Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Влияние кардионагрузок на физическое состояние

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Влияние кардионагрузок на физическое состояние
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение.................................................................................................... 3

    Основные факторы, влияющие на здоровье студенческой молодежи.... 4

    2. Комплексное обследование студентов................................................. 5

    3. Комплектование специальных медицинских групп............................. 8

    4. Физические возможности студентов специальных медицинских

        групп..................................................................................................... 10

    5. Влияние кардионагрузок на физическое состояние студентов

        специальной медицинской группы...................................................... 20

    Заключение............................................................................................... 25

    Литература................................................................................................ 26


    Введение

    В высшие учебные заведения приходят учащиеся с хорошей физической подготовленностью, однако наряду с физически здоровыми учащимися поступают юноши и девушки с различными отклонениями здоровья. Анализ проведенных медицинских обследований студентов некоторых вузов выявил, что наиболее распространенными среди них являются заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания, почек и некоторые другие. Студенты с этими заболеваниями зачисляются в специальную медицинскую группу для занятия.

    Известно, что физические нагрузки вызывают в организме человека разные морфофункциональные изменения

    Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития. В структуре молодого поколения студенты представляют особую социальную группу, которая характеризуется определенными специфическими условиями труда и жизни, а также напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Необходимость углубленного изучения состояния здоровья студенческого контингента обусловлена высокой распространенностью среди студентов факторов риска, трудностями психофизиологической адаптации к условиям обучения на младших курсах, нарастанием объема информации, а также необходимостью поддержания активности в овладении профессиональными знаниями. Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения.

    В настоящее время актуальной проблемой является децелерация и трофологическая недостаточность детей и подростков, снижающая переносимость физических нагрузок и увеличивающая риск синкопальных состояний.




    1. Основные факторы, влияющие на здоровье студенческой молодежи

    Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека.

    Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития. В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, которая характеризуется определенными специфическими условиями труда и жизни, напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, высокой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, вынужденным частым нарушением труда, питания и отдыха.

    На здоровье студентов действуют также дополнительные факторы напряжения: новая социальная и географическая среда Экономические трудности настоящего времени - ухудшение качества питания, интенсификация учебного процесса, ликвидация эффективных форм физического воспитания, практически полное прекращение финансирования профилактического направления в здравоохранении и медицинской науки привели к росту заболеваемости, инвалидности, смертности, социальной дизадаптации учащейся молодежи, и, в частности, студентов высших учебных заведений.

    Многочисленные исследования состояния здоровья, физического развития и подготовленности студентов различных регионов РФ показывают далеко не утешительную картину.[1] Резкое ухудшение состояния здоровья студентов стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.




    2. Комплексное обследование студентов

    Врачебное обследование, служащее основанием для определения студентов в специальную медицинскую группу, является комплексным. В него включаются: общий и физкультурный анамнез, определение физического развития (наружный осмотр, антропометрия) и функционального состояния некоторых систем организма.

    Общий и физкультурный анамнез начинается с опроса вновь принятых студентов, данные опроса следует по мере возможности сопоставлять с результатами объективного освидетельствования и сведениями медицинской справки (форма № 286). Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются функциональные пробы, которые обязательно должны быть стандартными и строго дозированными. При оценке реакции организма на функциональные пробы используются данные частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), а также сведения о характере и времени восстановления.

    Частота пульса у молодых людей 17-25 лет в положении стоя в состоянии покоя равна 65-78 ударам в минуту, у девушек несколько выше - 75- 88 ударам в минуту.

    Артериальное давление в плечевой артерии в норме составляет: максимальное - 100-130 мм рт. ст., минимальное - 60-80 мм рт. ст., пульсовое - 40-50 мм рт. ст. АД в течении суток меняется в связи с приемом пищи (максимальное - увеличивается, минимальное понижается); утром давление ниже, вечером - выше, во время сна АД наиболее низкое; в положении лежа давление на 8-12 мм рт. ст. ниже, чем стоя. Для определения индивидуальной нормы АД предлагаются следующие простые формулы: возраст до 20 лет (полное количество лет) - максимальное АД = 1,7 x возраст + 83; минимальное - АД = 1,6 x возраст + 42; возраст от 20 - максимальное АД = 0,4 x возраст + 109; минимальное - АД = 0,3 x возраст + 67. Если действительная величина максимального АД окажется выше на 15 и более мм рт. ст., рассчитанной по предложенным формулам, то это свидетельствует о повышенном АД. Напротив, если действительная величина максимального АД окажется ниже рассчитанной на 20 и более мм рт. ст., а минимального - на 15 и более мм рт. ст., то такое состояние следует рассматривать как пониженное АД.

    К функциональным пробам с дозированной физической нагрузкой относятся:

    а) одномоментные - 20 приседаний за 30 сек.; 2-х мин. бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин., З-х мин. бег на месте; 15-сек. бег в максимальном темпе; б) двухмоментные (сочетание двух стандартных нагрузок); в) 3-х моментная проба Летунова (20 приседаний, 15-сек. бег, 3-х мин. бог на месте).

    Оценка пульса производится следующим образом: например, пульс до нагрузки за 10 сек. был равен 12 ударам, а после выполнения нагрузки за 10 сек. на 1-й минуте восстановления - 20 ударов. Составляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса: 12 - 100% Х = 8х100 = 67 % (20 - 12) - х 12 учащение пульса на 67% соответствует неудовлетворительной оценке. Чем работоспособнее или функционально полноценнее сердце, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную нагрузку.

    Наиболее рациональная реакция АД характеризуется увеличением максимального давления на 15-30% и уменьшением минимального давления на 10-35% или неизменностью его по сравнению с исходными величинами покоя.

    Для окончательной оценки реакции пульса и АД на функциональную пробу необходимо провести анализ восстановительного периода по двум параметрам - времени и характеру восстановления пульса и АД (как протекает восстановление - постепенно или волнообразно). При появлении волнообразного характера восстановления АД реакцию принято считать неблагоприятной.

    Реакция на функциональную пробу считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД на 1-й минуте после нагрузки отмечаются сочетанные изменения пульса и АД (процент увеличения пульса и пульсового давления в нормальных пределах), т.е. наблюдается нормотоническая реакция, причем при пробах - 20 приседаний в течение 2-3 мин., и 2-мин. бега на месте пульс восстанавливается на 3-й мин., а АД - на 4-5-й минуте.

    Для оценки функционального состояния аппарата внешнего дыхания из многих показателей выделим: частоту дыхания, жизненную емкость легких, пробы Розенталя, Штанге и Генче.

    Частота дыхания. У здорового взрослого человека в покое число дыхательных движений в минуту колеблется от 12 до 20. У женщин дыхание чаще на 2-4 в минуту, чем у мужчин. При занятиях физкультурой нагрузку следует регулировать таким образом, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 30 в минуту, а восстановление ее до исходной величины происходило не позднее 7 минут

    Большой интерес для занимающихся в спецгруппах представляют пробы, позволяющие оценивать функциональное состояние системы дыхания.

    Проба Штанге - в положении сидя делают глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывают рот и одновременно зажимают пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные студенты способны задерживать дыхание на 40-55 сек и более.

    Проба Генче основана на задержке дыхания после выдоха. Если она проводится сразу же после пробы Штанге, то необходим отдых 5-7 мин. Здоровые студенты способны задерживать дыхание на 25-30 сек и более. При улучшении функционального состояния продолжительность задержки дыхания увеличивается, а при ухудшении – уменьшается.







    3. Комплектование специальных медицинских групп

    В специальное учебное отделение зачисляются студенты по рекомендации и направлению врача. Желательно при комплектовании групп учитывать не только диагноз заболевания (предполагающий применение не противопоказанных средств физической культуры), но и характер реакции сердечно-сосудистой системы студентов на физическую нагрузку. Чаще всего группы студентов комплектуются по следующим нозологическим формам:

    •  в группе "А" занимаются студенты, имеющие заболева­ния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения функции эндокринной и нервной систем, хронические си­нуситы и воспаления среднего уха, миопию.

    •  в группе "Б" объединены студенты с заболеваниями ор­ганов брюшной полости (дискинезия желчевыводящих пу­тей, хронический холецистит, хронический гастрит, язвен­ная болезнь в стадии ремиссии, колит и др.) и малого таза (дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др.), с нарушениями жирового, водно-солево­го обменов и заболеваниями почек.

    •  в группе "В" заболевания студентов связаны с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата и снижением двига­тельной функции.

    В случае невозможности распределения студентов на группы по заболеваниям возможно комплектование учеб­ных групп на основании показателей реакции сердечно-со­судистой системы на нагрузку.

    В зависимости от уровня физического состояния студен­ты групп "А", "Б" и "В" могут быть разделены на подгруппы, что определяется тестированием.

    Численность групп студентов специального учебного от­деления не должна превышать 8-12 человек. Большой диа­пазон нозологических форм в группе "А" позволяет выде­лить отдельно студентов, имеющих миопию от - 5 до - 7 ди­оптрий (при отсутствии сопутствующих заболеваний).

    Перевод из групп специального учебного отделения в группы подготовительного и основного отделений возмо­жен на основании медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевод студентов из основного и подго­товительного отделений в специальную медицинскую группу осуществляется в любое время учебного года по заключению врача. Студенты специальных медицинских групп обязаны не менее двух раз в году проходить меди­цинский осмотр с представлением соответствующих доку­ментов преподавателю.

    Особенности занятий физической культурой в специ­альных медицинских группах заключаются в:

    •  различной длительности частей урока и ее изменении в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных изменений в организме, вызванных забо­леванием, реакции сердечно-сосудистой системы на физи­ческую нагрузку, периода обучения;

    •  индивидуальном подборе и дозировании общеразвивающих и специальных упражнений с учетом показаний и про­тивопоказаний при имеющихся заболеваниях;

    •  постоянном врачебно-педагогическом и медицинском контроле за изменениями функционального состояния, фи­зической подготовленности и состояния здоровья занимаю­щихся;

    •  коррекции учебного плана с учетом погодных, природ­ных и экологических условий.











    4. Физические возможности студентов специальных медицинских групп

    Картина патологий, с которыми девушки и юноши, обучающиеся в ВУЗе, направляются в спецгруппы - обширна. Отличительной особенностью, затрудняющей специалистам физического воспитания выбор направленности, средств и методов занятий физическими упражнениями при организации таких групп, является наличие сочетанных патологий. Каждое заболевание оказывает специфическое влияние на проявление функциональных возможностей организма и его резервы.

    Все большее количество студентов специальной медицинской группы имеют несколько диагнозов, которые в совокупности часто исключают использование специальных упражнений одного из заболеваний, потому что они могут служить противопоказанными для сопутствующих. Кроме того, в ВУЗ поступают студенты, которые в школьные годы по разным причинам были освобождены от участия в уроках физкультуры.

    На базе Марийского государственного  университета, было проведено исследование состояние здоровья, работоспособности у студентов, а предметом исследования были изменения уровень функционального  и физического  состояния студентов разных факультетов, отнесенных по состоянию здоровья, к специальной медицинской  группы.  

    Участниками  исследования  явились студенты специальной медицинской группы МАРГУ,  обучающихся  на 1  курсе, юноши  и девушки (по 25 человек, всего 50 человек), обследовались дважды: до физической нагрузки и после.

    Состояние сердечно-сосудистой системы определялось по результатам измерения пульса до начала физических нагрузок  и сразу после выполнения упражнений. Пульс определялся пальпаторным методом на лучевой артерии, у основания большого пальца за 10 секунд. Проводились:

    1. 20 приседаний за 30 секунд. Нагрузка приравнивается к разминке.

    2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег.

    По  результатам  измерения  артериального  давления, в  группе  обследуемых,  отмечалось превалирование молодых людей,  с  увеличенным  АД.  Повышение  диастолического артериального  давления,  отражающего  состояние  сосудистого  тонуса, и повышение числа сердечных сокращений, выявили повышение уровня частоты сердечных сокращений, выходящее за пределы нормы.

    В методологическом аспекте для обоснования современной стратегии физического воспитания, принципиальное значение имеет четкая дифференциация физических возможностей и физических способностей, в частности, студентов специального отделения ВУЗа.[2]

    Цель исследования - выявить характерные особенности функционального состояния организма и физических способностей студентов, отнесенных к специальной медицинской группе для обоснованной организации учебных групп во время занятий по физическому воспитанию.

    Объект исследования - студенты специального отделения Национального авиационного университета.

    Методы исследования - функциональные; методы оценки уровня физического состояния и физической работоспособности; педагогическое тестирование, статистические.

    Результаты исследования. В эксперименте участвовали 209 студентов специального медицинского отделения НАУ в возрасте 17 - 20 лет. Значительное количество юношей и девушек с диагнозом вегето-сосудистая дистония (ВСД по гипотоническому, гипертоническому и смешанному типу), которые должны были бы заниматься в составе основного отделения, из - за наличия у них сопутствующих заболеваний, отягощающих состояние здоровья, направлены медицинской частью университета в спецгруппы. Главная причина этого заболевания - нарушение работы регуляторных зон головного мозга, а в сочетании с другими заболеваниями состояния систем организма таких студентов значительно снижают его функциональные резервы. В ходе формирования групп осуществлялся дифференцированный подход к анализу данных, характеризующих функциональные возможности студентов, объединенных их по признаку основного заболевания.

    Было организовано шесть групп: вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу; вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу и смешанному типу; заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и др.); миопия и другие заболевания зрительного анализатора; заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и почек (ЖКТ); особую группу составляли студенты, отнесенные в группу реабилитации (после перенесенных острых заболеваний, травм и оперативных вмешательств).

    В группе с ВСД по гипотоническому типу было 15 девушек и 1 юноша; ВСД по гипертоническому типу - 8 девушек и 11 юношей; с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 43 девушки и 6 юношей; органов зрения - 37 девушек и 10 юношей; с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - 37 девушек и 7 юношей; в группе реабилитации - 33 девушек и 6 юношей.

    По  результатам  измерения  артериального  давления в  группе  обследуемых,   отмечалось превалирование  пациентов  с  увеличенным  АД.  Повышение  диастолического артериального  давления,  отражающего  состояние  сосудистого  тонуса, свидетельствовало  о  лабильности  вегетативной  нервной  системы. 

    Значение  АД соответствовало  94,51+1,04  мм  рт.  ст.  Выявленное  повышение  уровня систолического  АД,  значение  которого  равнялось  151,3+1,51  мм  рт.  ст.,  являлось прогностически  неблагоприятным  признаком  для  дальнейшего  развития гипертонической болезни. 

    При оценке реакции сердечно­сосудистой системы на функциональную пробу выявили повышение уровня частоты сердечных сокращений, выходящее за пределы нормы, что явилось следствием снижения адаптационного потенциала. Полученные величины  ЧСС  в  покое,  показатели  вегетативного  индекса  до  проведения коррекционной  программы  указывали  на  напряженность  симпатоадреналовой регуляции.

    Результаты статистической обработки групповых данных студентов с разными заболеваниями не могут служить материалом для серьезных заключений о разнице в значениях функциональных показателей сердечно-сосудистой системы наблюдаемого контингента в зависимости от конкретной патологии, тем более, что кроме основного заболевания (признака, по которому студентка определена в дифференцированную группу), многие из них относились к группе микстов. Однако, некоторые особенности функционирования сердечно-сосудистой системы при таких патологиях все таки можно отметить.

    Срочным  приспособительным  реакции  сердечно­сосудистой  системы  организма  у  юношей и девушек  с большей выраженностью признаков морфофункциональной перестройки сердца свойственны меньшая частота  сердечных  сокращений,  более  интенсивное  снижение  конечного  систолического  объема  и увеличение  ударный  объема  левого  желудочка  в  условиях  велоэргометрических  нагрузок возрастающей мощности.[3]

    Потребность в значительном увеличении систолического и минутного объемов крови  при  физических  нагрузках  и  связанная  с  этим  длительная  гиперфункция сердца  приводят  к  его  увеличению  за  счет  тоногенной  дилатации  и  умеренной гипертрофии  миокарда. Особая  роль  в  адаптации  сердца к физическим  нагрузкам отводится приросту сократительной способности сердечной мышцы и увеличению ударного  объема.  Повышение  сердечного  выброса  является  более экономичным,  если  оно  осуществляется не  за  счет увеличения частоты  сердечных сокращений,  а  благодаря  приросту  ударного  объема,  который  обеспечивается большим  базальным  резервным  объемом  крови. В  процессе мышечной  работы характер  адаптационных  изменений  в  деятельности  сердечно­сосудистой  системы находится в  зависимости не только от мощности и длительности нагрузок, но и от характера выполняемых упражнений. При статических нагрузках, наряду с увеличением  частоты  сердечных  сокращений,  происходит  снижение  ударного объема  и  показателя  фракции  выброса.  Динамическим  нагрузкам  свойственно повышение систолического давления, незначительные колебания диастолического и среднего  давления  с  характерным  снижением  общего  периферического сопротивления  сосудов. Значительный  интерес  вызывает  проблема  оценки приспособительных  реакций  сердечно­сосудистой  системы  организма  с  учетом особенностей  морфофункциональной  перестройки  сердца.  Однако,  сведения  в данной  сфере  остаются  недостаточными.  Исходя  из  этого,  целью  исследования  стало  изучение  особенностей  срочных  приспособительных  реакций сердечно­сосудистой  системы  организма  в  условиях  динамических  нагрузок  у юношей  с  разными  параметрами  конечного  диастолического  объема  и  массы миокарда левого желудочка.

    Анаэробная нагрузка — это нагрузка силового характера, которую обеспечивает работа со свободными весами и занятия на тренажёрах. Этот вид нагрузки обеспечивает рост мышц и их силу, а также, частичное расщепление жировых клеток. Аэробная нагрузка направлена на сердечно-сосудистую систему, т.е. это кардионагрузка, которая вызывает ускорение расщепления жировых клеток и тренировку выносливости.

    Анализ средне статистических значений параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма студентов, отдельно по дифференцированным группам, позволил констатировать, что ЧСС у студентов всех возрастно-половых групп находилась в пределах возрастно-половой нормы. Величина ЧСС  в группах реабилитации, ВСД по гипотоническому типу и с заболеваниями органов зрения была выше (р > 0,05), чем у студентов - юношей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ЖКТ; в дифференцированных группах девушек эти значения имели достоверное (р < 0,05) отличия. Наименьшие значения ЧСС отмечено в группах ВСД по гипотоническому типу.

    Результаты восстановления после функциональной пробы (Руфье) в обеих половых группах испытуемых констатируют, что наилучшие показатели - в группе реабилитации среди юношей (хороший и удовлетворительный уровень); в группе девушек с ЖКТ и ВСД по гипотоническому типу и юношей с ВСД по гипертоническому типу (средний уровень); в остальных дифференцированных группах значения индекса Руфье соответствовало удовлетворительному уровню.

    На основании полученных результатов исследований среднестатистические значения изучаемых параметров сердечно-сосудистой системы позволяют предположить, что физические возможности организма наблюдаемых студентов позволяют рекомендовать объединять в общую группу для проведения занятий физическими упражнениями студентов с ВСД по гипертоническому типу и реабилитации; а студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта - с ВСД по гипотоническому типу.

    Занятия со студентами в группах с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора должны проводится раздельно.

    Сравнение оценки среднестатистических значений характеристик дыхательной системы позволяет констатировать, что значения ЖЕЛ у студентов, принимавших участие в наших исследованиях ниже, чем аэробные возможности их организма.[4] Это позволяет нам предположить, что основная направленность занятий во всем специальном отделении вуза, независимо от дифференцированной группы, должна ориентироваться на повышение функциональных возможностей дыхательной системы. Тем более, что в последние десятилетия отмечено значительное (на 25-30%) снижение аэробных возможностей детей.

    Все студенты, за некоторым исключением, должны были бы быть отнесены к низкому и ниже среднего уровню физического состояния, поскольку по данным литературы, лица, имеющие низкий уровень физического состояния находятся на грани нормы и патологии.

    Оценка уровня их физического состояния по методике Е. А. Пироговой выявила, что среди них достаточно много юношей и девушек со средним, и выше среднего и даже высоким УФС (с высоким УФС - 12,4% от общего числа студентов; выше среднего - 22,5%; среднего - 41,6%; ниже среднего - 18,7% и низкого - 4,8%). Наибольшее количество студентов специального отделения ВУЗа имело средний УФС. Высокий и выше среднего УФС выявлен в дифференцированных группах с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ЖКТ. Возможно, что до травмы, операционного вмешательства, длительного постельного режима при остром заболевании или обострении хронического, эти студенты активно и систематически занимались физической культурой, спортом, танцами или другими видами физической рекреации. Низкие значения ЧССп, АД повышали оценку УФС наших испытуемых, но они обусловлены особенностями значений этих показателей, характерных для конкретных заболеваний.

    Уровень физической подготовленности оценивали по результатам педагогического тестирования в контрольных упражнениях, доступных при патологиях исследуемого контингента и в соответствии с условиями для процесса физического воспитания в университете.

    В группах студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ЖКТ и реабилитации отдельные юноши и девушки проявляли интерес к своим максимальным способностям, остальные не имели желания и положительной мотивации показывать максимальный результат во время выполнения тестов что можно объяснить некоторым страхом перед выполнением отдельных нормативных упражнений с максимальной отдачей из-за невысокого уровня предварительного двигательного опыта, определенной степени детренированности и наличия диагностированной патологии.

    Заключении:

    Особенности контингента занимающихся в специальном отделении ВУЗа не позволяют стандартизировать вопросы организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с ними. Каждое заболевание оказывает специфическое влияние на проявление функциональных возможностей организма и его резервы. Физическое воспитание студентов специального отделения ВУЗа призвано решать общие и специфические задачи, связанные с индивидуальными особенностями личности и проявлениями заболевания, влияющего как на общее состояние организма, так и на отдельные его системы, затронутые болезненным процессом. Поэтому, в занятиях по физическому воспитанию специальной группы ВУЗа, кроме общеоздоровительных, общеразвивающих и специально развивающих физических упражнений используются средства реабилитационной и лечебной физкультуры, рекомендуемые при конкретных заболеваниях.

    Близкие по значениям среднестатистические показатели кардио-респираторной системы организма позволяют предположить, что физические возможности студентов разных дифференцированных групп относительно одинаковы, что в свою очередь, позволяет использовать в занятиях средства и методы физического воспитания, которые могут решить общие задачи, необходимые для укрепления здоровья и совершенствования физических возможностей. На основании этого - возможно проведение объединенных занятий в группах юношей и девушек с ВСД по гипертоническому типу и реабилитации; группах с ЖКТ и ВСД по гипотоническому типу. Нежелательно объединение в общие группы студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора. Этот контингент требует отдельных специфических подходов в реализации программы специального отделения по физическому воспитанию.

    Мотивация к занятиям физическими упражнениями у студентов с хроническими заболеваниями, после травм или хирургических операций значительно снижена, чаще всего из-за гипотетической опасности проявления болевых ощущений, возникновения обострения или чувства дискомфорта при выполнении тех или иных упражнений, а также неуверенности в своих силах.

    Оценка уровня физического состояния по методикам, предложенным специальной литературой для здоровых и "практически здоровых" лиц может быть использована в работе со студентами спецгруппы ВУЗа только для оценки внутри группой разницы их физических возможностей при определении направленности и параметров нагрузок в занятиях.

    У основной массы студентов специального отделения отсутствует положительная мотивация для выполнения тестов на максимально возможный результат, есть определенный страх перед выполнением отдельных нормативных упражнений с максимальной отдачей из-за отсутствия предварительного двигательного опыта, определенной степени тренированности и наличия диагностированной патологии.

    Среднестатистические значения показателей функционального состояния основных систем организма могут служить характеристикой, для обоснованного объединения разных, дифференцированных по основному заболеванию групп, в общую группу студентов для занятий физическими упражнениями. Близкие по значениям среднестатистические показатели кардио-респираторной системы организма обследованных студентов позволяют рекомендовать проведение объединенных занятий в группах юношей и девушек с ВСД по гипертоническому типу и реабилитации; группах с ЖКТ и ВСД по гипотоническому типу Занятия со студентами в группах с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора должны проводится раздельно.

    3. Оценка прогнозируемого уровня физического состояния по методике Е.А. Пироговой может быть использована для контингента студентов специального отделения ВУЗА только в качестве сравнительного внутригруппового ориентира.


    5. Влияние кардионагрузок на физическое состояние студентов специальной медицинской группы

    На базе Ульяновского  государственного  университета, было проведено исследование состояние здоровья, работоспособности у студентов, а предметом исследования были изменения уровень функционального  и физического  развития (УФФР) студентов разных факультетов, отнесенных по состоянию здоровья, в основной и  специальной медицинской  группы.  Проведенный эксперимент отвечал также определить  влияние  разносторонних,  индивидуальных  и  оригинальных физических нагрузок с  отягощениями и без них на физическое  состояние.[5]

    Участниками  исследования  явились студенты  СМГ,  обучающихся  на 1-3  курсах  Ульяновского  государственного  университета.  Студенты (юноши  17-20  лет, всего 92 человека), обследовались дважды: в начале и в конце учебного года.

    В физиолого-педагогическом  исследовании изучались: физическое развитие и физическая  подготовленность (по  общепринятым  методикам);  состояние  сердечно-сосудистой  системы (показатели  артериального  давления  по  общепринятой методике); функции внешнего дыхания (спирометром  СП-01).  Проводился  анализ  вариабельности  сердечного  ритма (ВСР), оценивалось состояние вегетативной регуляции  физиологических  механизмов функций организма (при помощи аппаратно-программного  комплекса «Варикард»).

    Исследуемые распределялись на четыре  группы по  эпигастральному  углу:  1)  астеноидный  тип телосложения  – АТТ; 

      2)  торакальный  тип телосложения  –  ТТТ;

      3)  мышечный  тип телосложения – МТТ;

     4) дигестивный  тип телосложения  -  ДТТ. 

    К  первому  типу  отнесены 23 студентов; ко второму – 28 студентов;  к  третьему  –  22  студентов;  к  четвертому  –  19  студентов.  В  дальнейшем первые  две  группы  были  объединены  в одну: астено-торакальный тип (А-Т ТТ). Занятия проходили по авторской программе с использованием системного,  дифференцированного  подхода,  учитывающего:  уровень,  характер  и направленность патологического процесса; исходное  функциональное  состояние  и психоэмоциональную  устойчивость;  степень  адекватности  дозированных  оздоровительно-тренирующих физических нагрузок общему состоянию здоровья организма студентов.

    Результаты исследований. При  анализе  антропометрических признаков отмечено, что: юноши СМГ отличаются  по  основным  антропометрическим  признакам  и  соответствуют  определенным  типам  телосложения;  у  студентов от  курса  к  курсу наблюдался рост морфологических  показателей:  длины  тела, массы  тела,  окружности  грудной  клетки ОГК). При  анализе  физиометрических  показателей  в  рассматриваемых  группах, обнаруживаются  существенные  различия (Р<0,05)  в показателях жизненной  ёмкости лёгких, результатах динамометрии правой и левой кисти: показатели  имеют  достоверные  различия  у  представителей  разных  соматотипов  в  зависимости от возраста. 

    Индекс  Кердо (ИК),  характеризующий  вегетативное  равновесие,  показал

    сдвиг  в  сторону преобладания  симпатического  отдела  автономной  нервной  системы, наиболее  выраженное у  студентов  астено-торакального  типа.  Интегральный показатель  активности  регуляторных  систем (ПАРС)  после  исследования  вариабельности  сердечного  ритма  лучшим  оказался  у  представителей  мышечного  типа телосложения.

    Анализ  гемодинамических  показателей  позволяет  отметить,  что  студенты дигестивного  типа  телосложения  характеризуются  наиболее  высокими  показателями  как  систолического (САД),  так  и  диастолического (ДАД) АД. Наименьшие показатели  САД,  ПАД,  Ср.АД  отмечены  у студентов мышечного типа.

    Показатели функций центральной гемодинамики студентов разных типов телосложения (не зависимо от курса обучения)

    Обсуждение

    Полученные  данные  изученных физиологических  показателей  студентов СМГ  объективно  свидетельствуют  о  значительном  напряжении,  наличии  нервно и  кардио-респираторной  дезадаптации  основных  функциональных  систем  организма  студентов  СМГ  при  первичном  обследовании.  Как  показало  комплексное  физиолого-педагогическое  исследование, эффективность  научно  организованного оптимального  оздоровительного  процесса и его воздействия на соматические, физиологические,  психологические,  индивидуально обусловленные возможности личности  к  самореализации  в  процессе  мышечной  деятельности,  имеет  положительную направленность.  При  выборе  физических упражнений  для  оздоровительно-лечебного  воздействия  важно  понимать, что  решающее  значение  в  этом  важном вопросе  играет  не  величина  нагрузки,  а степень  готовности  целостного  организма к  её  выполнению.  Эту  особенность  также необходимо учитывать в процессе физической подготовки.

    Выводы: 1.  Процесс  совершенствования  методики физического воспитания студентов специальных  медицинских  групп  стимулирует  поиск  новых,  более  рациональных путей  решения  данной  проблемы.  Одним из основных направлений  этой деятельности  является  системно-дифференцированный  подход  к  занимающимся,  обеспечивающий  тщательное  изучение  индивидуальных  особенностей  каждого  из  них,  с последующим  распределением  студентов по  типологическим  признакам  на  определенные  группы  с  учетом  цели  и  задач учебного процесса.

    2.  Полученные  данные  объективно свидетельствуют,  что  организационная, содержательная  и  результативная  основа процесса  научного  использования  оздоровительных  технологий  у  студентов  СМГ обусловлена системой оптимального и научно  обоснованного  выбора  и  целесообразного применения педагогических воздействий.

    Многие авторы, такие, как Амосов Н.М., Аршавский И.А и другие, вполне обоснованно отмечают, что в организме человека заложен механизм, при котором происходят морфофизиологические преобразования, повышающие структурно-энергетические возможности организма. Они возникают только на физиологически обоснованные стрессовые раздражители среды и вызывают определенные напряжения гомеостатических механизмов и энергетические затраты. В то же время они, благодаря «функциональной индукции избыточного анаболизма»; обуславливают спиралевидный переход организма на новый, более высокий уровень адаптационных возможностей.[6]

    В связи с этим нужно отметить, что повышение адаптационного потенциала человека связано, прежде всего, с ростом энергетического резерва его организма. Степень устойчивости организма человека к воздействию окружающей среды определяется, в первую очередь, энергетическим потенциалом аэробных возможностей. Многочисленные исследования (Агаджанян Н.А., Апанасенко Г.Л., и др.) показывают, что высокая аэробная работоспособность не только препятствует развитию хронических соматических заболеваний, но и помогает противостоять различным неблагоприятным факторам окружающей среды.

    Заключение

    Известна негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья у молодежи (в том числе студентов) и связанное  с  этим  постоянное  увеличение  количества  студентов,  отнесенных  по  состоянию  здоровья  к  специальной медицинской  группы.

    Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к проведению занятий со студентами специальных медицинских групп, предполагают индивидуальный подход в занятиях физическими упражнениями.

    Физическое воспитание студентов спецгруппы  призвано решать общие и специфические задачи, связанные с индивидуальными особенностями личности и проявлениями заболеваний, влияющих на общее состояние организма и на отдельные его системы, затронутые болезненным процессом.

    Рекомендуемые литературой варианты объединения студентов с разными заболеваниями в общие группы могут быть обоснованными лишь с точки зрения общей направленности занятий физическими упражнениями в специальном отделении ВУЗа, которое сводится к профилактической и оздоровительной работе.

    Оздоровительная направленность занятий вполне реализуема в подготовительной и в начале основной части занятия. Профилактическая направленность включает использование средств лечебной и реабилитационной физической культуры индивидуально в середине и конце основной части занятия. Следовательно, в основе всех занятий физическими упражнениями со студентами специальных групп должны лежать физические нагрузки, в среднем, в пределах 90-140 ударов пульса в минуту, обеспечивающие решение принципа оздоровительной направленности учебного процесса, овладение необходимыми умениями и навыками с учетом прикладной физической и профессионально-педагогической подготовки.


    Литература


    1. Агаджанян М.Г. «Спортивное сердце» с позиций оценки степени гипертрофии левого желудочка // Физиология человека. ­ 2001- №3 – 121с.

    2. Виленский М.Я., Горшкова А.Г. Основы здорового образа жизни студента.// Среднее профессиональное образование, 1995 - № 4,1996.

    3. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для  врачей.­ Л.: Медицина, 1989 ­  464с. 

    4. Кардио-гемодинамика при физических нагрузках минимальной мощности / Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г. - М., 1994 – 42с.

    5. Опарина Е.И., Горбунова В.Р., Иванова Г.Е. Динамика заболеваемости и физического состояния студентов специальной медицинской группы // Тез. докл. Всерос. науч.практ. конф. М.; Конаково, 1988 - 35с.

    6. Физическое воспитание учащейся молодежи: Материалы  IV Всероссийской научно-практической конференции  30 – 31 мая 2005 года.  Нижний Новгород, 2005 – 25с.

    7. Цыбиз Г.Г. Целенаправленные мышечные нагрузки и их влияние на студентов специальной медицинской  группы // Сб. научн. тр. под ред. Ермакова С.С. – Харьков: ХГАДИ, 2004. –№3 – 85с.

    8. Юшков В.И., Никитина А.А., Мартынова В.И. Методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в специальном отделении вуза. - Калининград: Изд-во КГУ, 1998 – 49с.

    9. Ябыкина Г.В., Соболев А.В. вариабельность ритма сердца. ­М.: СтарКо, 1998- 68с.




                                                                                    



    [1] Виленский М.Я., Горшкова А.Г. Основы здорового образа жизни студента.// Среднее профессиональное образование, 1995 - № 4,1996.

    [2] Вржесневский И.И.Общая характеристика физических возможностей и способностей студентов специального отделения ВУЗА.


    [3] Карпман В.Л Кардио-гемодинамика при физических нагрузках минимальной мощности.,

    [4] Спортивная медицина // Учеб. Для ин-тов, физ. культ. Под ред. В.Л. Карпмана. - М. - 1997.

    [5] Научный Журнал "Современные проблемы науки и образования"  №6 часть 2, 2007 год


    [6] Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология:  Л.: Медицина, 1989. 


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Влияние кардионагрузок на физическое состояние ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.