Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Механизм реализации целевых комплексных программ в сфере образования

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Механизм реализации целевых комплексных программ в сфере образования
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

    1. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

     МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ................................................................. 5

    2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ  СИСТЕМЫ

     ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

    ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.................................................. 17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 20

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................ 21

    ВВЕДЕНИЕ

    Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача всех целевых комплексных программ в сфере образования, а в частности приоритетного национального проекта «Образование».

    Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

    С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов и т. д.

    При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

    Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.


    1. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.


    Основная цель комплексной модернизации - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее об­разование. В первую очередь это означает обеспечение современ­ных условий:

    а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональ­ные возможности которого полностью обеспечивают ре­ализацию основных про­грамм общего образования;

    б) укомплектованность педаго­гическими кадрами, имею­щими необходимую квали­фикацию, по каждому из предметов базисного учебно­го плана;

     в) соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологичес­ких правил и нормативов, что гарантирует безопасность и комфорт для всех участни­ков образовательного про­цесса;

    г) насыщенную коммуникатив­ную образовательную среду, обеспечивающую полноцен­ное развивающее общение со сверстниками;

    д) наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет (подтвержда­ется территориальным отде­лением Россвязьнадзора).

    Основными причинами не­соответствия систем образования современным условиям являют­ся экономические и финансовые механизмы, нечувствительные к результативности и качеству предоставляемых услуг. Раньше образовательные учреждения финансировались по смете рас­ходов, а не по нормативу стои­мости стандартной образова­тельной услуги. Размер оплаты труда учителя определялся лишь количеством проведенных уро­ков и не учитывал качества всей педагогической работы.

    Теперь в рамках комплекс­ных проектов модернизации об­разования (КПМО) в регионах вводится новая система оплаты труда работников (НСОТ) и осуществляется переход на нор­мативное подушевое финансиро­вание образовательных учрежде­ний (НПФ).



    Переход на нормативное подушевое финансирование

    НПФ образовательных уч­реждений строится на двух принципах. Первое: на регио­нальном уровне устанавливают­ся нормативы бюджетного финансирования на заработную плату работников и текущие учебные расходы в расчете на од­ного обучающегося. Второе и главное: средства по нормативу из регионального бюджета дово­дятся до каждого общеобразова­тельного учреждения.

    Основные преимущества та­кого механизма: 

    - школы рассчитывают собст­венные доходы и, исходя из них, формируют расходы. Это означает переход в обра­зовании от непрозрачной за­тратности (когда школы вы­нуждены выпрашивать сред­ства у учредителя, и бюджет делится между школами субъективно) к четкому фи­нансовому планированию и эффективному самостоятель­ному хозяйствованию;

    - ресурсное обеспечение уч­реждения зависит от количе­ства обучающихся, выбрав­ших данное учреждение, а значит - от качества и ре­зультативности предоставля­емых образовательных услуг. И не зависит от численности работников,    количества сформированных классов-комплектов и учебных групп, объемов учебной нагрузки, устанавливаемой детям. Средства, высвобожденные благодаря рациональному комплектованию штатного расписания, учебных групп, учебного расписания, оста­нутся в общеобразователь­ном учреждении и могут быть по решению руководст­ва и коллектива школы на­правлены на поощрение хо­рошо работающих учителей, на улучшение оснащенности образовательного процесса;

    - происходит неадминистра­тивное регулирование сети школ, разнообразия и качест­ва образовательных услуг в соответствии с реальными запросами. Ресурсы начина­ют концентрироваться в эф­фективно работающих шко­лах, наилучшим образом обеспечивающих потребнос­ти жителей всех близлежа­щих территорий.

    В настоящее время более чем в половине регионов средства, по­ступившие в бюджеты муници­пальных образований из регио­нального бюджета по нормати­ву, пока не передаются школам напрямую, а перераспределяют­ся учредителем между подведом­ственными общеобразовательны­ми учреждениями. Такое перерас­пределение по сути ухудшает фи­нансирование более эффективных школ в пользу менее эффек­тивных и, очевидно, не приводит к улучшению качества образова­тельных услуг ни в тех, ни в дру­гих общеобразовательных уч­реждениях.

    Исходя из новой модельной методики перехода на НПФ, раз­работанной в процессе подготов­ки к запуску комплексных про­ектов и рекомендуемой Минобрнауки России, пер­воначальный размер норматива целесообразно устанавливать от­дельно для города и села в со­ответствии со сложившейся на практике оптимальной суммой, обеспечивающей реализацию об­разовательного стандарта.

    На переходный период (по­рядка трех лет) предлагается вводить временные адаптацион­ные надбавки, задача которых - не заморозить прежние условия, а не допустить их ухудшения, но при этом стимулировать к по­иску путей и возможностей их улучшения. При новом подходе улучшение условий гарантиру­ет повышение доходов учрежде­ния. Этот подход обеспечивает постепенное снижение неэф­фективных расходов и рост нор­матива по мере развития сети об­разовательных учреждений. По мере роста норматива у школ по­является возможность увеличи­вать и фонд оплаты труда, и до­лю средств, направляемых на ос­нащение учебного процесса.

    Таким образом, применение регионами модельной методики перехода на НПФ позволяет мо­тивировать образовательные уч­реждения на повышение качест­ва работы без резкого измене­ния объема их финансирования. Благодаря применению модель­ной методики величина норма­тива в среднем по регионам, поддерживаемым в рамках на­ционального проекта, к 2010 году увеличится в полтора ра­за, а также в среднем в два ра­за возрастет доля учебных расходов в нормативе, достиг­нув 10%.

    Общей задачей для всех ре­гионов независимо от выбран­ной методики введения НПФ является минимизация количе­ства региональных коэффициен­тов; выравнивание величины норматива для принципиально одинаковых условий.

    Наряду с введением норма­тивного подушевого финансиро­вания регионам следует разви­вать грантовые, конкурсные ме­ханизмы финансирования про­грамм развития, проектной де­ятельности и стимулирования социальной активности общеоб­разовательных учреждений и образовательных сетей.


    Новые системы оплаты труда

    Традиционно применяемая в общеобразовательных учрежде­ниях тарифная почасовая сис­тема оплаты труда учителей не позволяет в полной мере учесть усилия, затраченные педагогом на подготовку и проведение учебных занятий, а также вос­питательную, методическую, внеурочную работу. Прежняя си­стема заставляет учителей брать как можно больше учебных ча­сов, даже искусственно наращи­вать количество уроков в ущерб качеству образования.

    С другой стороны, очевидно, что чем больше класс, тем боль­ше усилий требуется учителю для проведения урока. Чем меньше класс - тем учителю проще. Так как при традицион­ной системе труд педагога оп­лачивается вне зависимости от количества учеников в классе, то у учителей нет экономических стимулов для выполнения более сложной работы.

    Таким образом, для измене­ния сложившейся ситуации, не­избежно ведущей к падению ка­чества образования, требуется создать и закрепить нормативными актами механиз­мы учета в зарплате (причем, в ее базовой части) всех видов де­ятельности учителя, а не толь­ко аудиторной нагрузки - уроков; повышения сложности тру­да педагога при увеличении количества учеников в классе. Ко­нечно, при этом ни в коем слу­чае не может идти речь о нару­шении санитарных норм: коли­чество учеников в стандартном учебном кабинете не может пре­вышать 25 человек.

    В усло­виях НПФ фонд оплаты труда общеобразовательного учрежде­ния формируется не в зависи­мости от количества учителей и единой тарифной сетки, а в за­висимости от количества обуча­ющихся. Это позволяет эффек­тивно работающим учреждени­ям уже сейчас в рамках имею­щегося фонда оплаты труда учитывать при начислении зар­платы интенсивность, уровень сложности и специфику как урочной, так и внеурочной дея­тельности каждого учителя, а также вводить стимулирующие выплаты за высокое качество и результативность.

    В рамках КПМО предлагается отличная от тради­ционной почасовой норма учета ау­диторной нагрузки учителя - пе­дагогическая услуга в расчете на одного учащегося. Ее стоимость рассчитывается внутри школы на основании имеющегося у нее фон­да оплаты труда, количества уча­щихся и школьного учебного пла­на. В этом случае искусственное увеличение количества классов в школе и уроков в учебном плане не приводит к росту оплаты тру­да учителя, как это было раньше. Педагогический коллектив теперь не заинтересован в раздувании рас­писания за счет излишнего увели­чения учебного времени на пред­меты и является сторонником ра­ционального укомплектования классов и учебных групп.

     В моделях НСОТ также предусмотрена возможность введения на уров­не школ коэффициентов, позво­ляющих учесть особенности ре­ализуемых педагогами образова­тельных программ.

    Помимо основной - «базо­вой» - части зарплаты в новых региональных системах оплаты труда дополнительно предусмо­трена стимулирующая часть. Ее доля в общем фонде оплаты тру­да общеобразовательных учреж­дений по окончании комплекс­ных проектов составит 20-40%.

    Во всех регионах стимулиру­ющие выплаты учителям выпла­чиваются за достигнутые резуль­таты и высокое качество. Разра­ботка критериев качества и оцен­ка по этим критериям достигну­тых результатов осуществляются в школе с участием школьного совета.

    Постоянная общественная оценка качества и результатив­ности труда учителя при выпла­те стимулирующих надбавок бу­дет способствовать становле­нию более открытых, уважитель­ных и партнерских отношений между учителями и учащимися, учителями и родителями, учи­телями и местным сообществом.

    В развитие общественной оценки качества труда учителей для полноценного введения НСОТ от регионов в перспек­тиве потребуется также обнов­ление в рамках своей компетен­ции порядка аттестации руково­дителей школ и педагогических кадров с учетом механизмов оценки качества образования.

    Рост доходов учителей

    Важно отметить, что все реги­оны, внедряющие комплексные проекты, обеспечивают неухудше­ние условий труда и неснижение зарплат при переходе на НСОТ. Однако новые механизмы ве­дут к тому, что зарплата у учи­телей вырастет не одинаково, а тем больше, чем качественнее ра­ботает учитель.

    Таким образом, использова­ние модельной мето­дики перехода на НПФ ведет к постепенному повышению нор­матива финансирования. Это дает возможность учреждениям увеличивать фонд оплаты тру­да и его стимулирующую часть.

    Дополнительные возможнос­ти повышения доходов учителей заложены в оптимизации доли фонда оплаты их труда в общем фонде оплаты труда образова­тельного учреждения. Во всех регионах, внедряющих КПМО, по окончании проекта ФОТ учителей достигнет опти­мального значения (порядка 70%). Наибольшая положитель­ная динамика доли ФОТ учите­лей в общем фонде оплаты тру­да (свыше 11%) планируется за время проекта в Республике Бу­рятия, Астраханской, Воронеж­ской и Псковской областях.

    В результате введения НСОТ в регионах, реализующих комплекс­ные проекты, к концу 2007 года зар­плата педагогов вырастет в сред­нем на 25% в натуральном вы­ражении, а к окончанию проек­тов - более чем на 60%.

    К 2009 году в 18 субъектах Российской Федерации новая система оплаты труда будет действовать во всех школах. Поэтапное введение НСОТ начиная с наиболее эффектив­ных и крупных учреждений (имеющих большой ФОТ бла­годаря нормативному подушево­му финансированию) возможно даже без роста бюджетных рас­ходов. Первоначально это приведет к смене механизмов начис­ления заработной платы. Посте­пенное увеличение доли стиму­лирующей части и стоимости педагогической услуги будет происходить за счет повышения эффективности бюджетного пла­нирования и роста доходов уч­реждения. При повышении нор­матива в связи с выравнивани­ем стоимости образовательной услуги область внедрения НСОТ будет расширяться.


    Экономическая мотивация и саморегуляция

    Ключевой особенностью моде­лей перехода на НПФ и введения НСОТ, рекомендуемых Минобрнауки России, явля­ется встроенный в них механизм саморегуляции системы. Данный механизм в течение трех лет при­ведет к снижению неэффективных расходов, к увеличению ресурсной обеспеченности качественных об­разовательных услуг, к дифферен­циации оплаты труда учителя в соответствии с его результативно­стью, к оптимизации кадровой структуры не с помощью админи­стративных мер, а через экономи­ческую мотивацию.

    Образцом оплаты педагоги­ческой услуги в расчете на од­ного учащегося, который был отработан во всех субъектах Российской Федерации в ходе приоритетного национального проекта (ПНПО), является еже­месячное денежное вознаграж­дение учителей за классное ру­ководство. Под влиянием этого механизма, согласно отчетным данным, существенно сократилось количество классов наполняемо­стью 5 и менее человек.


    Системы мониторинга и оценки качества

    Объективная, внешняя, неза­висимая система оценки качест­ва, восприимчивая к актуальным и перспективным запросам лич­ности, общества и государства - необходимый системный инст­румент. От него во многом за­висит эффективность использо­вания основных экономических механизмов: НСОТ и НПФ (на уровне принятия гражданами ре­шения о выборе места получе­ния образования), а также при­нятие управленческих решений об изменении сети общеобразо­вательных учреждений.

    Подавляющее большинство регионов имеют опыт проведе­ния единого государственного экзамена (ЕГЭ), на базе которо­го уже сейчас можно система­тически осуществлять оценку ка­чества образования. В соответ­ствии с законодательством в 2009 году на ЕГЭ должны пе­рейти все регионы.

    Следующим шагом в созда­нии независимой внешней оцен­ки качества образования явля­ется итоговая аттестация выпу­скников основной школы (девя­тиклассников) по новой форме.

    Итоговая аттестация за курс основной и средней общеобра­зовательной школы проводится по измерительным материалам и критериям, разработанным на федеральном уровне. По ее ре­зультатам выпускники получа­ют соответствующие аттестаты и могут продолжить образова­ние на последующих ступенях, в учреждениях профессиональ­ного образования. Современные механизмы внешней оценки поз­волят гражданам объективно судить о качестве школьного обучения.

    Созданные для проведения итоговой аттестации организа­ционные структуры и центры обработки информации позволя­ют по аналогичным технологи­ям организовать текущий мони­торинг и объективную внешнюю оценку качества образования на промежуточных этапах обуче­ния. В первую очередь - по за­вершении начальной школы. Критерии и измерительные ма­териалы могут быть разработа­ны на региональном уровне с использованием не только дей­ствующего федерального компо­нента стандарта общего образо­вания, а в ближайшей перспек­тиве - федеральных требований к образовательным програм­мам и образовательным ре­зультатам, но и материалов международных исследований, а также - обязательно - с ис­пользованием опыта и при уча­стии лучших учителей и педа­гогических коллективов инно­вационных школ - победителей национального проекта «Обра­зование». В этом случае систе­ма внешней оценки качества образования становится систе­матической и ориентирующей школы на современные подхо­ды. Предполагается обеспе­чить формализацию результа­тов оценки качества, автомати­зированный доступ к ним на раз­ных уровнях заинтересованных лиц (руководителей системы образования, родителей) и ис­пользование полученных данных при принятии решений. Такая система мониторинга позволит учесть результаты внешней си­стематизированной оценки при аттестации образовательных уч­реждений и педагогических ка­дров, а также поможет родите­лям выбирать образовательное учреждение осознанно.

    Немаловажно, что оценка ка­чества может осуществляться не только как аттестация учащих­ся, но и как иные замеры _ пе­дагогическая, психологическая диагностика, социологические, эргономические и другие иссле­дования. Отрадно, что при ор­ганизации региональных систем оценки качества активно ис­пользуются наработки конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).

    Для оптимальной организа­ции системы мониторинга субъ­ектам Российской Федерации следует разработать и закрепить нормативными актами регио­нальные регламенты:

    ■ учета на уровне региона, му­ниципального образования, образовательного учрежде­ния результатов регионально­го мониторинга и оценки ка­чества образования;

    ■ разработки критериев и осу­ществления оценки качества образования на уровне обра­зовательного учреждения при участии школьных советов.


    Развитие сети общеобразовательных учреждений

    В неполнокомплектной, изо­лированной от образовательных и социальных сетей школе обес­печить   современное   качество образования невозможно. В то же время административные ме­тоды реорганизации таких школ без согласования с гражданами неприемлемы. Однако перего­ворные процессы с местным со­обществом по вопросам переус­тройства сети образовательных учреждений наталкиваются в ре­гионах на существенные трудно­сти, вызывают социальную на­пряженность, если гражданам не предоставлено альтернативное решение - реальная возмож­ность без опасности для жизни и без вреда для здоровья обу­чаться в существенно лучших ус­ловиях.

    В связи с этим в регионах не­обходимо обеспечить транспорт­ную доступность базовых школ и ресурсных центров; усиленное материально-техническое обес­печение таких учреждений: ос­нащение учебным, лаборатор­ным и компьютерным оборудо­ванием, ремонт, приобретение оборудования для спортзалов и столовых.

    Регионам необходимо органи­зовать работу по принятию му­ниципальными образованиями программ развития сети, в рам­ках которых определяются базо­вые школы и ресурсные центры. Одним из ключевых оснований для их определения должны стать результаты ПНПО. Инно­вационные школы должны по­лучить дополнительную под­держку на муниципальном и ре­гиональном уровне. Следует на­ращивать их мощности и потен­циал  для  дальнейшего  роста качества предоставляемых услуг и расширения числа граждан, которые могут ими воспользо­ваться.

    Одним из видимых индика­торов процессов развития обще­образовательной сети, их направ­ленности на укрепление базовых школ является изменение напол­няемости классов. Регионы, ре­ализующие меры по развитию сети в рамках комплексных про­ектов модернизации образова­ния (КПМО), прогнозируют по­вышение наполняемости клас­сов, в особенности в сельских школах. В целом к концу про­екта средняя наполняемость классов в сельских школах вы­растет на 4 человека и достиг­нет 14,3 человек. При этом в  регионах ос­новной рост наполняемости в це­лом по селу и городу придет­ся на старшую ступень общего образования. В среднем коли­чество учащихся на старшей сту­пени возрастет на 12 человек

    Но главный показатель разви­тия сети общеобразовательных учреждений - доля школьников, которые учатся в условиях, пол­ностью отвечающих современным требованиям. В таких условиях сегодня обучаются менее 30% де­тей, хотя за 2 последних года это число существенно возросло, главным образом - благодаря мероприятиям ПНПО по под­держке инновационных школ, оснащению учебным оборудова­нием и автобусами, подключе­нию к Интернету. Регионы, вне­дряющие КПМО, взяли обяза­тельство увеличить этот показа­тель до 70%.

     

    Расширение общественного участия в управлении образованием

    Ключевым условием и фак­тором успешности комплексной модернизации образования явля­ется полноценное общественное участие в управлении образова­тельными учреждениями, в фор­мировании образовательной по­литики на местном, региональ­ном уровнях. Привлечение об­щественных институтов к учас­тию в управлении образованием заключается в передаче им ряда управленческих полномочий.

    Основной формой обществен­ного участия будут общественные советы на всех уровнях управле­ния образованием, в том числе:

    -  управляющие советы образо­вательных учреждений. Они будут участвовать в форми­ровании образовательной программы и программы раз­вития учреждения, в разра­ботке локальных норматив­ных актов, охватывающих различные вопросы функци­онирования учреждения, в распределении стимулирую­щих выплат учителям и ре­шении иных финансовых во­просов и др.;

    - общественные советы и ко­миссии на муниципальном уровне. Предполагается их участие в формировании и ре­ализации программы развития муниципальной образователь­ной сети, стимулировании ру­ководителей образовательных учреждений, обсуждении му­ниципальных   расходов   на содержание и коммунальное обслуживание школьных зда­ний и др.;

    - региональные экспертные со­веты будут принимать учас­тие в формировании и напол­нении образовательного стан­дарта в части компетенции субъектов Российской Феде­рации, установлении подуше­вого норматива финансирова­ния образовательных учреж­дений, обсуждении и совер­шенствовании механизмов ре­ализации   государственной образователь-

    ной   политики, отборе  инновационных  уч­реждений, получающих реги­ональную поддержку, и др.

     Открытость образовательных систем для общественного уча­стия достигается через систему формирования и предъявления публичных докладов об их об­разовательной и финансово-хо­зяйственной деятельности.

    Для развития общественного участия необходима норматив­ная и методическая поддержка на региональном уровне. Необ­ходимо принятие нормативных актов субъекта Российской Фе­дерации, модельных актов для муниципальных образований и образовательных учреждений, устанавливающих процедуры и порядок общественного участия в принятии решений. При совершенствовании нор­мативной базы регионам реко­мендуется применять опыт ор­ганизации конкурсных отборов и работы коллегиальных обще­ственных органов, наработанный в рамках ПНПО.

    Методическое обеспечение должно предусматривать:

    ■ инструктивно-методические материалы для общественных управляющих и руководите­лей образовательных учреж­дений по основным вопросам управления образованием (включая систему публичной отчетности);

    ■ региональную систему подго­товки общественных управ­ляющих к работе в государ­ственно-общественных орга­нах управления образовани­ем, а также педагогических и управленческих   кадров   по взаимодействию с обществен­ными управляющими и граж­данскими институтами.

    Немаловажным фактором ус­пешности комплексной модерни­зации образования является ее компетентное и квалифицирован­ное освещение в средствах мас­совой информации. Это предпо­лагает наличие региональной си­стемы взаимодействия со сред­ствами массовой информации.

    Необходимо отметить, что все применяемые экономические ме­ханизмы не являются самоце­лью. Все они только средство для реализации абсолютно пе­дагогической цели - улучшения для как можно большего коли­чества детей всех условий, не­обходимых для обеспечения по­лучения ими качественного об­разования.

    2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ  СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    В последнее время значительно расширился спектр образовательных программ, предлагаемых руководящим работникам системы образования; обновилось их содержание; начат переход к разноуровневым и модульным образовательным программам. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России и эффективно содействовать повышению профессионального мастерства учителей.

    Анализ результатов исследований показал, что система повышения квалификации, сложившаяся в России,  помогает существенно в реализации национального проекта в сфере образования (60%).

    Одним из результатов реализации ПНПО в этом году стало увеличение заказов на повышение квалификации по вопросам, связанным с содержанием приоритетного национального проекта: по современным образовательным технологиям; по разработке программы развития учреждений образования; по вопросам инновационной деятельности учителей и руководителей школ; по мониторингу качества общего образования, по участию в грантовой деятельности.

    Работа с руководящими кадрами проводится по направлениям:

    - актуализация и обновление уже имеющихся знаний, необходимых для профессиональной управленческой деятельности;

    - профессиональная переподготовка вновь назначенных и начинающих работать в должности в соответствии с Государственными требованиями к уровню знаний, умений и навыков руководителей;

    - оказание методической поддержки с использованием различных форм консультирования, стажировки; разработка программ развития образовательных учреждений, их структур, учебных планов, создание общественных органов управления, организация и содержание инновационной экспериментальной работы;

    В целях эффективной реализации комплексного проекта модернизации на период с 2008 по 2010 годы будет осуществляться специальная подготовки управленческих кадров (работников региональных и муниципальных органов управления образованием, директоров общеобразовательных учреждений и др.). Российские институты образования в связи с этим предлагают модель многоуровневой подготовки управленческих кадров по 4 блокам:

    ·   нормативно-правовое обеспечение инновационного развития образования;

    ·   методологические основы инновационного развития образования;

    ·   технологические основы инновационного развития регионального образования;

    ·   оценка эффективности реализации направления.

    Повышение квалификации будет самым тесным образом связано с прохождением процедуры аттестации педагогических работников и результаты должны учитываться при присвоении квалификационной категории. Вводятся новый вид повышения квалификации – аттестационные курсы. Перечень модулей программ зависит от категории, на которую претендует соискатель.

    Создается банк данных педагогических работников, что позволит еще эффективнее осуществлять повышение квалификации специалистов в отрасли. Предполагается обеспечить механизм обратной связи между запросами педагога и возможностями учреждения повышения квалификации. Эти преобразования позволят повысить инвестиционную привлекательность образовательных услуг.

    В подготовке квалифицированных кадров системы образования с учетом перехода на нормативное финансирование будет уделяться больше внимание экономическим дисциплинам, организации маркетинговых исследований, опытно-экспериментальной работы, внедрению в образовательный процесс современных технологий.

    В сложившейся ситуации особую актуальность приобретают процессы взаимодействия института с муниципальными методическими службами, которые должны развиваться по разным основаниям: по приоритетным направлениям развития системы образования, по основным управленческим задачам и функциям, по видам деятельности, по категориям объектов воздействия (обучающихся, образовательных учреждений, педагогических кадров) и т.д.

    Взаимодействие в системе повышения квалификации предполагает: создание условий для развития педагогического мастерства всех категорий работников образования; диагностику уровня профессиональной компетентности и информационных потребностей педагогических работников; прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, руководителей образовательных учреждений; систему работы с кадрами в межкурсовой период. Поскольку система повышения квалификации включает не только курсовое обучение, но и проведение конференций, семинаров, конкурсов, организацию обмена передовым опытом, сотрудничества с учеными, дистанционное обучение, стажировку, то необходимо предоставить педагогам условия, способствующие совершенствованию их профессионализма. Механизм обновленной системы повышения квалификации обеспечит выполнение поставленных задач с помощью проведения маркетинговых исследований, направленных на выявление перспективных потребностей системы общего образования.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, можно выделить основные на­правления комплексной модер­низации образования:

    · введение новой системы оп­латы труда работников обще­го образования, направлен­ной на повышение доходов учителей (НСОТ);

    · переход на нормативное по­душевое финансирование об­щеобразовательных учрежде­ний;

    · развитие региональной сис­темы мониторинга и оценки качества образования;

    · развитие региональной сети общеобразовательных учреж­дений: обеспечение условий для получения качественного общего образования незави­симо от места жительства;

    · расширение общественного участия в управлении обра­зованием.

    Большие преобразования в системе повышения квалификации и переподготовки кадров должны произойти с учетом:  введения новой системы оплаты труда;  дальнейшего развития института в условиях конкурентной среды; выполнения новых функций деятельности в связи с реализацией целевой программы «Развитие системы образования на 2008 – 2010 годы».

    Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях, образовательной системы.







    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Национальный проект "Образование": Чего мы ждем от реформы // Нац. проекты. - 2007. - № 5. - С. 51-52.

    2. Никитин, Э.Создание организационных условий для реализации • приоритетного национального проекта "Образование" / Э. Никитин, И. Чечель // Нар. образование. - 2006. - № 4. - С. 21-50.

    3. О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта "Образование" // Государство и право. - 2006. - № 1. - С. 2-3.

    4. Фурсенко, А. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования / А. Фурсенко// Альма матер: Вестн. высш. шк. - 2006. - № 1. - С. 21-14.






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Механизм реализации целевых комплексных программ в сфере образования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.