Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Личность подчиненного

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Личность подчиненного
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение............................................................................................................... 3

    1. Структура личности подчиненного................................................................. 4

    2. Этапы и психологические механизмы социализации личности...................... 9

    3. Жизненные кризисы и деятельность подчиненного...................................... 22

    Заключение......................................................................................................... 28

    Список литературы............................................................................................ 29

    Введение

    Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные сис­темы управления. Ситуация в России - не исключение. Тем не менее, преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

    Психологию управления интересует, как те или другие типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии отражаются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевая разнообразность проявлений личности в этой сфере. Психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.

    Задачей работы является изучение таких феноменов, как структура, этапы и психологические механизмы социализации личности, жизненные кризисы применительно к непосредственному субъекту психологии управления - подчиненному.

    1.   Структура личности подчиненного

    В структуре личности выделяют такие составные части:

    • психические процессы, как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на следующие:

    - познавательные моменты, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире. Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, язык, внимание, и другое;

    - эмоциональные моменты, которые выражают отношение к окружающему миру;

    - волевые, которые определяют саморегулирование деятельности человека;

    • психическое состояние, как характеристика психической активности людей в определенных условиях.

    По доминирующим влияниям на деятельность различают:

    - позитивные состояния, то есть те, которые способствуют решению определенных заданий (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и тому подобное);

    - негативные состояния, то есть те, которые утруждают решение заданий и вообще жизни (страх, сомнения, грусть, раздраженность, и тому подобное);

    • психические образования, как продукты психической активности человека. Ведущим психологическим образованием, принято считать знание, умение, навыки, опыт и тому подобное;

    • психические свойства, как важнейшие в человеке, их системное качество.

    Выделяют такие психические свойства:

    - само-осознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);

    - направленность, то есть совокупность стойких мотивов, целей, потребностей, идеалов. А также установок, убеждений. «Чего хочет человек? К чему он стремится?»;

    - способности, то есть особенности человека, которые позволяют ему успешно справляться с тем или другим видом деятельности («Что может человек?»);

    - характер, то есть совокупность стойких индивидуальных особенностей, которые проявляются в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающему и к делу?»);

    - темперамент, то есть естественно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?).

    Для успешного управления деятельностью подчиненных, необходимо учитывать разные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного есть его темперамент. Со времен Гиппократа и Галена известны четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

    Прежде чем дать характеристику каждому типу, выразим ряд замечаний:

    • во-первых, в чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четыре типов темперамента, однако, какой-то один из этих типов доминирует;

    • во-вторых, темперамент, как врожденное свойство мало изменяется в течение жизни человека. Об этом нужно всегда помнить, и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненного справится лучше всего;

    • наконец, в-третьих, нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

    Как иллюстрация к разным типам темперамента рассмотрим такую ситуацию. Четыре работника опоздали на очень важное совещание. Холерик будет пытаться будь, что будет, прорваться на совещание. Его искренне будет возмущать поведение секретаря руководителя, который не позволяет войти в кабинет. С ретивостью, достойной лучшего приложения, холерик будет эмоционально объяснять, почему же ему так нужно попасть на совещание.

    Сангвиник, одаряет волшебной улыбкой секретаря, попробует непринужденно пройти в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря заставит его попробовать зайти еще раз, а затем вернуться и без отрицаний покинуть приемную, подумав: «Не вошел, ну и Бог с ним. Зайду во время перерыва».

    Флегматик, столкнувшись с проблемой, сильно переживать, не станет, неторопливо и спокойно вернется к прерванным делам, и будет продолжать их скрупулезно выполнять.

    Меланхолик будет очень переживать по поводу своего опоздания и употреблять слабые попытки попасть на совещание (попытки, потому, что он должен быть на совещании, а «слабые» потому что, появившись на совещании, он должен будет отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он будет переживать о возможных последствиях своего опоздания.

    Дадим короткую характеристику каждого типа темперамента. Жизненным принципом холерика является девиз «Ни минуты покоя». Для него характерна энергичность, увлеченность, страстность, целенаправленность, подвижность. Для него обычно не характерна злопамятность. Устроив разговор на повышенных тонах, холерик уже через полчаса способен разговаривать с вами, как ни в чем не бывало. Плохо то, что вы не успеете за это время опомниться. Но это уже, как говорится, ваши проблемы. Вместе с тем холерик может отталкивать окружающих своей зажигательностью, агрессивностью, нетерпением, несдержанностью, конфликтностью.

    Для холерика в наибольшей степени подходит работа без лишней пустяковой регламентации и шаблонов; работа, которая допускает импровизацию.

    В отношениях с холериком недопустима резкость, несдержанность. Какая-нибудь его вина должна быть требовательно, но справедливо оценена.

    В отношениях с сангвиником, руководитель должен руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй». Представители этого типа темперамента обычно чуткие, захваченные, товарищеские, подвижные, жизнерадостные. Причем эта жизнерадостность и жажда жизни в них видны каждому, достаточно увидеть искреннюю улыбку, которой освещает все вокруг («Посмотришь на сангвиника, и жить хочется!», - говорил один из моих товарищей по учебе).

    Вместе с тем сангвиники чаще всего отличаются важничаньем, разбросанностью, легкомысленностью, необязательностью, слишком большой контактностью. Он контактный собеседник и практически с каждым быстро находит общий язык. Плохо то, что он не замечает того, что уже поднадоел своей контактностью и общительностью. Представим себя пассажиром поезда, который отправляется по маршруту «Киев - Минск». В вагон вместе с нами подсаживается пассажир-сангвиник. Подъезжая в Нежин, наш попутчик перезнакомится с пассажирами всего вагона. Ближе к Чернигову он найдет среди попутчиков не только общих знакомых, но и родственников. В конечном итоге, его общительность приведет к тому, что в Орше часть пассажиров выйдет, хотя им нужно прибыть в Минск.

    Сангвинику подходит подвижная работа с изменением видов деятельности и ритма. Ему нужно беспрестанно ставить новые, и по возможности интересны задания, которые жаждут сосредоточения и напряжения. Сангвиники требуют детального и частного контроля своей деятельности.

    Ведущим принципом во взаимоотношениях с флегматиком может быть принцип «Не торопись». Флегматика отличают постоянство, терпение, владение, собой, надежность, стойкость, в условиях экстремальных влияний. Как правило, это люди данного слова раз и навсегда, которое они постараются сдержать всегда. Вместе с тем для них характерна медлительность, иногда безразличие к эмоциональным сторонам жизни, некоторая «толстокожесть». Кроме того, их отличают педантизм и подчеркнутая аккуратность.

    Флегматик способен обнаружить свое лучшее «Я» на работе, которая требует медленных и плавных движений, стереотипных действий, порядка и пунктуальности. Его нельзя быстро переключать с одного задания на другое. Флегматик требует к себе систематического внимания, но без понукания.

    В отношениях с меланхоликом необходимо руководствоваться принципом «Не навреди». Его отличают высокая чувствительность, человечность, доброжелательность, мягкость, способность, к сочувствию. Он чаще всего выступает эмоциональным лидером в группе. Это тот, кто сможет вас понять и просто выслушать. Однако, для него характерна в целом невысокая работоспособность и высокая индивидуальность на разные раздражители, рассудительность, уязвимость, замкнутость.

    Меланхолик лучше всего справится с работой, которая требует относительно простых и стереотипных действий, в которой экстремальность возведенная к минимуму. В отношениях с ним, не допустимо не только резкость, но и повышенный тон, ирония. О вине меланхолика лучше поговорить в одиночестве, без привлечения вездесущей «общественности». Положительно отразится на его отношении к работе своевременная похвала за успехи, решительность и волю.

    Таким образом, учет индивидуальности каждого сотрудника, знания его темперамента, сильных и слабых сторон, составляет важный резерв повышения трудолюбия подчиненных. Изучение своих подчиненных требует серьезных расходов времени, но выигрыш, получаемый при этом, более весом, чем сделанные расходы.


    2. Этапы и психологические механизмы социализации личности

    Личность подчиненного прибывает в организацию не из неизвестных галактик и планет. Она рождается и развивается в определенной социальной макросреде и микросреде. Она приходит в организацию из конкретных семей, организаций, компаний одногодков, и несет в себе особенности этого своеобразного социального окружения. Хотим мы того или нет, но наш подчиненный - не чистый лист бумаги, а полностью сформированный человек, который имеет свои взгляды, убеждения, потребности, желания, идеалы.

    Личность, группа, общество, являют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как общество и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе отражения и закрепления в личности требований общества, группы, и тому подобное лежит процесс социализации личности.

    Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллерда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и других. Интерес к проблеме социализации у нас возник немного позже, чем за рубежом, - во второй половине 60-х годов. Первые редакции понятия «социализация» указывали в первую очередь на то, что это - процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс ухода в социальную среду. Значительно позже, в определение понятия «социализация» были внесены существенные исправления, которые указывают на то обстоятельство, что нельзя этот сложный и многомерный процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей. Социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, который включает и активное воссоздание индивидом общественных отношений.

    Таким образом, социализация (от лат. socialis - общественный) - это двусторонний процесс, который включает, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воссоздание индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. В результате этого процесса индивид становится полноправным членом общества. Социализация личности, будучи центральной проблемой социальной психологии, призванная гармонизировать взаимоотношения в звене «личность - общество». С первых часов жизни человека начинается этот процесс, в основе которого лежат связи между индивидами и освоения социальных навыков. Частично этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако в первую очередь он определяется тем опытом, который человек получает в течение жизни.

    Социализацию нельзя возводить к воспитанию. Рядом с разнообразными организованными влияниями общества на формирование личности, то есть с воспитанием, социализация включает элементы стихийного, неорганизованного влияния среды. Существенно отличается процесс социализации и от процесса развития индивида.

    Для развития (то есть процесса непрерывных изменений в психике и организме человека), как и для социализации, большую роль играют социальные факторы, среда, учеба, воспитание. Это то, что будет сближать эти процессы. Однако есть и существенные отличия. Во-первых, развитие, рядом с социально-личностными изменениями, включает и психофизиологические изменения, которые происходят с индивидом. Во-вторых, в процессе развития личности на первый план выступают внутренние силы самодвижения, саморазвития. Процесс социализации предусматривает доминирование внешних факторов при активной роли индивида.

    Процесс социализации включает четыре периода: детство, отрочество и юность, зрелость, старость. Важным периодом социализации является детство, которое включает три стадии:

    • первое детство, которое включает детство (с момента рождения до одного года), и пред дошкольное детство (от одного года до трех лет). На этой стадии развивается функциональная независимость и язык;

    • второе, или дошкольное, детство охватывает период с трех до шести лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов;

    • третье детство длится с шести до двенадцати лет, то есть отвечает младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципиально отличающуюся от семьи и дошкольных учреждений социальную группу - школьный класс.

    Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

    Отрочество и юность включает две стадии:

    • собственное отрочество, или подростковый возраст, отвечает половому созреванию и длится с двенадцати до пятнадцати лет. В это время под воздействием конституционального сдвига у подростка формируется новое представление о самом себе;

    • юность, которая длится с пятнадцати лет до 21,-го года (первый период - с пятнадцати до 17-ти лет и второй период - с 17-ти до 21-го года), отвечает приспособлению подростков мужского и женского пола к семье, школе, среде своих одногодков. Юность являет собой переходный период от отрочества к зрелости. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел принять на себя никаких социальных обязательств.

    Зрелость как период социализации включает две стадии:

    • стадия ранней зрелости охватывает период с 20-ти до 40-а лет. Она отвечает вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

    • человек пришел к возрасту, который длится с 40,-а до 60-ти лет, характеризуется стабильностью и производительностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

    Заключительный период социализации - старость длится с 60-ти до 90-то лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. После 90-то лет человека относят к долгожителям.

    Несколько слов об осознании возраста, о психологическом возрасте личности. Именно понятие «век» многоплановое. Выделяют четыре его подвида. Хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст связан в первую очередь с тем, как человек оценивает свой возраст в собственном внутреннем мире. Существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. В процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20-ти до 40-а лет) и люди старшего возраста (от 40-а до 60-ти лет). Оказалось, что чем младше человек, тем старше она себе кажется, и так же, с переоценкой возраста, она воспринимает других. После 40-а лет наблюдается обратная тенденция - люди обычно воспринимают себя младше, чем они являются в действительности. И чем старше они становятся, тем более молодеет у них душа, и только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

    Процесс социализации охватывает ряд сфер, среди которых, - деятельность, общение и самосознание.

    Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности, в освоении и осмыслении каждого вида деятельности. В творческой профессиональной деятельности существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35 лет, когда «ум свежий», человек делает открытие, изобретения, предлагает что-то совсем до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, который имеет большой жизненный опыт, - возраст 50-60 лет. Такой человек способен на обобщение, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

    Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширения круга общения, обогащения его содержания. Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

    Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмыслении своей социальной принадлежности, своей социальной роли, формировании самооценки.

    В наиболее обобщенном виде самосознание выражено в «Я» концепции представителей гуманистической психологии. Среди главных идей этого подхода главное. В центре всех социальных процессов ценится человек. Он должен иметь право быть самим собой, хранить свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции.

    Необходимо выделить два самостоятельных вида влияния на личность в процессе ее социализации: влияние на макроскопическом уровне и микроскопическом уровне. Социально-психологические влияния общества на макроскопическом уровне при целеустремленном формированием личности, регулировании ее поведения и деятельности, происходят через средства массовой коммуникации. Пресса, радио, телевидение, искусство, литература, музыка, разные виды идеологического влияния и тому подобное.

    Больший интерес представляют социально-психологические влияния на микроскопическом уровне, то есть на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида. Эти не организованные влияния среды называют социально-психологическими механизмами социализации. Под ними понимают разные стихийные влияния среды, ближайшего окружения, благодаря которым внешние регуляторы, групповые нормы и предписания, переводятся на внутренний план, становятся внутренними поведенческими регуляторами.

    Социально-психологические механизмы социализации играют роль «переходных мостиков» между внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, ролевыми предписаниями, одобрением, осуждением и внутренними регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями готовности, к определенным поведенческим реакциям.

    Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

    • идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, что позволяет усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающей действительности. Примером идентификации является половая - ролевая типизация - процесс достояния индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

    • наследование является сознательным или несознательным воссозданием индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности манер, движений, поступков и тому подобное);

    • внушение - процесс неосознанного воссоздания индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

    • социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одного человека на деятельность других, в результате которой их деятельность протекает более свободно и интенсивнее (фасилитация означает «облегчение»);

    • конформность - осознание расхождения мысленно с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализовано в поведении.

    Для процесса социализации крайне важны определенные институты, то есть те конкретные группы, в которых личность вовлекается в систему норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Как институты социализации чаще всего рассматриваются семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовой и военный коллективы, политические партии и организации, неформальные объединения, группы «по интересам», сообщество одногодков, средства массовой коммуникации и тому подобное.

    Традиционные институты социализации складывались стихийно, а их функции много раз изменялись и налагались друг на друга. Все они полифункциональные, а предлагаемые к ним нормативные требования не всегда отвечают их реальным возможностям. Кроме того, каждый из этих институтов находится в процессе сложной и противоречивой эволюции.

    Роль разных институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова. Семья, которая играет главную роль на ранних стадиях социализации, постепенно уступает свое место школьным, трудовым, военным коллективам, разным неформальным группам. В более позднем возрасте, в после трудовой стадии, семья опять выходит на первое место по своей значимости для индивида. Чтобы координировать усилие этих институтов, руководителю нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.

    Семья - важнейший институт социализации. Однако, современная семья не имеет той достаточной роли, на которую она претендовала в предыдущую эпоху. Отражаются как развитие общественного воспитания (дошкольные учреждения, детские сады, школы, и тому подобное), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малое количество детей в семье, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и тому подобное.

    Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Катастрофа авторитарного воспитания сделала взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально более важными для обеих сторон. Сегодня речь идет уже не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Такой авторитет поддерживать намного труднее, чем власть, которая опирается на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их хрупче, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.

    Радикальные сдвиги происходят в системе мужских и женских социальных ролей в семье, происходит излом их традиционной дифференциации. Испокон веков мужчина считался главным кормильцем и добытчиком в семье, тогда как женщина-мать хозяйничала, воспитывала детей и поддерживала, в семье определен эмоциональный тонус. Сегодня распределение обязанностей в семье все чаще зависит не столько от пола, сколько от индивидуальных особенностей мужчины и женщины. В принципе это прогрессивно. Но в результате этих изменений особенно сложной и проблематичной стала роль современного отца. Это не могло не отразиться на молодежи, среди которой много слабых духом, инфантильных, не способных на лидерство.

    Существенно изменилось и положение школы. В начале Нового времени учитель «присвоил» себе часть родительских функций. Некоторые его функции стали проблематичными. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон интересов учеников и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Городская школа в настоящий момент редко является ячейкой всей культурной жизни старшеклассников. Достаточно сложная в современных условиях и проблема индивидуализации воспитания и учебы в рамках массовой школы, которая работает чаще всего в две смены.

    По мере того как увеличивается время, проведенное детьми и подростками вне семьи и школы, растет удельный вес общества одногодков, которое во многих случаях преобладает над влиянием учителей и родителей. Однако и оно неоднородно. С одной стороны, это управляемые и направляемые взрослыми учебные, производственные, спортивные и другие организации. С другой стороны, разнообразные стихийные неформальные содружества, по большей части разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее организованные старшими официальные молодежные организации, тем важнее и более привлекательным становится неформальное общение. Отказ от систематического изучения неформальных юношеских групп, их молодежной субкультуры - одна из главных причин неэффективности работы с подростками.

    Существенное влияние на процесс социализации подчиненных имеют особенности их адаптации (приспособление) к условиям организации. Адаптация - сложный процесс, который задевает разные стороны жизнедеятельности. Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации, и в качестве ее механизма. Под адаптацией (от лат. adapto - приспосабливаю) понимают процесс взаимодействия личности и социальной среды, процесс активного приспособления личности к среде, которая постоянно изменяется, освоению стабильных условий среды. Различают три взаимозависимых вида адаптации: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную.

    В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение всех условий, которые оказывают разные психофизиологические влияния на подчиненного в процессе пребывания его в организации. К этим условиям стоит отнести физические и психические нагрузки, уровень стрессовой генной конкретной деятельности, эргономичные условия овладения специальностью и тому подобное.

    В ходе социально-психологической адаптации происходят включения подчиненного в систему взаимоотношений организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями и тому подобное. В ходе такой адаптации подчиненный получает информацию о системе деловых и неформальных отношений, о микроскопических группах, о социальных позициях отдельных членов организации. Эту информацию он воспринимает, активно сопоставляя ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями.

    Профессиональная адаптация характеризуется раскрытием и освоением возможностей подчиненного как конкретного специалиста, формированием позитивного отношения к своей деятельности. Как правило, удовлетворенность своей деятельностью в организации как профессией наступает при достижении определенных реальных результатов, а последние приходят по мере освоения подчиненным специфики деятельности на конкретном участке.

    Этот вид адаптации являет собой процесс овладения личностью своей роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной. Механизмом осуществления - добровольным и принудительным. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий.

    В процессе первой стадии ознакомления, происходит освоение индивидом норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов. И тому подобное на когнитивном и эмоциональном уровнях. Когнитивный уровень позволяет внешние нормы и требования сделать внутренними, «своими». Это освоение получило название интернализация (интериоризация) (от лат. internus, interior - внутренний).

    Эмоциональный уровень ознакомления позволяет с помощью чувств подкрепить и активно усвоить нормы, ценности, стереотипы данной группы, а таким образом, и быть в нее включенным. Это подкрепление получило название идентификации (от лат. identificare - отождествлять).

    В процессе второй стадии - ролевой ориентации происходит принятие сформированных форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стилю руководства, соседских, партнерских, семейных отношений, и тому подобное), принятия форм предметной деятельности (способов профессионального выполнения работы). В ходе второй стадии социально-психологическая адаптация призвана привести к формированию социально и профессионально значимых средств общения, поведения и деятельности, принятых в группе, с помощью которых личность могла бы реализовать себя, свои потребности, склонности, умение и тому подобное.

    В процессе третьей стадии - самоутверждение происходит сначала индивидуализацией, а затем интеграцией сотрудника, который адаптируется.

    Процесс индивидуализации предусматривает сочетание усвоенных личностью социальных требований, норм, предписаний, ожиданий, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, то есть, персонифицированная форма реализации социальных функций. Этот механизм порождается противоречием, которое заостряется, между достигнутым результатом на прежней стадии («я стал таким же, как все») и потребностью, которая не удовлетворяет индивида в максимуме персоналия («я не такой, как все, я - личность»). Все это неминуемо ведет к конфликту между социальной ролью, отведенной группой данной личности, и уже усвоенной ею и осознанием своего «Я». На фоне этого конфликта начинает действовать процесс интеграции, то есть процесс, призванный обеспечить принятие и одобрение группой образа личности, созданного в процессе индивидуализации; процесс, который устанавливает оптимальные связи между группой и личностью, представлен в единстве ее особенностей и характерных черт.

    Интеграция порождается противоречиями между сформированным в процессе индивидуализации образом личности и способностью группы принять и одобрить те особенности, которые демонстрируются ею, которые отвечают ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности. Другими словами, группа как бы снижает представление человека о собственном «Я» до пределов, необходимых для совместной деятельности, и вместе с тем позволяет ему самоутвердиться в рамках потребностей конкретной группы. На этом этапе самооценка личности во многом способствует быстроте и успешности решения возникшего противоречия.

    Главным результатом стадии самоутверждения является установление соответствия между самооценкой личности и оценкой ее группой по значимым (с точки зрения ведущей деятельности) способностям и качествам личности. Если противоречие между индивидом и группой не устраняется, возникает дезинтеграция, или вытеснение личности из группы, ее фактическая изоляция в ней. В рамках интеграции, у индивида складываются новообразования личности, которых у него раньше не было (как позитивные, так и негативные). Таким образом, процесс самоутверждения зависит от самооценки и от требований, предлагаемых группой к этому индивиду.

    При излишне высокой самооценке человек переоценивает себя и сталкивается со скептическим отношением группы к его претензиям, озлобляется, проявляет подозрительность или высокомерие и может, в конечном итоге, вообще потерять межличностные контакты, замкнуться. При излишне низкой самооценке развиваются комплекс неполноценности, стойкая неуверенность в себе, отказ от инициативы, опасение, тревожность.

    Показателями успешной социально-психологической адаптации являются:

    • адекватный (то есть удовлетворяющий как индивида, так и группу) социальный статус индивида в данной социальной среде, группе. Статус является интегральным показателем расположения индивида в данной системе социальных отношений;

    • психологическая удовлетворенность индивида этой средой, группой и ее наиболее важными элементами.

    При неудовлетворительной адаптации происходят перемещения индивида в другую социальную среду, группу, учащаются проявления поведения, которые отклоняется и тому подобное.

    Что способствует быстрой и успешной адаптации? В первую очередь такие качества, как:

    • коммуникабельность (то есть способность к общению, к быстрому установлению контактов и связей), что позволяет легко входить в новые коллективы;

    • быстрое определение своего места в совместной деятельности, своей роли в коллективе;

    • умение быть правильно понятым;

    • самокритичное отношение к себе, в частности знание и учет своих слабых и сильных черт при выборе стиля деятельности;

    • собранность и целостность личности, умения планировать свои действия и поведение и неуклонно этот план выполнять;

    • умение в разнообразных условиях (чаще всего нестандартных) находить возможности для проявления своей организованности, уверенности, активности.

    Таким образом, основное задание адаптации - обеспечение самоопределения личности в обществе, в группе на основе наиболее существенных особенностей индивидуальности. Причем взаимоотношения в цепи «группа - личность» находятся в органической взаимосвязи. С одной стороны, группа, зная сильные и слабые стороны своих членов, способна поддержать человека в разных ситуациях, а с другой стороны, в коллективной деятельности и общении индивид утверждает свою индивидуальность, интегрируется с группой.

    Сформированные в процессе жизнедеятельности адаптивные механизмы переходят в область автоматизированных навыков, привычек, подсознательных регуляторов поведения, причем переход в область подсознания происходит без снижения регулирующей функции.

    Невзирая на расхождение между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления адаптацией подчиненных требует наличия системы инструментов влияния, которые обеспечивают скорость и успеваемость адаптации.


    3. Жизненные кризисы и деятельность подчиненного

    Социализация личности - процесс сложный и противоречивый, в нем придется постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы. В соответствии с теорией психосоциального развития американского психолога Е. Эриксона, развитие человека состоит из трех взаимозависимых, хотя и автономных, процессов. Это процесс соматического развития, который исследуется биологией. Процесс развития сознательного «Я», которое исследуется психологией, и социального развития, которое исследуется общественными науками.

    Основной закон развития - «эпигенетический принцип», в соответствии с которым на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но в действительности выражает нормальные сложности роста. Переход на новую фазу развития возможен только на основе решения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.

    В целом человек в течение жизни переживает восемь глобальных психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста (причем шесть из них свойственны периоду жизни до 20-25 лет). Суть кризиса составляет внутри-личностный конфликт между противоположными состояниями сознания и психики. Успешный результат этих кризисов определяет возможность последующей социализации и следующего расцвета личности. Неудачное решение одного из этих кризисов приводит к тому, что, решая следующий кризис, человек вынужден решать противоречия, свойственные не только для данного кризиса, но и предыдущих. Однако это дается намного труднее. Это утруждает процесс социализации и, например, объясняет такое социально-психологическое явление, как более позднее взросление, социальная пассивность и тому подобное.

    Первый кризис (доверие - недоверие) человек переживает в детстве - на первом году жизни. Оно связано с тем, удовлетворяются или нет основные физиологичные потребности ребенка человеком, который присматривает за ним. В случае удовлетворения потребности в общении и других жизненно важных потребностей, взаимной благосклонности, у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру. В случае плохого общения матери с ребенком - игнорирования, ее пренебрежения, лишение любви, слишком раннего или резкого отлучения ребенка от груди, у ребенка формируется недоверие к окружающему миру. Таким образом, развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В процессе решения первого кризиса уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстраненности от них.

    Второй кризис (самостоятельность - сомнения в себе и стыд) переживается в раннем детстве - в возрасте от одного до трех лет. Он связан с первым опытом учебы, особенно с развитием самых простых двигательных навыков (например, хождение), с приучения ребенка к опрятности. Если родители понимают ребенка и помогают ему, не лишая его возможности проявлять самостоятельность, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыдливости или сомнений, связанных, главным образом, со страхом потерять контроль над собственным организмом. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, чувствует потери. Слабо развитый язык общения, есть сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих.

    Третий кризис (инициатива, активность - чувство вины, пассивность) отвечает второму детству (с трех до шести лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («Я - сам»), активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в половое ролевое поведение (например, напоминание мальчикам «Ты же мужчина, а мужчины не плачут» чаще всего помогают намного больше других воспитательных средств). Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, содействуют развитию у нее чувства инициативы. Напротив, переживания повторных неудач и безответственности могут привести его к пассивности и чувству вины.

    Четвертый кризис (трудолюбие - чувство собственной неполноценности) происходит в младшем школьном возрасте (от шести до одиннадцати лет). В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих заданий. В зависимости от атмосферы, которая господствует в школе, принятых методов учебы и воспитания у ребенка развиваются вкус к работе, чувство долга, познавательные и коммуникативные умения и навыки и тому подобное. Или же, напротив, у него возникает чувство неполноценности, как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей (ребенок избегает сложных заданий, ситуаций соревнования и тому подобное).

    Пятый кризис (жизненное самоопределение - путаница ролей) переживают подростки обоего пола в период половой зрелости (11-ти и 16-18-ти лет). Этот период характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести, на других. Типичная черта этого периода - «ролевой мораторий» (от лат. moratorium - отсрочка). Диапазон исполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. В этот же период происходит поиск идеалов и примеров для наследования, выстраивания планов, на будущее, самоопределение в вопросах «как быть?», «кем быть?». Этот процесс допускает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. При успешном разрешении кризиса подросток формирует мировоззрение, заявляет о себе, как об индивидуальности, осуществляет четкую половую поляризацию в формах поведения. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности, могут привести к его «распыленности» или же путанице ролей, которые подросток играет или будет играть во всех сферах жизнедеятельности. Может наступить выраженное стремление разобраться в себе во вред отношениям с внешним миром (в частности непонимание форм поведения, которые отвечают данному полу), «заострение» на прошлом, вместо мыслей о будущем и тому подобное.

    Шестой кризис (близость к людям - изоляция от людей) присущ молодым взрослым людям в возрасте 18-25 годов. Она связана с поиском искренней и интимной близости с любимым человеком, вместе с которой ему нужно будет прожить в семье длительное время. Главные проблемы этого кризиса - любовь, рождение и воспитание детей, робота, удовлетворенность личной жизнью. При успешном преодолении кризиса выражено стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Отсутствие подобного опыта приводит к избеганию людей, особенно близких интимных отношений, с ними, к изоляции человека и его замыканию в самой себе, до состояния одиночества. При не преодолении шестого кризиса характерные первые симптомы отклонений в психике, расстройств, которые возникают под воздействием якобы существующих угрожающих сил.

    Седьмой кризис (творчество, жизненная активность - застой, сосредоточенность на себе, на своих проблемах) переживается человеком в возрасте 40-45 лет, а иногда и позже. Его успешное преодоление характеризуется производительной и творческой работой над собой и другими людьми, удовлетворенностью семейными отношениями, гордостью за своих детей. Этот период жизни отличается высокой производительностью в самих разных областях. В случае не преодоления этого кризиса в человеке выражены эгоизм, эгоцентризм, непроизводительность, в работе, исключительное беспокойство о самой себя.

    В свою очередь, Пекк выделяет в этом кризисе четыре подпункта кризиса. Во-первых, постепенное развитие у человека уважения к мудрости, которая изменяет примат физической силы и храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуальная составляющая социальных отношений уступила место их социализации (что естественно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, нужно уметь не поддаться аффектному (то есть связанному с чувствами, настроениями, переживаниями), чувственному состоянию, связанному с потерей и смертью близких или с отделением детей, и сохранить эмоциональную гибкость, которая способствует эмоциональному обогащению в других формах. Наконец, в-четвертых, важно, чтобы человек пытался сохранить как можно большую искреннюю гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и находиться в психической ригидности (окоченелости, негибкости).

    Восьмой кризис (полнота жизни - отчаяние) переживается во время старения, особенно с выходом человека на пенсию. Она знаменует собой завершение предыдущего жизненного пути, а решение зависит от того, как этот путь был пройден. Человек постоянно думает о прошлом, он анализирует результаты разных итогов. Достижение человеком целостности основывается на подбивании им итогов своей прошлой жизни и осознании им, как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может возвести свои прошлые поступки в единое целое, если он придет к выводу, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что он летит слишком быстро. То человек завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново, но вместе с тем стремясь получить от жизни больше, чем было получено. Особенно острое в этот период ощущение отсутствия в мире порядка, хорошего, умного начала.

    Пекк и в этом кризисе выделяет три подпункта кризиса. Во-первых, человеку придется переоценить собственно «Я», кроме своей профессиональной роли, что у многих людей вплоть до выхода на пенсию остается главной. Во-вторых, человек должен осознать и привыкнуть к факту ухудшения здоровья и старения тела, что позволяет ему произвести в этом плане необходимое безразличие. Наконец, в-третьих, человек переживает период озабоченности, с исчезновением которого он уже без ужаса может принять мысль о смерти.

    Такое виденье процесса социализации личности через систему последовательно изменяющих друг друга восемь кризисов. Каждый из этих кризисов является своеобразной ступенью к восхождению до идеала - гармонично развитой личности. Успешное преодоление этих кризисов определяет гармоничность процесса социализации личности.

    Заключение

    Быть хорошим руководителем, как считают специалисты, - это, прежде всего, иметь хорошие отношения с подчиненными. При хорошем руководстве становится интересной и работа подчиненных. При плохом руководителе подчиненные отбывают оплачиваемую трудовую повинность.

    В рабочем коллективе важен и нужен каждый человек - от уборщицы до директора, поэтому ко всем надо относиться с одинаковым уважением и тактом. Руководитель не может сам делать всю работу на фирме. Не случайно одно из определений менеджмента - это выполнение работы чужими руками.

    От того, как подчиненные будут относиться к своему менеджеру, зависит их отношение к работе. Руководитель не должен считать себя специалистом во всех вопросах, решаемых коллективом. Пост, который занимает руководитель, механически не делает его более компетентным во всех вопросах, чем его подчиненные. Руководитель может не знать досконально каких-то вопросов, решаемых предприятием, да и не должен. Зачем тогда ему заместители по направлениям и специалисты?

    Но главное, чем обязан владеть настоящий руководитель - это умением постигнуть психологию подчиненных, так как именно от эффективности их работы, от качества исполнения ими его заданий зависит благополучие не только производства (фирмы), но и его личное благополучие.


    Список литературы

    1)   Батаршев А.В. Психология управления персоналом: учебное пособие - М: Изд-во Института Психотерапии, 2009.

    2)   Войцеховский С. Н., Орловская И. С. Социология и психология управления -Санкт-Петербург, «Петрополис», 2008.

    3)   Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений -  Санкт-Петербург , «Издательство СОЮЗ», 2006.

    4)   Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие.-М., Инфра-М, Вузовский учебник, 2008.

    5)   Розанова В.А. Психология управления - М: Альфа-Пресс, 2008.

    6)   Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

    7)   Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина- М: Юнити, 2008.

    8)   Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти -М.,Харвест, 2008.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Личность подчиненного ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.