Проблема духовности среднего класса
Проблема духовности в
широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом
развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее
задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость
нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
В течение своего
исторического развития человечество, в силу изменяющегося мировоззрения, меняло
своё отношение к духовным ценностям, видоизменяя и дополняя их. Но именно
духовность всегда служит показателем существования определённой иерархии
жизненных ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень духовного
освоения мира человеком.
К духовным ценностям традиционно
относят эстетические, психологические, интеллектуально-научные, а также экологические
и даже производственные и политические аспекты. На их основе формируются новые
идеалы.
Под духовностью автором
данной статьи понимается интегральная характеристика личности, включающая
комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к его окружающему.
Духовность представляет
собой совокупность нравственно-психологи-ческих свойств личности, выражающих
осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшим ценностям. Как
качество личности духовность формируется в процессе взаимоотношений с другими
людьми и в практическом выражении проявляется в состоянии личности, ее сознательной
дисциплине и культуре поведения. Дисциплинированность как качество личности
характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и
проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности
подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Дисциплинированность
как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое
отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя: культуру речи
(умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые
средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного
литературного языка); культуру общения (навыки доверия к людям, вежливости,
внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними
людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки
– дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.); культуру
внешности (потребность соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение
управлять своими жестами, мимикой, походкой) и бытовую культуру (эстетическое отношение
к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего
жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).
Для среднего класса
проблема духовности встает с силу специфики его статуса: увлекаясь бизнесом,
стремлением заработать, люди становятся всё более разобщёнными, невидящими действительного
смысла жизни, всё больше отдаляясь от духовных идеалов.
Развитие духовности
в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств
и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать
окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов
поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
Успех в формировании
духовности во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства,
в котором живут представители среднего класса. Это раскрывает моральный климат
в их рабочем коллективе, семье. Возникновение противоречий в жизненных
отношениях людей и внешним миром и между собой порождает напряженность
переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в
скрытых и открытых конфликтах.
В преодолении
внешних и внутренних противоречий заключается сама суть духовного становления
личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом,
добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и
ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные
качества.
На
современном этапе, в условиях все развивающейся рыночной экономики, духовность
– не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения.
У
представителей среднего класса она проявляется как:
– активный
жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и
преодоления противоречий;
– процесс
постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных
норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Таким
образом, основная задача формирования духовности у среднеобеспеченных граждан
нашей страны – это организация на преодоление и разрешение жизненных
противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений.
Формирования
духовности имеет свои специфические задачи. Они определяются господствующими
общественными отношениями и духовными ценностями. Цель реализации указанных
задач - развитие нравственно устойчивой личности. Это определяет направление и
организацию всего процесса нравственного воспитания людей, как первостепенную
общественную задачу.