Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экономические проблемы подготовки Сочи к олимпиаде

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Экономические проблемы подготовки Сочи к олимпиаде
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение. 3

    Глава 1. Потенциал Сочи как места проведения Олимпийских игр. 4

    1.1. Общая характеристика объекта исследования. 4

    1.2. Основные олимпийские объекты.. 8

    Глава 2. Экономические аспекты проведения Зимних Олимпийских игр Сочи - 2014  12

    2.1. Строительство и финансирование олимпийских объектов. 12

    2.2. Экономические аспекты проведения игр. 16

    2.3. Экономические риски. 18

    Глава 3. Экономические проблемы подготовки Олимпиады в Сочи. 27

    3.1. Проблемы энергоснабжения олимпийских объектов и развития транспортной инфраструктуры.. 27

    3.2. Перспективы развития курортного потенциала города. 30

    3.3. Проблемы, связанные с реализацией олимпийского проекта. 32

    Заключение. 36

    Список использованной литературы.. 37




    Введение


    Международный Олимпийский комитет выбрал город Сочи столицей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Благодаря этому решению Россия сможет провести первые в своей истории зимние Олимпийские игры, которые станут важнейшим событием в жизни нашей страны. Игры будут способствовать экономическому росту региона, превращению Сочи в курорт мирового уровня и центр деловой активности. При поддержке Правительства РФ в течение ближайших семи лет в уникальном городе-курорте Сочи будет построена новая транспортная инфраструктура, расширена сеть гостиниц, модернизированы инженерные коммуникации, а также возведен ряд современных спортивных сооружений. Спортсмены из России и стран ближнего зарубежья получат самую современную тренировочную базу. 

    Победа Сочи в «олимпийской гонке» вызвала огромный интерес российской общественности и деловых кругов. Появилась надежда, что проведение зимней Олимпиады станет тем ключевым событием, которое не только значительно поднимет статус города Сочи, но и окажет мощное воздействие на социальное и культурное развитие Краснодарского края, а также на экономику страны в целом.

    Оргкомитет «Сочи-2014» планирует использовать московский опыт в организации Олимпийских и Параолимпийских сочинских Игр.

    По словам западных коллег, Олимпиада-80 была организована на хорошем уровне, а в связи с возросшим экономическим потенциалом России, сочинские игры ожидаются как событие мирового класса.




    Глава 1. Потенциал Сочи как места проведения Олимпийских игр

    1.1. Общая характеристика объекта исследования


    Город Сочи — крупнейший курорт России, уникальный по своим природно-климатическим характеристикам.

    Название «Сочи» — реки и селения  — по одной из версий является адаптированной русским языком тюркоязычная форма местного абхазо-адыгского (убыхского) топонима «Шаша» или «Саша», происходящего от старинного кавказского мужского имени. Имя Шаша упоминается в адыгском предании как о родоначальнике кабардинских князей Инале. В одном из текстов предания говорится, что его мать была из приморского абазинского рода Аше, а жена — абазинской княжной из рода Шаше. У современных адыгов встречается фамилия Шашевы (Шаше). По другой версии, название «Сочи» происходит от русского (славянского) корня — «Сочить», «Сочный». Так как Сочи находится во влажных субтропиках и в зоне повышенной влажности, и стали называть местность — Сочи, потому что повсюду вода и сочная зелень[1].

    Город Сочи расположен в субтропической зоне и протянулся на 146 километров вдоль Черноморского побережья Кавказа. Площадь курорта — 350 тыс. га, из которых леса занимают 282 тыс. га.

    Климат — влажный субтропический (среднегодовая температура +13 °С). Мягкая зима (средняя температура января +5,1 °С) и очень тёплое лето (средняя температура июля +25…28 °С). Самым сухим и солнечным зимним месяцем является январь — лучшее время для зимнего отдыха. Начиная с июня, дневная температура не опускается ниже +20 °С. Июль и август — самые жаркие месяцы в году, температура колеблется от +28 до +40 °С.

    Температура воды: +18…19 °С — в начале летнего сезона, июль—август +24…26 °С, сентябрь +22…24 °С, октябрь +19…21 °С.

    Продолжительный период солнечного сияния — 2300 часов в году. Осадки — 1400 мм в год.

    Большое количество и разнообразие памятников археологии и истории (более 200) позволяет отнести его к разряду уникальных.

    Постоянное население непосредственно города — 341 902 человек (2010г.), 6-е место среди городов Южного федерального округа (после Ростова-на-Дону, Волгограда, Краснодара, Астрахани и Ставрополя) и 51-е место по численности населения в России. Среди городов на Чёрном море Сочи занимает 5-ое место, уступая Одессе, Самсуну, Трабзону и незначительно Варне.

    Муниципальное образование город-курорт Сочи насчитывает 415 тыс. чел и является ядром Сочинской городской агломерации с населением около 500 тыс. чел. Город краевого подчинения, с 27 августа Москве, Ленинграду, Киеву и Севастополю городом республиканского подчинения.

    Большой Сочи (в границах с 1961 года) включает: Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский районы с курортными посёлками Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Дагомыс, Мамайка, Хоста, Кудепста, Адлер и Красная Поляна[2].

    Красная Поляна - это "Русская Швейцария". Это уникальное экологически чистое местечко на Западном Кавказе, приютившееся на Главном Кавказском хребте на высоте 800 метров над уровнем моря. Комбинация гор, ледников, рек и озер, спускающихся к Черному морю, придает необычайную красоту этому месту.

    Основа экономики Сочи — обслуживание отдыхающих и туризм (рассчитанный на преимущественно внутренний российский рынок, ранее СССР). По всему побережью Большого Сочи расположены многочисленные гостиницы, пансионаты, санатории, дома отдыха и др. Развлечения для туристов предлагают множество кафе, баров, развлекательных центров, аквапарки, причалы, пирсы и т. д. Большое развитие имеет пищевая и обрабатывающая промышленность.

    В городе расположены несколько Отделений Сбербанка с несколькими десятками филиалов, филиалы Кузбассбизнесбанка, Русфинанс Банка, Москомприватбанка, банка «УралСиб-Югбанк», а также дополнительные офисы Альфа-Банка, ВТБ24, Банка Москвы, банка «Первомайский», Райффайзенбанка, Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV), Банк Интеза, "Unicreditbank" и другие. Открылся центр фондовых операций «ФИНАМ».

    Городской транспорт представлен в основном маршрутными такси, такси и небольшим количеством автобусов. Альтернативное направление — прокат/аренда автомобилей.

    Своеобразным немассовым городским транспортом являются также два фуникулёра (у Центрального военного санатория и санатория имени Орджоникидзе) и три канатные дороги (у Дендропарка, санатория «Заря» и пансионата «Нева»); также имеется несколько канатных дорог в Красной Поляне[3].

    Большой проблемой современного Сочи являются автомобильные пробки, возникающие из-за совокупности различных причин:

    - Давняя проектировка городских улиц и трасс, не рассчитанных на резко возросший объём личного, коммерческого, служебного и муниципального автомобильного транспорта;

    - Отсутствие парковочных мест и мест многоуровневых стоянок, в результате чего машины ставятся на обочине дороги, заслоняя тем самым и без того узкую трассу;

    - Ограничения в движении в связи с высокой аварийностью на горных участках дороги Джубга — Сочи, когда из-за автомобильной аварии или проведения дорожных работ по ликвидации последствий аварии или оползней движение перекрывается на срок до 1 часа и более;

    - Ограничения по скоростному режиму движения из-за медленно движущегося многотонного грузового транспорта. Обгон невозможен из-за однорядности, горного рельефа и многочисленных непросматриваемых участков трассы (поворотов). Скорость движения в колонне иногда не превышает 5 км/час в течение нескольких десятков минут;

    - Отсутствие на сегодняшний день объездных магистралей;

    - Частые ограничения в движении по основным транспортным артериям в связи с проведением в городе различных форумов, выставок, фестивалей и других мероприятий с участием большого количества гостей, официальных российских и иностранных делегаций;

    - Резко возрастающим в период курортного сезона объёмом иногороднего транспорта[4].

    Наиболее серьёзные проблемы Сочи — в социально-бытовой сфере, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в строительстве транспортной инфраструктуры. В целом эти проблемы выглядят следующим образом:

    - Отсутствие берегоукрепительных работ, в связи с чем исчезает главное богатство города — пляжи. Из русел рек изымается для строительных нужд галька, которая в результате не поступает на пляжи. Существующая пляжная полоса огораживается, застраивается.

    - Перебои с электроэнергией в ряде районов.

    - Длительные перерывы в подаче холодной (питьевой) и горячей воды.

    - Значительный износ дорожного полотна и низкие темпы строительства дорог. Последние годы, в связи со значительно возросшим парком автомобилей, все сложнее доехать из района Адлер до Центрального района Сочи.

    - В центре города в рабочие дни постоянные пробки. Строительство объездной автодороги должно уменьшить остроту этой проблемы.

    - Проблемы с очисткой канализационных стоков и русла рек: Сочи, Мзымта и др.

    - Массированная незаконная застройка города, происходящая при грубом нарушении правил застройки и землепользования, а также существующего генерального плана города[5].


    1.2. Основные олимпийские объекты


    Согласно опубликованному на сайте ФСБ приказа, согласованию с МВД, МЧС, ФСБ и ФСО на проектирование подлежат 130 олимпийских объектов[6].

    В их числе названы: биатлонный комплекс вместимостью 20 тыс. зрителей; лыжный комплекс вместимостью 16 тыс. зрителей с двумя подъездными автомобильными дорогами; горнолыжный центр вместимостью 18 тыс. зрителей; санно-бобслейная трасса вместимостью 11 тыс. зрителей; основная Олимпийская деревня на 3000 мест и горная Олимпийская деревня на 2600 мест.

    В этот перечень, кроме всех мест с массовым пребыванием людей, включены электроподстанции, железные и автомобильные дороги, мосты, морские порты, аэропорт, подземные коммуникации, водозаборы, котельные и другие объекты.

    17 олимпийских объектов требуют особого режима их охраны.

    В числе этих объектов названы в частности биатлонный и лыжный комплексы, горнолыжный центр, санно-бобслейная трасса, все олимпийские объекты, расположенные на территории Олимпийского парка, комплекс трамплинов, основная и горная Олимпийские деревни, главный пресс-центр, гостиницы, где будут размещены представители МОК, Международного паралимпийского комитета, здания и сооружения аэропорта Сочи, инфраструктура цифрового телевидения, ряд других объектов.

    Что необходимо построить в Сочи к Олимпийским играм:

    - Биатлонный комплекс (20 тыс. зрителей);

    - Лыжный комплекс (16 тыс. зрителей);

    - Горнолыжный центр (18 тыс. зрителей);

    - Санно-бобслейная трасса (11 тыс. зрителей);

    - Малая ледовая арена для хоккея с шайбой (7 тыс. зрителей);

    - Ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку (12 тыс. зрителей);

    - Крытый конькобежный центр (8 тыс. зрителей);

    - Большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 тыс. зрителей);

    - Центральный стадион (40 тыс. зрителей);

    - Ледовая арена для керлинга (3 тыс. зрителей);

    - Комплекс трамплинов К-125, К-95 (15 тыс. зрителей);

    - Сноуборд-парк (15 тыс. зрителей);

    - Фристайл-центр (14 тыс. зрителей);

    - Олимпийская деревня в Нижнеимеретинской долине (3 тыс. мест);

    - Олимпийская деревня в районе Красной Поляны (2,6 тыс. мест);

    - Комплекс зданий и сооружений для размещения партнеров МОК и оргкомитета «Сочи-2014»;

    - Пять автомобильных дорог, соединяющих объекты горного кластера;

    - Специализированные автотранспортные парки по обслуживанию машин для перевозки гостей и участников Олимпийских игр;

    - Три трансформаторные подстанции по 110 кВ для обеспечения энергией ледовых дворцов;

    - Главный медиацентр (пресс-, телецентр) в Нижнеимеретинской долине;

    - Сеть пресс-, интернет-, call-центров;

    - Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер -- Красная Поляна;

    - Десять транспортных развязок на автомобильных дорогах Сочи;

    - Центральная автомагистраль Сочи «Дублер Курортного проспекта»;

    - Федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга--Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер—Веселое;

    - Автомобильные дороги в Нижнеимеретинской долине;

    - Два автодорожных моста через реку Сочи;

    - Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой для создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок;

    - 15 морских терминалов порта Сочи в прибрежных поселках для осуществления морских пассажирских перевозок;

    - Аэровокзальный комплекс Сочи;

    - Железнодорожная линия от Туапсе до Адлера;

    - Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи;

    - Адлерская ТЭС;

    - Сочинская ТЭС, вторая очередь;

    - Больница на 150 коек и поликлиника в Красной Поляне;

    - Антидопинговая лаборатория[7].

    Это далеко не полный список объектов, которые будут построены в Сочи к Играм. Полностью он приведен в постановлении правительства РФ №1086 от 31 декабря 2008 года[8], которым были внесены некоторые поправки в ранее изданное постановление №991 от 29 декабря 2007 года «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта»[9]. Всего в списке 213 позиций, включая, например, и такие, как «Приобретение скоростных пассажирских судов (морское такси) для организации пассажирских перевозок».




    Глава 2. Экономические аспекты проведения Зимних Олимпийских игр Сочи - 2014

    2.1. Строительство и финансирование олимпийских объектов


    Работы, непосредственно связанные с Олимпиадой, идут в Адлерском районе Сочи на двух территориях курорта - в Нижнеимеретинской долине (приморский кластер) и в окрестностях поселка Красная Поляна (горный кластер). В приморском кластере разместятся ледовые дворцы, необходимые для проведения соревнований по хоккею, бегу на коньках, фигурному катанию и т.д., Олимпийская деревня, пресс-центр, а также стадион для церемоний открытия и закрытия Игр. Все это будет объединено в один компактный «Олимпийский парк». В горном кластере будут построены сооружения для проведения соревнований по горным лыжам, сноуборду, биатлону, прыжкам с трамплина, бегу на лыжах и т.д. Здесь, к примеру, уже введена в строй первая очередь курорта «Горная карусель», на территории которого разместится олимпийский медиацентр[10].

    Приморский и горный олимпийские кластеры будут соединены железной и автомобильной дорогой протяженностью около 50 км. Она должна быть построена к 2013 году. Этот проект, реализацией которого занимается ОАО «Российские железные дороги», предусматривает прокладку в горах тоннелей общей протяженностью 26,5 км и 35 км мостов и эстакад. Предварительная сметная стоимость этой дороги -- 242 млрд руб. Всего на развитие дорожной сети Сочи к Олимпиаде, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, из разных источников, в основном из федерального и регионального бюджета, будет израсходовано 400 млрд рублей.

    На сегодняшний день еще нет точного ответа на вопрос, во сколько обойдется все олимпийское строительство в Сочи. По предварительным данным, на все потребуется 12 млрд долл. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак, отвечающий за подготовку Сочи к Играм, 31 января на пресс-конференции после встречи с инспекторами МОК говорил, что бюджет Олимпиады сейчас определяется и, конечно, изменится в связи с известными событиями в мировой экономике. Но, возможно, не вырастет, потому что пока из-за кризиса снижается стоимость строительных материалов. В свою очередь Владимир Путин заверил инспекторов МОК, что финансовый кризис никак не повлияет на процесс олимпийского строительства в Сочи, потому что «все, что касается олимпийского проекта, защищено статьями бюджета и государственными гарантиями».

    Так, например, бюджет Сочи в 2010 году получил дополнительные доходы в сумме 700 миллионов рублей благодаря олимпийскому строительству.

    Как указывалось выше, программа строительства олимпийских объектов  включает строительство и реконструкцию порядка 300 объектов в трех кластерах: горном, прибрежном и городском. Кубань обеспечивает финансирование порядка 170 объектов и мероприятий по развитию инфраструктуры города Сочи. Объем финансирования краевой программы до 2013 года составит около 150 миллиардов рублей. Плановое финансирование 2011 года – более 25 млрд. рублей[11].

    До настоящего времени велись в основном проектно-изыскательские работы. 2010 год стал годом начала активного строительства, на сегодняшний день более 50 объектов находятся в стадии строительно-монтажных работ. Кроме того, уже сданы в эксплуатацию спортивный детско-юношеский центр, школа в Солох-Ауле, здание «скорой помощи» в Лоо. В конце 2010 года  состоялась сдача школы № 38 в совхозе «Россия».

    В связи с проведением тестовых соревнований к 1 января 2011 года сдана больница на 150 мест в Красной Поляне. Это один из первых краевых олимпийских объектов. В этом ряду и другие объекты социальной инфраструктуры: инфекционная больница в Адлере, два детских дошкольных учреждений – в селах Некрасовское, Веселое и в новом жилом микрорайоне на улице Таврической, поликлиника на 100 посещений в селе Веселое[12].

    В рамках олимпийских программ осуществляется также капитальный ремонт многоквартирных жилых зданий: в настоящее время реконструируются 301 дом, а в 143-х ремонт уже окончен. Непосредственно к выполнению работ привлечены 275 подрядных и субподрядных строительных фирм.

    Всего до конца 2010 года были введены в строй 48 олимпийских объектов, находящихся в зоне ответственности Краснодарского края. По плану графику, наибольшее количество объектов будет сдано в эксплуатацию к 2012-2013 годам.

    В 2011 году закончится строительство газопровода "Джубга - Лазаревское - Сочи", в результате чего будут газифицированы все населенные пункты Адлерского района, а также значительная часть поселений в других районах города.

    Транспортную развязку в 2-х уровнях возведут в районе аэропорта Сочи. Строительство около Адлерского аэропорта будет завершено к июлю 2012 года.

    В Имеретинской низменности, где расположена основная группа олимпийских объектов прибрежного кластера, ведется строительство новой системы автомобильных дорог. Сеть дорог общей протяженностью почти 40 километров будет охватывать территорию Олимпийского парка и прилегающие районы.

    Программа строительства предусматривает возведение комплекса сооружений: дорог, транспортных развязок, подпорных стен, остановочных комплексов, тротуаров, устройство водоотвода, наружного освещения и монтаж автоматизированной системы управления дорожным движением. Новый объект транспортной инфраструктуры объединит Олимпийские объекты с гостиничными комплексами и жилыми поселками. В ходе строительства в Имеретинской низменности появятся не только новые улицы, но будут расширены некоторые из существующих. Площадь покрытия проезжих частей в общей сложности достигнет 500 тысяч квадратных метров.

    Сегодня ведутся работы на участках общей протяженностью 10 километров. Готовится основание под устройство дорожного покрытия. На объекте задействовано 135 единиц спецтехники и более 260 рабочих и специалистов. Строительство автомобильных дорог началось в октябре 2010 года, завершение работ планируется в феврале 2012 года. Ответственный исполнитель проекта – ГК «Олимпстрой».

    На хребте Псехако в районе Красной поляны подходит к завершению строительство биатлонного стадиона на 9600 мест. Строители завершили возведение железобетонного каркаса, монтаж металлических конструкций и приступили к остеклению, внутренним отделочным работам, монтажу трибун и сооружений вокруг стадиона[13].

    Совмещенный лыжно-биатлонный комплекс включает в себя два стадиона: один - для биатлона, второй - для лыжных гонок. Стадион для лыжных гонок по проекту выполняется в сборно-разборном варианте. Он будет функционировать только до и во время Игр-2014, после чего его разберут. Соревнования по лыжным гонкам после Олимпийских игр можно будет проводить и на биатлонном стадионе.

    Проектом предусмотрено 15 километров трасс. Они уже проложены на территории лыжно-биатлонного комплекса и согласованы с Международным лыжным комитетом. Трассы еще не сформированы до конца, но специалисты их уже признали одними из самых лучших и интересных в мире. На данный момент полностью готовы четыре с половиной километра олимпийских трасс. В ближайшее время на их обкатку приедут российские лыжники, которые могут внести свои коррективы в их скоростные характеристики.

    Работы по сооружению лыжно-биатлонного комплекса будут завершены уже в конце текущего года. Через год объект примет первые тестовые соревнования - Кубок России и этап Кубка мира. На Олимпийских играх, которые пройдут в Сочи, биатлонисты разыграют 10 комплектов медалей, а лыжники - рекордные 12.


    2.2. Экономические аспекты проведения игр


    Оценивая влияние олимпийских игр на экономику региона, необходимо проанализировать два основных показателя:

    - прямой экономический эффект, связанный с расходами на подготовку и проведение Олимпийских игр;

    - потенциально более глубокий и долгосрочный эффект от организации Олимпийских игр на создание благоприятного инвестиционного климата, улучшение имиджа города и региона за счет международной пиар-кампании, проводимой устроителями Олимпийских игр.

    Также важно осознавать, что степень стимулирующего эффекта Олимпиады зависит от того, насколько стратегически грамотно город вписывает ее организацию в программу развития инфраструктуры и экономики города.

    Например, Лондон при подготовке к летним Олимпийским играм 2012 года собирается потратить 7,2 млрд. из 9,9 млрд. фунтов стерлингов на строительство дорог и линий метрополитена в Восточном Лондоне с целью развития новых деловых районов в этой части города и повышения престижности жилой застройки.

    Бюджет Олимпийских игр в Сочи на данный момент составляет примерно $6,3 млрд., которые будут направлены не только на подготовку и проведение Игр, но и на развитие города. Сопоставляя масштабы зимних и летних Олимпийских игр, можно с уверенностью сказать, что это довольно высокий бюджет для зимней Олимпиады в Сочи.

    Америке (Атланта, $1,8 млрд.) и Австралии (Сидней, $5 млрд.) потребовались относительно маленькие бюджеты для проведения летних Олимпийских игр, что свидетельствует о развитости инфраструктуры в данных городах. Противоположная ситуация имела место преимущественно в развивающихся странах, где рынок гостиничных помещений был слабо развит, а транспортную и сервисную инфраструктуру приходилось создавать практически с нуля. Так, в Пекине общий объем бюджета Олимпийских игр превысил астрономическую сумму в $36 млрд. До Олимпиады гостиничная инфраструктура Пекина, в отличие от Барселоны, Сиднея и Афин, находилась в зачаточном состоянии. Пекинский рынок гостиничных помещений использовался в основном жителями Китая. В течение полутора лет, предшествующих Олимпиаде, правительство Китая организовало открытие более 250 новых отелей, в результате чего общее количество гостиниц достигло 800 объектов.

    Так как объемы инвестиций на обслуживание Олимпийских игр требуют особенно внимательного отношения к планированию олимпийской инфраструктуры и ее последующему использованию, то большинство спортивных сооружений впоследствии будут использованы для туристско-экскурсионных и рекреационных целей. Запланированная в Кудепсте ледовая арена для проведения соревнований по хоккею с шайбой после соревнований будет преобразована в концертно-развлекательный центр, а адлерский конькобежный центр станет торговым центром. Однако целесообразность и рентабельность таких крупных коммерческих объектов в Сочи на сегодняшний день вызывают сомнения даже при условии развития туристического потенциала города. Может ли из курортного города Сочи получиться центр коммерческой и деловой активности? Ответ скорее отрицательный, если исходить из сегодняшних кризисных реалий. Однако Олимпиада – это всегда возможность изменения, возрождения и развития города.

    Стоит отметить, что в настоящее время город Сочи усилиями государственных органов уже стал центром проведения конференций и семинаров. Здесь проводятся Международный экономический форум, заседания глав правительств на высшем уровне, совещание экспертов ООН, Пагуошская конференция и прочие. Все это положительно влияет на имидж города и способствует эволюции города в направлении от курортного до культурно-делового.

    Также превращению Сочи из города-курорта местного значения в международный центр отдыха и делового туризма может способствовать идея создания спортивных школ и тренинг-центров спортивного и, возможно, даже академического характера в дальнейшем. Подобное развитие и создание новых рабочих мест постоянного характера позволит Сочи развиться из курортного города в коммерческий центр со стабильным внутренним спросом, который будет менее зависим от сезонного фактора. Возможностью для Сочи может стать организация федеральных и международных конференций, семинаров, обучающих программ, а также открытие филиалов российских и международных университетов с целью создания интеллектуальной среды, которая подготовит почву для роста и развития делового потенциала города.


    2.3. Экономические риски


    Социально-экономические эффекты зимней Олимпиады в Сочи вызывают горячие споры между чиновниками и экспертами. Первые обещают прирост ВВП более чем на 1%. Однако эксперты говорят, что велика опасность преобладания инвестиций, которые имеют лишь одноразовый эффект. Возможно, многие возведенные объекты после Игр окажутся невостребованными. Чиновники говорят о развитии инфраструктуры региона, надеются привлечь туристов и бизнес в столицу Олимпийских игр-2014. Эксперты же ссылаются на не всегда успешный международный опыт[14].

    Как заявлял в конце июня 2010 года вице-премьер, президент Олимпийского комитета Александр Жуков, «уже сама олимпийская стройка оказывает значительное влияние на экономику». По его словам, проведение Олимпиады в Сочи может дать прирост российского ВВП более чем на 1%. И по этому показателю, как замечают аналитики, Сочи рискует переплюнуть даже Пекин. Так, говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева, запланированный ежегодный прирост ВВП на 1% выше прогнозов по пекинской Олимпиаде-2008, когда китайские власти надеялись на ежегодный прирост ВВП на уровне в 0,3–0,4% в течение семи лет после Игр.

    По словам замглавы Минрегиона Юрия Рейльяна, расходы на реализацию всего проекта зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году уже составляют около триллиона рублей, или 30 млрд. долл. «Это 20-летний бюджет Сочи, – пояснял на заседании общественного совета по подготовке к Олимпиаде Рейльян. – Это совокупность финансовых вливаний, совокупный бюджет подготовки к Олимпиаде, развития города, реализации инвестиционных устремлений».

    К основным причинам формирования такой заоблачной цены Олимпиады – около 2,2% ВВП 2010 года, который составляет примерно 43 трлн. руб., – независимые эксперты относят катастрофическую недоинвестированность инфраструктуры города и огромную долю откатов[15].

    Сам же премьер-министр Владимир Путин на встрече с президентом Международного Олимпийского комитета Жаком Рогге оправдывал огромный олимпийский бюджет тем, что основную его долю составляют расходы на инфраструктуру. «Собственно олимпийские объекты составляют всего 20% от сметной стоимости всего проекта. Идет большая практическая работа по строительству дорог, аэропорта, порта, тоннелей, различных инфраструктурных развязок, газопровода, теплоэлектростанции, канализованию, водоснабжению», – отчитался Путин в начале июня.

    Подготовка к предстоящей летней Олимпиаде в Лондоне тоже оказалась куда более затратной, чем планировалось: речь уже идет не о 4 млрд., а о 19 млрд. долл. Расходы росли лавинообразно, от части проектов пришлось отказаться, поддержание же некоторых уже возведенных объектов целиком легло на плечи налогоплательщиков. Примечательно, что такой опыт уже подтолкнул министра по делам Олимпиады Великобритании Тессу Джоэл к следующим заявлениям: «Знай мы то, что знаем сейчас, – стали бы мы подавать заявку на проведение Игр? Почти наверняка – нет».

    Летние Олимпийские игры  2008 года в Пекине стали самыми дорогими в истории олимпийского движения – власти потратили на их подготовку около 40 млрд долларов, и хотя зимние олимпиады традиционно обходятся дешевле летних, подобное мероприятие могут позволить себе далеко не все страны.

    Рис. 1 Приблизительные оценки затрат на проведение Зимних Олимпийских игр


    А летняя Олимпиада 2004 года в Афинах оказалась настолько нерентабельным событием, что поставила под угрозу экономику страны.

    Рис.2. Финансовая отдача от проведения некоторых Олимпиад

    Как видно, Зимние Олимпиады последних лет давали сравнительно высокую прибыль, а опасения Ванкувера можно пытаться объяснить мировым финансово-экономическим кризисом, однако и затраты России, вследствие отсутствия инфраструктуры и строительства объектов «с чистого листа», не сопоставимы с понесенными Турином и Солт-Лейк-Сити. Зато вполне сопоставимы с затратами Пекина на Летнюю Олимпиаду 2008 года, и это при том, что по сравнению с Китаем Россия испытывает настоящий инвестиционный «голод»[16].

    Рис.3. Доля инвестиций в ВВП, %


    Всего 18 % ВВП идет на все развитие страны, по сравнению с 43% в Китае, при этом 6% всех инвестиций будет вложено в горноклиматический курорт. При существующем критическом состоянии практически всех жизненно важных объектов инфраструктуры России это, мягко говоря, не своевременно.

    Естественно, что отсутствие чистой финансовой прибыли – это не повод, чтобы отказаться от проведения Олимпиады, и экономическая отдача – не главный позитивный эффект игр. Однако опасения, что Россия в своем нынешнем состоянии взяла на себя слишком тяжелое бремя, не исчерпываются ее экономической слабостью. Существует риск бойкота Олимпиады в Сочи по соображениям безопасности. Грузия и страны, стоящие за ее спиной, найдут способы нанести удар по политическому престижу и экономике России, о чем уже не раз заявляли грузинские политики на высшем уровне. А опыт Московской Олимпиады 1980 года говорит о том, насколько реальна эта перспектива. Положение СССР в 1980 и России в 2014 чрезвычайно схоже с точки зрения картины геополитической борьбы со страной[17].

    Среди прочего чрезвычайно важными являются экологические проблемы, да и банальная застройка уникального Грушевого хребта виллами и усадьбами под видом олимпийского строительства также не исключена, учитывая существующий масштаб распространения коррупции.

    Тем не менее, подавляющее большинство россиян продолжают положительно относиться к проведению олимпиады в Сочи.

    Рис.4. Оценка россиянами проведения Олимпийских Игр в Сочи в 2014 г.


    Примечательно, что принципиально иное мнение по поводу Олимпиады в Сочи складывается у самих сочинцев. Хотя чуть более половины горожан (52%) поддерживают курс на проведение Олимпиады, уже отчетливо проявились иные, в том числе и резко отрицательные мнения, которых придерживается примерно такая же (47%) доля населения. Это не только те, кто «начал сомневаться» в целесообразности Олимпиады, но и люди, прямо говорящие о том, что она создаёт «много проблем и вопросов», и способна вообще «разрушить курорт и принести жителям неприятности»[18]. Политические протесты против олимпиад – явление не новое, тем не менее совершенно очевидно, что социальному государству Российской Федерации недопустимо проводить подготовку к Олимпиаде с нарушением тех немногих прав граждан, что закреплены в ее Конституции.

    Среди положительных последствий Зимней Олимпиады 2014 наиболее часто россияне отмечают укрепление позиций России на международной арене и развитие спорта.

    Рис.5. Мнения россиян о последствиях Зимней Олимпиады в Сочи.


    Что касается повышения международного авторитета страны, то для Китая этот факт оказался, по–видимому, главным  и наиболее существенным результатом проведения Олимпиады в Пекине в 2008 году. Но ведь китайцы продемонстрировали и невероятные спортивные достижения, завоевав 51 золотую медаль и заняв уверенное первое место в неофициальном общекомандном зачете по медалям (II место США – 36 золотых медалей, III место Россия – 23). Поэтому необходимо вкладывать средства не только в спортивные объекты, где будут состязаться лучшие атлеты мира, но и в собственных спортсменов, которые на этих аренах будут отстаивать честь и престиж своей страны. Судя по первым дням их выступлений на нынешней Олимпиаде это становится актуальным как никогда. Подобный ванкуверскому провал России на Играх в 2014 году существенно обесценит все усилия восьмилетней подготовки к Олимпиаде[19].

    Затраты России на проведение Олимпиады-2014 уже сейчас обещают стать рекордными за всю историю зимних Олимпиад. По экспертным оценкам Игры могут обойтись налогоплательщикам в два раза дороже, чем было запланировано изначально, то есть примерно в 24 млрд долларов. И хотя, по словам президента оргкомитета «Сочи-2014» Д. Чернышенко, «менее трети всех расходов приходится на сами Олимпийские игры, основная часть идет на реконструкцию всего региона», представляется, что перед Россией сейчас стоят гораздо более срочные задачи.

    В этих условиях возникает естественный вопрос об окупаемости затрат на «великую олимпийскую стройку», тем более, что получение прибыли от проведения мероприятия далеко не бесспорно. Например, глава Организационного комитета Олимпийских игр в Ванкувере и Уистлере Дж. Ферлонг исходит только из того, что Игры удастся провести со «сбалансированным бюджетом».  Необходимо отметить, что опасения канадцев весьма оправданы, так как Летние Игры-1976 в Монреале принесли убытки в размере 1,2 млрд долларов, и городу потребовалось 30 лет для того, чтобы рассчитаться по долгам.

    Специалисты, занимающиеся изучением экономических последствий Олимпийских игр, перечисляют следующие выгоды. На предолимпийском этапе капитальное инфраструктурное и спортивное строительство обеспечивает людей рабочими местами, стимулирует вливания инвестиций в экономику страны. Этап проведения Олимпийских игр приносит стране доходы за счет продажи прав трансляции Игр на ТВ, в Интернете, реализации билетов и сувенирной продукции, рекламы и лицензирования. На постолимпийском этапе начинается активная эксплуатация инфраструктуры региона и олимпийских объектов, которые иногда перестраивают под другие нужды. Выгодным оказывается также внимание бизнеса и туристов к заявившему о себе всему миру городу[20].

    Однако некоторые эксперты уверены: экономический эффект от проведения Олимпиады на самом деле не так велик. «Потенциальный прирост ВВП меньше уже осуществленных затрат на строительство и инфраструктуру. Долгосрочный экономический эффект от проведения Олимпиады, как показывает опыт Солт-Лейк-Сити и Ванкувера, будет близок к нулю – многие из спортивных объектов, построенных к Олимпиаде, так и не найдут своего применения после окончания Олимпиады», – объясняет президент компании «Неокон» Михаил Хазин. «Инвестиции, которые будут направлены на строительство олимпийских объектов, окажутся в структуре ВВП, но это не значит, что они обеспечат его прирост», – продолжает аналитик ФК «Открытие» Ольга Найденова.

    Главная опасность олимпийского проекта – в возможном преобладании инвестиций, которые будут иметь именно одноразовый, а не долгосрочный положительный эффект. «Доля одноразовых инвестиций в суммарном бюджете олимпийского проекта составляет 15–20%. Если же оценить чисто олимпийский бюджет, спортивные постройки, то здесь одноразовые инвестиции могут достичь 60–70%», – полагает директор департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев. Даже строительство дороги в никуда, по его словам, приносит краткосрочный положительный эффект для ВВП страны. Но и он потом сходит на нет, если дорога не востребована.

    «От продажи билетов, прав на телетрансляции, от рекламы и потока туристов можно получить доход в размере нескольких миллиардов долларов. Но не более, – рассуждает Воробьева. – Наверняка некоторые олимпийские объекты окажутся невостребованными. А их содержание в надлежащем состоянии будет обходиться в несколько десятков миллионов долларов в год».

    Опыт других стран отчасти подтверждает слова опрошенных «НГ» экспертов. Так, бобслейная трасса в Турине, которая обошлась в 108 млн. долл., была потом признана чиновниками «невосполнимой тратой». Одной из целей летней Олимпиады-2000 в Сиднее было стимулирование притока туристов в город после Игр. Но австралийские эксперты не увидели за последующие десять лет этого результата. Кроме того, есть хрестоматийный пример провальной летней Олимпиады-1976 в Монреале, после которой город набрал 2,8 млрд. долл. долгов и расплачивался по ним 30 лет. Однако бывает и по-другому: бюджет летней Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе был исполнен с профицитом в 300 млн. долл. благодаря частному финансированию Игр[21].

    К какому варианту ближе окажутся Сочи, пока остается только гадать.





    Глава 3. Экономические проблемы подготовки Олимпиады в Сочи

    3.1. Проблемы энергоснабжения олимпийских объектов и развития транспортной инфраструктуры


    На протяжении нескольких десятилетий, энергообеспечение г. Сочи было «узким местом» энергетики Краснодарского края из-за отсутствия резервов энергомощностей. Для решения данной проблемы в районе Большого Сочи сегодня реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. В Сочи была построена новая Сочинская ТЭС, ведется строительство высоковольтных воздушных линий электропередачи напряжением 220–500 киловольт, трансформаторных подстанций, ведется реконструкция Сочинских электрических сетей. В районе горнолыжного курорта Красная Поляна была введена в строй малая гидроэлектростанция мощностью 1,5 мегаватта. 

    Введена в строй новая Сочинская ТЭС, генеральным подрядчиком строительства выступила организация «Мосэнергострой». Предусмотренный объем капиталовложений составил 5 миллиардов рублей. Проектная мощность станции — 78 мегаватт.

    Вместе с недавно проведенной российскими специалистами реконструкцией сетей энергосистемы «Кавкасиони», значительная часть которых проходит по территории Абхазии, строительство ТЭС существенно снизит зависимость Сочинского энергетического района от аварий на ЛЭП в зимнее время. Основной целью проекта является бесперебойное энергообеспечение города Сочи. Ввод Сочинской ТЭС позволит покрыть возрастающее энергопотребление в регионе в связи с созданием рекреационной зоны на курорте Красная Поляна.

    Особое значение при строительстве курорта международного уровня уделяется развитию транспортной сети. Завершена работа над строительством новой современной трассы Адлер — Красная Поляна. На данный момент ведется строительство объездной дороги в обход Сочи, второго моста через реку Сочи и развязки на Краснодарском кольце. По проекту объездная дорога вокруг Сочи состоит из двух очередей. Уже введен в эксплуатацию самый трудный участок — Мацестинский тоннель.

    Одним из этапов в развитии курорта является перенос железнодорожной дороги на участке Туапсе-Адлер вглубь побережья. По экспертным оценкам администрации Краснодарского края, после выноса железнодорожного полотна на освобожденной территории можно построить не менее 70 крупных санаторно-курортных комплексов примерно на 35 000 мест. А высокий рыночный спрос на земельные участки в курортной зоне позволяет оценить объем привлекаемых инвестиций на уровне 2 миллиардов долларов. По словам Президента России, «перенос железнодорожной линии, параллельно с развитием автомобильных дорог, создаст условия для масштабного строительства объектов курортно-туристического комплекса, как на побережье, так и в горных районах». Юго-Восточной железной дороге предстоит освоить 7,6 миллиардов рублей инвестиций. Средства направлены для строительства железнодорожного моста через реку Дон, реконструкцию ряда станций, внедрение ресурсосберегающих технологий и обновление путей. Свыше 1,5 миллиардов рублей ОАО «РЖД» направило на обновление подвижного состава магистрали. Время пути из Москвы до Сочи сократиться до 15 часов[22].

    Северо-Кавказская железная дорога планирует направить, по предварительным расчетам, 450 миллиардов рублей на подготовку к Олимпиаде 2014 года. В 2008 году началось строительство 3 км железнодорожных линий интермодальных перевозок по маршруту Адлер — аэропорт. Существует программа по развитию вторых путей на всем побережье. К лету 2012 года заработает аэроэкспресс Адлер – аэропорт Сочи. Новый железнодорожный маршрут, протяженность которого составляет 2,8 км, должен обеспечить перевозку около 70% авиапассажиров сочинского аэропорта (более 80 тыс. человек в сутки). Поезда будут курсировать с интервалом в 25 минут. Строительство новой линии приурочено к Олимпиаде 2014 года в Сочи.

    Администрация города объявила о переводе всего общественного транспорта с бензина на экологически чистый вид топлива, такой как водород. Водородный транспорт почти в три раза менее вреден для окружающей среды, чем транспорт на бензине, и абсолютно экологически безопасен, выделяя исключительно пары воды[23].

    На привлекательности Сочи отразилось завершение реконструкции международного аэропорта в городе Адлер. Это является необходимым условием для полноценного развития горно-морского курорта и осуществления крупных проектов на территории Большого Сочи. 1 июня 2007 года в рамках Международного транспортного форума в Сочи состоялось открытие взлетно-посадочной полосы в аэропорту Адлер длиной 2500 метров. Реконструкция взлетно-посадочной полосы проводилась в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)».

    Аэропорт Сочи в 2010 гг. увеличил перевозку пассажиров еще на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года — до 1.357.592 человек.

    Значительные инвестиции направляются и на развитие порта г. Сочи. Предполагается реконструировать Сочинский морской торговый порт и создать на его базе Российскую морскую компанию для организации круизного туризма. Первый этап развития Сочинского порта — приведение порта в техническое состояние, соответствующее действующим международным нормам. В этой связи предстоит выполнить реконструкцию и ремонт существующих зданий, гидротехнических сооружений, инженерных сетей общей стоимостью 900 миллионов рублей.

    Одно из главных мероприятий первого этапа, которое успешно выполнено — это ремонт морского вокзала. Ввод его в эксплуатацию значительно повысил конкурентоспособность Сочинского порта. Решение о развитии Сочинского морского порта принято на уровне Министерства транспорта Российской Федерации, на данный момент разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Его реализация позволит принимать одновременно три круизных лайнера вместимостью до двух тысяч пассажиров каждый. По предварительным подсчетам, на реконструкцию Сочинского морского порта потребуется около 10 миллиардов рублей. После этого порт сможет принимать до 150–200 круизных судов в год[24].


    3.2. Перспективы развития курортного потенциала города


    Курорт Сочи известен своими бальнеологическими свойствами (термальные источники в Мацесте). Глубина артезианских скважин достигает 3300 метров. Воду термальных источников применяют для ванн и ингаляций. В Адлерском районе в лечебных целях используются иловые грязи. На территории Большого Сочи находится более 30 скважин с минеральной водой (Мацеста, Хоста, Чвижепсе, Псезуапсе и Красная Поляна). Мягкий тропический климат способствует профилактике и лечению заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма человека. Сочи, по своим курортологическим возможностям сравним с Давосом, южным берегом Франции, Тулузой и Бордо.

    В границы проекта, помимо непосредственно горнолыжного курорта Красная Поляна, включены приморские территории Имеретинской долины, предгорные зоны и проектируемый в районе поселка Галицино самостоятельный «Сочи Гольф и СПА курорт». Круглогодичный гольф-курорт «Сочи Гольф и СПА Курорт» является одним из самых масштабных проектов. Строительство комплекса оценивается в 150 миллионов евро. Место расположения курорта: центр треугольника г. Сочи — горнолыжный курорт «Красная Поляна» — международный аэропорт Сочи. Место застройки выбрано идеально: на высоте от 200 до 375 метров над уровнем моря на склонах гор, в месте слияния рек Кудепста и Псахо. Площадь курорта составит 166 га. По своему рельефу территория, выделенная под строительство гольф-поля, напоминает лучшие клубы Испании и Португалии. Поездка от аэропорта до территории курорта «Сочи Гольф и СПА Курорт» займет около 25 минут. Консультантами по данному проекту выступает — Ernst & Young (CIS) Ltd., ведущая международная компания по оказанию профессиональных консалтинговых услуг. Территория будущего курорта со всех сторон окружена лесом и входит в особую санитарно-охранную зону Сочинского национального парка. В 15 минутах езды от курорта будет находиться собственный пляж, что создаст идеальные условия для развития круглогодичного клубного курорта с широкими возможностями для горного и морского отдыха. Центром притяжения курорта станет гольф-клуб с чемпионским 18-ти луночным полем, позволяющим проводить соревнования международного уровня. К его проектированию привлекаются лучшие гольф-архитекторы мира. В состав клуба войдет академия гольфа с учебно-тренировочными полями[25].

    Но самые грандиозные планы связаны с преобразованием сочинского побережья, созданием так называемых искусственных территорий — островов, на которых планируется создавать аквапарки, а также небольшие гостиницы. Перед Сочи  стоят две главные задачи: расширение пляжной полосы, которая катастрофически «тает» с каждым годом, и строительство портов для стоянки морских яхт, что придаст курорту международный статус. 

    У Сочи есть все основания и возможности, стать значимым курортным центром с современной инфраструктурой и качественным обслуживанием, так как он обладает огромным потенциалом и не имеет альтернатив в масштабе нашей страны[26].


    3.3. Проблемы, связанные с реализацией олимпийского проекта


    Подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи открывает новые перспективы развития популярного курорта, но, в то же время, ставит ряд проблем. Одна из них – использование рекреационного потенциала и гостиничного фонда после проведения XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр, а также в период подготовки к ним.

    К городу – претенденту на проведение Олимпийских игр предъявляются требования не только по наличию необходимых спортивных объектов, но и по надлежащему качеству транспортной и инженерной инфраструктуры, энергоснабжения, средств связи, качеству работы обслуживающего персонала, проведению природоохранных мероприятий и др.

    Особенностью Сочи как места проведения зимних Олимпийских игр 2014 года является не только отсутствие подходящих спортивных объектов, но и полное отсутствие базы для реализации всего комплекса требований МОК. Эти обстоятельства создают серьезные проблемы организаторам Игр.

    К примеру, в Лондоне, где должны состояться летние Олимпийские игры 2012 года, на сегодняшний день также отсутствуют в полном объеме необходимые объекты спортивной инфраструктуры, однако современный уровень развития средств связи, обслуживания участников и гостей спортивных мероприятий, дорожная инфраструктура в центре столицы Великобритании и степень законодательной проработки природоохранного обеспечения уже составляют необходимую базу для проведения Игр.

    Вызовом для устроителей Олимпиады в Сочи станут некоторые специфические факторы, отличающие этот город от других городов-устроителей:

    1. Техническое отсутствие возможности для осуществления крупномасштабного строительства.

    Город, вытянутый вдоль моря на 140 км, отрезан горными массивами от остальных территорий страны. Доставка стройматериалов возможна лишь морем, однако на сегодняшний день в регионе отсутствует порт, способный принимать требуемое количество грузов. Строительство порта вблизи будущей Олимпийской деревни ведется (инвестор – Базовый элемент), предварительный срок завершения строительства – конец лета 2009 года. На текущий момент застройщик подтверждает заявленные даты и намерен принять первый корабль с грузом строительных материалов в конце августа 2009 года.

    2. Юридические препятствия для осуществления строительства олимпийских объектов[27].

    Строительство основной Олимпийской деревни сопряжено с необходимостью отселения жителей, проживающих на территории 680 га. Договоренности по данному вопросу в настоящее время не достигнуто.

    Строительство горнолыжного курорта, который будет использован для проведения Игр («Роза Хутор»), приостановлено из-за неурегулированных вопросов по передаче прав на землю.

    3. Неудовлетворительное текущее состояние дорожно-транспортной сети города.

    В городе затруднено транспортное сообщение между районами. В настоящий момент в Сочи завершается строительство объездной автодороги Сочи–Джубга, которая должна существенно улучшить транспортную доступность региона. Однако вся дорожная сеть города нуждается в полной реконструкции, включающей расширение транспортных магистралей. Администрацией Сочи заявлены проекты создания до 2012–2013 гг. легкого метро, воздушного метро (канатной дороги), системы морских пассажирских линий.

    4. Неопределенность перспектив превращения региона в международный туристический центр.

    В регионе отсутствуют культурные и исторические достопримечательности, способные увеличить привлекательность Сочи для международных туристов. Также отрицательно влияет фактор удаленности, сложная процедура въезда и неудовлетворительное состояние сферы туристических и сервисных (гостиничных) услуг.

    В настоящее время 95% туристов, посещающих Сочи, являются гражданами России и СНГ, после Олимпийских игр власти планируют довести долю иностранцев до 20–25%.

    5. Нестабильная внутренняя и внешняя политическая обстановка.

    На протяжении 2008 года в Сочи три раза происходила смена главы города. Предвыборная кампания на пост мэра города в апреле 2009 года проходит с использование «черных» пиар-технологий, что оказывает негативное влияние на политический имидж города. После событий августа 2008 года Россия официально приняла независимость Абхазии, непосредственно граничащей с Краснодарским краем. В настоящее время на территории Абхазии планируется размещение до батальона МП Черноморского флота и одного-двух десантных кораблей, что положительно повлияет на обеспечение безопасности будущей Олимпиады.

    6. Нарушения природоохранного законодательства при строительстве инфраструктурных олимпийских объектов.

    В апреле 2009 года глава Минприроды Юрий Трутнев заявил, что находит состояние строительных площадок ужасным. По его словам, действия рабочих уже нанесли непоправимый ущерб экологии края. В противовес этому заявлению Олимпстрой утверждает, что на территории строительства природоохранным мероприятиям уделяется особое внимание[28].

    7. Отсутствие центров занятости.

    Принимая во внимание объемы нового строительства, а также требуемый уровень развития сервисной инфраструктуры для обслуживания новых гостиничных объектов, в Сочи необходимо создать минимум 50 000 дополнительных рабочих мест. При этом нужно будет обучить рабочий персонал и создать социальные условия для жизни людей. Это самая главная и сложная задача, решение которой надо продумать как можно скорее и начать соответствующие мероприятия.

    8. Сложности с привлечением инвесторов, способных обеспечить возведение требуемых спортивных объектов.

    За пять лет до проведения Олимпиады в городе еще не было начато строительство ни одного спортивного олимпийского объекта, за исключением подготовки к возведению горнолыжных объектов, расположенных на уже функционирующих горнолыжных туристических курортах. Инвесторы были найдены лишь для 6 из 13 основных спортивных сооружений.

    Таким образом, проведение зимних Олимпийских игр в Сочи может стать либо грандиозным успехом для региона, либо же грандиозным провалом. Принимая во внимание мировой опыт проведения Олимпийских игр, очевидно, что вложения в инфраструктуру и медиа-поддержку Игр – это инвестиции в развитие города, окупаемые в долгосрочном периоде за счет улучшений макроэкономических показателей: инвестиционной и деловой активности, занятости и мировой известности[29].

    Основной экономический потенциал развития Сочи, как правило, связывается с возможностью превращения города в международный туристический центр, где летний сезон пляжного отдыха чередуется с зимним горнолыжным сезоном.

    Использование инфраструктуры Олимпийских игр в таком случае должно обязательно предусматривать развитие индустрии гостеприимства, включая гостиницы, оздоровительные центры, салоны красоты, развлекательные объекты. Успешное развитие туристической отрасли и сферы услуг должно также способствовать росту цен на жилье в регионе.




    Заключение


    Итак, Россия победила в конкурсе на право проведения ХХII Зимних Олимпийских Игр-2014, которые пройдут с 7 по 23 февраля в курортном городе Сочи. Спустя долгие 34 года, наша страна вновь проведет на своей территории самое значимое событие спортивной жизни. До этого столицей Олимпиады в России успела побывать Москва в знаменательном 1980-м году. Тогда Игры были летними, а вот теперь – зимние.

    Если верить статистике, проведение Олимпийских игр не всегда оказывает значительное и долгосрочное влияние на такие важные социально-экономические показатели, как уровень занятости, доходы населения и инфляция. Влияние Олимпийских игр необходимо прогнозировать, принимая во внимание существующую инфраструктуру, размер и экономический статус принимающего региона.

    На данный момент ведется активная работа по развитию города Сочи и продвижению курорта совместными усилиями российского правительства и местной администрации. В лице правительства у известного российского курорта появился надежный деловой партнер. Сотрудничество по линии Москва-Сочи-Краснодар становится всё более прочным и более конструктивным. Также намечена совместная программа взаимодействия российской прессы, и администрации города Сочи, направленная на популяризацию курорта. 




    Список использованной литературы


    1. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991 "О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (с изменениями от 7, 23 декабря 2010 г.)

    2. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1086 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991" (с изменениями от 10 марта 2009 г.)

    3. Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Электронная энциклопедия Википедия. Доступ: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Электронная энциклопедия Википедия. Доступ: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Электронная энциклопедия Википедия. Доступ: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Электронная энциклопедия Википедия. Доступ: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Электронная энциклопедия Википедия. Доступ: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1086 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991" (с изменениями от 10 марта 2009 г.)

    [9] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991 "О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (с изменениями от 7, 23 декабря 2010 г.)

    [10] Официальный сайт Олимпстроя. Доступ: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Официальный сайт Олимпстроя. Доступ: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Официальный сайт Олимпстроя. Доступ: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Официальный сайт Олимпстроя. Доступ: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] По данным kprf.ru

    [19] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Официальный сайт Оргкомитета Олимпиады Сочи-2014. Доступ: #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Официальный сайт Администрации города Сочи. Доступ: #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Официальный сайт Администрации города Сочи. Доступ: #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Официальный сайт Администрации города Сочи. Доступ: #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Официальный сайт Оргкомитета Олимпиады Сочи-2014. Доступ: #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Исследования Центра проблемного анализа. Доступ: http://www.rusrand.ru/ac/cifra_274.html

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экономические проблемы подготовки Сочи к олимпиаде ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.