Проблема льгот является
одной из самых актуальных, представляя собой объект пристального внимания не
только ученых-правоведов, но и социологов, политологов, этиков, философов,
историков, журналистов, политических партий и общественных организаций, граждан.
В
настоящее время данная проблема имеет особо важное значение, вызывая острые
оценки, дискуссии и споры по поводу необходимости налоговых льгот.
«Будучи элементом
осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут
оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и
территориальной структуры и т.д. С их помощью решаются важные социальные
задачи: регулируются доходы различных групп населения, освобождаются от
обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования
демографической политики»[1].
Для более глубокого
изучения проблемы льгот необходимо обратиться к истории. Законодатель издавна
употребляет термины «льгота» и «привилегия», и уже в Законах XII таблиц
используются оба этих понятия: так, в ст. 1 таблицы III сказано, что «пусть
будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после
постановления против него судебного решения»; в ст.ст. 1–2 таблицы IX
установлено, что «привилегий, т.е. отступлений в свою пользу от закона, пусть
не испрашивают».
Великий Рим заложил
основы института привилегий и льгот[2].
Римское право, устанавливая сами привилегии, разделило их на приносящие пользу
и невыгодные (например, ограничения правоспособности за уклонение от господствующей
религии).
В дальнейшем привилегии
связываются с более конкретными отношениями: со службой для короля, феодала, со
статусом чужестранца и т.п.[3].
«То, что называют установить единые (правила) наград, – отмечается в
древнекитайской Книге правителя области Шан, – означает: (все) привилегии и
жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за
службу в войске, иных путей не должно быть»[4].
В результате победоносных
войн Римской империи осуществлялось присоединение новых земель (провинций) и
вместе с тем усложнялась налоговая система.
На
завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, при
этом, чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители
покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались[5] -
полагается, что это проявление первых «льготных режимах налогообложения»,
которые устанавливались для менее «спесивых» побежденных.
Римские граждане,
проживавшие не в Риме, платили как государственные, так и местные налоги,
однако в мирные времена от государственных налогов освобождались.
Коренные жители провинций
таких «налоговых льгот» не имели, что служило символом их подчиненного
положения[6].
Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их
«деятельность» было довольно сложно, а потому коррупция и злоупотребление
властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в I в. до н.э.[7].
Император Октавиан
Август, правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э., провел реформу финансовой
системы, смысл которой заключался в создании в провинциях финансовых
учреждений, контролирующих налогообложение.
Для достижения данной
цели был переоценен потенциал провинций посредством обмера каждой городской
общины с ее земельными угодьями, составления земельных кадастров и проведения
переписи имущественного состояния граждан[8].
Государственные чиновники
стали ведать сбором налогов, главным из которых был поземельный[9].
Со времен Древнего Рима
ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные[10]. Так, к косвенным
налогам, которыми облагались лишь граждане Рима и которые имел целевое
назначение, относились: налог с оборота (1 %); налог при торговле рабами
(4 %); налог на освобождение рабов (5 % их рыночной стоимости); налог
с наследства (5 %)[11].
Уместно
привести исторический пример борьбы с подобными злоупотреблениями: чтобы
положить конец неумеренности молодого патриция по имени Македо, император
великой Римской империи Веспассиан провел в сенате решение, которое полностью
запрещало всем сыновьям богатых родителей брать деньги взаймы[12].
Хотя фискальная роль
налогов очевидна, следует отметить их дополнительную стимулирующую функцию в
развитии хозяйства, выражавшуюся в предоставлении определенных денежных сумм,
для получения которых населению приходилось производить излишки продукции на
продажу, что вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса
разделения труда, урбанизации[13].
Великая египетская царица
Клеопатра при необходимости использовала и такой прозаический, но эффективный
инструмент влияния, как налоговые льготы. Документальное тому подтверждение –
выставленный в Берлинском музее папирус[14],
датированный февралем 33 г. до н.э., в котором идет речь о разрешении на
экспорт большого количества пшеницы из Египта; об импорте в Египет вина, а
также об освобождении от налогов. Ученые полагают, что это своего рода взятка Древнему Риму со
стороны стремившейся к независимости Клеопатры.
Налоговая система Древней
Греции предполагала ставку подоходного налога, которая составляла здесь от 10
до 20 %. Однако свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им
добровольные пожертвования[15].
В то же время так было в мирное время, когда не имелось крупных расходов, например
крупное строительство, война. В противном случае народное собрание вводило
обязательное налогообложение для всех.
Деньги налогоплательщиков
расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных
укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам
и другие общественные нужды[16].
В Византийской империи
существовал 21 вид только прямых налогов, не говоря уже о всевозможных
косвенных и чрезвычайных. Налоговое бремя и отсутствие налоговых послаблений и
стимулов привело не к процветанию, а к сокращению налоговой базы и ослаблению
государства[17].
В средневековом обществе
налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов
государства: для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности[18] и близость к
понятию «жертва» (так, например, название наиболее распространенного в
Средневековье налога происходит в переводе с немецкого от слова «просьба». Во
Франции понятие «налог» соответствует понятию «помощь», в Германии –
«поддержка», «опора»). Отличительной
чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки
возможностей налогоплательщика по внесению необходимой суммы в казну
государства.
Уже на ранних этапах
развития экономической мысли налог рассматривался как безвозмездный платеж
(т.е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни
особых прав). В это время налог выступает индивидуально безэквивалентным
движением денежных средств от индивидуума к государству, причем сначала даже не
собственно к государству, а, возможно, к частному лицу, так как сборщики
налогов, внеся определенную сумму в казну, стремились к обеспечению прибыльности
своей деятельности[19].
Практически
все страны Европы использовали привилегии и льготы как средства, в определенной
степени упорядочивающие отношения между феодалами и их чиновниками. И везде так
или иначе привилегии характеризовали статус субъекта, его служебную роль в
иерархии власти. В средневековых городах принимались специальные акты, в
которых данные привилегии предоставлялись и подтверждались королями и
императорами[20].
Известный
английский юрист Г. Брактон в своем трактате «О законах и обычаях Англии»
(середина XIII в.) специально посвятил привилегиям
XXIV главу, которую так и назвал «О привилегиях, о том, кто их может даровать и
какие из них принадлежат королю»[21].
Достаточно
рациональная налоговая система возникла на рубеже XVII–XVIII вв., когда в европейских
странах в основном сложилось административное государство, располагавшее
чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему
прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги в основной
массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до
15 %.
Дворянство и духовенство
от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство.
Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до
25 %.
Однако история
показывает, что налоги, приносящие, несомненно, огромные доходы в казну, имели
и отрицательную сторону, в связи с чем все государства все сильнее нуждалось не
просто в системе, а в научной теории налогообложения - так, к примеру, налоги
на предметы потребления сдерживали развитие торговли.
Финансовая система на
Руси начала складываться с момента объединения Древнерусского государства[22],отметить,
что истоки развития системы налогообложения в России прослеживаются с конца IX в.
Основным источником
доходов княжеской казны была дань – сначала нерегулярный, а затем все более
систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее
привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею[23].
Налогообложение на Руси в
IX–XI вв. осуществлялось в пользу князя действиями дружинников-мечников[24].
Князь Олег был первым
«предоставителем» налоговых льгот, сумевшим сочетать воинские походы с
предоставлением налоговых льгот новым поданным[25].
К сожалению, мудрость князя Олега в налоговых вопросах не передалась его
последователю – князю Игорю: введение более тяжкого налога для древлян
закончилось восстанием последних и убийством князя[26].
С 1242 г. завоевавшие
Русь татаро-монголы упорядочили налоги, дав им наименование ясак. В годы
татаро-монгольского ига основным налогом был выход – дань, которую русские
князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовала, например, такая
повинность, как ям[27]
– обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержать посла Орды
вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство
возможности пополнять казну за счет прямых налогов, в связи с чем главным
источником внутренних доходов стали пошлины[28].
В крупных городах их
собирали чиновники в ранге баскаков. Часто злоупотребление ими своими полномочиями
приводило к народным бунтам[29].
Московский князь Иван Калита, подавивший в 1327 г. тверской бунт, вызванный
непомерными аппетитами местного баскака, сбор дани для Орды доверил русским
князьям[30].
Деноминация денег,
проведенная новгородскими властями в 1446 г., привела не только к обеднению
горожан, но и к уплате особой пошлины на расходы по изготовлению новой
расчетной денежной единицы[31].
С ХV в. сбор налога с части государственных владений был доверен на один-два
года княжеским наместникам[32].
Это кормление, одно из первых названий «государевой льготы», значительно
обогащало боярство.
В 1480 г. Иван III
прекратил уплату выхода и фактически заново начал создавать финансовую систему
Руси[33].
Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян (так в
русском государстве XIV–XVII вв. назывались лично свободные
крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные
повинности, а в XVIII в. ставшие
государственными крестьянами), и посадских людей (торгово-промышленного
населения, несшего государственное тягло; в 1775 г. было разделено на
купечество и мещан). Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (целевые
сборы, предназначенные для изготовления пушек), сборы на городовое и засечное
дело – строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства)[34]. При Иване
IV Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной
армии и деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей,
угнанных в полон[35].
Начиная со времен Русской
Правды привилегии оформлялись в основном как «пожалованные» государем
исключительные права, как проявление его милости и «монаршей воли», как особый
дар, «подать» ограниченному кругу субъектов, принадлежащих к «власти
предержащей»[36].
Привилегии закреплялись либо в соответствующих нормативных актах. Например, в
Судебнике 1550 г. Иван IV предоставил определенные привилегии «служилому
дворянству»; в Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение феодальные привилегии;
Стоглав 1551 г. закрепляет привилегии церквей и монастырей на получение государственных
дотаций при Василии III и Елене Глинской; Новоторговый устав от 22 апреля 1667
г. освобождает от обложения пошлинами русских купцов и т.д., либо в получивших
широкое распространение так называемых податных привилегированных или отпускных
грамотах. Так, в
качестве примеров можно привести Грамоту Владимира Святославича, подтверждавшую
ряд привилегий церковной организации на Руси; Двинскую уставную грамоту,
освобождавшую купцов от уплаты определенных налогов; выданную Екатериной II
Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства
от 21 апреля 1785 г.; выданную в том же году Грамоту на права и выгоды городам
Российской империи, предоставившую определенные привилегии зарождавшейся
буржуазии, и т.д.).
Главные усилия Бориса
Годунова были направлены на выведение страны из того глубокого
политико-экономического кризиса, в котором она оказалась в предшествующий
период[37].
Были несколько снижены подати с тяглого населения и мелких помещиков; напротив,
крупные светские и церковные землевладельцы лишились налоговых льгот –
тарханов. Ушли в прошлое террор и массовые казни, население получило
возможность спокойно заниматься созидательным трудом, и люди «начаше от скорби
бывшая утешатися и тихо и безмятежно жити».
По
древнему чувашскому преданию, Иван IV жаловал народам Горной стороны грамоту,
удостоверенную золотой печатью и «получившие ее сделали для нее футляр в виде
палки и для лучшего сбережения скрыли в землю».
В
этой жалованной грамоте Иван IV гарантировал сохранение за чувашами и другими
горными людьми их поместных и общинных земель и бортных урожаев, служилого и
особенно ясачнообязанного состояния[38], службу в русской армии, облегчение в ясаках[39],
освобождение от ясака на три года. Было переписано все мужское население Горной
стороны, «кроме мала и стара, не возраславо юноши, ни стара мужа» и приведена
присяга Великому государю.
Присяга,
по-видимому, повторяла вторую часть жалованной грамоты – об обязанностях
населения Горной стороны. Обязанность платить дань и оброк не следует понимать
как отмену трехлетней льготы на ясак. Льгота сохранялась. По истечении
трехлетней льготы в 1556 г. за поимку Мамич-Бердея чуваши получили новую
налоговую льготу[40]. Позднее, в октябре
1552 г., Иван IV уточнил, что с ясачных людей ясаки «имати прямые, как было при
Магмеделиме царе», т.е. в соответствии с налоговой реформой казанского хана
Мухаммед-Амина во времена русского протектората. Как указывалось выше, еще в
1531 г., во время всенародного восстания против Сафа-Гирея, ясачные люди Горной
стороны требовали восстановления такого же порядка, «как было государево
жалованье» при хане Мухаммед-Амине, проведшем налоговую реформу,
удовлетворявшую ясачных людей[41].
С юридической точки
зрения и перепись, и приведение к присяге населения после мирного, по челобитью
(прошению), т.е. добровольного присоединения жителей Горной стороны к России,
были вполне правомерны и необходимы для обеих сторон.
Пересмотр (с 1619 г.)
тарханных грамот[42]
приводит к созданию «нового уложения», ограничившего привилегии иммунистов: они
обязаны теперь платить важнейшие налоги (ямские деньги, стрелецкие хлебные
запасы), нести повинности «городового» и «острожного» дела; отменено право
беспошлинной продажи товаров; беспошлинная покупка с потребительскими целями
фиксирована в размере и поставлена под контроль. Годы мира (1619–1632) дали возможность
провести ряд мер, облегчивших положение плательщиков, крайне расстроенное
годами Смуты и войн.
Отдельные города с 1619
г. получали льготы в платеже податей сроком от двух до пяти лет. По всему
государству оклады важнейших налогов неоднократно понижались. Все же податная
система была разорительна для истощенного государства: окладная единица
измерялась площадью обрабатываемой земли[43];
население, избегая налога, не расширяло последнюю, вследствие чего развитию
земледелия грозил застой. Во избежание этого в старую систему была введена
существенная поправка: соха, состоявшая из 800 (на служилых землях) или 600 (на
церковных) четвертей (= 1/2 десятины) пашни, сохраняя название и
количество четвертей, обращается теперь в фиктивную величину, так как за
четверть пашни признается некоторая сумма крестьянских и бобыльских дворов
(живущая четверть)[44].
Налоговые преобразования
опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и
регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. соха как единица обложения
уступает место новой единице – двору[45].
Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъекта,
и обложение начинает приобретать все более персональный характер[46]. В 1646 г.
проводятся подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги[47].
В 1678 г. в мордовском
крае впервые произвели перепись населения. Экономическое положение было крайне
тяжелым: деревни опустели, большая часть крестьян бежала с насиженных мест.
Московское правительство принимало меры по установлению порядка. Выяснилось,
что пахотные земли и другие угодья пришли в запустение. Но вместе с тем
наметился рост мелкопоместного землевладения: землю получали боярские дети. В
этот период времени происходит интенсивная христианизация мордвы и татар.
Московское правительство предприняло ряд мер для ускорения этого процесса. В
середине 50-х гг. XVII в. вышел царский указ, согласно которому мордовские и
татарские мурзы, добровольно принявшие православие, получали равные права с
российскими дворянами в землевладении и использовании труда крепостных.
В 1680 г. был принят
первый бюджет России, а в 1681 г., через год, царское правительство усилило
нажим на некрещеную мордву. Действия были решительны: вышли указы, запрещавшие
русским землевладельцам меняться наделами с некрещеными инородцами. Потом
Москва выпустила и более жесткий указ, запрещавший крещеной мордве передавать
землю в наследство своей некрещеной родне, даже детям.
В конце 1681 г. царь
Алексей Михайлович, отец Петра I, издал указ о предоставлении мордве, которая
приняла православие, освобождения от налогов на целых пять лет[48]. Это были первые
налоговые льготы в мордовском крае. Несмотря на такие меры, мордва крестилась
неохотно и бежала от помещичьего гнета с родных земель, бросая даже имущество.
В новое время (XYII вв.) в России возрастали
налоги и это неизбежно приводило к народным недовольствам и волнениям. Подъем
акциза на продажу соли вызвал в 1648 г. московский «соляной бунт». Десятины и
пятины – принудительные займыв эпоху правления царя Алексея Михайловича
Тишайшего – вызвали в 1662 г. «медный бунт»: москвичи восстали, возмущенные
идеей царя чеканить серебряные копейки (основное средство платежа в то время)
уменьшенного веса (нередко серебро заменялось медью), сбор налогов при этом производился
старой полновесной монетой[49].
Таким образом, налоговые
льготы берут свое начало с момента возникновения налогов, играя важную роль в
экономической, в политической, в правовой, социально, общественной областях
государства.
Льготы и привилегии
характеризовали статус субъекта, которому они были дарованы, его служебную роль
в иерархии власти и закреплялись в специальных государственных актах,
подтверждаемых короялми и императорами.
[1]
Красноперова О.А.Динамика законодательства Российской Федерации в сфере
налоговых льгот // Гражданин и право. 2000. № 3. С. 49–50.
[2]
См.: Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993.
[3]
См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995.
С. 74–76.
[4] Переломов
Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Книга
правителя области Шан (шан цзюнь шу) / Пер. Л.С. Переломов. М., 1993.
[5]
См.: Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993.
[6] См.:
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для
вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 39–41.
[7]
См.: Налоговые системы зарубежных стран. 2-е изд. М.: Закон и право: ЮНИТИ,
1997.
[8]
См.: Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995.
С. 85–86.
[9] См.:
Брингман К. Налоги и иноземное государство. Иудея во времена Христа // Все
начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. С.
91–106.
[10] См.:
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для
вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 42.
[11]
Налог с наследства расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных
солдат.
[12] См.:
Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С.
233.
[13]
См.: Барулин С.В.История и теория налогообложения: Учеб. пособие. М.: Юристъ,
2006.
[14]
Данная льгота была предоставлена Публию Канидию, приближенному императора Марка
Антония.
[15] См.:
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для
вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 40.
[16]
См.: Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995.
С. 59–69.
[17]
См.: Барулин С.В.История и теория налогообложения: Учеб. пособие. М.: Юристъ,
2006.
[18] Например,
так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан
городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность
на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием,
изъявлением доброй воли, нежели заявлением должника о своем имущественном
положении.
[19] См.:
Пушкарева В.М. история финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.:
Финансы и статистика, 2003.
[20] См.:
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995. С.
77–79.
[21] Святовец
О.А. Проблемы королевской власти в трактате Генри Брактона «О законах и обычаях
Англии» // Правоведение. 1997. № 4.
[22]
См.: Соловьев С.М. Собр. соч. М.: Мыслитель, 1988. Кн. 2. С. 5–8.
[23]
См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 17.
[24] См.:
Иловайский Д.И. Русская история. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 13–17.
[25] См.:
Соловьев С.М. Собр. соч. М.: Мыслитель, 1988. Кн. 2. С. 10–14.
[26] См.:
Буланже М. Применение начал мудрых и благодетельных (К 195-летию учреждения
Министерства финансов России) // Налог. вестник. 1997. № 10. С. 50–57.
[27] См.:
Он же. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налог. вестник.
1999. № 4.
[28] См.:
Твердохлебов В.Н. О реформе прямых налогов в России. М., 1916.
[29] См.:
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1816–1829. Т. 1–12.
[30] См.:
Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1.
С. 15–23.
[31] См.:
Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1993.
Т. 18.
[32] Любая
торговая операция в этих регионах (даже купля и продажа лошадей) облагалась
пошлиной. Народ оплачивал содержание региональных войск, строительство мостов и
крепостей.
[33] См.:
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для
вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 44.
[34] См.:
Иловайский Д.И. Русская история. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 114–124.
[35]
См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 24–26.
[36] См.:
Буланже М. Царь повелел: «Казнокрадству не быти!» // Налог. вестник. 1998. № 1.
[37] См.:
Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 28.
[38] Иными
словами, установил запрет на передачу ясачных чувашей, горных марийцев и других
в частновладельческую крепостную или кабальную зависимость.
[39] Сбор
по налоговой реформе Мухаммед-Амина.
[40] См.:
Иловайский Д.И. Русская история. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 119.
[41] См.:
Соловьев С.М. История России с древнейших времен: Сочинения. М.: Мысль, 1999.
Т. 10.
[42] Тархан – у некоторых тюркских народов в период
Средневековья – название феодалов, пользовавшихся налоговыми льготами, а также
принадлежавшие им земли и имущество; в русском государстве в XIII–XVI
вв. – льготные налоговые грамоты.
[43] См.:
Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 37.
[44] См.:
Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брюкгауз –
И.А. Ефрон. 1890–1907. Полутом 61. С. 10–16.
[45] См.:
Веселовский С. Сошное письмо: исследование по истории кадастра и посошного
обложения Московсокого государства. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Сабко,
1915–1916. Т. 1–2.
[46] См.:
Мельник А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налог. вестник.
2000. № 3.
[47] См.:
Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 4.
С. 96–97.
[48] См.:
Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 33–35.
[49] См.:
Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Издательская
группа «Прогресс»: «Универс», 1992.