Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема


    Усиление интереса общества к проблемам современного образования, распространение и утверждение гуманистических идей повлекло необходимость переосмысления педагогических ценностей  высшей школы. Цели университетского образования обогатились приоритетами саморазвития, профессиональной самоорганизации личности, признанием будущего специалиста высшей ценностью образования, возросло значение культурной подготовки студентов. При этом главным социально ожидаемым результатом профессиональной подготовки и показателем ее качества является готовность выпускника к профессиональной деятельности, определяющая его конкурентоспособность.

    Понятие «готовность» к какой-либо деятельности в психологии рассматривается преимущественно со следующих позиций. Первая точка зрения характеризуется обращением к функциональному уровню и рассматривается как состояние, возникающее непосредственно перед началом деятельности Е.П. Ильин [73, С. 10]. Другая точка зрения отражает  личностный уровень и трактует «готовность» как целостное проявление личности в ходе формирования, развития и совершенствования психических процессов, состояний и свойств, необходимых для успешной деятельности Г.М. Коджаспирова [79, С. 38]. Однако все чаще готовность как психическое состояние и как качество личности перестают противопоставлять и рассматривают как две ее подструктуры, между которыми существует функциональная зависимость Р.Д. Санжаева [139, С. 33]. Сегодня под готовностью к профессии понимают интегративное личностное образование, предполагающее профессиональную подготовку, формирование важных для профессии качеств личности, приобретение знаний и умений.

    В данном исследовании понимание готовности основано на точке зрения Л.В. Лежниной [98, С. 393]. Используемая позиция основывается на двух группах теоретических положений. Во-первых, это современные концепции профессионализации как процесса формирования субъекта деятельности, начинающегося с момента выбора профессии – профориентация, профотбор, профессиональная подготовка, профадаптация, профессиональная деятельность, профессиональное акме. Во-вторых, это представления о сложной динамической структуре готовности.

     На основании данных подходов определено, что структура готовности включает следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней, ответственность за выполнение задач); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности); операционный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.); волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей); оценочный (оценка своей подготовки и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам).

    На основе представленных теоретических положений  представления о готовности заключаются в следующем [98, С. 395].:

    - готовность к профессии имеет три взаимосвязанные стороны – личностную готовность (ПВК и свойства личности, адекватные требованиям профессии), психологическую (общий когнитивный профиль, эмоционально-волевая составляющая и мотивационная направленность, выражающие осознанное активно-положительное отношение к профессии); профессиональную (необходимые знания, умения, навыки и опыт);

    - готовность к деятельности является совокупным результатом начальных стадий профессионализации (профориентации, профотбора, профессионального образования), обеспечивающих последовательное формирование под влиянием специально созданных внешних и внутренних условий комплекса психологических новообразований готовности, а именно готовности к выбору профессии и профессиональному обучению на довузовском этапе, готовности к овладению профессией на вузовском этапе; готовности к вхождению в профессиональную деятельность и адаптации к ней на послевузовском этапе;

    - механизм формирования готовности к профессии имеет гетерохронный характер, заключающийся в развитии мотивационного и ориентационного компонентов готовности на довузовском этапе, в развитии операционного, оценочного и волевого компонентов готовности на вузовском этапе, в подкреплении, коррекции и доразвитии всех структурных компонентов готовности на этапе вхождения в деятельности и адаптации к ней.

     Исходя из сказанного становится понятна логика формирования готовности – последовательность и непрерывность всех этапов профессионализации с обязательным отражением в их содержании специфики избранной профессиональной области.

    Выбор профессии приходится на довузовский этап, главной целью которого является формирование готовности к обоснованному выбору профессии с учетом индивидуально-психологических свойств личности и овладение комплексом знаний об особенностях выбранной профессии. Таким образом, речь идет о формировании и развитии мотивационных установок, личностных свойств старших школьников и когнитивных структур, обеспечивающих не только сознательный и обоснованный выбор профессии, но и готовность к этапу профессионального обучения.

    На вузовском этапе овладения профессией сегодня основной акцент делается на формировании операционного компонента готовности. Однако, как показывает опыт, этого совершенно недостаточно. Поэтому на вузовском этапе профессионализации требуется более активное формирование оценочного и волевого компонентов готовности через развитие «смыслового образа профессии», реализацию личного профессионального плана будущего специалиста и формирование его профессиональной культуры.

    Завершающий этап обучения направлен на формирование готовности к вхождению в профессиональную деятельность и адаптации к ней. Опыт показывает, что профессиональная адаптация вчерашнего выпускника вуза происходит спонтанно, поэтому необходимо психологическое сопровождение стажера, например, в рамках технологии супервизорства и доподготовки, предполагающее составление обоснованного прогноза особенностей профессиональной деятельности молодого специалиста, разработку рекомендаций по преодолению трудностей с учетом социальной ситуации и психологических особенностей его личности.

    Следовательно, профессиональная готовность – это интегральная динамическая характеристика определенного уровня развития личности, проявляющегося в способности самостоятельно решать профессиональные задачи.

    Таким образом, готовность к профессиональной деятельности является совокупным результатом непрерывного профессионально-ориентированного обучения.

    Следовательно, необходимо определить, в чем состоят сущностные положения личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности.

    Личностная готовность отражается в формировании свойств личности, являющихся адекватными требованиям профессии. Опираясь на анализ педагогической литературы, можно отметить, что существует ряд работ, тесно связывающих формирование таких свойств личности с процессом гуманизации в вузе[5, 20, 50, 53, 139]. При этом гуманизация рассматривается не только как идеологическое понятие, но и как педагогическая категория, в которой отражаются важнейшие черты взаимодействия между участниками педагогического процесса.

    Определяя понятие «гуманизация образовательного процесса» авторы учитывают, следующие положения, характеризующие развитие таких характеристик личности как:

    - научить  человека творить себя как личность, «...в процессе воспитания, прежде всего, должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения» [167, С. 15];

    - человек мыслящий, творческий, эмоциональный, смелый, умеющий ладить с другими людьми, не боящийся проблем, которые ставит перед ним жизнь [162, С. 319];

    - ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности[91, C. 81];

    - активизацию познавательной деятельности обучающихся, усиление личной заинтересованности студентов в приобретении знаний[71, С. 13];

    -  ориентация на целостную организацию сознания, т.е. на гуманитарные знания во всех фундаментальных предметных областях, а не только в гуманитарных предметах[1313; С.61].

    На наш взгляд, предложенные точки зрения на гуманизацию образовательного процесса не отражают полного и точного понимания необходимых черт личности, адекватных требованиям профессии. Это объясняется тем, что понятие «гуманизация образовательного процесса» складывается из двух частей – «гуманизация» и «образовательный процесс», а в указанных определениях больший упор сделан на цели и результаты образовательного процесса, а не на его содержание.  Таким образом, рассмотренные выше точки зрения представляют нам скорее осознанно предвосхищаемый образ итога деятельности по формированию личностного компонента готовности студентов к профессиональной деятельности, чем содержательное отражение этого процесса.

    Опираясь на понимание образовательного процесса в высшей школе, можно определить его функции, которые состоят «в овладении технологией непрерывного осознания: своего внутреннего, идеального, духовного; окружающего внешнего мира как конкретных ситуаций; их неразделимости, взаимопроникновения (континуума)»[168, С. 240]. Это позволяет говорить о взаимопроникновении материального и духовного в субъекте образовательного процесса в высшей школе. Взаимодействуя с окружающим миром, студент участвует в соответствующих компонентах деятельности: предметной (труд), социальной (общение) и мысленной (теоретической). Их гармоничное сочетание в учебной деятельности обеспечивает затем истинную квалификацию как качественное исполнение профессиональных функций. Следовательно, основными свойствами личность, адекватными профессиональной деятельности будут выступать способность к развитию и саморазвитию.

    Процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянно, что приводит к изменениям его сознания, внутреннего образа. То позволяет говорить, о том, что такое взаимодействие приводит к формированию смысловых составляющих в структуре личности. Стремясь гармонизировать собственное сознание, субъект будет управлять своими потребностями – процесс воспитания, усваивать нормы – процесс обучения, выращивать свои способности – процесс развития, тем самым преодолевать несоответствие между ними и, следовательно, придавать им личностный смысл.

    Следовательно, формирование личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности обеспечивается посредством гуманизации образования в высшей школе. При этом гуманизацию образования мы понимаем как процесс перехода  к гуманистическим формам подготовки специалистов через  реализацию системы мер, обеспечивающих оптимальные  педагогические условия для самосовершенствования и саморазвития,  входящих в нее субъектов.

    Данное определение позволяет рассматривать студента с различных позиций, то есть не только как, например, гражданина, а комплексно в качестве личности, ищущей смысл своей жизни, так и существования всего общества в целом.  В связи с этим более четко определяются и задачи высшего образования в ракурсе формирования гармонично развитого специалиста и профессионала, оснащенного глубокими знаниями по избранной профессии и обладающей развитыми гуманистическими принципами отношения к осуществлению профессиональной деятельности.

    Во-первых, формирование системы научных знаний о человеке и обществе, истории культуры и цивилизации, обеспечивающих самоопределение специалиста в системе общечеловеческих ценностей.

    Во-вторых, обучение специалиста методологии познания и творчества, практической деятельности и социального поведения как решающих условий достижения успеха на жизненном пути и при необходимости быстрой переквалификации.

    В-третьих, создание предпосылок для органичного включения нового поколения в экономические, социальные и культурные процессы мировой цивилизации, освоение опыта, накопленного человечеством в различных сферах деятельности [14, 34, 139, 150, 151].

    Реализация поставленных задач акцентирует внимание на личностной направленности образования, необходимости формирования условий, способствующих социальной устойчивости личности, ее самореализации и адаптации к меняющимся условиям действительности. Результатом, получаемым при выполнении поставленных задач, будет являться готовность студентов к профессиональной деятельности.

    Направленность образовательного процесса в вузе на формирование личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности, определяет такие компоненты его содержания как:

    -   единство целей гуманистического образования и образования как социокультурного феномена – всесторонне и, в то же время, четко целенаправленное содействие профессиональному и личностному развитию каждого конкретного студента; 

    -    направленность гуманитарных  технологий  на саморазвитие и самосовершенствование участников образовательного процесса, что является   приоритетным направлением при организации работы в высшей школе;

    -   педагогические традиции, позволяющие гуманизировать образовательный процесс, создать характерный для этого стиль отношений в коллективе;

    -   высокая обусловленность эффективности образовательного процесса личностными качествами каждого субъекта деятельности, что заставляет использовать гуманистические педагогические технологии не только при работе со  студентами, но и с преподавательскими кадрами;

    -   сохранность   психического и физического здоровья молодежи.

    На основании этих положений, мы можем сделать вывод, что использование в условиях формирования личностно-смысловой готовности студентов вузов к профессиональной деятельности, в которой большую роль играет гуманистическое отношение к реализации в рамках профессии, магистральным направлением станет реализация педагогической стратегии в конкретном образовательном учереждении, и в ее конкретной связи с использованием на практике различных аспектов гуманизации образования в вузе.

    Эта связь обнаруживается посредством целеопределения. Вузы как члены академического сообщества сегодня впервые имеют возможность проектировать собственные цели, нормы, обеспечивающие их жизнедеятельность, способность к саморазвитию. При этом цели учебного заведения как социального института, ответственного за наследование и воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и норм, должны соответствовать потребностям граждан в повышении их общей, научной и профессиональной культуры, в их нравственном и культурном развитии.

    Таким образом, личностный аспект готовности студентов к профессиональной деятельности выражается в сохранении и развитии творческого потенциала человека, многогранности мышления, основанного на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию.

    Тем не менее, эффективность образовательного процесса в высшей школе определяется его результатами в сопоставлении с их целями и средствами достижения; вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в стремлении ориентироваться не только на сегодняшний день, но и на будущее, нести ответственность за свои поступки.

    Именно эти аспекты и отражаются в понимании такой категории как «смысл». Рассматривая эту категорию как « регулятивное понятие, присущее развитой мировоззренческой системе, которая оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо осуществление той или иной деятельности»[157, С. 224]. Таким образом, гуманистическая парадигма способствует развитию личности студента, позволяет ему определить не только мотивацию учебной деятельности, но и сформировать основания для мотивации профессиональной деятельности.

    Учитывая, изложенные положения и концепции формирования личностно-смысловой готовности к профессиональной деятельности как специалистов в ракурсе избранной профессии или области деятельности, личностно-смысловая готовность может быть охарактеризована как двуединство способности специалиста с одной стороны эффективно решать производственные задачи, саморазвиваться и самосовершенствоваться в рамках профессии на основе интеграции специальных знаний, умений и навыков, мотивации деятельности, а также, что не менее важно, личностно обусловленных человеческих качеств, формирующихся посредством гуманистического образования и воспитания выраженного в определенном уровне развития личности.

    Следовательно, формирование личностно-смысловой готовности студентов,  предполагает также наличие средств и ожидаемого результата. В качестве результата такой деятельности мы отметили определенный уровень развития личности, характеризующий студента как личность способную к дальнейшей самореализации и конкурентоспособную на рынке труда, что является также предполагаемым результатом педагогической стратегии вуза.

    В связи с этим необходимо определить средства образовательного процесса, способствующие формированию личностно-смысловой готовности студентов в образовательном процессе.

    В современной педагогической науке под средствами образовательного процесса  понимается «предметная поддержка учебного процесса»[94, С. 40], в том числе голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, учебно-исследовательское оборудование и т.д. Характеризуя средства образовательного процесса, основываясь на анализе педагогической литературы, мы смогли выделить целый ряд таких средств.

    К их числу, во-первых, относится научно-методическая работа преподавателей. Так, с точки зрения С.Г. Азирашвили[2, С. 4], научно-методическая работа рассматривается как целостная, многоуровневая, многофункциональная система взаимосвязанных действий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов и формированию личностно-смысловой готовности студентов. Этот аспект определяет ее  социальный характер, то есть рассматривается в системе определенных социальных отношений и социальных условий высшего образования.

    Во-вторых, таким средством могут выступить технологии образовательного процесса. По мнению В.Н. Борщенюк[37, С. 7], признание технологий средством образовательного процесса, направленным на саморазвитие каждого участника образовательного процесса, связано с такими аспектами как:

    - создание с помощью технологий механизма, обеспечивающего процесс саморазвития;

    - функционирование механизма профессионального непрерывного развития участников образовательного процесса в значительной степени зависит от способа и форм осуществления образовательной деятельности;

    - используемые технологии позволяют управляемое и динамично меняющееся образовательное пространство реализоваться через отношения между субъектами образовательного процесса.

    В-третьих, в качестве такого средства А.А. Новиковой определяется вариативная гуманитарная среда[142, С. 10], поскольку она играет системообразующую. Под вариативной образовательной средой понимается такой тип связей и отношений  между образовательными институтами и образовательными программами, который  позволяет реализовывать различные варианты развития  человека, общностей, проживающих в данное время и в данной образовательной  системе (многоуровневая, система высшего образования).    Наше понимание средств формирования личностно-смысловой готовности студентов образовательного процесса перекликается с последней представленной точкой зрения. Но однозначно с такой позицией мы согласиться не можем.  Это связано с тем, что А.А. Новикова в понимании гуманитарной среды ориентируется на исследования Л.Е. Сараскиной [142] и С.В. Тархановой[193], в которых гуманитарная среда является условием формирования гуманитарной направленности личности студента, а ее сущность понимается как совокупность: ·   сформированной гуманитарной направленности администрации и вуза; ·   учебных дисциплин гуманитарного цикла; ·   интенсивных методов обучения на гуманистической основе.   На наш взгляд, учебные дисциплины гуманитарного цикла или гуманитарные дисциплины могут и должны выступать в качестве самостоятельно средства формирования личностно-смысловой готовности студентов.

    Под «гуманитарной дисциплиной», в соответствии с точкой зрения  С.М. Вишняковой, мы будем понимать, «учебную дисциплину, способствующую формированию личной зрелости обучающихся и излагающую основы научных знаний о социальной природе человека» [45,С. 62].

    Таким образом, в содержании гуманитарной дисциплины, способствующей формированию личностно-смысловой готовности к профессиональной деятельности, должны быть отражены следующие компоненты:

     1. Личностный компонент. Выраженный, в первую очередь,  в способствовании самопознанию,  развитии рефлексии, стимулировании мотивации саморазвития. Эта часть содержания должна отражать личностно значимую информацию, т.е.  касаться тех проблем, которые волнуют студентов в настоящее время,  «возвышают их до вечных проблем», рождают вопросы к себе, затрагивают эмоциональную сферу.   При этом содержание гуманитарных дисциплин должно опираться на предшествующий субъектный опыт обучаемого (ценностно-смысловую его часть) и предусматривать возможности его преобразования.

    2. Мировоззренческий компонент. Отражающийся в содержании гуманитарных дисциплин стремлением препятствовать «нивелированию человеческой личности»,  формировать у студента «философский» взгляд на мир. Его необходимость обусловлена тем, что профессиональное и личностное развитие является по своей сути процессом  обретения  человеком своей человеческой сущности [1, 79, 88, 173 и др.].  Следовательно, в данном положении  мы, прежде всего, говорим, с одной стороны, о формировании системы нравственных ценностей, которая является культурно-нравственным стержнем личности. С другой стороны, именно этот компонент будет обеспечивать представления личности, в том числе, в таких сферах как физика, биология, астрономия и других. Именно эти аспекты мировоззренческого компонента позволяют наполнить новым содержанием понятие «разносторонне развитой личности».

    Тем не менее, простое декларирование и даже воплощение предложенных компонентов в практической деятельности не приведет к ожидаемым изменениям, так как необходимо, чтобы компоненты, характеризующие содержание гуманитарных дисциплин, отразились в сознании студента. А именно, должно произойти взаимодействие содержания гуманитарных дисциплин с определенными элементами структуры личности студента. К числу таких элементов необходимо отнести: когнитивный, оценочный и установочно-поведенческий. Их содержательное наполнение обусловлено спецификой гуманитарных дисциплин и особенностями познавательных проявлений студентов младших курсов.

    3. Когнитивный компонент рассматривается нами как результат познания личностью учащегося окружающей действительности и предполагает фиксацию в сознании студентов результата овладения ими знаний по конкретным гуманитарным дисциплинам. Выделяется несколько аспектов отражения гуманитарных знаний на человека. Во-первых, оно обращено непосредственно к сознанию студента и реализуется в его поведении. Во-вторых, итогом отражения гуманитарных знаний в сознании человека является индивидуальная система норм восприятия, оценок, поведения. Необходимой предпосылкой усвоения гуманитарных понятий выступает информированность человека об идеях гуманизма. Гуманитарные знания, отражая определенный уровень познания, выступают важным средством воздействия на окружающую действительность. Уровень сформированности когнитивного компонента студентов определяется посредством полноты раскрытия понятий, отражающих важнейшие аспекты гуманитарных дисциплин. 4. Оценочный компонент исследуемого процесса формирования личностно-смыслового компонента готовности студентов к профессиональной деятельности предоставляет возможность для выявления особенностей отношения студентов младших курсов к гуманитарным дисциплинам, а также к знаниям, получаемым в процессе их изучения. На уровне оценочного отношения личности к действительности в полной мере формируется его  гуманитарное сознание, на основе личных оценок достигается соответствие положений гуманизма убеждениям человека. Важную роль в этом играют складывающиеся в гуманитарном сознании личности представления о толерантности, уважении свободы человека, собственное моделирование будущего поведения. 5. Установочно-поведенческий компонент гуманистической составляющей личностно-смыслового компонента готовности студентов к профессиональной деятельности отражает его практический, действенный характер. Он характеризуется устойчивым положительным отношением к ценности человека как личности. Приобретенные личностью гуманитарные знания и выработанное на их основе оценочное отношение к человеку преобразуется в гуманистическую установку, т.е. в готовность соотносить свои действия с принятыми в обществе нормами морали и нравственности. Гуманистическая установка в данном случае выступает своеобразным связующим звеном между достигнутым уровнем сознания и прогнозируемым личностью поведением.

    Указанные компоненты  тесно связаны с компонентами готовности студентов к профессиональной деятельности, формирующихся на вузовском этапе. Мотивационный компонент готовности включает: положительное отношение к получению профессиональных знаний; четкое и полное осознание значения профессиональной подготовки для системы образования и себя лично; понимание роли профессиональной подготовки на современном этапе развития общества; осознание необходимости и важности овладения основами теории и практики профессиональной деятельности; интерес к будущей профессии, ее освоению.

    Волевой компонент самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей, в том числе и профессиональных.

    Операционный компонент выражен в сформированности инструктивных умений и навыков, результативность деятельности, владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями

    Оценочный компонент выражен в оценке своей подготовки и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам. Особенность личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности состоит в том, что все эти компоненты взаимосвязаны друг с другом самым тесным образом, т.к. отражаются в процессе развития личности, расширяют сознание человека, формируют позитивное отношение к действительности и профессиональной деятельности. Для того чтобы обеспечить такое взаимодействие, следует определить, какие именно изменения в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе  должны отражаться в формировании личностно-смысловой готовности студента к профессиональной деятельности. Как уже определялось выше, эти изменения будут проявляться в изменениях личности студента. А именно в: ·   профессиональном развитии; ·   саморазвитии; ·   раскрытии личностного потенциала. Указанные изменения представляют собой системообразующие    внутренние характеристики личности, определяющие ее природу и качественное своеобразие[143]. Столь сложные  и многоплановые изменения, происходящие в структуре личности, выражаются, в первую очередь, в таком мировоззренческом компоненте как ценности. Их актуализация педагогом в процессе преподавания гуманитарных дисциплин предполагает помощь студенту в осознании себя уникальной личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей. Достижение такого результата возможно лишь через отношение к студенту как субъекту образовательного процесса. Наиболее продуктивной формой такого взаимодействия является диалог, что отмечается в целом ряде исследований В.С.Библера[26], Ю.В. Варданян[41], Ш.А. Амонашвили [8]и других. «Диалогическая сфера бытия человека может быть реализована в педагогическом общении, если смыслы преподавателя, связанные с изучаемым явлением, пересекаются и взаимодействуют со смыслами студента, в результате чего образуется общее смысловое поле»[2, С. 9], выражающееся в гуманистических и духовных ценностях. Соответственно, предполагаемые изменения в личности студента в условиях формирования гуманистической составляющей личностно-смыслового компонента готовности к профессиональной деятельности должны иметь четко очерченные контуры, а не сводиться к ряду благих, но порой, весьма невнятных пожеланий. Таким образом, соответствия должны быть следующими: ·   профессиональное развитие – знания как ценность; ·    саморазвитие – духовным ценностям; ·   раскрытии личностного потенциала – творчеству как ценности. Указанное выше соответствие предполагает «активное включение ценностей» во внутренний мир человека, наделяет их статусом смысла. Для обоснования психологических механизмов реализации ценностного содержания знаний в процессе преподавания гуманитарных курсов мы обратились к концепции Б.Ф.Ломова[106], в которой сформулированы принципы системного подхода к анализу психических явлений, утверждается, что система психических явлений обладает многоуровневым и иерархическим характером. Она включает в себя ряд взаимосвязанных подсистем, обладающих различными функциональными свойствами:  когнитивную – реализующую  функцию  познания; регулятивную – обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную – формирующуюся и реализующуюся в процессе общения; креативную – проявляющуюся в творческом самоопределении и самовыражении   личности.   Благодаря этому,   мы можем обозначить единство обучения, развития и воспитания в образовательном процессе, обеспечивающее перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого» и перевод преподавателя и студента из объектной в субъектную позицию: индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры.

    Следовательно, содержание гуманитарного образования будет обеспечивать последовательное присвоение студентом гуманистических ценностей, интегрированных в ценностную картину мира, которая фиксирует отношение человека к культуре и жизни как ценности.

    Такое понимание сущности мировоззренческих ценностей позволило рассматривать их «в качестве основы содержания гуманитарного образования как в аспекте целеполагания, так и при отборе и структурировании учебного материала»[126, С.19]. Это объясняется следующими положениями, сформулированными на основе вышеизложенного и анализа ряда источников[7, 39, 92, 98, 145 и др.]:

    - Человек руководствуется в своем поведении именно ценностной картиной мира его эпохи; с помощью ее элементов — универсальных гуманистических ценностей — отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта; без них невозможна выработка ценностного сознания личности. Они отражают общественную практику и определяют поведение человека, предшествуют идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или его групп, имеют не только предметно-деятельностную, но, прежде всего, смысловую природу.

    - Распредмечивание личностью ценностной картины мира изучаемой цивилизации позволит решить одну из важнейших задач гуманитарного образования: не усвоение информации, а познание человека, системы ценностей иных эпох, а значит, познание самого себя, своего места в современном, динамичном мире. Такой подход к отбору и структурированию учебного содержания дает возможность организовать познание различных культур таким образом, чтобы учащиеся увидели в человечестве как разнообразие, так и единство, осознали свою принадлежность к нему.

    - Современное образование готовит студентов для жизни и работы в завтрашнем мире; необходима ориентация на ценности постиндустриальной цивилизации. Ее становление связано с новым пониманием антропоцентризма, суть которого означает способность не просто познавать и действовать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Это отражает необходимость гармонизации взаимодействия человека и социума, человека и природы, человека и космоса, человека и Человека.

    Очевидно, что обозначенные положения находят свое отражение в системе высшего образования в целом. Выделенные выше специфические черты образовательного процесса в высшей школе позволяют нам говорить о том, что кроме обозначенных общечеловеческих и гуманитарных ценностей, в нем реализуются особые, так называемые, «провинциальные» ценности. Рассмотрим, какие именно ценности можно отнести к их числу.

    Так русская философская мысль всегда уделяла достаточное внимание проблемам духовного мира человека, осознавая, что именно там лежат истоки «русского духа». Интересны в этом плане идеи  соборности русского народа. С. Н. Булгаков связывает соборность («особое состояние души») с инстинктом национальности, который в процессе осознания переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, что, в конечном счете, рождает «крылья души». Соборность (по С. Н. Булгакову) – «…натуральное единство, нахождение себя в единстве с другими» [40, С. 247]. В России ценности «солидарности» (П. Л. Лавров), «соборности, всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), «братства» (Н. К. Рерих) и другие выступали как доминанты духовной жизни, нравственные ценности, развиваемые в системе образования.

    Наш опыт показывает, что дух соборности присущ высшему образованию. Его основные черты проявляются «…в единении вокруг общего дома, сохранении  единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое «я», но вносит в общее свое личное, индивидуальное» [158, С. 15].

    Выделению такой ценности как межнациональная терпимость, прежде всего, способствует тот факт, что высшее учебное заведение –  это своеобразный  культурный центр провинции, интегри­рующий стержень в межнациональных от­ношениях, фактор надежной нацио­нальной безопасности. Однако социологи­ческие исследования последнего времени  свидетельствуют, что у населе­ния России ощущается де­фицит социальной и культурной самоиден­тификации, отчего происходит распыление лучших свойств  их  национального характера. Сохранение культурной субстанции в данных условиях – это залог мораль­ной консолидации членов территориально­го сообщества на основе традиций, исто­рической и этнической памяти. В связи с этим, социокультурная  составляющая системы высшего образования приобретает особый статус. Высшие учебные заведения призваны способствовать развитию отношений между многонациональной культурой региона и соци­умом через  разнообразные виды своей деятельности.  

    Активное развитие в нашей стране рыночных отношений способствует формированию рыночных ценностей, которые оказывают на личность неоднозначное воздействие. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. С другой стороны, они приводят к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации и др., что было отмечено, например, в работах Э. Фромма[160]. В условиях образовательного процесса в высшей школе мы можем говорить о том, что негативное воздействие рыночных ценностей во многом сглаживается развитием идей, отражающих такую ценность, как социальная справедливость. Активное взаимодействие людей, их разнообразные и тесные связи не позволяют ориентироваться только на материальную выгоду, а побуждают людей к бескорыстной помощи, взаимовыручке и поддержке.

    К числу ценностей, реализуемых через образовательный процесс в высшем образовании, следует также отнести семью и коллектив[87]. На основании нашего опыта можно говорить, что роль семейных традиций и уважение к родителям представляют собой не формальные образования, а неотъемлемые компоненты мировоззрения человека. Именно семья занимает особое место в формировании личности, в связи с чем, само общество рассматривается как большая семья.

    Подобная ориентация личности   предполагает смещение личностного статуса с позиции пассивного потребителя   духовных ценностей (объекта) в статус социально-активного соучастника и сотворца духовной жизни; изменение монологической схемы в системе человеческих отношений, переход на позицию субъекта взаимодействия; подлинное личностное саморазвитие. Это должно непосредственно отразиться в гуманистической ценностной ориентации преподавателя и будет заключаться в единстве личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.   

    Следовательно, выделение гуманитарных дисциплин в качестве средства формирования личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности связано еще и с тем, что в  программах конкретных предметов – дисциплин гуманитарного цикла – учитывается система мировоззренческих ценностей, формирующаяся с учетом возрастных особенностей в развитии сферы индивидуальности студентов и специфики образовательной системы.

    Таким образом, гуманитарные дисциплины, могут использоваться как эффективный инструмент формирования личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности. Данное положение определяется тем фактом, что благодаря этим инструментам достигается определенный уровень развития личности, характеризующийся способностью самостоятельно решать профессиональные задачи.

    Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что содержание и технологии преподавания гуманитарных курсов выступают как часть процесса обучения, наиболее предрасположенная для использования ее в качестве носителя потенциала самоорганизации. Следовательно,  посредством гуманитарных курсов и обеспечивается личностно-смысловая готовность студентов к профессиональной деятельности.

    Рассмотрим, каким образом проблема формирования личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности  отражается в теории и истории высшего образования.


    Список использованной литературы

    1. Азаров, Ю. Студент : возможности личностного роста [Текст] / Ю.  Азаров // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 50–57.

    2.   Айнштейн, В. Преподаватель и студент: практика общения [Текст] / В. Анштейн // Высшее образование в России.  – 2000. –  № 6.  – С. 35–39.

    1. Акимов, А. Е. Суперпространство гуманной педагогики [Текст] / А.Е.  Акимов // Три ключа. Педагогич. вестник. Вып. 6. – М., 2003. – С. 13– 15.
    2.  Актуальные проблемы управления образования в регионе [Текст] : сб. научно-методических материалов / Под ред. С. А. Репина. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2001. – Вып. 1 (17). – 238 с.

    5.   Александрова, В. Г. Духовная традиция гуманной педагогики [Текст] / В. Г.Александрова. – М. : Изд–во МГУ, 2003. –224 с.

    1. Алексашина, И. Новая философия образования : пути и проблемы становления [Текст] / И. Алексашина // Директор школы. – 2001. – № 1. – С. 71–74.
    2. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили.– М. : Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2000. –114 с.
    3.  Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония  Ч. 1. [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1993. –224 с.
    4.  Андреев, В. М. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.М. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1998. –168 с.
    5.  Асмолов, А. Г. Личность : психологическая стратегия воспитания [Текст] / А. Г. Асмолов // Образование. –2002. –  № 1. – С. 17–32.
    6. Артамонова, Е.И. Философско-педагогические основы формирования духовной культуры современного учителя: [Моногр. 1 / [Текст] / Е.И. Артамонова; Моск. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2005. – 198 с.
    7.  Атутов, П. Р. Методологические проблемы национально-регионального образования [Текст]  / П. Р. Атутов, М. М.  Будаева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 25–32.
    8.  Афанасьев, Ю. Н. Universitas humana. Гуманитарный университет третьего тысячелетия [Текст] / Ю. Н.  Афанасьев.– М. : РГГУ, 2000. – 464 с.
    9.  Афонина, Т. М. Педагогика : курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Т. М. Афонина, О. А. Лебедушкина. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 512 с. (Серия “Учебники и учебные пособия”).
    10.  Балл, Г. А. Анализ педагогического воздействия и его педагогическое воздействие [Текст] / Г. А. Балл, М. С. Бугрин // Вопросы психологии. – 1994. –  № 4. – С. 19–22.
    11.  Балл, Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С . 25–32.
    12.  Баранов, А. А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан [Текст] / А. А. Баранов, Н. Г. Иванова // Социс. – 2003. – № 2. – С. 72–78.
    13.  Батышев, С. Я. Реформы профессиональной школы : опыт, поиск, задачи, пути реализации [Текст] / С. Я.  Батышев. –  М..: Высш. шк., 1987. – 340 с.
    14.  Беликов, В. А. Философия образования личности : Деятельностный аспект : Монография. [Текст] / В. А. Беликов. – М. : Владос, 2004. – 357с.
    15.  Белкин, А. С. Возрастная педагогика [Текст] / А. С. Белкин. – Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 1999. – 272 с.
    16.  Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] / А. С. Белкин. – М. : Просвещение, 1991. – 170 с.
    17.  Белозерцев, Е. П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы [Текст] / Е. П. Белозерцев //Alma mater. – 1994. –№ 5. – С. 18–24,  № 6. – С. 15–19.
    18.  Беляева, Л. А. Актуальные проблемы гуманитарного познания [Текст] / Л. А.  Беляева // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации / Материалы VI Международной научно-практической конференции, 17 мая 2002 г. – Екатеринбург. – 2002. – С. 13–25.
    19.  Берулава, М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах : Теор. – методол. аспект [Текст] / М. Н. Берулава, А. А. Пинский. – Томск : Томск. ун-т, 1988. – 221 с.
    20.  Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько.– М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО “МОДЭК”, 2002. – 352 с.
    21.  Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 4. – С. 34–58.
    22.  Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века. Лекции по педагогической антропологии и философии [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М. : Изд-во «Университет РАО», 2003. – 208 с.
    23.  Блаженный Августин [Текст] / А. Блаженный. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с.
    24.  Боброва, С. Е. Формирование гуманитарного типа знания как фундаментальная задача университетского образования. В 3 ч. Ч. 1. [Текст] / С. Е.  Боброва // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования».– М. : Уникум-центр, 2001 – 104с.
    25.  Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А. А.  Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – №1. – С. 16–21.
    26. Бодалев, А. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях [Текст] / А. А.  Бодалев // Советская педагогика. – 1991. – № 5. – С. 11–19.
    27.  Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – №  4. – С. 11–17.
    28.  Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан // : Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
    29.   Боровская, С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя [Текст] : дис. … канд. пед. наук. / С. В. Боровская. – Челябинск : ЧГПУ, 1999. – 175 с.
    30.  Борщенюк, В. Н. Теоретические основания и  организационно-педагогические условия реализации комплексной модели регионального профессионального образования (на материалах Нижневартовского региона Ханты-Мансийского автономного округа) [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. / В. Н. Борщенюк. – Томск, 2001. – 16 с.
    31.  БСЭ [Текст]. Ч. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 623 с.
    32.  Буева, Л. П. Человек : деятельность и общение [Текст] / Л. П.  Буева. – М. : Мысль, 1978. – 216 с.
    33.  Булгаков, С. Н. Философский смысл троичности [Текст] / А. Г. Придчин // Из истории гуманистической мысли. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 517 с.
    34.  Булынский, Н. Н. Особенности формирования содержания образования в современных образовательных учреждениях [Текст] / Н. Н. Булынский, А. И. Берсенев // Теоретические и практические проблемы профессионального образования в современных образовательных учреждениях : Межвуз. сб. науч. трудов. – Челябинск : ЧГАУ, 2002. – С. 4 – 12.
    35.   Бурмистрова, Н. А. Психолого-медико-психологическое сопровождение образования обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии [Текст] / Н. А. Бурмистрова // :  сб. науч.-метод. материалов. – Челябинск : гл. управл. образов. и науки Челяб. обл., 2002. – 101 с.

    41.  Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Ю.В. Варданян. – М., 1999. – 38 с.

    1.  Вербицкая, Л. Н. Гуманитарное образование в современной России [Текст] / Л. Н. Вербицкая // Высшее образование в России. – 1996. – № 1. – С. 79-84.
    2.  Верепцов, А. И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов [Текст] : автореф. дис. … канд. соц. наук. / А. И. Верепцов. – Екатеринбург, 2003. – 21 с.
    3.  Виленский, М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя [Текст] : Учеб. пособие / М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева – М.: Прометей, 1993 – 115 с.
    4.  Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
    5.  Возрастная психология : Детство, отрочество, юность [Текст]: Хрестоматия : Учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
    6.   Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский. – М. : Педагогическое общество России, 2002. –  512с.
    7.  Гончаров,  И. Ф.  О комплексном подходе к  делу обучения и воспитания учащихся в техникумах в свете решений XXV съезда КПСС : метод. рекоменд. [Текст] / И. Ф. Гончаров. – М., 1978. – 63 с.
    8.  Горобцов, А. В.  О формировании содержания подготовки современных специалистов [Текст] / А. В. Горобцов // Регионализация вузовского образования. Состояние и проблемы. / Материалы межвуз. науч.-метод. конференции, 2-3 февр. 2000 г. – Новосибирск. – 2000. – 77 с.
    9.   Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М. Т. Громкова // : Учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.  (Серия  «Педагогическая школа. XXI век».)
    10. Гуманистические образовательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) [Текст] / Е. И. Соколова, Н. П. Селиванова.– М.: Педагогическое общество России, 1988. – 336 с.
    11.  Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств. [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Ростов–на–Дону, 2001. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp.
    12.  Девятова, С. В., Купцов, В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования [Текст] / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. – С. 107 – 115; 1996. – № 1. – С. 125 – 132.
    13.  Демченко, О. Н. Проблемный метод в преподавании философии. // Проблемы современного образования в специфических региональных условиях : Материалы региональной научно-практической конференции, 22-25 апреля 2003 г. / О. Н. Демченко.– Норильск, 2003. – 264 с.
    14.  Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст] : Учеб. пособие для студ. вузов. по пед. специальностям / А. Н. Джуринский. – М. : Владос, 1999. – 199 с.
    15.  Димов, В. М. Актуальные проблемы образования [Текст] / В. М. Димов, Л. В. Лесная // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 169 – 183.
    16.   Долженко, О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования [Текст] / О.  Долженко // Alma mater. – 2000. – № 10. – С. 25 – 30.
    17.  Дудина, М. Н. Педагогика : долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М. Н. Дудина. – Екатеринбург : Наука (Уральское отдел.), 1998. – 312 с.
    18. Дурай-Новакова, К.М. Акмеологические особенности творческой готовности к профессиональной деятельности организаторов сельского здравоохранения [Текст]со: автореф. дис. … канд. пед. наук. / К. М. Дурай-Новакова. – Владимир, 2004. – 22с.беннльского здравоохранения».
    19. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. [Текст] / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. – Челябинск. : ЧГПИ, 1996. – 315с.
    20.  Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А. К. Дусавицкий. – М., 1996. – 238 с.
    21.  Дьюи, Д. Демократия и образование [Текст] / Д. Дьюи // - М. : Педагогика – Пресс, 2000. – 382 с.
    22.  Жильцов, Е. Н. Проблемы финансово-экономической деятельности высшей школы [Текст] / Е. Н. Жильцов // Молодежь, образование, рынок : сб. науч. трудов. – М.: НИИВО, 1992. – 39 c.
    23.  Жуков, В. И. Университетское образование: история, социология, политика [Текст] / В. И. Жуков. – М. : Академический  Проект, 2003. – 384 с.
    24.  Загвязинский, В. И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания [Текст] / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, А. Ф. Закирова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 3 –11.
    25.  Загвязинский, В. М. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. М. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
    26.  Закон Российской Федерации «Об образовании»  // Высшее образование в России. – 1992. – № 3. – С. 5 – 35
    27.   Зевина, Д. Цель или средство? [Текст] / Д. Зевина // Высшее образование в России. – 2002. – № 2. – С. 87 – 92.
    28.   Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. – № 3. – С. 42–53.
    29.  Зеер, Э. Ф. Психология   профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 397 с.
    30.  Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста [Текст] / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова.  – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 245 с.
    31.  Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А.Зимняя // : Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и испр. и перераб. – М. : Лотос, 2000. – 384 с. 
    32.  Золотарев, И. И. Образовательные программы и государственные стандарты [Текст]  /И. И. Золотарев, А. Г. Ивасенко // Регионализация вузовского образования. Состояние и проблемы / Материалы межвуз. науч.-метод. конференции, 2-3 февр. 2000 г.  – Новосибирск, 2000. – 77 с.
    33.  Зорина, Л. Я. Отражение идеи самоорганизации в содержании образования [Текст] / Л. Я. Зорина // Педагогика. – 1996. –  № 4. – С. 45 – 52.
    34. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
    35.  Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] / М. С. Каган. – М. : Просвещение, 1974. – 334 с.
    36.  Кагерманьян, В. С. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего и профессионального образования [Текст] / В. С. Кагерманьян, М. Г. Гарунов, Л. Г. Семушкина. – М., 1996. – 44 с.
    37.  Казанцева, Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования [Текст] : автореф. дис. … док. пед. наук. / Л. А. Казанцева. – Казань, 1999. – 36с.
    38.  Карпова, Ю. А. Инновации, интеллект, образование. Монография [Текст] / Ю. А. Карпова. – М. : Изд-во МГУЛ, 1998. – 262 с.
    39.   Клинберг, Л. Проблемы теории обучения [Текст] / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 1970. – 391 с.
    40.  Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров // : для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
    41.  Коллегов, А. А. Общепедагогические аспекты подготовки специалистов на младших курсах. [Текст] / А. А. Коллегов, В. Л. Куровский // Проблемы современного образования в специфических региональных условиях / Материалы региональной научно-практической конференции, 22-25 апреля 2003 г. – Норильск, 2003. – 264 с.
    42.   Конституция Российской Федерации [Текст]. – СПб. : Регата, Издат. дом «Литера», 2000. – 48 с.
    43.  Конфуций и его школа [Текст]. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 176 с.
    44.  Концепция интеграции академической науки и высшего гуманитарного образования [Текст]. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 1999. – 36 с.
    45. Косов,  Б. Б. Личность : актуальные проблемы системного подхода [Текст] / Б. Б. Косов // Вопросы психологии. – 1997. –  №7. – С. 73–77.
    46.  Косюк, Л. К. Центральная фигура – ученик как личность. Из опыта создания личностно ориентированной системы обучения [Текст] / Л. К.  Косюк // Директор школы. – 1995. – № 5. – С. 28–35.
    47.  Коханович, Л. И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе [Текст] / Л. И. Коханович и др. //– М. : НИИВО, 1994. – 28 с.
    48.  Коханович, Л. И. Гуманитаризация высшего образования : опыт, поиски, проблемы [Текст] / Л. И. Коханович, Р. Ф. Махова, Ю. И. Куфтырев, Л. И. Мигалин и др. // Система воспитания в высшей школе : Обзор информ. – М. : НИИВО, 1992. – Вып. 3. – 40 с.
    49.  Краевский, В. В. Воспитание или образование? [Текст] / В. В. Краевский // Педагогика. – 2001. – №3. – С. 3–10.
    50.  Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2001. – 992 с.
    51.  Куваев, С. П. Профессиональное сознание и профессиональная мотивация как направления формирования социально-компетентной личности учащихся [Текст] / С. П. Куваев, Л. В. Толпечина // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе : перспективы модернизации / Материалы VI Международной научно-практической конференции, 17 мая 2002 г. – Екатеринбург. – 2002. – С. 36–41.

    93.   Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст] / Ф. А. Кузин // : Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 6-е изд., доп. – М.: Ось, 1989. – 203 с.

    1.  Куркин, Е. Б. Управление образованием в условиях рынка [Текст] / Е. Б. Куркин. – М. : Новая школа, 1997. – 144 с.
    2.  Лавров, П. Л. Философия и социология. Избранные произведения [Текст] : в 2 т. / И.С. Книжкина-Ветрова. – М. : Мысль, 1965. – 1 т. – 752 с., 2 т. – 703 с.
    3.  Ладыжец, Н. С. Развитие идеи западного университета [Текст] / Н. С. Ладыжец. – Ижевск : Филиал изд–ва Нижегородского университета при УдГУ, 1991. –  84 с.
    4.  Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком [Текст] : Метод. пособие / Е. А. Леванова. – М. : Академия, 2007. – 222 с.
    5. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст] : Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. – М. : Академия, 2001. – 270 с.
    6.  Лежнева, Н. В. Мониторинг учебно-воспитательного процесса при личносто-ориентированном обучении [Текст] / Н. В. Лежнева. – Челябинск, 1999. – 221 с.
    7. Лежнина, Л.В. Готовность к профессии как результат непрерывного образования [Текст] / Л.В. Лежнина // Классический университет в российском образовательном пространстве (к 90-летию Пермского государственного университета): материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Пермь, Перм. ун-т, 11-14 октября 2006г.) / Перм. ун-т.- Пермь, 2006. – С. 393–394.
    8.  Леоньтев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леоньтев, М. К. Кабардов. – М., 1996. – 395 с.
    9.  Леонтьева, В. Гуманистические перспективы образования [Текст] / В. Леонтьева // Высшее образование в России. – 1999. – № 4. – С. 33–38.
    10.  Лихачев, А. Е. Антропологический принцип в отечественной педагогике [Текст] / В. И. Панова, В. П. Лебедева // Учителю об экологии детства. - Черноголовка: Издательский отдел ЦКФЛРАО, 1995. –  С. 77–96.
    11.  Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.
    12. Лихачев, Д. С. Великое наследие [Текст] / Д. С. Лихачев // – М. : Изд-во «Современник», 1979. – 366 с.
    13. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // – М. : Наука, 1984 – 444 с.
    14. Лоншакова, Н. А. Региональный вуз и рынок труда : Проблемы адаптации [Текст] / Н. А. Лоншакова // Социс. – 2003. – № 2. – С. 68–72.
    15.  Лузик, Э. Разработка и внедрение критериально-ориентированных тестов достижений по учебным дисциплинам [Текст] / Э.Лузик. – Киев, 1996. – 173 с.
    16. Лукацкий, М. А. Философия образования : История становления и болезни роста [Текст] / М. А. Лукацкий // Образование и общество. – 2004. – №2  – С. 76 – 80.
    17. Маврина, И. А. Социальность как сущностная характеристика современного образования [Текст] : автореф. … д-ра пед. наук. / И. А. Маврина. – Тюмень, 2000. – 44 с.
    18. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. С. Макаренко // В 2 ч. Ч. 1. – М. : Педагогика, 1978. – 512 с.
    19. Маслоу, А.  Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – М. : Просвещение, 1970. – 316 с.
    20. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов. – Казань : Таткнигиздат,  1972. – 551с.
    21. Мещеряков, А. С. Теоретические основы проектирования содержания профессионального образования. Методологический аспект : Монография [Текст] / А. С. Мещеряков, В. В. Шапкин. – Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. – 156 с.
    22. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М., 1984.
    23. Найсер, У. Познание и реальность [Текст] / У. Найсер. – М. : Просвещение, 1981. – 319 с.
    24. Неустроев, Г. Н. Профессионально-личностный рост педагога и студента в процессе обучения [Текст] / Г. Н. Неустроев. – Челябинск : Челяб.  гос. агроинженерный  ун-т, 1998. – 148 с.
    25. Нужнова, С. В. Педагогические условия развития профессионального мышления студентов вуза (на примере изучения общеобразовательных дисциплин) [Текст]: дис. … канд. пед. наук. / С. В. Нужнова. – Челябинск, 2002. – 166 с.
    26. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г. М.Андреева, Я. Яноушека. – М. : Академия, 1987. – 166 с.
    27. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. – 900 с.
    28. Осницкий,  А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 12–22.
    29.  Осницкий,  А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А. К. Осницкий. – Нальчик, 1996. – 154 с.
    30.  Основы педагогических технологий : Краткий толковый словарь [Текст] / А.С. Белкин. – Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 1995. – 22с.
    31.   Педагогическая энциклопедия [Текст] : в 4 т. / А. Г. Александров, А. В. Арциховский; гл. ред. Н. А. Каиров. – М. : Советская энциклопедия, 1996. – 1, 3, 4 т.
    32.  Педагогические технологии [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушкин.  – М. : ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)
    33.  Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] : автореф. дис. …  д-ра пед. наук. / Т. И. Петракова. – М., 1999. – 27 с.
    34.  Петровский, А. В. Субъектность : новая парадигма в образовании [Текст] / А. В. Петровский // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 1 – С. 121 – 122.
    35. Пищулин, В. Г. Университет в провинции: теория и практика организации университетского образования в условиях филиала [Текст] / В. Г. Пищулин.  – Челябинск : Фрегат, 2002. – 274 с.
    36. Подласый, И. П. Педагогика : Новый курс [Текст] / И. П. Подласый, А. В. Коржуев : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с.: ил.
    37. Поляков, В. А. Производительный труд школьников [Текст] / П.Р. Атутов. – М. : Педагогика, 1986. – 119 с.
    38.  Попков, В. А. Дидактика высшей школы [Текст] / В. А.Попков //: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2001. – 136 с.
    39.  Попков, В. А., Коржуев, А. В. Учебный процесс в вузе : состояние, проблемы, решения [Текст] / В. А.Попков, А. В. Коржуев // – М. : Из-во МГУ, 2000. – 432 с.
    40.  Психологическая диагностика детей и подростков [Текст] / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
    41.  Пугачева, Е. Синергетический подход к системе высшего образования [Текст] / Е. Пугачева // Высшее образование в России. – 1998. – № 2. – С. 99–101.
    42.  Разбегаева, Л. П. Теория и практика гуманитарного образования : ценносто-коммуникативный подход [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Л. П. Разбегаева. – Волгоград, 2001. – 41 с.
    43.  Ратанова, Т. А., Шляхта, Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – М., 1998. – 320 с.
    44.   Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс // – М. : Прогресс, 1994. – 480 с.
    45.  Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / В. В. Давыдов. – М. : Большая сов. энциклоп., 1999. – 1 т.  – 669 с.
    46.  Руденко, В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования [Текст] / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 32–39.
    47.  Рюмшина, Л. И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов [Текст] / Л. И. Рюмшина // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 19–22.
    48. Санжаева, Р.Д. Проблема определения готовности к профессиональной деятельности [Текст] / Р.Д. Санжаева // Научно-методический журнал «Вестник Владимирского Государственного педагогического университета». Выпуск 15. Владимир: Издательство «Нерль», 2007  – С. 30–47.
    49. Санкин, Л. Гуманистическая среда воспитания [Текст] / Л. Санкин, Г. Тонконогая // Высшее образование в России. – 2003. – № 6. – С. 44 – 51.
    50.   Сериков, Г. Н. Управление образованием : Системная интерпретация [Текст] / Г. Н.Сериков // : Монография. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. – 664 с.
    51.  Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]  В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
    52.  Сластёнин, В. А. Гуманистическая парадигма образования  как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. А. Сластёнин, В. Н. Шиянов. – М. : Просвещение, 1996. – 284 с.
    53. Сластенин, В. А. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовность к организации воспитательного процесса в образовательном учереждении  [Текст] : Науч.-метод. рек. / М-во образования РФ / В. А. Сластенин  и др. – М. : Новый учебник, 2003. – 169 с.
    54.  Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст]  В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : Магистр, 1997. – 221 с.
    55.  Смирнов, А.А. О психологической подготовке к труду [Текст]    / А.А. Смирнов – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
    56.   Смолин, О. Н. Долгосрочные ориентиры российского образования [Текст] / О. Н. Смолин // Человек. – 2003. – № 5. – С. 25 – 52.
    57.  Соколова, Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике [Текст]. – Екатеринбург : Изд-во Уральского Государственного Педагогического Университета, 1992. – 110с.
    58.   Сохраняева, Т. В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека [Текст] / Т. В. Сохраняева // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – С. 48 – 64.
    59.  Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения [Текст] / Н. Ф. Талызина //  – М., 1984. – 409 с.
    60.   Сушенцева, Л. И. Гуманистическое мироотношение : сущность, специфика, диалектика [Текст] : дис. … канд. филос. наук. – / Л. И. Сушенцева. –Екатеринбург, 1994. – 133 с.
    61.  Тангян, С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия [Текст] / С. А. Тангян // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 3–10.
    62.  Тарханова, С. В. Адаптация студентов как  компонент формирования гуманитарной среды вуза [Текст] / С. В. Тарханова // Теоретические и практические проблемы профессионального образования в современных образовательных учреждениях : Межвуз. сб. науч. трудов. – Челябинск : ЧГАУ, 2002. – С. 25–27.
    63. Ушакова, М. В. Высшая школа современной России : тенденции и прогнозы [Текст] / М. В. Ушакова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 166 – 179.
    64.   Философский словарь [Текст] /Под ред.  И.Г. Фролова. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1986. – 620 с.                                        
    65.  Философский энциклопедический словарь [Текст] / С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. // – 2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия. – 815 с.
    66.  Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : Методология, цели и содержание, творчество [Текст] / Ю. Г.Фокин // : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
    67.    Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм // – М. : Республика,  1993. – 342 с.
    68.  Холодная, М. А. Психология интеллекта : парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1997. – 392с.
    69.  Хуторской, А. В. Дидактичекая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А .В. Хуторской. – М. : Из-во МГУ, 2003 – 416 с.
    70.  Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] / Д. В.Чернилевский // : Учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
    71.  Шабунин, Л. Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук.  /Л. Е. Шабунин.– Липецк, – 2000. – 18 с.
    72.  Шадриков, В. Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование в России. –  1992. – № 3 – С. 45–52.
    73.  Шамова  Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.И. Шибанова // : Учеб. пособие для вузов. – М. : Академия, 2002. – 382 с.
    74. Шиянов, Е. Н. Гуманистическая педагогика России : становление и развитие [Текст] / Е. Н.Шиянов, Н. Б. Ромаева // : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Народное образование; Илекса; Ставрополь : Сервисшкола, 2003. – 336 с.
    75. Щуркова, Н. У. Педагогическая технология [Текст] / Н. У. Щуркова. – 2-е изд. доп. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
    76.  Эмоции и личность [Текст] / Ю. П. Строков. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. – 148 с.
    77.  Энциклопедия профессионального образования [Текст] : в 3-х т. / С. Я. Батышев. – М. : Росс. акад. образования, 1998 – 1 т. – 566 с.
    78.  Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 44–52.
    79.  Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Тескт] : дис.  … д-ра пед. наук. / Н. М. Яковлева. – Челябинск. – 1992. – 403 с.
    80.  Ярушева, С. А. Педагогические условия развития профессионального интереса у студентов вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин [Текст] : дис. … канд. пед. наук. / С. А. Ярушева. – Челябинск, 2002. – 183 с.


     


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.