СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава I. Физическая культура Древнего мира (от IV
тысячелетия до н.э. до
476 г. н.э.).
Глава II. Физическая культура стран древнего
Востока.
Глава III. Древний Египет.
Глава IV. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI - V вв. до
н.э.).
Глава V. Физическая
культура Древнего Рима.
5.1. Период империи (VIII - VI вв. до н.э.).
5.2. Период республики (VI - I вв. до н.э.).
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Предыстория
физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и
умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением
условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях,
в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать
комплекс физических упражнений, служащих формированию человека.
Авторы международных трудов по
истории спорта объясняют сложную проблему происхождения спорта, исходя, в
сущности, из трех гипотез:
— из теории игры в духе Шиллера;
— из теории магии, впервые изложенной
Рейнаком;
—
из теории
излишней энергии, сформулированной Спенсером.
Ясно, что изучение примитивных форм физической
культуры не позволяет сформулировать такие понятия, как «излишек биологической
энергии», «игра» и еще в меньшей степени «магия». Для совершения простейшего
движения необходим определенный запас энергии. Элементы игры в какой-то форме с
самого начала скрываются в деятельности, моделирующей движения человека. А
представление о магии имела даже высокоразвитая греческая физическая культура.
Однако на основе упомянутых теорий
нельзя дать приемлемого объяснения на вопрос о формировании физической
культуры. Вряд ли можно было ожидать от древнего человека, боровшегося за свое
существование и страшившегося опасностей, чтобы он в духе шиллеровской
эстетики предавался чистому наслаждению «игрой ради игры». Магия также не
породила самостоятельную деятельность, связанную с физическим воспитанием, а использовала
уже существующие формы: формы движений во время охоты, бега, борьбы и танцев. И
наконец, доказанным является и тот факт, что даже самая примитивная
деятельность в области физической культуры тоже является продуктом общественного
развития и как таковая не может вытекать лишь из инстинктивных биологических
факторов.
Глубокий анализ содержит монография
Н. Пономарева «Возникновение и первоначальное развитие физического
воспитания». Опираясь на обширный материал, автор в ходе своих рассуждений пришел
к выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий
труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела,
организма человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевую
роль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охоты
требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения
воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе. Человек
освободился от безграничного господства биологических законов, и определяющими
в его развитии стали общественно-исторические закономерности.
Создание физической культуры как
специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания
материальных благ, необходимых
для существования, произошло в более поздний период древней истории (80000 —
8000 гг. до н.э.). В это время появилось метательное оружие с костяным наконечником
и зубчатые остроги.
Главным источником существования
стала охота на крупных животных.
Однако мамонты, пещерные медведи и
туры оказались опасными противниками. Удачную охоту на них можно было
обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств,
организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний
человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного
оружия разнообразные предметы: палку, пращу, острогу, копье. Он открыл для
себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе
применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую
энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные
движения.
От инстинктивных атакующих и
оборонительных движений до скоординированных акций, до приобретения опыта
наиболее эффективного владения оружием он на протяжении многих тысячелетий
прошел путь, исполненный многочисленных трагедий. На основе сменявших друг
друга успехов и неудач человек обнаружил, что одни действия ведут к успешным
результатам, а другие — к неудачам. В то же время он осознал значение
возможности научиться наиболее рациональному владению оружием, атакующим и
оборонительным движениям и возможности заимствовать эти способы у других.
Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило, очевидно, путем
наблюдения и копирования, но все большее значение приобретало развитие выражавшегося
в магической деятельности абстрактного мышления, членораздельной речи и изображения
знаков. С этой же целью рисовали раненных копьем или стрелой зубров. Древний
человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью
которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые
места. Запас мяса убитого животного, которое в холодное время года могло
сохраняться в течение длительного времени, создавал возможность для
деятельности социального характера, которая не была непосредственно связана с
добычей пищи или сохранением жизни. В конце концов, возникли условия для того,
чтобы процесс обучения и передачи опыта организационно отделился от
непосредственной работы. Применявшиеся при охоте на дичь или при спасении
бегством от противника бег и прыжки через препятствия в рамках магических
действий начали самостоятельное развитие. Появились синтезированные формы бега
на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений.
Наступивший в конце этой эпохи скачок
в развитии человечества был вызван изобретением лука приблизительно в 12000 г.
до н.э. Очевидно, в применении лука большую роль сыграло также то
обстоятельство, что сократилось число животных, на которых можно было
охотиться с помощью метательного оружия и ловушек. Стрела, выпущенная из
нового механического «стрелкового оружия», давала возможность добывать много
мелкой дичи, птицы и рыбы. Теперь уже не нужно было бродить по следам кочующих
животных. В образе жизни племен, владевших луком, наступили значительные
изменения. В богатых дичью низинах и долинах рек возникали относительно
постоянные поселения. В то же время на пещерных рисунках, ранее изображавших
только сцены охоты, стали появляться изображения борющихся между собой людей.
В арсенал движений, которым обучалась молодежь, стала входить военная подготовка.
Вероятно, в связи с возросшими в этой области задачами получили развитие формы
подготовки к вступлению в зрелый возраст, а точнее, в ее заключительный акт —
обряд посвящения. Формировались организованные формы воспитания и начальные
формы воспитательной деятельности.
На следующих этапах развития — в эпоху мезолита н неолита
(8000—3000 гг. до н.э.) — главными источниками существования стали земледелие и
животноводство. Отдельные группы племен перешли к оседлому образу жизни.
Начиная с VII тысячелетия до н.э. стали появляться разрозненные центры патриархального
родового общества. Начался распад первобытнообщинного строя.
В физической культуре народов,
занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки,
метание и преследование дичи. На передний план выдвинулись верховая езда и
облавная охота верхом на лошадях, интерес земледельческих обществ к борьбе и
поднятию тяжестей, а также к танцам и медитациям типа йоги, основывавшимся на
верованиях, связанных с плодородием. Переход к оседлости обострил борьбу за
лучшие земли и территории, более богатые. Это вызвало необходимость усложнения
процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Центр тяжести церемоний
посвящения, приспосабливаемых к новым условиям испытаний, стал все более сосредоточиваться
на формах движений, характерных для боевой подготовки. Преследование дичи и
облавная охота, в которых принимал участие практически весь мужской состав
племени, приобрели характер военных маневров. Проведение предшествовавших
схваткам поединков, призванных служить «пробой сил» или «предсказанием», организовывалось
таким образом, чтобы они символизировали непобедимость ведущих борьбу и
олицетворяющих собой силу сообщества героев. Точно такую же цель —
«примериться» и «запугать» — преследовал и бросаемый противнику перед битвой
вызов, упоминание о котором имеется в мифологии почти всех народов.
ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
(от
IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. ДО 476 Г. Н.Э.)
На территориях, расположенных
непосредственно к востоку от Средиземного моря, на равнине между Тигром и
Евфратом, вдоль Нила и далее в долинах Инда и Хуанхэ в течение V и IV
тысячелетий до н.э. начали происходить такие изменения, которые вызвали
коренной поворот в истории человечества. Отдельные народы, создав
земледельческие и скотоводческие поселения, достигли уровня урбанизации. В
результате интенсивного развития их обществ в направлении частной собственности
и классовых отношений там впервые возникли государственные образования. В
процесс производства с большей или меньшей степенью участия был включен труд
рабов.
В соответствии с изменением условий
жизни ключевой задачей физической культуры, начавшей носить классовый
характер, стало воспитание типа человека, годного для удержания власти и
завоеваний. Сохранявшие трудовые мотивы виды физической культуры в среде
обособившихся от народа господствующих слоев постепенно преобразились и
превратились в практическое приложение к военной подготовке.
Общеизвестно, что древнее военное
искусство характеризовалось расположенными в линию боевыми порядками и серией
примитивных маневров. Судьбу сражений, ведшихся легко выходившим из строя и
деформировавшимся холодным оружием, в конечном итоге решали сила мускулов
отдельных воинов, их выносливость, ловкость, опытность, волевая и моральная
стойкость. В соответствии с этим введенное вместо подготовки к ритуальным
испытаниям посвящения обязательное физическое воспитание юношества почти во
всех государствах основывалось на атлетике, стрельбе из лука, гонках колесниц,
скачках, плавании, охоте, фехтовании, контактных физических поединках и танцах
с оружием, имевших целью поднятие боевого духа. Повышению же эффективности
обучения служили различные состязания, организуемые по большей части с
торжественными внешними атрибутами.
Заслуживает внимания одна бросающаяся
в глаза закономерность в соотношении развития древней физической культуры и
военного искусства. Там, где в физической культуре аристократии атлетические
формы движений отходят на задний план и начинают господствовать
репрезентативная охота, культ бань, игра в мяч, развлечения, не требующие
большой подвижности, а боевые танцы превращаются в театральные зрелища, речь
уже идет либо об использовании армии наемников, либо об упадке самого
государства.
Изучение форм состязаний,
регулируемых различного рода нормами, позволяет обнаружить второй ключевой
фактор общественной саморегулирующей роли физической культуры древнего мира —
чрезмерное количество магическо-мистических ограничений. Несущие на себе
отпечаток различных религиозных идеологических течений и одновременно
выполняющие функции воспитательного, лечебного, военно-прикладного и
выразительного характера в рамках своих связей с магией мотивы движений —
особенно в эпоху становления физической культуры — переплетаются столь тесно,
что, отделив их друг от друга, едва ли можно понять что-либо. В условиях, существовавших
в государствах Древнего Востока, физическая культура тоже предстает в качестве
сферы мнимых средств развития. Свою роль посредника между человеком и природой
она может осуществлять, лишь будучи подчиненной застывшим, отчужденным от
человека представлениям. Творческая деятельность человека по формированию и совершенствованию
культуры движений оказывается вынужденной обслуживать культ.
Третий ключевой фактор особенностей
физической культуры древнего мира таится в ограничивающих рамки общественного
развития различиях определяющего характера между двумя основными способами
производства и их оттенках. Забегая вперед, скажем только, что в характерных
для Древнего Востока способах производства (азиатский и др.) труд отдельного
индивидуума носил не общественный, а всего лишь побочный характер. Согласно
системе ценностей, сформировавшейся в этих условиях, из достижений индивидуума
в рамках физической культуры также принимались только те взятые из прошлого и
раз и навсегда закрепленные основные нормы, которые находились в строгом соответствии
с представлениями общественности, а точнее, олицетворяющего ее деспотического
режима власти. В противовес этому с появлением способа производства,
предполагавшего взаимозависимость индивидуального и общественного труда, физическая
культура народов Средиземноморья освободилась от характерных для Древнего
Востока культовых ограничений. Здесь смогла сформироваться такая эластичная
гуманоцентрическая система канонов, при которой физическая культура не только
обособилась от непосредственных практических условностей, но и сумела создать
самостоятельные эстетические и этические категории.
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА
Первые известные нам следы
физической культуры древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с
востока к Средиземному морю, а точнее — в Месопотамии. В IV тысячелетии до н.э.
здесь сложились общественные системы, в условиях примитивного воинственного
деспотизма которых военные и культурные функции политической власти были поделены
между светскими и религиозными кругами господствующих классов.
Древнюю Месопотамию и прилегающий к
ней регион правомерно считают колыбелью человеческой культуры и цивилизации.
На рассвете истории здесь впервые начали выращивать злаки, разводить скот,
обрабатывать металлы. В этом регионе люди научились строить постоянные жилища
из глины, дерева и камыша. В южной части сегодняшнего Ирака на территории,
заселенной тогда шумерами, образовались самые древние на земле
города-государства — поселения, окруженные оборонительными стенами. И именно
здесь впервые на службу государственной организации были поставлены искусство,
письменность, календарь, а также физическая культура.
«История началась в Шумерии», —
утверждает пользующийся мировой известностью американский ученый Сэмюэл Крамер.
Его вывод, по существу, подкрепляют и находки советских археологических
экспедиций. Почти пять тысячелетий назад в долинах рек Тигра и Евфрата
зародилось искусство письма, которое спасло от забвения жизнь и дела одного из
самых удивительных народов древности — шумеров. Начиная с того времени зона
Месопотамии в течение почти половины тысячелетия была главным центром мировой
культуры. Ее влияние ощущается во всех уголках Европы, в глубине азиатских пустынь,
на Дальнем Востоке. Культуру шумеров продолжали развивать Митанни, Вавилон, а
затем и государство воинственных ассирийцев. Парфяне, скифы, халдеи, персы,
греки, римляне и арабы — все они так или иначе являются наследниками древней
цивилизации Междуречья.
Сохранились лишь разрозненные
сведения о физической культуре государственных образований, сменявших друг
друга на территории Месопотамии с IV тысячелетия до н.э. В период формирования
и укрепления отдельных государств активное участие в поддержании и развитии
физической культуры принимало, в частности, свободное сельское население, из
которого рекрутировался слой простых воинов. Однако на более поздних этапах
развития этих государств участие в демонстративных мероприятиях состязательного
характера и ритуальных танцах, предъявлявших высокие требования к физическим данным
участников, с многочисленными акробатическими элементами (поскольку они
служили военным и культовым целям), постепенно становилось привилегией
замкнутых групп господствующего класса. Наемная же армия, возникавшая обычно в
периоды упадка (ее формировали из представителей сопредельных народов),
обогащала физическую культуру элементами своей военно-прикладной подготовки.
Решающую роль в революционизации
физической культуры Месопотамии, а затем Ближнего Востока и всего древнего мира
сыграло то обстоятельство, что в начале II тысячелетия до н.э. была изобретена
легкая (с применением оси) и быстрая боевая повозка (колесница) на конной тяге.
Массовое использование лошадей не только привело к преобразованию военного искусства
и физической культуры, но также улучшило транспортное сообщение между странами
и тем самым ускорило обмен культурными ценностями и опытом. Среди прочих памятников
об этом, в частности, свидетельствует «Книга тренинга» митаннийца Киккули,
которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу
лошадей. (До нас дошел перевод на хеттский язык, датируемый 1360 г. до н.э.)
На основе различных писаных и
неписаных источников, а также некоторых аналогий можно установить, что именно
здесь палка, изготовленная из очищенного стержня листа финиковой пальмы, стала
применяться для игры в так называемый мяч с битой, а затем и в конном поло.
Самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые
приемы пленения противника, — бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800
году до н.э. (Выставлена в Багдадском музее.) Ритуальные состязания,
проводившиеся в новогодние праздники в честь бога Мардука, более чем на тысячу
лет предвосхитили олимпиады античных греков.
О развитии физической культуры
Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных,
стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные
на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800—1750 гг. до н.э.
От ассирийского государства до нас
дошло рельефное изображение плывущих воинов, движения которых напоминают стиль
«кроль» (приблизительно 1200 г. до н.э.), а из более поздних времен —
изображения властителей и знати, охотящихся на колесницах. Согласно другим
находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.
В отношении персов, помимо
свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки
древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они
обучали своих детей в возрасте 7—16 лет в «воспитательных домах», действовавших
при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из
лука и правдивости. (Позднее из этих заведений образовались так называемые дома
развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного
физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии).
Дальнейшей подготовкой юношей служили обязательные охотничьи испытания на
смелость, состязания по конному поло (чауган), возникшие на основе «игры в мяч с битой» и развивавшие
скорость и ловкость, и, наконец, получившая известность под названием «шатранг
шахматнах» игра индийского происхождения, воспитывавшая способность к
стратегическому мышлению.
ГЛАВА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
С опозданием примерно на полтысячи
лет в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. В
конце IV тысячелетия до н.э. в местах обитания крупных племен Северного и
Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров
политической власти. По преданию — примерно в 3000 г. до
н.э. — мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из
известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778—2723
гг. до н.э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со
всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев
греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе
которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть
избранными.
Позднее испытания в беге при избрании
царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и
ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и
охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре (середина III тысячелетия до
н.э.). Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, — изображение серии
движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена (середина III тысячелетия до
н.э.) в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его
боевом настрое. Требование, чтобы властители обладали всесторонней физической
подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства
Древнего Египта, в котором фараоны, будучи царями-богами, обладали почти безграничной
централизованной властью. В то же время на других изображениях заметны черты,
характерные для физической культуры Месопотамии. А именно признаки процесса, в
результате которого в период правления V—VI династий господствующие классы уже
присвоили себе военную подготовку, способствовавшие культу власти охоту,
борьбу, фехтование на палицах и ритуальные танцы.
Заслуживает внимания то
обстоятельство, что в изображениях танцующих фигур было бы напрасно искать
мотивы нежности и чувственности. Фигуры женщин столь же плоски и сухопары,
сколь и мужские. Движения рук,
похожие на те, которые делаются при гребле, «мосты», упражнения с переворотами
на руках по нынешним понятиям ближе к гимнастике, нежели к танцу. Все это
свидетельствует о том, что разграничение полов в период Древнего царства было
еще не столь резким, каким оно стало позднее.
По мере всеобщего распространения
рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры
также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на
задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного
зрелища. Фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.) стремились создать
социальный слой и одновременно новую базу власти из торговцев, ремесленников, мелких чиновников и военных. Эта
политика вызвала значительные изменения в образе жизни, мировосприятии, что в
конечном счете привело к расширению базы физической культуры. В результате
различных реформ образования физическое воспитание, первоначально распространенное
только в семьях родовой знати, стало практиковаться и в заседаниях, готовивших
чиновников и жрецов. Образовались также училища для подготовки и отбора
храмовых танцовщиц для мистерий Изиса - Озириса- Гороса. О большой популярности
физических упражнений свидетельствует то обстоятельство, что в книгах правил
приема rocтей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались
указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.
К периоду Среднего царства относятся
и самые древние надписи, содер-жащие обстоятельное описание парных игр с мячом.
Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры
изображают только бросающих
мяч или бъющих по нему игроков – в основном в женских одеждах, — которые никогда не борются за мяч.
На этом основании можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта
были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том,
что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и
веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель
действия не была связана с качественными критериями результата (в широком
смысле этого слова). Аналогичная ситуация была характерна и для танцев. Как
сопутствующее явление этого процесса появились и рабы, профессионально
развлекающие зрителей эффектной ловкостью своих движений. Аргумент очень
авторитетного специалиста по египетским играм А. Видеманна, согласно которому
«игроками в мяч и гимнастами могли быть только рабы, поскольку восточный человек
никогда не любил двигаться, предпочитая этому созерцание движения», делает
маловероятным изображения одежд игроков и танцоров, а также ту широкую
общественную активность, с которой относились к физической культуре восточные
народы древнего мира.
Физическая культура наступившего
после свержения господства гиксосов периода Нового и Позднего царства (1562—332
гг. до н.э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при
правлении Аменхотепа II (1447—1420 гг. до н.э.) знаменитых изображениях
сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами.
О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор
показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы
наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления
наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о
распространении состязаний лучников и кулачных бойцов. На храмовых празднествах
Рамзеса II (1290—1223 гг. до н.э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе
и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов,
которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще
увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем
превратившиеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий — в
отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе — состязающиеся,
вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду,
но также потопить судно противника. После завоевания Египта персидским царем
Камбюзесом II (529—522 гг. до н.э.) здесь также стало распространяться конное
поло. Однако и персидское владычество не внесло кардинальных перемен в сам
строй, театрализованные каноны физической культуры египтян.
О своеобразном процессе развития физической
культуры свидетельствуют характерные рельефы различных эпох, надгробные камни,
настенные изображения в гробницах фараонов и предметы, помещенные рядом с мумиями.
Изображенные на надгробных памятниках в Саккаре и Бени-Гассане играющие в мяч,
выполняющие групповые упражнения, делающие «мостик», танцующие девушки, фигуры
борцов, охотников, пловцов и фехтовальщиков в различных фазах выполнения
приемов с точки зрения современного человека выглядят как настоящие наглядные
пособия. На их основании, разумеется, еще нельзя сделать выводы о том, что
древние египтяне достигли уровня гармонического духовного и физического
воспитания в классическом греческом смысле, хотя среди государств Древнего
Востока именно здесь обращали наибольшее внимание на физическое воспитание женщин
из господствующих классов.
В то же время жесткая социальная
иерархия и жрецы, строго хранившие традицию, делали невозможным создание
стадионов, расположенных обособленно от мест совершения религиозных обрядов, а
также систем периодически проводимых соревнований, выпадающих из религиозного
ритуала. Во время поединков, которые можно назвать ранними предтечами
международных соревнований, определяющее значение имело не сопоставление
степени владения спортивной техникой, спортивных достижений. Подобные встречи
организовывали прежде всего для того, чтобы показать перед посланцами
окружающих народов власть фараона, воплощенную в победе египтянина, которая
была заранее предрешена, продемонстрировать устрашающее превосходство воинов
фараона. В отличие от других областей жизни состязания на палицах, борьба и
лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители
привилегированных сословий получали преимущества в соответствии со своим
социальным положением. Так, при фехтовании на палицах они получали более длинную
палку, в лодочных баталиях — более острые шесты, а при борьбе имели право
применять больше приемов и, очевидно, имели возможность освоить больше приемов,
нежели их менее знатные партнеры. Египтяне жестко ограничивали себя от обычаев
остальных народов. Этим можно объяснить тот факт, что среди памятников
физической культуры Древнего Египта почти не встречается следов соревнований
на боевых колесницах, игры в пешее и конное поло, получивших распространение
почти у всех народов древнего мира. Их отрицательное отношение к этим
соревнованиям и одновременно специфический для Древнего Востока подход к оценке
результатов отражены в записях, связанных с приемом олимпийских послов из
Греции.
Перестройка своеобразной системы
канонов древнеегипетской физической культуры произошла под влиянием эллинизма,
распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским (332
г. до н.э.). Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской
церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н.э.
В древнеиндийских описаниях
впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых
характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли
частям тела противника а также проведением удушающих приемов.
ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (VI—V ВВ. до н.э.)
Классическая Эллада в общественно-экономическом
отношении не была наиболее развитым рабовладельческим образованием.
Ближневосточные монархии, а также Китай и Рим намного превосходили греческие
города-государства по производственной базе, технике, науке и богатству.
Несмотря на это, физическая культура греческих полисов в VI—V веках до н.э.
достигла такого уровня, к которому не мог даже приблизиться ни один другой
народ того времени (многогранное начальное физическое обучение, агонистика,
движущим мотивом которой было достижение более высоких качественных показателей,
система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр — специальных учебных
заведений). Именно поэтому целесообразно познакомиться со специфическими
условиями, которые сделали возможным расцвет физической культуры в Греции. Сюда
относится, прежде всего, демократическое устройство большинства постоянно соперничавших
друг с другом полисов, которое при всей ограниченности являлось предпосылкой
подлинного развития физической культуры. Во-вторых, ни у какого другого народа
древности не переплетались столь тесно, как в греческих городах, физическая
культура и тяга к объединению. В-третьих, в пору расцвета физической культуры в
Греции человек сбросил с себя путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на
более высоком уровне.
Расцвет системы физического
воспитания греческих городов-государств нашел наиболее яркое выражение в
физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с ними можно отметить два
противоположных процесса. В Спарте коснеющие общественные условия загоняют
воспитание, ограниченное почти целиком задачами физической и психологической
подготовки, в русло военной муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг
за другом социальные сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания,
отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной
гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и нравственная) в полной мере
могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова
историю физического воспитания периода, расцвета Эллады лучше всего проследить
на сопоставлении развития этих двух полисов.
Физическая культура Спарты, упорно
державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н.э. В это
время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили примерно тридцатью тысячами
полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях
правящий класс на тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и
идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу
военного лагеря. Центральной задачей политики в области воспитания ставилось
соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного победить
в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим.
Спартанец-отец обязан был показывать
новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только
в случае, если совет находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми,
сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с
течением времени закалялись.
Систему физического воспитания Спарты
освещают педагогические заметки Платона (427—347 гг. до н.э.), по которым игры
детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу
жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались
нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в
играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами.
Детей, достигших семилетнего
возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение
государственных воспитателей. Эффективность воспитания обеспечивалась прежде
всего тем, что ответственность за развитие детей несли все взрослые. В то же
время воспитателей выбирали не из числа равнодушных рабов, а среди наиболее
заслуженных вольных людей. В этих условиях к четырнадцати годам каждый ребенок
привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах
гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими представлениями
об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети
не должны были исключать ударов ногами, укусов и даже царапания ногтями. Чтобы
убедиться в том, что дети растут «удальцами», в их среде иногда намеренно
провоцировали раздоры и драки. Каждый год завершался соревнованиями с
использованием также мистификаций, связанных с различными древними культами.
Так, например, состязания устраивали
перед открытыми могилами героев прошлого, культивируя тем самым чувство
ответственности перед свершениями предков. Посвящаемых же заставляли
соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды.
Из ужесточенных форм испытаний перед
посвящением в подростки в пятнадцатилетнем возрасте был выработан обычай
криптий. Он означал по существу испытательный год, в течение которого группы в
30—40 будущих посвящаемых проходили определенные боевые учения в районе
мятежных деревень илотов. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем
была полностью самостоятельной. Само название криптий (сокрытие) связано с тем,
что на дома и деревни считавшихся наиболее опасными илотов совершали ночные
налеты, а намеченные жертвы уводили и убивали в неизвестном месте.
По истечении испытательного года
подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основу обучения были положены
строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физических упражнений
составляли пятиборье и кулачный бой, который вместе с примыкающими к нему
элементами рукопашной схватки именовался «спартанской гимнастикой». Даже танец
служил боевой подготовке: по ходу ритмических движений требовалось имитировать
поединок с противником или метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая,
чтобы увернуться от камней, которые бросали воспитатели или другие взрослые,
осуществлявшие надзор. Эйрены участвовали в подготовке младших, выполняли в
криптиях функции руководителей отрядов.
Достигших двадцатилетнего возраста
снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое
военное обучение длилось до возраста в 30 лет, однако и после этого в
определенные периоды полагалось выходить на учебные площадки.
До достижения двадцатилетнего
возраста девушек обучали подобно юношам, ибо, когда мужчины уходили в поход,
обеспечение порядка становилось задачей в первую очередь отрядов женщин,
остающихся дома. Некоторые записи Филострата свидетельствуют и о наличии у
спартанцев своеобразной концепции «улучшения рода».
Однако характер спартанского
воспитания был связан, по нашему мнению, не с племенными традициями, а прежде
всего с нарастанием классовой борьбы порабощенных Спартой народов. Этот процесс
обострился с конца VI в. до н.э., когда главная роль в хозяйстве Эллады перешла
от суши к морю, а лидерство — от Спарты к Афинам. В то же время даже
спартанская физическая культура не могла остаться в стороне от воздействия
преобразований, происходивших в течение V в. во всей Греции. Перемены
ощущались прежде всего в боевых плясках. В пиррики были введены мотивы, имитирующие
боевые приемы, и танец с оружием пополнился, превратился в подобие
драматической сценки. В женском танце эти элементы настолько привились, что в
IV в. пиррики уже утратило свой боевой характер, превратившись в зрелищного
типа упражнение для развития ловкости и чувства ритма. В танце борцов, предписанном
для мальчиков и исполнявшемся в определенном ритме под аккомпанемент флейты,
также взяла верх выразительность жеста, движения.
Расцвет физической культуры Афин
приходится на VI — начало IV вв. до н.э. Для осуществления функций власти в
городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой
демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе
складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до
н.э. из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс. свободных граждан. Понятно, что
при известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое
воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской.
Преподавание — за исключением содержания гимнасий — считалось частным делом.
Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных
способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне
органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая
подготовка для женщин сводилась к орхестрике.
Физическое воспитание детей
начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении — палестре. Наряду с
палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии.
Наряду с подвижными детскими играми,
известными с незапамятных времен, постепенно получают распространение
орхестрика — выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, обязательные
упражнения в прыжках, приседания и различные виды игры в мяч. В середине V в.
до н.э., то есть одновременно с допуском детей на общегреческие соревнования, в
обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пятиборья. (Также в
середине V в. до н.э. в Греции наблюдается стремление привести нагрузку в физических
упражнениях в соответствие с потенциалом юного организма.) Дети более
состоятельных родителей до 15—18-летнего возраста продолжали занятия в
гимнасиях. Здесь программа физической подготовки уже совпадала с требованиями
пятиборья для взрослых, а затем была дополнена приемами кулачного боя и
плаванием.
Юноши из семей наиболее богатых
горожан и аристократов до 18—20-летнего возраста усваивали в группах эфебов
познания из области управления государством, философии, а также командования
войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание,
греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия.
К концу классической эпохи физическая
культура Афин претерпела серьезные изменения, на первый план в системе
двигательных упражнений вышли игры в мяч. При учебных заведениях создавались
купальни, бани, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те
же, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащиеся в орхестрике, могли
брать частные уроки у учителей драматического танца.
ГЛАВА V. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Физическая культура в государстве,
достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу
наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при
рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в
физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний,
носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного
школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал
жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт
вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали.
Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности,
которым руководствовались римляне, таким образом вольно или невольно противопоставляя
физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их
утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления
кроются не во взглядах, а прежде всего в условиях развития Рима.
1. Многочисленные источники указывают
на то, что физическая подготовка юношей до 16 - 17-летнего возраста, т.е. до
службы в армии, являлась исключительно задачей семьи. Правда, в IV веке до н.э.
было создано учебное заведение под названием «лудус», однако из этого мы можем
сделать вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического
воспитания подобно греческому. Но в III веке до н.э. подготовка воинов была
уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены
друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство
граждан забросили физические упражнения.
2. Основой, на которой держалась
Римская империя, ее внутренней определяющей силой являлись наводнявшие Рим
народные массы, на которые Рим в конечном счете всегда мог рассчитывать. (На
Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.)
Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения,
соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои
гладиаторов и состязания колесниц.
3. В отличие от греческих полисов в
Риме власть всегда была сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В
этой атмосфере не могло возникнуть общественного движения, которое придало бы
занятиям физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому
народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством
удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Не могли принести существенных
изменений и попытки отдельных государственных деятелей и политиков,
преклонявшихся перед эллинизмом.
В период, когда граждане Рима
познакомились с греческой физической культурой, физическая сила и ловкость там
не были в почете. «Глупость, дорогой Луций, — писал Сенека, — и для
образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи,
укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут
твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса
раскормленного быка». Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и
агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили прежние
престижные ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической
культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями
зрелищ.
5.1.
Период империи (VIII—VI вв. до н.э.)
Крушение патриархата и периода
военной демократии создало в Италии условия для развития физической культуры на
классовой основе. Рисунки на вазах и в местах захоронения этрусков,
обнаруженные в ходе раскопок, сохранили следы состязаний по легкой атлетике,
борьбе и плаванию в исторический период, предшествовавший Древнему Риму.
Подобные же памятники сохранились из жизни греческих колоний в южной Италии с
той разницей, что здесь были распространены гимнасии и палестры греческого
типа.
Таким образом, физическая культура
Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших
Италию греков, создавших свое государство этрусков и латинских племен латинян.
Приблизительно в VIII веке до н.э.
Рим и окружающие его селения заключили союз городов во главе с Альба Лонга. Союз
городов имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания,
сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры, проводившиеся
союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить
плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением
семейным божествам и почитанием предков. Согласно преданиям, в программу
соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного
бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно
все более «римский» характер. На играх VIII—VII веков до н.э. соседние народы
присутствовали только в качестве гостей. В истории описан случай, когда сабинян
пригласили на культовые состязания и ограбили их.
По мере отмирания празднеств,
устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать свою силу во
время военных игр. Они устраивались перед боевыми походами, по случаю победы
или принятия присяги. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний
колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь
проводились т.н. троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы
этрусков и латинских племен того времени не имели прикладного значения, как
средство физического воспитания. Возможно, этим объясняется и то, что
классический жанр орхестрики не получил своего развития.
5.2.
Период республики (VI—1 вв. до н.э.)
В конце VI века до н.э. власть
этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.
После возникновения новой формы государственности Рим попал под перекрестный
огонь нападавших на него соседних государств. Игры под названием Луди Магни,
устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над
бывшими союзниками, носили всенародный характер. Однако по мере обострения
борьбы между патрициями и плебеями каждая из этих общественных групп образовала
свои обособленные игры. В 287 году до н.э. плебеи, без которых не могла
обходиться армия, торговля и мануфактурное производство, добились, наконец,
предоставления им равных прав, чему способствовало и то обстоятельство, что
римляне наряду с внутриполитическими баталиями к этому времени завоевали всю Италию.
Во времена завоевательных
походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и
характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во
время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием.
Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в военных лагерях.
Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и
соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в
военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.
Военная подготовка в лагерях была
очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину,
по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в обнаженном виде, а
затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями
очень важным считалось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 20—25 кг
устраивались переходы на 30—40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти
упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны
для того, чтобы сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения оставались
для них привычным делом. Конники проходили особую подготовку. Умение быстро
вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.
В высших кругах, хотя и не повсеместно,
сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах,
построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения
с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Во
всяком случае, об этом свидетельствуют те памятники письменности, в которых восхваляются
успехи в плавании отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Именно
из них вышли те, кого высокая степень развития физической культуры в
завоеванных греческих полисах побудила следовать их примеру. Для них в I веке
до н.э. во многих городах Италии были сооружены гимнасии по образцу греческих.
Многие известные римские граждане — среди них Цицерон — то или иное время
проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних
слоев и т.н. античного пролетариата был привлечено только к игровым площадкам.
Здесь в любое время дня всегда
толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали
навыки езды на колесницах, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же
плавали и занимались греблей в Тибре.
Цирковые состязания колесниц,
символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание:
стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных
масс, «античного пролетариата». А потому их цель теперь состояла уже не в том,
чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично
продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том,
чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный
гнев и обогащаться! Цирковые представления стали более жестокими, поскольку
эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились;
оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц
освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для
того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую
форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.
Наряду с представлениями в цирках в Ш
веке до н.э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков
поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью
культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал
интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в
одно из средств борьбы за власть.
Характерным эпизодом в этом процессе
явился жест Гая Сампориуса Гракха, который в эпоху народных трибунов
значительно увеличил свою популярность тем, что разрушил ограду вокруг арены
форума, и тем самым народ получил бесплатный доступ к зрелищам (122 г. до
н.э.). В I веке до н.э. поединки проходили уже на специальных, окруженных
трибунами площадках — амфитеатрах.
Бои гладиаторов времен республики
были намного более жестокими, чем во времена империи. За исключением нескольких
отчаянных авантюристов, большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь
силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т.
д.
Пополнение гладиаторов обеспечивалось
благодаря трем видам наказаний:
1) осуждение мечом гладиатора. Такого
осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что
победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик,
опытный, владеющий приемами нападения и защиты боец;
2) осужденного бросали к диким зверям.
В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог
протянуться подольше;
3) согласно приговору, осужденный
зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязательную
смерть. После определенного количества боев гладиатор освобождался от
обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч,
и, если он был рабом, он получал свободу.
Чем же объяснялась популярность
поединков гладиаторов, которые в эпоху республики почте оттеснили на задний план
театральные и цирковые представления? Рассмотрим только некоторые факторы.
Во-первых, они оказывали огромное психологическое воздействие на суеверных
римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с
губительной властью покойных. Во-вторых, поединок должен был означать, что
народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и
мошенниками. В-третьих, захватывающие поединки полностью удовлетворяли
массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах. И не в последнюю
очередь преследовали ту цель, чтобы приучить юношей-римлян безразлично
относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эпоху перехода от первобытнообщинного
строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделенного
сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя,
который осмеливается вступать в борьбу с потусторонними силами и добывает для
человечества тайны, тщательно скрытые от него и охраняемые этими силами.
Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Великий Ю у китайцев, Геракл, Прометей
и Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев, Кешар у тибетцев, Рустем у персов —
все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших,
чем они, бегунов, метателей диска, камня или копья. Человечество, у которого
проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать
вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культуры нарождавшейся
рабовладельческой эпохи
— которого еще не сломила социальная несправедливость — сильный, гордый и
победоносный титан.
Процесс разложения физической
культуры первобытнообщинного строя, происходивший с VII тысячелетия до н.э. и
до эпохи расцвета Римской империи, охватывал сравнительно небольшую часть
заселенной территории Земли. Ее остатки сохранились вплоть до распространения
современной цивилизации на Севере, в тропической и субтропической Африке, на
архипелагах Ост-Индии и Тихого океана, а также в большей части Северной и
Южной Америки.
Сведения о привычках аборигенов
зафиксировали многие этнографы, путешественники, миссионеры и колониальные
чиновники. Учитывая то, что отдельные племена по сей день живут в условиях,
напоминающих первобытный уровень производственных отношений, эти сведения
позволяют выработать отправные позиции для приблизительного реконструирования
памятников физической культуры первобытнообщинного строя.
По словам норвежского путешественника
Карла Лумхольца, тарахумары — индейцы, живущие на склонах горной цепи Сьерра
Мадре, простирающейся по северной границе Мексики, — способны проводить
состязания по бегу на дистанции длиной в несколько сот километров. Эти
способности связаны, видимо, с преследованием дичи и суровыми природными
условиями. Мексиканцы пытались использовать данные качества тарахумаров в
марафонском беге на Олимпиаде 1928 года, однако индейцы, стартовавшие без
серьезной тренировки, вызвали разочарование, поскольку пришли к финишу с
результатами ниже средних, но без каких-либо признаков усталости.
Восточноафриканские вахумы способны,
отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверх на высоту
свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередь развивать
прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения в мужчины. Тот,
кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, не может попасть
в число полноправных мужчин своего племени. Подобные же сведения можно
обнаружить о состязаниях по борьбе на Канарских островах и в Гвинее, о
соревнованиях по «мячу с перьями» и водных поединках жителей индонезийского
архипелага, о метании бумеранга коренными жителями Австралии.
На одном из небольших островов
архипелага Новые Гебриды кульминацией устраиваемых ежегодно традиционных
состязаний являются своеобразные «прыжки с вышки» на суше. Участник этого
состязания летит вниз головой с высоты 30 метров. К щиколоткам его ног
привязываются концы сплетенных из лиан веревок, противоположные концы которых
закрепляются на вершине вышки. Когда голова прыгуна почти достигает земли,
точно отмеренные упругие лианы сокращаются и слегка подбрасывают его, в
результате чего он плавно приземляется на ноги. Самым большим авторитетом
пользуются те участники состязания, которые в последнее мгновение свободного
падения касаются земли руками. В прежние времена те, кто не осмеливался
участвовать в этом обряде посвящения, не имели права появляться на людях до
тех пор, пока не проходили все испытания. Сегодня же от этого избавляются,
преподнеся в дар сельской общине свинью или какой-либо иной ценный выкуп.
Даже из приведенных выше отрывочных
сведений видно, что первобытная физическая культура гармонично сочетала в себе
личную физическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменников
чувства общности. Между прочим, именно это развило ту стойкость и твердую волю,
которую народы колоний в течение столетий противопоставляли, и часто
небезуспешно, своим завоевателям, вооруженным современным огнестрельным
оружием.
В развитии физической культуры
древнего мира дважды происходил качественный скачок. В ходе первого — охота на
крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и постепенно
совершенствующуюся систему движений и ее перенос на другие области жизни. В
рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась
дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений
и игровых элементов. В ходе же второго скачка — в эпоху разложения первобытнообщинного
строя — возникли те институированные нормы подготовки и отбора, которые стали
средствами общественного подчинения.
От основных элементов форм движений,
сложившихся в рамках первобытной магии, через противоречивые условия классовых
обществ человечество пришло к высокой степени систем движений физической
культуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физической
культуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но даже
в наиболее развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятся элементы,
отражающие стремление человека к покорению природы, которые либо порознь, либо
в сочетании друг с другом вросли в сегодняшнюю физическую культуру. Так, например:
а) за играми с мячом, тяжелой атлетикой, толканием ядра и охотой стоят
производственные процессы;
б) за конным спортом, бегом, прыжками, автогонками, лыжным и конькобежным
спортом, соревнованиями судов — виды деятельности, связанные с передвижением и
преодолением препятствий, и соответственно средства Достижения этого;
в) за плаванием и полетами — движения, подмеченные в природе;
г) за лечебной гимнастикой и массажем — опыт врачевания;
д) за соревнованиями по стрельбе, метанием копья и диска, борьбой и массовыми
выступлениями физкультурников проглядываются отдельные боевые действия или их
элементы.
Таким образом, физическая культура
древнего мира заложила основы современной физической культуры и по
некоторым аспектам может считаться
достойной
подражания.