Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основные принципы учения Дарвина об эволюции

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основные принципы учения Дарвина об эволюции
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение....................................................................................................... 3

    1. Предпосылки возникновения дарвиновского учения........................ 4

    2. Основные положения учения Дарвина об эволюции......................... 6

    3. Значение теории Дарвина в естествознании..................................... 16

    Заключение................................................................................................ 19

    Список литературы................................................................................... 20

    Введение

    Развитие науки XIX века предопределило возникновение эволюционного учения Дарвина о развитии органического мира, которое   было обусловлено не только ходом развития естественных наук, но и социально-экономическими причинами.

    Естественные науки к этому времени накопили огромное количество фактов, которые нельзя было совместить с метафизическими представлениями о неизменяемости природы. Эволюционные идеи высказывались многими учеными того периода.

    Большое значение в формировании эволюционных взглядов Дарвина сыграли его собственные открытия, сделанные им во время путешествия на корабле «Бигль». Изучив геологию Южной Америки, Дарвин убедился в несостоятельности теории катастроф и подчеркнул значение естественных факторов в истории земной коры и ее животного и растительного населения. Благодаря палеонтологическим находкам он отмечает сходство между вымершими и современными животными Южной Америки. Особенно интересные данные Дарвин собрал на Галапагосских островах, лежащих в 950 км от Западного побережья Южной Америки в Тихом океане.

     Итак, в начале XIX века на основе обширного фактического материала были сделаны некоторые важные обобщения: об изменяемости видов, о естественных группах организмов, единстве плана строения организмов, смене форм и увеличении в последовательных геологических горизонтах сходства в строении вымерших форм с современными, об историческом развитии земной коры, а также о сходстве зародышей систематически далеких друг от друга групп животных.

    Таким образом, учение об эволюции органического мира – крупнейшее обобщение естествознания XIX века – было подготовлено как предшествующим развитием научной мысли, так и социально-экономическими условиями.


    1. Предпосылки возникновения дарвиновского учения

    Наблюдения, сделанные во время кругосветного пу­тешествия, явились первым толчком к зарождению у Дарвина мысли об изменяемости видов. Под углом зре­ния идеи преемственной, исторической связи между различными видами организмов Дарвин начал изучать данные, накопленные до него в палеонтологии, биогео­графии, сравнительной анатомии, систематике, эмбриологии и других биологических дисциплинах. И в каждой из них он находил обильный материал, подтверждаю­щий его взгляд на развитие живой природы. Однако уче­ный прекрасно сознавал, что этот взгляд не будет иметь достаточно убедительной силы до тех пор, пока останутся невыясненными те причины, те движущие силы, которые лежат в основе развития живой природы, обусловливают ее специфические черты.

    Особенно важно было показать, почему организмы прекрасно приспособлены к окружающим условиям жизни, чем объясняется присущая им целесообразность. «Вполне мыслимо, —писал Дарвин,—что натуралист, размышляющий о взаимном сродстве между органиче­скими существами, об их эмбриологических отношениях, их географическом распространении, геологической по­следовательности и других подобных фактах, мог бы придти к заключению, что виды не были созданы незави­симо одни от других, но произошли, подобно разновид­ностям, от других видов. Тем не менее, подобное заклю­чение, хотя бы даже хорошо обоснованное, оставалось бы неудовлетворительным, пока не было бы пока­зано, почему бесчисленные виды, населяющие этот мир, изменялись таким именно образом, что они приобрели то совершенство строения и взаимоприспособления, кото­рое справедливо вызывает наше изумление».

    Вопрос о причинах совершенства, целесообразности живых существ издавна приковывал к себе внимание философов и естествоиспытателей. Ранее господствовав­ший метафизический взгляд на мир как на нечто раз на­всегда данное и неподвижное объяснял целесообразность организмов их божественным происхождением. Следо­вательно, для доказательства идеи развития живой при­роды в силу естественных законов нужно было опроверг­нуть эти антинаучные представления и объяснить целе­сообразность в устройстве и отправлениях организмов без обращения к чуду. Важнейший философский вопрос эволюционного учения, указывал К. А. Тимирязев, за­ключается именно в устранении теологической точки зрения, в замене конечной причины причиной действи­тельной, естественной.

    Необходимо было, далее, показать, как и почему виды животных и растений, неся на себе очевидные следы общего происхождения, выражающиеся в их сходстве по ряду признаков строения и отправлений, в то же время по другим признакам значительно отлича­ются друг от друга, причем отличие это оказывается не только количественным, но и качественным. Существует определенная разобщенность видов внутри каждого рода, не говоря уже о еще большей дифференциации между последующими таксономическими категориями. Иначе говоря, виды обычно не связаны друг с другом соответствующими переходными формами, между ними существуют четко выраженные границы. Правда, бота­ники и зоологи обнаружили немало случаев, когда такие переходные формы имеются. Но все же эти факты не были правилом. Чаще всего виды не слива­ются друг с другом, а четко разграничены между собой.

    Наконец, эволюционная теория должна была объяс­нить, почему в природе существует огромное многообра­зие видов, почему наряду с простейшими организмами в ней имеются и весьма сложные.

    Для решения всех этих вопросов Дарвин обратился к изучению селекционной прак­тики и методов работы селекционеров по получению но­вых сортов культурных растений и новых пород домаш­них животных.

    2. Основные положения учения Дарвина об эволюции

    Селекция животных и растений добилась к середине XIX в. больших успехов. К этому времени в культуру были введены многие виды растений и животных. Некоторые из видов домашних животных имели десятки разнообразных пород, а растительные виды — даже сотни и тысячи сортов. Существенные изме­нения в процессе создания новых пород и сортов дости­гаются в ряде случаев за сравнительно короткие сроки. Уже на протяжении жизни одного поколения людей про­исходят заметные сдвиги в качестве домашних животных и культурных растений. Очень часто селекционеры не просто улучшают те или иные уже имеющиеся сорта и породы, а создают новые. Таким образом, в селекцион­ной практике как бы в миниатюре, но зато более быстрыми темпами происходят те же явления, что и в при­роде: совершается изменение органических форм, веду­щее к образованию качественно различных пород и сор­тов, приспособленных для удовлетворения нужд и по­требностей человека.

    В основе селекции лежит искусст­венный отбор наиболее интересующих человека особей. Сам искусственный отбор базируется на двух явле­ниях— изменчивости и наследственности организмов.

    Давно уже было замечено, что особи одного и того же сорта растений, одной и той же породы животных, имея некоторые общие признаки и свойства, присущие дан­ному сорту или породе, в то же время по ряду других признаков и свойств отличаются друг от друга. Эти-то индивидуальные особенности и используются селекционе­рами при выведении новых органических форм. Однако это возможно только в том   случае, если   вновь  возникающие признаки и свойства передаются последующим поко­лениям, т. е. наследуются. Сельскохозяйственная прак­тика давно установила, что такое наследование призна­ков и свойств действительно существует.

    И все же изменчивость и наследственность сами по себе, как правило, еще недостаточны для образования новых сортов и пород, ибо лишь немногие из них воз­никли внезапно, без вмешательства человека и оказались столь совершенными и полезными для него. Подавляю­щее большинство известных в культуре органических форм создано человеком путем накопления, суммирова­ния полезных ему особенностей животных и растений. Человек отбирает наилучшие в том или ином отношении особи и скрещивает их, повторяя этот прием на протяже­нии многих поколений.

    В таком же положении, указывает Дарвин, оказываются и многие натуралисты. Они, хотя и признают общность происхождения различных пород домашних животных, в то же время отрицают общность происхождения есте­ственных видов и глумятся над идеей эволюции органи­ческого мира. А между тем в природе у диких животных и растений, так же как и у их домашних родичей, име­ются все те предпосылки, на которых зиждется искусст­венный отбор.

    Существование определенных различий между осо­бями диких видов является общепризнанным среди био­логов, изучавших этот вопрос. Но принято считать, что индивидуальные особенности организмов касаются лишь несущественных частей. Дарвин подверг критике этот взгляд. «Иные авторы,— писал он,— вертятся в порочном круге, утверждая, что существенные органы никогда не изменяются, так как сами они практически считают су­щественными (в чем некоторые натуралисты честно при­знаются) те органы, которые не изменяются; становясь на подобную точку зрения, конечно, невозможно найти ни одного случая изменения существенной части, но со вся­кой другой точки зрения найдется много тому приме­ров».

    И Дарвин приводит немало таких случаев. Так, Дж. Леббок установил, что разветвления главных нервов при самом отхождении их от большого центрального узла у насекомого имеют большие различия у представителей одного и того же вида (Coccus). По данным того же ав­тора, мускулы у личинок некоторых насекомых также не отличаются однообразием.

    Особое внимание Дарвин обратил на существование сомнительных видов, т. е. таких органических форм, ко­торые в некоторых отношениях имеют характер отдель­ных видов, но настолько сходны с другими формами или так тесно связаны с ними промежуточными ступенями, что натуралисты не склонны признавать их за самостоя­тельные виды. Таких видов существует значительное ко­личество. Так, Г. К. Уотсон указал Дарвину 182 британ­ских растения, обычно рассматриваемых как разновидно­сти, но относимых некоторыми ботаниками к самостоя­тельным видам. Подобные же факты имеются и в зоологии. Но здесь сомнительные формы, признаваемые од­ними зоологами за разные виды, а другими — за геогра­фические расы одного вида, проживают обычно в раз­личных районах. Отнесение их к самостоятельным видам или разновидностям одного вида нередко зависит только от расстояния между районами их обитания. Если рас­стояния большие, то такие формы называют разными ви­дами, а если небольшие — разновидностями одного вида. Однако никто не может определенно сказать, какое именно расстояние следует признать достаточным для отнесения рассматриваемых форм к особым видам.

    Исходя из этих фактов, Дарвин пришел к выводу, что изменения, совершающиеся у растений и животных в естественной обстановке, касаются не только второсте­пенных, несущественных признаков, но и тех, которые определяют собой их видовую специфику. Раз появив­шиеся изменения сохраняются и в последующих поколе­ниях. А если это так, то и в естественной обстановке име­ются условия для суммирования и накопления полезных изменений, что может привести к образованию сначала новых разновидностей, а затем и самостоятельных видов.

    Но для превращения этой возможности в действи­тельность необходимо еще одно условие. Когда человек создает новые сорта растений и породы животных, он отбирает лучшие (или уничтожает худшие) с его точки зрения особи. Тем самым устраняется возможность скре­щивания тех и других, возможность растворения, ниве­лирования интересующих человека признаков. В природ­ных условиях суммирование, накопление полезных изме­нений произойдет быстрее, лучше, если будет предупреж­даться их нейтрализация в результате скрещивания с особями, не обладающими данными признаками. Это возможно лишь при условии, что такие особи будут ка­ким-то образом отсеиваться, элиминироваться. Но как, почему, под влиянием каких сил может осуществляться в природе подобная элиминация? Иначе говоря, что в природе играет роль сортировщика, выполняемую в ис­кусственном отборе человеком?

    Этот вопрос долгое время мучил Дарвина, не давал ему покоя. Наконец ключ к его решению был найден. Известно, что вопреки первому впечатлению, получае­мому от созерцания живой природы, среди живых су­ществ происходит постоянная, подчас очень острая борьба за существование. Указывая на это явление, Дарвин писал: «Лик природы представляется нам ра­достным, мы часто видим избыток пищи; мы не видим или забываем, что птицы, которые беззаботно распевают вокруг нас, по большей части питаются насекомыми и се­менами и, таким образом, постоянно истребляют жизнь; мы забываем, как эти певцы или их яйца и птенцы в свою очередь пожираются хищными птицами и зверями; мы часто забываем, что если в известную минуту пища имеется в изобилии, то нельзя сказать того же о каждом годе и каждом времени года».

    Ту же самую картину борьбы можно наблюдать и среди млекопитающих, среди рыб, растений и т. д. А если к сказанному добавить, что животные и растения часто подвергаются различным эпидемическим заболева­ниям, вызываемым широким распространением вредонос­ных   микроорганизмов, что масса  существ  гибнет под влиянием сильных морозов, засухи, жары и т. п., тo cтaнет очевидным, что в органическом мире постоянно про­исходит неослабевающая борьба за существование.

    Дарвин ставил специальные опыты, которые дают не­которое представление о масштабах этой борьбы. На не­большом вскопанном и расчищенном участке земли, где всходы не могли заглушаться растениями, из 357 всходов сорных трав 295 были истреблены главным обра­зом слизняками и насекомыми. Разумеется, процент вы­живающих в естественной обстановке еще ниже, по­скольку растения там гибнут не только от нападения животных, но и в результате борьбы с другими видами растений.

    Растения и животные потенциально обладают чрезвы­чайно высоким коэффициентом размножения. Подсчи­тано, что одно растение полыни производит 1075 тыс. се­мян, а плодовое тело гриба Polyporus applanatus каждый месяц дает 5460 млн. спор. Одна самка термитов откла­дывает около 10 млн. яиц, а некоторые морские беспозво­ночные, икринки которых не защищены и откладываются прямо в воду, мечут до 500 млн. яиц. Хотя не все виды растений и животных так плодовиты, но все они произ­водят за свою жизнь весьма значительное потомство.

    Между тем общая численность особей каждого вида не претерпевает столь быстрого увеличения. Конечно, она не остается без изменения: одни виды постепенно выми­рают, следовательно, сокращают свою численность; дру­гие, напротив, становятся более многочисленными. Но темпы возрастания численности, как правило, ни в какое сравнение не идут с масштабами коэффициента размно­жения. Иначе говоря, существует огромное несоответст­вие между количеством нарождающихся особей и коли­чеством доживающих до воспроизводства нового поко­ления. Причиной такого несоответствия является повсе­местно протекающая в органическом мире борьба за существование. Каждый день, каждый час эта борьба при­водит к насильственной смерти миллиардов особей жи­вотных и растений. В результате лишь очень незначи­тельная часть нарождающихся существ доживает до естественной смерти и даже до периода зрелости.

    В ходе борьбы за существование огромная масса особей животных и растений уничтожается неизбира­тельно, т. е. независимо от наличия у них тех или иных индивидуальных преимуществ перед другими особями. И все же возможностей для выживания и воспроизведе­ния потомства будет больше у тех особей, которые обла­дают хотя бы малейшим преимуществом в том или ином отношении перед особями того же вида. А это ведет к тому, что и в природе без всякого вмешательства чело­века или какой бы то ни было сверхъестественной силы происходит постоянное уничтожение (элиминация) менее приспособленных особей и сохранение, выживание более приспособленных. При этом чашу весов в пользу сохра­нения одних и гибели других может поколебать самое незначительное различие между ними.

    Борьба за существование в природе была известна в науке и до Дарвина. О ней писали еще некоторые антич­ные авторы, например Аристотель, а позднее — Боннэ, Бюффон, Ламарк, Э. Дарвин. В XIX в. доказательства наличия ее в живой природе были представлены И. Гёте, О. П. Декандолем, Ч. Ляйелем, У. Гербертом. Однако никто из предшественников Дарвина не мог оценить дей­ствительного значения борьбы за существование в раз­витии органического мира. Боннэ усматривал в ней некое орудие, поддерживающее «предустановленную гармо­нию» в природе, а Ламарк — фактор гармонического рав­новесия между различными видами. Лишь Дарвин ука­зал на всеобщий характер борьбы за существование, на ту важную роль, которую она играет в процессе образования новых органических форм.

    Относя к борьбе за существование очень широкий круг явлений, Дарвин неоднократно подчеркивал, что само выражение «борьба за существование» он употреб­ляет как метафору. «Я должен предупредить,— писал он,— что применяю этот термин в широком и метафориче­ском смысле, включая сюда зависимость одного суще­ства от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Про двух животных из рода Ca­ms, в период голода, можно совершенно верно сказать, что они борются друг с другом за пищу и жизнь. Но и про растение на окраине пустыни также говорят, что оно ведет борьбу за жизнь - против засухи, хотя правильнее было бы сказать, что оно зависит от влажности. Про расте­ние, ежегодно производящее тысячу семян, из которых в среднем вызревает лишь одно, еще вернее можно ска­зать, что оно борется с растениями того же рода и дру­гих, уже покрывающими почву. Омела зависит от яблони и еще нескольких деревьев, но было бы натяжкой гово­рить о ее борьбе с ними потому только, что если слиш­ком много этих паразитов вырастет на одном дереве, оно захиреет и погибнет. Но про несколько сеянок омелы, растущих на одной и той же ветви, можно совершенно верно сказать, что они ведут борьбу друг с другом. Так как омела рассевается птицами, ее существование зави­сит от них, и, выражаясь метафорически, можно сказать, что она борется с другими растениями, приносящими плоды, тем, что привлекает птиц пожирать ее плоды и, таким образом, разносить ее семена. Во всех этих значе­ниях, нечувствительно переходящих одно в другое, я ради удобства прибегаю к общему термину борьба за существование».

    Различные проявления борьбы за существование при­нято разделять на несколько типов. Если речь идет о подразделениях по тому, с кем (чем) ведется борьба, то указывают на три следующих типа:

    1) внутривидовая борьба, т. е. борьба между особями одного вида;

    2) межвидовая борьба, т. е. борьба между особями различных видов;

     3) борьба организмов с небла­гоприятными физическими условиями.

    Первые два типа борьбы за существование можно подразделить в зависимости от ее характера и причин на активную и пассивную формы борьбы. В свою очередь активная форма борьбы за существование включает в себя борьбу прямую и косвенную. К прямой борьбе отно­сятся взаимоотношения между хищником и жертвой, между травоядным животным и растением, между пара­зитом и хозяином, а также схватка между двумя хищни­ками, принадлежащими к одному или различным видам. Косвенная борьба, или конкуренция, —это борьба за пищу, свет, влагу между особями одного вида, а также двух или нескольких конкурирующих видов (например, саранчи и травоядных копытных), при которой прямая схватка между борющимися особями отсутствует. Кос­венная борьба, или конкуренция, обусловливается пере­населенностью—межвидовой или внутривидовой.

    К пассивной форме можно отнести такую борьбу, при которой особи не сталкиваются друг с другом, а лишь обладают разной степенью приспособленности к внешним условиям и, следовательно, разной степенью выживаемо­сти.

    Эту классификацию борьбы за су­ществование нельзя абсолютизировать, ибо взаимоотно­шения между особями одного или нескольких видов не­редко включают в себя как активную, так и пассивную форму, а также прямой и косвенный вид борьбы за су­ществование. Кроме того, многие из категорий борьбы за существование, как справедливо указывал Дарвин, незаметно переходят одна в другую.

    Следует особо заметить, что пассивная форма борьбы может быть названа борьбой между особями одного вида или между различными видами весьма условно, ибо гибель или сохранение одних особей в данном случае почти не зависит от взаимодействия с другими особями. Скорее здесь можно говорить о борьбе не между осо­бями внутри вида или между разными видами, а между организмом и окружающими его условиями среды. А в этом отношении данная форма борьбы далеко не пас­сивна: любой организм активно сопротивляется дейст­вию тех или иных неблагоприятных для его жизни внеш­них факторов.

    Все это показывает, насколько относительны разгра­ничения различных типов, форм и видов борьбы за суще­ствование. Выживание более приспособленных и гибель менее приспособленных особей в результате борьбы за существование является процессом, в известном смысле равнозначным искусственному отбору, производимому человеком. Поэтому совокупное действие изменчивости, наследственности и борьбы за существование, приводя­щей к выживанию наиболее приспособленных особей, Дарвин по аналогии с искусственным отбором, произво­димым человеком, назвал естественным отбором, подчеркивая  тем  самым,  что процесс этот  совершается сти­хийно, силами самой природы.

    Проводя параллель между естественным и искусст­венным отбором, Дарвин не стирал раз­личия между ними. Важнейшее из них он видел в том, что искусственный отбор производится человеком, тогда как естественный отбор — стихийными силами природы. Из этого проистекают и другие отличия. В процессе ис­кусственного отбора селекционер отбирает особи, не наи­более приспособленные к среде, а те, которые его больше интересуют. Напротив, естественный отбор действует на пользу не человека или какого-то другого существа, а того вида животных или растений, который подвер­гается данному отбору. Иначе говоря, здесь выживают и оставляют потомство особи, обладающие какими-то особенностями, полезными для данного органического вида.

    Дарвин указывал, что естественный отбор может при­вести к образованию любых, самых чудесных и на пер­вый взгляд самых невероятных приспособлений, полез­ных для данного вида. Он не может достичь только одного — изменить строение и отправления какого-нибудь вида без всякой пользы для него самого.

    Искусственный отбор, производимый созна­тельно, по заранее составленному плану, приводит к определенным результатам значительно скорее, чем естественный. С другой стороны, время действия искусствен­ного отбора неизмеримо короче времени действия естест­венного; осуществляется он чаще всего лишь по внеш­ним, менее важным для организма признакам, и то лишь в том случае, если они выражены достаточно резко, чтобы человек мог их заметить. Напротив, естественный отбор закрепляет любые полезные изменения, как морфо­логические, так и физиологические, как резкие, так и са­мые незначительные. Поэтому результат действия есте­ственного отбора во много превосходит то, что создается человеком путем искусственного отбора.

    Естественный отбор, накапливая полезные изменения, из поколения в поколение изменяет органические формы. Это приводит сначала к образованию новых рас, разно­видностей, а затем и новых видов, родов, семейств... Так на основе действия естественного отбора органический мир претерпевает постепенные изменения, развиваясь от простого к сложному, от низшего к высшему.

    Частным случаем естественного отбора является по­ловой отбор, ведущий к возникновению различных вто­ричных половых признаков у особей женского и муж­ского пола. Дарвин различал две формы полового от­бора. В результате первой из них у особей одного пола (чаще у мужского) появляются какие-то украшения (на­пример, яркое оперение), мелодичный голос или особые брачные телодвижения («ухаживания»). Здесь отбор осуществляется потому, что самка (иногда самец) отдает предпочтение самцу (самке) с более красивыми перьями или  шерстью, лучшим  голосом  и т. д. Другая форма полового отбора совершается в результате прямых схва­ток между самцами за обладание самкой. Поскольку самка достается победителю, отбор приводит к созданию более сильных и ловких самцов, к развитию у них специ­альных приспособлений для драки (рога у копытных, шпоры у петухов и т. д.).

    Часто обе эти формы полового отбора совмещаются. Так, отбор среди петухов шел по линии формирования как более мощных, так и более красивых, обладающих более звучным голосом особей. Половой отбор нахо­дится в тесном переплетении и с обычным естественным отбором, поскольку признаки, дающие самцам преиму­щество при половом отборе, нередко оказываются полез­ными и при обычном естественном отборе. Так, рога, клыки, бивни у самцов стадных животных служат им не только для борьбы за самку, но и для защиты стада. А сила и жизненность самцов-победителей способствуют развитию этих свойств также и у самок.

    Поэтому, если действия полового и обычного естественного отбора в первом случае как бы сумми­руются, усиливая друг друга, то во втором случае проис­ходит их взаимное ослабление. Окончательный результат идет по равнодействующей обоих типов отбора.

           

    3. Значение теории Дарвина в естествознании

    Органическая эволюция имеет определенную направ­ленность. Она идет по пути осуществления все более глу­бокого и полного соответствия организмов с окружаю­щими их условиями жизни. Конечно, само это направ­ление не является однозначным. Животные и растения приспособляются всегда к тем условиям жизни, которые окружают их и так или иначе воздействуют на них. Именно они, эти условия, будучи ассимилированы орга­низмом, вызывают в нем соответствующие индивидуаль­ные приспособления. Поэтому общее направление изме­нения органических форм будет зависеть, во-первых, от жизненных условий, вызывающих индивидуальную из­менчивость, во-вторых, от внешних факторов, хотя и не стимулирующих изменчивости, но осуществляющих опре­деленную контролирующую роль по отношению к изме­нениям, вызванным другими причинами, в-третьих, от самого организма, его наследственных особенностей.

    Значение специфики организма, его анатомических и физиологических особенностей легко понять, если иметь в виду, что разные виды организмов имеют неодинако­вые приспособления к одним и тем же неблагоприятным факторам среды. Достаточно вспомнить, сколь многооб­разны приспособления растений к засухе, точнее говоря, к условиям недостаточного увлажнения. Но как бы ни были различны все эти конкретные способы приспособ­ления, мы можем сказать, что они имеют и нечто общее между собой, ибо все они обеспечивают возможность осуществления полного цикла индивидуального развития особей и воспроизведения себе подобных.  Поскольку в ходе борьбы за существование выжи­вают и дают потомство, прежде всего организмы, наибо­лее соответствующие данным условиям жизни, степень их приспособленности и в этом смысле степень их совер­шенства из поколения в поколение возрастает. Так по­степенно вырабатывается то свойство организмов, кото­рое издавна получило в биологии наименование «целесо­образность».

    Дарвин проанализировал причины многих особенно сложных приспособлений, существующих у животных и растений, что дало ему возможность решить ряд важных проблем зоологии и ботаники. Он установил происхож­дение и природу инстинктов животных, назначение наи­более совершенных приспособлений растений для обеспе­чения перекрестного оплодотворения — цвета, запаха, определенного строения цветка, а также характерные особенности строения и жизни насекомоядных и лазящих растений, пути их происхождения.

    Теория естественного отбора с большим успехом была применена многими биологами для объяснения ряда дру­гих удивительных приспособлений организмов. Последо­ватель Дарвина английский биолог Г. В. Бэте (1825— 1893) разработал учение о мимикрии, т. е. о защитном приспособлении животных и растений путем выработки сходства с теми или иньгаи телами живой и  неживой природы. Впоследствии на мимикрию обратили внимание также Уоллес и Дарвин. Начиная с четвертого издания книги «Происхождение видов» (1866) Дарвин включает в нее подробное рассмотрение этого явления.

    Материалистически объяснив целесообразность в жи­вой природе, Дарвин не только изгнал из биологии телео­логию, но и нанес сокрушительный удар по витализму. Он показал, что организмы подчинены не надматериальной жизненной силе, а объективным законам природы. Так биология была прочно поставлена на материалисти­ческую основу.

    Теория естественного отбора позволила выяснить при­чины не только целесообразности организмов, но и при­сущей живой природе мозаичности, т. е. наличия по­стоянных разрывов между видами, а также огромного многообразия органических форм, населяющих землю. Дело в том, что максимальной выживаемостью в процессе борьбы за существование обладают во многих случаях формы, наиболее резко уклоняющиеся от среднего типа (конечно, если они не переходят известных границ, за которыми начинаются всевозможные уродства). Повто­ряющееся из поколения в поколение вымирание особей с промежуточными свойствами приводит ко все возра­стающему разрыву между крайними формами. Так, в ре­зультате действия естественного отбора совершается по­стоянное расхождение, дивергенция вновь образую­щихся организмов.

    Явление дивергенции Дарвин связывал, прежде всего, с перенаселенностью и внутривидовой борьбой. Конечно, в тех случаях, когда наблюдается перенаселенность и вытекающая из нее конкуренция, как межвидовая, так и внутривидовая, они могут способствовать данному про­цессу. Но дивергенция может происходить и действи­тельно происходит в природе и при отсутствии перена­селенности. Индивидуальные различия между особями, а также различия в микроусловиях их существования с неизбежностью вызывают разнонаправленность измен­чивости организмов. «Возможность непрерывного рас­хождения,— писал Дарвин,— обеспечивается склонно­стью каждой части или органа продолжать варьировать в том же направлении, в каком они уже варьировали».

    Поэтому даже при постепенных качественных превра­щениях организмов возникновение новых видов, родов, семейств и т. д. осуществляется в природе и при полном отсутствии перенаселенности и активной внутривидовой борьбы. В данном случае можно говорить об участии в явлении дивергенции лишь пассивной внутривидовой борьбы.

     Постоянно осуществляющееся в природе явление ди­вергенции с неизбежностью приводит к образованию все новых органических видов. А рост многообразия живой природы в свою очередь вызывает дальнейшее увеличе­ние сложности разнообразия жизненных условий, что служит новым стимулом для возникновения новых видов, и т. д.






    Заключение

    Таким образом, учение Дарвина  дало ясные и четкие ответы на все те вопросы, которые выдви­гались перед эволюционной теорией его предшественников. Образно говоря, предшественники Дарвина изложили «тео­рему эволюции», Дарвин доказал ее с помощью огром­ного количества фактов, сопоставленных, классифициро­ванных и всесторонне взвешенных под углом зрения од­ной руководящей идеи — идеи естественного отбора.

     Учение Дарвина яв­илось гениальным обобщением, синтезом знаний, накоп­ленных человечеством об органическом мире. Дарвин показал, что органический мир развивается по естествен­ным законам, что естественный и искусственный отбор является движущей силой развития органического мира».

    Возникновение и утверждение в науке теории Дар­вина привело к коренной перестройке и небывалому про­грессу всех биологических дисциплин — систематики, анатомии, физиологии, эмбриологии, палеонтологии, био­географии и т. д. Реконструируясь на базе эволюцион­ного учения, они как бы превращаются в ветви общебио­логической эволюционной теории. Дарвинизм, следова­тельно, не только внедряет эволюционную идею во все специальные биологические дисциплины, но и способст­вует их объединению, интеграции.

    Учение Дарвина вызвало к жизни и новые отрасли биологии — теорию филогении, учение о мимикрии, гене­тику, экологию и др., которые обогащают наши знания о живой природе, способствуют дальнейшему развитию дарвинизма.

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

    1. Большая Российская энциклопедия: в 2-х томах. – Т. 1. -  М., 2003

    2. Дарвин Ч.  Собрание сочинений. Т. 3, М., Издательство политической литературы. М., 1989.

    3. Концепции современного естествознания: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2004.

    4. Кузнецов В.Н, Идлис Г.М., Гущина В.Н. Естествознание. — М.: Агар, 2001.

    5. Мамонтов Г.С., Захаров В.Б. Общая биология: Учебник. — М.: Высшая школа, 2003.

    6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. — М.: Гардарики, 2005.

    7. Энциклопедия «Современное естествознание»: В 10 т. — Т. 2 – 2006.

    8. Яблоков А. В. , Медников Б.М. Чарльз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора. М., «Просвещение», 1987.














Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основные принципы учения Дарвина об эволюции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.