Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по ОБЖ

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная по ОБЖ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    1. Теория организации, субъекты и объекты организационной деятельности

    2. Функциональные основные системы организма человека; связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на работоспособность человека. 3

    3. Виды опасных и вредных факторов производственной среды, их влияние на организм человека. 5

    4. Основные параметры, определяющие производственную среду (условия труда) в закрытых помещениях, и их влияние на организм человека. 10

    5. Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени. 15

    6. Предложения по улучшению окружающей среды на производстве. 18

    Список литературы.. 19


    1. Теория организации, субъекты и объекты организационной деятельности

    До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос - «какая»?, а если «процесс», то «чего»?[1]

    Объектом изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

    Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем - это люди, предметы и средства труда.

    Предметом теории организации являются организационные отношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

    На уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени.[2]

    Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах, то есть конкретные организационные отношения – предмет организационной науки. Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

    Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных через организационную структуру. И, наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей внутренних и внешних и является предметом организационной науки.

    Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

    · статики, под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой системы или ее частью;

    · динамики, под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных, энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.[3]

    Таким образом, физическим воплощением организационной деятельности является комплекс целенаправленных действий организатора (или группы организаторов), ориентированных на:

    · создание новой организационной структуры системы;

    · совершенствование существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы (перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и т.д.);

    · техническое перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);

    · расширение действующей системы (на территории действующей организации);

    · эксплуатацию имеющихся систем;

    · реализацию рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).

    В самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает три основные фазы: 1. организационный анализ; 2. проектирование организации; 3. внедрение организации.

    На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

    · во-первых, четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических системах - это установление и обеспечение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

    · во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.[4]

    Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

    Наука о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

    · организация как состояние, мера упорядоченности системы;

    · управление как изменение уровня ее организованности.

    В центре проектирования и развития организации стоит человек.

    Организационная модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:

    · осуществление установленной для системы цели;

    · бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

    · минимальный уровень эксплуатационных расходов;

    · оптимизацию условий труда и т.д.;

    · максимальный эффект.

    Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

    Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

    Конкретными методами изучения теории организации являются:

    · эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;

    · системный подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;

    · синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;

    · методы математического моделирования - метод линейного программирования, теория очередей и др.

    Организаторская деятельность (ОД) это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления – «Организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организаторской деятельности.

    В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция «Организация» относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций.


    Рисунок 1 - Схема взаимозависимости функций


    Субъект организаторской деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получение задания или его формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача выполненной работы заказчику или использовать ее в своей организации и т.д. [5]

    Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, принятие решения об активизации организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов. Принятие решения – это процедура, активизация организационной деятельности – это подфункция, создание – это общая функция «организация», кондоминиумы – это продукция по конкретной функции «Управление производством».


    Рисунок 2 - Основные составляющие организаторской деятельности субъекта управления

    Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он – объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов организаторской деятельности можно представить в виде круга.



    Рисунок 3 - Циклическая схема взаимоотношения субъекта и объекта организаторской деятельности

    Субъектами организаторской деятельности на уровне страны в Российской Федерации являются: Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, федеральные министры и т.д.

    Осознание каждым человеком своих прав и обязанностей как субъекта и объекта отношений гармонизирует его деятельность.

    Субъектами организаторской деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и др.).

    В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др. [6]

    2. Функциональные основные системы организма человека; связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на работоспособность человека

    Деятельность всех органов человеческого организма  тесно связана между собой и является слаженной единой, саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная деятельность которой обусловливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды.
    К основным  функциональным системам организма относятся: покровная, кровеносная, опорно-двигательная,  дыхательная, нервная, эндокринная, выделительная, пищеварительная, лимфатическая и репродуктивная. [7]

    Покровная система  - комплекс разновидностей эпителиальной ткани, элементов мышечной, соединительной и нервной тканей, сосредоточенных на поверхности организма и выполняющих защитную, терморегуляционную, чувствительную и выделительную  функции. Кровеносная система – транспортная система подвода и удаления продуктов метаболизма.

    Основные функции  опорно-двигательной системы - это опора, движение и защита.  Функция дыхательной системы  - снабжение крови достаточным количеством кислорода и удаление из нее углекислого газа.
    Нервная система  обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов,  систем  органов и целого организма. Выделительная, или экскреторная система - совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, а также продукты обмена веществ.
    Лимфатическая система  способствует удалению избытка находящейся в органах тканевой жидкости.

    Пищеварительная система  - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез, отдельных элементов кровеносной и нервной систем, участвующих в процессе механохимического разложения пищи, а также в усвоении питательных веществ и выделении ненужных метаболитов из организма. Репродуктивная система  - комплекс органов и систем, которые участвуют в производстве половых продуктов, обеспечивают процесс оплодотворения, способствуют воспроизводству человека. Эндокринная  система  - совокупность желез, других органов и тканей осуществляющих регуляцию и координацию важнейших форм жизнедеятельности посредством выделяемых железами веществ, переносимых кровью. Жизнь и деятельность человека протекают в окружающей его среде,  прямо или косвенно воздействующей на его здоровье. В окружающей среде принято выделять такие понятия, как среда  обитания и среда производственной деятельности человека. В  среде  обитания  деятельность  человека  не  связана  с созданием материальных, духовных и общественных ценностей. [8]

    Производственная среда — часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими и профессиональными  факторами.
    Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. В настоящее время в связи с неблагоприятной экологической обстановкой (в частности, загрязнение воздуха выбросами отходов промышленных предприятий, автомобилей; загрязнения воды диоксинами, шумовое загрязнение в городах и пр.) растет нагрузка на организм человека, вызванная антропогенными факторами.

    Наиболее заметные отрицательные последствия загрязнения окружающей  среды в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан по сравнению с жителями сельской местности. Антропогенные факторы, возникающие в процессе жизнедеятельности воздействуют как на окружающую среду так и на самого человека.

    2. Виды опасных и вредных факторов производственной среды, их влияние на организм человека

    В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздей­ствию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных услови­ях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или кос­венно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.[9]

    Человек подвергается воздействию опасностей и в своей тру­довой деятельности. Эта деятельность осуществляется в про­странстве, называемом производственной средой.  В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

    Опасным производственным фактором (ОПФ) называется та­кой производственный фактор, воздействие которого на рабо­тающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма — это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчаст­ного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работаю­щего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

    Вредным производственным фактором (ВПФ) называется та­кой производственный фактор, воздействие которого на рабо­тающего в определенных условиях приводит к заболеванию или

    снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

    К опасным производственным факторам следует отнести, например:

    • электрический ток определенной силы;

    • раскаленные тела;

    • возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

    • оборудование, работающее под  давлением выше атмо­сферного, и т.д. К вредным производственным факторам относятся:

    • неблагоприятные метеорологические условия;

    • запыленность и загазованность воздушной среды;

    • воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

    • наличие электромагнитных полей, лазерного и  ионизи­рующих излучений и др.[10]

    Все опасные и вредные производственные факторы в соот­ветствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, хи­мические, биологические и психофизиологические.

    К физическим факторам относят электрический ток, кинети­ческую энергию движущихся машин и оборудования или их час­тей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопус­тимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недоста­точную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

    Химические факторы представляют собой вредные для орга­низма человека вещества в различных состояниях.

    Биологические факторы — это воздействия различных микро­организмов, а также растений и животных.

    Психофизиологические факторы — это физические и эмоцио­нальные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

    Четкой границы между опасным и вредным производствен­ными факторами часто не существует. Рассмотрим в качестве примера воздействие на работающего расплавленного металла. Если человек попадает под его непосредственное воздействие (термический ожог), это приводит к тяжелой травме и может за­кончиться смертью пострадавшего. В этом случае воздействие расплавленного металла на работающего является согласно оп­ределению опасным производственным фактором.

    Если же человек, постоянно работая с расплавленным метал­лом, находится под действием лучистой теплоты, излучаемой этим источником, то под влиянием облучения в организме проис­ходят биохимические сдвиги, наступает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, длительное воздействие инфракрасных лучей вредно влияет на органы зре­ния — приводит к помутнению хрусталика. Таким образом, во втором случае воздействие лучистой теплоты от расплавленного металла на организм работающего является вредным производ­ственным фактором.

    Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельно­сти в условиях производства имеет и другое название — охрана труда. В настоящее время последний термин считается устарев­шим, хотя вся специальная отечественная литература, изданная приблизительно до 1990 г., использует именно его.[11]

    Охрана труда определялась как система законодательных ак­тов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

    Будучи комплексной дисциплиной, «Охрана труда» включала следующие разделы: производственная санитария, техника безо­пасности, пожарная и взрывная безопасность, а также законода­тельство по охране труда. Кратко охарактеризуем каждый из этих разделов.

    Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производст­венных факторов.

    Техника безопасности — система организационных мероприя­тий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

    Пожарная и взрывная безопасность — это система организа­ционных и технических средств, направленных на профилак­тику и ликвидацию пожаров и взрывов, ограничение их послед­ствий.

    Законодательство по охране труда составляет часть трудового законодательства.

    Одна из самых распространенных мер по предупреждению неблагоприятного воздействия на работающих опасных и вред­ных производственных факторов — использование средств кол­лективной и индивидуальной защиты. Первые из них предна­значены для одновременной защиты двух и более работающих, вторые — для защиты одного работающего. Так, при загрязне­нии пылью воздушной среды в процессе производства в качест­ве коллективного средства защиты может быть рекомендована общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, а в качестве ин­дивидуального — респиратор.[12]

    Введем понятие основных нормативов безопасности труда. Как уже сказано выше, при безопасных условиях труда исклю­чено воздействие на работающих опасных и вредных производ­ственных факторов. Всегда ли в условиях реального производст­ва можно так организовать технологический процесс, чтобы значения воздействующих на работающих опасных и вредных производственных факторов равнялись нулю (чтобы на рабо­тающих не действовали опасные и вредные производственные факторы)?

    Эта задача в принципе эквивалентна задаче создания безо­пасной техники, т. е. достижения абсолютной безопасности тру­да. Однако абсолютная безопасность либо технически недости­жима, либо экономически нецелесообразна, так как стоимость разработки безопасной техники обычно превышает эффект от ее применения. Поэтому при разработке современного оборудова­ния стремятся создать максимально безопасные машины, обору­дование, установки и приборы, т. е. свести риск при работе с ними к минимуму. Однако этот параметр не может быть сведен к нулю.

    Существующие нормативы безопасности делятся на две большие группы: предельно допустимые концентрации (ПДК), ха­рактеризующие безопасное содержание вредных веществ хими­ческой и биологической природы в воздухе рабочей зоны, а также предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия различ­ных опасных и вредных производственных факторов физической природы (шум, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнит­ные поля, ионизирующие излучения и т.д.).[13]

    По особому нормируются психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. Они могут быть охаракте­ризованы параметрами трудовых (рабочих) нагрузок и (или) по­казателями воздействия этих нагрузок для человека.

    В практических целях нормативы безопасности применяются следующим образом. Предположим, нужно определить, является ли безопасным для работающих воздух рабочей зоны, в котором содержатся пары бензина. По нормативным документам (ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования») находят, что величина предельно допус­тимой (безопасной) концентрации (ПДК) этого вещества со­ставляет 100 мг/м3. Если действительная концентрация бензина в воздухе не превышает этого значения (например, составляет 90 мг/м3), то такой воздух является безопасным для работающих. Таким же образом для характеристики безопасности при воз­действии опасных и вредных производственных факторов физи­ческой природы используют понятие предельно допустимого уровня (ПДУ) этого фактора. Если нужно, например, опреде­лить безопасные допустимые уровни напряжения и тока, то по справочной литературе находят интересующие значения.

    3. Основные параметры, определяющие производственную среду (условия труда) в закрытых помещениях, и их влияние на организм человека

    На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические, (географический район и климатическая зона размещения предприятия), и социально-экономические (социально-экономический строй общества, положение трудящегося в обществе в целом). Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий. [14]

    Вторая группа включает в себя факторы, зависящие от особенностей производства и его коллектива, которые определяют условия труда на конкретном рабочем месте.

    Условия труда на каждом рабочем месте - это синтез, по крайней мере, пяти их видов: производственных, санитарно-гигиенических, психо-физиологических, эстетических, социальных. Все они оказывают влияние на организм человека и его работоспособность.

    Производственные факторы - особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха. Под воздействием этих факторов формируются физическая тяжесть труда, характеризуемая объемом физической работы и статической нагрузкой за смену, и нервно-психическая напряженность, определяемая объемом перерабатываемой информации, интенсивностью внимания, напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, степенью монотонности труда, темпом работы.

    Санитарно-гигиенические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении; уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность, контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами, общее состояние производственных помещений.

    Психофизиологические факторы:

    1) социально-демографическая структура коллектива, совокупность интересов, ценностных ориентаций работников, стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, масштаб и характер деятельности общественных организаций (формируют морально-психологический климат в коллективе); [15]

    2) комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции и планировки техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов.

    Эстетические факторы - архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.
    Социальные (хозяйственно-бытовые) факторы - организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.п.

    Данные условия представляют собой совокупность факторов, определяющих состояние производственной среды и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

    Выделяют десять основных факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление) (считается, что на 1 рабочем месте действует от 1 до 3 факторов):

    - физическое усилие (перемещение грузов определенного веса в рабочей зоне, усилия, связанные с поддержанием тяжестей, нажатием на предмет труда или рукоятки управления механизмом в течение определенного времени). Различают четыре вида физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;

    - нервное напряжение (сложность расчетов, особые требования к качеству продукции, сложность управления механизмом, аппаратом, прибором, опасность для жизни и здоровья людей при выполнении работ, особая точность исполнения). Различают три вида нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное; [16]

    - темп работы (количество трудовых движений в единицу времени).

    Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;

    - рабочее положение (положение тела человека и его органов по отношению к средствам производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное и очень неудобное;

    - монотонность работы (многократность повторения однообразных, кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная:

    - температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне (градусы по Цельсию, процент влажности, калории на 1 куб.см в минуту). Различают пять стадий воздействия указанных факторов: незначительная, повышенная или пониженная, средняя, высокая, очень высокая;

    - загрязненность воздуха (содержание примесей в 1 куб.м или литре воздуха и их воздействие на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;

    - производственный шум (частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;

    - вибрация, вращение, толчки (амплитуда в минуту, градусы и число вращений, количество толчков в минуту). Различают три уровня значений указанных факторов: повышенные, сильные, очень сильные;

    - освещенность в рабочей зоне (в люксах). Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая или ослепляющая.

    Каждый из указанных десяти факторов, определяющих условия труда, действует обособленно. Их влияние должно учитываться отдельно по каждому рабочему месту в процессе его аттестации и паспортизации.
    Все указанные факторы производственной среды имеют психологические и физиологические границы. [17]

    Психологическая граница определяется нормативом, за пределами которого работники ощущают неудобства в работе. Например, нормальный производственный шум составляет - 7 дб., психологическая граница этого фактора допускает 85 дб.

    Физиологическая граница определяется нормативом, превышение которого требует приостановки работ. Так, для производственного шума физиологическая граница установлена 120 дб.

    На работоспособность человека оказывают влияние и факторы личностного порядка (настроение, отношение к труду, состояние здоровья). Прямых измерителей влияния указанных факторов на результативность труда нет. Косвенным же измерителем может быть прирост выработки в единицу времени при неизменных условиях производственной среды и качественного состояния рабочей силы.

    При учете и нормировании вышеперечисленных факторов различают следующие уровни их воздействия на человека:

    - комфортная производственная окружающая среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности человека (оператора), хорошее самочувствие и сохранение его здоровья;

    -  относительно дискомфортная производственная окружающая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

    -  экстремальная производственная окружающая среда приводит к снижению работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям;

    -  сверхэкстремальная  производственная окружающая среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.[18]

    4. Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени


    Интенсивность труда  - затраты работником физической, умственной и нервной энергии за единицу рабочего времени.

    В конкретных условиях производственной деятельности интенсивность труда проявляется:

    - в плотности рабочего времени, т. е. степени занятости работника в течение рабочего дня;

    - в темпе работы; [19]

    - в величине разового усилия, т. е. затратах жизненных сил работника на одно трудовое движение или действие;

    - количеством одновременно обслуживаемых работником производственных объектов или осуществляемых трудовых действий.

    Производственная среда, точнее ее параметры,  существенным  образом влияют на интенсивность труда и использование рабочего времени.
    Так, например, метеорологические условия на рабочих местах определяются интенсивностью теплового облучения, температурой воздуха, относительной влажностью и скоростью движения воздуха, температурой поверхности. Эти параметры воздушной среды во многом влияют на самочувствие человека. Организм человека обладает свойствами терморегуляции. Температура тела постоянна, т.к. излишнее тепло отдается окружающей среде с помощью конвекции, излучения или испарения выделяющего пота при перегревах.

    Нарушение терморегуляции приводит к головокружениям, тошноте, потере сознания и тепловому удару.

    Сохранение зрения человека, состояния его центральной нервной системы и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещения. От освещения зависят также производительность труда и качество выпускаемой продукции.

    Шум, часто имеющий место на производствах,  не только действует на слуховой аппарат, но может вызвать расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, гипертоническую болезнь, головокружение, ослабление внимания, замедление психических реакций, повышенную склонность к различным заболеваниям и т.д.
    Вибрации - механические колебания упругих тел при низких частотах передаются на человека через конструкцию машин, фундамент, пол. Систематическое воздействие вибраций вызывает вибрационную болезнь с потерей трудоспособности. Эта болезнь возникает постепенно, сопровождается головными болями, раздражительностью, плохим сном.

    Появляются боли в суставах, судороги пальцев, спазмы сосудов и нарушение питания тканей тела.[20]

    Действие электромагнитных полей на организм человека проявляется в повышенной утомляемости, чувстве апатии или, наоборот, повышенного беспокойства, т.е. происходит воздействие на центральную нервную систему; возникают гипертония, боли в области сердца; нарушается обмен веществ в организме и т.д. Люди, подвергающиеся воздействию электромагнитного поля (особенно электротехнический персонал), заболевают раковыми болезнями на 15 % чаще, чем работники других профессий Ионизирующие излучения возникают при работе приборов, в основе действия которых лежат радиоактивные изотопы, при работе электровакуумных приборов, дисплеев и т.д.

    Под влиянием излучения в живой ткани происходит расщепление воды на атомарный водород Н и гидроксильную группу ОН, которые вступают в соединение с другими молекулами ткани и образуют новые химические соединения, не свойственные здоровой ткани. В результате нарушения биохимических процессов в организме может происходить торможение функций кроветворных органов, нарушение нормальной свертываемости крови, увеличение хрупкости кровеносных сосудов, расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта, истощение организма, снижение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, ранее старение и т.д.

    Таким образом, вышеперечисленные факторы производственной среды негативно сказываются на здоровье человека, что не может не привести к снижению интенсивности труда. Возникающие при этом состояния переутомления, болевые ощущения требуют вносить коррективы в использовании рабочего времени  (дополнительное время на отдых, уход домой, частые больничные и пр. вызывают потери рабочего времени).

    Для выявления причин неэффективного использования  рабочего  времени нужно провести анализ организации и обслуживания рабочего  места, основной задачей которого является определение соответствия состояния всех элементов организации рабочего  места типовым решениям, нормам проектирования, отражающим новейшие достижения науки и техники, передового опыта.[21]

    6. Предложения по улучшению окружающей среды на производстве


    Важное и самостоятельное значение имеет вопрос о путях улучшения окружающей среды на производстве.

    Многие годы на местах с неблагоприятными условиями труда устанавливается более высокая заработная плата. Кроме того, введены льготы по пенсионному обеспечению; выдается специальное питание; сокращается продолжительность рабочего времени и др. Однако в улучшении условий труда главным являются не увеличение компенсационных выплат заработной платы, а создание на рабочих местах комфортных условий для работы. Для этого используются несколько направлений: техническое, технологическое, организационное, психофизиологическое, санитарно-гигиеническое и социальное.

    Техническое направление связано с созданием новой техники, обеспечивающей сохранение жизни и здоровья людей и минимизацию затрат труда на производство продукции. Технологическое направление сопряжено с введением новых технологических режимов, позволяющих выводить людей из рабочих зон (например, окраска изделий в специальных камерах). Изменения в технологии позволяют применять новые виды сырья, более производительные инструменты и приспособления.

    Организационное, психофизиологическое, санитарно-гигиеническое и социальное направления заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении интереса к работе и ее результатам.
    При проведении мероприятий по рационализации условий труда большое значение имеет учет требований эстетики труда. Эстетика труда — это наука, изучающая закономерности изменения формы, цвета, звука, света, применяемых в производстве, и внедрение в него комплекса художественных начал с целью повышения результативности труда.

    Список литературы


    1. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова. - М: Высшая Школа, 2007 – 456 с.

    2. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А Арустамова - М,: Дашков и К, 2007 – 359 с.

    3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / Под ред. П.П. Кукина,, В.Л. Лапина – М.: Высшая школа, 2006 – 312 с.

    4. Бир С. Мозг фирмы. - М.: Радио и связь, 2008.

    5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник - 2-е изд. - М.: Фирма Гардарика. 2006. С. 34

    6. Губонина З.И., Павлов П. Охрана труда - М.: Феникс, 2005 – 441 с.

    7. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2006 – 389 с.

    8. Лимаренко А.В. Законы организации и социальные алгоритмы (методологический очерк общей теории организации). - Владивосток: Изд. ДВГУ, 2009, с. 34-57.

    9. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. -- М.: ИНФРА-М, 2008. - 335 с.

    10. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 2007. С. 182

    11. Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности – Новосибирск.: СГТА, 2006 -475 с.

    12. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 92-97.

    13. Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности - СПб.: Лань, 2007 -352 с.

    14. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. - М.: Издатцентр, 2007. С. 78

    15. Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 2009 г. - 196 с.

    16. Теория организации: Учебное пособие / Смирнов Э.А. - М: Инфра-М, 2004 г. 248 с.

    17. Теория организации: Учебное пособие. / Акулов В.Б., Рудаков М.Н.; ПГУ, Румянцева З. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. 2005. № 9. С. 51-60.

    18. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности – Ростов н/Дону.: Феникс, 2007 – 320 с.

    19. Шрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя организационная структура?
    // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 78-83.

    20.  #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 92-97.

    [2] Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. -- М.: ИНФРА-М, 2008. - 335 с.

    [3] Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 2007. С. 182

    [4] Лимаренко А.В. Законы организации и социальные алгоритмы (методологический очерк общей теории организации). - Владивосток: Изд. ДВГУ, 2009, с. 34-57.

    [5] Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 2007. С. 182

    [6] Бир С. Мозг фирмы. - М.: Радио и связь, 2008. С. 67

    [7] Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2006 – 389 с.

    [8] Губонина З.И., Павлов П. Охрана труда - М.: Феникс, 2005 – 441 с.

    [9] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А Арустамова - М,: Дашков и К, 2007 – 359 с.

    [10] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова. - М: Высшая Школа, 2007 – 456

    [11] Губонина З.И., Павлов П. Охрана труда - М.: Феникс, 2005 – 441 с.

    [12] Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности - СПб.: Лань, 2007 -352 с.

    [13] Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2006 – 389 с.

    [14] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А Арустамова - М,: Дашков и К, 2007 – 359 с.

    [15] Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности – Ростов н/Дону.: Феникс, 2007 – 320 с.

    [16] Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2006 – 389 с.

    [17] Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / Под ред. П.П. Кукина,, В.Л. Лапина – М.: Высшая школа, 2006 – 312 с.

    1.   Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности – Новосибирск.: СГТА, 2006 -475 с

    [19] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова. - М: Высшая Школа, 2007 – 456

    [20] Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А Арустамова - М,: Дашков и К, 2007 – 359 с.

    [21] Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2006 – 389 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по ОБЖ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.