Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по ОРД

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная по ОРД
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

    2. Задача. Квалифицируйте действия участников описанного действия и составьте соответствующий документ, дополнив его необходимой информацией. Проведите анализ и предложите возможный вариант ваших дальнейших действий.


    Вопрос 1. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности.

    Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.[1]

    Борьба с преступностью      

    * выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; * осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; * розыск без вести пропавших    

    Обеспечение безопасности Российской Федерации 

    * добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации

    Выявление несчастных случаев     

    * розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом

    Поставив перед ОРД социально полезную цель, законодатель особо выделил среди прочих объектов защиты интересы “человека и гражданина”. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство, таким образом, определяет ОРД в необходимых и допустимых случаях в качестве средства для охранения прав, свобод и других интересов человека и гражданина. С помощью оперативно-розыскных мер государство охраняет и собственность (в том числе и равным образом ее частную, государственную, муниципальную и иные формы).

    Однако, несмотря на категоричное предписание ч.2 ст.5 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” о том, что ОРД не допускается для достижения целей, не предусмотренных в законе, ОРД, так или иначе, выходит из обозначенных рамок, что не противоречит ее социально полезной направленности.[2] Поскольку круг таких проблем включает сферу уголовно-процессуального и административного законодательства, а в соответствии со ст.2 Закона РФ “Об органах, исполняющих наказание” и аспекты уголовно-исполнительного права, можно сделать вывод, что ОРД фактически обеспечивает защиту общества от противоправных деяний, в числе которых и преступления, и административные правонарушения, и нарушения режима содержания в местах исполнения уголовного наказания.

    Основными же направлениями достижения обозначенной цели - задачами ОРД законодатель определил: [3]

    - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

    - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

    Названные задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому они являются вполне самостоятельными. Необходимо учитывать то обстоятельство, что способы решения каждой из задач могут быть самые различные:

    1. Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

    Раскрытие преступлений с помощью оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно:

    - выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;

    - устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.

    Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку профессионально проведенные ОРМ завершаются, как правило, возбуждением уголовного дела. Нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, его совершивших.

    В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией уголовно-процессуальную деятельность, т.е. оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получают фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, и передают их следователю для дальнейшего использования в ходе расследования.

    В процессе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.[4]

    2. Задача предотвращения преступлений (включая задачу их пресечения) состоит в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.

    Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения. Само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.

    3. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, в качестве задачи ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении.

    Перечисленные характеристики и особенности позволяют сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями и должностными лицами ОВД в виде системы разведывательно-поисковых, преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.

    Оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, как и любой другой деятельности государственных органов, присущи определенные принципы (основополагающие начала), отражающие убеждения и взгляды общества на сущность, цели и задачи этой государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Эти принципы являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, которая ведется с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов; будучи закрепленными в нормах закона, постановлениях правительства, ведомственных актах, они должны соблюдаться руководящими и другими работниками оперативных аппаратов в своей деятельности.[5]

    Действующим Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, распространяющим свою юрисдикцию не только на органы внутренних дел, установлен ряд принципов, присущих и другим субъектам ОРД. Наряду с этими принципами теорией и практикой ОРД органов внутренних дел выработаны и вытекают из норм Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и ряда ведомственных нормативных актов “собственные” (при сохранении общих) принципы, отражающие ее специфику.[6]

    Общими (присущими всей системе правоохранительных органов) являются следующие принципы: соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина, сочетание централизованного руководства с развитием творческой инициативы местных органов, плановость, научность, гуманизм, равенство прав человека и гражданина перед законом.

    К специальным принципам (определяемым закономерностями оперативно-розыскной работы) относятся: оптимальное сочетание гласных и негласных методов и средств, соблюдение конспирации, высокая оперативная готовность подразделений, осуществляющих ОРД, и наступательность ОРМ.

    Практическое задание.

    2. Квалифицируйте действия участников описанного действия и составьте соответствующий документ, дополнив его необходимой информацией. Проведите анализ и предложите возможный вариант ваших дальнейших действий.

    Фабула Будучи оперуполномоченным отдела Оперативного управления ФСО России, в рамках дела оперативного учета "Вымогатель", по заданию Вы проводили оперативно-розыскное мероприятие – "наблюдение", целью которого, было установление и проверка информации о факте шантажа объекта государственной охраны и вымогательства у него крупной суммы денег. Согласно заданию наблюдение целесообразно было вести в течении пяти дней и фиксировать посредством видео- или фото съемки моментов – могущих представлять оперативный интерес.

    В ходе наблюдения было установлено, что в течение пяти дней объект дважды в день – утром примерно в 8 часов, и вечером в 22 часа подъезжал к дому, в котором проживает объект государственной охраны, выходил из машины, обходил дом кругом два раза, затем подходил к почтовому ящику и опускал конверт, после чего сразу же уезжал. В ходе наблюдения вами применялась фотосъемка на фотокамеру Canon – 300.

    В результате наблюдения была получена информация в виде результатов оперативно-розыскной деятельности, имеющая доказательственное значение.

    Чтобы представляемые данные могли эффективно использоваться в доказывании, в материалах должно быть следующее:

     Точное, в соответствии со ст. 8 Закона об ОРД, наименование оперативно- розыскного мероприятия , в результате которого получены представляемые сведения.

    Какие именно получены сведения, имеющие значение для дела.

    - Кем получены указанные сведения, т.е. кто проводил оперативно- розыскные мероприятия (ОРМ), кто в нем участвовал и при каких именно обстоятельствах они получены, секретные сведения должны быть рассекречены путем вынесения постановления.

    - Если при проведении ОРМ согласно ч.3 ст. 6 Закона об ОРД, применялись технические средства и представляются результаты их использования, должны быть точно указаны технические характеристики этих средств.

    - Когда при проведении ОРМ получены отображения существенных обстоятельств (аудио- видеозаписи, фотографии и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие значение, они представляются в опечатанном, упакованном, подписанном, заверенном печатью виде вместе с сообщением о результатах ОРМ.

     - Через какой вид доказательств, по мнению оперативных служб , полученные данные предпочтительнее вводить в уголовное дело.

    - При угрозе безопасности лиц, участвовавших в ОРД, орган, осуществляющий ОРД, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите.

    Проверка возможности использования данных, полученных при ОРД

    Прежде чем решать вопрос об использовании в доказывании представленной оперативными органами информации, необходимо тщательно проверить законность ее получения, то есть:

    - Соблюдены ли положения закона о том, в каких целях может проводиться ОРД (ст. 1 Закона об ОРД).

    - Проведены ли оперативно- розыскные мероприятия уполномоченным на то государственным органом (ст. 13).

    - Предусмотрены ли законом ОРМ, в результате которых получена представленная информация ( ч. 1 ст. 6 ).

    - Имелись ли предусмотренные законом основания для производства ОРМ (согласно   ч.1 ст. 7 такими основаниями являются

    - ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о таких лицах, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела);

     наличие возбужденного уголовного дела;

     поручение следователя, указание прокурора, определение суда.

    - Имелись ли дополнительные условия, предусмотренные законом, для проведения некоторых ОРМ (ст. 8 Закона - проверочная закупка, контролируемая поставка или оперативный эксперимент).

    - Соблюден ли установленный законом особый порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 8- получение разрешения суда), которые связаны с ограничением некоторых конституционных прав граждан- нарушение неприкосновенности жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; ( п.п. 6, 8, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).

    - Соблюдены ли положения закона о неприкосновенности должностных лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутаты представительных органов, судьи и прокуроры всех уровней и т.д.).

     Примеры представляемых материалов и их реализации результатов наблюдения:

    ► рапорт оперуполномоченного уголовного розыска со ссылкой на оперативно- розыскное задание (ОРЗ) об оперативно- розыскной деятельности (ОРД);

     ► акт наблюдения с приложением видеокассеты;

    ► постановление о рассекречивании наблюдения;

    ► сопроводительное письмо о направлении материалов следователю с приложением вышеуказанных: рапорта, акта, постановления, видеокассеты

    Следователь получив материалы:

    - выносит постановление о возбуждении уголовного дела (при наличии достаточных оснований);

    - использует сведения рапорта и акта наблюдения для допросов проверяемых лиц и проведения иных следственных действий, при этом рапорт и акт будут являться иными документами;

    - составляет протокол осмотра видео или аудиокассеты с распечаткой фонограммы;

    - выносит постановление о признании видеокассеты вещественным доказательством и приобщении ее к материалам дела

    - при необходимости назначает экспертизы для расшифровки, очистки звукового ряда, для идентификации голоса или видеоизображения, для исключения фальсификации видеозвукозаписи.

    Наблюдение как оперативно - розыскное мероприятие выражается в конспиративном, направленном, систематическом, непрерывном, визуальном или опосредованном (с помощью научно - технических средств) наблюдении и регистрации значимых для решения задач ОРД явлений (деяний, событий, фактов, процессов). Объектом наблюдения могут быть не только разрабатываемые лица, но и вещи, которые, например, пытаются вывезти за пределы Российской Федерации. Это оперативно - розыскное мероприятие может осуществляться самими оперативными работниками, а не только сотрудниками специальных подразделений наружной разведки (оперативно - поисковыми подразделениями).

    Результаты наблюдения фиксируются в оперативно - розыскных делах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов. Решение проблемы использования в уголовно - процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно непосредственно оперативным работником.

    Оперативно - розыскная информация, содержащаяся в документах, актах наблюдения, может представлять значительный интерес для следователя. Обычно после проведения наблюдения и документирования его результатов проходит достаточно продолжительное время. Поэтому ознакомление следователя с документами - источниками оперативно - розыскной информации - позволяет устранить пробелы в показаниях свидетелей об обстоятельствах преступления.

     



    [1] Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. М., 2006.

    [2] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

    [3] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

    [4] Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. М., 2006.

    [5] Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. М., 2006.

    [6] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по ОРД ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.