Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: контрольная по Конституционному праву

  • Вид работы:
    Реферат по теме: контрольная по Конституционному праву
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ПЛАН


    Введение……………………………………………………………………………3

    1. Общая характеристика основных субъектов конституционного права……..3

    2. Гражданское общество, как наиболее важный субъект конституционного права………………………………………………………………………………...6

    Заключение………………………………………………………………………..10

    Библиографический список………………………………………………………11























                                                          Введение


    В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части;  3) основные органы государства; 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества; 5) депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуправления и управления; 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством - каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).

    Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен.[1] Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). 


           1. Общая характеристика основных субъектов конституционного права


    Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

    Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

    Народ, рассматриваемый как единственный субъект народовластия, не получил однозначного определения своего содержания. Нельзя включать в содержание категории "народ" все население государства, недопустимость такого отождествления была убедительно доказана еще в 1969 году В.Т. Кабышевым и О.О. Мироновым[2]. Население есть совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории, оно может быть субъектом муниципальной власти, но не народовластия в целом. Иначе рассматриваемая категория теряет какие-либо качественные характеристики, сводится сугубо к территории, а в состав народа попадает достаточно большое количество лиц, связанных устойчивыми политико-правовыми отношениями с зарубежными государствами, что создает угрозу для государственного суверенитета России.

    В отечественном законодательстве наметилась тенденция определения народа как совокупности народов (национальных общностей), проживающих на соответствующей территории.

    Так, в соответствии с пунктами 3 и 4 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года многонациональный народ был признан носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР. При этом в качестве одной из высших целей, во имя которых провозглашался государственный суверенитет, признавалось обеспечение каждому народу права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах[3].

    Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 8-П, народы, проживающие на территории Российской Федерации, и образуют весь ее многонациональный народ[4].

    Приведенная концепция представляется не вполне убедительной, поскольку отражает только одну качественную сторону российского народа - его многонациональный характер. Определение народа только как совокупности национальных общностей (народов), проживающих внутри России, стирает грань между гражданами и иностранцами, выводит за грань народа граждан страны, проживающих за рубежом. Ставится под сомнение идея единого суверенитета народа, что дает повод заинтересованным лицам ставить вопрос о суверенитете республик, о необходимости восстановления республиканского гражданства.

    Очевидно, что для определения категории "народ", помимо гражданства, полиэтничности, необходима иная качественная характеристика, позволяющая считать совокупность граждан различных национальностей единым целым - народом страны. Таким объединяющим началом выступают общие, публичные интересы.

    Таким образом, под народом следует понимать совокупность граждан государства, связанных общими интересами долгосрочного характера в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

    Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

    Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

    В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства)[5].


    2. Гражданское общество, как основной субъект конституционного права


    Термин "гражданское общество" как более высокая степень в развитии социума, "мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности[6]" получил широкое распространение в отечественной литературе с начала 90-х годов двадцатого столетия.

    Следует заметить, что, если подходить к определению гражданского общества формально ("гражданское общество" - общество граждан), ничто не препятствовало употреблению понятий "советское гражданское общество" или "социалистическое гражданское общество": в СССР провозглашались и гражданское равноправие, и основные гражданские свободы. Однако формальный подход отнюдь не позволяет увидеть сущность рассматриваемого явления. Как не всякое общество, населенное гражданами, является гражданским, так и не любое государство, где действует право, можно признать правовым. Гражданское общество как абстракция, особое качество социума, идеальное состояние взаимодействия человеческого коллектива требует высочайшего уровня правовой культуры, неукоснительного соблюдения закона, гарантированности основных прав и свобод, уважительного к ним отношения, прежде всего со стороны самих людей. Поэтому "советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым". Данный процесс не завершен ни в одной другой стране мира.

    Говоря об идеале, ученые не выработали стержневой линии в определении понятия гражданского общества, хотя в основном едины во взглядах на признаки рассматриваемого явления.

    Г.Н. Чеботарев определяет гражданское общество как "целостную общественную систему, характеризующуюся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, демократичностью политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную[7]".

    М.В. Баглай и В.А. Туманов считают, что понятие "гражданское общество" охватывает "совокупность неполитических отношений в обществе, т.е. отношения в сфере экономики, духовной жизни, образа жизни... это сфера реализации экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина, его личных свобод и интересов[8]".

    Цитируемые исследователи абсолютно солидаризируются в оценке сферы существования гражданского общества (неполитические отношения) и его главного предназначения - реализации частных интересов. Эти и другие признаки нацелены на объяснение известного рода условности, поскольку гражданское общество с успехом можно назвать и цивилизованным обществом, и идеальным, современным, правовым. В.Е. Чиркин обоснованно обращает внимание на неудачность самого термина "гражданское общество", которым, однако, приходится пользоваться, т.к. "до сих пор замены ему не найдено[9]".

    В современной литературе первичный элемент построения гражданского общества заметнее всего виден в определении, сформулированном С.В. Калашниковым, пишущим о "саморегулирующей системе взаимосвязей и отношений, объединяющей граждан, а также состоящие из них материальные и материализованные образования негосударственного характера, основанные на принципах конституционного строя"[10]. Однако и здесь во главу угла ставится "система взаимосвязей и отношений", что опять же не лишено тавтологии, кроме того, словосочетание "материальные и материализованные образования негосударственного характера" само по себе нуждается в подробных дополнительных комментариях. Гражданское общество не надо жестко увязывать и с институтом гражданства, поскольку во многих саморегулирующих сферах (местное самоуправление, экономические связи, семейные отношения и т.д.) гражданство субъектов уже не носит принципиального значения.

    В отечественной Конституции словосочетание "гражданское общество" не представлено, хотя в проекте Основного Закона, подготовленном в 1990 году Конституционной комиссией Съезда народных депутатов, присутствовал соответствующий раздел. Идею включения в Основной Закон страны норм о гражданском обществе активно отстаивал ответственный секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев. Отсутствие подобных норм, писал он, "препятствует формированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве которого только и реализуется справедливый конституционный строй[11]". Данная позиция подвергалась обоснованной критике. Так, по мнению А.В. Мицкевича, вектор конституционного регулирования должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; основная же сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию[12]. В итоге раздела и термина "гражданское общество" в действующей Конституции нет, а соответствующие нормы распределены между ее первой и второй главами.

    Под общественностью понимают граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, участвующих в деятельности общественных объединений и иных некоммерческих неправительственных организаций, трудовые, научно-педагогические коллективы. При этом иностранные граждане и лица без гражданства не могут представлять общественность, если она привлекается к деятельности государственных органов (такое привлечение производно от права исключительно граждан России участвовать в управлении делами государства).

    Участие общественности во властеотношениях ограничено формами, установленными федеральным законом. В частности, она не может осуществлять власть как таковую - это делает весь народ: непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако институты прямой демократии не годны для повседневного использования, а представительная демократия имеет существенный недостаток - опасность утраты связи представителей народа с самим народом, а значит, и подмены публичных интересов личными потребностями государственных и муниципальных служащих. В этой связи в механизме государства необходимы инструменты, позволяющие обеспечить повседневное сотрудничество публичной власти с населением через общественный контроль, независимое консультирование, правотворческую инициативу и т.д. В этих процедурах объективно может принять участие только наиболее активная часть народа - общественность.

    Из представителей общественности формируется Общественная палата России и общественные палаты субъектов Федерации, создаваемые для выдвижения и поддержки гражданских инициатив, проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, выработки рекомендаций государственным органам. Перспективной задачей является формирование общественных советов при исполнительных органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

    В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации[13]" представители общественности включаются в состав квалификационных коллегий судей, обладающих широкими полномочиями в отношении судей в части назначения, оценки профессиональной деятельности и наложения взысканий.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г[14]. сохранил существующую с советских времен возможность участия общественности (представителей общественных организаций и трудовых коллективов) в судебном разбирательстве, причем с очень широкими полномочиями.

    В дальнейшем вектор регулирования статуса общественности должен быть направлен на противодействие попыткам отдельных некоммерческих организаций монополизировать институты взаимодействия с органами публичной власти, а также на вовлечение в некоммерческие неправительственные организации самых широких слоев российского общества[15].


    Заключение


    В заключение можно сделать следующие выводы:

    Конституционное право РФ – ведущая отрасль российского права, правовые нормы которого регламентируют общественные отношения, определяющие организационное и фундаментальное единство общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеральное устройство, основы организации системы государственной власти и местного самоуправления.

    Конституционное право, как и ряд других отраслей (международное, административное, уголовное и ряд других), относится к публичному праву – совокупности отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частное право).

    Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Таким образом, отношения между субъектами конституционного права представляют собой такие отношения, которые являются базовыми, основными в каждой из областей жизни.

     

     

    Библиографический список

     

    1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

    2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.04.2005№33-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, № 11.

    3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 №330-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46.

    4. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 №22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 2.

    5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Российская газета, №89, 28.04.2004.

    6. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998.

    7. Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972.  Миронов О. О. Субъекты советского государственного права, Саратов, 1975.

    8. Кабышев В.Т., Миронов О.О. Категория "народ" в советском конституционном законодательстве // Правоведение. 1969. N 4.

    9. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации. - М., 2001.

    10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004.

    11. Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика, 2007, № 10.

    12. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3.

    13. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. 1992. N 8.

    14. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.

    15. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997.

    16. Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. 2007. N 4.




    Задача № 6

    Дайте правовую оценку следующей ситуации.

    Президент РФ был отрешен от должности через шесть месяцев с момента принесения им присяги. Через четыре месяца были назначены новые выборы Президента РФ, на которых Президентом РФ был избран бывший глава государства, который не мог участвовать в предыдущих выборах, так как пребывал на посту Президента РФ уже два срока подряд.


    В  ч. 3 ст. 81 Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры.

    Порядок избрания Президента Российской Федерации закреплен в ч. 1 и 4 ст. 81 Конституции. В ч. 1 установлено, что Президент избирается на  4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это означает,  что в избрании Президента могут участвовать все граждане Российской Федерации, за исключением, как это установлено в ч. 3  ст. 32  Конституции,  признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

    В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.  (ФЗ № 19 – ФЗ  от 10.01.2003г «О выборах Президента РФ»,  ч. 4   ст. 5).

    Таким образом, бывший глава государства, который не мог участвовать в предыдущих выборах, так как пребывал на посту Президента РФ уже два срока подряд, может быть избран в условиях, описанных в данной задаче.


    Тест:

    Вариант 6


    1. Конституционный Суд РФ может принимать следующие виды решений:

    а) законы;

    б) распоряжения;

    в) разъяснения;

    г) заключения.

    Ответ: заключения


    2. Конституция (устав) субъекта РФ устанавливает:

    а) срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

    б) число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

    в) порядок назначения высшего должностного лица субъекта РФ;

    г) структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

    Ответ: число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

    3. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) не может быть:

    а) иностранный гражданин;

    б) гражданин РФ, имеющий двойное гражданство;

    в) гражданин РФ, имеющий вид на жительство иностранного государства;

    г) гражданин РФ, постоянно проживающий на территории другого субъекта РФ.

    Ответ: иностранный гражданин


    4. Границы муниципальных образований устанавливаются:

    а) населением муниципального образования на референдуме;

    б) законом субъекта РФ;

    в) нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования;

    г) Конституцией РФ.

    Ответ: законом субъекта РФ


    5. Исчисление конституционного срока, на который был избран Президент РФ, начинается с:

    а) момента принесения присяги Президента РФ;

    б) дня его избрания;

    в) дня окончания срока полномочий предыдущего Президента РФ;

    г) дня регистрации его в качестве кандидата на пост Президента РФ.

             Ответ: со дня его избрания


    6. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает следующими полномочиями:

    а) назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

    б) назначает председателя Совета Федерации;

    в) назначает председателя Государственной Думы;

    г) назначает заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ.

    Ответ: назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;



    7. Акты Президента РФ:

    а) не могут противоречить Конституции РФ;

    б) не могут противоречить постановлениям Правительства РФ;

    в) являются подзаконными;

    г) не могут противоречить федеральным законам.

    Ответ: не могут противоречить Конституции РФ


    8. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проводятся по следующей избирательной системе:

    а) пропорциональной;

    б) мажоритарной;

    в) смешанной;

    г) все ответы верны.

    Ответ: пропорциональной


    9. Порядок деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ определяется:

    а) Конституцией РФ;

    б) федеральными законами;

    в) законами субъектов РФ;

    г) Регламентом Совета Федерации.

    Ответ: Конституцией РФ, федеральными законами и Регламентом Совета Федерации;


    10. Гражданин РФ не может:

    а) изменить свое гражданство;

    б) быть лишен гражданства РФ;

    в) иметь двойное гражданство;

    г) быть выслан за пределы РФ.

    Ответ: быть лишен гражданства РФ



    [1] Система субъектов конституционно-правовых отношений сопоставима с системой субъектов советского государственного права (см.: Основин В. С. Указ. соч. С. 21-22; Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. С. 81-82; Миронов О. О. Субъекты советского государственного права, Саратов, 1975, и др.)


    [2] Кабышев В.Т., Миронов О.О. Категория "народ" в советском конституционном законодательстве // Правоведение. 1969. N 4. С. 36.

    [3] Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 №22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, №2, ст. 22.

    [4] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Российская газета, №89, 28.04.2004.

    [5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004.

    [6] Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. С. 84.

    [7] Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997. С. 103.

    [8] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998. С. 99.

    [9] Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. 2007. N 4. С. 4.

    [10] Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации. - М., 2001. С. 10.

    [11] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994. С. 73.

    [12] Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. 1992. N 8. С. 13 - 14.

    [13] Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.04.2005№33-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, №11, ст. 1022.

    [14] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 №330-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, №46, ст. 4532.

    [15] Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика, 2007, №10.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - контрольная по Конституционному праву ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.