Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Деловая активность

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Деловая активность
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление:


    Введение. 3

    Исследование рынка. 3

    Обобщенная оценка конъюнктуры в строительстве. 8

    Производственная программа. Обеспеченность заказами. Физический объем работ  11

    Численность занятых. 14

    Финансовое положение. 15

    Динамика цен. 17

    Экономическая ситуация в строительных организациях. 18

    Факторы, ограничивающие деятельность строительных организаций. 20

    Заключение. 22

    Используемые источники. 23


    Введение

    В работе использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 6.7 тыс. строительных организаций, различных по численности занятых и формам собственности, более чем из 70 регионов Российской Федерации, проводимых Федеральной службой государственной статистики.


    Исследование рынка


    Исследования маркетинга любого вида строительной продукции включают сбор, обработку и анализ данных рынка строительной продукции, состава субъектов рынка, специфические запросы потребителя. По результатам изучения рыночной конъюнктуры вырабатываются и принимаются маркетинговые решения. Специфика исследований рынка строительной продукции связана с особенностями ее продвижения, прежде всего со слабым влиянием на рынок строительной продукции коммерческих посредников. Широкое распространение в строительстве прямых заказов потребителей практически делает ненужным довольно распространенные в маркетинге методы анализа емкости рынка путем анкетирования. Индивидуальный характер капитального строительства практически исключает применение методов теории вероятности и математической статистики.

    Целевая направленность маркетинговых исследований в строительстве определяется наличием индивидуальных проблем, которые, как правило, специфичны для каждого участника строительного процесса. Поэтому маркетинговые исследования в области строительства отличаются в основном по содержанию решаемых маркетинговых проблем, а результаты их оцениваются по количеству реализуемых целей. С этой точки зрения полными можно считать исследования, где объектами исследования рынка являются товары, потребители, конкуренты. Опыт показывает, что в специфических условиях строительства непрерывное ведение маркетинговых исследований по широкому спектру проблем совершенно не обязательно. Имеется ограниченный круг проблем, которые требуют постоянного внимания. К подобного рода проблемам, например, могут быть отнесены проблемы завоевания и удержания рыночной ниши определенного вида строительства (коттеджи, дачное строительство, строительство малых ГЭС и т.п.). В такой конкретной среде на рынке строительной продукции стоит только уменьшить маркетинговые усилия, а значит прекратить и маркетинговые исследования рынка, его конъюнктуры и потребностей, как завоеванная рыночная ниша будет неизбежно утрачена.

    Для завоевания рынка крупномасштабного строительства авторитета проектировщика или подрядчика в подавляющем большинстве случаев бывает недостаточно. При выборе подрядной фирмы заказчика интересует не только уровень и качество работ, выполняемых подрядной фирмой, но и дополнительные услуги, которые могут быть предложены конкурентами, — кредиты, проектирование и строительство объекта «под ключ» и другие. Поэтому в комплекс маркетинговых исследований в строительстве необходимо включать вопросы возможности обеспечения заказчика наиболее привлекательными дополнительными услугами.

    Маркетинговые исследования могут проводиться либо собственными силами подрядной строительной или проектно-изыскательской организации, либо путем привлечения внешней специализированной организации. Критериями оценки при выборе формы организации маркетинговых исследований прежде всего являются:


    ·   затраты на их проведение. Критерием оценки затрат может служить минимизация затрат на единицу полезного эффекта от маркетинговых исследований. Абсолютное значение затрат само по себе не может служить таким критерием;


    ·   привлечение специализированной внешней фирмы, обладающей необходимым опытом проведения маркетинговых исследований чревато отрицательными последствиями в связи с тем, что они хуже знают специфику маркетинговых проблем той или иной подрядной строительной или проектной фирмы;


    ·   объективность и конфиденциальность. Принято считать, что самооценка в большей мере субъективна, более объективным может быть взгляд со стороны. В то же время сохранить необходимую конфиденциальность результатов маркетинговых исследований можно, ограничив круг причастных к этим исследованиям собственных специалистов. При прочих равных условиях вероятность утечки конфиденциальной информации выше, если исследования проводятся внешними организациями.


    Возможность количественных методов в маркетинговых исследованиях строительной продукции ограничена изменчивостью и непредсказуемостью рыночной конъюнктуры строительного рынка. Трудно предположить, что можно количественно измерить вкусы и эмоции людей, которые нередко и определяют их потребительские предпочтения. На рынке строительной продукции эта проблема усугубляется значительным временным разрывом между обнаружением и удовлетворением потребности. Сегодняшние намерения и запросы далеко не всегда превращаются «завтра» в покупательский спрос. Поэтому в маркетинговых исследованиях рынка строительной продукции преобладают эвристические методы, основанные на знании психологии поведения потребителей строительной продукции. Среди этих методов наибольшее распространение имеет так называемый исторический метод, представляющий собой разновидность ситуационного подхода, т.е. анализ и сопоставление данных о конъюнктуре рынка по аналогии с ситуациями, имевшими место в прошлом.

    Источники информации для маркетинговых исследований рынка строительной продукции делят на первичные и вторичные. К первичной информации относят данные, собранные впервые для решения конкретной маркетинговой проблемы, к вторичной информации — данные, которые уже существуют и были собраны для других целей. Более ценной является первичная информация, потому что она собиралась и обрабатывалась с заранее определенной целью; вторичная может быть использована для предварительных оценок и служить основанием для разработки программ более предметных исследований. Сбор и обработка данных первичной информации - более трудоемкий процесс, он сопряжен с определенными издержками. Простота, доступность и дешевизна вторичной информации далеко не всегда сопровождаются достоверностью и объективностью.

    Методические приемы исследования рынка строительной продукции могут быть представлены тремя разновидностями: общенаучные методы, включая системный анализ, программно-целевое планирование, комплексный подход; прогностические методы, включая деловые игры, экономико-математическое моделирование, теорию вероятности; методические приемы, заимствованные из таких областей знаний, как психология, экология, эстетика, социология и др.

    По характеру организации методы маркетинговых исследований рынка строительной продукции могут быть разделены на натурные и лабораторные. К натурным методам исследований можно отнести интервью, эксперимент, опрос. Интервью предполагает опрос участников рынка и экспертов; эксперимент, как правило, основан на исследовании влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.

    Лабораторные исследования базируются в основном на вторичной информации.

    Выбор маркетинговых исследований рынка строительной продукции сопряжен с разработкой процедур их проведения, которые называют технологией маркетинговых исследований. Типовой набор таких процедур включает: выявление маркетинговой проблемы; формулирование проблемы в виде гипотезы; разработка плана проведения исследований для проверки гипотезы; сбор и обработка натурных данных; анализ и интерпретация результатов; представление выводов и рекомендаций. Маркетинговые исследования представляют собой интерактивный процесс поиска оптимального решения маркетинговых проблем.

    В перечень маркетинговых исследований обычно включают: исследование рынка и продаж строительной продукции: получение информации о существующих и потенциальных потребителях, выявление системы предпочтения потребителей, получение информации о конкурентах; исследование продукта: генерация идей о новых продуктах; исследование различных проектов, разработка концепции нового продукта; исследование цен: исследование спроса по цене, оценка ценовой конкуренции, анализ политики конкурентного ценообразования, прогнозирование ценовой политики на различных стадиях жизненного цикла строительной продукции; исследование продвижения строительной продукции: эффективности различных средств массовой информации, рекламы, сравнительная оценка каналов распределения строительной продукции; доведение строительной продукции до потребителя: оценка каналов движения, исследование потенциала сервиса строительной продукции, анализ работы коммерческих посредников.

    Специфические особенности строительной продукции, специфическое положение на рынке строительной продукции подрядных фирм и целый ряд других факторов не позволяют в более конкретной форме представить все направления маркетинговых исследований строительной продукции. Маркетинговые исследования рынка строительной продукции представляются творческим процессом, требующим большой изобретательности и новаторства. Этим процессом могут заниматься энтузиасты, хорошо знающие строительное производство, строительную архитектуру, экономику строительного производства, психологию людей и обладающие чувством нового.


    Обобщенная оценка конъюнктуры в строительстве

    Строительная отрасль переживает непростой период, в первую очередь связанный с сокращением в 2009 г. внутреннего спроса на жилую и коммерческую недвижимость, а также сохраняющимся недоверием банков к строительному сектору как к крайне рискованному виду экономической деятельности с точки зрения его кредитования. Вместе с тем анализ мнений руководителей около 6.7 тыс. строительных организаций, участвовавших в опросе в I квартале 2010 г., позволяет утверждать, что наблюдается замедление негативной тенденции к снижению деловой активности на строительном рынке.

    Результаты опроса, проведенного Федеральной службой государственной статистики, в I квартале 2010 г. показали некоторое улучшение по сравнению с предшествующим кварталом основных экономических показателей, характеризующих деловой климат в строительном секторе. В частности, по мнению предпринимателей, замедлилась интенсивность снижения таких показателей деятельности, как спрос на строительные услуги, число заключенных договоров и физический объем выполненных работ.

    К положительным моментам можно отнести ослабление негативной тенденции на рынке труда после панического сокращения штатов в строительных компаниях, характерного для осени 2008 г. и начала 2009 г. На протяжении последних трех кварталов наблюдался рост доли предприятий с увеличивающейся численностью занятых. По–прежнему сохранялось преобладание позитивных оценок руководителями строительных организаций прибыльности своего бизнеса.

    Впервые с середины 2009 г., хотя и незначительно, увеличился средний уровень загрузки производственных мощностей, составив в отчетном квартале 57%.

    Несмотря на положительные изменения, происходящие в строительстве, сохранилась отрицательная динамика обеспеченности компаний собственными финансовыми ресурсами. Однако следует отметить, что доля подрядных организаций, у которых улучшилась ситуация как с собственными, так и с кредитными финансовыми ресурсами несколько выросла.

    К негативным результатам I квартала 2010 г. можно отнести наметившуюся тенденцию к увеличению темпов роста цен не только на строительно-монтажные работы, но и на строительные материалы. Вероятнее всего, ценовое «дно» уже пройдено, а увеличение темпов роста цен объясняется начавшейся реализацией отложенного спроса в условиях сократившихся объемов строительства.

    Зафиксированные позитивные изменения экономической ситуации в совокупности с определенным оптимизмом респондентов относительно краткосрочной конъюнктуры строительного рынка положительно отразились на состоянии делового климата в отрасли.

    Таблица 1

    Динамика оценок предпринимателями изменений основных показателей

    деятельности строительных организаций

     

    Балансы1, %


    В результате в I квартале 2010 г. индекс предпринимательской уверенности2 возрос по сравнению с предыдущим кварталом на 2 п. п. и составил −15%. Это значение является лучшим с начала 2009 г.


    Рис. 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в строительстве


    Следует отметить, что значения индекса, характеризующего предпринимательский климат, существенно различались в зависимости от размера компаний и их территориальной принадлежности. Так, в подрядных организациях с численностью занятых свыше 200 человек индекс предпринимательской уверенности был несколько выше (-11%), чем в целом по отрасли. В то же время в строительных фирмах с численностью занятых менее 50 человек значение индекса было ниже среднего уровня (-23%).

    Среди шести федеральных округов Российской Федерации3 более благополучно складывалась ситуация в строительных организациях Дальневосточного федерального округа (значения индекса предпринимательской уверенности -9%), а менее — в организациях Центрального федерального округа (-22%).


    Производственная программа. Обеспеченность заказами. Физический объем работ

    В отчетном периоде на фоне все еще низкого спроса на строительные услуги продолжилось сокращение числа заключенных договоров и выполненного физического объема работ, однако интенсивность сокращения замедлилась. Так, балансы оценок руководителями изменения числа заключенных договоров и физического объема выполненных работ, оставаясь отрицательными, возросли по сравнению с предшествующим кварталом на 4 п. п. и на 5 п. п. соответственно. Лучшие значения показателей зафиксированы в строительных организациях с численностью занятых свыше 200 человек.

     

     

    Рис. 2. Динамика оценок изменения физического объема работ и числа заключенных договоров в строительных организациях

    Средняя обеспеченность строительных организаций заказами по сравнению с IV кварталом 2009 г. не изменилась и составила 5 месяцев. При этом крупные строительные компании с численностью занятых свыше 200 человек были обеспечены заказами на более длительный срок (6 месяцев).


    Таблица 2

     

    Направления деятельности строительных организаций c различной численностью работников в I квартале 2010 года

    Доля организаций от их общего числа, %

     


    Основным направлением деятельности крупных строительных компаний с численностью занятых свыше 200 человек по-прежнему оставалось строительство новых зданий и сооружений (65% организаций). В то же время строительные фирмы с численностью занятых менее 50 человек были более активны в капитальном и текущем ремонте зданий и сооружений.

    Замедление темпов снижения объемов строительно-монтажных работ привело к увеличению в строительном секторе среднего уровня загрузки производственных мощностей. Впервые за последние три квартала его значение незначительно возросло и составило 57%.


    Рис. 3. Динамика среднего уровня загрузки производственных мощностей в строительных организациях, %

    Наиболее высокий (64%) средний уровень использования производственных мощностей отмечался в строительных компаниях с численностью занятых свыше 200 человек. В организациях с численностью занятых менее 50 человек интенсивность использования мощностей была значительно ниже (50%).

    Среди федеральных округов лучшие показатели по загрузке мощностей наблюдались в строительных организациях Дальневосточного и Уральского федеральных округов (67%). Значительно хуже показатели — в Сибирском и Центральном федеральных округах (56% и 55% соответственно).

    Оценивая обеспеченность строительных организаций производственными мощностями относительно ожидаемого спроса на строительные работы в ближайшие 12 месяцев, руководители 73% строительных предприятий отметили, что их будет «достаточно», 3% — «более чем достаточно», 24% — «недостаточно».


    Численность занятых

    Второй квартал подряд наблюдается замедление тенденции к снижению числа заключенных договоров на строительные работы, что позитивно отразилось на динамике занятости в строительных организациях. Так, баланс оценок руководителями изменения численности занятых в I квартале 2010 г., оставаясь отрицательным, возрос по сравнению с предшествующим кварталом на 4 п. п.


    Рис. 4. Динамика оценки изменения численности занятых в строительных организациях


    Относительно лучшая ситуация с занятостью складывалась в строительных организациях Уральского и Дальневосточного федеральных округов (баланс оценок изменения показателя составил -6% и -13% соответственно). Наиболее существенное сокращение персонала в отчетном периоде произошло в строительных организациях Центрального федерального округа (-33%).


    Финансовое положение

    Все еще низкий платежеспособный спрос в I квартале 2010 г. со стороны заказчиков строительной продукции не способствовал улучшению финансового состояния подрядных организаций. Однако, по результатам опроса, несколько замедлились темпы снижения оценки динамики обеспеченности организаций собственными финансовыми ресурсами. Баланс оценок изменения данного показателя составил −17%, что на 2 п. п. выше, чем в предшествующем квартале.

    Позитивным моментом в отчетном периоде по-прежнему оставалось преобладание доли организаций, у которых увеличивалась прибыль, над долей тех, у кого она уменьшалась. Баланс оценок респондентами изменения прибыли в I квартале 2010 г. составил +8%.

    В крупных компаниях, занимавшихся преимущественно новым строительством, баланс оценок изменения показателя составил +12% против +5% в малых подрядных фирмах.

    Наибольшее число прибыльных строительных организаций было зафиксировано в Уральском и Дальневосточном федеральных округах (значение баланса оценки прибыли +17% и +16% соответственно), наименьшее — в Сибирском федеральном округе (значение баланса −5%).

    По сравнению с IV кварталом 2009 г. не изменился средний уровень обеспеченности строительных компаний финансированием (4 месяца). При этом малые строительные фирмы с численностью занятых менее 50 человек были обеспечены финансированием на меньший срок (2 месяца).


    В I квартале наиболее острой проблемой в деятельности подрядных организаций оставалась неплатежеспособность заказчиков. С такой ситуацией столкнулись более трети (37%) обследованных строительных предприятий.


    Рис. 5. Динамика оценок изменения прибыли и обеспеченности собственными финансовыми ресурсами в строительных организациях


    В отчетном периоде сохранилась положительная динамика оценок дебиторской и кредиторской задолженностей. Без просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей работали лишь 12% строительных компаний.

    В I квартале 2010 г. почти четверть респондентов сообщили, что не использовали банковские привлеченные средства в качестве финансового ресурса для своих предприятий.

    Аналогичное положение сложилось и с инвестированием средств в развитие производства. Доля инвестиционно активных подрядных организаций составила 76%, между тем в более чем половине фирм (52%) инвестирование осталось на уровне IV квартала 2009 г.




    Динамика цен

    Наметившаяся в I квартале 2010 г. тенденция к восстановлению спроса на строительные услуги в условиях дефицита новых объектов способствовала увеличению темпов роста цен как на строительно-монтажные работы, так и на строительные материалы.

    Как показал опрос, баланс оценки руководителями динамики цен на строительные материалы возрос по сравнению с IV кварталом 2009 г. на 6 п. п. и составил +59%. Одновременно продолжилась тенденция к увеличению темпов роста цен на строительно-монтажные работы. По сравнению с предшествующим кварталом баланс оценок изменения показателя увеличился на 6 п. п.

    Вместе с тем примерно треть предпринимателей отметили высокую стоимость материалов, конструкций и изделий как один из основных факторов, сдерживающих производственную деятельность в строительном секторе.

    По-прежнему темпы роста стоимости строительно-монтажных работ отстают от темпов роста стоимости строительных материалов. Доля руководителей (61%), отметивших увеличение цен на строительные материалы, превышает долю респондентов (45%), указавших на рост цен на строительно-монтажные работы.


     

     

     

     

     

     

    Рис. 6. Динамика оценок изменения цен на строительно-монтажные работы и строительные материалы в строительных организациях


    Таким образом, сложившаяся в строительном секторе ситуация не позволяет надеяться на то, что цены в дальнейшем снизятся или останутся неизменными.


    Экономическая ситуация в строительных организациях

    Согласно результатам опроса, оценка предпринимателями общей экономической ситуации в строительных организациях в I квартале 2010 г. по сравнению с предшествующим практически не изменилась. Как и в IV квартале 2009 г., большинство (73%) руководителей охарактеризовали ситуацию как «удовлетворительную» и «благоприятную», а 27% отметили экономическое состояние своих организаций как «неудовлетворительное».


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 7. Динамика оценок экономической ситуации в строительных организациях

    Доля организаций от их общего числа, %

     


    Руководители строительных фирм с численностью занятых более 200 человек несколько лучше, чем в целом по отрасли, оценивали экономическое положение своих организаций (80% охарактеризовали ситуацию как «благоприятную» и «удовлетворительную»). В строительных организациях с численностью занятых не более 50 человек значение показателя было существенно ниже — 64%.

    В начале 2010 г. экономическая ситуация в строительных организациях различных регионов России была неоднородной. Более благополучно, по оценкам предпринимателей, она складывалась в Уральском и Дальневосточном федеральных округах (80% и 78% руководителей соответственно оценивали ее как «благоприятную» и «удовлетворительную»), а более низкую оценку дали предприниматели Северо-Западного федерального округа (63%).


     

     

    Рис. 8. Оценка экономической ситуации в строительных организациях

    в I квартале 2010 г. по федеральным округам

    Доля строительных организаций от их числа по соответствующим федеральным округам, %

     

     

     

    Факторы, ограничивающие деятельность строительных организаций


    Оценивая факторы, сдерживающие деятельность строительных компаний в I квартале 2010 г., предприниматели отметили «неплатежеспособность заказчиков» и «высокий уровень налогов».

    Негативное влияние фактора «неплатежеспособность заказчиков» ощущали 37% организаций, более всего в Северо-Западном и Сибирском федеральном округах (44 и 41% фирм соответственно).

    По сравнению с соответствующим кварталом 2009 г. распространенность фактора «высокий уровень налогов» практически не изменилась (37%). Наибольшее проявление данного фактора зафиксировано в строительных компаниях Приволжского федерального округа (39%).

    Возросла на рынке строительных услуг «конкуренция со стороны других строительных фирм»: с 26% (в I квартале 2009 г.) до 33% организаций (в I квартале 2010 г.). Чаще этот фактор упоминался опрошенными в Центральном федеральном округе (39% респондентов).

    Доля предпринимателей, указавших на фактор «высокая стоимость материалов, конструкций и изделий», сократилась по сравнению с началом 2009 г. на 6 п. п. Однако его влияние все еще довольно значительно (29%), особенно в строительных организациях Дальневосточного федерального округа (48%).

    Несколько возросла и составила 28% доля руководителей строительных организаций, ссылающихся на фактор «недостаток заказов на работы». Чаще воздействие этого фактора отмечали респонденты из Центрального федерального округа (43% руководителей).

    В результате кризисных явлений в строительстве и соответственно оптимизации штатной численности (в первую очередь за счет увольнения неквалифицированных рабочих) отошла на второй план извечная проблема строительных компаний — нехватка квалифицированных рабочих кадров. По сравнению с началом 2009 г. на 3 п. п. сократилась доля руководителей строительных предприятий, указавших на фактор «недостаток квалифицированных рабочих» (15%). В наибольшей степени дефицит профессиональных кадров ощущали предприниматели Центрального федерального округа (24% руководителей). Однако с восстановлением спроса на строительные работы в условиях разрушенной системы профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли эта проблема может обостриться вновь.

    Доля строительных предприятий, не испытывавших в 2009 г. воздействия ограничивающих производственную деятельность факторов, составила 4%.


    Рис. 9. Динамика оценок факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций

    Заключение

    Значительный спад объемов строительства, трудности с финансированием строительных компаний, существенное сжатие рынка строительных услуг — все это не позволяет утверждать о возможности быстрого выхода отрасли на докризисный уровень в ближайшее время.

    При этом особую настороженность вызывает проявившаяся в I квартале тенденция к увеличению темпов роста цен на строительно-монтажные работы со стороны подрядных организаций и темпов роста цен на стройматериалы со стороны промышленных предприятий, производящих данную продукцию. Пока выявленные ценовые импульсы на повышение находятся в рамках экономической целесообразности. Однако интенсификация данного явления может крайне отрицательно сказаться в 2011–2012 гг., когда экономика страны, в том числе и строительный рынок, выйдут на уровень, сопоставимый с докризисным периодом, и огромный отложенный спрос на жилье вызовет тотальный рост цен на недвижимость. Для предотвращения данного сценария, видимо, необходимо усиление роли государства не только в восстановлении покупательского спроса с помощью ипотеки, но и более активного проведения политики стимулирования стройиндустрии непосредственно. Кроме того, считается целесообразным разработать специальный комплекс мер по сдерживанию роста цен на жилье,

    иначе ситуация на рынке жилья может вновь выйти из-под контроля и привести к тому, что задача обеспечения населения жильем на основе рыночных принципов не будет решена.

    Используемые источники

    1) http://www.marketingweek.ru/50.html

    2) Деловая активность строительных организаций в I квартале 2010 года. — М.: ГУ–ВШЭ, 2010. — 14 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Деловая активность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.