Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налоговые льготы Российской империи XYIII – XIX и Советской России 1917-1991 гг.

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Налоговые льготы Российской империи XYIII – XIX и Советской России 1917-1991 гг.
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    В условиях феодального российского общества привилегии и льготы имели в основном сословный характер. Привилегии зачастую выступали в качестве необоснованных преимуществ для избранных за счет одновременного ущемления прав большинства граждан[1].

    Все это в конечном итоге привело к тому, что в обыденном сознании само слово «привилегия» стало ассоциироваться с неравенством и все больше вызывало к себе негативное отношение со стороны основной части населения.

       В эпоху Петра I происходят существенные изменения в налогообложении, необходимость расширения которого была очевидна: требовались значительные финансовые ресурсы на ведение тяжелых для России войн (сначала с Турцией, а затем со Швецией), строительство и развитие флота, создание регулярной армии, возведение новых городов[2].

    В 1699 г. была установлена пошлина на бороды. В 1705 г. с лиц, отказывавших брить бороды, взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей; с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни меньшей статьи, с торговых и посадских людей – по 60 рублей; с боярских людей, ямщиков, всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно[3]. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян: с них взималось по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Жители Сибири были освобождены от данного виды налогообложения. Уплата «бородовой деньги» обозначалась особым жетоном, ношение которого отличало образцового налогоплательщика[4].

    В данную эпоху наблюдается переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать – вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (налоговые льготы предоставлялись привилегированным сословиям), в размерах, не зависящих от величины дохода на имущество. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

    С 1718 г. была введена подушная подать: с условной «души» (включая при этом младенцев и умерших граждан) взималось 74 копейки[5]. Дворяне и священнослужители от этого налогового «удовольствия» были освобождены. Налоги стали мощным орудием государственной торговой политики.

    Для персонального выявления круга налогоплательщиков к вопросам финансового управления начинают привлекаться даже земские общества (активность которых на некоторое время вновь возвращается)[6]. Характерным является то, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка прямых налогов: принцип сословности возрождался при абсолютизме в новом качестве – для распределения сословных привилегий, обязанностей и службы[7].

    В 1718 г. была проведена подушная перепись и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы)[8]. С точки зрения фискалитета разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

    Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений: на них стали распространяться разного рода подати – ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы; приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву. С 1722 г. на часть духовенства была распространена подушная подать.

    Подушный налог становится с конца XVIII в. главным доходом государства. Плательщиками были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы[9]. Впоследствии вводятся налоговые льготы для определеных сословий. При Екатерине II от уплаты подушной подати освобождались купцы; при Николае I – почетные граждане и другие категории населения[10].

    В период царствования Екатерины II подушная подать остается основным прямым налогом, на ее долю приходится 30–33 % государственных доходов. Манифестом 17 марта 1775 г. полностью освобождается от этого налога все купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения – гильдейской подати[11].

    В 1785 г. Екатерина II в Жалованной грамоте дворянству пошла на дальнейшее расширение льгот и привилегий дворянству[12] и верхам городского населения – крупным купцам, заводчикам, фабрикантам. Однако это сопровождалось увеличением повинностей, налогов для податных сословий и усугублением крепостного права[13].

    В период царствования Николая I в налоговую систему вносится ряд изменений.

    В 1832 г. учреждается новая сословная группа – почетные граждане, которые освобождались от уплаты подушной подати. На них также не распространялась рекрутская повинность, и они освобождались от телесных наказаний[14]. Почетное гражданство могло быть личным и потомственным. В разряд потомственных граждан включались крупные предприниматели, ученые, художники, дети дворян. Личными почетными гражданами могли быть низшие чиновники и лица, окончившие высшее учебное заведение.

    С 1877 г. пошлина по импорту (включая чай) составляла 16 % от стоимости товара в золотой монете[15]. При этом осуществлялась деятельность по ослаблению налогового бремени. Еще в петровскую эпоху воины-ветераны имели налоговые льготы. С 1807 г. все солдаты, ставшие георгиевскими кавалерами, были освобождены от подушной подати, обретя при этом и другие налоговые послабления[16].

    В годы царствования Николая II обращают на себя внимание реформы, проводимые С.Ю. Витте, возглавлявшего Министерство финансов, в первую очередь, винная монополия и золотой стандарт[17]. Между тем при всей важности данных реформ они являлись лишь частью политики, известной как «система Витте»[18], представлявшей собой комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, при помощи которых государство стимулировало развитие промышленности. С.Ю. Витте использовал протекционизм[19], однако защита не означала закрытие рынка. Ограничивая ввоз иностранных товаров в Россию высокими таможенными пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и премиями[20].

    В соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 30.10.1918[21]  единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог должен был «пасть» на богатую часть городского населения и богатых крестьян. Городская и деревенская беднота полностью освобождались от уплаты налога, а средние слои получили существенные налоговые льготы[22].

    Положение СНК от 30.06.1919 «Об изобретениях»[23] устанавливало, что вознаграждения за изобретения не подлежат налогообложению.

    В 1918–1919 гг. неоднократно ставился вопрос о снижении чрезвычайного революционного налога с крестьян среднего и ниже среднего достатка[24].
    9 апреля 1919 г. на заседании ВЦИК был принят Декрет «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога»[25].

    Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки, которая представляла собой способ заготовки сельскохозяйственных продуктов и заключалась в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов[26]. В период Гражданской войны 1918–1920 гг. продразверстка определялась как мера чрезвычайного характера, вызванная исключительно тяжелым экономическим и военным положением страны.

    Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом– натуральным налогом, взимавшимся с крестьянских хозяйств (введен Декретом ВЦИК от 21.03.1921[27]). Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты продналога государству все излишки хлеба и другой сельскохозяйственной продукции оставались у них[28].

    Декретом советской власти в марте – апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, яйца, шерсть и др. Обложение основывалось на классовых принципах и было прогрессивным: наиболее высокие ставки устанавливались для «кулацких хозяйств», пониженные – для середняков, беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а иногда и от всех видов натурального обложения[29]. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства.

    В 1921 г. начала осуществляться новая экономическая политика. Характерной чертой налоговой системы данного периода являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях[30].

    Прямые налоги являлись основным налоговым источником доходов государства.

    Главное место в налоговой системе нэпа занимал промысловый налог, которым облагались частные торговые и промышленные предприятия, граждане, имевшие доходы от занятий промыслом. Промысловый налог состоял из двух платежей: патентного сбора, который уплачивался по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия (торговое предприятие подразделялось на 5 разрядов, промышленное – на 12), а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота[31].

    Ставки уравнительного сбора дифференцировались: наиболее высокие применялись к частным предприятиям, а государственные и кооперативные организации облагались на льготном основании[32].

    Декретом ВЦИК и СНК от 17.03.1922[33] на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Размер налога устанавливался дифференцированно для разных по мощности хозяйств в соответствии с количеством пашни и сенокоса, а также едоков в хозяйстве, учитывалась и средняя урожайность в районе[34]. Предусматривались налоговые льготы для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев.

    Единый сельскохозяйственный налог был введен Декретом ВЦИК и СНК от 10.05.1923[35] взамен единого натурального налога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и некоторых других.

    Бедняцким хозяйствам предоставлялись значительные льготы по налогу. Примерно 20 % крестьянских хозяйств (в основном не имевших скота) освобождались от его уплаты[36].

    Подоходный налог взимался с доходов физических и юридических лиц (например, с заработной платы, прибыли и т.д.). В 1924 г. был устанавлен самостоятельный подоходный налог, а основная тяжесть налогового бремени легла в основном на «частнокапиталистические элементы»[37].

    В Советской России в 20-е гг. использовался введенный Декретом ВЦИК и СНК от 11.02.1922[38] единовременный общегражданский налог, являвшийся целевым и предназначавшийся для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбу с эпидемиями, улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении[39].

    Освобождались от уплаты налога красноармейцы, находящиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до
    14-ти лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Помимо этого, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от продналога из-за неурожайности.

    В системе косвенных налогов с точки зрения льготного налогообложения можно выделить налог с доходов от демонстрации кинофильмов, введенный Декретом ВЦИК и СНК от 22.06.1922[40], под названием «налог с публичных зрелищ и увеселений»[41]. От уплаты данного налога освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительного и художественно-показательного значения.

    Крупнейшим платежом частного сектора в городе являлся подоходный налог с частных лиц, введенный в 1922–1923 гг.[42]. Основной льготой по налогу являлось полное освобождение от обложения военнослужащих, лиц, награжденных орденами Союза, героев труда, пенсионеров. Из числа налогоплательщиков наиболее льготный порядок обложения был установлен для рабочих и служащих (и кооперированных кустарей и ремесленников), которые платили налог месячными окладами по заработку за данный месяц[43].

    В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был фактически преобразован в четыре налога: с колхозов, с колхозников, с единоличных трудовых крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств[44].

    В 1933 г. от обложения сельхозналогом освобождена заработанная плата рабочих и служащих, связанных с сельским хозяйством, в связи с тем, что зарплата облагалась подоходным налогом[45].

    С 1930 г. сельхозналог перестает взиматься с доходов колхозников, получаемых по трудодням. В 1931 г. налог с колхозов взимался по сумме их валового дохода пониженной и пропорциональной ставке, кроме того, был установлен ряд льгот хозяйствам колхозников. Подлежащий обложению доход колхозов исчислялся на основании их отчетности. Был установлен ряд льгот производственного характера, из которых необходимо выделить: полное освобождение от обложения дохода от прироста посева в 1931 г. в сравнении с 1930 г.; освобождение или льготное обложение технических культур, огородов, садов, виноградников; полное освобождение от налога всего дохода от скота в колхозах и у колхозников.

    Полностью освобождались от уплаты налога хозяйства колхозников, в состав которых входили красноармейцы, лица, награжденные орденами, герои труда[46], а также те колхозники, которые имели в необщественном пользовании только объекты, освобожденные от сельхозналога (например, рабочие, имевшие корову и мелкий скот). Хозяйствам колхозников, имеющих нетрудоспособных членов, предоставлялись скидки от 5 до 15 % налога[47].

    Единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, введенный Законом СССР от 19.11.1932[48] был призван содействовать завершению заготовок и выполнению обязательств единоличников по денежным платежам. Полностью или частично освобождались от уплаты налога отдельные хозяйства, которые полностью и в срок выполняли свои обязательства перед государством по денежным платежам и планам государственных заготовок.

    Налоги, вводимые в период Великой Отечественной войны, отличались своей новизной и чрезвычайностью (дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения).

    Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР устанавливался с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям[49].

    Налог исчислялся по месту получения прибыли и удерживался одновременно с подоходным налогом с той же суммы.

    От уплаты налога освобождались герои Советского Союза и лица, награжденные орденами Славы трех степеней; военнослужащие срочной и бессрочной службы и их супруги; граждане, у которых дети погибли, пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны; учащиеся средних специальных и студенты высших учебных заведений (до 25-ти лет); инвалиды
    I и II групп[50].

    В послевоенный период (до 1953 г.) налоговая система в СССР оставалась практически неизмененной. В 1953 г. произошла коренная реформа сельскохозяйственного налога (подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка), в результате которой была установлена широкая система льгот. В частности, освобождались от уплаты налога учителя сельских школ, агрономы, зоотехники, ветеринары, фельдшеры, руководящие кадры колхозов[51]. Льготы по налогу предоставлялись пострадавшим от стихийных бедствий хозяйствам, испытывающим временные материальные затруднения, и хозяйствам переселенцев[52].

    В 1953 г. были снижены ставки разового сбора на колхозных рынках и освобождены от его уплаты колхозы, колхозники и другие граждане за торговлю отдельными видами продукции; с 1958 г. сельское население освобождено от уплаты дорожных повинностей[53].

    В середине 60-х гг. планировалась реализация хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности предприятий[54].
    В сфере налогообложения изменился порядок распределения прибыли государственных предприятий, были введены плата за фонды, фиксированные платежи, обрала другие очертания система подоходного обложения колхозов[55].

    Плата за фонды (плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства) была введена в 1966 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 04.10.1965
    «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». в целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств[56]. Плата за фонды представляла собой форму распределения прибыли (чистого дохода) и являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в государственный бюджет СССР[57].

    По плате за фонды были предусмотрены следующие льготы: не вносили плату объединения, предприятия, у которых при ставке 3 % (по строительным организациям – 2 %) недостаточно прибыли для образования фондов экономического стимулирования, и планово-убыточные предприятия[58].

    Источником доходов в сельском хозяйстве был установленный в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1965[59] подоходный налог с колхозов, которым облагались: чистый доход, часть фондов оплаты труда колхозников, превышавшая необлагаемый минимум[60].

    Полностью или частично от подоходного налога освобождались колхозы, образованные из переселенцев или принявшие в свой состав семьи переселенцев. Не взимался налог по всем доходам с колхозов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдельных местностях; по доходам от реализации продукции звероводства – с колхозов, занимающихся пушным звероводством[61].

    Налоговую систему СССР в 1970–1980 гг. составляли: подоходный налог, взимаемый с кооперативных предприятий и общественных организаций, колхозов, а также с населения; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан; сельскохозяйственный налог и местные налоги[62].

    От уплаты подоходного налога с кооперативных и общественных организаций (прямой налог, взимаемый в виде части прибыли предприятий и хозяйственных органов потребительской кооперации и общественных организаций) освобождались организации потребительской кооперации с прибыли от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения[63], изготовленных из отходов производства, и непродовольственных товаров народного потребления, изготовленных из местного сырья, не распределяемого в централизованном порядке, а также из местного и вторичного сырья, независимо от уровня рентабельности производства этой продукции. Не подлежала обложению прибыль, полученная от откорма скота, молочного животноводства, птицеводства, огородничества, реализации рыбы собственного улова[64].
    В течение первых двух лет деятельности не уплачивали налог вновь организованные предприятия и цехи обществ слепых и глухих, производящих товары народного потребления из местного сырья и отходов, если стоимость полноценного сырья и материалов не превышала 25 % общей стоимости сырья и материалов, затраченных на производство данного товара. Освобождались от налога клубы, дворцы и дома культуры общественных организаций, санатории, дома отдыха, Союз архитекторов СССР, Союз журналистов СССР, Союз композиторов СССР, ряд других общественных организаций.

    Помимо налога с кооперативных предприятий, взимался налог с владельцев строений, введенный с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах»[65]), представлявший собой поимущественный налог, взимаемый с кооперативных предприятий, организаций и учреждений за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование государственными и общественными организациями и предприятиями; с граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им строения на территории СССР[66].

    От налога с владельцев строений освобождались: колхозы, производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов; граждане СССР, иностранные физические лица, лица без гражданства, хозяйства которых подлежат обложению сельскохозяйственным налогом; инвалиды Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., другие инвалиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению и проживающие с ними члены семьи, солдаты, матросы, сержанты, мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры – собственники строений и члены их семей (если они проживают в этих строениях совместно с пенсионером и в семье не имеется других доходов, кроме пенсии); стипендии, доходы от личного подсобного хозяйства, от сдачи внаем помещений; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов и члены их семей. Героям Советского Союза, Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, и членам их семей предоставлялись скидки в размере 50 % от суммы начисленного налога.

    К налогам, взимавшимся с населения, относились: подоходный налог, сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

    Налогоплательщиками подоходного налога с населения являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. В зависимости от источника дохода плательщики делились на несколько групп, для каждой из которых был определен особый порядок обложения, размеры необлагаемого минимума, льготы и скидки[67].

    Льготному обложению подлежала одна группа плательщиков[68], к которой относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, студенты, аспиранты). Для данной группы были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению[69].

    При обложении подоходным налогом была установлена система льгот. От уплаты полностью освобождались военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты) со всех видов довольствия, включая премии и награды; все граждане, получавшие пенсию; лауреаты Ленинской и Государственной премий и премий ленинского комсомола с сумм этих премий; инвалиды по зрению; инвалиды Великой Отечественной войны[70]. Участникам войны предоставлялись скидки по налогу в размере 50 % по всем видам получаемых доходов.

    Также не облагались подоходным налогом выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, проценты по вкладам, страховые вознаграждения, алименты, доходы, облагающиеся сельскохозяйственным налогом, и др.[71].

    Земельный налог, введенный 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах»[72]), являлся местным прямым налогом, взимаемым с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном законом порядке земельным участкам[73].

    Были предусмотрены и соответствующие льготы[74]. Так, от уплаты земельного налога освобождались колхозы; граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых в соответствии с действующим законодательством СССР подлежали обложению сельскохозяйственным налогом; производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов; инвалиды Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг., другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению и проживающие с ними члены семьи; солдаты, матросы, сержанты, мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры – пользователи земельных участков, независимо от того, что назначенная им пенсия за счет государства или за счет фонда колхоза им не выплачивается; члены их семей (если они проживают совместно с пенсионером в строениях на данном земельном участке и при этом в семье не имеется других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от личного подсобного хозяйства, от сдачи внаем помещений); члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов и члены их семей; Герои Советского Союза, Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, и члены их семей в размере 50 % от суммы начисленного налога; кооперативные предприятия, учреждения и организации, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства за земельные участки, отведенные им для сельскохозяйственного использования, включая земельные участки, предоставленные им в пользование незастроенные лесные территории, входящие в состав лесного фонда; за незастроенные земли, занятые садами, парками, детскими площадками, стадионами и другими культурно-бытовыми и спортивными объектами. Этими льготами пользовалось около половины владельцев строений.

    Налог с владельцев транспортных средств, введенный 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах, взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки[75].

    От налога освобождались: инвалиды Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов.

    В начале 90-х гг. была образована и недолгое время действовала Комиссия Верховного Совета СССР по вопросам привилегий и льгот, которая весьма сильно потрясала общественное мнение информацией о том, как жили в тот период высокопоставленные лица, какими поблажками пользовались и как злоупотребляли служебным положением.

    Формирование налоговой системы России было завершено принятием Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[76].

    Указанный закон определял виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты; прочие налоговые льготы.

    Норма указанного закона[77] о запрете предоставления индивидуальных налоговых льгот, сформулированная следующим образом: «Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательством Российской Федерации», фактически допускала предоставление индивидуальных налоговых льгот при соблюдении определенных условий.

    Одним из основных направлений государственной политики в области налоговой реформы[78] в Российской Федерации в 1996 г. было провозглашено радикальное сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения[79]. Данный подход аргументировался на том, что налоговые льготы разрушают налоговую систему, в связи с чем  одним из стратегических направлений совершенствования налоговой политики должно стать всемерное их сокращение, что предположительно позволит не только компенсировать выпадающие при отмене отдельных налогов бюджетные доходы, поставить вопрос о последующем поэтапном снижении налоговых ставок, но и в определенной степени восстановить принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени.

    Налоговые льготы разрушают этот принцип по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других, при условии, что в бюджет в виде налогов должна поступать определенная сумма.

    Кроме того, налоговые льготы, как правило, недостаточно эффективны и зачастую не достигают тех целей, ради которых они вводились, являясь при этом питательной средой для всевозможных злоупотреблений. Интересен в этой связи опыт Грузии, законодательно отменившей в 1996 г. ради спасения бюджета и в целях борьбы с криминализацией экономики все налоговые льготы. Не отрицая налоговые льготы в целом, их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.

    Однако на практике, отказавшись от института налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, государство лишилось эффективных механизмов стимулирования и поддержки отдельных категорий налогоплательщиков, а в налоговой системе Российской Федерации усилилась фискальная функция налогообложения за счет функции регулирующей[80].

    Очевиден и тот факт, что льготы трудно поддаются контролю, зачастую ими злоупотребляют, и с этим необходимо бороться.

    Обобщая приведенные исторические данные, можно сделать вывод о том, что налоговые льготы всегда занимали особое место в жизни общества, в жизни страны и являлись эффективным инструментом влияния на различные стороны жизнедеятельности государства. Отсутствие у определенных слоев населения налоговых льгот служило символом их подчиненного положения, и, напротив, «обладание правом на налоговые льготы» у отдельных категорий населения подчеркивало привилегированность их положения. При этом, история свидетельствует о том, что чрезмерное увеличение числа налогов и уменьшение послаблений, ликвидация и упразднение налоговых льгот неоднократно  приводило к восстаниям и конфликтам.

    В условиях феодального российского общества налоговые льготы имели в основном сословный характер, выступая в качестве преимуществ для избранных за счет одновременного ущемления прав большинства граждан.

    В советской России налоговая политика государства делала акцент на то, чтобы вся тяжесть налогового бремени пала на богатых горожан и зажиточных крестьян, в то время как городская и деревенская беднота получили существенные послабления, вплоть до полного освобождения от налогов.




    [1] См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1816–1829. Т. 1–12.

    [2] См.: Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1994. С. 487–490.

    [3] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 45–46.

    [4] См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 48–51.

    [5] См.: Буланже М. Податная политика Петра Великого // Налоговый вестник. 1997. № 11. С. 62–66.

    [6] См.: Лебедев В.А. Земские повинности и местные налоги // Сборник государственных знаний. СПб., 1875. Т. 2.

    [7] См.: Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве. СПб., 1890.

    [8] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 73, 83, 131.

    [9] См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брюкгауз – И.А. Ефрон. 1890–1907. Полутом 17. С. 233–236, 249–251

    [10] См.: Записки императрицы Екатерины Второй. Репринтное воспроизведение издания. 1907 г. / Пер. с подлинника, изданного Императорской Академией Наук (С.-Петербургъ: Издание А.С. Суворина). С. 537–540.

    [11] Разновидность промыслового налога; процентный сбор, взимавшийся с объявленного капитала.

    [12] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 65–66.

    [13] См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брюкгауз – И.А. Ефрон. 1890–1907. Полутом 16. С. 679–671.

    [14] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 73–74.

    [15] См.: Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1994.

    [16] См.: Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Книжный мир, 1999. С. 23–27.

    [17] См.: Там же. С. 127–133.

    [18] См.: Три века. Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник / Под ред. В. Каллаша. М.: Издание Т-ва И.Д. Сытина, 1913.

    [19] Протекционизм – защита российских производителей от иностранных конкурентов.

    [20] См.: Буланже М. Развитие налоговой системы России в цифрах и фактах // Налог. вестник. 1998. № 1. С. 152–160.

    [21] См.: Собр. Узак. Р.-Кр. Прав. 1918. № 80. Ст. 841.

    [22] См.: Финансы СССР: Учебник для студентов фин.-экон. ин-тов / Сост. бригадой работников МФЭИ и НКФ СССР под рук. и ред. В.П. Дьяченко. М.: Гос. фин. изд-во, 1933. Вып. 2. С. 34.

    [23] См.: Собр. Узак. Р.-Кр. Прав. 1919. № 22. Ст. 322.

    [24] См.: Ленин В.И. О социалистических финансах. М.: Политиздат, 1971. С. 132–133, 231.

    [25] См.: Собр. Узак. Р.-Кр. Прав. 1919. № 12. Ст. 121.

    [26] См.: Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юрид. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. С. 367–370.

    [27] См.:  СЗ СССР. 1921, 28. С. 233.

    [28] См.: Мельник А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налог. вестник. 2000. № 3.

    [29] Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов, взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства.

    [30] См.: Финансы СССР: Учебник для студентов фин.-экон. ин-тов / Сост. бригадой работников МФЭИ и НКФ СССР под рук. и ред. В.П. Дьяченко. М.: Гос. фин. изд-во, 1933. Вып. 2. С. 36.

    [31] См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 76.

    [32] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 210.

    [33] См.: СЗ СССР. 1922, 25. С. 284.

    [34] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 205, 207, 210.

    [36] Налог уплачивался деньгами или натурой, а с 1 января 2004 г. – в денежной форме.

    [37] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 212–213.

    [38] См.: Сборник налогового законодательства. М., 1922. С. 9.

    [39] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 212.

    [40] См.: СЗ СССР. 1922, 25. С. 277.

    [41] Взимался в виде процентных надбавок (от 5 до 100 %) к цене входных билетов.

    [42] См.: Фотиев П.А. Реконструкция системы налоговых и неналоговых изъятий (налоговая реформа 1930–1931 гг.) / Под ред. К.К. Аболина. М.: Госфиниздат, 1932. С. 22–26.

    [43] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 235–236.

    [44] См.: Лященко П.И. История народного СССР. 3-е изд. М.: Госполитиздат, 1952. Т. 1–2.

    [45] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 237–238.

    [46] Для каждой из групп налогоплательщиков был установлен особый порядок обложения.

    [47] См.: Финансы СССР: Учебник для студентов фин.-экон. ин-тов / Сост. бригадой работников МФЭИ и НКФ СССР под рук. и ред. В.П. Дьяченко. М.: Гос. фин. из-во, 1933. Вып. 2. С. 54–56.

    [48] См.: СЗ СССР. 1933, 32. С. 188а/188б; СЗ СССР. 1932, 78. С. 476.

    [49] Налог взимался на основании указов Президиума ВС СССР от 21.11.1941 и 08.07.1944 в городских и сельских местностях.

    [50] См.: Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юрид. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ. 1996. С. 454–459.

    [51] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 253–255.

    [52] Новая система была заложена Законом о сельскохозяйственном налоге от 08.08.1953.

    [53] См.: Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юрид. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ. 1996. С. 450.

    [54] См.: Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «АЛГОН» ВНИИСИ, 1996.

    [55] См.: Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Росийской Федерации: Учебник для вузов. М.: Книжный мир, 1999.

    [56] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 255.

    [57] См.: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. А.М. Румянцев. Т. 3. С. 260–265.

    [58] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 256–257.

    [59] См.: Ведомости ВС СССР. 1965, 15. С. 206.

    [60] См.: История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1998.

    [61] См.: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. А.М. Румянцев. Т. 1. С. 202.

    [62] См.: Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК-ПРЕСС, 2000.

    [63] См.: Буланже М. Из истории подоходного налога и налога на прибыль // Налог. вестник. 1998. № 6. С. 147–151.

    [64] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 223, 231.

    [65] См.: Свод законов СССР. Т. 5. М., 1984.

    [66] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 271–272.

    [67] См.: История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1998.

    [68] Объектом обложения являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и т.д.

    [69] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 236, 250.

    [70] См.: Там же. С. 329–331.

    [71] Кроме того, целесообразно отметить, что Минфин СССР и министерства финансов союзных республик, помимо льгот, указанных в законодательных актах по подоходному налогу, имели право устанавливать дополнительные льготы для отдельных граждан и для групп плательщиков.

    [72] См.: Свод законов СССР. Т. 5. М., 1984.

    [73] См.: Толкушкин А.В. История налогов России. М.: Юристъ, 2001. С. 275, 381.

    [74] См.: Там же. С. 402–408.

    [75] См.: История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1998.

    [76] Об основах налоговой системы : Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (утратил силу) // Рос. газ. – 1992. – 10 марта.

    [77] В редакции Закона РФ от 22.12.1992 № 4178-I.

    [78] Между тем в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 06.03.1997 правильно сказано, что необходимо «жестко пресекать любые попытки наиболее сильных представителей частного бизнеса получить для себя исключительные привилегии».

    [79] См.: п. 1 Указа Президента РФ от 08.05.1996 № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» // Рос. газ. 1996. 28 мая.

    [80] См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001, С. 190–199.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налоговые льготы Российской империи XYIII – XIX и Советской России 1917-1991 гг. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.