внутриполитическая стабильность страны, которая принимает туристов;

    • мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами;

    • наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных связей, туризма и обменов.

    Демографические факторы:

    • рост народонаселения. Увеличивает мировой туристский потенциал;

    • увеличение продолжительности жизни и понижение возрастного пенсионного порога. Приводит к появлению туризма для людей третьего возраста;

    • этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т. д.);

    • все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм);

    • тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные туры).

    Таким образом, совокупность особенностей туристского рынка и факторов, влияющих на его развитие, формирует вид, форму и структуру конкретного туристского рынка.[5]

    1.3. Туристские потребности и туристский маркетинг


    Туристский рынок, как и любой другой рынок, стабилизируется согласно закону спроса и предложения. Если предложение превосходит спрос, цены на туристский продукт падают. Это приводит к снижению деятельности предприятий. Если спрос превышает предложение, наступает повышение цен, что стимулирует предприятия производить больше туристского продукта. После определенного колебания цен наступает их равновесие. Однако покупают не только то, что необходимо. Существует множество мотивов покупок. Мотив (или побуждение) - это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Известный американский ученый-маркетолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:[6]1) физиологические потребности и потребности самосохранения; 2) социальные потребности (встречи, дружба, любовь); 3) потребности в уважении; 4) потребности в самоутверждении.

    Эта теория помогает маркетологам понимать потребности покупателей и способы продвижения товаров: кому и что предлагать, как это производить. Все это в равной степени относится и к туристскому продукту. Рассмотрим классический треугольник Маслоу (рис. 2).

    Рис. 2. Треугольник иерархии потребностей по Маслоу

    На рис. 3 показано, что рыночные возможности имеют уровни удовлетворения спроса. Поэтому должны быть раскрыты мотивы покупок или предпочтений товаров. Здесь показано, как и в какой последовательности должны удовлетворяться потребности, как строить программу их удовлетворения, как продвигать продукты того или иного уровня и др. Все это также имеет отношение и к туристскому продукту. Если сделать туристскую проекцию этого треугольника, то можно смоделировать иерархию туристских потребностей. Данная схема помогает понять место туристского обслуживания и вида услуг в иерархии потребностей человека. В идеале туристский продукт должен одинаково хорошо удовлетворять все уровни потребностей. Поэтому туристское предприятие должно поддерживать это множественное удовлетворение через создание качественного продукта, ориентированного на потребности туристов.

    Рис. 3. Треугольник иерархии туристских потребностей

    Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:[7]

    1. Природные факторы (географическое положение места отдыха, климат, флора, фауна и др.).

    2. Социально-экономическое развитие места отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны).

    3. Материальная база туристской индустрии {транспорт, гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и др.).

    4. Инфраструктура места отдыха (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и пр.).

    5. Туристское предложение (ресурсы гостеприимства, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное и рекреационное предложения).

    Изучением потребностей каждой конкретной категории туристов (сегмента рынка) занимается туристский маркетинг. Маркетинговое изучение рынка туристских услуг состоит из:

    а) анализа рекреационных условий, материальной базы и инфраструктуры отдыха;

    б) изучения направлений развития спроса потребителей;

    в) проработки соответствия между возможным предложением и имеющимся спросом.

    Основными мотивами выбора туристских услуг, как правило, являются вид туризма и определенный уровень (класс) обслуживания. Специализация же обслуживания по возрастному принципу и по составу семьи диктуется спецификой обслуживания людей разных возрастных групп, возникающей на основе психофизиологических особенностей того или иного возраста, и обусловливается величиной потоков туристов на конкретную материальную базу. Таким образом, маркетинг туристского обслуживания -это деятельность по реализации туристского продукта, выявление потребностей клиента и удовлетворение их путем предоставления соответствующих услуг.

    Западными специалистами сформулированы двенадцать принципов туристского маркетинга:

    1. Обновление продукта. Устаревшие формы обслуживания не привлекают клиентов.

    2. Изучение потенциала рынка. Например, бывают просчеты в работе: куплено слишком много билетов на самолет, арендован чартер, который фирма не в состоянии продать, выкуплен рейс не того класса и т. д.

    3. Учет направлений на рынке. Необходимо чутко реагировать на события, происходящие в мире.

    4. Учет региональной разницы. В разных странах сроки отпускных периодов, школьных каникул разные. При организации туров и обслуживания необходимо это учитывать.

    5. Учет сезонной разницы. В разных странах сезоны меняются не в одно и то же время. Например, в странах Северной Европы летний сезон начинается в июне, на юге Европы -в апреле-мае. Это связано с ценовой политикой туристских фирм - установлением цен на высокие (низкие) сезоны.

    6. Соответствие рекламного бюджета задачам программ. Хорошая и даже блестящая идея, заложенная в туры и туристское обслуживание, но недостаточно отрекламированная, не нашедшая вследствие этого своих потребителей, обречена на провал. Рекламе и информации в настоящее время во всем мире придается большое значение. Но надо помнить, что программа, рассчитанная на узкий сегмент спроса, может не покрыть затрат на крупную рекламную кампанию.

    7. Соответствие маркетинговой политики конкретным целям. В программах обслуживания должно учитываться их соответствие цели. Например, политика была разработана только для срочных целей и в дальнейшем программа не реализуется: тур разработан в расчете на спрос туристов посетить определенный город в связи со случившимся там событием.

    8. Испытание новых идей до их внедрения на рынок. При открытии новых туров разумно проводить так называемый эксперт-тур для выявления погрешностей, их исправления и дополнения удачными находками.

    9. Не путать тактику со стратегией. Тактика - это расчет на быстрое (сегодняшнее) претворение идей. Стратегия - это долгосрочная политика фирмы. Стратегический план указывает, какие маркетинговые действия фирма должна предпринять, почему они необходимы, кто отвечает за их реализацию, где они будут предприняты и как будут завершены. Он также определяет текущее положение фирмы, ее будущую ориентацию и распределение ресурсов (Эванс Дж. Р., Бергман Б. Маркетинг. 1990).

    10. Анализ ошибок маркетинга. Непризнание собственных ошибок в маркетинге и повторение их ведут к провалу. Например, постоянное внедрение новых, не проверенных идей негативно сказывается на доходах фирмы и ее престиже.

    11. Анализ жизненного цикла продукта. Это очень важно, так как на каждом этапе жизненного цикла продукт требует тех или иных вложений (экономических - для рекламы; качественных - для обновления и т. д.). Например, нужно уловить тот момент, когда следует прекратить рекламу продукта в точке спада, не пропустить эту точку и начать разрабатывать рекламу нового продукта. Сам новый продукт необходимо начать разрабатывать еще задолго до этого - не позже третьего периода цикла жизни существующего товара (период стабилизации). Новые продукты могут потребовать расходов на рекламу до 8 % оборота фирмы. Рекламные расходы на действующий продукт обычно составляют 3-5 % оборота у туроператора и примерно 0,5-1 % -у турагента.

    12. Правильная оценка конкурентов. Чей-то продукт (обслуживание) может оказаться более привлекательным; у конкурентов есть такие средства привлечения клиентов, которых нет у вас. Все эти вопросы требуют серьезной проработки.

    Грамотное ведение маркетинга, изучающего туристские потребности в их иерархии и взаимосвязи, помогает разрабатывать и предлагать потребителям разнообразные виды, типы и категории туристского обслуживания, адресно направленные на конкретную группу потребителей.


     



    Глава 2. Дифференциация туристского рынка


    2.1. Деление туристического рынка на сегменты


    Дифференциация туристского рынка - это разделение рынка на различные сегменты спроса, обусловленные едиными признаками потребления, свойственными каждому конкретному сегменту. Для дифференцированного подхода к обслуживанию туристов необходимо разделять потребителей на определенные группы (сегменты) по разным признакам. Каждая группа потребителей характеризуется однородностью мотивов и возможностей. Это называется сегментацией потребителей, или сегментацией туристского рынка. На рис. 4 представлена схема сегментации туристского рынка.[8]

    Рис. 4. Схема сегментации туристского рынка


    Для того чтобы знать, какой объем туристской продукции необходимо произвести, нужно иметь данные о величине каждой группы потребителей. Кроме того, необходимо изучать желания и потребности туристов по каждой группе потребителей. Все виды предложений на туристском рынке должны быть сориентированы на конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и на цели путешествия. Вкусы людей зависят от их материального положения, образа жизни, возраста, состава семьи и многих других факторов. Цели путешествия у разных людей также разные: кто-то едет отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом или изучением английского языка, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения. Целью дифференциации туристского рынка является создание соответствующего по тематике, уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно, важно иметь представление о национальных вкусах, привычках приезжающих туристов и учитывать их при обслуживании (при составлении меню и т. д.). Только учет вкусов и целей путешествия для каждой конкретной категории туристов дает возможность для качественного обслуживания, а значит, и для конкурентоспособности в туристском бизнесе. А это возможно только при широкой дифференциации туристского предложения.

    Не должно быть универсальных гостиниц, тем более - универсальных туров. Факторами (параметрами, признаками) сегментации потребителей туристской продукции являются:[9]

    • организация туризма;

    • продолжительность и протяженность поездок;

    • активность передвижения по маршруту;

    • вид туристской деятельности по отношению к стране;

    • социальный уровень потребителей;

    • возраст туристов;

    • цели путешествий;

    • виды путешествий и т. д.

    В индустрии современного туризма возрастает дифференциация рынка и создаются новые возможности для путешествий со специализированными целями. Практически любой запрос туристов сегодня может быть удовлетворен. Можно выделить ряд сегментов туристского обслуживания, свойственных большинству туристских регионов и рынков. Они входят в схему исходной дифференциации туристского рынка, представленную на рис. 5.

    2.2. Структура международного туристского рынка


    Туризм в конце XX в. стал полностью международным и интернациональным. Этому способствуют два взаимообусловленных фактора: с одной стороны, чтобы получать большую выгоду, увеличивать доходность туристского предприятия, фирмы расширяют географию путешествий по всему миру, с другой стороны, чтобы быть рентабельным, туристский бизнес должен быть инвестирован на международном уровне. Рис. 5[10]

    Рис. 5. Схема исходной дифференциации туристского рынка

    Хорошим примером взаимообусловленности этих двух факторов может служить круизный бизнес. С одной стороны, круизы совершаются по морям и океанам, т. е. между странами, и являются международными поездками. География круизных туров все расширяется (Аляска, Филиппины и Малайзия, район Тихого океана и т. д.). С другой стороны, для того чтобы удержаться в этом виде бизнеса, компания должна быть интернациональной и иметь материальную базу в различных странах и регионах. Такие крупные круизные туроператоры, как «Р & О», «Роял Кариббеан», являются именно такими компаниями. «Роял Кариббеан» владеет даже одним из островов в Карибском море, используя его для круизных остановок.

    Такие же примеры можно привести и в сфере гостиничных корпораций, и в агентско-операторском бизнесе («Холидей Инн», «Нур-туристик» и пр.). В региональном смысле туристский рынок развивается неравномерно (рис. 6. -7). Обычно выделяют следующие туристские регионы: Европу, Америку, Восточную Азию (В/А) и район Тихого океана (Т/ок), Африку, Ближний Восток, Южную Азию. Неравные территории выделяемых районов не позволяют проводить сравнительную характеристику. Эта цель и не преследуется ввиду того, что нельзя сравнивать столь разные по ресурсам и развитию регионы. Можно сопоставлять только развитие туристского движения. В последние 10 лет Ближний Восток и Южная Азия показывают прирост туристских прибытий и рост туризма. Для этих регионов характерны довольно большие объемы туристского обслуживания, что вызывает интерес статистиков, специалистов по туризму, маркетологов и предпринимателей.

    Исторически сложилось так, что туризм зародился в Европе. Европа и сегодня является одним из наиболее посещаемых регионов. Кроме исторических предпосылок, этому способствует и то, что Европа по социально-экономическим условиям намного опережает другие страны. Но и другие туристские регионы в настоящее время развиваются достаточно активно и показывают более высокие темпы роста туристского движения.

    Рис. 6. Диаграмма структуры посещений регионов мира в 2009 г. (в %)

    Рис. 7. Диаграмма структуры доходов от туризма по регионам мира

    в 2009 г. (в %)


    Рассмотрим кратко состояние туризма по регионам.

    Согласно оценкам, в 2009 году количество международных туристских прибытий во всем мире в деловых, рекреационных и иных целях сократилось до 882 млн., или на 4%.

    В 2009 году, за исключением Африки, которая выстояла вопреки глобальной тенденции, во всех регионах мира были зарегистрированы отрицательные результаты:

    -Европа завершила 2009 год с результатом минус 6%  после очень сложной первой половины года (-10%). Особенно пострадали направления в Центральной, Восточной и Северной Европе, несколько лучше выглядят показатели стран Западной, Южной и Средиземноморской части Европы.

    Азиатско-Тихоокеанском регионе (-2%) были отмечены очень высокие темпы восстановления отрасли. Хотя за период с января по июнь количество прибытий сократилось на 7%, во второй половине 2009 года был зарегистрирован 3-х процентный прирост, отражающий региональные экономические результаты и перспективы.

    -В странах Северной и Южной Америки (-5%) в последние четыре месяца 2009 года позитивные темпы роста наблюдались на островах Карибского бассейна. Показатели других субрегионов были более низкими вследствие вспышки гриппа A(H1N1), которая еще более усугубила влияние экономического кризиса.

    -Показатели темпов роста Ближневосточного региона (-6%), хотя они еще далеки от аналогичных показателей за предыдущие годы, во второй половине 2009 года были позитивными.

    -Африка (+5%) – уверенный лидер по темпам роста, где особенно успешных результатов добились страны, расположеннее к югу от Сахары.

    Для сравнения, в 2007 году число туристов составляло 900 миллионов человек, рост по сравнению с 2006 годом достигал 6,2%. Нынешние 800 миллионов человек - откат к показателям 2006 года.

    Россию с туристскими целями в последние годы посещают около 16 млн человек в год.

    Наиболее быстрыми темпами в настоящее время развиваются Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Страны этих регионов заявляют о себе как о центрах туризма и курортной индустрии, отвечающих высоким стандартам обслуживания. В ряде случаев уровень обслуживания в этих странах даже превышает европейские нормы.

    Объясняется это явление так называемой межрегиональной конкуренцией. Возникающие новые курорты и туристские центры заинтересованы в массовых туристских потоках. Однако специально для них «свои собственные» туристы не рождаются. Это значит, что клиентуру нужно переманить из других, уже освоенных и ставших традиционными для туристов регионов. Не всегда это просто, если учесть, что основные страны - поставщики туристов сосредоточены опять-таки в Европейском регионе и Северной Америке.

    За счет удаленности новых туристских регионов и более длительного перелета происходит объективное удорожание цены стандартного пакета тура. Здесь уже вступает в силу качественная конкуренция, выражающаяся зачастую в завышении стандартов обслуживания туристов в этих странах. То есть при соблюдении, скажем, пятизвездной классификации гостиниц, понятной европейцам, сами требования комфортности по категориям выше, чем в Европе. Например, трехзвездная гостиница в Юго-Восточной Азии примерно соответствует по уровню комфортности четырехзвездной европейской гостинице.

    Представители старых туристских регионов не остаются в неведении. При этом они-то как раз и не заинтересованы в переориентации туристских потоков в новые регионы. Они должны заставить туристов остаться, повышая свои стандарты по качеству обслуживания.

    Таким образом, региональная конкуренция оказывает влияние на повышение уровня обслуживания туристов.

    При этом, конкурируя в качестве обслуживания туристов, в разнообразии и аттрактивности предоставляемых туристам услуг, все туристские регионы развиваются в русле единых тенденций. Этому способствует международное туристское движение в виде многочисленных международных туристских организаций и мероприятий.

    Заключение


    Туристский рынок

    1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);

    2) система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;

    3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

    Основными факторами, влияющими на развитие туристского рынка, являются: природно-экологические, социально-экономические, политические, демографические.

    Факторами (параметрами, признаками) сегментации потребителей туристской продукции являются: организация туризма; продолжительность и протяженность поездок; активность передвижения по маршруту; вид туристской деятельности по отношению к стране; социальный уровень потребителей; возраст туристов; цели путешествий; виды путешествий и т. д.

    В индустрии современного туризма возрастает дифференциация рынка и создаются новые возможности для путешествий со специализированными целями. Практически любой запрос туристов сегодня может быть удовлетворен.

    Список использованной литературы


    1. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 2008.

    2. Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей. — М.: РМАТ, 2007.

    3. Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 2009. - №11.

    4. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.; Афины: INFOGROUP, 2004.

    5. Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 2008.

    6. Менеджмент туризма: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Зорина. -М., 2008.

    7. Пугиев В. Г. Профсоюзы и туризм: Доклады и выступления.-М.: Советский спорт, 2008.

    8. Рекомендации ВТО по созданию единой системы в статистике туризма//Мосинтур. - 2008.-№ 5 (7).

    9. Рекомендации по статистике туризма // 5 звезд. - 2006. - № 3.

    10. Осадин Б. Tourism Satellite Accounts, или Как измерять туризм//РТГ. - 2009.-№ 17.

    11. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 2009; 2010.

    12. Журнал «Туризм». - 2009. - № 10.

    13. Журнал «Туризм». - 2009. - № 11.

    14. Журнал «Туризм». - 2009.-№ 1.

    15. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -1999.-№1-12.

    16. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -2010. -№1.

    17. Российская туристская газета. - 2009, 2010 гг.

    18. Журнал «Проблемы прогнозирования». - 2009. - № 5.

    19. Туринфо. - Вып. 2005-2010 гг.




    [1] Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 2009. - №11.с 18.

    [2] Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 2009. - №11. с 22.

    [3] Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей. — М.: РМАТ, 2007. с 46.

    [4] Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей. — М.: РМАТ, 2007. с 48.

    [5] Основы туристской деятельности: Учебник РМАТ для туристских лицеев и колледжей. — М.: РМАТ, 2007. с 59.

    [6] Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 2008. с113.

    [7] Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 2008. с 117.

    [8] Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 2008. с 168.

    [9] Менеджмент туризма: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Зорина. -М., 2008. с 133.

    [10] Менеджмент туризма: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Зорина. -М., 2008. с 134.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Туристический рынок и особенности его функционирования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.