Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налоговые льготы государств Древнего мира, средневековья и дореволюционной России

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Налоговые льготы государств Древнего мира, средневековья и дореволюционной России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Проблема льгот является одной из самых актуальных, представляя собой объект пристального внимания не только ученых-правоведов, но и социологов, политологов, этиков, философов, историков, журналистов, политических партий и общественных организаций, граждан.

    В настоящее время данная проблема имеет особо важное значение, вызывая острые оценки, дискуссии и споры по поводу необходимости налоговых льгот.

    «Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы различных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики»[1].

    Для более глубокого изучения проблемы льгот необходимо обратиться к истории. Законодатель издавна употребляет термины «льгота» и «привилегия», и уже в Законах XII таблиц используются оба этих понятия: так, в ст. 1 таблицы III сказано, что «пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения»; в ст.ст. 1–2 таблицы IX установлено, что «привилегий, т.е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испрашивают».

    Великий Рим заложил основы института привилегий и льгот[2]. Римское право, устанавливая сами привилегии, разделило их на приносящие пользу и невыгодные (например, ограничения правоспособности за уклонение от господствующей религии).

    В дальнейшем привилегии связываются с более конкретными отношениями: со службой для короля, феодала, со статусом чужестранца и т.п.[3]. «То, что называют установить единые (правила) наград, – отмечается в древнекитайской Книге правителя области Шан, – означает: (все) привилегии и жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть»[4].

    В результате победоносных войн Римской империи осуществлялось присоединение новых земель (провинций) и вместе с тем усложнялась налоговая система.

    На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, при этом, чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались[5] - полагается, что это проявление первых «льготных режимах налогообложения», которые устанавливались для менее «спесивых» побежденных.

    Римские граждане, проживавшие не в Риме, платили как государственные, так и местные налоги, однако в мирные времена от государственных налогов освобождались.

    Коренные жители провинций таких «налоговых льгот» не имели, что служило символом их подчиненного положения[6]. Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их «деятельность» было довольно сложно, а потому коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в I в. до н.э.[7].

    Император Октавиан Август, правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э., провел реформу финансовой системы, смысл которой заключался в создании в провинциях финансовых учреждений, контролирующих налогообложение.

    Для достижения данной цели был переоценен потенциал провинций посредством обмера каждой городской общины с ее земельными угодьями, составления земельных кадастров и проведения переписи имущественного состояния граждан[8].

    Государственные чиновники стали ведать сбором налогов, главным из которых был поземельный[9].

    Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные[10]. Так, к косвенным налогам, которыми облагались лишь граждане Рима и которые имел целевое назначение, относились: налог с оборота (1 %); налог при торговле рабами (4 %); налог на освобождение рабов (5 % их рыночной стоимости); налог с наследства (5 %)[11].

    Уместно привести исторический пример борьбы с подобными злоупотреблениями: чтобы положить конец неумеренности молодого патриция по имени Македо, император великой Римской империи Веспассиан провел в сенате решение, которое полностью запрещало всем сыновьям богатых родителей брать деньги взаймы[12].

    Хотя фискальная роль налогов очевидна, следует отметить их дополнительную стимулирующую функцию в развитии хозяйства, выражавшуюся в предоставлении определенных денежных сумм, для получения которых населению приходилось производить излишки продукции на продажу, что вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации[13].

    Великая египетская царица Клеопатра при необходимости использовала и такой прозаический, но эффективный инструмент влияния, как налоговые льготы. Документальное тому подтверждение – выставленный в Берлинском музее папирус[14], датированный февралем 33 г. до н.э., в котором идет речь о разрешении на экспорт большого количества пшеницы из Египта; об импорте в Египет вина, а также об освобождении от налогов. Ученые полагают, что это своего рода взятка Древнему Риму со стороны стремившейся к независимости Клеопатры.

    Налоговая система Древней Греции предполагала ставку подоходного налога, которая составляла здесь от 10 до 20 %. Однако свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования[15]. В то же время так было в мирное время, когда не имелось крупных расходов, например крупное строительство, война. В противном случае народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех.

    Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды[16].

    В Византийской империи существовал 21 вид только прямых налогов, не говоря уже о всевозможных косвенных и чрезвычайных. Налоговое бремя и отсутствие налоговых послаблений и стимулов привело не к процветанию, а к сокращению налоговой базы и ослаблению государства[17].

    В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства: для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности[18] и близость к понятию «жертва» (так, например, название наиболее распространенного в Средневековье налога происходит в переводе с немецкого от слова «просьба». Во Франции понятие «налог» соответствует понятию «помощь», в Германии – «поддержка», «опора»). Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки возможностей налогоплательщика по внесению необходимой суммы в казну государства.

    Уже на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как безвозмездный платеж (т.е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав). В это время налог выступает индивидуально безэквивалентным движением денежных средств от индивидуума к государству, причем сначала даже не собственно к государству, а, возможно, к частному лицу, так как сборщики налогов, внеся определенную сумму в казну, стремились к обеспечению прибыльности своей деятельности[19].

    Практически все страны Европы использовали привилегии и льготы как средства, в определенной степени упорядочивающие отношения между феодалами и их чиновниками. И везде так или иначе привилегии характеризовали статус субъекта, его служебную роль в иерархии власти. В средневековых городах принимались специальные акты, в которых данные привилегии предоставлялись и подтверждались королями и императорами[20].

    Известный английский юрист Г. Брактон в своем трактате «О законах и обычаях Англии» (середина XIII в.) специально посвятил привилегиям
    XXIV главу, которую так и назвал «О привилегиях, о том, кто их может даровать и какие из них принадлежат королю»[21].

    Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже XVII–XVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов.

    Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15 %.

    Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25 %.

    Однако история показывает, что налоги, приносящие, несомненно, огромные доходы в казну, имели и отрицательную сторону, в связи с чем все государства все сильнее нуждалось не просто в системе, а в научной теории налогообложения - так, к примеру, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли.

    Финансовая система на Руси начала складываться с момента объединения Древнерусского государства[22],отметить, что истоки развития системы налогообложения в России прослеживаются с конца IX в.

    Основным источником доходов княжеской казны была дань – сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею[23].

    Налогообложение на Руси в IX–XI вв. осуществлялось в пользу князя действиями дружинников-мечников[24].

    Князь Олег был первым «предоставителем» налоговых льгот, сумевшим сочетать воинские походы с предоставлением налоговых льгот новым поданным[25]. К сожалению, мудрость князя Олега в налоговых вопросах не передалась его последователю – князю Игорю: введение более тяжкого налога для древлян закончилось восстанием последних и убийством князя[26].

    С 1242 г. завоевавшие Русь татаро-монголы упорядочили налоги, дав им наименование ясак. В годы татаро-монгольского ига основным налогом был выход – дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовала, например, такая повинность, как ям[27] – обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержать посла Орды вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, в связи с чем главным источником внутренних доходов стали пошлины[28].

    В крупных городах их собирали чиновники в ранге баскаков. Часто злоупотребление ими своими полномочиями приводило к народным бунтам[29]. Московский князь Иван Калита, подавивший в 1327 г. тверской бунт, вызванный непомерными аппетитами местного баскака, сбор дани для Орды доверил русским князьям[30].

    Деноминация денег, проведенная новгородскими властями в 1446 г., привела не только к обеднению горожан, но и к уплате особой пошлины на расходы по изготовлению новой расчетной денежной единицы[31]. С ХV в. сбор налога с части государственных владений был доверен на один-два года княжеским наместникам[32]. Это кормление, одно из первых названий «государевой льготы», значительно обогащало боярство.

    В 1480 г. Иван III прекратил уплату выхода и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси[33]. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян (так в русском государстве XIV–XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности, а в XVIII в. ставшие государственными крестьянами), и посадских людей (торгово-промышленного населения, несшего государственное тягло; в 1775 г. было разделено на купечество и мещан). Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (целевые сборы, предназначенные для изготовления пушек), сборы на городовое и засечное дело – строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства)[34]. При Иване IV Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон[35].

    Начиная со времен Русской Правды привилегии оформлялись в основном как «пожалованные» государем исключительные права, как проявление его милости и «монаршей воли», как особый дар, «подать» ограниченному кругу субъектов, принадлежащих к «власти предержащей»[36]. Привилегии закреплялись либо в соответствующих нормативных актах. Например, в Судебнике 1550 г. Иван IV предоставил определенные привилегии «служилому дворянству»; в Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение феодальные привилегии; Стоглав 1551 г. закрепляет привилегии церквей и монастырей на получение государственных дотаций при Василии III и Елене Глинской; Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г. освобождает от обложения пошлинами русских купцов и т.д., либо в получивших широкое распространение так называемых податных привилегированных или отпускных грамотах. Так, в качестве примеров можно привести Грамоту Владимира Святославича, подтверждавшую ряд привилегий церковной организации на Руси; Двинскую уставную грамоту, освобождавшую купцов от уплаты определенных налогов; выданную Екатериной II Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г.; выданную в том же году Грамоту на права и выгоды городам Российской империи, предоставившую определенные привилегии зарождавшейся буржуазии, и т.д.).

    Главные усилия Бориса Годунова были направлены на выведение страны из того глубокого политико-экономического кризиса, в котором она оказалась в предшествующий период[37]. Были несколько снижены подати с тяглого населения и мелких помещиков; напротив, крупные светские и церковные землевладельцы лишились налоговых льгот – тарханов. Ушли в прошлое террор и массовые казни, население получило возможность спокойно заниматься созидательным трудом, и люди «начаше от скорби бывшая утешатися и тихо и безмятежно жити».

    По древнему чувашскому преданию, Иван IV жаловал народам Горной стороны грамоту, удостоверенную золотой печатью и «получившие ее сделали для нее футляр в виде палки и для лучшего сбережения скрыли в землю».

    В этой жалованной грамоте Иван IV гарантировал сохранение за чувашами и другими горными людьми их поместных и общинных земель и бортных урожаев, служилого и особенно ясачнообязанного состояния[38], службу в русской армии, облегчение в ясаках[39], освобождение от ясака на три года. Было переписано все мужское население Горной стороны, «кроме мала и стара, не возраславо юноши, ни стара мужа» и приведена присяга Великому государю.

    Присяга, по-видимому, повторяла вторую часть жалованной грамоты – об обязанностях населения Горной стороны. Обязанность платить дань и оброк не следует понимать как отмену трехлетней льготы на ясак. Льгота сохранялась. По истечении трехлетней льготы в 1556 г. за поимку Мамич-Бердея чуваши получили новую налоговую льготу[40]. Позднее, в октябре
    1552 г., Иван IV уточнил, что с ясачных людей ясаки «имати прямые, как было при Магмеделиме царе», т.е. в соответствии с налоговой реформой казанского хана Мухаммед-Амина во времена русского протектората. Как указывалось выше, еще в 1531 г., во время всенародного восстания против Сафа-Гирея, ясачные люди Горной стороны требовали восстановления такого же порядка, «как было государево жалованье» при хане Мухаммед-Амине, проведшем налоговую реформу, удовлетворявшую ясачных людей[41].

    С юридической точки зрения и перепись, и приведение к присяге населения после мирного, по челобитью (прошению), т.е. добровольного присоединения жителей Горной стороны к России, были вполне правомерны и необходимы для обеих сторон.

    Пересмотр (с 1619 г.) тарханных грамот[42] приводит к созданию «нового уложения», ограничившего привилегии иммунистов: они обязаны теперь платить важнейшие налоги (ямские деньги, стрелецкие хлебные запасы), нести повинности «городового» и «острожного» дела; отменено право беспошлинной продажи товаров; беспошлинная покупка с потребительскими целями фиксирована в размере и поставлена под контроль. Годы мира (1619–1632) дали возможность провести ряд мер, облегчивших положение плательщиков, крайне расстроенное годами Смуты и войн.

    Отдельные города с 1619 г. получали льготы в платеже податей сроком от двух до пяти лет. По всему государству оклады важнейших налогов неоднократно понижались. Все же податная система была разорительна для истощенного государства: окладная единица измерялась площадью обрабатываемой земли[43]; население, избегая налога, не расширяло последнюю, вследствие чего развитию земледелия грозил застой. Во избежание этого в старую систему была введена существенная поправка: соха, состоявшая из 800 (на служилых землях) или 600 (на церковных) четвертей (= 1/2 десятины) пашни, сохраняя название и количество четвертей, обращается теперь в фиктивную величину, так как за четверть пашни признается некоторая сумма крестьянских и бобыльских дворов (живущая четверть)[44].

    Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. соха как единица обложения уступает место новой единице – двору[45]. Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъекта, и обложение начинает приобретать все более персональный характер[46]. В 1646 г. проводятся подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги[47].

    В 1678 г. в мордовском крае впервые произвели перепись населения. Экономическое положение было крайне тяжелым: деревни опустели, большая часть крестьян бежала с насиженных мест. Московское правительство принимало меры по установлению порядка. Выяснилось, что пахотные земли и другие угодья пришли в запустение. Но вместе с тем наметился рост мелкопоместного землевладения: землю получали боярские дети. В этот период времени происходит интенсивная христианизация мордвы и татар. Московское правительство предприняло ряд мер для ускорения этого процесса. В середине 50-х гг. XVII в. вышел царский указ, согласно которому мордовские и татарские мурзы, добровольно принявшие православие, получали равные права с российскими дворянами в землевладении и использовании труда крепостных.

    В 1680 г. был принят первый бюджет России, а в 1681 г., через год, царское правительство усилило нажим на некрещеную мордву. Действия были решительны: вышли указы, запрещавшие русским землевладельцам меняться наделами с некрещеными инородцами. Потом Москва выпустила и более жесткий указ, запрещавший крещеной мордве передавать землю в наследство своей некрещеной родне, даже детям.

    В конце 1681 г. царь Алексей Михайлович, отец Петра I, издал указ о предоставлении мордве, которая приняла православие, освобождения от налогов на целых пять лет[48]. Это были первые налоговые льготы в мордовском крае. Несмотря на такие меры, мордва крестилась неохотно и бежала от помещичьего гнета с родных земель, бросая даже имущество.

    В новое время (XYII вв.) в России возрастали налоги и это неизбежно приводило к народным недовольствам и волнениям. Подъем акциза на продажу соли вызвал в 1648 г. московский «соляной бунт». Десятины и пятины – принудительные займыв эпоху правления царя Алексея Михайловича Тишайшего – вызвали в 1662 г. «медный бунт»: москвичи восстали, возмущенные идеей царя чеканить серебряные копейки (основное средство платежа в то время) уменьшенного веса (нередко серебро заменялось медью), сбор налогов при этом производился старой полновесной монетой[49].

    Таким образом, налоговые льготы берут свое начало с момента возникновения налогов, играя важную роль в экономической, в политической, в правовой, социально, общественной областях государства.

    Льготы и привилегии характеризовали статус субъекта, которому они были дарованы, его служебную роль в иерархии власти и закреплялись в специальных государственных актах, подтверждаемых короялми и императорами.

     




    [1] Красноперова О.А.Динамика законодательства Российской Федерации в сфере налоговых льгот // Гражданин и право. 2000. № 3. С. 49–50.

    [2] См.: Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993.

    [3] См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995. С. 74–76.

    [4] Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Книга правителя области Шан (шан цзюнь шу) / Пер. Л.С. Переломов. М., 1993.

    [5] См.: Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993.

    [6] См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 39–41.

    [7] См.: Налоговые системы зарубежных стран. 2-е изд. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1997.

    [8] См.: Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995. С. 85–86.

    [9] См.: Брингман К. Налоги и иноземное государство. Иудея во времена Христа // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. С. 91–106.

    [10] См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 42.

    [11] Налог с наследства расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат.

    [12] См.: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 233.

    [13] См.: Барулин С.В.История и теория налогообложения: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2006.

    [14] Данная льгота была предоставлена Публию Канидию, приближенному императора Марка Антония.

    [15] См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 40.

    [16] См.: Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995. С. 59–69.

    [17] См.: Барулин С.В.История и теория налогообложения: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2006.

    [18] Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением доброй воли, нежели заявлением должника о своем имущественном положении.

    [19] См.: Пушкарева В.М. история финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.

    [20] См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1995. С. 77–79.

    [21] Святовец О.А. Проблемы королевской власти в трактате Генри Брактона «О законах и обычаях Англии» // Правоведение. 1997. № 4.

    [22] См.: Соловьев С.М. Собр. соч. М.: Мыслитель, 1988. Кн. 2. С. 5–8.

    [23] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 17.

    [24] См.: Иловайский Д.И. Русская история. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 13–17.

    [25] См.: Соловьев С.М. Собр. соч. М.: Мыслитель, 1988. Кн. 2. С. 10–14.

    [26] См.: Буланже М. Применение начал мудрых и благодетельных (К 195-летию учреждения Министерства финансов России) // Налог. вестник. 1997. № 10. С. 50–57.

    [27] См.: Он же. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налог. вестник. 1999. № 4.

    [28] См.: Твердохлебов В.Н. О реформе прямых налогов в России. М., 1916.

    [29] См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1816–1829. Т. 1–12.

    [30] См.: Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 15–23.

    [31] См.: Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1993. Т. 18.

    [32] Любая торговая операция в этих регионах (даже купля и продажа лошадей) облагалась пошлиной. Народ оплачивал содержание региональных войск, строительство мостов и крепостей.

    [33] См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 44.

    [34] См.: Иловайский Д.И. Русская история. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 114–124.

    [35] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 24–26.

    [36] См.: Буланже М. Царь повелел: «Казнокрадству не быти!» // Налог. вестник. 1998. № 1.

    [37] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 28.

    [38] Иными словами, установил запрет на передачу ясачных чувашей, горных марийцев и других в частновладельческую крепостную или кабальную зависимость.

    [39] Сбор по налоговой реформе Мухаммед-Амина.

    [40] См.: Иловайский Д.И. Русская история. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. С. 119.

    [41] См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен: Сочинения. М.: Мысль, 1999. Т. 10.

    [42] Тархан – у некоторых тюркских народов в период Средневековья – название феодалов, пользовавшихся налоговыми льготами, а также принадлежавшие им земли и имущество; в русском государстве в XIII–XVI вв. – льготные налоговые грамоты.

    [43] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 37.

    [44] См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брюкгауз – И.А. Ефрон. 1890–1907. Полутом 61. С. 10–16.

    [45] См.: Веселовский С. Сошное письмо: исследование по истории кадастра и посошного обложения Московсокого государства. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Сабко, 1915–1916. Т. 1–2.

    [46] См.: Мельник А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налог. вестник. 2000. № 3.

    [47] См.: Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 4. С. 96–97.

    [48] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 33–35.

    [49] См.: Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Издательская группа «Прогресс»: «Универс», 1992.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налоговые льготы государств Древнего мира, средневековья и дореволюционной России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.