Содержание
1.
Гармонизированная система описания н кодирования товаров__________3
2. Классификация субъектов
государственного регулирования ВЭД в России___________________________________________________________8
Практическое
задание_____________________________________________11
Список
литературы_______________________________________________12
1.
Гармонизированная система описания н кодирования товаров
Гармонизированная
система описания и кодирования товаров (англ. Harmonized
Commodity Description and Coding System (сокр.
Harmonized
System, HS)) - система описания и кодирования товаров (стандартизированная
система классификации товаров в международной торговле; товары классифицируются
как по назначению (одежда, оружие и т. д.), так и по отраслям экономики
(текстильная продукция, животные и продукция животноводства и т. д.).
Выделенным категориям присваиваются коды из 6 цифр, при этом отельные страны
детализируют номенклатуру до кодов, состоящих из 8 или 10 цифр. Разработана
Советом таможенного сотрудничества в 1988 году, принята многими странами вместо
Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, которую ряд стран продолжает
использовать[1].
В конце 60-х годов
отчетливо проявилось стремление всех стран, активно участвующих в международной
торговле, добиться рационализации и гармонизации данных торговой документации
и, в частности, максимально унифицировать систему кодирования в отношении
стран, единиц количественных измерений, видов транспорта, требований к условиям
транспортировки, и в первую очередь, конечно, в отношении самих товаров. В
самом деле, несмотря на существование единых международных номенклатур для
статистических и тарифных целей, в силу различных причин один товар в ходе
единичной международной сделки мог быть по-разному отклассифицирован до 17 раз,
пока он наконец доходил до своего конечного потребителя. Такое положение вещей,
естественно, удорожало, и порой значительно, продажную стоимость товара и
наносило таким образом ущерб потребителям и самим производителям.
Развитие технических
средств автоматизированной обработки и передачи данных давало реальную
возможность решить названную проблему, однако лишь в том случае, если для
идентификации товара использовался бы единый международно-признанный код.
Работы по изучению
данной проблематики сконцентрировались в рамках Европейской Экономической
Комиссии ООН, в ее рабочей группе по вопросам упрощения процедур международной
торговли.
В начале 70-х годов
представители СТС обсудили ход работ с другими международными организациями, и
на совещании ЕЭК ООН было признано, что СТС является наиболее приемлемой
организацией для того, чтобы вести изучение и практическую реализацию вопросов,
связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся в международном
товарообмене.
Спустя 13 лет
исследовательская и подготовительная работа, осуществленная под эгидой СТС,
вылилась в создании Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров и
новой Конвенции о ее внедрении.
В виду того, что
основной целью ГС является удовлетворение нужд и требований всех органов,
организаций и лиц, участвующих в и обслуживающих международную торговлю, в
состав Комитета по ГС, куда по началу были включены только представители
таможенных служб различных стран, вошли и представители ряда национальных и
международных организаций.
Всего в работе Комитета
по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более
20 международных и национальных организаций путем подачи своих предложений,
замечаний, комментариев к предложениям или посредством участия в процессе принятия
конкретных решений.
В соответствии с общими
принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система
описания и кодирования товаров должна была "развиться" не только из
взаимосопоставимых НСТС и СМТК ред. 2, но и учитывать широкий спектр прочих
товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на НСТС
(наприм. таможенный тариф Японии), в то время как другие развивались ранее
самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались и
разнообразные транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная
номенклатура Международного железнодорожного Союза; Всемирная классификация
авиагрузов Международной Ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф
Ассоциации ВестИндских трансатлантических пароходных линий и
Стандартизированный товаро-транспортный код[2].
Таким образом, проект
ГС разрабатывался как номенклатура, структурно разделенная на несколько
различных уровней, основанная в первую очередь на детально пересмотренной НСТС
с ее 4- значными цифровыми позициями, дополняемыми подпозициями. Пересмотр и
поправки к НСТС как таковой, будучи в специфической компетенции Комитета по
Номенклатуре, учрежденного Конвенцией о Брюссельской тарифной номенклатуре 1950
года, были распространены и на новые тексты, относящиеся к уровням товарных
позиций, по общему соглашению между Комитетами СТС по ГС и по Номенклатуре.
Что же касается
разбивки, или детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции,
последние были обозначены 2- мя дополнительными цифрами. Таким образом,
подпозиции идентифицируются 6- значным цифровым кодом.
Отдельная идентификация
в ГС товаров либо групп товаров принималась лишь в случае достижения соглашения
между участниками о том, что данные товары или группы товаров действительно
играют существенную роль в международной торговле.
К 1976 году общая
концепция новой ГС описания и кодирования товаров приобрела конкретные
очертания.
В ноябре этого же года
Статистический Комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная
номенклатура, которая отвечает требованиям и производства, и торговли, должна
играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной
торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара.
К началу 1981 года
Комитет по ГС завершил подготовительную работу по Системе. Только с этого
момента действительное существо ГС начало проявлять себя полностью в своем
значении и проблемах. Если в некоторых аспектах ГС могла рассматриваться, как
уже указывалось, в качестве ответвления действующих НСТС и СМТК ред. 2, то по
существу она превратилась в абсолютно новую 6- значную цифровую номенклатуру
для перемещаемых в международном товарообороте изделий и предметов. Именно в
качестве таковой она призвана со временем полностью заменить НСТС на
международном уровне, поэтому для достижения этой цели была разработана
Международная Конвенция по ГС и проведены соответствующие мероприятия в
связанных областях.
К июню 1983 года
Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре провел полный пересмотр уже
частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических
проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений
международной Конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие.
Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение
договоренности о возможности развивающихся стран частично применять ГС на
уровне, меньшем чем 6 знаков (но не менее 4), в тех случаях, когда их участие в
международной торговле или административные ресурсы объективно позволяют лишь
такое частичное применение.
В виду того, что не вся
вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности, разработка Пояснений
к Номенклатуре, СТС принял решение о создании Промежуточного (Временного)
Комитета по ГС для ведения и наблюдения за применением ГС до вступления новой
Конвенции в силу. Кроме того, данный временный Комитет по ГС совместно с
Комитетом по Номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания
разработки Пояснений к номенклатуре ГС.
В июне 1983 года на
своих 61/62 сессиях в Брюсселе Совет Таможенного Сотрудничества утвердил
окончательный вариант проекта Международной Конвенции по Гармонизированной
Системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию для подписания.
Первоначальным
намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие 01.01.1985 года,
и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако
различные задержки административного характера и переговоры по вопросам
применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле, вызванные
необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение
первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие
был установлен на 01.01.1988 г.
Для обеспечения
выполнения данного срока СТС в июне 1986 года (на своих 67/68 сессиях) утвердил
Протокол поправок к Конвенции по ГС, где было предусмотрено, что для вступления
Конвенции в силу необходимо определенное количество стран, ее подписавших. По
достижении к сентябрю 1987 года этого количества - 17 государств -
Гармонизированная Система описания и кодирования товаров вступила в силу 1
января 1988 года.
В России используется
разработанная на её основе Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности[3].
2. Классификация
субъектов государственного регулирования ВЭД в России
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в
соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики
внешней и общей экономической политики; единство системы государственного
регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести
регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение
прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех
участников ВЭД.
Особое значение имеет
четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В
компетенции Центра должны находиться такие важнейшие вопросы: разработка
федеральных программ, защита экономического суверенитета страны в целом, ее
отдельных субъектов, разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД,
подготовка и заключение международных договоров, контроль за их соблюдением,
организация деятельности торгпредства РФ за рубежом, формирование и
использование золотовалютных резервов РФ, определение порядка купли-продажи
отдельных товарных групп, разработка платежного баланса РФ.
Субъекты РФ правомочны:
осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству,
контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов,
разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы, заключать
соглашения по сотрудничеству с субъектами зарубежных федеративных государств,
иметь своих сотрудников в торговых представительствах РФ за рубежом.
Главная стратегическая
задача внешнеэкономической политики любой страны состоит в обеспечении
благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного
бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального
экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего
процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической
политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в
развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны,
гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной
борьбы на международной арене.
В связи с этим во
внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления:
протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм
состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от
иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке
отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств
(активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных
видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно
понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных
экономик.
Следует подчеркнуть,
что протекционизм и либерализация (как две крайности во внешнеэкономической
политике) отражают не только специфику внешнеэкономической политики тех или
иных государств, но и их реакцию на изменения в общей системе международных
экономических отношений.
В реальной практике ВЭД
практически всех стран мира реализуется некий средний, компромиссный,
комбинированный вариант внешнеэкономической политики. При этом стратегия
внешнеэкономической политики состоит прежде всего в определении ее целей
(стратегических) и в решении концептуальных, главных вопросов. Поэтому во
многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как
с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с
более конкретными вопросами внешнеэкономической политики. Документы
концептуального характера принимаются и в нашей стране. Так, 10 января 2000г.
был подписан Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности
Российской Федерации», в котором поставлен целый блок задач в области
внешнеэкономической деятельности. К ним относятся: создание общих благоприятных
условий для интеграции российской экономики в общую систему мирохозяйственных
связей, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого
экономического пространства со странами СНГ, необходимость защиты интересов
отечественных товаропроизводителей в условиях либерализации внешней торговли и
другие[4].
Законодательство,
регламентирующее ВЭД России. Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность
граждан и юридических лиц во внешнеэкономической сфере, можно условно
подразделить на общие и специальные. Общие являются нормативные акты,
регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы
регулирования, которые в частности относятся и к внешнеэкономическим
отношениям. Среди них: Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря
1993г. Она определяет права граждан на осуществление предпринимательской деятельности,
в том числе во внешнеэкономической сфере, устанавливает гарантии их соблюдения.
Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия, виды условия совершения сделок,
права и обязанности сторон. Отдельная глава кодекса посвящена правоспособности
иностранных физических и юридических лиц, а также условия заключения
внешнеэкономических сделок. Некоторые нормативные акты финансового права также
содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ
«О налоге на добавленную стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты
НДС по экспортно-импортным операциям.
Практическое
задание
3. Периодически
действующие центры посреднической торговли товарами с индивидуальными
свойствами называются.
Они называются
аукционы.
4. Декларируется
ввозимый на таможенную территорию России товар:
Наименование - одежда
детская; код товара по ТН ВЭД - 6209; таможенная стоимость - 900 тыс. долл;
ставка ввозной таможенной пошлины - 7%, НДС - 10%. Исчислить таможенные
платежи.
900 000 * 1,10 *
0,07 = 69300 долл.
Литература
1. Воронкова, О.Н., Пузакова, А.В.
Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебное пособие /
под ред. проф. Е.П. Пузаковой. - М.: Экономист, 2007.- С. 156-157, 364-373.
2. Ростовский, Ю.М., Гречков, В.Ю. Вист
неэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков.- 2-е
изд. с изм..-М.: Экономисть, 2006- С. 35-36.
3. Покровская, В.В. Внешнеэкономическая
деятельность: учебник. -М.: Экономисть, 2006.- С. 221-228.
4. Прокушсв, К.Ф. Внешнеэкономическая
деятельность: Учебник. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательская торговая
корпорация "Дашков и К", 2006.- С. 21-26, 131-144.
5. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное
регулирование внешнеторговой деятельности: Учебное пособие/В.Г. Свинухов.- М.:
Экономисть, 2004.- С.38-45.