Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налоги и сборы взимаемые таможенными органами

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Налоги и сборы взимаемые таможенными органами
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение…………………………………………...………………………………3

    1. Понятие и виды таможенных платежей……………………………………...4

    2. Условия возникновения обязательств по уплате таможенных платежей…………………………………………...……………………………..17

    3. Порядок уплаты таможенных платежей……………………………….…...19

    4. Проблемы, связанные с правовым регулированием взимания таможенных платежей………………………………………………………………………….22

    Заключение…………………………………………..…………………………..27

    Список использованной литературы…………………………………………...28

    Введение


    Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано прежде всего на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства[1]. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.

    Цель настоящей работы – рассмотреть и проанализировать особенности уплаты таможенных налогов и сборов.

    Задачи работы:

    1.   Исследовать понятие и виды таможенных платежей

    2.   Проанализировать условия возникновения обязательств по уплате таможенных платежей

    3.   Изучить порядок уплаты таможенных платежей

    4.   Исследовать проблемы, связанные с правовым регулированием взимания таможенных платежей

    1.   Понятие и виды таможенных платежей


    К системе таможенных платежей отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин "таможенные платежи" является общим для всех видов платежей, перечисленных в ст. 318 Таможенного кодекса РФ.

    Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования. Контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы.

    Представляется, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез с нормами налогового законодательства, которое использует две категории - "налог" и "сбор". Исключение таможенной пошлины из числа федеральных налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его финансово-правовой сущности. При этом А.В. Брызгалин полагает, что термины "налог", "сбор", "пошлина" являются синонимами, а их употребление объясняется лишь устоявшейся практикой[2]. Юристы же считают, что налоги не могут быть отношениями, они выступают прежде всего в качестве платежа.

    По нашему мнению, таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Поэтому при выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора.

    При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ[3].

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Действующим Таможенным кодексом РФ предусмотрено несколько видов таможенных сборов: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; таможенные сборы за хранение товаров; сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы за возобновление действия лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата. Статьи же со 114 по 116 посвящены соответственно сборам за таможенное оформление, за таможенное хранение и за таможенное сопровождение. Остановимся на этих сборах подробнее.

    1. Таможенные сборы за таможенное оформление (статья 114 ТК РФ).

    За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях, взимаются таможенные сборы за таможенное оформление[4]. Размеры этого сбора установлены Приказом ГТК N 1010 от 10 ноября 2000 года.

    Сбор за таможенное оформление взимается в процентах от таможенной стоимости оформляемого товара.

    Он может начисляться в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Центральный банк Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров при помещении их под следующие таможенные режимы:

    - выпуск для свободного обращения;

    - реимпорт;

    - магазин беспошлинной торговли;

    - таможенный склад;

    - свободный склад;

    - свободная таможенная зона;

    - переработка на таможенной территории*;

    - переработка под таможенным контролем*;

    - временный ввоз (вывоз)*;

    - переработка вне таможенной территории*[5];

    - экспорт;

    - реэкспорт;

    - уничтожение[6].

    Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,1% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации без дополнительного сбора при таможенном оформлении товаров:

    а) классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД России, помещенных под таможенные режимы переработки под таможенным контролем, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, а также при таможенном оформлении продуктов переработки, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД России;

    б) помещенных под таможенный режим транзита, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами ГТК России и случаями освобождения от уплаты от таможенного сбора за таможенное оформление (эти случаи перечислены в Приказе ГТК РФ N 1010 от 10 ноября 2000 года.);

    в) товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к технической помощи (содействию).

    При таможенном оформлении товаров, перемещаемых государственными железными дорогами через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 14 долларам США, в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве, но не более 0,1 процента стоимости данной партии товаров.

    Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,15% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации при таможенном оформлении товаров:

    - ввозимых в Российскую Федерацию в счет кредитов, гарантированных Правительством Российской Федерации, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

    - ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с этой территории по контрактам, предусматривающим расчеты в клиринговых или в замкнутых валютах;

    - ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального бюджета Российской Федерации; ввозимых в счет кредитов в иностранной валюте, представляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, погашение которых осуществляется из федерального бюджета; ввозимых в счет погашения зарубежными странами задолженности по кредитам, предоставленным бывшими Союзом ССР и РСФСР, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

    - ввозимых в качестве дара;

    - происходящих и ввозимых из стран СНГ;

    - помещенных под таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР[7].

    При оформлении наличной иностранной валюты; памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации либо при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации Центральным банком Российской Федерации; вывозимой и пересылаемой с таможенной территории Российской Федерации или ввозимой и пересылаемой на таможенную территорию Российской Федерации; горюче - смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты сбор за таможенное оформление также взимается в размере 0,15% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации.

    При таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг в иностранной валюте таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в размере трех установленных законом минимальных месячных размеров оплаты труда в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации.

    Таможенные сборы за таможенное оформление воздушных, морских и речных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными режимами временного ввоза (вывоза) и переработки, если операцией по переработке является ремонт таких судов, взимаются в валюте Российской Федерации в размере:

    100 евро - если таможенная стоимость судна не превышает сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США включительно;

    150 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США, но не превышает сумму, эквивалентную 5 млн. долларов США включительно;

    200 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 5 млн. долларов США и более.

    Таможенные сборы за таможенное оформление судов взимаются в указанных размерах также в случаях завершения действия таможенных режимов:

    а) временного ввоза (вывоза) путем обратного вывоза (ввоза) временно ввезенных (вывезенных) товаров;

    б) переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;

    в) переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории Российской Федерации.

    В том случае если указанные размеры таможенных сборов за таможенное оформление превышают сумму, равную 0,1% таможенной стоимости судна в валюте Российской Федерации и 0,05% таможенной стоимости судна в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров в валюте Российской Федерации и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Центральный банк Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров.

    На практике большое значение имеет порядок расчета таможенных сборов в случае таможенного оформления товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации. В этих ситуациях таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в двойном размере. Исключение составляют нижеперечисленные случаи:

    а) когда таможенное оформление товаров отдельных категорий производится в таможенных органах Российской Федерации, определенных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;

    б) при таможенном оформлении горюче - смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты.

    в) установленных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

    Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются также при изменении таможенного режима согласно размерам и порядку, установленным для вновь избранного таможенного режима.

    Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные сборы за таможенное оформление, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации до или одновременно с принятием таможенной декларации таможенным органом. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты сборов за таможенное оформление исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. Таможенные сборы за таможенное оформление уплачивают таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. Если валютная часть сборов за таможенное оформление не превышает суммы, эквивалентной 100 долларам США, таможенные органы вправе взимать, а декларант вправе уплачивать дополнительные сборы в валюте Российской Федерации.

    Особенности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых между государствами - участниками соглашений о таможенном союзе, описаны в письме ГТК РФ от 27 июня 2001 года N 01-06/25247.

    В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные денежные средства на счета таможенных органов Российской Федерации.

    Ситуации, при которых возможно освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров, закреплены и в Приказе ГТК РФ от 6 февраля 2001 года N 124.

    Возврат взысканных сумм таможенных сборов за таможенное оформление, в том числе при аннулировании декларации или запрещении выпуска товаров, не производится, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации, включая случаи, когда таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров, в том числе и при предварительных операциях, не производили. Возврат же излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации по налогам и сборам и таможенным законодательством, в том числе если:

    а) сумма таможенных сборов за таможенное оформление пересчитана при корректировке таможенной стоимости товаров;

    б) произошла излишняя уплата таможенных сборов за таможенное оформление в результате изменения их размера, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.

    2. Таможенные сборы за хранение.

    За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг (статья 115 ТК РФ).

    Положение о временном хранении на данный момент утверждено Приказом ГТК РФ от 10 ноября 2000 года N 1013 "Об утверждении положения о складах временного хранения" (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.12.2000 N 2509). В нем закреплено, что товары и транспортные средства, ранее помещенные на временное хранение, но не прошедшие таможенного оформления до прекращения действия лицензии, приобретают статус товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, учрежденном таможенным органом. Указанные товары и транспортные средства могут находиться на складе под таможенным контролем не более одного календарного месяца.

    При этом владелец склада временного хранения уплачивает таможне за хранение товаров и транспортных средств таможенные сборы, установленные при хранении на складах временного хранения, учрежденных таможенными органами:

    - при аннулировании лицензии - со дня выдачи лицензии;

    - при отзыве лицензии - со дня издания приказа таможни либо со дня обращения постановления по делу о нарушении таможенных правил к исполнению;

    - при прекращении действия лицензии по желанию владельца склада - со дня прекращения действия лицензии;

    - при прекращении действия лицензии в связи с истечением срока ее действия - со дня, следующего за указанной в лицензии датой окончания ее действия.

    При помещении товаров и транспортных средств на СВХ, владельцем которого является таможня, взимаются таможенные сборы за хранение, установленные Приказом ГТК РФ от 23 марта 2001 года N 290 "Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенных контролем"[8] в следующих размерах:

    - суммы, эквивалентной 20 евро за единицу транспортного средства (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль, полуприцеп, прицеп, контейнер) в сутки, - за хранение товаров без фактической выгрузки (в грузовых отделениях транспортного средства);

    - суммы, эквивалентной 5 евро за единицу транспортного средства (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер) в сутки, - за хранение порожних транспортных средств;

    - суммы, эквивалентной 0,03 евро за килограмм в сутки, - за хранение товаров, выгруженных из грузовых отделений транспортного средства;

    - суммы, эквивалентной 0,01 евро за килограмм в сутки, - за хранение негабаритных или крупногабаритных товаров, а также размещенных россыпью и навалом.

    Неполные сутки считаются за полные, а масса округляется до полного значения по правилам округления.

    Таможня по согласованию с вышестоящим региональным таможенным управлением, а также таможни, непосредственно подчиненные ГТК России, могут устанавливать дифференцированные размеры сборов за хранение, не превышающие предусмотренных Приказом ГТК РФ от 23 марта 2001 года N 290, для конкретных СВХ, владельцами которых они являются, исходя из их местонахождения, сложившейся конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских помещений и других экономических факторов.

    Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Федерации и порядок их использования утверждены Приказом ГТК РФ от 22 февраля 1994 года N 72.

    За хранение товаров на таможенном складе, владельцем которого является таможенный орган, взимаются таможенные сборы за хранение в размере суммы, эквивалентной 0,02 евро, за килограмм брутто в сутки, а за хранение товаров в специально приспособленных помещениях (с использованием специфического оборудования, созданием особого температурного режима и т.д.) - 0,03 евро, за килограмм брутто в сутки. При этом неполные сутки считаются за полные, вес округляется до полных величин по правилам округления.

    Таможенные органы, учредившие таможенный склад, по представлению таможни могут устанавливать дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение, не превышающие предусмотренных настоящими Правилами, для конкретных таможенных складов исходя из их местонахождения, сложившейся конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских площадей и иных экономических факторов.

    Таможенные сборы за хранение на таможенном складе уплачиваются до или при выдаче складского свидетельства.

    Если товары вывозятся с таможенного склада ранее срока, определенного лицом, поместившим товары на таможенный склад, совместно с таможенным органом, уплаченные суммы таможенных сборов за хранение перерасчету не подлежат и какая-либо их часть таможенными органами не возвращается.

    Лицо, поместившее товары на хранение на таможенный склад, освобождается от ответственности за уплату таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, а также внесение иных таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за хранение на таможенном складе) в случае, если товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях хранения.

    При выдаче товаров в связи с ликвидацией склада таможня возвращает лицу, поместившему товары на хранение, часть уплаченных сумм таможенных сборов за хранение в зависимости от отношения фактического срока хранения к сроку, определенному при помещении товаров на хранение.

    С 1 июля 2001 года вступил в силу Приказ ГТК РФ N 447 от 17 мая 2001 года "Об учреждении таможенного склада". Этим Приказом закрепляется положение о создании в структуре Центральной акцизной таможни Центрального таможенного управления таможенного склада, специально предназначенного для хранения автотранспортных средств и сопутствующих товаров к ним. Установлены дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение автотранспортных средств и сопутствующих товаров (они приведены в приложении 1 и 2 к данному Приказу). Размер сбора зависит для автотранспортных средств от габаритных размеров кузова, а для сопутствующих товаров исчисляется за 1 кубический метр занимаемого объема. Сбор начисляется за каждые сутки хранения.

    3. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.

    За таможенное сопровождение товаров взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. В данный момент действует Приказ ГТК РФ от 3 октября 2000 года N 897 "Об утверждении Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.12.2000 N 2485).

    При таможенном сопровождении каждого транспортного средства, на котором перевозятся товары, либо транспортного средства, следующего в качестве товара своим ходом, взимаются таможенные сборы за таможенное сопровождение в следующих размерах:

    а) при таможенном сопровождении каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

    - до 50 км - 20 минимальных размеров месячной оплаты труда;

    - от 50 до 100 км - 30 минимальных размеров месячной оплаты

    труда;

    - от 100 до 200 км - 40 минимальных размеров месячной оплаты труда;

    - свыше 200 км - 60 минимальных размеров месячной оплаты труда;

    б) при таможенном сопровождении каждого морского, речного или воздушного судна - 200 минимальных размеров оплаты труда независимо от расстояния перемещения.

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются таможенному органу, принявшему решение о таможенном сопровождении и организовавшему его. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачивает перевозчик или любое иное заинтересованное лицо после принятия начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника таможенного органа соответствующего решения, но до начала организации таможенного сопровождения. В случае же таможенного сопровождения таможенным нарядом, созданным для организации наиболее рационального таможенного сопровождения, исключения скопления в пунктах пропуска через границу РФ товаров и транспортных средств при их перемещении по маршрутам движения основных товаропотоков, таможенные сборы за таможенное сопровождение может уплачивать получатель товаров или любое иное заинтересованное лицо таможенному органу назначения.

    Перечисленные таможенные сборы по своей правовой природе являются платежами неналогового характера, это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления.






    2.   Условия возникновения обязательств по уплате таможенных платежей


    Условия возникновения обязательств по уплате пошлин определяются национальным законодательством. В ст. 319 ТК РФ определен момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, а также время прекращения такой обязанности.

    При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин возникает:

    1) при ввозе товаров (подп. 8 п. 1 ст. 11 ТК РФ) - с момента пересечения таможенной границы;

    2) при вывозе товаров (подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ) - с момента подачи таможенной декларации (подп. 27 п. 1 ст. 11 ТК РФ) или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

    Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными законодательными актами:

    товары не облагаются таможенными пошлинами;

    в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

    Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а точнее - их таможенная стоимость и (или) количество.

    Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ (ст. 329 ТК РФ). При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. При изменении таможенного режима (п. 2 ст. 156 ТК РФ) таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима[9]. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которые в соответствии с ТК РФ влекут обязанность уплаты таможенных платежей (например, в случаях, приведенных в п. 4 ст. 78, п. 1 ст. 90, п. 3 ст. 116 ТК РФ), сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения соответствующего нарушения. Если такой день не установлен, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры. Указанный срок в данном случае определен в том числе и для целей исчисления пеней в порядке, предусмотренном в ст. 349 ТК РФ. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.















    3.   Порядок уплаты таможенных платежей


    В ст. 331 ТК РФ определен порядок уплаты таможенных платежей. Кроме того, в ней содержатся положения, касающиеся форм уплаты таможенных платежей.

    Таможенные пошлины могут быть уплачены в кассу (в наличной форме) или переведены на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ (в безналичной форме). В безналичном порядке таможенные платежи могут быть уплачены в форме расчетов платежными поручениями через банковскую систему, электронным способом, с использованием кредитных карт или в виде авансовых платежей в соответствии с законодательством РФ.

    В ст. 4 Закона "О таможенном тарифе" приводится классификация ставок таможенных пошлин. По способу определения (т.е. установленного количественного параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) ставки делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

    Ставка адвалорных пошлин (ad valorem) устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Адвалорные пошлины более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью. Адвалорные ставки используются как в импортном тарифе, так и при обложении вывозными таможенными пошлинами.

    Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен.

    В мировой таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям указывается и адвалорная, и специфическая ставка пошлины. В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний взимаются или обе пошлины одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможенной пошлины. Ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными.

    По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается довольно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на определенные страны.

    При определении таможенной стоимости перемещаемых товаров зачастую возникают спорные вопросы. Отметим, что в целом практика применения судами законодательства РФ по таможенной стоимости товаров складывается противоречиво.

    Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения. Величина таможенной стоимости зависит от компонентов, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, и метода ее определения. В суде чаще всего оспариваются такие действия таможенных органов по корректировке таможенной стоимости, как: отказ от определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров по первому методу; неприменение методов 2 - 5 таможенной оценки и корректировка таможенной стоимости по шестому (резервному) методу; нарушение процедуры таможенной оценки[10].

    Согласно основному методу таможенной оценки - по цене сделки с ввозимыми товарами - таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ.

    Декларант обязан заявить и подтвердить сведения о таможенной стоимости. Главная обязанность таможенного органа (в этой части) - проконтролировать правильность заявленной таможенной стоимости и избранного метода ее определения. Эта обязанность не предполагает возложения на таможенный орган бремени розыска и подбора всей совокупности сведений по каждому перемещаемому через таможенную границу РФ товару, особенно учитывая довольно жесткие требования, установленные к ценовой информации. Если таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, располагает соответствующей информацией, он должен использовать ее для определения таможенной стоимости конкретных оцениваемых товаров.

    Выбор ставки ввозной таможенной пошлины (базовая, преференциальная, максимальная) зависит также от страны происхождения товаров. Сведения о стране происхождения заявляются при декларировании товаров таможенным органам.

    При этом в целом ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов. Однако допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе", - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.









    4.   Проблемы, связанные с правовым регулированием взимания таможенных платежей


    Одной из форм упрощенного порядка декларирования товаров является периодическое временное декларирование. Данный порядок предполагает подачу не одной, а двух ГТД - временной и постоянной. Но как при этом оплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление? Таможенное ведомство РФ считает, что платить надо два раза: при подаче как временной, так и постоянной деклараций. Правильно ли это, учитывая, что сбор взимается за таможенное оформление, а не за подачу декларации?

    Разъяснения таможенных органов

    В практической деятельности многие предприятия-экспортеры для целей таможенного оформления вывозимых товаров применяют периодическое временное декларирование (ПВД). Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (п. 2 ст. 138 ТК РФ).

    При этом письмом от 29.12.2004 N 01-06/12890 "О таможенных сборах" ФТС РФ разъяснила, что таможенные сборы при периодическом временном декларировании за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и постоянной), т.е. фактически два раза. Руководствуясь данным письмом, таможенные органы на местах стали разъяснять участникам ВЭД положение о двойном размере оплаты сборов, а те в свою очередь - прислушиваться к этим разъяснениям.

    Момент завершения таможенного оформления

    На наш взгляд, такая позиция таможенной службы не является бесспорной. Обратимся к ТК РФ. В соответствии со ст. 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров. Статьей 60 ТК РФ определены моменты начала и завершения таможенного оформления товаров. В п. 2 указано, что таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

    для применения к товарам таможенных процедур;

    для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока;

    для исчисления и взимания таможенных платежей.

    Рассмотрим все три случая по порядку.

    1. В ст. 11 ТК РФ даны определения понятиям "таможенные операции" и "таможенные процедуры". Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (п. 20), таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21). Декларирование товаров, в том числе и временное периодическое, относится к подразделу 1 ТК РФ "Таможенное оформление" раздела II "Таможенные процедуры". В соответствии со ст. 138 ТК РФ декларант обязан совершить такую таможенную операцию, как подача постоянной таможенной декларации при временном периодическом декларировании. Таким образом, при применении таможенной процедуры "таможенное оформление" совершение такой таможенной операции, как "подача постоянной ГТД", обязательно.

    2. Под перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11 ТК РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров любым способом. При этом понятие "вывоз товаров", как это определено п. 9 этой же нормы права, используется в значении как подача таможенной декларации. Поскольку у декларанта имеется обязанность подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию, фактически перемещение товара завершается с подачей полной таможенной декларации. Данная позиция отражена и в судебной практике (например, Постановление ФАС ДВО от 04.02.2005 N Ф03-А73/04-2/4167). Из сказанного следует, что перемещение товаров в режиме экспорта завершается подачей постоянной декларации.

    3. В соответствии с п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации. При этом если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в ВД, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Таким образом, подача постоянной ГТД как таможенная операция необходима и для исчисления и взимания таможенных платежей.

    На основании изложенного можно сделать вывод, что таможенное оформление товаров при периодическом временном декларировании завершается представлением полной таможенной декларации. Поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при представлении постоянной ГТД повторно не взиматься.

    С 01.01.2005 в силу вступило Постановление Правительства РФ N 863 от 28.12.2004 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", которым установлены ставки сборов за таможенное оформление товаров. В п. 7 Постановления установлено, что "в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей". Данный текст нормативного акта можно истолковать как специальное исключение из общего правила, т.е. что Правительство предусмотрело невзимание таможенных сборов при подаче постоянной декларации при периодическом временном декларировании. По мнению таможни, указанный текст п. 7 названного Постановления Правительства РФ следует толковать как необходимость применения ставок сборов в размерах, установленных в п. 1 того же нормативного акта, т.е. в той же сумме, что и при подаче временной декларации.

    Считаем, подобная позиция государственного органа противоречит логике документа и принципам таможенного права. В данном случае необходимо учесть следующее:

    - таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ней (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ);

    - размер сборов прямо пропорционально зависит от стоимости товаров (п. 1 Постановления N 863);

    - убытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается (п. 4 ст. 138 ТК РФ).

    Поскольку предприятие имеет право вывезти товаров меньше, но не больше, чем заявлено во временной декларации, то таможенные сборы за таможенное оформление при применении ПВД можно только переплатить, но невозможно недоплатить. В соответствии с п. 2 ст. 357.8 ТК РФ сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.

    Если применять разъяснение таможенного ведомства, то происходит фактическое ухудшение положения участника ВЭД, применяющего ПВД, в сравнении с положением другого такого же участника, использующего общий порядок декларирования, так как первый должен платить за таможенное оформление в два раза больше второго. Подобная позиция противоречит основному принципу перемещения товаров и транспортных средств, установленному в п. 1 ст. 12 ТК РФ.

    Письмо ФТС РФ от 29.12.2004 N 01-06/12890 нормативным правовым актом не является и не может применяться в части взимания сборов при периодическом временном декларировании, как противоречащее Таможенному кодексу и названному Постановлению Правительства РФ.

    Заключение


    К сожалению, в последнее время в практике государственного регулирования таможенно-тарифных отношений наметилась негативная тенденция "обхода" норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин. Полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин могут быть ограничены также связыванием таможенных пошлин, под которым понимается принятие в рамках международного договора (соглашения) обязательств по максимальному уровню пошлин.

    Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    В заключение надо сказать, что таможенные органы, как известно, в штыки воспринимают любые действия, направленные на сокращение поступлений в бюджет; это относится и к уменьшению в два раза оплаты таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании. Остается надеяться, что законность восторжествует над необоснованным в данном случае желанием таможенного ведомства обеспечить бюджетные поступления.

    Список использованной литературы

    5.   Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. N 22. Ст. 2066.

    6.   Ашмарин А.И. Финансово-правовые аспекты уплаты таможенных пошлин и сборов // Таможенное дело. 2009. N 1. С.23.

    7.   Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 4.

    8.   Какурин С. Неправомерное увеличение таможенных сборов // ЭЖ-Юрист. 2006. N 23. С.14.

    9.   Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.Ф. Азаров, М.К. Антипов, Г.В. Баландина и др.; под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. М.: НОРМА, 2004. С. 320.

    10.   Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 87 - 89.

    11.   Стрижова О.А. Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров.




    [1] Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 4.

    [2] Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 87 - 89.

    [3] Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. N 22. Ст. 2066.

    [4] Ашмарин А.И. Финансово-правовые аспекты уплаты таможенных пошлин и сборов // Таможенное дело. 2009. N 1. С.23.

    [5] При режимах, помеченных *, таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются как при помещении товаров под указанные режимы, так и при завершении действий указанных режимов.

    [6] Какурин С. Неправомерное увеличение таможенных сборов // ЭЖ-Юрист. 2006. N 23. С.14.

    [7] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.Ф. Азаров, М.К. Антипов, Г.В. Баландина и др.; под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. М.: НОРМА, 2004. С. 320.

    [8] Действие Приказа приостановлено временно, до особого указания ГТК РФ (телетайпограмма ГТК РФ от 23 августа 2001 года N ТФ-21450-21464). На данный момент следует применять Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 года N 388 в части, подлежащей отмене.

    [9] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.Ф. Азаров, М.К. Антипов, Г.В. Баландина и др.; под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. М.: НОРМА, 2004. С. 326.

    [10] Стрижова О.А. Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налоги и сборы взимаемые таможенными органами ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.