Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Воспитание коммуникативной компетенции старших дошкольников

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Воспитание коммуникативной компетенции старших дошкольников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Сущность и понятие воспитания коммуникативной компетенции          

    старшего дошкольника

    2. Формы, методы и средства воспитания коммуникативной компетенции старших дошкольников



    1. Сущность и понятие воспитания коммуникативной компетенции          старшего дошкольника


    Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, то есть активно занимается коммуникативной деятельностью. (Кухаренко В.А.)

    М.С. Каганом в 70-е годы было отмечено, что «…формирование человеческой жизни начинается с воспитания коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами...» (М.С. Каган). В.В. Давыдов отмечает процесс становления и формирования субъектов этой деятельности, их психического и личностного развития: «...поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека» (В.В. Давыдов).[1]

    Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

    В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).[2] В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В.И. Бородуллина, А.П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

    Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

    - овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

    - способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

    - совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

    Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и иностранном языке в единой логике. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения иностранным языкам, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.

    Для исследования проблемы коммуникативной компетентности имеют значение разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко.

    Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.[3]

    Ком­му­ни­кативная компетенция рассматривается как базисная харак­те­ристика личности дошкольника, как важ­­нейшая предпосыл­ка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в ос­во­е­нии специфически детских видов деятельности — кол­лек­тив­ных игр, конструирования, детского художественного твор­чества и пр.

    В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окон­ча­ний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, эксперимен­тирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме че­рез эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.[4]

    Для развития коммуникативной компетентности старших дошкольников необходимо:

    - определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;

    - применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

    - выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности старших дошкольников.

    Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чув­с­т­ву­­ют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учат­ся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диа­логе рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаи­мо­действии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени при­ходится ориентироваться на особенности партнера, учи­ты­вать его возможности (часто ограниченные) и поэтому про­из­вольно стро­ить свое высказывание, используя контекстную речь.

    Диалог со сверстником – новая увлекательная область пе­дагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь не­уместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая ре­гламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как по­ка­зы­вают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить язы­ко­вым играм, учить словесному творчеству. Это тоже па­ра­докс. Парадокс речевого воспи­та­ния в дошкольные годы.[5]

    У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, де­т­ские психологи и педагоги: А.В. Запорожец, Н.А. Вет­луги­на, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, М.М. Конина. Также значительны идеи и дан­ные ис­следований их учеников и единомышленников (Л.А. Па­­рамоновой, Н.Н. Под­­дья­кова, О.С. Ушаковой, Г.А. Ту­­­­ма­ко­вой, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Куд­ряв­це­ва и др.).

    В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

    - когнитивный,

    - ценностно-смысловой,

    - личностный,

    - эмоциональный,

    - поведенческий.

    Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

    - содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

    - все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

    - более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

    Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника.[6]

    Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Возникает вопрос о значении этих знаний. Ребенок обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

    Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.

    Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что «никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.

    Начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.

    Личностный компонент образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт, в этом возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.

    Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.

    Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.

    Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе описываемой нами позиции – ориентация на опыт детей.

    Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

    1. базовые, отражающие содержательную суть общения:

    - приветствие;

    - прощание;

    - обращение;

    - просьба о поддержке, помощи, об услуге;

    - оказание поддержки, помощи, услуги;

    - благодарность;

    - отказ;

    - прощение;

    2. процессуальные, обеспечивающие общение как процесс:

    - умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;

    - говорить перед другими;

    - слушать других;

    - сотрудничать;

    - управлять (командовать);

    - подчиняться.

    Приведенная классификация может служить основой системы воспитания коммуникативных умений дошкольников.[7]

    Таким образом, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также умение отбирать речевые средства в соответствии с ними, вырабатывается в дошкольном возрасте. Взаимосвязь коммуникативных и речевых умений помогает развитию отношений, осмыслению языковых и речевых явлений, усвоению социального опыта, развитию творческих способностей ребенка. Эти умения направлены на формирование коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста.

    Под коммуникативной компетентностью ребенка дошкольного возраста понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, которые обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность – это ориентированность в разных ситуациях общения, которая основана на знаниях, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. Она дает ребенку возможность в элементарной форме прогнозировать отношения, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый человек), управлять речевой ситуацией, играть роль социального партнера



    2. Формы, методы и средства воспитания коммуникативной компетенции старших дошкольников


    Коммуникативная компетентность  является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

    Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

    -  желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

    - умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

    - умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

    - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

    Условиями развития коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:

    - социальная ситуация развития ребенка;

    - формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

    - совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.[8]

    В структуре коммуникативной компетентности дошкольника можно выделить внешние и внутренние составляющие.

    1. Внешние характеристики:

    - общение со взрослым,

    - формирование коммуникативных навыков,

    - формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.

    2. Внутренние характеристики:

    - развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;

    - развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

    Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, ребенок должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.[9]

    Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

    Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обуслов­лено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, орга­низацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, опти­мальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.

    Направления работы воспитателя по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего развития речи.

    С целью   оптимизации   работы   педагогов  детского  сада  по воспитанию коммуникативной компетентности дошкольников важно проводить   психолого-педагогическое просвещение персонала, в частности, работа по изучению:

    - возрастных особенностей дошкольников;

    - оптимальных путей организации общения между детьми;

    - принципов коммуникации детских групп;

    - методов работы с родителями.

    С этой целью используются такие формы работы как:

    - лекции,

    -  беседы,

    - групповые консультации,

    - анкетирование,

    - подбор психолого-педагогической литературы,

    - тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного  общения.[10]

    Помимо проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками, проводимых воспитателями дошкольных учреждений, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком в тех же целях, необходимо выполнение еще одной важной части системы работы - сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.

    Эффективное развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:

    - развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

    -  развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;

    - разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.

    В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

    - умение вести диалог, беседу;

    - развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

    - независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

    Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.[11]



    Выделяют две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.[12]

    Первая группа включает методы:

    а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

    б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

    Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.[13]

    Современный   подход   к   проблеме   развития   и    совершенствования коммуникативной компетентности дошкольников состоит в  том,  что  воспитание рассматривается  воздействие со стороны компетентного лица (воспитателя или родителя),   а   диагностика   компетентности   должна    стать отправной точкой организации воспитательной работы. Приобретение коммуникативного опыта  происходит  не  только  на  основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с  другими людьми.  Существует множество  путей  получения  сведений   о   характере коммуникативных  ситуаций,   проблемах   межличностного   взаимодействия и способах их решения. Аналитическое   наблюдение   коммуникативного    взаимодействия,    как реального, так и представленного в  художественной  форме,  даёт  не  только возможность  «тренировки»  приобретённых  познавательных   средств, но и способствует овладению средствами  регуляции  собственного  коммуникативного поведения.  В  частности,  процесс  наблюдения  позволяет  выявить систему правил, руководствуясь которыми  воспитатель  организует взаимодействие детей, выясняет,  какие правила способствуют, а какие   препятствуют успешному протеканию   коммуникативных   процессов. Не   случайно наблюдение за коммуникативным поведением детей  рекомендуется в качестве эффективного способа повышения их компетентности. Групповой тренинг является эффективным, но далеко не единственным  средством  развития  коммуникативной компетентности.  Дошкольник  овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных  действий,  осваивая  культурное  наследие, наблюдая за поведением других, проигрывая в воображении возможные  коммуникативные ситуации. Решая  вопросы  повышения  коммуникативного  потенциала  личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.[14] Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать  как  систему  внутренних  средств  регуляции  коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную  составляющие.

    Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

    - диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова),

    - создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман),

    - дидактические игры,

    - лексические упражнения.

    В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

    Система воспитания коммуникативной компетентности старших дошкольников в включает  в себя:

    - разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности,   формирования речевой и языковой компетентности ребенка);

    - комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников (речевое развитие, включение дошкольников в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками);

    - отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации;

    - повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры).[15]

    Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:

    - изучение семей детей;

    - привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,

    - изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,

    - просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,

    - учет психолого-педагогических рекомендаций,  предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

    Таким образом, педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, включающей в себя:

    - рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели педагогической деятельности;

    - проведение системы развивающих занятий;

    - осуществление сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью развития коммуникативной компетентности дошкольников;

    - учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

    Выводы

    Коммуникативная компетентность старших дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания.



    [1] Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. 2е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 118.

    [2] Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970.


    [3] Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989. С. 84.

    [4] Нуждина М.А. Коммуникативность языка. // Воспитание в детском саду, 2002. - № 2. – С. 15-25.


    [5] Мудрик А.В. Общение дошкольников. – М., «Знание», 1987. С.46.

    [6] Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-62.


    [7] Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 1991.  С.141.


    [8] Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65.

    [9] Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М., «Высшая школа», 1971.

    [10] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком  от года до шести лет: Советы психолога. – М.:АРКТИ, 2004. С. 96.


    [11] Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. – С. 30-33


    [12] Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984. С. 105.

    [13] Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 1991. С. 75.


    [14] Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.

    [15] Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. – С. 3-8.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Воспитание коммуникативной компетенции старших дошкольников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.