Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Оперативно-поисковая работа органов государственной охраны

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Оперативно-поисковая работа органов государственной охраны
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение. 3

    1.    Правовое положение органов государственной охраны.. 4

    2.    Оперативно-поисковая работа органов государственной охраны.. 7

    Заключение. 16

    Список использованной литературы.. 17

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     




    Введение.

    Стадия оперативного расследования, обеспечиваемая разведывательно-поисковой работой сотрудников оперативных подразделений, является ключевой (исходной) в структуре оперативно-розыскного процесса, обеспечивающего выявление, предупреждение, пресечение или раскрытие тайных с элементами маскировки противоправных деяний.

    Ее цель заключается, как правило, в получении оснований и поводов для начала предварительной, а затем и последующей (в виде оперативной разработки) оперативной проверки. При этом могут добываться и сведения необходимые для нейтрализации криминогенных факторов, об оперативной обстановке в регионе, отрасли экономики и т. п., то есть требующиеся органам государственной власти для успешного осуществления своих функций.

    В Российской Федерации вполне оправданно в силу высокого уровня современной преступности и по причине необходимости обеспечивать безопасность государства существует традиционно сложившаяся система оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб, выполняющая функцию оперативно-аналитического поиска информации:

    - во-первых, о преступной и иной противоправной деятельности отдельных лиц и сообществ;

    - во-вторых, о разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств.

    Цель данной работы раскрыть оперативно-поисковую работу органов государственной охраны.

    Задачи работы:

    - рассмотреть правовое положение органов государственной охраны, определить их компетенцию;

    - выявить сущность оперативно-поисковой работы органов государственной охраны.


    1. Правовое положение органов государственной охраны

    Государственную охрану в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной охраны. На них возложено непосредственное осуществление государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц.

    Предназначение государственной охраны и полномочия федеральных органов государственной охраны установлены Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"[1]. Закон определяет содержание государственной охраны, ее правовую основу, принципы, задачи и меры ее осуществления, объекты охраны, органы, осуществляющие государственную охрану, их правовое положение, статус сотрудников и гражданского персонала федеральных органов государственной охраны, контроль и надзор за деятельностью этих органов.

    Правовую основу государственной охраны образуют Конституция Российской Федерации, Закон о государственной охране, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры. В основе государственной охраны и деятельности органов, ее осуществляющих, лежат принципы: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; централизованного руководства; взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности; непрерывности; сочетания гласных и негласных методов деятельности; подконтрольности и поднадзорности.

    Государственная охрана реализуется путем осуществления следующей системы мер:

    - предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;

    - осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности;

    -  проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

    - поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

    Законом предусмотрено, что в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, внутренних дел и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы, пограничная служба и иные государственные органы обеспечения безопасности.

    К объектам государственной охраны отнесены: Президент Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, подлежащие охране в соответствии с Законом о государственной охране, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

    Президенту Российской Федерации государственная охрана предоставляется со дня официального объявления о его избрании в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных ст. 4 названного Закона[2]. В течение срока своих полномочий он не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока его полномочий государственная охрана предоставляется ему пожизненно. Членам семьи Президента РФ, проживающим совместно или сопровождающим его, государственная охрана предоставляется в течение срока полномочий Президента.

    Государственная охрана предоставляется также следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий: Председателю Правительства РФ; Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председателю Верховного Суда РФ; Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральному прокурору.

    Закон устанавливает, что при необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации (за исключением указанных в ст. 8 Закона)[3], членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим. Меры по обеспечению государственной охраны этих лиц принимаются исходя из характера и реальности угрозы их безопасности на основании распоряжений Президента РФ.

    В соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств обеспечивается безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации. Государственная охрана иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ.

    Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством. Руководство ими осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий. Положения о федеральных органах государственной охраны утверждает Президент РФ.


    2. Оперативно-поисковая работа органов государственной охраны

    Оперативные подразделения органов государственной охраны призваны вести оперативно-аналитический поиск сведений, указывающих на подготовку покушений на указанных выше лиц, террористических актов, иных противоправных посягательств на соответствующих должностных лиц органов государственной власти и управления, членов их семей.

    Помимо этого в компетенцию данной категории оперативных подразделений входит также оперативно-аналитический поиск информации, позволяющей выявлять и пресекать покушения, террористические акты и иные противоправные посягательства на должностных лиц органов государственной власти и управления зарубежных государств во время их визитов.

    Для эффективного осуществления как оперативно-аналитического поиска, так и иных стадий оперативно-розыскного процесса оперативные подразделения имеют форму управления, отдела, отделения, бюро и т. п. Речь идет об оптимальном построении оперативной службы, занятой сбором, анализом и доведением разведывательной информации до заинтересованных лиц, служб, органов и организаций, ее использованием согласно нормам оперативно-розыскного закона.

    Данная структура будет оптимально функционировать при соблюдении следующих положений[4]:

    - личный состав подразделения криминальной разведки должен быть сгруппирован так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, поставленных как перед этой структурой в целом, так и перед каждым его работником, взятым отдельно;

    - возлагаемая на руководителя подразделения ответственность должна быть максимально ясна, определена и закреплена в нормативных документах;

    - орган, устанавливающий обязанности этого должностного лица, обязан предоставить ему соразмерные полномочия, которые могут применяться так, как этот руководитель сочтет необходимым (аналогично и относительно сотрудников подразделения);

    - руководитель этого формирования должен иметь право и средства контроля за работой подчиненных им лиц, с тем, чтобы проверять выполнение указаний и принимать меры к совершенствованию работы;

    - начальник может иметь в своем подчинении только такое число лиц, которым он способен руководить без особого напряжения. Деятельность всех подразделений и должностных лиц формирования должна быть максимально координирована и гармонично направлена к осуществлению общих целей формирования.

    Разведывательно-поисковая работа начинается с постановки цели.

    В этом качестве понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

    Конкретные цели разведывательно-поисковой работы формируются на основе анализа имеющихся в распоряжении оперативного подразделения сил, средств и расчета по их наиболее полному использованию адекватно задачам, предусмотренным оперативно-розыскным законодательством. Неиспользованная часть ресурсных возможностей представляет собой:

    - во-первых, с ретроспективной точки зрения, прямые экономические и социальные потери,

    - во-вторых, с перспективной точки зрения — резервы повышения эффективности работы подразделения, осуществляющего оперативно-разведывательный процесс.

    Разумно полагать, что постановка конкретной цели — это результат качественного изучения проблемной ситуации, которая тесно связана с условиями деятельности субъекта государственного криминального или частного сыска. При этом одной из наиболее часто встречающихся ошибок в определении целей является подмена их объемом работы. Формулировка конкретных целей в виде объема работы может привести к тому, что наилучшим достижением цели становится, как ни странно, наибольший объем работы. Увеличение объема выполняемой работы далеко не всегда может способствовать достижению конечных результатов оперативной деятельности.

    Стратегическая информация представляет собой данные и сведения, отражающие способы и методы совершения противоправных деяний,  «болевые»  точки криминалитета, тенденции и намерения в различных сферах уголовной активности (терроризм, заказные убийства, наркобизнес и проч.). Сфера деятельности представителей социально-аномальной среды постоянно изменяется и скорость этих перемен увеличивается. Это обусловливает рост числа стратегических решений в области борьбы с противоправными деяниями при одновременном увеличении сложности прогнозирования их последствий и возрастании риска совершить ошибку[5].

    Эти обстоятельства предопределяют важность стратегической информации в оперативно-розыскном процессе — без этих данных невозможно принимать обоснованные решения и планировать ответные соответствующие действия органов охраны правопорядка, служб безопасности экономических объектов.

    Здесь важно то, что стратегические сведения включают в себя не только совокупность фактов, отражающих реальную ситуацию в сфере охраны правопорядка, но и результаты аналитических исследований. Это, в конечном счете, позволяет формулировать выводы относительно основных аспектов складывающейся оперативной обстановки как на региональном, так и национальном, а также — международном уровнях. При этом аналитический этап исследования стратегической информации можно определить как стадию логического синтеза отдельных элементов информации, внешне не обладающих реляционными отношениями, в систему информации целевой направленности. Конечным “ продуктом ” этого этапа является новое знание, определяемое не как конкретный факт или элемент информации (данных), но как результат изучения, проверки, оценки и обобщения последних. Актуальность стратегической информации сохраняется на временном интервале от одного года и более.

    В большинстве случаев стратегическая информации не предназначена для обеспечения оперативно-розыскных подразделений вспомогательной информацией по конкретному делу. Ее роль сводится к информированию органов и руководителей верхнего звена управления информацией с целью повышения обоснованности принятия рациональных решений по иммобилизации социально-аномальной среды с учетом финансовых возможностей, имеющихся сил и средств, а также предусмотренным оперативно-розыскным законом полномочий сотрудников оперативных органов.

    Трудно переоценить роль стратегической информации при анализе процессов и явлений, связанных со сферой и инфраструктурой социально-аномальной сферы, в частности, с такой ее формой, как транснациональная организованная противоправная деятельность.

    Преступные организации сегодня во всем мире разворачивают трансграничные операции не только в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка, но и для того, чтобы избежать столкновений с правоохранительными органами. Неоднозначность систем уголовного правосудия в различных государствах означает, что степень риска пресечения противозаконной деятельности конкретных лиц или сообществ в значительной степени определяется местом их базирования. Поэтому они стремятся обосноваться в наиболее “безопасных” для себя регионах, чтобы оттуда заниматься поставками нелегальных товаров и услуг, получая при этом максимальные прибыли. Объем противоправной деятельности такого рода приобретает столь глобальный характер, что позволяет говорить о возникновении так называемых транснациональных организованных криминальных сообществ, располагающихся в одной стране, а действующих в другой или одновременно в нескольких странах с “ благоприятными ” для них возможностями и рыночной конъюнктурой. Такие формирования оказывают все более заметное влияние на мировой экономический процесс, играют определяющую роль в запрещенных законом сферах и получают доходы, превышающие порой размеры валового национального продукта некоторых развивающихся и развитых стран. Хотя такие организации могут вкладывать средства также в законные предприятия и заниматься легальным бизнесом, но противоправная деятельность является для них определяющей.

    В настоящее время в рамках обеспечения общественной безопасности Российской Федерации все более серьезной становится проблема выявления и выдворения нелегалов, «задерживающихся» в России иностранных граждан. Немалая часть из них входит в различные транснациональные организации или выполняет отдельные поручения этих организаций.

    Органы государственной охраны, осуществляющие борьбу с международной криминальной деятельностью, за счет подготовки стратегической информации[6]:

    - исследуют и обеспечивают пресечение сфер деятельности современных транснациональных криминальных формирований;

    - выявляют и контролируют различные постоянно изменяющиеся проблемы, создаваемые транснациональными криминальными структурами;

    - акцентируют усилия на тех видах транснациональной криминальной деятельности, которые считаются наиболее опасными и вызывают наибольшую тревогу;

    - определяют проблемы, вытекающие из существующих или проявляющихся различий между отдельными странами в их понимании и оценке криминальной деятельности;

    - изучении вопросов, связанных с неадекватной степенью разработки законодательной базы в различных государствах; рассматривают проблемы, касающиеся расширения или перемещения деятельности транснациональных преступных организаций из одних стран в другие со слабыми защитными механизмами;

    - изучают условия, способствующие росту и расширению сферы указанных транснациональных организаций, включая социальные, экономические и политические факторы, структурные особенности их деятельности;

    - поэтапно разрабатывают единую концепцию борьбы с этим явлением и вырабатывают глобальную стратегию более эффективного межгосударственного взаимодействия и т. п.

    Тактические данные, собираются для проведения конкретных акций, спланированных оперативными подразделениями против конкретных организаций и лиц. При этом задачи и общий план проведения предстоящего оперативно-розыскного мероприятия определяются заранее. Поэтому разведданные предназначены для обеспечения оптимального выполнения ОРМ.

    Помимо стратегических, тактических в оперативно-розыскном процессе выделяют и оперативные данные.

    Оперативные данные представляют собой информацию о расследуемой противоправной деятельности и могут использоваться для осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Отличительной особенностью этих данных является достаточно четкая «привязка» их по месту и времени к криминальным ситуациям в социально-аномальной среде. Поэтому наиболее ценные сведения такого рода приближены к получению фактических данных, имеющих значение для формирования доказательственной базы по уголовным делам могут непосредственно приводить к аресту подозреваемого объекта ОРД и предъявления ему обвинения. Оперативные данные «стареют» довольно быстро — в интервале от нескольких часов до нескольких дней.

    Оперативно-аналитический поиск обусловлен тайным характером процесса подготовки и совершения, прежде всего, противоправных деяний. Профессионально действующий при их подготовке человек максимально защищает себя:

    - во-первых, совершенствуя свой криминальный профессионализм;

    - во-вторых, используя контрразведывательные приемы.

    Оперативно-аналитический поиск в оперативно-розыскной деятельности имеет три варианта.

    Первый — это разведывательно-поисковая работа в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды как стадия оперативно-розыскного процесса по выявлению и раскрытию тайных маскируемых противоправных деяний.

    Второй — это поиск среди криминально активных категорий лиц и их окружения в интересах раскрытия преступления-инцидента, обнаружения разыскиваемых лиц.

    Третий — сбор информации об определенных гражданах в профилактических целях.

    Сбор сведений в ходе оперативно-аналитического поиска ведется как открытыми (гласными), так и секретными (тайными, негласными) способами (методами), применяемыми в работе с обладателями оперативно-розыскной информации.

    Информация открытым путем (OSI — Open Source Information) в сфере оперативного поиска поступает, как правило, по трем основным каналам:

    1. Частные физические лица.

    2. Оперативные сотрудники и материалы подготовленных ими отчетов по результатам непосредственно проведенных ими ОРМ.

    3. Другие открытые, т. е. публично доступные носители информации, из которых в ходе оперативного поиска можно почерпнуть сведения, представляющие оперативный интерес (книги, газеты, журналы, телевидение и радиовещание, официальные сообщения и документы государственных учреждений и служб, публикации научных конференций и симпозиумов, рекламные и выставочные материалы и др.). Если собранные открытыми способами данные свидетельствуют о том, что готовится, совершается или будет совершено противоправное деяние, конкретное лицо или группа лиц потенциально опасны для общества, то для получения более подробной информации о характере преступной деятельности и личности представителей сферы и инфраструктуры социально-аномальной среды оперативные службы могут использовать тайный сбор значимых сведений в указанной сфере и инфраструктуре.

    Дело в том, что тайна, как элемент конспирации, необходима для преодоления препятствий на пути к сведениям об объекте, интересующем оперативное подразделение.

    Препятствия имеют двоякий характер.

    Во-первых, это тщательный контроль со стороны отдельных физических лиц и их сообществ за своим поведением и как бы дезинформирование оперативного подразделения относительно своего подлинного образа жизни.

    Во-вторых, это — контрразведка, то есть специальные действия по охране собственных секретов.

    Поэтому индикативные (сигнальные) и фактические данные, необходимые для решения задач оперативного поиска, исходят и от конфиденциальных источников, то есть частных физических лиц, например, работающих в учреждениях, предприятиях, организациях, различных ведомств и поставляющих находящуюся в их распоряжении информацию при условии, что их сотрудничество с оперативным подразделением не будет предаваться огласке, а также от сотрудников оперативных подразделений, лично, в конспиративной форме осуществляющих разведывательно-поисковую работу, и от сотрудников иных подразделений и служб, осуществляющих ОРД, тайная помощь которых используется в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

    Скрытый метод предназначен для разоблачения особо опасных для общества лиц и их сообществ, а также в ходе решения иных проблем, например, связанных с обеспечением безопасности предпринимательства, изучения рынка.

    Основным каналом получения конфиденциальной информации являются люди (конфиденты), с которыми работает оперативный сотрудник подразделения (частный детектив), осуществляющий сыскную деятельность. По данным итальянских специалистов в области промышленной безопасности персонал любой компании состоит на 25 процентов из честных людей, “ которые остаются таковыми при любых обстоятельствах ”, на 25 процентов — из людей, ожидающих удобного случая поживиться за счет интересов фирмы, и остальные 50 процентов — лица, «которые могут остаться честными или не останутся честными в зависимости от обстоятельств».

    В ходе разведывательно-поисковой работы должны сочетаться различные, взаимно дополняющие друг друга приемы, как гласного, так и тайного характера в строгом соответствии с оперативно-розыскным законом и национальным законом, регламентирующим частнодетективную деятельность.


     



    Заключение.

    Оперативный поиск, осуществляемый государственными органами охраны, ведется, как правило, с целью выхода на личность, то есть на лиц и факты, являющиеся объектами оперативно-розыскной деятельности.

    Оперативный поиск, осуществляемый по определенным направлениям, позволяет обнаруживать конкретных физических лиц или сообщество таких лиц, представляющих разведывательный интерес с точки зрения либо их криминальной опасности, либо причастности к противоправным и иным действиям, требующими адекватного реагирования органов государственной охраны.

    Далее осуществляется оперативный поиск «от личности», то есть  «адресная» разведывательная работа, когда осуществляется постоянный сбор информации об известных преступниках и их преступной деятельности на определенной территории. Поэтому в сферу оперативного поиска «от личности» попадают прежде всего лица, составляющие как бы преступный потенциал общества. Специфика здесь в том, что в качестве такого объекта могут выступать и физические, и юридические лица. Наличие такого объекта предопределяет характер будущей поисковой работы. В ходе оперативного поиска выявляются обстоятельства потенциально криминального характера, когда криминогенная ситуация может развиться в реальную криминальную.

    Необходимость тайного оперативного поиска обусловлена тем, что процесс подготовки и осуществления ряда противоправных деяний в объективной действительности протекает скрыто. Кроме того, скрытый характер имеют криминогенные факторы, в частности, как правило, только тайным путем можно выявить обстоятельства, указывающие на опасные тенденции в развитии обстановки в обществе.

    Поэтому для оперативного поиска закономерностью является сочетание гласных и негласных оперативно-розыскных мер, что является одним из ключевых принципов оперативно-розыскного процесса.


    Список использованной литературы

    1.   Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета – 25 декабря 1993 г.

    2.   ФЗ РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.

    3.   ФЗ от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О государственной охране» (принят ГД ФС РФ 24.04.1996)// "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2594.

    4.   Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., М.,2005.

    5.   Гориянов К.К. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. М., 2006.

    6.   Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Горяинов К.К. Федеральный закон “ Об оперативно-розыскной деятельности”: Комментарий, М.: Международные отношения, 2005.

    7.   Юрченко И.А. Основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2007.














    [1] См. ФЗ «О государственной охране».

    [2] См. ФЗ «О государственной охране».

    [3] См. ФЗ «О государственной охране».

    [4] См. Юрченко И.А. Основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2007.


    [5] См. Юрченко И.А. Основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2007.


    [6] См. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. М.,2005.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Оперативно-поисковая работа органов государственной охраны ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.