Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Агрессия и темперамент

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Агрессия и темперамент
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    Введение..................................................................................................2

    1.   Характеристика индивидуальных свойств человека..................3

    2.   Личность и закономерности ее развития.....................................5

    3.   Темперамент и его типы................................................................7

    4.   Зависимость агрессивного поведения от темперамента..........15

     Заключение...........................................................................................29

     Список литературы..............................................................................30



























    Введение


    Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в пове­дении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в послед­нее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, особенно подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживо­сти, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к лю­дям или животным, суицидального поведения. Наиболее острой является проблема роста детской преступности и асоциальности.

    На процесс образования поведенческих нарушений мо­жет оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, социально-пси­хологических, педагогических факторов.

    Теоретический анализ показывает, что общим в происхож­дении названных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и пси­хологической дезадаптации. В основе нарушений, сопрово­ждающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психо­логические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым — негармоничное семейное воспитание.









    1.   Характеристика индивидных свойств человека


    Человек как биологическое существо, как представи­тель вида Homo sapiens называется индивидом. Соответству­ющие свойства, которые характеризуют его в этом качестве, называются индивидными. Среди многообразных инди­видных свойств наибольший интерес для психологии пред­ставляют нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, конституционные особенности, сенсомоторная организация, структура органических потреб­ностей, система инстинктов и безусловных рефлексов.

    Индивидные свойства человека предопределены гене­тически, что исключает или существенно ограничивает возможности их изменения. Например, при помощи тре­нировок почти невозможно изменить скорость реакции человека или объем непосредственной памяти. Индивид­ные свойства обеспечивают существование человека как биологической единицы. Они выступают в самых разных ипостасях: как источники активности, как механизмы ре­гуляции поведения, как органический (телесный) субст­рат практических действий и движений, как механизмы первичной оценки жизненной значимости тех или иных явлений и событий, как механизм порождения и существования психических явлений, как условия и предпосыл­ки возникновения определенных психических свойств, как органический инструмент, порождение и носитель первичной формы психического. Однако индивидные свойства человека никогда не бы­вают психическими (субъективными), или личностными. Они только обеспечивают человеку потенциальную воз­можность стать субъектом и личностью. Вместе с тем они обеспечивают и существование человека в этих качествах[8, с. 48].

    Из психологии хорошо известно, что очень важное значение для возникновения и существования психических явлений имеет головной мозг. Органические нарушения мозга с неизбежностью приводят к расстройству психических функций, а врожденные аномалии иногда делают невозможным их развитие. Установлено, что каждый участок мозга имеет своеоб­разную специализацию, то есть наиболее тесно связан с функционированием определенных психических функ­ций: зрительного восприятия, эмоций, внимания и т. д. Искусственное раздражение тех или иных участков мозга приводит к возникновению у человека соответствующих субъективных образований: образов, переживаний, сосре­доточения на чем-либо и т. д. В психологии это называется принципом локализации психических функций в коре го­ловного мозга. Для возникновения и существования душевного мира человека необходим не только мозг, но и все телес­ные органы и функции вместе взятые. Например, он не может возникнуть без органов и механизмов практическо­го действия, посредством которых осуществляются реаль­ная связь человека с окружающим миром и наполнение душевного мира предметным содержанием. Сам по себе мозг способен лишь к порождению своеобразной субъек­тивной ткани (субстанции), из которой может строиться душевный мир[ 15, с. 14].

    Нейродинамические свойства определяют особенности протекания нервных процессов в головном мозге и в нер­вной системе: силу процессов, возбуждение и торможе­ние, их подвижность (способность переходить друг в дру­га) и уравновешенность. В зависимости от сочетания этих свойств И. П. Павлов выделил типы высшей нервной дея­тельности (сангвинический, холерический, флегматиче­ский и меланхолический) и соответствующие типы тем­перамента. Нейродинамические свойства оказывают влияние на про­текание психических процессов и на всю душевную жизнь в целом. Например, у человека с подвижным типом нер­вных процессов быстрее протекает мышление, восприя­тие, запоминание и др. Одновременно эти свойства высту­пают как условия развития различных психических ка­честв: способностей, черт характера, самооценки.



    2.   Личность и закономерности ее развития

     Развитие личности представляет собой активный про­цесс усвоения ребенком социальных норм и соответствую­щих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологи­ческой сущностью, на преодоление непосредственных есте­ственных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игруш­ки, но он должен овладеть умением преодолевать это непо­средственное побуждение и следовать соответствующей со­циальной норме. Поэтому другое основное условие станов­ления личности — наличие социальной среды, то есть конк­ретных людей — носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ре­бенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, со­седи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспита­ния» детей среди животных. По своей психологической сущ­ности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Всевозможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личност­ным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Приме­ром таковых могут служить дети, выросшие в неблагополуч­ных семьях, детских домах, исправительных колониях и т. п.

    Процесс «передачи» ребенку социальных норм называет­ся воспитанием. Он может быть целенаправленным или сти­хийным. Целенаправленное воспитание является специаль­но организованным и упорядоченным педагогическим про­цессом, состоящим из таких педагогических актов, как озна­комление с социальными нормами, демонстрация эталон­ных способов поведения, организация упражнений, конт­роль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятель­ность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом каких-то иных действий.

    Воспитание не следует понимать как процесс односто­ронней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственнной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т. д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того, чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, де­монстрация положительных примеров, организация дея­тельности, поощрение, наказание и др. Однако они не мо­гут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это еже­дневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определённых уме­ний, а самое главное — способности преодолеть собствен­ную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать[16, с. 87].

    Таким образом, следующее чрезвычайно важное усло­вие развития личности — это активная деятельность ребен­ка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения.





    3.   Темперамент и его типы


    Среди многообразия индивидных характеристик чело­века большой интерес представляют нейродинамические свойства, образующие темперамент.

    Темперамент — это система устойчивых индивидуаль­но своеобразных свойств психики, определяющих дина­мику его душевной жизни и социального бытия. Внешне они одинаково проявляются в разнообразных его формах (предметной деятельности или общения) независимо от их содержания, целей и мотивов и остаются почти неиз­менными на протяжении жизни. При относительном ра­венстве мотивов поведения или деятельности и при одних и тех же внешних обстоятельствах люди отличаются друг от друга по импульсивности, по эмоциональности, по ско­рости, по темпу, по степени проявляемой энергии, по впе­чатлительности. Эти различия обнаруживаются уже в ран­нем детстве, отличаются особым постоянством и выступа­ют в различных сферах социального бытия.

    Свойства темперамента не влияют на содержание ду­шевной жизни человека: его цели, планы, мысли, воспо­минания, фантазии и т. д. Поэтому их называют формаль­но-динамическими. Учение о темпераменте возникло еще в античные времена. Впервые это понятие было введено древнегреческим врачом Гиппократом (V в. до н.э.), кото­рый полагал, что у людей существует различное соотноше­ние четырех жидкостей в организме: желчи («холе»), крови («сангвис»), лимфы («флегма») и черной желчи («меланос холе»). В зависимости от преобладания в организме ка­кой-то одной из них были выделены типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и мелан­холический.   Его   учение   развил   немецкий   философ И. Кант. Он считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Кант вы­делял темпераменты чувств (сангвинический и меланхо­лический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический). Сангвинический темперамент он рассматривал как характеристику людей веселого нрава, оптимистов, юмористов. Их отличает также доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь. Меланхолический темперамент характерен для людей мрачного настроения, повышенной тревожности и ранимой души. Холе­рический темперамент встречается у вспыльчивых людей, которые быстро воспламеняются, но быстро и остывают. Флегматический темперамент относится к хладнокровным, спокойным и медлительным людям Они долго осваивают новую деятельность, продолжительное время сохраняют рабочее состояние.

    Научное учение о темпераментах было создано И. П. Павловым. Он связывал темперамент с функциони­рованием центральной нервной системы. При изучении и исшей нервной деятельности ему удалось обнаружить фи основных ее свойства: силу, уравновешенность и по­движность. Сила нервной системы определяется ее спо­собностью выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было вы­делено два ее типа: сильный и слабый. Человек с сильным типом нервной системы способен сохранять свои функци­ональные характеристики в условиях повышенной напря­женности и нагрузки, что не присуще человеку со слабым типом.

     Уравновешенность нервной системы определяется соотношением силы процессов возбуждения и торможе­ния. Она проявляется в противоречивых и конфликтных ситуациях, инициирующих у человека одновременно два противоположно направленных способа поведения: быть активным — быть сдержанным, говорить — молчать, не­медленно принимать решение — повременить и т. п. В за­висимости от того, в какой мере сбалансированы эти про­цессы по силе, выделяют два типа нервной системы и со­ответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный с преобладанием силы возбуждения.  Подвижность нервной системы определяется временны­ми параметрами функционирования процессов возбужде­ния и торможения. Она проявляется в ситуациях освоения навыков, смены деятельности, вхождения в деятельность и т. п. В соответствии с этим было выделено два типа нервной системы: подвижный и инертный. Они отличаются скоростью протекания соответствующих нервных процес­сов и соответствующих внешних или внутренних действий (мышления, памяти, воображения и т. п.). Например, ученик с подвижной нервной системой при прочих равных условиях быстрее решит задачу, чем ребенок с инертной нервной системой[ 15, с. 95].

    В зависимости от соотношения этих процессов были выделены четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темпераменты: сангвинический — силь­ный уравновешенный подвижный; флегматический — си­льный уравновешенный инертный; холерический — силь­ный неуравновешенный; меланхолический — слабый тип. Тип нервной деятельности — природная особенность че­ловека. Он наследственно обусловлен, хотя может незна­чительно меняться под влиянием окружающих условий. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервных процессов.

    Теорию темперамента И.П.Павлова называют нейро­физиологической. Кроме нее существует также психоло­гическая теория темперамента, автором которой является В. С. Мерлин. Она построена на основе изучения особен­ностей поведения людей в различных жизненных ситуа­циях, в соответствии с которыми было выделено несколь­ко устойчивых, предельно обобщенных формальных (бес­содержательных) свойств человека, названных эмоциона­льно-динамическими или свойствами темперамента. К ним относится сензитивность, реактивность, актив­ность, соотношение реактивности и активности, темп ре­акций, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

    Сензитивность — чувствительность психики, о кото­рой судят по тому, какова наименьшая сила внешних воз­действий, необходимая для возникновения какой-либо реакции человека, и какова скорость этой реакции.

    Реактивность — степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово и т. п.).

    Активность — степень энергичности, с которой чело­век воздействует на внешний мир и преодолевает препят­ствия при осуществлении целей.

    Соотношение реактивности и активности, о котором су­дят по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоя­тельств (от настроений, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

    Темп реакций — скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость запоминания).

    Экстраверсия — зависимость реакции и деятельности и человека от внешних впечатлений, возникающих в данн­ый момент, и интроверсия — зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.

    Эмоциональная возбудимость характеризует минималь­ную силу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость, с которой она возни­кает.

    Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных действий. Задача родителей и педагогов заключается не в  том, чтобы изменить их у ребенка, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать у него способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач. Например, сензитивный человек должен по возможности избегать ситуаций, связанных с повышенной ответственностью, риском, психи­ческой или физической перегрузкой и т. п. Они представ­ляются для него трудно преодолимыми, а значит невыгод­ными. Свойства темперамента, не являясь личностными, имеют очень важное значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей. Это также необходимо учитывать при построении учебно-воспитательного процесса.

    Типы темперамента

    Выделенные свойства темперамента представлены у разных людей не в случайном сочетании, а в закономерном соотношении, то есть как устойчивая система. В зависимости от этого выделяют соответствующие типы темперамента.

    Сангвинический темперамент характеризуется повышенной реактивностью и активностью, благодаря чему он живо откликается на все новое. Соотношение активности и реактивности у него уравновешенное, он может сдержи­вать свои реакции и проявления чувств. Темп реакций достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, темпе речи, мышления и других психических процессах. Это человек очень энергичный и работоспособный, он ак­тивно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Продуктивен при динамической и разнооб­разной работе. Способен быстро сосредоточить свое вни­мание, ему присущи гибкость ума, находчивость. Сангви­ник экстравертирован, быстро приспосабливается к меня­ющимся ситуациям, находит контакт с другими людьми, общителен, быстро переключается с одного вида деятель­ности на другой. Эмоционально неустойчив, легко подда­ется чувствам, они у него обычно несильны и неглубоки. Склонен к положительным эмоциям.

    В основе холерического темперамента лежит неуравно­вешенный тип нервной системы. Для холерика, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность и актив­ность, быстрый темп реакций, но реактивность преобла­дает над активностью. Отличается повышенной возбуди­мостью, неуравновешенностью, которая проявляется в общении и деятельности: он с увлечением берется за дело, проявляет инициативу, но энергия быстро истощается. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Холери­ку трудно дается деятельность, требующая плавных дви­жений, спокойного, медленного темпа, он часто проявля­ет нетерпение, резкость движений, порывистость. В обще­нии с людьми холерик вспыльчив, несдержан, раздражи­телен, что может приводить к конфликтным ситуациям.

    Флегматический темперамент отличается спокойстви­ем, уравновешенностью, малой подвижностью, большой ригидностью (отсутствием гибкости) и интровертированностью. Активность преобладает над реактивностью. Пси­хические процессы протекают замедленно, ему требуется время для сосредоточения на какой-либо деятельности. Для флегматиков характерны малая реактивность и малая эмоциональная возбудимость. Движения у флегматика за­медленны, он с трудом переключает внимание, плохо при­спосабливается к новой обстановке. В деятельности про­являет настойчивость, терпение и усидчивость. Отличает­ся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отно­шениях с людьми флегматик ровен, спокоен, его нелегко вывести из себя. Как правило, он с трудом сходится с новыми людьми, слабо откликается на новые впечатления, интровертирован.

    Меланхолический темперамент характеризуется высо­кой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, повышенной ранимостью, склонностью к понижен­ному настроению, тревожностью, обидчивостью. Повы­шенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы и фиксацию на травме. Меланхолик отличается медленным психическим темпом, вялыми и замедленны­ми движениями. Мимика и движения у него невыразительный, голос тихий. Малая реактивность и пониженная активность проявляются в том, что он неуверен в себе, часто теряется, склонен не доводить работу до конца. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Он интровертирован, склонен к замкну­тости, сдержан в выражении чувств, избегает общения с малознакомыми людьми.

    Сравнение типов темперамента показывает, что нет хо­роших и плохих темпераментов, — каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исп­равление, а на разумное использование в конкретной дея­тельности его достоинств и нивелирование отрицательных черт. Особенности темперамента проявляются, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деяте­льности. Так, исследования трудовой деятельности показали, что люди с различными типами темперамента могут приспосабливаться к одним и тем же видам деятельности за счет актуализации только им присущих свойств, благо­даря которым у них вырабатывается индивидуальная сис­тема приемов и способов деятельности. Сочетание свойств темперамента, проявляющееся в поведении и общении человека, определяет его индивидуальный стиль дея­тельности и общения.

    Индивидуальный стиль деятельно­сти — это не врожденная характеристика человека. Он мо­жет рассматриваться как результат приспособления врож­денных свойств нервной системы к условиям выполняе­мой деятельности, а более широко — к условиям социаль­ного бытия.

    Вместе с тем в определенных видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но и результат. В тех областях труда, где предъявляются достаточно жесткие требования к темпу или ин­тенсивности действий, индивидуальные особенности ди­намических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности.

    В некоторых видах деятельности, где требования к качествам психики достаточно высоки, возникает необходимость профессио­нального отбора по качествам темперамента. Например, в профессиях, требующих высокого темпа реакций (диспет­черы аэропорта, летчики-испытатели и т. п.), необходимо обладать подвижным типом нервной системы. Но в боль­шинстве профессий свойства темперамента не влияют на конечную продуктивность деятельности. Недостатки тем­перамента могут компенсироваться за счет хорошей про­фессиональной подготовки, волевых качеств, интересов и других психических свойств.

    Темперамент выступает в качестве индивидной осно­вы различных личностных свойств, прежде всего харак­тера. Он определяет динамические проявления соответ­ствующих свойств. Например, доброта как черта харак­тера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематиче­ской работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появ­лению отрицательных.
























    3. Зависимость агрессивного поведения от типов темперамента

    В настоящее время тщательно изучаются психологические причины нарушений поведения у детей разных возрастов, разрабатываются программы психопрофилактики и кор­рекции. Однако при исследованиях и проведении коррекционной работы основное внимание обращается на функ­циональные отклонения в развитии ребенка. Они могут быть разнообразными, но обычно это нарушения содержательного (личностно-смыслового) компонента деятельности и обще­ния. В то же время основному, базальному компоненту — ди­намическому — уделяется неоправданно мало внимания.

    Существующие в современной психологической науке психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский подходы, объясняющие происхождение детской агрессивно­сти, безусловно, обладают определенными достоинствами. К сожалению, ни один из них не представляет собой собст­венно психологическую модель агрессивности. В них недос­таточно четко определяются психологические причины воз­никновения агрессии, не описывается динамика и взаимосвязь психических процессов, сопровождающих протекание агрес­сивной реакции, не даются представления о механизмах пси­хологической регуляции проявления агрессивности.

    В психологической науке советского периода проблема агрессивности не изучалась вообще, а упоминалась лишь в связи с ее существованием в западном обществе. В  настоя­щее время исследования агрессивности приобретают все более актуальный характер.

    Психоло­гическая  теория нарушений поведения, агрессивности, негативизма объединяет  в себе:

    а) феноменологию нарушений поведения, включающую характеристику, классификацию агрессивного поведения, негативных последствий нарушений поведения как для самого человека, так и для социальных групп  и общества в целом, взаимосвязь между различными типами  агрессивности и других видов нарушений поведения;

    б) этиологию нарушений поведения, объясняющую  логическую, психологическую и социальную природу, конкретные причины и условия, способствующие возникновению и проявлению нарушений поведения в целом и агрессивности в частности; помимо того раскрывающую психологические механизмы формирования агрессивности в онтогенезе, а также индивидуально-психологические и личностные особенности агрессивных детей, подростков и взрослых, дифференциацию и эволюцию различных типов нарушений поведения в зависимости от объективных и субъективных причин;

    в) профилактику и коррекцию нарушений доведения, ис­пользующих формы и методы предупреждения  агрессивно­го поведения асоциальной и деструктивной направленности, а также негативизма, предусматривающих фланирование и реализацию индивидуальных и групповых программ пси­хологической коррекции и немедицинской психотерапии.

    Поведение можно определить как систему любых (иде­альных или реальных) психомоторных актов (действий), как ак­тивность, возникающую при взаимодействии человека и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение по­требности.

    Если рассматривать поведение под социальным углом зрения, то уместнее оперировать понятием не «акт», а «поступок» как эле­ментом нормативного (т. е. согласующегося, соответствующего социальным нормам) поведения.

    Следовательно, нарушения поведения — это действия человека, которые приводят к затруднению биологической, психологиче­ской и социальной адаптации, сопровождающиеся намеренным причинением страдания или вреда самому себе, окружающим или обществу в целом.

    Многочисленные исследования показывают, что агрессив­ность и негативизм как основа нарушений поведения являются полимодальным образованием в личности, детерминированным многочисленными факторами.

     Исходя из этого,  в этиологии этих феноменов можно выделить две стороны.

     Первая детермини­руется биогенетическими и психогенетическими факторами и представлена в человеке в его индивидуально-типологических, динамических свойствах. Вторая имеет онтогенетические и социогенетические корни и проявляется как способность к адапта­ции, связанная с условиями биологического, психического и со­циального развития, жизненного опыта ребенка.

    Агрессивность надо рассматривать как готовность, предраспо­ложенность человека к реализации агрессивной модели поведе­ния. В этом случае агрессия есть модель поведения, обеспечи­вающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жиз­недеятельности (стресса, депривации, фрустрации).

    В связи с этим можно разделить агрессию на конструктив­ную, когда адаптация, удовлетворение потребности происходит социально приемлемым способом, и деструктивную (враждеб­ную, асоциальную), когда потребности удовлетворяются соци­ально неприемлемым способом, а адаптация связана с причине­нием страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе.

    Нарушения поведения могут быть причинно-обусловленными, т. е. вытекающими из внутренних и внешних сложившихся усло­вий, которые являются непосредственно причинно порождающи­ми. Они могут быть причинно сообразными, т. е. сообразующимися с кругом породивших их условий — причин, но уже не прямо и непосредственно вытекающих из них.

     Исходя из этого, объясне­ние причин нарушений поведения должно строиться с точки зре­ния факторов как внутренней (состояние субъекта), так и внеш­ней (окружение) ситуации и их динамического взаимодействия. С этой точки зрения агрессивная модель поведения может быть как мотивированной (в случае осознания источника депри­вации, фрустрации или неприятия условий удовлетворения по­требности), так и немотивированной (при вытесненной агрессив­ности, состоянии аффекта и пр.).

    Обобщив вышеизложенное, можно понять, что:

    1) Схема изучения любого психического явления (феноме­на), в том числе и поведения, должна предполагать присутствие, по крайней мере, трех элементов: феноменологии, этиологии, профилактики и коррекции (принцип комплексности).

    2)  Объяснение особенностей поведения и его нарушений должно быть психологическим, т. е. пониматься и интерпрети­роваться исходя из представлений, восприятия и отражения чело­веком собственного психического состояния и особенностей ок­ружения (принцип детерминизма).

    3) Наряду с обобщенной классификацией нарушений поведе­ния необходимо использование простой типологической схемы (симптомокомплексов) наблюдаемых психологических феноме­нов и явлений, выделение и описание частных конструктивных элементов, позволяющих объяснить каждое конкретное наруше­ние (принцип системности).

    4) Согласно принципу целостности, если научное познание лю­бого психического феномена состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между психическими явлениями, то оно требует описания пси­хологических закономерностей взаимодействия конструктов и их элементов, выделенных в результате анализа. Поэтому наруше­ния поведения как психическое явление должно изучаться в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых они су­ществуют как целостная система.

    5)  При рассмотрении психологических причин нарушений поведения необходимо учитывать индивидуально-личностные характеристики ребенка в их взаимосвязи и с учетом динамики их развития в онтогенезе (принцип развития).

    Таким образом, всестороннее осмысление проблемы наруше­ний поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного вос­питания и социальной адаптированности ребенка.

    Именно так можно изучить механизм и объяснить взаи­мосвязи нарушений в регуляторных функциях психологической (мотивация, эмоции, воля, мораль) и социальной (воспитание, адаптация) структур личности ребенка и нарушений поведения[ 9, с. 23].

    Эффективность коррекции нарушений поведения есть ре­зультат системного воздействия и изменения мотивационного, эмоционального, волевого и нравственного компонентов регу­ляции с учетом взаимосвязанных отношений между ними.

    В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности.

    В отечественной литературе принято выделять непатоло­гические и патологические формы девиантного поведения. Не­патологические девиации — это нарушения поведения у психиче­ски здорового человека.

    В любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с половозрастными особенностями личности и ее непатологичес­кими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести:

    Ø психологические особенности возрастного раз­вития;

    Ø возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции;

    Ø особенности характера;

    Ø социально-педагогическую за­пущенность.

    Патологические формы девиантного поведения — понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-пси­хических нарушениях, как патологические ситуационно-лично­стные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточ­ности, в том числе задержка темпа психического развития.

    Для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непси­хотических и психотических формах проявления.

    Анализ классификаций показывает, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются ос­новными качественными характеристиками нарушений пове­дения.

    Агрессивность условно можно разделить на разные категории.

    По направленности на объект разделяют:

    на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым прояв­лением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) ли­бо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окру­жение (смещенная агрессия).

    Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;

    внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обви­нений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием («Мама, я пойду и встану в угол, потому что я разбил чашку!»), а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).

    По способу выражения существует:

    произвольная, возникающая из желания, намерения воспре­пятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправед­ливо, кого-нибудь оскорбить. Например, подросток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения ответного удара;

    непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда дей­ствие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернет­ся под, руку, всех оскорбляет.      

    По конечной цели выделяют:

    инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели ней­трального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную ин­струментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также со­циально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию. Например, врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь, причиняет ему совершенно определенную физическую боль и душевные стра­дания;

    враждебную (деструктивную), когда в действиях прослежи­вается стремление к насилию, а их целью является нанесение вре­да другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно от­нести к этой категории агрессии.

    По форме выражения различают

    физическую агрессию — предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, поднож­ки и пр.);

    вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;

    косвенную агрессию — действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (на­пример, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами);

    негативизм — оппозиционная форма поведения, направлен­ная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто детское уп­рямство, «неразговаривание») до активной борьбы против уста­новившихся обычаев и законов (забастовки, митинги).

    Рассматривая агрессивное поведение как психическое явле­ние, не менее важно знать механизмы его регуляции, выделяя мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный ком­поненты.

    Мотивационный компонент.

     Ряд исследователей рассматривает агрессивную мотивацию как особого рода энергию, накапливание которой происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. Од­нако такой взгляд как бы исключает участие самого человека в регу­ляции собственного поведения. В этом случае реализация агрессив­ной мотивации, вероятно, будет зависеть от способностей человека использовать тормозные механизмы агрессии.

    Эмоциональный компонент.

     Часто человек на всех этапах аг­рессивного состояния (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать всякий гнев провоцирующим агрессию. Бывает «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, например, подростки ино­гда переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев аг­рессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

    Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоб­рожелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выра­жением которого является садизм.

    Волевой компонент.

     Имеются в виду все проявления качеств во­ли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев инициативность и смелость. Поскольку агрессивное состоя­ние часто возникает и развивается в борьбе, в результате соперничес­тва, то всякая борьба требует проявления волевых качеств.

    Нравственный компонент.

    Реализация агрессии во многом зависит от силы «Сверх-Я». Здесь можно выделить два компо­нента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чув­ство вины. Совесть (ограничивающее «Сверх-Я») воздействует на агрессивную мотивацию до совершения поступка. Отмечается, что моральная оценка, производящаяся до со­вершения поступка, означает задержку импульсивного побуж­дения и, следовательно, возможность его «запрещения».

     Чувст­во вины (укоряющее «Сверх-Я») корректирует поведение после совершения поступка и связано с ожиданием наказания за соде­янное, сопровождающимся страхом и повышением тревожности. Таким образом, различие между совестью и чувством вины со­стоит в том, что первая является «внутренним», а второе — «внеш­ним» регулятором агрессии.

    При регуляции агрессивного поведения происходит сложное взаимодействие всех перечисленных компонентов.

    Агрессивное поведение начинается с аффекта гнева, вызванного каким-либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью. Если в результате когнитивных процессов оценивания ситуация вос­принимается как «действительно заслуживающая гнева», то ак­туальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к ней дей­ствий и предвосхищения возможных последствий достижения цели.

    Здесь важным является то, что лица с высоким мотивом агрессии имеют низкий порог гнева, и поэтому сначала испыты­вают гнев и только потом адекватно оценивают вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные лица прежде чем рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно.

     Вероят­но, это связано с тем, что аффект гнева при объективации само­сознания, заполняя все чувства субъекта, затушевывает не только значимость нормативных ценностей в саморегуляции действий, но и сводит на нет влияние интеллектуальных процессов.

    Кроме того, большую роль играет и уровень развития само­регулирующей функции в контроле импульсивных актов. Уста­новлено, что наиболее эффективными в регуляции агрессии яв­ляются признаки внутреннего, а не внешнего торможения.

    По другим данным, агрессивный стиль поведения формируется тогда, когда у лиц отсутствует подавление внешнего или пове­денческого аспекта агрессии (слабый самоконтроль) и нейтрали­зация внутреннего или эмоционального аспекта агрессии (не­контролируемое выражение импульсов, большое число открытых реакций).

    Мотив торможения агрессии оказывается при этом решаю­щим детерминантом в мотивационном процессе ожидания не­гативных последствий агрессии, таких, как чувство вины или страх перед наказанием.

    Традиционно в психологии эмоции рассматриваются как ре­акции человека на ту или иную ситуацию. Одной из важнейших функций эмоций является адаптивная: эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется реализация потребности и адекватное приспособление к изменившимся ус­ловиям существования и жизнедеятельности. В психологической науке нет единого мнения об эффективности взаимовлияния эмоций и поведения человека. С одной стороны, считается, что эмоции полезны и благодаря своим адаптивным свойствам осу­ществляют энергетическую мобилизацию человека в ответ на ва­риативность обстановки или ситуации. С другой стороны, на­против, эмоции рассматриваются как феномены, приводящие к дезорганизации, нарушению деятельности.

    Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают серьезные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психотического, депрессивного харак­тера. Установленные между ними корреляционные связи свидетель­ствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нару­шений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (эффективности, раздражительности, несдержанно­сти) и астенических (тревожных, фобических, ипохондрических) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной то­лерантности, но и признаком неврастенического состояния, силь­но выраженной психической неуравновешенности.

    В зависимости от особенностей эмоциональ­ной сферы и типов темперамента  можно выделить целый ряд категорий детей:

    Меланхолики. Общей характеристи­кой является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувстви­тельность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбужде­ния, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

    Отличительной особенностью детей этой группы является об­щая астеническая направленность эмоциональной сферы. Дети с эмоциональной нестабильностью отличаются эмоциональными переживаниями астенического типа, проявляющи­мися в почти хроническом чувстве тревоги,

    беспокойства, наклонности к сомнениям, крайней нерешительности,  скрытности, отрицательном отноше­нии к людям.

     Осо­бенности эмоционально-волевой регуляции этих детей состоят в неумении владеть собственными эмоциями, фрустрационной неустойчивостью, плохом самообладании, стремлениях к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедони­стического типа;  подозрительностью, враждебностью.

    Особенностью этих детей является «мимозоподобность», болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стесни­тельные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и бес­покойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться постав­ленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они пол-11остью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни.

    Флегматики. Отличительной особен­ностью таких детей является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двига­тельная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.

    Нарушения депрессивного характера могут сопровождаться идеями самообвинения, самоунижения, суицидальными мысля­ми и действиями, аутоагрессией.

    Все обозначенные группы агрессивных подростков имеют и рко выраженные нарушения в нравственной сфере. В частности, подростки с психотическими тенденциями склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным ценностям. Такие характеристики при­сущи асоциальным психопатам, правонарушителям и людям с низкими моральными качествами. У подростков с невротиче­скими и депрессивными тенденциями существует внутриличностный конфликт внутри «Сверх-Я» самостоятельно сфор­мированными и конвенциональными моральными критериями поведения (совестливостью и чувством вины).

    Экстраверты. Особенностью этих детей является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает почти неиссякаемая энер­гия, стеничность, предприимчивость, активное достижение це­лей. Привлекает активная, предпочтительно физическая дея­тельность. Эти дети общительны, имеют много друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллекти­ве, охотно берут на себя роль лидера, умеют сплотить людей, ув­лечь за собой. Обычно их слушаются и подчиняются их требова­ниям. Этот тип детей отличает высокая адаптивность и гибкость поведения.

    Для них характерно стремление к праздности и развлечени­ям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рис­куют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и вспыльчивы.

    Холерики. Главной чертой этих де­тей является постоянно повышенный фон настроения (отрица­тельная корреляционная связь с депрессивностью). Их отличает активность, энергичность, предприимчивость, целеустремлен­ность, инициативность, общительность.

    Вместе с тем такие дети  авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую ги­перопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации, нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение со­вести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запрещенным. Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, осо­бенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников такие подростки стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в роли лидера очень долго. Для них характерны правонарушения, бродяжничество, сексуальные девиации. Это - дети с высоким уровнем активности. К этой категории относятся дети деятельные, предприимчивые, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой, предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной толерантностью и сильной волей[ 16,  с.38].

    Общим для всех перечисленных выше категорий детей являет­ся то, что предрасположенностью к физической агрессии отлича­ются мальчики экстравертированного типа с высоким уровнем общей активности, а также девочки с высоким уровнем эмо­циональной устойчивости. Склонностью к вербальной агрессии выделяются девочки с высоким уровнем эмоциональной стабиль­ности, мальчики экстравертированного типа, а также с выражен­ным стеническим профилем эмоционального реагирования.

     Предрасположенность к косвенной агрессии характерна для мальчиков с высокими уровнем активности, девочек с гипертим­ными тенденциями, экстравертированного типа, с низким уров­нем невротизма.
















    Заключение

    На основании изученных данных, можно сделать следующие выводы:

    Профилактика негативных эмоций и агрессий в пове­дении людей в любом обществе – это  проблема первостепенной важности. В связи с этим вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, особенно подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживо­сти, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к лю­дям или животным, суицидального поведения. Наиболее острой является проблема роста детской преступности и асоциальности.

    Нарушения поведения — это действия человека, которые приводят к затруднению биологической, психологиче­ской и социальной адаптации, сопровождающиеся намеренным причинением страдания или вреда самому себе, окружающим или обществу в целом.

    Агрессивный стиль поведения формируется тогда, когда у лиц отсутствует подавление внешнего или пове­денческого аспекта агрессии (слабый самоконтроль) и нейтрали­зация внутреннего или эмоционального аспекта агрессии (не­контролируемое выражение импульсов, большое число открытых реакций).

    Таким образом, всестороннее осмысление проблемы наруше­ний поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного вос­питания и социальной адаптированности ребенка.





    Список литературы

    1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. —С. 8—25,132—173.

    2.    Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. Л., 1983.

    3. Мельников В.М., ЯмпольскийЛ. Т. Введение в эксперименталь­ную психологию личности. М., 2004.

    4. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психоло­гии. 1992. № 1.

    5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998.

    6. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследо­вания. М., 2000.

    7. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в со­временной западной психологии // Вопр. психологии. 2004. № 2.

    8. Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М., 2004.

    9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 2002. № 5-6.

    10. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зару­бежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1.

    11. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомен­дации. М., 1991.

    12. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

    13. Фрейд 3. Я и Оно. (Психология бессознательного). М., 1990.

    14. Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в детском воз­расте. Минск, 1994.

    15.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: аффективно-дина­мический подход // Психология. 2005, № 5.

    16. Фурманов И.А.  Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М.,  2004. — 351 с.

    17.   Фромм А. Азбука для родителей. М., 2003.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Агрессия и темперамент ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.