План:
1. Основные этапы становления и развития
домашнего воспитания в России……………………………………… 3-8
2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России………
9-11
3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения
в семьях различных сословий (дворянство, купечество,
мещанство, интеллигенция)…………………………………………….. 12-16
4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками
и их воспитанниками (по материалам художественной
и мемуарной литературы)………………………………………………. 17-21
5. Представить конспект «Домостроя»………………………………….. 21-23
Выводы…………………………………………………………………….. 24-25
Список
литературы……………………………………………………….. 26
1.
Основные
этапы становления и развития
домашнего
воспитания в России
Анализ историко-архивных, законодательных документов в
области образования на Руси, нормативно-правовых, публицистических и
художественных источников позволяет говорить о домашнем воспитании как сложном
образовательном процессе, обусловленном изменением общественного,
социально-культурного и экономического положения страны.
Начиная с глубокой древности, народ создавал свою
педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к
практической деятельности, к жизненной борьбе. В VI-IX вв. у древних
славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности.
При матриархате в период экзогамии отец ребенка был неизвестен, так как
мужчины и женщины жили отдельно, а дети принадлежали материнскому роду. До 4-5
лет дети обоего пола воспитывались в доме матери, позже мальчики переходили в
дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось
наставникам, обучавшим детей «житейским премудростям» в «домах молодежи».
Возраст детей и длительность обучения определялись индивидуальными особенностями
детей и степенью их социализации. Обучение навыкам изготовления орудий труда,
охоте и другим мужским обязанностям осуществлялось под руководством старейшин.
Позже, в VI в.
воспитанием и обучением детей занимались ближайшие родственники (как правило,
брат сестры - дядька). «Каковы дядьки, таковы и дитятки» - поговорка, четко
отражающая суть внедомашнего воспитания на Руси этого периода. При отсутствии
дядек воспитателей выбирали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным
и благочестивым, что получило название «кумовство». Таким образом, в VI-VII вв. у восточных славян воспитание отроков
осуществлялось через внесемейные формы: дядек, кумовство и «дома молодежи».
Внесемейные формы воспитания детей постепенно заменялись,
семья с VIII в. перестала отдавать своих детей на воспитание в другие
руки. Обычай посылать детей для воспитания «на сторону» продолжал сохраняться
лишь в семьях князей и феодальной знати.
О появлении в семье воспитательной функции следует говорить,
начиная с VIII-IX вв., когда дети стали жить с родителями. Став
многодетной, семья перестала нуждаться в воспитателях со стороны - дядьках и
кумовьях. Старшие дети в семье заботились о младших, беря на себя все хлопоты
по уходу и воспитанию. Повзрослев, дети рано привлекались к посильному труду
по дому, отвечали за хозяйство и быт. Основными приемами народной педагогики
были потешки, сказки, былины, приговоры, колыбельные песни [2, с.68-69].
В Х-ХШ вв. в период становления Древнерусского феодального
государства у правящего класса увеличивается потребность в грамотности. Во
взглядах на религию как на источник просвещения Древней Руси нет единства. Утверждение
Е. Голубинского, что период «действительного просвещения» на Руси,
исчезнувший с первыми поколениями учившимся у греков людей, нельзя считать
бесспорным. Исследования С.Д. Бабишина и Б.А. Рыбакова говорят о
достаточно высоком общем культурном уровне, о самобытном, национальном
характере воспитания в дохристианской Руси, о том, что ни педагогическая мысль,
ни система образования в Древней Руси не были копией византийской.
С приходом на Русь христианства функции воспитателей с
добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей. Необходимо отметить, что обучение при княжеском дворе
отличалось основательностью и глубиной, а потому считалось предпочтительным и
для детей княжеских родов других государств. В феодальной Руси сложилась
система обучения, типичная для стран Западной Европы, получившая название «семи
свободных искусств». Аналогично явлению кумовства дети княжеского рода
передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей
получила название «кормильство» (В.К. Гарданов, О.Е. Кошелева) [1, с.8-9].
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое» в этот
период, отличались строгостью. Давая оценку «Домострою», В. Колесов
указывает на необходимость «...понять эпоху, в которую создан памятник
литературы». Нравоучительный характер текста «Домостроя» типичен для традиционного
средневекового жанра, близкого по стилю и к народной речи, и к священным
текстам [7, с.7].
Суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспитания
являлись одной из характеристик средневековой педагогики. С.Д. Бабишин отмечает,
что «…вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. До
конца XII века жизнь несовершеннолетнего не
признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было и убить,
особенно если он посягнул на жизнь и достоинство родителей; внебрачные дети вообще не
находили никакой
социальной защиты».
Давая характеристику домашнего быта русских царей,
историк Е.И. Забелин отмечает, что при обучении детей царских фамилий
существенных различий в просвещении обоих полов не было. Царевны так же, как и
царевичи, обучались с пятилетнего возраста чтению, а двумя годами позже - письму.
Часослов, Псалтирь, Евангелие (основные церковные книги для обучения детей
грамоте), Азбука и церковное пение преподавались царевнам в том же объеме, что
и царевичам. Различие состояло лишь в наставниках: девочек учили
учительницы-мастерицы, а мальчиков - дядьки. Обучение детей царских фамилий
предоставлялось лучшим учителям, которые составляли для них учебные пособия и
определяли содержание образования.
Обучение и воспитание на
Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось
привилегией лишь российских учителей-наставников. Образование и культура в XVII веке носили церковный характер и не
являлись обязательными для состоятельных сословий. Боярские дети порой не
обладали навыками чтения и письма.
Расширение межгосударственных
связей требовало грамотных и просвещенных людей. Образованность становится
едва ли не первым условием продвижения по службе. В это время становится модным
приглашать в качестве домашних учителей поляков. Князь Д.М. Голицын,
приближенный к царскому двору, неоднократно советовал боярам учить своих
детей, приглашая для обучения польских гувернеров. Следуя традициям, боярин В.
Матвеев обучал сына русской грамматике, латинскому и греческому; а
управляющий Посольским приказом Ордин-Нащокин приглашал домашних
учителей-поляков для обучения сына.
Отличительной особенностью этого периода является монополия
духовенства на просвещение и формирование прообраза отечественного домашнего
педагога - «дядьки». Образование в России XVI-XVII
вв. несмотря на открытый Ф.М. Ртищевым Андреевский монастырь, все еще
не являлось заботой государства, государственные образовательные учреждения,
которые взяли бы на себя функции обучения и воспитания, отсутствовали.
В эпоху Петра I домашнее образование получило новое направление. В
обществе стали складываться новые мировоззренческие ориентиры. Обучение
этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде повлияло на
быт и сознание людей. Восхищение и преклонение перед всем «иноземным» не могло
не сказаться на изменении подходов к воспитанию и обучению юношества.
Домашние учителя во времена Петра I были представлены двумя категориями: к первой относились русские
подданные - отставные унтерофицеры, канцелярские служащие, причетники
приходских церквей; другую категорию домашних учителей составляли иностранцы.
Восемнадцатый век можно по праву считать эпохой гувернерства. Слова
«гувернер, гувернантка», образовались от французского «gouvernanter» - управлять - появляются в русском
языке в первой половине XVIII
века.
Обязанность знатных людей
бывать на приемах и ассамблеях, внедрение европейских правил поведения в обществе
вынуждали их уделять внимание воспитанию и обучению молодежи. Но и у небогатых
людей было стремление «воспитать детей по-европейски». Однако под образованием
дворянство и купечество понимало обучение детей иностранным языкам, манерам,
танцам; знание наук считалось не столь обязательными. Вместе с тем, отсутствие
контроля за домашним образованием со стороны государства, несомненно, оказывало
отрицательное влияние на содержательную сторону воспитания и образования подрастающего
поколения, решение вопросов просвещения. Известный знаток эпохи XVIII в, М.И. Пыляев писал: «Училища, заведенные при
Петре, скорее портили, чем воспитывали молодое поколение, домашнее же
образование в высших классах ограничивалось только внешним наведением лоска» [1, с.16].
Государыня Елизавета Петровна (1741-1761) Указом, изданным в
1755 году, запретила обучать и воспитывать русских детей иностранцам,
предварительно не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим
свидетельства о личности. Несмотря на указ, иностранцы-гувернеры надолго обосновались
в России. Граф И.И. Шувалов как курьез рассказывал, что выписанные им
из Франции лакеи вскоре поступили в качестве учителей-гувернеров в частные
дома [6, с.7].
Как пишет М.А. Дмитриев: «Вспомним еще, что домашнее
воспитание вверялось тогда иностранцам; что французский язык (наделавший нам
много вреда, потому что вносил нам и французские идеи) был тогда первым
условием воспитания; вспомним это, и, мы непременно должны будем согласиться,
что предпочтительное познание языка отечественного и его литературы было тогда
вполне разумно и вполне полезно» [7, с.117].
Таким образом, гувернерство как форма домашнего образования приобрело
в XVIII в. широко распространенный характер
и сформировалось в России как типичное для данного исторического периода.
Образование подрастающего поколения в XIX в. осуществлялось в форме домашнего воспитания,
обучения в государственных учреждениях и духовных училищах. Характерной
особенностью этого периода является внимание к деятельности
учителей-иностранцев, и принятие ряда мер со стороны государства в защиту
отечественного образования.
После 1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной
педагогической деятельности были запрещены, а подготовка отечественных кадров
воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена. Вместе с тем, в
советский период сохраняются элементы наставнической деятельности в форме
репетиторства, которое носило стихийный характер и было направлено на компенсацию
недостатков государственной системы образования, а также существовало в
качестве дополнительного обучения по желанию родителей. Отличительной
особенностью этого этапа является перемещение акцента в деятельность гувернера
с воспитательной на образовательную функцию [11, с.89].
Кризис государственной системы дошкольного образования начала
90-х, законодательно закрепленная возможность получения образования в форме
семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства
вновь актуальной.
Смена образовательной модели с учебно-дисциплинарной на
личностно-ориентированную в контексте гуманизации системы образования не
только возобновила интерес к этому виду наставнической деятельности, но и
повлекла за собой создание курсов, школ, экспериментальных площадок,
направленных на подготовку домашних учителей и воспитателей [2, с.68].
Таким образом, этапы развития домашнего воспитания в России, отвечая потребностям становления государства, отличались целями, формами и содержанием.
2.
Основные
типы домашних воспитателей и учителей в России
В древней Руси
традиционное церковное воспитание в целом не предусматривало присутствия
гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это и
неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало
вообще. Священники в школе и приставленные к детям «дядьки» и «няньки» в
семье ставили перед собой лишь «душеспасительную» задачу, отодвигая воспитание
и образование на второй план. Домашние воспитатели того времени не имели
какого-либо специального образования. Занятие воспитанием детей для этих людей
не составляло их основную профессию, обычно они совмещали ее с какой-нибудь
другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более они имели тесную связь с
духовенством.
В эпоху Екатерины широкое
распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью
учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения
несовершеннолетних детей [14, с.67].
На смену отечественным учителям и наставникам в
Россию в первой половине XVIII
в. хлынул поток учителей-иностранцев. Мода на все западное, иностранное
способствовала притоку людей, «годных для чего угодно, только не для
воспитания». Первыми учителями-гувернерами были преимущественно немцы и
французы. Традиция нанимать домашних учителей и гувернанток, сложившаяся в
эпоху Петра, закрепилась в России надолго. Учителя-иностранцы обучали и дочерей
Петра, Анну и Елизавету.
Подражая государю, родовитые дворяне для обучения детей
манерам и иностранным языкам приглашали иноземных учителей и гувернанток.
Известно, что княжна Долгорукова (Наталья Борисовна Шереметьева) обучалась
изысканным манерам и языкам у немки Штауден, а у принцессы Анны Леопольдовны
гувернанткой была вдова прусского генерала мадам Адеракс.
Гувернантки-иностранки и иноземные учителя-воспитатели детей царских фамилий являлись,
безусловно, образцами образованности, к которым следовало стремиться [4, с.84].
Приехав в Россию с целью решения своих материальных проблем,
гувернеры-иностранцы, в отличие от домашних учителей царской семьи, редко
соответствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в науках. Но мода на
все западное, заграничное распространилась и на домашнее воспитание. Приглашение
гувернеров-иностранцев стало показателем достатка и соответствия высокому
социальному статусу. Количество домашних учителей и гувернанток свидетельствовало
о желании родителей дать детям наилучшее воспитание. Домашнее образование под
руководством гувернеров-иностранцев признавалось в обществе привилегированным,
а следовательно ему отдавалось предпочтение.
Так, в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» гувернер-француз
Дефорж признается в истинных причинах своего визита в Россию: «…Меня он
выписал из Москвы через одного из своих приятелей, коего повар, мой
соотечественник, меня рекомендовал. Надобно вам знать, что я готовился было
не в учителя, а в кондитеры, но мне сказали, что в вашей земле звание
учительское не в пример выгоднее…» [14, с.83].
Анализируя нравы дворянского общества, В.О. Ключевский
указывал, что к первой половине XVIII
в. иностранные учителя и гувернантки в
большей степени обучали воспитанников внешнему лоску и манерам, чем
поддерживали интерес к наукам. Обучение умению вести светскую беседу,
наряжаться и нравиться, французскому языку, танцам, игре на музыкальных
инструментах – вот приблизительный перечень услуг, предлагаемых иностранцами-гувернерами.
Критерии выбора воспитателя-гувернера отсутствовали.
Родители подчас и сами затруднялись четко определить, какой возраст, внешние
данные и индивидуальные личностные качества должны быть у воспитателя-гувернера.
Авторитетный педагогический журнал для родителей, наставников и воспитателей
«Детский сад» за 1870 г. не только дает советы гувернерам, «как умнее понравиться»,
но и представляет для семей характеристики гувернанток разных национальностей.
Приоритет отдается, по праву, русской гувернантке: «Француженка учит только
салонной болтовне, англичанка отличается непреклонностью воли, швейцарку и
немку выделяет из всех прочих глубина мысли и уровень познания. Русская
гувернантка – совершенство из всех. Говорит на двух языках (на французском и
немецком), игрива, как француженка, обладает чувством собственного достоинства,
гордостью, обходительностью, как англичанка. По уровню познания, умению
обучать, глубине мысли и поэтическому настроению превосходит немку и швейцарку»
[10, с.636].
Большая советская энциклопедия понятие «гувернер»
рассматривает как синонимический ряд смежных понятий «гувернеры – домашние
воспитатели, наставники детей в дворянских и буржуазных семьях». В
«Педагогической энциклопедии» звание «домашний наставник, учитель» относится
только к лицам с высшим образованием или не имевшим его, но выдержавшим
специальные испытания. Акцент в деятельности гувернера перенесен на
воспитательную функцию в условиях семьи: «гувернеры – домашние воспитатели…
обучавшие детей светским манерам и правилам приличия», умению говорить на
иностранных языках» [15, с.91].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России XVIII-XIX вв. существовали как отечественные, так и иностранные
воспитатели-гувернеры, причем предпочтение вторым отдавалось в силу их
доступности, нежели первых (в силу их большей образованности).
В конце XVIII
в. в обществе назревает протест против гувернера-иностранца. Возникающая
потребность в отечественных кадрах домашних педагогов привела к созданию в
рамках государственной системы образования специальных учреждений для их
качественной подготовки.
3.
Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных
сословий (дворянство, купечество, мещанство, интеллигенция)
Трудовые традиции и
особенности воспитания детей в купеческих семьях веками и
передавались от поколения к поколению. Воспитание детей в купеческих семьях
целиком зависело от того, какой жизненный опыт и установки имели родители.
Так, например, несмотря
на городские условия жизни, сибирские купцы во многом сохранили крестьянский,
народный уклад жизни, так как сами купцы были выходцами в основном из крестьян,
и их потребности были по своей сути народными, типично национальными. Видимо,
вывод Л.М. Горюшкина, сделанный им по отношению к трудовым традициям
сибирского крестьянства, подходит и к сибирскому купечеству: «Традиции
проникали в область семьи и быта, а механизм их передачи был тесно связан с
методами воспитания и этикой».
Своеобразным и
эффективным было обучение купеческих детей основам торговой профессии. Делалось
это как внутри купеческой семьи, под руководством родителей, так и через отдачу
мальчиков в люди.
Воспитание мальчиков и
девочек различалось. Мальчиков готовили для продолжения семейного дела, с 14
лет они, как правило, работали приказчиками у своего отца или у знакомого
предпринимателя. Девочек стремились вырастить хорошими хозяйками и матерями, в
основном они получали домашнее образование, которое включало в себя общение с
матерью и отцом, другими близкими родственниками [1, с.167-168].
В большинстве дворянских
семей уделялось большое внимание образованию. По воспоминанию В. Н.
Давыдова, «дети тогда, по-видимому, не менее любимые родителями, чем
теперь, не составляли, безусловно,
преобладающего элемента
жизни семьи... само дело воспитания в
значительной степени предоставляли наставникам и наставницам, следя лишь за
его общим ходом, а непосредственно вмешиваясь в детскую жизнь лишь в
сравнительно экстренных случаях».
То же читаем и в воспоминаниях петербургского аристократа графа В. А.
Соллогуба: «Жизнь наша шла отдельно от жизни родителей. Нас водили
здороваться, прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей,
держались почтительно и никогда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери».
Родители, воспитывая дома детей, в возрасте 7-8 лет с рук
няни передавали девочек на попечение француженки-гувернантки, мальчиков -
гувернерам французского или немецкого происхождения. Очень часто ими бывали
люди, не только не подготовленные к роли педагога, но и просто
малообразованные. Претендентами на места учителей бывали люди неопределенных
профессий, актеры, иногда даже парикмахеры или лакеи. Не обладая даже знанием
предмета, они, конечно, мало могли дать воспитанникам 15, с.62].
Кроме гувернера или учителя-иностранца к мальчикам,
получавшим образование дома, нередко нанимали русского учителя - по большей
части преподавателя гимназии, который должен был проходить с ними гимназический
курс. Усваивалась учебная программа гимназии, конечно, по-разному, в
зависимости от знаний и умения учителя и прилежания учеников, но в целом
«домашний вариант» среднего образования был слабее и хуже гимназического. В
отдельных случаях пробелы домашнего образования компенсировались наличием богатых
библиотек, которыми легально или нелегально пользовались дети. Так, например, А.
И. Герцен вспоминает как одно из самых интересных и полезных занятий в
детские годы свое «страстное и бессистемное» чтение книг из библиотеки отца [5,
с.23].
Познавательный аспект в домашнем воспитании девушек был
выражен еще слабее. Главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому
в обучении многое делалось «напоказ». «Обязательным считалось для
благовоспитанной девицы знание французского, английского и немецкого языков,
умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса
закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части
истории литературы, главным образом, французской».
В
богатых столичных домах, как мальчиков, так и девочек специально приглашаемые
учителя учили танцам. Большое внимание обращалось на умение «вести себя»,
хорошие манеры были обязательны, нарушение этикета, внешнего уважения к старшим
и более знатным людям не допускались и строго наказывались. Особенно строги
были правила поведения для девушек. В этом плане вся жизнь делилась на то, что
«прилично», и на то, что «неприлично».
Вот
как отзывается о домашнем воспитании и обучении А.С. Пушкин: «В России
домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное. Ребенок
окружен одними холопами, видит гнусные примеры, своевольничает или рабствует,
не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об
истинной чести. Воспитание его ограничивается знанием двух-трех языков и
начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем» [9,
с.69].
Так же негативно оценивал
домашнее образование (на примере мещанской семьи (люди, из которых в Российской империи в 1775-1917
податное сословие из бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и
домовладельцы; объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами
самоуправления; до 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям; в
переносном смысле - люди с мелкими интересами, ограниченным кругозором) видный педагог, ученый и общественный
деятель В. Ф. Одоевский, который назвал его как «часто нелепым и всегда
односторонним», следы которого «остаются большей частью неизгладимыми» [1,
с.178].
Ограниченность домашнего обучения консервировала
невежественность, которая еще была присуща широким слоям дворянства, особенно провинциальных
помещиков. Достаточно вспомнить героев «Мертвых душ» Гоголя, от прижимистых
Собакевича и Коробочки до скандалиста Ноздрева, чтобы представить картину
умственного и духовного убожества провинциального общества.
Из поколения Поколение кругозор таких семей ограничивался
летами усадьбы или сомнительной свежести провинциальными новостями. И в итоге,
по выражению Гоголя, ни одно желание их не перелетало через плетень сада». Неразвитость
умственных интересов порождала и усиливала нравственные пороки этой социальной
группы - ничем не ограниченное самодурство, жестокость и разврат [14, с.71].
Как
видим, процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени
произволен - мог быть плохим или, наоборот, хорошим, все зависело от
просвещенности, взглядов и заинтересованности родителей в судьбе детей.
Таким образом, общие принципы домашнего дворянского
воспитания давали хорошие результаты только в тех семьях, где им
руководствовались люди, обладавшие высокой культурой и человеческой
незаурядностью (например семья Бестужевых).
Воспитание в
интеллигентной семье (по материалам деятельности Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова) происходило под девизом свободного человека.
Признавая, что существуют
индивидуальные различия организмов, а, следовательно, и психики людей, что люди
отличаются друг от друга не только внешними признаками, но и некоторыми
психическими свойствами, Чернышевский пояснял, что врожденные задатки человека
проявляются и развиваются в зависимости от обстоятельств жизни и от воспитания.
Добролюбов, обращаясь к представителям официальной педагогики, утверждавшим,
что дети склонны только к порокам и что они от природы «неразумны», а потому
должны, безусловно, повиноваться разуму взрослых, писал: «Придайте разумность
обезьяне с вашей системой (т. е. Сделайте посредством такой педагогики обезьяну
разумной) и тогда целый мир с благоговением преклонится перед этой системой и
будет по ней воспитывать детей своих. Но вы этого не можете сделать и потому
должны смиренно признавать права разумности в самой природе ребенка и не
пренебрегать ею, а благоразумно пользоваться теми выгодами, какие она вам
предоставляет» [13, с.18-19].
В замечательном трактате
«О значении авторитета в воспитании» (1857) Добролюбов пропагандировал
необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные
естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду
одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и
вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности
детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей,
обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны
быть у передового человека. Чернышевский и Добролюбов были великими
гуманистами, поборниками подлинно передовой морали. Они выдвинули идеал нового
человека, исходя из которого определяли цели и задачи воспитания. Новый
человек, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к
народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осуществление его
разумных интересов и потребностей. Этот человек представляется Чернышевскому и
Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физическом и духовном
отношении [3, с.17].
Таким образом,
организация домашнего воспитания и обучения в различных сословиях зависела,
прежде всего, от отношения родителей воспитанников к процессу образования, от
уровня их собственной культуры, но также и возможностей для воспитания и
обучения (материальное положение, статус, жилищно-бытовые условия и т.д.).
4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками
и их воспитанниками (по материалам художественной и мемуарной литературы)
Историк Б. Глинский, исследовавший проблему воспитания
детей в царской семье, в частности, в исторических очерках об эпохе Екатерины II (1762-1769) отмечал, что иностранцы-гувернеры
составили серьезную конкуренцию отечественным домашним наставникам. Дядьки,
прежде выступавшие в роли воспитателей, постепенно отстаивают свои позиции
иностранцам-гувернерам и выполняют главным образом обязанности слуг.
Л.Н. Толстой, рисуя быт дворянской семьи в повести «Детство», писал: «…вошел
дядька Николай - маленький чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный,
почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь:
Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было
бы совестно плакать; притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя,
передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно
смеялся…» [12, с.67].
В работе профессора Ф.Г. Дильтея (1764) «Об учреждении
разных училищ для распространения наук и исправления нравственности»
указывалось на то, что первейшим недостатком воспитания юношества являлось
поручение их воспитания крепостным дядькам, «которые своим примером молодых
детей так портят, что, наконец, или с трудностью, или никак не могут быть
исправлены; оттуда подлые многих нравы, оттуда повреждение сердца и другие им
подобные пороки происходят» [14, с.85].
Одним из важных качеств
настоящего человека по Чернышевскому и Добролюбову, является наличие у
него определенных, стойких убеждений и способности отстаивать их, несмотря на
встречающиеся трудности. Конечно, маленькие дети не могут вследствие недостатка
у них жизненного опыта и неразвитости их мышления сознательно избегать зла и
делать добро; большую роль в их поведении играет авторитет воспитателей. Но
этот авторитет должен быть использован разумно.
Разумность воспитания
должна быть «ведома не только учителю, но представляться ясной и воспитаннику».
Воспитатель должен заботиться о развитии в детях собственного сознания.
Чернышевский и Добролюбов разоблачали антинаучную и реакционную сущность
авторитарной крепостнической педагогики. В то же время они критиковали
выдвинутую Л. Н. Толстым теорию «свободного воспитания» и отстаивали необходимость
предъявления детям разумных и справедливых требований.
Надо, чтобы
справедливость требований воспитателей все более осознавалась самими
воспитанниками. Важнейшими условиями и средствами поддержания сознательной
дисциплины среди воспитанников революционеры-демократы считали заботливое и
ровное отношение учителя к учащимся, своевременное ознакомление последних со
своими обязанностями, пример воспитателя и использование положительных примеров
из окружающего, настойчивость и постоянство в педагогических требованиях
учителя [3, с.15-16].
Из произведений А.С.Пушкина
мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети. В
записке «О народном воспитании», составленной в 1826 году, Пушкин писал: «В
России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное;
ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает
или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных
отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением
двух или трех иностранных языков и начальной основой всех наук, преподаваемых
каким- нибудь учителем».
Характерной фигурой
домашнего воспитания был француз-гувернер. В наброске «Русский Пелам» Пушкин
дал картину такого образования: «Отец, конечно, меня любил, но вовсе обо мне не
беспокоился, и оставил меня на попечение французов, которых беспрестанно
принимали и отпускали. Первый мой гувернер оказался пьяницей; второй, человек
неглупый и не без сведений, имел такой бешеный нрав, что однажды чуть не убил
меня за то, что пролил я чернила на его жилет; третий, проживший у нас целый
год, был сумасшедший, и в доме только тогда догадались о том, когда пришел
жаловаться Анне Петровне на меня за то, что мы подговорили клопов со всего дому
не давать ему покою, и что сверх того чертенок повадился вить гнезда в его
колпаке». Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и
фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали «по билетам» -
учитель сменил гувернера. Претендентами на учительские места в России были,
главным образом, мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые
солдаты и просто люди неопределенных занятий. После революции за границами
Франции оказались тысячи аристократов-эмигрантов, так и возник новый тип учителя
- француза. Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и
малоудовлетворительному были частные пансионы и государственные училища.
Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы,
ни каких-либо единых требований [9, с.116-117].
В произведении А.И. Герцена «Былое и
думы», уделяется огромное внимание вопросам домашнего воспитания и образования.
Описывая собственное воспитание и близких к нему людей, Герцен остро и метко
характеризует отношение к воспитанию офранцуженных русских помещиков (семья
Яковлевых), онемеченных руководителей русского просвещения (Уваров) и немцев -
профессоров русских университетов (Гейм и др.).
Герцен особенно выделяет из всех своих наставников русского
учителя - И. Е. Протопопова, названного в повести Пациферским. Вывод Герцена, что способы учения, применяемые Пациферским,
способствовали развитию мыслей и сознания ученика, есть заслуженная похвала
тогдашней русской методике обучения в её положительных образцах. «Отрицательное
преподавание» Пациферского способствовало росту критической самостоятельной
мысли дворянского подростка. В беседах со своим учителем о риторике, географии
и особенно русской литературе ученик приобщался к общественным идеалам своего
времени. Это делало его способным как опровергать эстетические взгляды его
учителя Маршаля - любителя ложноклассической литературы, так и заметить у
раздражительного и сурового Бушо его молчаливую преданность французской
революции.
Герцен пишет, что нынешние учителя – это учителя, ходящие по билетам, опаздывающие по непредвиденным
причинам и уходящие слишком рано по обстоятельствам, не зависящим от их воли,
строят немцу куры, и он при всей безграмотности начинает считать себя учёным.
Гувернантки употребляют немца на покупки, на всевозможиые комиссии, но
позволяют ухаживать за собой только в случае физических недостатков и при
совершенном отсутствии других поклонников.
Вот
как отзывает Герцен об одном «гувернере», брауншвейг-вольфенбюттельском солдате (вероятно, беглом)
Фёдоре Карловиче, отличавшийся каллиграфией и непомерным тупоумием: «Я не имел
к нему никакого уважения и отравлял все минуты его жизни, особенно с тех пор,
как я убедился, что, несмотря на все мои усилия, он не может понять двух вещей:
десятичных дробей и тройного правила…».
О старике Бушо вообще
отзывался очень негативно: «… он не любил меня и считал пустым шалуном за то,
что я дурно приготовлял уроки; он часто говаривал: «Из вас ничего не выйдет»,
но когда заметил мою симпатию к его идеям regicides), он сменил гнев на милость, прощал
ошибки и рассказывал эпизоды 93 года и как он уехал из Франции, когда
«развратные и плуты» взяли верх. Он с тою же важностью, не улыбаясь, оканчивал
урок, но уже снисходительно говорил: - Я право думал, что из вас ничего не
выйдет, но ваши благородные чувства спасут вас…» [5, с.123-156].
Таким образом, Герцен ярко показал отрицательное влияние, оказываемое на
воспитание русской молодёжи, учителей, гувернёров и профессоров из
иностранцев.
5. Представить конспект «Домостроя»
Домострой» - русский
литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод
правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения.
Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского
боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде
сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.).
«Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в.
переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром,
который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит
ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное
описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством
бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами
украшен пословицами и поговорками.
Содержание «Домостроя»:
1. Наказание от отца к сыну
2. Како християном веровати во
Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам
и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им.
3. Како таинам Божиим причащатися
и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои
святыни.
4. Како любити Бога от всея душа,
тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную.
5. Како святительскии чин
почитати, тако же и священническии чин и мнишескии.
6. Како посещати в монастырех и в
болницах и в темницах и всякаго скорбна.
7. Како царя и князя чтити и
повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во
всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову
быти, и себе о сем внимати.
8. Како дом свои украсити святыми
образы дом чист имети.
9. Како к церквам Божиим и в
монастыри с приношением приходити.
10. Како священников и иноков в
дом свои призывати молитися.
11. Како кормити приходящих в
дому з благодарением.
12. Како мужу з женою и з
домочатцы в дому своем молитися.
13. Како в церкви мужу и жене
молитися чистота хранити и всякого зла не творити.
14. Како чтити детем отцов своих
духовных и повиноватися им.
15. Како детеи своих воспитати во
всяком наказании и страсе божии.
16. Како чад воспитати с наделком
замужь выдати.
17. Како дети учити и страхом
спасати.
18. Како детем отца и мати любити
и беречи и повиноватися им и покоити их во всем.
19. Како всякому человеку
рукодельничати и всякое дело делати благословяся.
20. Похвала женам.
21. Наказ мужу и жене и людем и
детем како лепо быти им.
22. Каковы люди дерьжать и как о
них промышлять во всяком учении, и в божественых заповедеи, и в домовном
строении.
23. Како врачеватися християном о
болезни и от всяких скорбеи.
24. О неправедном житии.
25. О праведном житии аще кто по
бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по
християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно
богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити.
26. Како жити человеку сметя свои
живот.
27. Аще кто не разсудя себя живет
28. <#28> Аще кто слуг держит без строя.
29. Поучати мужу своя жена, как
Богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свои добре строити , и вся
домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать.
30. Добрые жены рукоделные плоды,
и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи.
31. Как всякое платье кроити и
остатки и обрески беречи.
32. Всякая порядня домашняя
держати.
33. По вся государыни дни
дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении
и строении.
34. По вся дни жене с мужем о
всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и
з гостьями что беседавати.
35. Слуг наказывати как в люди
посылать с чим.
36. Женам наказ о пьяньстве и о
пьяном питии, и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде и слуг лжи и
клеветы не слушати без исправы как их наказывати грозою и жену тако же, и как в
гостех быти и дома себя устроивати во всем.
37. Как платья всякое жене носити
и устроити.
38. Как избная парядня устроити
хорошо и чисто.
39. Аще муж сам не учит, ино суд
от Бога приимет аще сам творит и жену и домочатцов учит, милость от Бога
приимет.
40. Самому государю или кому
прикажет годовои запас, и всякои товар купити.
41. Себе на обиход купити всякои
товар заморскои, и из далных земель.
42. О том же коли что купить у
кого сел нет и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати в год и
дома животина водити всякая, и ества и питие держати всегды.
43. А толко мужь припасет в год
всякого запасу и постного, и тому, устрои.
44. О запаснои прибыли вперед.
45. Огород и сад как водить.
46. Как человеку запасное питие
держать про себя и про гость, и как устроити то при людех.
47. Тому же пивовареннои наказ
как пиво варить и кака мед сытити и вино курити.
48. У поваров и у хлебников и
везде всякои порядни ключнику дозират.
49. Мужу з женою советовати, как
ключнику приказати о столовом обиходе о поварне и о хлебне.
50. Ключнику приказ как пир
лучится.
51. Наказ от государя ключнику
как ества постная и мясная варить и кормить семья, в мясоед и в пост.
52. В житницах и в закромех о
береженьи.
53. В сушиле тако же смотрити.
54. В погребе и на леднике всего
беречи.
55. А в клетех и в подклетех, и в
онбарех, устроити всякая порядня ключнику по государеву наказу.
56. В сенницах сено и в конюшнях
лошади, и на дворе и дровянои запас устроити и всякая животина.
57. В поварнях и в хлебнях, и в
деловых избах устроити деланое.
58. На погребех и на ледникех, и
в житницах, и в сушилех и в онбарех и в конюшнях часто государю смотрити.
59. С слугами государю сметяся во
всем по тому их жаловати.
60. О торговых и о лавочных
людех, по тому же счет с ними часто держати.
61. Как двор строити или лавка
или деревня или анъба.
62. Как дворовое тягло плотит с
лавки позем или з деревни подать и должником долг всякои платить.
63. Указ ключнику как держать на
погребе всякои запас просолнои и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и
в ведерцах мясо рыба копуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузьди [8,
с.12-17].
Строго говоря, в обычном смысле Домострой - не литературное
произведение, а руководство воспитательных и общественных действий.
Домострой не доказывает фактами. Домострой неполон без окружающих его памятников низовой народной культуры.
Выводы
Рассматривая генезис домашнего воспитания, можно провести
следующую линию:
- начиная с глубокой древности (VI-IX вв), когда
воспитанием занимались ближайшие родственники детей (дядьки, кумовья);
- в Х-ХШ вв. (возникновение христианства на Руси) функции воспитателей с
добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей;
- обучение и воспитание на Руси в
допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось привилегией
лишь российских учителей-наставников; отличительной особенностью этого периода
является монополия духовенства на просвещение и формирование прообраза
отечественного домашнего педагога - «дядьки»;
- в XVIII
веке домашние учителя были представлены двумя категориями: русские подданные -
отставные унтерофицеры, канцелярские служащие, причетники приходских церквей и
иностранцы;
- после
1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической
деятельности были запрещены, а подготовка отечественных кадров
воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена;
- в настоящее время законодательно закреплена возможность
получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию
сделали проблему гувернерства вновь актуальной.
Организация домашнего
воспитания и обучения в различных сословиях зависела, прежде всего, от
отношения родителей воспитанников к процессу образования, от уровня их
собственной культуры, но также и возможностей для воспитания и обучения
(материальное положение, статус, жилищно-бытовые условия и т.д.):
- в купечестве,
воспитание детей целиком зависело от того, какой жизненный опыт и установки
имели родители;
- в дворянстве родители
во всем полагались на домашних учителей, что часто приводило к безграмотности
детей (проблема иностранных гувернеров), главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому в
обучении многое делалось «напоказ»;
- ограниченность
домашнего обучения консервировала невежественность, которая еще была присуща
широким слоям дворянства, особенно провинциальных помещиков - кругозор таких семей ограничивался
летами усадьбы или сомнительной свежести провинциальными новостями;
- воспитание в среде интеллигенции было основано на гуманном
отношении к ребенку и участии родителей или опытных учителей в их воспитании и
обучении.
Анализируя этапы домашнего воспитания в России можно выделить
следующие типы домашних воспитателей и учителей: родственники (в древний
период), церковные наставники (в период христианства) и гувернеров (как
отечественных, так и иностранных). Причем возникает проблема с иностранными
педагогами (в силу их необразованности), в конце XVIII
века в обществе возникла потребность в отечественных кадрах домашних педагогов.
Взаимоотношения между домашними наставниками и воспитанниками
были тоже неоднозначны: если в древней Руси старших почитали и во всем слушали,
то в XVIII веке авторитет педагога упал в силу
низкой подготовленности кадров и хамским отношением к своей деятельности.
Таким образом, анализ историко-архивных, законодательных
документов в области образования в России, нормативно-правовых,
публицистических и художественных источников позволяет говорить о домашнем
воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением
общественного, социально-культурного и экономического положения страны.
Список литературы:
1.
Антология педагогической древней Руси и
русского государства XIV-XVI вв./Сост. С.Д. Бабишин., Б.Н. Митюров – М.: Наука,
1985. – 416 с.
2.
Белова А.В. Домашнее воспитание дворянок
в первой половине XIX века // Педагогика. – 2001. - №10. – С.68-74.
3.
Венгеров С.А. Добролюбов Н.А. // Новый
энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1911-1918гг. – 516 с.
4.
Ганичева А. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру? // Дошкольное
воспитание. – 1995. - №9. – С.83-86.
5.
Герцен А.И. Былое и думы // Собр.соч. – М.: Просвещение, 1869. – 516 с.
6.
Гилязова Э.В. Развитие педагогической
мысли России о семейном воспитании: вторая половина XVIII века
//Социально-экономические и технические системы. – 2006. - №18. – С.2-9.
7.
Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей
памяти. – М.: Московский рабочий, 1985. – С.41-132.
8.
Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и
коммент. В. В. Колесова; подгот. текстов В. В. Рождественской. В. В. Колесова
и М. В. Пименовой. – М.: совр. Россия, 1990. – 304 с.
9.
Кирпичников А.И. А.С. Пушкин // Новый
энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1890-1907гг. – 516 с.
10. Лезгилье Л. Руководство для гувернеров // Детский сад.
- 1870. -№ 11-12. –С. 636-637.
11. Сергеева
С.В. Домашнее образование в России в 1 половине XIX
века // Педагогика. – 2003. №7. – С.88-93.
12. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - М., 1987.-
Т.1. – 315 с.
13. Федоров
К. Жизнь великих людей. Чернышевский. – СПб., 1905. – 368
14. Яковкина Н.И. Очерки
русской культуры 1 половины 19 века. – Л.: 1989. – 576 с.