Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Мотивационная сфера личности

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Мотивационная сфера личности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

    1.  МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ..................................................... 4

    1. 1. Внут­ренние и внешние  мотивационные силы человека.................... 4

    1. 2. Мотивирующие факторы.................................................................... 5

    2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.................................................... 9

    2. 1. Биологические и социальные мотивы................................................ 9

    2. 2. Концепции мотивации...................................................................... 10

    3. ВИДЫ, ДИНАМИКА И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.... 13

    3. 1.  Виды потребностей.......................................................................... 13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 17

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 18






    ВВЕДЕНИЕ

    Термин мотивация имеет два взаимо­связанных, но несколько различных значения: общее (широ­кое) и специальное (узкое). В общем, широком значении мо­тивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую (возникла в 30-годы XX в.) область научных, психологиче­ских исследований, имеющих дело с психологическим объ­яснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное, узкое значение терми­на «мотивация» относится к причинам и факторам, управ­ляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к то­му, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уров­не активности.

    То есть  широкая трактовка этого термина предпо­лагает включение в число мотивационных факторов всех без исключения психологических особенностей человека, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и уп­равлении его поведением. Все другие психологические свойства че­ловека, кроме мотивации, принимают участие лишь в регу­ляции поведения, но не служат его началом или энергети­ческим источником. Мо­тивация - это в первую очередь представление о психологических, энергетических перво­источниках поведения. При этом те же факторы, кото­рые являются энергетическими источниками поведения, обеспечивают его регулирование на определенном уровне активности.

    1.  МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

    1. 1. Внут­ренние и внешние  мотивационные силы человека.

    Что же влияет на поведение че­ловека? Это разнообразные силы, которые могут находить­ся как внутри человека, так и вне его организма. К внут­ренним мотивационным силам относятся физиологические процессы, происходящие в организме человека и связанные с его органическими потребностями, а также психологиче­ские свойства, состояния, процессы человека и их динами­ка. К внешним мотивационным силам можно отнести об­становку, людей, окружающих данного человека, разного рода внешние воздействия, оказываемые на него.

    Например, в организме человека в данный момент време­ни может чего-то недоставать, скажем, продуктов питания, воды, кислорода, и этот дефицит биохимических веществ в виде актуальных органических потребностей может оказы­вать влияние на поведение человека.

    Человеку в данный момент времени может прийти в голо­ву определенная мысль, и она может стать актуальным мо­тиватором его поведения. У человека может появиться неко­торое желание, интерес и стремление его реализовать, что может стать в данный момент времени внутренней, психоло­гической причиной его активности. Человек, наконец, мо­жет принять определенное решение и, исходя из него, уси­лием воли заставить себя действовать определенным обра­зом. В этом случае мотивационным источником его поведе­ния станет сознательно принятое решение и воля.

    Допустим, что человек уже принял решение и готов дей­ствовать определенным образом. Достаточно ли этого, чтобы добиться достижения поставленной цели? Оказывается, что нет. Может случиться так, что обстановка, в которой прихо­дится действовать человеку, окажется неблагоприятной для достижения интересующей его цели, и тогда человек вряд ли добьется успеха.

    Допустим, что в целом обстановка весьма благоприятная, но, не оценив ее как следует, человек приступает к практи­ческим действиям без учета сложившейся обстановки и не­ожиданно сталкивается с серьезным препятствием, на кото­рое он раньше не обратил внимания. В этом случае человек, может быть, и достигнет намеченной цели, но ему придется приложить для этого гораздо больше усилий, чем в том слу­чае, если бы он изначально внимательно изучил окружаю­щую обстановку, принял разумное решение, как действо­вать, с полным учетом сложившихся обстоятельств, в том числе возможных препятствий на пути к желаемой цели. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что окружаю­щая обстановка хотя и не прямо, как это свойственно внут­ренним факторам, но все же существенно мотивирует пове­дение человека.


    1. 2. Мотивирующие факторы

    Разумный человек, прежде чем действовать, оценит сло­жившуюся обстановку, соотнесет с ней актуальные потреб­ности, примет решение о том, как действовать в данной об­становке для того, чтобы в максимальной степени и при ми­нимальных усилиях с его стороны были удовлетворены наи­более важные для него потребности. Если говорить более конкретно, то со стороны обстановки поведение человека мо­гут мотивировать следующие факторы:

    • То, что в данной обстановке способствует удовлетворе­нию наиболее важных его потребностей.

    • То, что в этой обстановке препятствует удовлетворению этих потребностей.

    • Субъективная оценка шансов на удовлетворение тех или иных потребностей с учетом их значимости и вероятно­сти удовлетворения в данной ситуации.

    • Оценка затрат усилий и времени, которые потребуются для того, чтобы в сложившейся обстановке удовлетво­рить ту или иную потребность.

    Взвесив все это и исходя из того, что наиболее значимо в данный момент в данной обстановке, человек начинает дей­ствовать. Но это, оказывается, еще не все. Предприняв неко­торые пробные практические действия, человек на время ос­танавливается и оценивает их результат. Если он видит, что результат предпринятых им действий соответствует ожидаемому, то он продолжит действовать дальше таким же обра­зом. Если человек обнаружит, что полученный им результат не соответствует ожидаемому, то он на время прекратит свои действия, скорректирует их или примет совершенно новое решение, как вести себя в данной обстановке. Так может продолжаться несколько раз в процессе деятельности, на­правленной на удовлетворение определенной потребности в определенной социальной обстановке. Это и есть реальный динамический процесс мотивации. Что же что называется потребностями и мотивами поведения?

    Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что необходимо для его нормального физического или психологического существования и развития. Название «потребность» происходит от слов «требовать», «потребо­вать», и поэтому потребность означает то, что требуется че­ловеку, без чего он не в состоянии существовать и нормаль­но развиваться как человек.

    В отличие от потребности мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека дейст­вовать определенным образом, делает его активность целена­правленной и поддерживает ее на определенном уровне. На первый взгляд кажется, что понятия «потребность» и «мо­тив» обозначают одно и то же. Действительно, между ними есть общее: и потребность, и мотив выступают как внутрен­ние регуляторы поведения.

    Однако между ними есть и различия. Потребность может быть потенциальным и реальным мотивом поведения, то есть действовать или не действовать в данный момент време­ни, оказывать или не оказывать влияние на поведение. Мо­тив же всегда является актуально действующим мотивационным фактором. Потребность порождает общее состояние нецеленаправленной активности, а мотив делает активность человека целенаправленной. По выражению А. Н. Леонтье­ва, мотив — это опредмеченная потребность, то есть такая потребность, которая выражена в стремлении человека к оп­ределенной цели. Мотивы поведения — это то, что на самом деле лежит в его основе, то есть мотивы — это субъективные, психологические образования, начинающие, регулиру­ющие и поддерживающие деятельность человека, направ­ленную на удовлетворение его потребностей. Потребности, в свою очередь, — это объективно действующие энергетиче­ские первоисточники поведения, то есть то, что делает чело­века в данный момент активным.

    Правда, если человек осознает и правильно понимает то, что на самом деле управляет его поведением, то потребность и мотив могут совпадать. Между мотивом деятельности и целью действия имеется и другое различие. Мотив деятельности обычно предшеству­ет ей, и деятельность начинается с определения ее мотива. Цель действия — это его конечный результат. Действие за­вершается достижением своей цели. Эта цель становится оп­ределенной тогда, когда она уже достигнута, в то время как мотив деятельности может быть определен заранее независи­мо от того, будет или не будет выполнена соответствующая ему деятельность.

    Интересом называется мотив познавательного характера. Это значит, что, имея интерес к чему-либо, человек стремит­ся получить знания о соответствующем объекте. Однако есть иное определение интереса — как некоторого рода эмоцио­нального влечения одного человека к другому человеку. Именно в этом, последнем смысле используется термин «ин­терес» в следующем словосочетании: «молодой человек про­явил особый интерес к этой девушке».

    Стимулом называют то, что извне оказывает влияние на поведение человека в дополнение к основной потребности или мотиву, которые данным поведением управляют. Стиму­лы, как и мотивы, могут быть внутренними и внешними. Внутренние стимулы представляют собой те психологиче­ские свойства человека, которые усиливают внутреннюю мо­тивацию его поведения.

    Человек может решить, что кроме удовлетворения неко­торой потребности он может получить дополнительную вы­году от того, что занимается определенным видом деятель­ности. Эта мысль явится дополнительным внутренним сти­мулом этой деятельности. Человек может осознать тот факт, что с помощью какой-либо деятельности он сможет удовле­творить не одну, а сразу несколько своих потребностей. Это выступит в качестве дополнительного внутреннего стимула соответствующей деятельности.

    Может случиться так, что человек будет заниматься опре­деленной деятельностью в присутствии других людей, кото­рые будут наблюдать за ним и оценивать его. Желая хорошо выглядеть в глазах наблюдателей и произвести на них бла­гоприятное впечатление, человек будет особенно старатель­но делать свое дело. Окружающие люди в этом случае могут стать внешними стимулами его деятельности. В качестве внешних стимулов может выступить также получение ка­кой-либо награды за хорошее выполнение деятельности.

    Иногда той потребности или того единственного мотива, ради которого человек включается в деятельность, недоста­точно, чтобы с успехом и до конца выполнить деятельность. Тогда приходится сознательно изыскивать дополнительные внутренние и внешние стимулы, которые вместе с основным мотивом или основной потребностью дают возможность осу­ществить эту деятельность на высоком уровне.








    2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

    2. 1. Биологические и социальные мотивы

    По мере созревания организма у человека появляются новые, не­посредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, познании, труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется по­ловая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, по­знании и т.д.

    Анализируя путь развития человеческих потребностей, А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетво­ряет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Раз­витие потребностей связано с развитием их предметного содержа­ния, т.е. конкретных мотивов деятельности человека

    Мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потреб­ностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

    Мотивы — это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

    Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения чело­века, обычно отражающие его физиологические потребности.

    Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения лично­сти, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

    А.Н. Леонтьев так определяет мотив: в самом потребностном состоянии субъекта предмет, ко­торый способен удовлетворить потребность, жестко не запи­сан. До своего первого удовлетворения потребность «не зна­ет» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность, функцию, то есть становится мотивом.

    По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для челове­ческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В от­личие от целей мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоцио­нальной окраски действий (т.е. придают действию личностный смысл).

    Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функ­ций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функ­ций (мотивы-стимулы).

    Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние. В основе внутренних мотивов лежат потребности челове­ка, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, ис­ходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характери­зующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов.


    2. 2. Концепции мотивации

    Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

    Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе орга­низма автоматически приводит к появлению соответствующей по­требности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивида к его удовлетворению.

    Теория оптимальной активации. Организм стремится поддержи­вать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функцио­нировать наиболее эффективно.

    Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, на­до обратиться к процессу мышления.

    Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствую­щих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

    Мотивация создает особое состояние функциональной системы — предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организ­ма к выполнению соответствующей деятельности. Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса симпатической нерв­ной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

    Кроме того, возникают субъективные эмоциональные пережи­вания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность. Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.

    В силу своего многообразия разные потребности нередко сосу­ществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играет роль домини­рующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминан­ты, сформулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наибо­лее важная потребность.

    Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

    Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и со­храняют такую активность до удовлетворения потребности.

    В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

    Потребности испытываются человеком двояко: с одной сторо­ны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой — как осознание по­требностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как каче­ственно особых мотивов личности.

    Таким образом, мотивационный компонент — это ядро, важ­нейшая часть психики, включающая систему мотивов в ее опреде­ленном построении. Логика ее развития состоит в удовлетворении потребностей различного уровня. Поэтому следует учитывать, како­го уровня потребности для данного человека актуальны. Этим реа­лизуется принцип психологического детерминизма — все внешние воздействия приводят к конкретному результату опосредованно, преломляясь через психическое содержание личности.

    3. ВИДЫ, ДИНАМИКА И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

    3. 1.  Виды потребностей.

     У чело­века намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребно­стей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделен­ных групп потребностей в отдельности.

    Органическими называются потребности, связанные с са­мосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том чис­ле — в пище, в воде, в кислороде, в определенной темпера­туре, потребность продолжения рода (половая, или сексу­альная, потребность). К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопас­ное существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, напри­мер гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обра­ботка продуктов питания.

    Материальными называют потребности, которые удовле­творяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инстру­ментах и разного рода машинах, во многом другом, что не­обходимо людям в быту и на работе, а также во время отды­ха. Речь идет о предметах человеческой материальной куль­туры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.

    Социальными называют потребности, связанные с опреде­ленным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со сто­роны окружающих людей, в признании, уважении, автори­тете, власти и т.п. Эти потребности появились и стали раз­виваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворе­нию этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют обществен­ный способ своего существования. Это, в свою очередь, дела­ет жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без об­щения и взаимодействия с другими людьми.

    Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: на­учной, технической, художественной. Человек, особенно ес­ли он представляет собой высокоразвитую личность, не мо­жет нормально существовать без творчества. Для такого че­ловека потребность в творческой деятельности иногда явля­ется главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.

    Под потребностями психологического развития и нравст­венного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно со­вершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся глав­ными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая тео­рия личности, в которой наличие у человека таких потреб­ностей провозглашается признаком высшего уровня психо­логического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.

    Процесс формирования всей сложной сис­темы человеческих потребностей занимает довольно значи­тельный период: от 2—3 до 15—16 лет. К моменту оконча­ния школы основные человеческие потребности у детей уже сформированы. Правда, не все человеческие потребности в этом возрасте имеются у всех без исключения детей, и дале­ко не для каждого ребенка все эти потребности являются одинаково значимыми. Уже в это время наблюдаются боль­шие индивидуальные различия среди детей в системе их ин­тересов и потребностей.

    В детстве процесс развития потребностей человека не за­вершается, он продолжается и дальше. То, каким образом этот процесс будет идти дальше, и то, какие новые потреб­ности сформируются у того или иного человека, зависит уже от его собственного, индивидуального опыта и образа жизни. Но в любом случае, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь, часть своих новых потребностей человек приобрета­ет уже после окончания школы.

       Уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей. Предполагается, что, чем больше у человека потребностей, тем богаче будет его жизнь и, следовательно, тем выше уровень его психологиче­ского развития.

    Мы уже отмечали, что человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные. У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организ­ма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также по­требности психического развития. Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представ­ленной многими входящими в соответствующую группу ча­стными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у челове­ка, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

    Еще более важной характеристикой уровня развития че­ловека является разнообразие его потребностей. Можно представить себе ситуацию, что у некоторого человека чрез­вычайно дифференцированы только три группы потребно­стей: органические, потребности безопасности и материаль­ные потребности. Такой человек может с помощью разнооб­разных предметов и различными способами удовлетворять свои соответствующие потребности. Поэтому у него будет множество частных потребностей данного типа. Однако можно ли будет такого человека назвать развитой лично­стью? Наверное, нет, так как разнообразием своих потребно­стей он не будет отличаться. Другое дело, когда мы имеем дело с человеком, у которого действительно имеется множе­ство разнообразных человеческих потребностей, в том числе тех, которые были перечислены выше. Такого человека уже с полным основанием можно характеризовать как психоло­гически развитую личность.

    Но еще более, чем общее число и разнообразие имеющих­ся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными. Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой лично­стью. Но если на первом месте у человека по степени значи­мости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую лич­ность.










    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    На поведение че­ловека влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Мотивация – это те причины  и факторы, которые управ­ляют  поведением  человека, которые побуждают его к тому или иному действию или, напротив, бездействию.

    К внут­ренним мотивационным силам относятся физиологические процессы, происходящие в организме человека и связанные с его органическими потребностями, а также психологиче­ские свойства, состояния, процессы человека и их динами­ка. К внешним мотивационным силам можно отнести об­становку, людей, окружающих данного человека, разного рода внешние воздействия, оказываемые на него. Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности.

    В основе мотивационных процессов лежат потребности человека. Мотивационный компонент — это ядро, важ­нейшая часть психики, включающая систему мотивов в ее опреде­ленном построении. Логика ее развития состоит в удовлетворении потребностей различного уровня.

    Существуют следующие виды потребно­стей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования.










    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.

    2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.

    3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. М., 1983, Т. 3.

    4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

    5. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л Наука, 1983. 175 с.

    6. Немов Р. С. Общая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

    7. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.

    8. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследо­вания. М., 2000.

    9. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.

    10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 томах. Т.1. –М.: Педагогика, 1989.





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Мотивационная сфера личности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.