ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...
1. Специфика
нравственных отношений юристов………………………………..
2. Категории
этики………………………………………………………………….
3.
Категория этики – долг…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….……
Библиографический список……….………………………………………………
|
. 3
5
8
14
17
20
|
Введение
Актуальность
темы работы обусловлена тем, что в последнее время остро стоит
вопрос совершенствования взаимоотношения людей, связанных профессиональной
деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения на
конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в
различных ситуациях. В связи с этим ставится вопрос о соотнесении деятельности
юриста с нормами этики.
Изучение этических (нравственных) аспектов и
проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях,
когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни. Деятельность
юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в
их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на
судьбу человека.
Сравнение сферы юридической деятельности с другими
социальными институтами позволяет легко увидеть, что представления об этических
системах в разных видах деятельности, за исключением, пожалуй, религии, не менее
противоречивы и запутаны, чем представления об этике юридического работника. А
для того чтобы узнать о "внутрицеховой" этике отношений среди
юристов, лучше раскрыть любую из многочисленных и весьма неплохих работ по
деловому этикету, где многие из норм взаимоотношений описаны ярко и четко с
приведением необходимых примеров и советов.
На современном этапе исключительную важность
приобретают проблемы формирования основных принципов и правил морали в
отношениях юристов с гражданами, наращивание социально-политического потенциала
государственной морали, воздействия ее на политическое, правовое сознание и
поведение членов общества, формирование конструктивного, толерантного
общественного мнения, принципов неагрессивного поведения, миролюбия и
миротворчества.
Для данной огромное значение имеют классические
труды, представленные крупнейшими мыслителями прошлого - Аристотеля, Ф. Бекона, М. Вебера, Т.
Гоббса, Г. Гегеля, Э. Дюргейма, И. Каита, Н. Макиавелли,
Платона, Б. Спинозы, О. Шпенглера и др. Огромный
потенциал идей содержится в трудах российских исследователей - Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Н.Я. Данилевского,
К.Д. Кавелина, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.Б.
Струве, И.А.Ильина[1].
Большой интерес представляют работы
современных российских ученых в исследованиях в области этической теории.
Важные аспекты, связанные с системой морали, ее упорядочивающих возможностях
анализируются в работах А.А. Вартаняна[2], В.И.
Бакштановского, Ю.В. Сомогонова и В.А.Чурилова[3]. Привлекают внимание работы по этической
проблематике В.И. Бакштановского, Г.А. Белова, А.Д. Богатурова, Л.М. Егоровой, М.А. Меня, Р.Т. Мухаева, А.П.
Назаретяна, А.С. Панарина, Д.И. Петросяна, Л.А. Попова, Ю.В.
Сомогонова, В.А. Чурилова и др.
Предметом исследования является категория этики -
долг.
Источниковедческую базу исследования
составили труды Р. Апресяна, В. Блюмкина Л. Волченко, А. Гусейнова, Т.
Джафарли, Н. Кругова, Е. Лукашевой, А. Опалева, З. Соковой, М. Чернышевой, А.
Шишкина и других ученых.
1. Специфика
нравственных отношений юристов
В
чем же специфика нравственных отношений юристов? Прежде всего, эта специфика
состоит в самом назначении юридического корпуса обеспечивать выполнение решений
Президента РФ и государственную и правовую защиту своего Отечества.
Нравственные
отношения юристов находят свое конкретное выражение в стремлении при любых обстоятельствах
выполнить свои обязанности, свой долг. И если мы все же встречаемся с
негативным отношением к юридическим структурам определенных кругов,
организаций, то это является следствием нравственного неблагополучия в нашем
обществе. Такое положение обусловлено кризисом нравственности, существенной
стороной которого является пересмотр старой системы ценностей, отказ от нее в
пользу новой. На место безграничной веры в авторитеты, догматизированной морали
приходит новая мораль, связанная с оправданием стремления людей к увеличению
суммы удовольствий и наслаждений, личного комфорта и материальных благ, с
развитием индивидуализма. Процесс этот, по-видимому, необходимый для общества в
целом, оказался разрушительным для государства и его составляющих и отрицательно
сказался на нравственном здоровье, особенно высокопоставленных юристы. Впрочем,
положение меняется к лучшему. Создаются и совершенствуются структуры
государственной и муниципальной власти. Рассматриваются и другие документы,
определяющие положение в обществе и жизнедеятельность государственных структур.
Специфическое
предназначение юристов, как орудия защиты политических и правовых интересов
Отечества, обусловливает и другую особенность нравственных отношений,
заключающуюся в их повышенной императивности. Повелительность, присущая
нравственности вообще, в отношениях юристов выступает особенно резко и
наглядно. Важнейшие требования, предъявляемые к нравственным качествам юристов,
являются не только предписаниями общественного мнения, но и требованиями законов,
разнообразных правовых норм, нарушение которых влечет санкции со стороны государства.
Нравственные
отношения юристов проявляются в различных формах. Важнейшими из них являются
долг, ответственность, честь, достоинство, совесть.
Как
представляется, вступая в отношения друг с другом и с гражданами, юристы
подчиняются дисциплине, требованиям законов, установившимся традициям, нравам,
привычкам. Во всех этих формах нравственных отношений всегда существует две
стороны - субъект и объект. Но эти стороны то и дело меняются местами.
Например, человек, поскольку он имеет определенные обязанности перед обществом
и другими людьми, выступает как субъект, а общество и другие люди - как объект
его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных
обязанностей для других людей, для общества, поскольку оно тоже должно защищать
его интересы. С одной стороны, общество формулирует обязанности отдельной
личности и оценивает ее поступки. Но, с другой стороны, моральные требования
становятся личным долгом и ответственностью каждого человека и активно
проводятся в жизнь. Кроме того, личность морально оценивает общество, его
социальный порядок, механизм общения, навязываемые им законы поведения и т.д.,
низводя его тем самым до уровня объекта. Чем выше сознательность человека, тем
более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем
в большей мере он является самодеятельным субъектом.
Свое
нормативное выражение нравственные отношения получают в этикете. В своей сути
этикет юриста представляет собой определенную совокупность нравственных по
своему содержанию и эстетически впечатляющих по форме правил их поведения.
Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического,
этикет главным образом объясняет не "почему", а "как нужно
поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных
отношений.
В
этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он
предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его
служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета
выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они
фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут
отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию,
культуре.
Все
многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на
следующих важнейших принципах:
-
Гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном
объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы.
А.П.Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова
от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда
душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами»[4].
Гармоничность
предполагает единство этического и эстетического в поведении человека; -
систематичность в выполнении предписаний и правил этикета.
Систематичность
означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно. Необходимо
соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек
остается наедине с собой. А.С. Макаренко писал: «я понял, что легко научить
человека поступить правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а
вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего
не узнает, - это очень трудно»[5].
-
Творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у
человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся
социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может
вовсе не подходить к другим. Догматическое следование этикету может поставить
человека в крайне неловкое положение.
-
Искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее
специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о
высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека. Естественность
в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться
автоматического выполнения правил, превращать их в привычку поведения. В
привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности
поступать так, и не иначе. Такой "автоматизм" поступков придает
выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и
раскованность в действиях.
-
Скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств
как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из
выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность
чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о
невоспитанности.
-
Чувство меры - в человеческих взаимоотношениях - это моральная интуиция
воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход,
наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к
окружающим. Правила, которыми руководствуется тактичный, деликатный человек
нередко начинаются с частицы "не": не допускай, не говори, не обращая
внимания, ее затрагивай и пр.
Все
указанные принципы этикета регулируют поведение юристов в основной сфере их
жизнедеятельности.
2. Категории этики
Категории
этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные
элементы морали.
Категории
этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный
аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании
общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило
истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании
любого общества, социальной группы.
При
всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно
выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом
отношении категории: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть;
ответственность; достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл
жизни, счастье и др.
1.
Добро и зло –
наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и
безнравственное.
Добро
– категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное
значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению
нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Со
времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над
миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о
добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто
прямо противоречили одно другому"[6].
Действительно,
зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно
выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали,
заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных
моральных качеств.
Моральное
зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное
зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы
лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные
поступки людей.
С
категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые
положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность.
Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает
положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в
соответствии с ними. Представления о добродетели, как и о добре, исторически
изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель
связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность,
мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три
основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость
и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов в разное время и в
различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность
и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан Э.М. Ремарком
своеобразный нравственный кодекс положительных героев. «Будь добр и мужествен;
свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи
безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб
себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к
негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси
громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и
другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство»[7].
2. Справедливость в обществе понимается
в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике
справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое
рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его
неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и
необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло,
практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и
обязанностями, заслугами и их признанием[8].
Если
опять обратиться к Аристотелю, то он впервые разделил справедливость на
уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость
пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в
современных условиях.
Несправедливость
противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и
достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за
добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость
должна главенствовать в профессиональной деятельности юриста, он должен быть
"представителем справедливости".
Идея
справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство
современного демократического общества. Требование справедливости в государстве
и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции
Российской Федерации.
По нашему мнению,
для юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. В
его деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости.
В силу известной консервативности и сложности регулируемых им отношений могут
возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона,
окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между
тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому
необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе
изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от
обстоятельств.
3.
Долг
– категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям,
выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных
условиях.
Долг
представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя
сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача
конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным:
патриотический, воинский, долг юриста и т.п. Долг личный: родительский,
сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно
выполнять свои функции юристы могут только тогда, когда они глубоко осознали
социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга,
готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Юрист
не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и
государства. В глазах общества юрист – непреклонный страж законности, которым
движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не
поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но
чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и
знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие
твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.
4.
Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших
интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики,
характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль,
внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям
нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и
требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью
своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как
долг и ответственность перед самим собой[9].
Роль
совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а
внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или
затруднен.
Юрист,
выполняя свои функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага
людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью
принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И
только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично
и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять
свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
5.
Ответственность
– категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею
нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному
долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая
вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том
числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности;
правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий,
на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия
предвидеть.
Достоинство
– категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе
и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании
ценности человека как личности.
Сознание
человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля.
Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его
достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение
перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает
совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями
нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к
ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает
высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении
достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества,
способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав
человека, признание самоценности личности.
Понятие
достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном
отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет
унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он
занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь
как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и
отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность
личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным
общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными
заслугами (честь муниципального служащего, работника сферы занятости и др.).
Честь
и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на
признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Честь
обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает
лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он
состоит.
Этические
категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет
представления об их научной трактовке. Они определяют содержание права,
присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную
деятельность юриста.
3. Категория этики - долг
Долг - категория этики,
означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в
нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях[10].
Долг может быть личным (например, товарищеский долг) и социальным (долг врача,
судьи, воинский долг и т.п.). Безусловно, любой юрист, но, прежде всего, юрист,
работающий в правоохранительных органах (суде, прокуратуре, милиции), успешно выполнять
свои функции может только тогда, когда он глубоко осознал социальное значение
своей деятельности и обладает высоким чувством долга, готов до конца, вопреки
всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Юристы, замещающие
государственные должности, в подтверждение своей готовности следовать долгу
приносят присягу.
Совесть иногда называют
другой стороной долга. Совесть - категория этики, характеризующая способность
человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с
позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности,
самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя
их выполнения.
В ходе своей
профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными
коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения,
нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством
совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои
побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать
престиж своей профессии и личности.
Ответственность, как
составляющая долга, характеризует личность с точки зрения выполнения ею
нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному
долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность в
праве - это самостоятельный институт (юридическая ответственность), который не
следует отождествлять с моральной ответственностью. Однако в сочетании с
Долг - категория этики,
означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в
нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях[11].
Долг может быть личным (например, товарищеский долг) и социальным (долг врача,
судьи, воинский долг и т.п.). Безусловно, любой юрист, но, прежде всего, юрист,
работающий в правоохранительных органах (суде, прокуратуре, милиции), успешно
выполнять свои функции может только тогда, когда он глубоко осознал социальное
значение своей деятельности и обладает высоким чувством долга, готов до конца,
вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Юристы, замещающие
государственные должности, в подтверждение своей готовности следовать долгу
приносят присягу.
Совесть иногда называют
другой стороной долга. Совесть - категория этики, характеризующая способность
человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с
позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности,
самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя
их выполнения.
В ходе своей
профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными
коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения,
нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством
совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои
побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать
престиж своей профессии и личности.
Ответственность как
категория этики характеризует личность с точки зрения выполнения ею
нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному
долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность в
праве - это самостоятельный институт (юридическая ответственность), который не
следует отождествлять с моральной ответственностью. Однако в сочетании с долгом
ответственность является важнейшим принципом юридической этики.
Заключение
Сегодня
механизмом формирования этического поведения должна стать совокупность
закономерных связей и отношений, обуславливающих процесс усвоения социальных
ценностей, норм и правил поведения, выработку специфических для каждого
работника ценностных ориентации и установок в труде.
Правовой
статус определяет полномочия юристов по применению и реализации правовых
решений, изданию нормативных и иных актов. А также допустимые средства
принуждения к их исполнению. Значение устанавливаемых таким официальным путем
пределов власти юристов велико и его не следует преуменьшать.
Юридическая
служба, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической,
только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе
становления принципов и норм поведения юристов. Будучи специализированной
деятельностью, юридическая служба содержит в себе неповторимые ситуации,
противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе ее деятельности и
которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство
вызывает необходимость придерживаться в рассматриваемой деятельности особых,
более жестких моральных принципов и норм.
Цели юридической этики непосредственно связаны с
целями юридической деятельности. Принципы юридической этики в свою очередь связаны
с принципами юридической деятельности и в этом качестве получают
законодательную прописку.
Категории этики берут
начало в основных категориях универсальной этики, таких как справедливость,
долг, достоинство и др.
Среди принципов
юридической этики необходимо выделять принцип независимости, который выражает
самую сущность юридической профессии. В определенном смысле без этого принципа
невозможно было бы говорить о существовании самостоятельной профессиональной
этики юристов.
Каждый вид юридической
профессии может устанавливать собственные этические правила, которые будучи
основаны на общих принципах юридической этики и категориях этики универсальной,
выражают сущность этой разновидности профессии, особенности ее взаимоотношений
с институтами гражданского общества.
Этика
юриста не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной
деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий,
законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее
эффективного пути решения проблемы, его правового обеспечением и организацией
выполнения принятого решения.
Этика
юриста основывается на моральных нормах, принимаемых обществом в качестве
одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на
тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность его службы
обществу.
Этика
юриста требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и
профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика юриста предписывает, как
представляется, поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов от
социальных до личных ресурсов как самого работника, так и его клиента.
Основными
категориями этики юриста являются профессиональные этические отношения,
этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
В
целом этика юриста включает в себя следующие компоненты:
- применение
внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри государственной
системы;
- оценка поведения
и действий конкретных юристов и различных служб с точки зрения этических
стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных
норм;
- оценивание
юридической службы в целом как социального института, в рамках которого юристы
включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с
точки зрения определенного государственного института социальной
целесообразности и нравственности.
Библиографический список
1.
Федеральный Закон «О государственном служащем в РФ»//Энциклопедия
российского права, 2003.
2. Анисимов С.Ф.
Мораль и поведение. - М., 1985.
3. Бакштановский
В.И., Сомогонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика человеческого успеха. Тюмень – М.,
1997.
4.
Бердяев Н.А. Судьбы России. -
М., 1990.
5. Вартанян А.А.
Политические и этические проблемы нового мирового порядка в современной
политической науке. - М., 1998.
6. Вернадский В.И.
Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1980.
7. Гусейнов А.А.
Введение в этику. - М., 1985.
8. Данилевский Н.Я.
Россия и Европа//Антология мировой политической мысли в пяти томах. Т. IV.
- М.,
1997.
9. Дробницкий О.Г.
Понятие морали. - М., 1974.
10.
Ильин И.А. Кое-что об основных
законах будущей России//Антология мировой политической мысли в пяти томах. Т. IV. - М., 1997.
11. Кавелин К.Д.
Взгляд на юридический быт России//Антология мировой политической мысли в пяти
томах. Т. IV. 1997.
12. Кобликов А.С.
Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
13. Макаренко А.С.
Соч., Т. 5. - М., 1951.
14. Маркс К..,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - М., 1984.
15. Проблемы
судебной этики. Под ред. М.С. Строговича. - М., 1994.
16. Ремарк Э.М. Тени
в раю. - М., 1972.
17. Словарь по
этике. Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 7-е изд. - М., 1996.
18. Соловьев B.C.
Сочинения в 2 томах. Т. 1. Философская публицистика - М., 1989.
19. Социальная
сущность, структура и функции морали - М., 1977.