Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Динамика турпотоков в странах Южной Европы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Динамика турпотоков в странах Южной Европы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:29
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

    1. Общая характеристика региона…………………………………...5

    2. Динамика туристических потоков в начале XXI века…………….8

    3. Состояние и перспективы развития региона……………………..17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..22

    Список использованной литературы……………………………………23

    Приложение 1















    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данной темы обусловлена несколькими объективными причинами: высокой социальной значимостью, необходимостью обстоятельного изучения теоретического и практического аспектов и потребностью в поиске и разработке новых, ранее неизведанных маршрутов в странах Южной Европы

    Данный регион является одним из наиболее востребованных у потребителей туристских услуг со всего мира. Страны Южной Европы характеризуются высоким уровнем сервиса и жизни населения, благоприятным климатом и необъятным культурным наследием.

    Проблема въездного, выездного и внутреннего туризма является одной из самых актуальных по сей день. Она затрагивает социально-экономические, нравственно-религиозные, культурные, психологические и другие сферы жизнедеятельности. 

    Цель работы – на основании изучения материалов литературных источников, научных статей и статистических данных, посвященных международному рекреационному, тематическому, деловому и религиозному туризму, раскрыть наиболее актуальные проблемы развития туризма в регионе, описать динамику туристических потоков, и охарактеризовать дальнейшее развитие туризма в данном регионе.

    Задачи данной работы – обрисовать ситуацию, сложившуюся на рынке туристических услуг стран Южной Европы, дать общую характеристику региона, проанализировать статистические данные, провести социальную и психологоповеденческую характеристику потребителей и указать перспективы развития туризма.

    Курсовая работа основана на источниках сети Интернет, предоставляющих информацию о туристических ресурсах стран Южной Европы, оперативных статистических данных, публикациях в печатных изданиях и профильной литературы.

    Научно-практическое значение данной работы состоит в том, что данные исследований можно использовать для краткого ознакомления с состоянием, динамикой и перспективами развития стран Южной Европы в начале XXI века.

    Работа состоит из введения, трех глав и заключения, в котором подведены итоги проделанной работы и сделаны необходимые выводы. Кроме того, работа снабжена списком литературы и приложениями.















    1. Общая характеристика региона.

    Южная Европа — часть Европы, расположенная на юге этой части света. В Южную Европу, как правило, включают страны на берегу Средиземного моря — страны Пиренейского полуострова (Португалия, Испания, Андорра), Монако, страны, расположенные на Апеннинском полуострове (Италия, Ватикан, Сан-Марино), Грецию, а также островные государства Мальта и Кипр. Иногда в состав Южной Европы так же включают Хорватию, Черногорию, Сербию, Албанию, Боснию и Герцеговину и европейскую часть Турции. Политическая карта с указанием исследуемых регионов представлена в Приложении 1.

    Южная Европа известна своим мягким климатом, богатой историей и теплыми водами Средиземного моря. [4]

    Европейские страны до сих пор остаются на ведущих позициях на международном туристическом рынке. Это один из самых высокоразвитых регионов в мире по огромному количеству отраслей мирового хозяйства. Туристический бизнес в странах Южной Европы зародился во второй половине XIX века и продолжает динамично развиваться и по сей день.

    Начало систематическому учету туристских потоков было положено в первой половине XIX в. В послевоенный период международный туризм начал бурно развиваться во всем мире. С точки зрения статистики туристский поток – это количество зарегистрированных туристов, побывавших в той или иной местности.

    Количество прибытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение для конкретного туристского центра.

    Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания.
               Под количеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.
               Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий.
              Статистика прибытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире. К концу 90-х годов XX в. число международных туристских поездок превысило 650 млн. Несмотря на кратковременные колебания и спады в отдельные годы, в развитии туризма прослеживается устойчивая тенденция к повышению. Средние ежегодные темпы прироста туристских прибытий за период с 1950 по 1999 г. составляют 7%. [2]

    В 2005 году международный туризм, несмотря на драматические и даже трагические факторы, продемонстрировал рост в среднем на 5,5%. По данным специализированного агентства при ООН, число туристических прибытий в мире достигло максимального за все время наблюдений показателя - 800 млн. Более детальные исследования, проведенные UNWTO (Всемироной туристской организацией) среди большого числа различных направлений, показывают, что в 2005 году туристические прибытия увеличились до 808 млн. - с 766 млн. в 2004 году. Всего же за период с 2003 по 2005 год туристических прибытий стало на 100 млн. больше. Необходимо также подчеркнуть, что основные подсчеты велась за период с января по октябрь-ноябрь 2005 года, тогда как декабрь во многих странах дает значительный прирост потока туристов. [5]

    Показатели туристских потоков применяются не только при статистическом учете иностранных туристов, но и в отношении местного населения, отбывающего за границу или путешествующего в пределах своей страны. Тем самым обеспечивается сопоставимость баз данных въездного, выездного и внутреннего туризма.

    Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд).
              Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой. Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большого сегмента рынка. [2]















    2. Динамика туристических потоков в начале XXI века

    В Южной Европе Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами (см. Таб. 1, страны Южной Европы выделены курсивом).

    Таблица 1. Первые десять туристских центров в Европе  (на 2000 год)

    Страна

    Число туристов, млн человек

    Доля от общеевропейского уровня, %

    1.Франция

    60,0

    18,0

    2.Испания

    44,886

    13,5

    3.Италия

    29,953

    9,0

    4.Великобритания

    23,746

    7,1

    5.Венгрия

    20,7

    6,2

    6.Польша

    19,2

    5,8

    7.Австрия

    17,173

    5,2

    8.Чехия

    15,5

    4,7

    9.Германия

    14,847

    4,5

    10.Швейцария

    11,5

    3,5

    Источник: ВТО.

    Таблица 2. Доходы за 2005г. ведущих туристических стран Европы (страны Южной Европы выделены курсивом)

    Страна

    Доходы, млрд дол.

    Франция

    24,7

    Испания

    25,2

    Италия

    31,0

    Великобритания

    21,0

    Венгрия

    4,3

    Польша

    4,5

    Автсрия

    12,5

    Лидером среди стран Южной Европы является Испания.

    Основным направлением поездок в Испанию являются пляжные туры для массового отдыха туристов. Помимо пляжного отдыха, организуются познавательные туры, включающие экскурсии и отдых на побережье, гранд-туры по самым популярным городам, экскурсии во время Средиземноморских круизов.

    Сегодня Испания прочно занимает лидирующие позиции в рейтинге мировых туристских держав, как по объемам прибытий, так и по доходам в отрасли. В 2001 году страну посетили 75.5 млн. человек из которых не менее 65% (49.5 млн.) относятся к категории туристов. Число туристских ночевок выросло на 5% и составило 423,6 млн. Еще более быстрыми темпами растут доходы туриндустрии – они превысили 31,7 млрд. евро. Это объясняется определенной политикой правительства Испании, направленной на возведение индустрии туризма в основную отрасль экономики, дающую гигантские доходы в бюджет государства.
    68% туристов приехали в Испанию на отдых, 8% по рабочим делам и на обучение, 4% на лечение или же по личным делам. Необходимо отметить, что за последние годы количество людей, приезжающих по делам или на обучение, увеличилось в два раза по сравнению с 1998 годом. 
    В 2000 году бесспорными лидерами среди туристических направлениях в Испании являются Канарские и Балеарские острова, 43% туристов отдыхали именно там. За ними расположились побережья Средиземноморья: 19% Каталония, 13% Андалусия, 8,9% Валенсийское Сообщество и Автономное Сообщество Мадрид – 8,3%.
    Наибольшее число иностранных туристов, посетивших Испанию в 2000 году, приехали из Великобритании – 12,8 миллионов туристов (26,2%), за которой следует Германия с 11,3 миллионами человек (23,7%). Из Франции приехали 5,7 миллионов человек (11,9%), из Италии 2,1 миллион, из Бельгии 1,7 миллионов и Португалии 1,5 миллионов человек. [6]

    По данным 2002 года США уступили Испании второе место в списке наиболее привлекательных для туристов стран. Об этом сообщила Всемирная туристская организации. По данным ВТО, США посетили в 2001 г. 44,5 млн. иностранных туристов - на 12,5% меньше, чем в предыдущем году. В то же время в Испании побывали 49,9 млн. человек - на 3,4% больше по сравнению с 2000 г. Наиболее привлекательной страной по-прежнему осталась Франция, которая приняла 76,5 млн. туристов. В первую пятерку также вошли Италия (39,1 млн. туристов) и Китай (33,2 млн). Общее число туристов, совершивших поездки за рубеж, сократилось по сравнению с 2000 г. на 1,3% составив 689 млн. человек). [5]

    В феврале 2003 года Испания становится вторым туристическим направлением в мире после Франции и перед США. Количество иностранных туристов в стране увеличилось более чем на 3%, что значительно опережает среднеевропейский показатель.

    Интересно также отметить, что количество въездов в Испанию на автомобиле или автобусе возросло на 20%, в то же время как количество путешественников, выбравших для своих поездок авиатранспорт, уменьшилось.

    Самой посещаемой автономной областью Испании стала Каталония. В 2002 году количество иностранных туристов в Каталонии увеличилось на 15,2% и достигло 11,6 млн. человек, что вывело эту область на первое место по посещаемости в Испании. За Каталонией следуют Канарские острова, а на третьем месте находятся Балеарские острова.

    Отмечается также заметный рост посещаемости побережий Андалусии, четвертой области в этой рейтинге (7,4 млн. туристов, +2,8%) и Валенсии (4,9 млн. туристов, +6,6%). Заметно увеличение количества туристов и на побережье Кантабрии (+18%), а также во внутренних районах страны (+28,2%).

    Что касается иностранных туристов, то в 2002 году наибольшее количество путешественников, посетивших Испанию, пришлось на Великобританию (14,5 млн. человек, +3,9%), за ней следуют Германия (10,1 млн. человек, -6,2%) и Франция (8 млн. человек, +20%). С ростом числа французских туристов связано, в том числе, и увеличение количества въездов в Испанию по дороге (+26,5%).

    Всего в 2002 году Испанию посетило 51,7 млн. иностранных туристов, что на 3,3% больше, чем в 2001 году. Этот процент на две десятых больше, чем средний показатель во всех странах мира (3,1%).

    Италия занимает 5 место в мире по списку туристов, въехавших в страну. В списке стран Южной Европы она прочно удерживает 2 место в начале третьего тысячелетия. На ее территории сосредоточено 40% от общей массы культурного наследия. Особенностью Италии как направления выездного туризма являются:

     - протяженность береговой линии,

     - одни из лучших в мире пляжей,

     - мягкий климат,

     - Альпы и Апеннины способствуют развитию горнолыжных курортов,

     - памятники культурного наследия,

     - Ватикан – центр паломничества,

     - развитая туристическая и транспортная инфраструктуры,

     - высокий уровень жизни итальянцев,

     - крупнейшая и мощнейшая экономика в Европе,

     - самый жесткий в Южной Европе визовый режим,

     - дороговизна Италии по сравнению с другими пляжными турами.

    Журнал о путешествиях National Geographic Traveler отмечает огромное количество термальных источников, расположенных на территории Апеннинского полуострова. Самые востребованные процедуры – различные виды массажей, ингаляций, термальные и озоновые ванны. Лечебный туризм, по данным ВТО, остается наиболее перспективным в развитии. [2]

    В 2002 году доход от туризма в Турции составил 11 миллиардов 900 миллионов 925 тысяч 503 доллара. Турцию посетили 12 921 982 иностранных туриста, общее число туристов составило 15 214 514 человек, сообщает Turkiye.

    Основным показателем туристских потоков являются количество ночей, проведенных туристами в стране.

    Таблица 3. Количество ночей, проведенных туристами в стране

    Страна

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    2007

    Андорра

    8628

    9809

    9336

    7745

    7322

    6762

    6284

    6512

    Кипр

    16816

    18093

    15289

    13490

    13637

    14006

    13310

    13197

    Греция

    47024

    42494

    40953

    40407

    38796

    40734

    43055

    48081

    Италия

    140357

    146672

    145560

    139653

    141169

    148501

    156861

    163466

    Мальта

    10266

    11067

    10599

    11115

    10973

    10933

    10503

    ..

    Португалия

    25785

    25229

    25119

    24870

    24617

    25388

    26842

    28674

    Испания

    233897

    232035

    220707

    217852

    209081

    209518

    224067

    225008










    Всего:

    482773

    485399

    467563

    455132

    445595

    455842

    480922

    484938


    Из данных таблицы следует, что количество туристов, посетивших  Италию с 2000 по 2007 год, возросло на 23103 единиц. К странам с положительной динамикой также можно отнести Грецию, Португалию, Мальту. Показатели Испании заметно ухудшились – 233897 ночей в 2000 году и 225008 в 2007 году. Также снизились показатели у Андорры и на Кипре.

    Диаграмма  1. Количество ночей, проведенных туристами в 2000 году

    Диаграмма 2. Количество ночей, проведенных туристами в 2007 году

    На диаграммах наглядно показано соотношение туристов по странам. Изменения практически отсутствуют.

    Что же касается таких стран, как Хорватия, Черногория, Сербия, Албания, Босния и Герцеговина, информация о соотношении туристов является весьма приблизительной.

    Число прибытий в страны Средиземноморья и Южной Европы увеличилось на 6%. Настоящая суперзвезда своего региона – Турция. Здесь рост турпотока составил 20% -страна получила дополнительные 3,4 млн. прибытий и таким образом «перевалила» за отметку 20 млн. туристов в год. Другие страны – Испания (+6%), Хорватия (+7%). Израиль (+26%), Сербия и Черногория (+27% ). [5]

    Согласно данным макроэкономической статистики за 2007 год, представленным на пресс-конференции 17 декабря агентством MONSTAT, валовой внутренний продукт (ВВП) Черногории в прошлом году увеличился до 2,81 млрд. Евро. Столь значительных показателей удалось достичь благодаря таким секторам экономики, как строительство, торговля, туризм, банковское дело и операции с недвижимостью.[7]

    Туристический поток в Черногории в 2007 году вырос на 1,6% по сравнению с 2006 годом, а россияне четвертый год подряд занимают второе место по численности среди иностранных туристов, свидетельствуют опубликованные данные национального черногорского агентства по статистике Monstat.

    Всего в 2009 году в Черногории были зарегистрированы 1,207 миллиона туристов, из них 163 тысячи самих черногорцев и 1,044 миллиона туристов из-за рубежа. В 2008 году, согласно данным Monstat, в стране находились 1,188 миллиона гостей, из них 157 тысяч "внутренних" туристов и 1,031 миллиона иностранцев.

    По итогам 2007 года Черногорию посетили 145,5 тысячи туристов из России (в 2008 году - 117,9 тысячи). Больше в минувшем году Черногорию посещали только гости из соседней Сербии - 338,9 тысячи туристов (в 2008 году - 412,9 тысячи).

    Подавляющее большинство всех туристов, около 90%, выбирали местом отдыха побережье Адриатического моря. Остальные 10% останавливались в столице республики Подгорице, на горных курортах или в других туристических центрах. [8]

    Как сообщает Центральное статистическое управление Хорватии, за первые 11 месяцев 2002 года в Хорватии отдохнули 8,2 млн. туристов, что на 6% больше, чем за тот же период 2001 года. Число ночевок выросло на 3% и составило 44,42 млн. Число иностранных туристов - 7 млн. человек (+6%), которые провели 39,6 млн. ночей в Хорватии. Больше всего иностранных туристов прибыло из Германии (1,47 млн. человек; 10,7 млн. ночевок), Италии (1,08 млн. человек; 4,8 млн. ночевок) и Словении (864,2 тысячи человек; 5 млн. ночевок), сообщает Hina.

    Турпоток из России в Хорватию с 2004 по 2007 год снизился на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 137 тысяч человек. Такие данные приводит представительство по туризму Республики Хорватии в России и СНГ.

    Среди основных причин оттока туристов называются экономический кризис, девальвация рубля, а также недостаточное число чартеров и нежелание владельцев хорватских отелей снизить цены на размещение. Стоимость туров в Хорватию минувшим летом была довольно высокой, что также повлияло на выбор туристов не в пользу этой страны.

    Любопытно, что в этом году вырос турпоток в Хорватию из таких стран, как Германия, Австрия, Италия и Словения. А увеличение числа туристов из Польши достигло 30% в сравнении с данными за прошлый год, сообщает Интерфакс [9].

    С января по сентябрь 2007 года число ночевок, осуществленных иностранными туристами в Хорватии, составило 56,6 миллиона, что на 1% больше в сравнении с аналогичным периодом 2006 года, сообщает интернет-издание Večernji list.
              Наибольшее количество туристов прибыло в Хорватию из Германии. Далее в списке следуют Италия, Словения и Австрия. Издание также обращает внимание читателей на тот факт, что турпоток в Хорватию вырос на фоне спада в туристическом бизнесе таких популярных направлений, как Испания и Франция.
               Таким образом, прогнозы относительно снижения турпотока в Хорватию в первом полугодии на 12-15% не оправдались. [10]


















    3. Состояние и перспективы развития региона

    За последние несколько лет ситуация на мировом рынке туристических потоков изменилась в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией.

    Данные по прибытиям (отъездам) резидентов стран Евросоюза представлены в Таблице 4.

    Таблица 4. Количество прибытий туристов в гостиницы и другие учреждения, предоставляющие услуги размещения, в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года [1]

    По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в первой половине 2009 года наблюдалось снижение активности внутреннего туризма практически по всем направлениям. Исключение среди стран Южной Европы составляет Хорватия. На Мальте отмечено некоторое оживление внутреннего туризма.

    Юолее чем на 20% упала активность поездок Туристов в Грецию, в остальных странах Южной Европы снижение составило от 8 до 18%.

    На диаграммах 3 и 4 представлены сравнительные данные по количеству прибытий (отъездов) резидентов и нерезидентов. [2]

    Диаграмма 3.

    Диаграмма 4.

    Оценка интенсивности туризма выражается в виду относительной величины – количества поездок в расчете на 100 человек населения.

    Число поездок по стране на 100 жителей населения рассчитаем как количество прибытий (отъездов) резидентов (данные Таблицы 4), разделенное на количество населения на 01.01 отчетного года и умноженное на 100. Данные отчетов представлены в Таблице 5 и Диаграмме 5.[2]





    Таблица 5. Число поездок резидентов на 100 жителей населения в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

    Диаграмма 5.[1]

    Следует отметить, что Европа традиционно отличается высокими показателями туристической активности, т.е. здесь количество прибытий в расчете на 100 человек больше среднемирового уровня.

    Из Диаграммы 3 видно, что внутренний туризм среди стран Южной Европы особенно развит в Испании (более 40 поездок в стране на 100 человек населения), а наименее активными жителями Евросоюза, с точки зрения путешествий по своей стране, являются жители Хорватии и Мальты. [11]




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В XXI в. территориальная структура международного туризма будет продолжать меняться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020 г., Европа удержит доминирующие, хотя весьма ослабевшие, позиции на рынке туризма (717 млн. прибытий). Изучив подобную динамику, можно делать выводы, в каком именно регионе наиболее популярен туристский центр, а где следует провести рекламную кампанию, чтобы усилить спрос на турпродукт.

    Лидирующие на данный момент Испания и Италия будут постепенно опускаться в рейтинге самых популярных стран для туристов, а наиболее востребованы станут страны романтичных приключений, предлагающие не менее высокий уровень сервиса, прежде всего Хорватия. Огромными темпами продвигаются на международный рынок путешествия на яхтах по островам Хорватии. [3] Также дальнейшему развитию туризма и привлечению туристских потоков способствуют более мягкий климат, чем, например, в Испании, и более простые визовые формальности по сравнению с Италией.

    Также расширится сегмент потребителей туристических услуг во всем мире. Принимающие компании несколько пересмотрели целевую аудиторию, и теперь в большинстве стран возможен отдых для людей с разным уровнем дохода, отдых для пенсионеров, молодежи, семей с детьми, необходимые предприятия туриндустрии для делового туризма.

    В данной работе был проведен анализ статистики туризма по странам, относящимся к региону Южной Европы, за исключением некоторых стран с небольшой площадью, по которым информация за выбранный период практически отсутствует.


    Список используемой литературы

    1. Данные Eurostat

    2. Александрова А.Ю. Международный туризм М.: Аспект Пресс, 2004

    3. National Geographic Traveler №4(21)2009

    4. ru.wikipedia.org/wiki/Южная_Европа

    5. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"1.files/image008.jpg" alt="#">



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Динамика турпотоков в странах Южной Европы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.