Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Внешняя и внутренняя миграция

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Внешняя и внутренняя миграция
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

    1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ

    ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 4

    2. МИГРАЦИЯ В РОССИИ.......................................................................... 10

    3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ... 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 25

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 26





    ВВЕДЕНИЕ

    Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) понимается перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное вре­мя.

    Ученые рассматривают миграционное движение как «со­вокупность всех территориальных перемещений населения, кото­рые в конечном счете определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения».

    По мнению демографов, у миграции как общественного явления есть три параметра:

    — перемена индивидом координат своего пребывания (т. е. пере­мещения) (фактор мобильности);

    — намерение индивида улучшить свое материальное и (или) со­циальное положение (фактор потребностей);

    — стремление индивида обжиться на новом месте и считать его своей «второй родиной» (фактор стабильности).

    Основными причинами, вызывающими миграцию, являются:

    —  политические (в результате смены формы государственного правления, политических переворотов);

    —  социально-экономические (перемещения в поисках работы, | «утечка мозгов» — выезд людей интеллектуального труда);

    — природные (перемещения людей из-за стихийных бедствий);

    — экологические (радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам);

    — религиозные (преследование католиками протестантов и пере­селение последних в США, Австралию, Канаду);

    национальные (бегство граждан из-за национальных пресле­дований).

    В данной работе мы рассмотрим  внешнюю и внутреннюю миграцию.

    1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или дли­тельный срок, и иммиграцию — въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или длительный срок.

    Отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, посто­янно проживающих на территории государства, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно прожива­ющих вне пределов государства, на его территорию с целью осу­ществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься опла­чиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

     Внутренняя миграция — перемещение населения по территории страны. Внутренняя миграция может быть добровольной, вынужденной и насильственной.

    Миграция может быть возвратной и безвозвратной, а также за­конной и незаконной.

    Возвратная миграция — переселение на до­статочно длительный, но ограниченный срок.

     Безвозвратная — пе­реселение с окончательной сменой постоянного места жительства.

    Законная миграция — въезд, переселение и пребывание на террито­рии страны, осуществленные в соответствии с нормами, существую­щими в ее законодательстве.

     Незаконная миграция — въезд на терри­торию того или иного государства, пребывание на этой территории, а также выезд с нее иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего по­рядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностран­ных граждан, произвольное изменение ими своего правового поло­жения в период нахождения на территории государства.

    Возможно сочетание различных видов миграции, например, од­новременно внешней и маятниковой, когда мигранты — фрондильеры, т. е. люди, которые живут в одной стране, а работают в другой и ежедневно пересекают по пути из дома на работу государственную границу (много таких мигрантов в западноевропейских странах).

    Или одновременно внешние и возвратные мигранты — репатриан­ты, т. е. люди (или их потомки), которые когда-то переселились из своей страны, а теперь возвращаются на родину.

    В России субъектами внешней миграции являются:

    а) эмигранты, в том числе:

    — граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание;.

    — лица из числа признанных в установленном порядке беженца­ми или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории Рос­сии на место жительства в другие государства;

    —  граждане бывшего СССР, проживающие на территории Рос­сийской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории;

    б) эмигранты транзитные — граждане бывшего СССР, не явля­ющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государ­ствах — бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;

    в) иммигранты, в том числе:

    — иностранные граждане и лица без гражданства, граждане быв­шего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Фе­дерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;

    - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию;

    г) иммигранты транзитные — иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны.

     Субъектами вынужденной и незаконной миграции являются:

    а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР;   

    б) граждане государств — бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации;

    в) иностранные граждане;

    г) лица без гражданства (апатриды);

    д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

    Субъектами внутренней миграции являются граждане Россий­ской Федерации и лица, находящиеся в России на законных осно­ваниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пре­бывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней.

    Субъектами незаконной миграции являются:

    а) эмигранты неконтролируемые — граждане Российской Феде­рации, выезжающие через территории государств — бывших респу­блик СССР в другие иностранные государства;

    б) эмигранты нелегальные — граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие Государственную границу Российской Федерации;

    в) иммигранты незаконные, к которым относятся:

    — иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;

    — иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям;

    — иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства — бывшие ре­спублики СССР[ 5, С. 39 ].

    При рассмотрении международной миграции населения целе­сообразно выделять шесть групп мигрантов:

    1) эмигранты, выез­жающие в силу семейных или иных причин на постоянное место жительства в другую страну (причем с сохранением по желанию гражданства, независимо от страны въезда);

     2) трудящиеся-ми­гранты;

    3) нелегальные иммигранты;

    4) беженцы;

     5) студенты, ста­жеры, научные сотрудники и преподаватели;

     6) прочие — туризм, отдых и т. п.

    Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система «транзитной» миграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран, Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации на срок от одного до трех лет. Выделяя приоритет экономического характера, важно иметь в виду и обратную сторону международных миграций населения — де­мографическую, значительно влияющую на динамику общей чис­ленности, возрастно-половую и другую структуру населения той или иной страны. В 80-е гг. доля внешней миграции в общем приросте населения, например, таких стран как США, Канада, Франция, Австралия, имела тенденцию к росту, превысив в среднем 25%. В США, по оценкам американских экспертов, на иммигрантов при­ходилось 50% ежегодного прироста населения.

     Еще одна закономерность современной международной мигра­ции населения заключается в значительном и постоянном увели­чении ее масштабов. Многомиллионная межгосударственная ми­грация становится типичным явлением социально-экономической жизни современного общества, все больше превращаясь из фактора в константу современного производства.

    Крайне сложной задачей является прогнозирование миграций, особенно в условиях постоянно изменяющейся социально-эко­номической ситуации. Самая непосредственная зависимость ми­грации от экономических, политических, социальных факторов предполагает, что в основу прогноза миграции следует положить сценарий возможного развития в будущем указанных факторов. Анализируя процессы миграции, нетрудно заметить, что пока еще не создан определенный сценарий социально-экономического раз­вития многих стран, на основе которого можно разрабатывать более или менее надежные перспективные оценки миграции.

    Однако по ряду факторов можно все-таки прогнозировать даль­нейший рост международной миграции, хотя пункты отправки и назначения могут измениться [10, С. 75].

    Согласно классической теории, им­миграция возникает при одновременном наличии факторов вы­талкивания-предложения и втягивания-спроса, а также сетей для увязки предложения мигрантов со спросом на них со стороны рабо­тодателей и семей в принимающих странах. Экономическая глоба­лизация и интеграция подстегивает все части этого уравнения. Что касается спроса, то предприятия — в частности, транснациональные корпорации, но не только они  всеми силами стремятся заполу­чить доступ на глобальный рынок труда для найма работников. Это относится как к квалифицированной, так и к неквалифицирован­ной рабочей силе. Что касается предложения, то если растущие ожи­дания в отношении экономического прогресса удовлетворяются не­достаточно быстро, миграция соблазняет тех работников, которые могут зарабатывать гораздо больше в более богатых странах. Вообще люди, наиболее склонные к миграции, обладают некоторыми сред­ствами, которые они могут вложить в реализацию своего плана.

    Внутренние массовые миграции населения были вызваны преж­де всего урбанизацией. Переселение сельского населения в города за­хватило сотни миллионов жителей планеты. Масштабы этого вида миграций так велики, что они получили название «великого пере­селения народов XX века». Сельские жители развивающихся стран устремляются в города в поисках лучшей доли, что ведет к «взрыв­ному» росту крупнейших городов. В развитых странах этот процесс закончился на уровне примерно 80% урбанизации. Сегодня на­блюдается некоторый отток в сельскую местность. В ряде развитых стран начался процесс деурбанизации.

    В странах мира, отличавшихся незначительной и весьма не­равномерной плотностью населения, получил распространение и такой вид миграций, как освоение новых районов прежде всего за счет внутренней миграции. Так, заселение территорий США, Кана­ды, Бразилии, Китая, некоторых других государств началось с вос­точных прибрежных областей, а внутренние и западные территории осваивались позже. Так же заселялась и Австралия европейцами, только расселение шло с юго-востока на север и запад. К этому типу стран относится и Россия, в которой расселение шло с запада на вос­ток и меньшее значение имела внешняя миграция.

    Рост нелегальной иммиграции объясняется многими факторами, среди которых главный состоит в том, что трудящиеся-мигранты, работающие нелегально, представляют для предпринимателей не­больших фирм самую дешевую рабочую силу, что и является стиму­лом к найму таких рабочих.


    2. МИГРАЦИЯ В РОССИИ

    Россия на всем пути своего исторического развития характе­ризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами.

    Чаще всего ученые, исследовавшие миграционные процессы в России, выделяют три основных этапа в историко-географическом развитии межрайонных миграций на протяжении более 300 лет: пер­вый этап — до 60-х гг. XIX в.; второй — вторая половина XIX и на­чало XX в.; третий — советский. В настоящее время  про­сматривается и четвертый период — постсоветский, включающий 90-е гг. XX в. и начало XXI в. [ 9, С. 63 ]

    История внутренней миграции населения России на каждом историческом этапе имела свои специфические черты, но в целом характеризовалась относительной устойчивостью в направлениях. В IX — XIII вв. славянское население Древней Руси постепенно за­селяло территорию в бассейне Верхней Волги, усилилось переме­щение населения на север и северо-восток [  9, С. 65 ].

    На протяжении первого этапа, до первой половины XIX в., ми­грация не отличалась большими масштабами, так как крепостной строй сдерживал свободное передвижение крестьян. В этот период шла колонизация Европейского Севера, горнозаводское заселение Урала, переселение на «вольные-земли», «дикое поле» — в Новороссию, Южное Предуралье и Нижнее Поволжье. Заселение шло как бежавшими от крепостной зависимости крестьянами, так и насильно переселяемыми (правительством или помещиками) кре­постными.

    Второе направление освоения новых земель — южное. С середине XVI в. после присоединения Казанского и Астраханского ханств в состав России вошли земли Поволжья (выход в Каспий­ское море), а позднее, степные районы Северного Кавказа.

    Третье направление миграции населения России было связано с заселением уральских и сибирских земель, причем сельскохозяй­ственное освоение Сибири в более широких масштабах начинается с XIX в.

    Второй этап был в первую очередь связан с последствиями от­мены в 1861 г: крепостного права в России, что создало было благо­приятные условия для миграционной подвижности бывшего кре­постного крестьянства.

    Значительная миграционная подвижность была отмечена в годы первой мировой войны.

    Третий этап, включающий годы советской власти, характери­зовался высокой межрегиональной миграционной подвижностью населения. В первую очередь это было связано с перемещением производительных сил в восточные районы страны (для их равно­мерного размещения и с целью более полного использования при­родных ресурсов), потребовавший переселения огромных людских контингентов. Основная часть переселенцев шла на Урал, в Запад­ную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток. Продолжалось за­селение Севера Европейской части, связанное с промышленным развитием Кольско-Карельского и Тимано-Печорского регионов. Целевая направленность переселении меняется коренным образом: подавляющая часть потока направляется на промышленные ново­стройки в города, в том числе для оказания «помощи национальным окраинам» в развитии промышленности. Наряду с крупными межрегиональными потоками большие раз­меры приобретают переселения из сел в города, вызванные инду­стриализацией страны. Масштабы этих потоков ярко характери­зуются следующим показателем: за 60-летний период (с 1927 по 1988 г.) более 80 млн. сельских жителей переселились в города.

    Значительные перемещения населения происходили в период второй мировой войны и после ее окончания: на Урал и в Сибирь было эвакуировано около 25 млн. жителей европейской части стра­ны. В послевоенное время в образованную из северных районов Восточной Пруссии Калининградскую область и на Южный Саха­лин, который раньше принадлежал Японии, было переселено около 800 тыс. человек.

    Но на всем пути демографического развития России характерной была насильственная миграция, полная или частичная депортация народов (от лат. deportatio — «изгнание», «ссылка»). Начало было положено в 1918—1920 гг. в результате гражданской войны исходом белой армии из Крыма и в район Харбина. Была и частичная по­следующая репатриация с продолжением в ГУЛАГе. В 20-е гг. про­водилась массовая депортация интеллигенции на Запад. В годы коллективизации (конец 20-х — начало 30-х гг.) были высланы в восточные районы сотни тысяч крестьян-«кулаков» и членов их се­мей, а несколько позже (середина и конец 30-х гг.) — репрессиро­ванные горожане (бывшие привилегированные группы населения, члены политических партий, «оппозиционеры» и т. д.).

    Депортация населения продолжалась и в годы Великой Отече­ственной войны. В 1941 г. с территории Северного Кавказа были де­портированы немцы, в 1942 г. — греки, в 1943 г. — карачаевцы (более 60 тыс.), в 1944 г. — чеченцы и ингуши (около 400 тыс.). Всего было депортировано более 600 тыс. человек [ 9, С. 68 ].

    Значительно активизировались миграционные процессы в пост­советский период.

    Внутренняя миграция России в 90-е гг. характеризовалась пере­мещением населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факто­рами как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда госу­дарственных программ и связанное с этим свертывание производ­ственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.

    Выезжающее из северных и восточных регионов население про­должает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черно­земной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в от­дельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и эконо­мическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.

    В 90-е гг. восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 г. за счет переезда в город число сельских жителей со­кратилось на 110 тыс. чел., причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее, величина оттока сельского населения России в города полностью покры­вается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств — бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего зарубе­жья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалифи­кационной структуры.

    В процессе осуществления социально-экономических реформ в аграрном секторе создаются условия для сдерживания оттока сель­ского населения в города, для привлечения мигрантов в село.

    Наиболее значительным был миграционный прирост в России в 90-е гг.; к началу XXI в. он стал снижаться. Отметим определенную стабилизацию оттока населения из села в город: в начале 70-х гг. он ежегодно превышал 800 тыс. человек, а в 2001 г. снизился до 87 тыс.

    В 1997 г. в структуре мигрантов России прибывшие из-за преде­лов страны составляли 18 % (583,3 тыс. человек) [12, С. 128]. Это значитель­но меньше, чем в 1990 г., когда прибыло 913,2 тыс. человек [12, 129].

    В 2001 г. доля прибывших из-за пределов России сократилась до 8,3 % от общей численности мигрантов.

    Заметно стала снижаться доля мигрантов, выбывших за пределы России: в 1997 г. она составляла 8,0 %, в 2001 г. - 5,4 % и в 2002 г. — 5,8%.

    Внутренние миграционные потоки в последнее десятилетие развиваются по схеме сосредоточения основной массы населения в рамках европейской части страны, по итогам переписи более 60% населения проживает в Центральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%) федеральных округах, самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ — 4,6% Потенциал репатриации русского населения из бывших республик Советского Союза, обеспечивший массовый миграционный приток в первой половине 1990-х гг., в настоящее время исчерпан.

    По данным Госкомстата, валовая миграция (включающая рос­сиян, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в Рос­сию) за 1992-2007 гг. превысила 9,8 млн. человек.

    Рассмотрим основные показатели международной миграции в России в 90-е гг. и в начале XXI в. [10, С. 78].

    На первом этапе (1948-1970 гг.) в силу закрытости страны и в условиях жестких ограничений на выезд за рубеж эмиграция была мало заметным явлением в жизни общества. По имеющимся оцен­кам, в этот период в результате эмиграции бывший СССР потерял около 60 тыс. человек. Выезд за рубеж был крайне затруднен не только по военным и экономическим соображениям, но и глав­ным образом по политическим мотивам, ибо страна в те годы, как считалось, являлась воплощением лучшей в истории модели обще­ственного устройства.

    Второй этап (1971-1980 гг.) — период начавшейся либерали­зации эмиграционной политики. В результате выезд из страны за рубеж на постоянное место жительства, по сравнению с предше­ствующим периодом, заметно возрос — в среднем за год с 3 тыс. до 35 тыс. человек. Правда, послабление в процедурах выезда за гра­ницу коснулось лишь отдельных этнических групп населения, в первую очередь евреев, немцев, армян и греков, миграция которых рассматривалась как выезд на историческую родину или для вос­соединения семей.

    В 1980 г. из России выбыло 780 тыс. человек, в том числе в другие республики СССР — 773,6 тыс. и в другие страны — 7 тыс. (Изра­иль — 4,1 тыс.; Германия — 1,3 тыс.; Болгария — 0,5 тыс.).

    Несмотря на то, что главным мотивом эмиграции в этот период были репатриация или воссоединение с родственниками, объектив­но люди уезжали, прежде всего, в результате возрастания экономи­ческих трудностей, замедления роста уровня жизни населения, уси­ления недовольства политической системой в стране.

    На третьем этапе (1981-1985 гг.) в развитии эмиграции наступил резкий спад. За этот период из России в страны дальнего зарубежья в среднем за год уезжало всего около 4 тыс. человек. Среди факторов, «работавших» на сдерживание и почти полное прекращение эмигра­ции, важное место занимали смена курса руководства страны, рас­ширение командно-административных, в том числе запретительных методов управления. В 1985 г. по сравнению с 1980 г. эмиграция в Германию снизилась в 3 раза, в Израиль — в 6,5 раза, в США — вдвое. Но в пределах СССР миграция по-прежнему была активной. В 1985 г. из России в другие республики СССР выехало 702 тыс. че­ловек, в том числе в Украину — 325 тыс.; в Казахстан — 115,8 тыс.

    Четвертый этап (1986-1990 гг.) — период быстрорастущего потока краткосрочных поездок, а также эмиграции за рубеж на постоянное место жителе связанный с кардинальными изменениями политической и социально-экономической системы. Ситуация во внешней миграции населения заметно изменилась в конце 80-х гг., когда в ходе перестройки были значительно упрощены процедура и порядок из страны за границу. При этом резко выросло не только число выезжающих за рубеж на постоянное место жительства, но и количество маятниковых и челночных миграций.

    Пятый этап (1991—1995 гг.) — период стабилизации эмиграции на сравнительно высоком уровне (около 100 тыс. человек в год). Несмотря на явный перелом в динамике роста, эмиграция сохранила свой проблемный характер. Так, число выехавших в этот период  из России на постоянное место жительства за рубеж составило более 0,5 млн. человек, или более 70% от общего числа выехавших страны в 1981 — 1995 гг.

    Во второй половине 90-х гг. произошли существенные изменения в структуре эмиграционного потока: если в 1993 г. немцы составляли 53,5 % эмигрантов, русские — 24 %, евреи — 15,8 %, то в 2000 г. доля немцев сократилась до 36,2 % всех выехавших, евреев — до 7,3 %, а доля русских увеличилась на 73 %, достигнув 41,5 %.

    В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % — в Израиль, 12 % — в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению — если в 1994 г. в США направля­лись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2000 г. — толь­ко 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграцион­ном потоке из России в США постоянно увеличивалась — к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. — 63 9%, в 2000 г. — 65% [ 13, С. 62 ].

    Таким образом, в течение 90-х гг. XX столетия произошли суще­ственные сдвиги в эмиграционных процессах. Если в начале 90-х гг. эмиграция в страны дальнего зарубежья носила в целом ярко выра­женный этнический характер, то во второй половине 90-х гг. эми­грация постепенно теряет эту специфическую черту.

    Составной частью проблемы внешней трудовой миграции яв­ляется трудоустройство российских граждан за границей. Оно идет, как правило, по трем основным легальным каналам: в рамках международных соглашений, через посреднические организации и самостоятельно. Россия подписала межправительственные согла­шения по внешней трудовой миграции с ФРГ, Финляндией, Швей­царией, Китаем, Польшей, Словакией.

    За период 1995-2007 гг.: численность российских граждан, тру­доустроенных за границей, увеличилась почти в 3 раза. Вместе с Тем, несмотря на довольно быстрый рост экспорта рабочей силы из России, их число уступает численности иностранных граждан, привлекаемых для работы в Россию, более чем в 6 раз.

    Однако реальные масштабы российской трудовой миграции (как экспорта, так и импорта рабочей силы) значительно превы­шают официальные данные за счет самостоятельного трудоустрой­ства и нелегальной миграции. Быстрый рост масштабов трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в условиях глобализации способствует формированию и развитию наукоем­ких и высокотехнологичных секторов экономики. В современных условиях специфика этого процесса заключается в том, этот поток практически имеет один вектор, направленный в развитые страны или между этими странами.

    Что касается иммиграционных процессов, то в силу сложившейся политической, экономической и социальной ситуации Россия не привлекает проживающих в дальнем за­рубежье, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.

    Незначительное количество иммигрантов (12 тыс. человек) при­ехали из этих стран. Так, из Германии прибыли 1832 человека, из Израиля — 1620, США — 455, Греции — 226. Среди прибывших иммигрантов доля людей, не достигших трудоспособного возрас­та, составляет 8,4 %, старше его — 6,4 %, а трудоспособного возрас­та - 85,2% [12, С. 128].

    В Россию с 1994 по 1999 г. на работу было привлечено из стран СНГ 669,6 тыс. легально прибывших работников. Основной их экс­портер — Украина (66,4% в 1999 г.). Из Молдавии прибыло 9%, из Армении — 5,5, Таджикистана — 4,4, Узбекистана — 3,6, Азербайд­жана — 3, Казахстана — 1,8%. Менее одного процента составляет численность приехавших на работу из Киргизии (0,6), Туркмении (0,2). Сократилась с 8,2 % до нуля численность работников из Бело­руссии. (Приводя эти цифры, ученые и работники миграционных служб отмечают, что внешняя трудовая миграция может быть и не­законной, которая не отражена в официальной статистике.)

    В 1994-1998 гг. в нашу страну прибыло 584,3 тыс. трудовых ми­грантов из стран дальнего зарубежья. В 1998 г. доля граждан Тур­ции составила 14,7%, Китая — 9,6, стран бывшей Югославии — 5,8, КНДР — 3,9, Польши — 1,4, США — 0,9, Словакии — 0,5%. Из общего числа трудовых мигрантов 37,3 % составили лица в воз­расте 30-39 лет; 27,6% — 40-49 лет, 23,5% - 18-29 лет, 8,4% -50—55 лет, 3% — старше 55 лет, 0,2% — 16—17 лет. Среди отраслей экономики, где они заняты, преобладало строительство — 51,5%, на промышленность, оптовую и розничную торговлю, обще­ственное питание, транспорт и связь, сельское хозяйство, общую коммерческую деятельность по обеспечению рынка и операции с недвижимым имуществом приходилось от 6,0 до 9,5%. В лесном хозяйстве, геологии и разведке недр, геодезии и гидрометеороло­гической службе, образовании, культуре и искусстве, науке и на­учном обслуживании их доля составляла от 1,1 до 2,4%. Менее 1 % приходилось на жилищно-коммунальное хозяйство, непроиз­водственные виды бытового обслуживания, здравоохранение, фи­зическую культуру и социальное обеспечение, а также финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслужива­ние, управление. Иностранные граждане работали в основном в Москве и Московской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Ман­сийском автономных округах, Приморском крае, Белгородской и Ростовской областях.

    В 90-е гг. значительно возросла численность беженцев. Начиная с 1 июля 1992 г. статус вынужденного переселенца и бе­женца обрели 1,6 млн. человек. Часть вынужденных мигрантов сня­лась с учета, многие из них по разным причинам не получили дан­ного статуса. На начало 2001 г. их численность составила 808,3 тыс. человек: 291,4 тыс. приехали из Казахстана; 102,1 — из Узбекистана; 85,1 — из Таджикистана; 140 тыс. человек были вынужденными ми­грантами в субъектах Российской Федерации. В 1999 г. 530 человек, получившие статус беженца, ранее проживали в Руанде, Афгани­стане, Китае, Македонии, Иране, Судане, Уганде, бывшей Югос­лавии. В общее число вынужденных переселенцев вошли 157,4 тыс. человек, которые проживали на российской территории и получили данный статус.

    Всего с начала регистрации на 1 января 2003 г. в России насчи­тывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев, в том числе 492 тыс. вынужденных переселенцев и 13,8 тыс. беженцев.

    Наибольшее число переселенцев и беженцев отмечалось в Ингуше­тии— 29,3 тыс.; Северной Осетии-Алании — 31,4тыс.; Ставрополь­ском крае — 18,7 тыс; Оренбургской области — 23,7тыс; Алтайском крае — 22,2 тыс.; Новосибирской области — 23,4тыс.; Кемеровской области — 13,9 тыс.; Самарской области — 14,5 тыс.; Краснодарском крае — 15,5 тыс.; Воронежской области — 15,4 тыс. [9, С. 67].

    Основную долю мигрантов, переселяющихся в Российскую Фе­дерацию из соседних республик, формируют русские,- численность которых в 1989 г. в этих республиках составляла 25,3 миллиона че­ловек. По официальным данным, за период 1989—2002 гг. нетто-миграция русского населения в Россию из стран СНГ и Балтии со­ставила около 3,3 млн. человек. Реальная миграция была намного выше [9, С. 68].

    За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих миро­вых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2007 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Герма­ния — 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются:

    —  геополитическое переустройство постсоветского простран­ства, изменение национально-политической ориентации в госу­дарствах старого и нового зарубежья;

    — развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на кото­рых работало в основном русскоязычное население;

    —  более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;

    — развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с рас­ширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятель­ности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

    Рост иммиграции для страны-реципиента, как показывает ми­ровая практика, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для России такими положительными последствиями явились:

    — за счет иностранных граждан в значительной мере решается нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содер­жание и развитие инфраструктуры, строительство);

    — миграционный приток населения из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать «естественную» убыль населения России в 1992-2007 гг.

    Основной целью государственной миграционной политики яв­ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега­тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра­ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав.








    3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

    Основными задачами государственной миграционной политики являются:

    — защита прав и интересов мигрантов;

    — развитие системы иммиграционного контроля;

    — соблюдение государственных интересов при разработке и ре­ализации миграционных программ и мероприятий;

    —  регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

    — создание условий для приема и размещения мигрантов, сти­мулирующих их активное участие в процессе адаптации к суще­ствующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следу­ющими принципами:

    — стимулирование рационального территориального распреде­ления потоков вынужденных мигрантов;

    — недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

    —  личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке;

    —  регулирование размещения беженцев и вынужденных пере­селенцев в районах, располагающих для этого необходимыми усло­виями, в соответствии с федеральной и региональными миграци­онными программами;

    —  регулирование миграционных процессов с учетом стратеги­ческих задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

    — регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

    —  осуществление мер экономического и социального характе­ра, направленных на увеличение продолжительности жизни и соб­ственного прироста населения в регионах России.

    В «Концепции демографического развития Российской Федера­ции на период до 2015 года» выделены приоритеты демографическо­го развития в области миграции, к которым относятся:

    — привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств СНГ и Балтии;

    — создание экономических условий для сокращения эмиграции и сохранения научно-технического, интеллектуального и творче­ского потенциала;

    проведение комплекса правовых, организационных и финан­совых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигран­тов в РФ;

    —  совершенствование законодательства, касающегося защи­ты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.             

    В мае 2002 г. был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», а в июле 2002 г. — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Извлече­ния из этих законов даны в Приложении. В августе 2004 г. Прави­тельство РФ ввело новые Правила использования миграционных карт.

    Указом Президента РФ в 2004 г. в стране создана Федеральная миграционная служба (ФМС), подведомственная и подконтроль­ная МВД России. Структура центрального аппарата ФМС включает директора, заместителей 11 управлений (по вопросам гражданства; по организации визовой к регистрационной работы; правового обе­спечения и международного сотрудничества; контроля и делопро­изводства; иммиграционного контроля; внешней трудовой мигра­ции; организационно-аналитическое; финансово-экономического и ресурсного обеспечения; кризисных ситуаций; паспортной рабо­ты и регистрационного учета населения; информационных ресур­сов) и 3 центра — паспортно-визовых информационных ресурсов; обращений граждан по паспортно-визовым вопросам; оформления приглашений иностранных граждан.

    22 сентября 2004 г. Правительство РФ приняло соответствующее постановление «Некоторые вопросы Федеральной миграционной службы». В России в конце 2004 г. значительно ужесточена ответствен ность за нарушение миграционных правил. Принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». По новому закону штрафы положены не только за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, но и за на­рушение правил использования иностранных работников.

    Отметим основные особенности миграционной ситуации на рубеже. По мнению ученых ИСЭПН, они характеризуются:

    — уменьшением регистрируемого миграционного прироста населения России, снижением компенсирующей роли миграционно­го притока в сокращении объемов и интенсивности безвозвратной миграции;

    — устойчивым миграционным оттоком населения из северных и восточных регионов страны;

    —  односторонней направленностью миграционных потоков в пользу России в миграционном обмене с бывшими союзными ре­спубликами;

    — постепенным замещением под воздействием рынков труда и демографического дисбаланса вынужденной миграции из бывших союзных республик на экономическую, их сращиванием в структуре иммиграционного потока в Россию;

    —  активизацией временных трудовых миграций из СНГ, Юго-Восточной Азии и некоторых других стран дальнего зарубежья в Россию;

    — уменьшением потоков эмиграции на постоянное жительство при одновременном росте числа российских граждан, работающих в странах дальнего зарубежья;

    — расширением масштабов незарегистрированных миграцион­ных потоков, различных форм незаконной миграции и криминаль­ных миграционных практик, таких как торговля людьми и исполь­зование рабского труда мигрантов.

    Среди причин, обусловливающих повышение роли миграци­онного фактора в экономическом и социальном развитии Россий­ской Федерации как в ближайшем будущем, так и в период долго­срочной перспективы — особенности демографического развития, характеризующиеся низким естественным приростом населения, сокращением демографического потенциала и ожидаемым резким снижением численности населения в трудоспособном возрасте; наметившаяся тенденция к экономическому росту, активизации рыночных процессов, торговли, инвестиционного климата; не­равномерность развития российских регионов; наличие крупных национальных диаспор внутри Федерации и российских диаспор в других странах; необходимость более глубокой интеграции России в мировое экономическое пространство, развития экономических и социально-культурных связей с другими странами.

    Россия продолжает оставаться центром миграционного притя­жения на пространстве бывшего СССР. За межпереписной период 1989—2002 гг. миграционный прирост населения страны составил 5,6 млн. человек [ 11, С.13 ].




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Миграция населения играла и играет очень большую и много­стороннюю роль в развитии человечества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни сообщества, ми­грации существенно влияют на географию, структуру и динамику населения мира — от отдельных населенных пунктов, районов до целых стран и континентов. В прошлом известны массовые переме­щения людских масс по самым разным причинам, как природным, так и социально-экономическим. Известно, например, что подавля­ющая часть населения Америки и Австралии состоит из потомков иммигрантов.

    Современные миграции представляют собой сложный социаль­ный процесс. Они тесно связаны с уровнем развития производи­тельных сил и их размещением в разных районах.

    Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными цен­трами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу так как степень подвижности насе­ления обычно отражает общий уровень развития страны.

    В то же время результаты миграции противоречивы, поскольку массовый приток мигрантов может быть причиной роста безрабо­тицы, оказывать чрезмерное давление на социальную инфраструк­туру, или, например, способствовать концентрации криминальных элементов.

    Отрицательной стороной миграции также могут быть значительное обезлюдение и экономический регресс районов мас­сового выезда населения.





    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О граждан­стве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ).

    2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    3. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. «О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» //  СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

    4. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М., 2006. С. 145.

    5. Болдырева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М. - Воронеж, 2004. С. 39.

    6. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004. С. 148.

    7. Бутов В. И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. третье изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.

    8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение: экономика и управле­ние. М., Ростов н/Д., 2004. С. 265.

    9. Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регу­лирования // Власть. 2004. № 10. С. 63-69.

    10. Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресур­сов // МЭ и МО. 2004. № 3. С. 75-79.

    11. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.,2003. С. 13.

    12. Российский статистический ежегодник 2007. М., 2008. С. 128.

    13. Топилин А.В., Малаха И.А. Миграция высококвалифицированных кадров //  Народонаселение. 2008. № 2. С. 62—65;

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Внешняя и внутренняя миграция ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.