Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Генезис домашнего воспитания в россии как историко-педагогическая проблема

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Генезис домашнего воспитания в россии как историко-педагогическая проблема
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План:



    1. Основные этапы становления и развития

         домашнего воспитания в России………………………………………  3-8


    2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России……… 9-11


    3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения

        в семьях различных сословий (дворянство, купечество,

        мещанство, интеллигенция)…………………………………………….. 12-16


    4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками

        и их воспитанниками (по материалам художественной

        и мемуарной литературы)………………………………………………. 17-21


    5. Представить конспект «Домостроя»…………………………………..  21-23


    Выводы……………………………………………………………………..   24-25



    Список литературы………………………………………………………..      26

    1. Основные этапы становления и развития

    домашнего воспитания в России

    Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси, нормативно-правовых, публицистических и художественных источников позволяет говорить о домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономи­ческого положения страны.

    Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к практической деятельности, к жизненной борьбе. В VI-IX вв. у древних славянских пле­мен стали зарождаться элементы наставнической деятельности.

    При матриархате в период экзогамии отец ребенка был неизвестен, так как мужчины и женщины жили от­дельно, а дети принадлежали материнскому роду. До 4-5 лет дети обоего пола воспитывались в доме матери, позже мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось настав­никам, обучавшим детей «житейским премудростям» в «до­мах молодежи». Возраст детей и длительность обучения определялись индивидуальными особенностями детей и степенью их социализации. Обучение навыкам изготовле­ния орудий труда, охоте и другим мужским обязанностям осуществлялось под руководством старейшин.

    Позже, в VI в. воспитанием и обучением детей занима­лись ближайшие родственники (как правило, брат сестры - дядька). «Каковы дядьки, таковы и дитятки» - поговорка, четко отражающая суть внедомашнего воспитания на Руси этого периода. При отсутствии дядек воспитателей выби­рали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным и благочестивым, что получило название «кумовство». Таким образом, в VI-VII вв. у восточных славян воспита­ние отроков осуществлялось через внесемейные формы: дядек, кумовство и «дома молодежи».

    Внесемейные формы воспитания детей постепенно за­менялись, семья с VIII в. перестала отдавать своих детей на воспитание в другие руки. Обычай посылать детей для воспитания «на сторону» продолжал сохраняться лишь в семьях князей и феодальной знати.

    О появлении в семье воспитательной функции следует говорить, начиная с VIII-IX вв., когда дети стали жить с родителями. Став многодетной, семья перестала нуждать­ся в воспитателях со стороны - дядьках и кумовьях. Стар­шие дети в семье заботились о младших, беря на себя все хлопоты по уходу и воспитанию. Повзрослев, дети рано привлекались к  посильному труду по дому, отвечали за хозяйство и быт. Основными приемами народной педагогики были потешки, сказки, былины, приговоры, колыбельные песни  [2, с.68-69].

    В Х-ХШ вв. в период становления Древнерусского фео­дального государства у правящего класса увеличивается потребность в грамотности. Во взглядах на религию как на источник просвещения Древней Руси нет единства. Ут­верждение Е. Голубинского, что период «действительного просвещения» на Руси, исчезнувший с первыми поколения­ми учившимся у греков людей, нельзя считать бесспорным. Исследования С.Д. Бабишина и Б.А. Рыбакова говорят о достаточно высоком общем культурном уровне, о самобытном, национальном характере воспитания в дохристианской Руси, о том, что ни педагогическая мысль, ни система образования в Древней Руси не были копией византийской.

    С приходом на Русь христианства функции воспитателей с добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей. Необходимо отметить, что обучение при княжеском дворе отличалось основательностью и глубиной, а потому считалось предпочтительным и для детей княжеских родов других государств. В феодальной Руси сложилась система обучения, типичная для стран Западной Европы, получившая название «семи свободных искусств». Аналогично явлению кумовства дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей получила название «кормильство» (В.К. Гарданов, О.Е. Кошелева) [1, с.8-9].

    Законы семейного воспитания, изложенные в «Домо­строе» в этот период, отличались строгостью. Давая оценку «Домост­рою», В. Колесов указывает на необходимость «...понять эпоху, в которую создан памятник литературы». Нраво­учительный характер текста «Домостроя» типичен для тра­диционного средневекового жанра, близкого по стилю и к народной речи, и к священным текстам [7, с.7].

    Суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспита­ния являлись одной из характеристик средневековой педа­гогики. С.Д. Бабишин отмечает, что «…вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. До конца XII века жизнь несовершеннолетнего не признава­лась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка мож­но было и убить, особенно если он посягнул на жизнь и достоинство  родителей; внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты».

    Давая характеристику домашнего быта русских царей, историк Е.И. Забелин отмечает, что при обучении детей царских фамилий существенных различий в просвещении обоих полов не было. Царевны так же, как и царевичи, обучались с пятилетнего возраста чтению, а двумя годами позже - письму. Часослов, Псалтирь, Евангелие (основные церковные книги для обучения детей грамоте), Азбука и церковное пение преподавались царевнам в том же объеме, что и царевичам. Различие состояло лишь в наставниках: девочек учили учительницы-мастерицы, а мальчиков - дядьки. Обучение детей царских фамилий предоставля­лось лучшим учителям, которые составляли для них учеб­ные пособия и определяли содержание образования.

    Обучение и воспитание на Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось при­вилегией лишь российских учителей-наставников. Образование и культура в XVII веке носили церковный характер и не являлись обязательными для состоятельных сословий. Боярские дети порой не обладали навыками чтения и письма.

    Расширение межгосударственных связей требовало гра­мотных и просвещенных людей. Образованность становит­ся едва ли не первым условием продвижения по службе. В это время становится модным приглашать в  качестве домашних учителей поляков. Князь Д.М. Голицын, приближенный к царскому двору, неодно­кратно советовал боярам учить своих детей, приглашая для обучения польских гувернеров. Следуя традициям, боярин В. Матвеев обучал сына русской грамматике, ла­тинскому и греческому; а управляющий Посольским приказом Ордин-Нащокин приглашал домашних учителей-поляков для обучения сына.

    Отличительной особенностью этого периода является монополия духовенства на просвещение и формирование прообраза отечественного домашнего педагога - «дядьки». Образование в России XVI-XVII вв. несмотря на откры­тый Ф.М. Ртищевым Андреевский монастырь, все еще не являлось заботой государства, государственные образова­тельные учреждения, которые взяли бы на себя функции обучения и воспитания, отсутствовали.

    В эпоху Петра I домашнее образование получило новое направление. В обществе стали складываться новые миро­воззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностран­ным языкам, приобщение к западноевропейской моде по­влияло на быт и сознание людей. Восхищение и преклоне­ние перед всем «иноземным» не могло не сказаться на из­менении подходов к воспитанию и обучению юношества.

    Домашние учителя во времена Петра I были представ­лены двумя категориями: к первой относились русские подданные - отставные унтерофицеры, канцелярские служа­щие, причетники приходских церквей; другую категорию домашних учителей составляли иностранцы.

    Восемнадцатый век можно по праву считать эпохой гувернерства. Слова «гувернер, гувернантка», образовались от французского «gouvernanter» - управлять - появляются в русском языке в первой половине XVIII века.

    Обязанность знатных людей бывать на приемах и ас­самблеях, внедрение европейских правил поведения в об­ществе вынуждали их уделять внимание воспитанию и обу­чению молодежи. Но и у небогатых людей было стремление «воспитать детей по-европейски». Однако под образо­ванием дворянство и купечество понимало обучение детей иностранным языкам, манерам, танцам; знание наук счи­талось не столь обязательными. Вместе с тем, отсутствие контроля за домашним образованием со стороны государства, несомненно, оказывало отрицательное влияние на содержательную сторону воспитания и образования под­растающего поколения, решение вопросов просвещения. Известный знаток эпохи XVIII в, М.И. Пыляев писал: «Учи­лища, заведенные при Петре, скорее портили, чем воспи­тывали молодое поколение, домашнее же образование в высших классах ограничивалось только внешним наведе­нием лоска» [1, с.16].

    Государыня Елизавета Петровна (1741-1761) Указом, изданным в 1755 году, запретила обучать и воспитывать русских детей иностранцам, предварительно не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим свидетельства о личности. Несмотря на указ, иностранцы-гувернеры надолго обос­новались в России. Граф И.И. Шувалов как курьез расска­зывал, что выписанные им из Франции лакеи вскоре по­ступили в качестве учителей-гувернеров в частные дома [6, с.7].

    Как пишет М.А. Дмитриев: «Вспомним еще, что домашнее воспитание вверялось тогда иностранцам; что французский язык (наделавший нам много вреда,  потому что вносил нам и французские идеи) был тогда первым условием воспитания; вспомним это, и, мы непременно должны будем согласиться, что предпочтительное познание языка отечественного и его литературы было тогда вполне разумно и вполне полезно» [7, с.117].

    Таким образом, гувернерство как форма домашнего образования приобрело в XVIII в. широко распространенный характер и сформировалось в России как типичное для данного исто­рического периода.

    Образование подрастающего поколения в XIX в. осу­ществлялось в форме домашнего воспитания, обучения в государственных учреждениях и духовных училищах. Ха­рактерной особенностью этого периода является внимание к деятельности учителей-иностранцев, и принятие ряда мер со стороны государства в защиту отечественного образова­ния.

    После 1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запре­щены, а подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена. Вместе с тем, в советский период сохраняются элементы настав­нической деятельности в форме репетиторства, которое носило стихийный характер и было направлено на ком­пенсацию недостатков государственной системы образо­вания, а также существовало в качестве дополнительного обучения по желанию родителей. Отличительной особенностью этого этапа является перемещение акцента в деятельность гувернера с воспитательной на образовательную функцию [11, с.89].

    Кризис государственной системы дошкольного образования начала 90-х, законодательно закрепленная возможность получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства вновь актуальной.

    Смена образовательной модели с учебно-дисциплинар­ной на личностно-ориентированную в контексте гумани­зации системы образования не только возобновила интерес к этому виду наставнической деятельности, но и повлекла за собой создание курсов, школ, экспериментальных пло­щадок, направленных на подготовку домашних учителей и воспитателей [2, с.68].

    Таким образом, этапы развития домашнего воспитания в России, отвечая потребностям становления государства, отличались целями, формами и содержанием.

    2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России


    В древней Руси традиционное церковное воспитание в целом не предусматривало присутствия гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это и неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало вообще. Священники в школе и приставленные к детям «дядьки» и «няньки» в семье ставили перед собой лишь «душеспасительную» задачу, отодвигая воспитание и образование на второй план. Домашние воспитатели того времени не имели какого-либо специального образования. Занятие воспитанием детей для этих людей не составляло их основную профессию, обычно они совмещали ее с какой-нибудь другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более они имели тесную связь с духовенством.

    В эпоху Екатерины широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей [14, с.67].

    На сме­ну отечественным учителям и наставникам в Россию в пер­вой половине XVIII в. хлынул поток учителей-иностран­цев. Мода на все западное, иностранное способствовала притоку людей, «годных для чего угодно, только не для воспитания». Первыми учителями-гувернерами были пре­имущественно немцы и французы. Традиция нанимать домашних учителей и гувернанток, сложившаяся в эпоху Петра, закрепилась в России надолго. Учителя-иностранцы обучали и дочерей Петра, Анну и Елизавету.

    Подражая государю, родовитые дворяне для обучения детей манерам и иностранным языкам приглашали ино­земных учителей и гувернанток. Известно, что княжна Долгорукова (Наталья Борисовна Шереметьева) обучалась изысканным манерам и языкам у немки Штауден, а у прин­цессы Анны Леопольдовны гувернанткой была вдова прус­ского генерала мадам Адеракс. Гувернантки-иностранки и иноземные учителя-воспитатели детей царских фамилий яв­лялись, безусловно, образцами образованности, к которым следовало стремиться [4, с.84].

    Приехав в Россию с целью решения своих материальных проблем, гувернеры-иностранцы, в отличие от домашних учителей царской семьи, редко соответствовали нравственным идеалам и сла­бо разбирались в науках. Но мода на все западное, загра­ничное распространилась и на домашнее воспитание. При­глашение гувернеров-иностранцев стало показателем достатка и соответствия высокому социальному статусу. Ко­личество домашних учителей и гувернанток свидетельст­вовало о желании родителей дать детям наилучшее воспи­тание. Домашнее образование под руководством гуверне­ров-иностранцев признавалось в обществе привилегиро­ванным, а следовательно ему отдавалось предпочтение.

    Так, в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» гувер­нер-француз Дефорж признается в истинных причинах сво­его визита в Россию: «…Меня он выписал из Москвы через одного из своих приятелей, коего повар, мой соотечествен­ник, меня рекомендовал. Надобно вам знать, что я готовил­ся было не в учителя, а в кондитеры, но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее…» [14, с.83].

    Анализируя нравы дво­рянского общества, В.О. Ключевский указывал, что к пер­вой половине XVIII в. иностранные учителя и гувернантки в большей степени обучали воспитанников внешнему лоску и манерам, чем поддерживали интерес к наукам. Обучение умению вести светскую беседу, наряжаться и нравиться, французскому языку, танцам, игре на музыкальных инструментах – вот приблизительный перечень услуг, предлагаемых иностран­цами-гувернерами.

    Критерии выбора воспитателя-гувернера отсутствова­ли. Родители подчас и сами затруднялись четко опреде­лить, какой возраст, внешние данные и индивидуальные личностные качества должны быть у воспитателя-гувер­нера. Авторитетный педагогический журнал для родите­лей, наставников и воспитателей «Детский сад» за 1870 г. не только дает советы гувернерам, «как умнее понравить­ся», но и представляет для семей характеристики гувер­нанток разных национальностей. Приоритет отдается, по праву, русской гувернантке: «Француженка учит только салонной болтовне, англичанка отличается непреклонно­стью воли, швейцарку и немку выделяет из всех прочих глубина мысли и уровень познания. Русская гувернантка – совершенство из всех. Говорит на двух языках (на французском и немецком), игрива, как француженка, обладает чувством собственного достоинства, гордостью, обходи­тельностью, как англичанка. По уровню познания, уме­нию обучать, глубине мысли и поэтическому настроению превосходит немку и швейцарку» [10, с.636].

    Большая советская энциклопе­дия понятие «гувернер» рассматривает как синонимиче­ский ряд смежных понятий «гувернеры – домашние воспи­татели, наставники детей в дворянских и буржуазных семьях». В «Педагогической энциклопедии» звание «домашний наставник, учитель» относится только к лицам с высшим образованием или не имевшим его, но выдержавшим специальные испытания. Акцент в деятельности гувернера перенесен на воспитательную функцию в условиях семьи: «гувернеры – домашние воспитатели… обучавшие детей светским манерам и правилам приличия», умению гово­рить на иностранных языках» [15, с.91].

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России XVIII-XIX вв. существовали как отечественные, так и иностранные воспитатели-гувернеры, причем предпочтение вторым отдавалось в силу их доступности, нежели первых (в силу их большей образованности).

    В конце XVIII в. в обществе назревает протест против гувернера-иностранца. Возникающая потребность в отечественных кадрах домашних педагогов привела к созданию в рамках государственной системы образования специальных учреждений для их качественной подготовки.



    3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий (дворянство, купечество, мещанство, интеллигенция)

    Трудовые традиции и особенности воспитания детей в купеческих семьях веками и передавались от поколения к поколению. Воспитание детей в купеческих семьях целиком зависело от того, какой жизненный опыт и установки имели родители.

    Так, например, несмотря на городские условия жизни, сибирские купцы во многом сохранили крестьянский, народный уклад жизни, так как сами купцы были выходцами в основном из крестьян, и их потребности были по своей сути народными, типично национальными. Видимо, вывод Л.М. Горюшкина, сделанный им по отношению к трудовым традициям сибирского крестьянства, подходит и к сибирскому купечеству: «Традиции проникали в область семьи и быта, а механизм их передачи был тесно связан с методами воспитания и этикой».

    Своеобразным и эффективным было обучение купеческих детей основам торговой профессии. Делалось это как внутри купеческой семьи, под руководством родителей, так и через отдачу мальчиков в люди.

    Воспитание мальчиков и девочек различалось. Мальчиков готовили для продолжения семейного дела, с 14 лет они, как правило, работали приказчиками у своего отца или у знакомого предпринимателя. Девочек стремились вырастить хорошими хозяйками и матерями, в основном они получали домашнее образование, которое включало в себя общение с матерью и отцом, другими близкими родственниками [1, с.167-168].

    В большинстве дворянских семей уделялось большое внимание образованию. По воспоминанию В. Н. Давыдова, «дети тогда, по-видимому, не менее любимые родителями, чем теперь, не составляли, безусловно, преобладающего элемента жизни семьи... само дело воспитания в значительной степени предоставляли наставникам и наставни­цам, следя лишь за его общим ходом, а непосредственно вмешиваясь в детскую жизнь лишь в сравнительно экст­ренных случаях».

     То же читаем и в воспоминаниях петербургского аристократа графа В. А. Соллогуба: «Жизнь наша шла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться, прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и ни­когда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери».

    Родители, воспитывая дома детей, в возрасте 7-8 лет с рук няни передавали девочек на попечение францужен­ки-гувернантки, мальчиков - гувернерам французского или немецкого происхождения. Очень часто ими бывали люди, не только не подготовленные к роли педагога, но и просто малообразованные. Претендентами на места учи­телей бывали люди неопределенных профессий, актеры, иногда даже парикмахеры или лакеи. Не обладая даже знанием предмета, они, конечно, мало могли дать воспитанникам 15, с.62].

    Кроме гувернера или учителя-иностранца к мальчи­кам, получавшим образование дома, нередко нанимали русского учителя - по большей части преподавателя гимназии, который должен был проходить с ними гимназический курс. Усваивалась учебная программа гимна­зии, конечно, по-разному, в зависимости от знаний и умения учителя и прилежания учеников, но в целом «домашний вариант» среднего образования был слабее и хуже гимназического. В отдельных случаях пробелы до­машнего образования компенсировались наличием бога­тых библиотек, которыми легально или нелегально пользо­вались дети. Так, например, А. И. Герцен вспоминает как одно из самых интересных и полезных занятий в детские годы свое «страстное и бессистемное» чтение книг из библиотеки отца [5, с.23].

    Познавательный аспект в домашнем воспитании де­вушек был выражен еще слабее. Главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому в обучении многое делалось «напоказ». «Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание французского, ан­глийского и немецкого языков, умение играть на форте­пьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого кур­са закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории литературы, главным образом, французской».

    В богатых столичных домах, как мальчиков, так и девочек специально приглашаемые учителя учили танцам. Большое внимание обращалось на умение «вести себя», хорошие манеры были обязательны, нарушение этикета, внешнего уважения к старшим и более знатным людям не допускались и строго наказывались. Особенно строги были правила поведения для девушек. В этом плане вся жизнь делилась на то, что «прилично», и на то, что «неприлично».

    Вот как отзывается о домашнем воспитании и обучении А.С. Пушкин: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточ­ное, самое безнравственное. Ребенок окружен одними холопами, видит гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливо­сти, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается знанием двух-трех язы­ков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем» [9, с.69].

    Так же негативно оценивал домашнее образование (на примере мещанской семьи (люди, из которых  в Российской империи в 1775-1917 податное сословие из бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы; объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления; до 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям; в переносном смысле - люди с мелкими интересами, ограниченным кругозором) видный педагог, ученый и общественный деятель В. Ф. Одо­евский, который назвал его как «часто нелепым и всегда односторонним», следы которого «остаются большей ча­стью неизгладимыми» [1, с.178].

    Ограниченность домашнего обучения консервировала невежественность, которая еще была присуща широким слоям дворянства, особенно провинциальных помещиков. Достаточно вспомнить героев «Мертвых душ» Гоголя, от прижимистых Собакевича и Коробочки до скандалиста Ноздрева, чтобы представить картину умственного и ду­ховного убожества провинциального общества.

    Из поколе­ния Поколение кругозор таких семей ограничивался летами усадьбы или сомнительной свежести провинциаль­ными новостями. И в итоге, по выражению Гоголя, ни одно желание их не перелетало через плетень сада». Не­развитость умственных интересов порождала и усиливала нравственные пороки этой социальной группы - ничем не ограниченное самодурство, жестокость и разврат [14, с.71].

    Как видим, процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен - мог быть плохим или, наоборот, хорошим, все зависело от просвещенности, взглядов и заинтересованности родите­лей в судьбе детей.

    Таким образом, общие принципы домашнего дворян­ского воспитания давали хорошие результаты только в тех семьях, где им руководствовались люди, обладавшие высокой культурой и человеческой незаурядностью (например семья Бестужевых).

    Воспитание в интеллигентной семье (по материалам деятельности Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова) происходило под девизом свободного человека.

    Признавая, что существуют индивидуальные различия организмов, а, следовательно, и психики людей, что люди отличаются друг от друга не только внешними признаками, но и некоторыми психическими свойствами, Чернышевский пояснял, что врожденные задатки человека проявляются и развиваются в зависимости от обстоятельств жизни и от воспитания. Добролюбов, обращаясь к представителям официальной педагогики, утверждавшим, что дети склонны только к порокам и что они от природы «неразумны», а потому должны, безусловно, повиноваться разуму взрослых, писал: «Придайте разумность обезьяне с вашей системой (т. е. Сделайте посредством такой педагогики обезьяну разумной) и тогда целый мир с благоговением преклонится перед этой системой и будет по ней воспитывать детей своих. Но вы этого не можете сделать и потому должны смиренно признавать права разумности в самой природе ребенка и не пренебрегать ею, а благоразумно пользоваться теми выгодами, какие она вам предоставляет» [13, с.18-19].

    В замечательном трактате «О значении авторитета в воспитании» (1857) Добролюбов пропагандировал необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека. Чернышевский и Добролюбов были великими гуманистами, поборниками подлинно передовой морали. Они выдвинули идеал нового человека, исходя из которого определяли цели и задачи воспитания. Новый человек, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осуществление его разумных интересов и потребностей. Этот человек представляется Чернышевскому и Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физическом и духовном отношении [3, с.17].

    Таким образом, организация домашнего воспитания и обучения в различных сословиях зависела, прежде всего, от отношения родителей воспитанников к процессу образования, от уровня их собственной культуры, но также и возможностей для воспитания и обучения (материальное положение, статус, жилищно-бытовые условия и т.д.).


     

    4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками и их воспитанниками (по материалам художественной и мемуарной литературы)


    Историк Б. Глинский, исследовавший проблему воспи­тания детей в царской семье, в частности, в исторических очерках об эпохе Екатерины II (1762-1769) отмечал, что иностранцы-гувернеры составили серьезную конкурен­цию отечественным домашним наставникам. Дядьки, пре­жде выступавшие в роли воспитателей, постепенно отстаивают свои позиции иностранцам-гувернерам и выполняют главным образом обязанности слуг.

    Л.Н. Толстой, рисуя быт дворянской семьи в повести «Детство», писал: «…во­шел дядька Николай - маленький чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было бы совестно плакать; при­том утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…» [12, с.67].

    В работе профессора Ф.Г. Дильтея (1764) «Об учрежде­нии разных училищ для распространения наук и исправ­ления нравственности» указывалось на то, что первейшим недостатком воспитания юношества являлось поручение их воспитания крепостным дядькам, «которые своим при­мером молодых детей так портят, что, наконец, или с труд­ностью, или никак не могут быть исправлены; оттуда под­лые многих нравы, оттуда повреждение сердца и другие им подобные пороки происходят» [14, с.85].

    Одним из важных качеств настоящего человека по Чернышевскому и Добролюбову, является наличие у него определенных, стойких убеждений и способности отстаивать их, несмотря на встречающиеся трудности. Конечно, маленькие дети не могут вследствие недостатка у них жизненного опыта и неразвитости их мышления сознательно избегать зла и делать добро; большую роль в их поведении играет авторитет воспитателей. Но этот авторитет должен быть использован разумно.

    Разумность воспитания должна быть «ведома не только учителю, но представляться ясной и воспитаннику». Воспитатель должен заботиться о развитии в детях собственного сознания. Чернышевский и Добролюбов разоблачали антинаучную и реакционную сущность авторитарной крепостнической педагогики. В то же время они критиковали выдвинутую Л. Н. Толстым теорию «свободного воспитания» и отстаивали необходимость предъявления детям разумных и справедливых требований.

    Надо, чтобы справедливость требований воспитателей все более осознавалась самими воспитанниками. Важнейшими условиями и средствами поддержания сознательной дисциплины среди воспитанников революционеры-демократы считали заботливое и ровное отношение учителя к учащимся, своевременное ознакомление последних со своими обязанностями, пример воспитателя и использование положительных примеров из окружающего, настойчивость и постоянство в педагогических требованиях учителя [3, с.15-16].

     Из произведений А.С.Пушкина мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети. В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 году, Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальной основой всех наук, преподаваемых каким- нибудь учителем».

    Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер. В наброске «Русский Пелам» Пушкин дал картину такого образования: «Отец, конечно, меня любил, но вовсе обо мне не беспокоился, и оставил меня на попечение французов, которых беспрестанно принимали и отпускали. Первый мой гувернер оказался пьяницей; второй, человек неглупый и не без сведений, имел такой бешеный нрав, что однажды чуть не убил меня за то, что пролил я чернила на его жилет; третий, проживший у нас целый год, был сумасшедший, и в доме только тогда догадались о том, когда пришел жаловаться Анне Петровне на меня за то, что мы подговорили клопов со всего дому не давать ему покою, и что сверх того чертенок повадился вить гнезда в его колпаке». Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали «по билетам» - учитель сменил гувернера. Претендентами на учительские места в России были, главным образом, мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий. После революции за границами Франции оказались тысячи аристократов-эмигрантов, так и возник новый тип учителя - француза. Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному были частные пансионы и государственные училища. Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований [9, с.116-117].

    В произведении А.И. Герцена «Былое и думы», уделяется огромное внимание вопросам домашнего воспитания и образования. Описывая собствен­ное воспитание и близких к нему людей, Герцен остро и метко характеризует отношение к воспитанию офранцуженных русских помещиков (семья Яковлевых), онемеченных руководителей рус­ского просвещения (Уваров) и немцев - профессоров русских университетов (Гейм и др.).

    Герцен особенно выделяет из всех своих настав­ников русского учителя - И. Е. Протопопова, на­званного в повести Пациферским. Вывод Герцена, что способы учения, применяемые Пацифер­ским, способствовали развитию мыслей и сознания ученика, есть заслуженная похвала тогдашней русской методике обучения в её положительных образцах. «Отрицательное преподавание» Пациферского способствовало росту критической самостоятель­ной мысли дворянского подростка. В беседах со своим учителем о риторике, географии и особенно русской литературе ученик приобщался к общественным идеалам своего времени. Это де­лало его способным как опровергать эстетические взгляды его учителя Маршаля - любителя ложноклассической литературы, так и заметить у раздражительного и сурового Бушо его молча­ливую преданность французской революции.

    Герцен пишет, что нынешние учителя – это учителя, ходящие по билетам, опаздывающие по непредви­денным причинам и уходящие слишком рано по обстоятельствам, не зависящим от их воли, строят немцу куры, и он при всей безграмотности начинает считать себя учёным. Гувернантки употребляют немца на покупки, на всевозможиые комиссии, но позволяют ухаживать за собой только в случае физических недостатков и при совершенном отсутствии других поклонников.

             Вот как отзывает Герцен об одном «гувернере», брауншвейг-вольфенбюттельском сол­дате (вероятно, беглом) Фёдоре Карловиче, отличавшийся каллигра­фией и непомерным тупоумием: «Я не имел к нему никакого уважения и отравлял все минуты его жизни, особенно с тех пор, как я убедился, что, несмотря на все мои усилия, он не может понять двух вещей: десятичных дробей и тройного правила…».

    О старике Бушо вообще отзывался очень негативно: «… он не любил меня и считал пустым шалуном за то, что я дурно приготовлял уроки; он часто говаривал: «Из вас ни­чего не выйдет», но когда заметил мою симпатию к его идеям regicides), он сменил гнев на милость, прощал ошибки и рассказывал эпизоды 93 года и как он уехал из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. Он с тою же важностью, не улыбаясь, оканчивал урок, но уже снисходительно говорил: - Я право думал, что из вас ничего не выйдет, но ваши благородные чувства спасут вас…» [5, с.123-156].

    Таким образом, Герцен ярко показал отрицательное влияние, оказываемое на воспитание русской молодёжи, учите­лей, гувернёров и профессоров из иностранцев.

    5. Представить конспект «Домостроя»


    Домострой» - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.). «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками.

    Содержание «Домостроя»:

    1.  Наказание от отца к сыну

    2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им.

    3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни.

    4. Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную.

     5. Како святительскии чин почитати, тако же и священническии чин и мнишескии.

     6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна.

     7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати.

     8. Како дом свои украсити святыми образы дом чист имети.

     9. Како к церквам Божиим и в монастыри с приношением приходити.

     10. Како священников и иноков в дом свои призывати молитися.

     11. Како кормити приходящих в дому з благодарением.

     12. Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися.

     13. Како в церкви мужу и жене молитися чистота хранити и всякого зла не творити.

     14. Како чтити детем отцов своих духовных и повиноватися им.

     15. Како детеи своих воспитати во всяком наказании и страсе божии.

     16. Како чад воспитати с наделком замужь выдати.

     17. Како дети учити и страхом спасати.

     18. Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем.

     19. Како всякому человеку рукодельничати и всякое дело делати благословяся.

     20. Похвала женам.

     21. Наказ мужу и жене и людем и детем како лепо быти им.

     22. Каковы люди дерьжать и как о них промышлять во всяком учении, и в божественых заповедеи, и в домовном строении.

     23. Како врачеватися християном о болезни и от всяких скорбеи.

     24. О неправедном житии.

     25. О праведном житии аще кто по бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити.

     26. Како жити человеку сметя свои живот.

     27. Аще кто не разсудя себя живет 28. <#28> Аще кто слуг держит без строя.

     29. Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свои добре строити , и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать.

     30. Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи.

     31. Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи.

     32. Всякая порядня домашняя держати.

     33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении и строении.

     34. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и з гостьями что беседавати.

     35. Слуг наказывати как в люди посылать с чим.

     36. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии, и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы как их наказывати грозою и жену тако же, и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем.

     37. Как платья всякое жене носити и устроити.

     38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто.

     39. Аще муж сам не учит, ино суд от Бога приимет аще сам творит и жену и домочатцов учит, милость от Бога приимет.

     40. Самому государю или кому прикажет годовои запас, и всякои товар купити.

     41. Себе на обиход купити всякои товар заморскои, и из далных земель.

     42. О том же коли что купить у кого сел нет и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати в год и дома животина водити всякая, и ества и питие держати всегды.

     43. А толко мужь припасет в год всякого запасу и постного, и тому, устрои.

     44. О запаснои прибыли вперед.

     45. Огород и сад как водить.

     46. Как человеку запасное питие держать про себя и про гость, и как устроити то при людех.

     47. Тому же пивовареннои наказ как пиво варить и кака мед сытити и вино курити.

    48. У поваров и у хлебников и везде всякои порядни ключнику дозират.

    49. Мужу з женою советовати, как ключнику приказати о столовом обиходе о поварне и о хлебне.

     50. Ключнику приказ как пир лучится.

     51. Наказ от государя ключнику как ества постная и мясная варить и кормить семья, в мясоед и в пост.

     52. В житницах и в закромех о береженьи.

     53. В сушиле тако же смотрити.

     54. В погребе и на леднике всего беречи.

     55. А в клетех и в подклетех, и в онбарех, устроити всякая порядня ключнику по государеву наказу.

    56. В сенницах сено и в конюшнях лошади, и на дворе и дровянои запас устроити и всякая животина.

     57. В поварнях и в хлебнях, и в деловых избах устроити деланое.

     58. На погребех и на ледникех, и в житницах, и в сушилех и в онбарех и в конюшнях часто государю смотрити.

     59. С слугами государю сметяся во всем по тому их жаловати.

     60. О торговых и о лавочных людех, по тому же счет с ними часто держати.

     61. Как двор строити или лавка или деревня или анъба.

     62. Как дворовое тягло плотит с лавки позем или з деревни подать и должником долг всякои платить.

     63. Указ ключнику как держать на погребе всякои запас просолнои и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и в ведерцах мясо рыба копуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузьди [8, с.12-17].

    Строго говоря, в обычном смысле Домострой - не литературное произведение, а руководство воспитательных и общественных действий.

    Домострой не доказывает фактами. Домострой неполон без окружающих его памятников низовой народной культуры.
















    Выводы

    Рассматривая генезис домашнего воспитания, можно провести следующую линию:

    - начиная с глубокой древности (VI-IX вв), когда воспитанием занимались ближайшие родственники детей (дядьки, кумовья);

    - в  Х-ХШ вв. (возникновение христианства на Руси) функции воспитателей с добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей;

    - обучение и воспитание на Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось при­вилегией лишь российских учителей-наставников; отличительной особенностью этого периода является монополия духовенства на просвещение и формирование прообраза отечественного домашнего педагога - «дядьки»;

    - в XVIII веке домашние учителя были представ­лены двумя категориями: русские подданные - отставные унтерофицеры, канцелярские служа­щие, причетники приходских церквей и иностранцы;

    - после 1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запре­щены, а подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена;

    - в настоящее время законодательно закреплена возможность получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства вновь актуальной.

    Организация домашнего воспитания и обучения в различных сословиях зависела, прежде всего, от отношения родителей воспитанников к процессу образования, от уровня их собственной культуры, но также и возможностей для воспитания и обучения (материальное положение, статус, жилищно-бытовые условия и т.д.):

    - в купечестве, воспитание детей целиком зависело от того, какой жизненный опыт и установки имели родители;

    - в дворянстве родители во всем полагались на домашних учителей, что часто приводило к безграмотности детей (проблема иностранных гувернеров), главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому в обучении многое делалось «напоказ»;

    - ограниченность домашнего обучения консервировала невежественность, которая еще была присуща широким слоям дворянства, особенно провинциальных помещиков - кругозор таких семей ограничивался летами усадьбы или сомнительной свежести провинциаль­ными новостями;

    - воспитание в среде интеллигенции было основано на гуманном отношении к ребенку и участии родителей или опытных учителей в их воспитании и обучении.

    Анализируя этапы домашнего воспитания в России можно выделить следующие типы домашних воспитателей и учителей: родственники (в древний период), церковные наставники (в период христианства) и гувернеров (как отечественных, так и иностранных). Причем возникает проблема с иностранными педагогами (в силу их необразованности), в конце XVIII века в обществе возникла потребность в отечественных кадрах домашних педагогов.

    Взаимоотношения между домашними наставниками и воспитанниками были тоже неоднозначны: если в древней Руси старших почитали и во всем слушали, то в XVIII веке авторитет педагога упал в силу низкой подготовленности кадров и хамским отношением к  своей деятельности.

    Таким образом, анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования в России, нормативно-правовых, публицистических и художественных источников позволяет говорить о домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономи­ческого положения страны.

            

    Список литературы:


    1. Антология педагогической древней Руси и русского государства XIV-XVI вв./Сост. С.Д. Бабишин., Б.Н. Митюров – М.: Наука, 1985. – 416 с.

    2. Белова А.В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX века // Педагогика. – 2001. - №10. – С.68-74.

    3. Венгеров С.А. Добролюбов Н.А. // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1911-1918гг. – 516 с.

    4. Ганичева А. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №9. – С.83-86.

    5. Герцен А.И. Былое и думы // Собр.соч. – М.: Просвещение, 1869. – 516 с.

    6. Гилязова Э.В.  Развитие педагогической мысли России о семейном воспитании: вторая половина XVIII века //Социально-экономические и технические системы. – 2006. - №18. – С.2-9.

    7. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. – М.: Московский рабочий, 1985. – С.41-132.

    8. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; подгот. текстов В. В. Рождествен­ской. В. В. Колесова и М. В. Пименовой. – М.: совр. Россия, 1990. – 304 с.

    9. Кирпичников А.И. А.С. Пушкин // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1890-1907гг. – 516 с.

    10. Лезгилье Л. Руководство для гувернеров // Детский сад. - 1870. -№ 11-12. –С. 636-637.

    11. Сергеева С.В.  Домашнее образование в России в 1 половине XIX века // Педагогика. – 2003.  №7. – С.88-93.

    12. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - М., 1987.- Т.1. – 315 с.

    13. Федоров К. Жизнь великих людей. Чернышевский. – СПб., 1905. – 368

    14. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры 1 половины 19 века. – Л.: 1989. – 576 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Генезис домашнего воспитания в россии как историко-педагогическая проблема ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.