Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная по социологии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Контрольная по социологии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    1. Понятие социальной связи. Социальное действие: элементы и основные виды   3

    2. Общая характеристика метода наблюдения в эмпирическом социологическом исследовании. 6

    3. Статусный набор. Какой статус является главным? Какие статусы относятся к основным, какие – к второстепенным?. 16

    Список литературы.. 17


    1.Понятие социальной связи. Социальное действие: элементы и основные виды

    Социальная связь – вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей, связи, которые устанавливаются между индивидами, между индивидами и явлениями и процессами окружающего мира, между социальными группами. [1]

    Социальная связь – это совокупность отношений, которые возникают между людьми.

    Предпосылками социальных связей являются: контакты: 1) пространственные (непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит к возникновению тесных связей, но являются лишь определенной предпосылкой к установлению социальных связей( заинтересованность). 2) психологический предполагает взаимную заинтересованность и является необходимым условием для возникновения устойчивой связи (односторонней или двухсторонней). 3) социальный – это контакт в случае взаимодействия субъектов, обмениваться ценностями, которые представляют интерес для субъектов.

    Социальные контакты могут быть:

    А) приходящими или устойчивыми

    Б) частичными, или публичными

    В) личностные и вещественные

    Г) непосредственный и опосредованный (через СМИ).

    Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение.

    Итак, социальные действия - это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер подчеркивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе "Основные социологические понятия" он писал: "Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей".[2]

     Таким образом, по М.Веберу, социальное действие представляет собой синтез двух необходимых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем) других.

    Согласно Максу Веберу, социальное действие – это осознанное действие, ориентированное на других людей. Вебер выделяет:

    1) целерациональное

    2) ценностнорациональное

    3) ценностноориентированное

    4) традиционное

    5) аффективное социальное действие.

    Социальное действие – это действие, которое имеет целью вызвать изменение поведения, установок, стремлений, индивидов или групп.

    Если анализировать социальное действие как систему, в нем можно выделить следующие составные элементы:

    1) действующее лицо (субъект действия)

    2) объект действия (лицо- субъект, на которое действуют)

    3) средство или орудие действие

    4) метод действия или способ использования средств действия
    5) результат действия или реакция лица, на которое действуют. [3]

    Социальное действие следует отличать от понятия «поведение». Поведение – это реакция на действие. Социальное действие – это система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группы пытаются изменить поведение, установки или мнения других лиц или групп.

    Социальное действие, его совершение требует наличия у субъекта определенной установки или твердой склонности к выполнению определенного действия.

    В социологии и психологии понятие «установка» употребляется для обозначения устойчивой предрасположенности, готовности индивида или группы к действию.

    В рамках социально-психологических исследований сложилась система трехкомпонентной социальной установки:

    1) аффективный компонент – связан с эмоциональной оценкой объекта

    2) когнитивный компонент – связан с осознанием человеком объекта социальной установки

    3) поведенческий компонент – реальные действия направленные на объект

    Развитие социальных действий (их совершение) следует искать в контактах. Нет действий без предварительных контактов.


    2.Общая характеристика метода наблюдения в эмпирическом социологическом исследовании.

    Наблюдение можно определить как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

    В социологических исследованиях встречаются две разновидности метода наблюдения в зависимости от степени стандартизации техники наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюдения называют структурированным или стандартизированным.[4]

    Вторая разновидность методики наблюдения - неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, а формой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируются в свобод ной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

    Примером стандартизированной методики наблюдения может служить применяемая чаще всего экономистами методика моментных наблюдений за использованием оборудования и затрат рабочего времени. Сущность этого метода, к которому могут обращаться и социологи, для решения своих задач, состоит в том, что группа наблюдателей по стандартной методике фиксирует не абсолютные затраты времени или простои оборудования (работа, переговоры, простои т.п.), а сам факт, т.е. число наблюдаемых видов затрат на момент обследования. Для регистрации моментных наблюдений разрабатывается специальный «Наблюдательный лист», который представляет собой таблицу. Строки таблицы содержат порядковые номера и фамилии, имена и отчества рабочих и строки для суммирования данных по столбцам. Столбцы содержат данные по следующим разделам.

    Время нормируемое (работы):

    - подготовительное и заключительное;

    - оперативной работы;

    - обслуживание рабочего места;

    - на отдых и личные надобности;

    - итого работы.

    Время ненормируемое (потери):

    1.       По организационным причинам:

    ♦   отсутствие материала;

    ♦   хождение за материалами, заготовками;

    ♦   ожидание транспортных средств;

    2.       По техническим причинам:

    ♦ отсутствие приспособления, инструмента, документации;

    ♦ ожидание ремонта и ремонт оборудования;

    ♦ наладка и переналадка оборудования;

    ♦ отсутствие электроэнергии;

    3.       По причинам, зависящим от рабочих:

    ♦ позднее начало и преждевременное окончание работы;

    ♦ без уважительной причины;

    ♦ другие причины;

    ♦ итого потерь рабочего времени.

    4.       Количество наблюдений (обходов за смену).

    5. Номер обхода.

    6. Время обходов:

    ♦   начало;

    ♦   окончание.

    Исследователем разрабатывается и включается в наблюдательный лист маршрут обхода наблюдаемых объектов.

    Методом моментных наблюдений может изучаться работа предприятий сферы обслуживания, здравоохранения и др. Возможности этого метода используются социологами далеко не полностью.[5]

    Другим примером стандартизированного наблюдения может служить методика самофотографии бюджетов времени (суточных или недельных). В этом случае методика основана на самонаблюдении респондента и регистрации затрат времени в специально разработанном стандартном бланке, содержащем перечень видов деятельности в течение суток (по строкам таблицы) и специальных граф (столбцов таблицы), предназначенных для записи затрат времени.

    Неструктурированное наблюдение используется чаще всего на подготовительном этапе исследования, когда исследователю необходимо глубже понять проблемную ситуацию, «нащупать» контуры проблемы, уточнить гипотезы, выяснить возможные источники информации по изучаемой проблеме и методы работы с ними.

    Примером подобного использования наблюдения может служить проведенное белорусским социологом включенное наблюдение на этапе разработки исследовательской программы. Предметом исследования являлось отношение, рабочих одного из минских заводов к новой системе организации труда. Социолог-наблюдатель работал сначала на вспомогательных работах, что давало возможность контактировать со многими членами первичного коллектива, наблюдать различные производственные ситуации, войти в коллектив, адаптироваться к внутригрупповым нормам. Затем социолог-исследователь стал работать станочником, включившись в наблюдаемую ситуацию с позиции рабочего-профессионала. Результаты наблюдения ежедневно записывались в дневник. Следует заметить, что после первичной адаптации в коллективе социолог раскрыл свое «инкогнито» и наблюдение стало открытым. Результаты наблюдения использовались не только о содержательными, но и с методическими целями для сравнения с результатами анкетного опроса. По данным этого исследования информация об отношении рабочего к мастеру, начальнику цеха, в тех случаях, когда она получена методом опроса, больше подвержена ситуационным воздействиям, чем при использовании метода наблюдения. Другим методическим результатом включенного наблюдения явилось формирование требований к включенному наблюдению. Приведем важнейшее из них. Во-первых, социолог-наблюдатель должен работать в изучаемом коллективе по специальности не очень сложной. В противном случае не остается времени на наблюдение - все внимание сосредотачивается на производственных операциях. Во-вторых, работа, которую выполняет социолог-наблюдатель, должна давать возможность контактировать со многими членами коллектива, чтобы наблюдать их в различных производственных ситуациях, в-третьих, социолог должен иметь исходную профессиональную производственную подготовку для вхождения в наблюдаемый коллектив.[6]

    Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения является разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

    Наблюдение в социологическом исследовании может использоваться и как этап исследовательского процесса и как самостоятельный метод изучения. В последнем случае он наиболее эффективен для социальных явлений, развитие которых может быть понято лишь внутри их естественного окружения. Опросы и эксперименты ориентированы на измерение социальных характеристик в некоторой условной ситуации. Например, в опросе общественного мнения индивида могут опросить на дому, на рабочем месте. Но не всякие явления могут быть изучены таким образом. Отклоняющееся поведение, социально неодобряемые действия, религиозное поведение и т.п. требует активного привлечения методов наблюдения.

    Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни, и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов и явлений.

    Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: это отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

    Приведем пример разработки методического инструментария для изучения собраний как канала выражения общественного мнения. Процедура стандартизированного наблюдения предусматривала расчленение хода собрания на отдельные компоненты. Для сбора и регистрации данных разрабатывалась отдельная регистрационная карточка. В общей сложности процедура наблюдения включает девять документов (карточек) для регистрации данных по отдельным этапам, периодам собрания:

    I. Общая характеристика собрания:

    1.Дата проведения собрания.

    2.Предприятие (учреждение, организация)

    3.Подразделение.

    4.Тип собрания (производственное, профсоюзное, общее);

    5.Повестка дня.

    6.Намеченное время собрания (час, мин.).

    7.Место проведения собрания.

    8.Время начала наблюдения.

    9.Место для дополнительных заметок наблюдателя (если собрание не состоялось, укажите причины срыва или переноса, кратко опишите место, где проходило собрание).

    II.      Ситуация непосредственно перед началом собрания.
    Эта карточка для регистрации наблюдений сделана в виде
    таблицы. По строкам таблицы фиксируются элементы поведения, реакции: разговоры, в том числе связанные с вопросам повестки дня и посторонние разговоры. По столбцам таблиц фиксируются доли участников собрания, ведущих те или иные разговоры (большинство, около половины, меньшинство, несколько человек, 1-2 человека). [7]

    III. Организационный период. Эта карточка, как и другие, содержит закодированный список переменных, где наблюдатель только обводит кружком код, соответствующий наблюдаемой ситуации.

    1.     Собрание началось:

    а)     в назначенное время;

    б) с опозданием на 10 мин;

    в)     с опозданием до 20 мин;

    г)     с опозданием до 30 и более минут.

    2. По списку состоит _____чел; объявлено, что присутствует    чел; данные наблюдения______________ , чел.

    3. На собрании присутствовало (оценка наблюдателя):

    а)     подавляющее большинство;

    б) большинство;

    в)     около половины;

    г) менее половины.

    4. Состав президиума был предложен:

    а)     лицом, открывшим собрание;

    б) одним лицом из аудитории (список);

    в)     несколькими лицами из аудитории (персонально).

    5.     Состав президиума утверждался собранием:

    а)     по списку;

    б)    персонально.

    6.     Ситуация во время выборов президиума, утверждение
    повестки дня и регламента. Эта ситуация фиксируется в таблице, где по строкам содержится описание элементов поведения по следующим четырем группам.

    Первая группа:                             

    а)     проявление интереса к составу президиум»;

    б)    отсутствие интереса к составу президиума;

    в)     ситуация неясна.

    Вторая группа:

    а) проявление интереса к обсуждаемому вопросу,

    б)    отсутствие интереса к обсуждаемому вопросу;

    в) ситуация неясна.

    Третья группа:

    а)     предложение увеличить время на доклад (выступление);

    б)    предложение уменьшить время на доклад (выступление);

    в)     споров по регламенту не было;

    г) регламент не устанавливался.
    Четвертая группа:

    а)     президиум предложил записываться в прения;

    б)    президиум не предлагал записываться в прения.

    Столбцы данной таблицы включают доли участников собрания, для которых наблюдаются те или иные элементы поведения, указанные в строках таблицы. Участники собрания: большинство, около половины, меньшинство, несколько человек. В таблице предусмотрено место для записи высказываний, реплик и визуально наблюдаемых реакций участников собрания.

    Для изучения других элементов собрания разрабатывались следующие документы.

    IV.Карточка выступающего, докладчика.

    V.  Карточка для регистрации реакций участников собрания на выступление, доклад.

    VI.     Карточка наблюдения за общей ситуацией во время
    прений.

    VII.   Карточка наблюдений за ситуацией во время принятия решения по вопросу повестки дня.

    VIII.  Карточка наблюдения за ситуацией во время принятия поправок и дополнений к проекту решения.[8]

    IX.     Карточка наблюдений за ситуацией после окончания собрания.

    В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре случая и соответственно четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации, участник как наблюдатель, наблюдатель как участник и полностью наблюдатель.

    Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы.

    Кроме того, включенное наблюдение ставит серьезные проблемы, связанные с воздействием включенности наблюдателя в изучаемую ситуацию на его восприятие и анализ этой ситуации. Являясь участником той или иной проблемной ситуации, исследователь серьезно рискует утратить необходимую нейтральность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец, включенное наблюдение очень трудоемкий и организационно сложный метод, требующий значительных затрат времени по сравнению с другими методами сбора данных. Этими особенностями и объясняется его сравнительно небольшая популярность.[9]

    Наблюдатель как участник означает, что он, прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Хронометраж затрат времени, моментные наблюдения вот примеры этой разновидности метода наблюдения, о которых ранее уже говорилось.

    Противоположный конец этой шкалы занимает позиция полного наблюдателя. В этом случае исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, и оставаясь вне их поля зрения. Эта ситуация с использованием скрытой камеры, либо социально-психологического эксперимента со скрытым наблюдателем.

    В целом процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов:

    - формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;

    - определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;

    - разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения;

    - определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

    - подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т.д.);

    - запись результатов наблюдений;

    - подготовка подученных данных для анализа (расшифровка записей и т.п.);

    - анализ и интерпретация данных;

    - подготовка отчета и выводов по итогам исследования.

    Суммируем еще раз основные достоинства и недостач метода наблюдения. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность глубинного понимания явления. Гибкость метода - другое качество, которое имеет не маловажное значение при изучении общественных явлений. И, наконец - дешевизна, обычный атрибут, присущий этому методу.

    Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный характер выводов, который можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применен наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с привнесением определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях возможностями к широкому обобщению результатов исследования.[10]



    3.Опишите свой статусный набор. Какой статус с Вашей точки зрения является для Вас главным? Какие Ваши статусы относятся к основным, какие – к второстепенным?


    К примеру, Яркеев Александр является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом партии демократической ориентации, право славным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.

    Предположим, что Яркеев Александр нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки, то есть негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с предубеждением или с осторожностью. Через некоторое время, когда наши герои раскрыли свои трудовые и личные достоинства, окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный.

    Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семьи, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, то есть быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.



    Список литературы

    1.  Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 2005. С. 67

    2.  Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 2008. С. 165

    3.  Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 2004. С. 428

    4.  Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2008. С. 385

    5.  Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 2008. С.47

    6.  Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 2005. С. 183

    7.  Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 2008. С. 194

    8.  Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 2007.  С. 29

    9.  Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 2008. С. 194

    10.  Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 372

    11.  Социология: Курс лекций / Под. ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 2006. С. 395

    12.  Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 2006. С.23

    13.  Социология: Учебник для вузов / Под. ред. Г.В. Осипова и др. М., 2005. С. 193

    14.  Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008. С.35

    15.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 2008.



    [1] Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 2008. С. 194

    [2] Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 2008.

    [3] Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 2006. С.23

    [4] Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 372

    [5] Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 2005. С. 67

    [6] Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 2004. С. 428

    [7] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 2008. С. 165

    [8] Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 2008.

    [9] Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 2005. С. 183

    [10] Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 372

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная по социологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.