Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы проектирования профессионально-личностного экологического обуче-ния

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы проектирования профессионально-личностного экологического обуче-ния
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Основы проектирования профессионально-личностного экологического обучения


    Негативные последствия нерационального использования природных ресурсов, загрязнение окружающей среды постепенно накапливаются и создают чрезвычайные ситуации, которые ставят под угрозу дальнейшее существование человечества. Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой является одной из самых актуальных, от ее решения в конечном итоге зависит будущее человечества [85].

    Экологическая безграмотность подрывает основы существования человеческого общества, устойчивое развитие природы. Экология же строит прочный фундамент для создания гармоничных отношений с внешней средой, а управление природными процессами и использование ее ресурсов при прогнозировании социально-экологических последствий позволит сохранить и приумножить все биологическое разнообразие живых организмов, исключить развитие человечества за счет будущих поколений. Логика решения экологических проблем требует не только фундаментального научного подхода, но и практического технического воплощения. Экологическое образование в техническом вузе строится на основе реалий глобальной экологической ситуации и концепции устойчивого развития, провозглашенной на совещании государств Мирового сообщества в Рио-де-Жанейро в 1993 году [89,116, 143].

    Концепция устойчивого развития включает в себя три компонента:

    - социальная устойчивость (социальная справедливость и демократия);

    - экономическая устойчивость (материальное благополучие);

    - экологическая устойчивость (рациональное использование природных ресурсов) [104].

    Разработка стратегии устойчивого развития предусматривает научно-практический поиск по следующим научным направлениям: создание новых экологически безопасных технологий, экономико-правовые вопросы природопользования, практическая и инженерная экология, экологическое образование [83].

    Цель экологического образования - формирование развития такого населения планеты, которое осознает и озабочено проблемами окружающей среды и у которого есть знания, навыки, отношения, мотивации и приверженность работать индивидуально и коллективно по решению текущих экологических проблем и по предотвращению проблем грядущих, так было приведено в отчете о Белградской конференции по экологическому образованию. Как отмечал П.Дж.Феншам, Канберра в 1976 году: «Все стали «экологами». Такого взрыва профанации знания не было в

    истории человечества. Без профессионалов никакая наука невозможна, это

    ясно. Очевидно, что профессионалов можно готовить лишь в

    профессиональных коллективах. А если этих коллективов нет, не возникнут и

    профессионалы. Замкнутый, порочный круг. Но экология - наука о проблемах.

    Вернее, прежде всего о них, так как каждая наука - дитя нужды. Она выполняет

    социальный заказ, а затем лишь возникает учение о специфических структурах

    и функциях. Доминанта проблем в экологии столь ярка, что мало кто осознает

    печальный факт отсутствия в ней профессионального костяка -

    фундаментального экологического знания и его носителей» [104].

    Слово «экология» образовано из греческих слов oikos (дом,

    жилище, убежище) и logos (учение, знание, наука) и впервые предложено

    Э.Геккелем в 1866 году [18].

    Он понимал под экологией науку, призванную изучать

    взаимоотношения организмов с окружающей их средой. Экология из раздела

    17

    биологии превращается в междисциплинарную науку, охватывающую многие

    области знания. Уже в трудах Э. Геккеля прослеживается одно важное

    обстоятельство - понимание экологии как «экономики природы» [22,91].

    В России заслуга в формировании экологического мировоззрения и

    основных положений экологии принадлежит профессору Московского

    университета К.Ф. Рулье. На протяжении нескольких лет он дал практически

    полный перечень принципиальных проблем экологии, но не нашел

    выразительного термина для обозначения этой науки.

    Современный период развития экологии в мире связан с именами таких

    крупных зарубежных ученых как Ю.Одум, Дж. Андерсен, Э.Пианка, Р.Риклефс,

    М.Бигон, А.Швейцер, А.Миллер, Б.Небел. Среди отечественных И.П.

    Герасимов, A.M. Гиляров, В.С.Горшков, Ю.А. Израэль, Ю.Н. Куражковский,

    К.С.Лосев, Н.Н.Моисеев, Н.П.Наумов, Н.Ф.Реймерс, В.В.Розанов, В.Е.Соколов,

    В.Д.Федоров, С.С.Шварц, А.В.Яблоков, А.Л.Яншина.

    Понятие «экологическая культура» появилось в науке и

    общественно- политической жизни общества во второй половине XX века. Его

    введение в научный обиход связано с работой советского культуролога

    Л.Н.Когана «Экологическая культура развитого социалистического общества»,

    идеями которой автор поделился в форме доклада на конференции «Идейно-

    теоретические проблемы научно-технического прогресса» (Свердловск, июнь

    1973 г). Данное понятие получило дальнейшее развитие в различных отраслях

    знания: экологии, психологии, педагогике, этике, культурологии.

    Сформировалось направление, изучающее поведенческую специфику

    взаимоотношений в системе «человек- общество - природа»,- экологическая

    психология ( Дж.Гибсон, Дж.Голд, С.Д. Дерябо, Дж.Фаст, Э.Холл, В.А. Левин)

    [27,84,109].

    «В обществе,- указывал К.Маркс,- природа является для человека звеном,

    связывающим человека с человеком» ( Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд..-

    18

    Т.42.- С. 118) иначе говоря, отношения между людьми в процессе

    экологической деятельности всегда опосредованы природой.

    Экологический подход в образовании впервые наблюдается в учебнике

    В.Ф.Зуева «Начертание естественной истории» (1786). К.Ф.Рулье считается

    основоположником экологии в России, а А.Я.Герд установил научную систему

    школьного курса естествознания с позиций логики и экологии.

    Интенсивным развитием экологии как науки, возникшей в ответ на

    требования современного общества, в связи с необходимостью урегулирования

    человеческой деятельности в природе, характеризовался двадцатый век.

    Экология проникла в образование.

    Усиление роли экологического аспекта характерно для современной

    ситуации в образовании. Общество нуждается в экологически грамотных

    специалистах.

    Существенный научный вклад в экологическое образование внесли член

    кор. РАН Н.С. Косимов (МГУ им. М.В.Ломоносова), проф. Н.М.Черновой

    (МГПУ), академик РАН В.А. Грачев (председатель комитета Госдумы по

    экологии) и др.

    Техническим вузам, располагающим достаточным интеллектуальным

    потенциалом, отводится ключевая роль в подготовке специалистов, способных

    решать экологические задачи самого разного масштаба. Это диктуется всей

    логикой решения экологических проблем, требующих не только

    фундаментального научного подхода, но и практического технического

    воплощения. Серьезное внимание должно быть уделено экологизации

    образования на всех уровнях, созданию целостной междисциплинарной

    системы образования в области экологии, природопользования, охраны

    окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. Основная причина

    недостаточно эффективного экологического образования в техническом вузе,

    на наш взгляд, в слабой разработанности лабораторных занятий, направленных

    на будущую профессиональную деятельность.

    19

    Экологическая подготовка будущего инженера является необходимостью,

    социальным заказом общества, обусловленного экологизацией всей

    образовательной области знания, науки и производства.

    Сущность непрерывного экологического образования можно понять через

    характеристику его основных целей: « развитие экологического сознания и

    мышления, экологической культуры личности и общества, ответственное

    отношение каждого человека к природе; формирование практического опыта

    природопользования и компетентного принятия решений (каждый на своем

    уровне), что будет способствовать здоровому образу жизни людей,

    устойчивому социально-экологическому развитию и экологической

    безопасности страны и мира» [20].

    Использование понятия «проектирование» применительно к

    образовательной сфере влечет не только расширение терминологического

    пространства науки, но и пересмотр представлений о некоторых традиционных

    критериях. Педагогическое проектирование и его приложения исследовались в

    работах В.С.Безруковой, В.П.Беспалько, Н.Н Суртаевой, Ю.К.Черновой,

    Е.С.Заир-Бек и др. Но несмотря на интенсивные поиски ученых, остаются мало

    изученными вопросы терминологии данной проблематики и ее

    содержательного наполнения [13].

    Понятие «педагогическое проектирование» можно толковать по- разному:

    деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных

    проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных

    идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных

    системах и институтах, в педагогических технологиях; предварительная

    разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов

    [52].

    Вопросы педагогического проектирования вариативных образовательно-

    профессиональных технологий подготовки специалиста в вузе

    рассматриваются в работах Берестовского A.M. Он раскрывает технологию

    20

    перехода учебной деятельности в учебно - профессиональную, проектирование

    технологий строится с учетом закономерностей освоения конкретной учебной

    дисциплины и профессионального становления студента, дает теоретический

    анализ технологий обучения и определяет их значение для профессиональной

    подготовки студента. Технология освоения учебной дисциплины проектируется

    как технология гуманитарного воздействия преподавателя и студента.

    Проектирование системы профессионально-личностного экологического

    образования в техническом вузе требует синтеза различных знаний:

    педагогических, психологических, экологических, медицинских, правовых,

    технических, информационных и др.

    В современной педагогике проектирование рассматривается как

    «идеальная» (мыслительная) деятельность, включающая в себя целеполатание,

    планирование, конструирование, моделирование, прогнозирование и как

    деятельность, связанная с реализацией замысла, т.е. организация

    взаимодействия субъектов проектирования между собой, объектами и средой,

    диагностика, анализ результатов и коррекция проектов [52].

    Возникшие противоречия между необходимостью повышения

    экологической компетентности и культуры студентов технического вуза и

    недостаточной разработанностью практической технологии экологического

    образования определили направление для исследования.

    Выведение места и роли экологической культуры в системе интересов,

    потребностей и ценностных ориентации индивидов и социальных общностей,

    обоснование этого понятия как основы взаимодействия в системе «человек -

    общество - природа» отражается в работах Бахарева В.В. Он исследовал

    состояние экологической культуры, роли системы непрерывного

    экологического образования в формировании экологической личности. Автор

    разделяет мнение В.И.Панова о том, что для преодоления экологического

    кризиса недостаточно переориентации сознания людей на сохранение планеты

    и ее ресурсов, как своей жизненной среды. Поскольку дело не в возросших

    21

    технологических возможностях человечества, а в том, что оно использует их,

    оставаясь на прежнем уровне экологического сознания, прежнем уровне

    отношения к себе и природе. На смену антропоцентрическому должно прийти

    экоцентрическое сознание, при котором человек начинает осмыслять себя в качестве единицы природы [143,136,137,89].

    ЛИТЕРАТУРЫ

    1 .Агесс П. Ключи к экологии. Л.: Гидрометиздат, 1982. 96 с.

    2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. 189 с.

    3. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книги. Кн 1. М.: Педагогика,

    1982.320 с.

    4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1 Пер. с англУ Под ред. К.М.

    Гуревича, В.И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.320 с.

    5. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Пасечник В.И., Вознесенский С.А.,

    Козлова Е.К. Биофизика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит.

    Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 288 с.

    6.Антиков В.В. Биологическое действие электромагнитных излучений

    микроволнового диапазона. М.: Наука, 1980. 221 с.

    У.Апполонский СИ. Расчет электромагнитных экранирующих оболочек.

    Л.: Энергоиздат, 1982. 144 с.

    8. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля

    окружающей среды. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 208 с.

    9. Бабанский Ю.К. Педагогика.-М.: Просвещение, 1988.

    10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических

    исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982.192с.

    И.Белов СВ. Безопасность производственных процессов: Справочник. М.:

    Мапшностроекме, 1985.448 с.

    12. Беляков Г.И Гфактикум по охране труда, М.: Агропромиздат, 1988.

    13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

    192 с.

    14. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Часть 1и 2 /Под

    ред. Проф. Э.А. Арустамова. М.: Информационно-внедренческий центр

    «Маркетинг», 1998. 248 с.

    15. Беккер А.А., Агаев Т.Е. Охрана и контроль загрязнений природной

    среды. М.: Гидрометеоиздат, 1989. 285 с.

    109

    16. Боголепов И.И. Промышленная звукоизоляция. Л.: Судостроение,

    1986. 368 с.

    17. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в

    гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие для студ. сред,

    и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий

    центр «Учитель», 1999. 560 с.

    18. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата: Наука, 1983. 215 с.

    19. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и

    профессиональной мотивации студентов. М., 1986. 198 с.

    20. Вербицкий А.А. Основы концепции непрерьюного экологического

    образования //Педагогика. 1997. №6. С 31-32.

    21. Воронин Ю.А. Перспективные средства обучения.Воронеж: ВГПУ, 2000.124 с.

    22. Вронский В.А. Экология. Словарь- справочник. Ростов на Дону: Изд

    «Феникс», 1997. 576 с.

    23. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

    24. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов.

    Серия «Высшее образование». Под ред. В.М.Гарина. Ростов н/Д: Феникс, 2003.384 с.

    25.Гарин В.М. Инженерная экология. Ростов н/Д: РГУПС, 1997. 144 с.

    26. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и

    перспекгивы. М.: Педагогика, 1987.246 с.

    27. Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт , 2001.

    312 с.

    28. Глухов В.В, Некрасова Н.П.. Экономические основы экологии. СПб.:

    Питер, 2003. 384 с.

    29. Гетов В.П., Сычева А.В. Охрана природы М.: Высш.шк., 1988. 160 с.

    30. Данилов-Данилян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и

    устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Прогресс- Традиция, 2000. 416 с.

    31. Дахин А. ТО ГИС: из опыта проектного обучения школьников // Педагогика.

    2002. №1.0108-110.

    по

    32. Дорогань Л.В., Филиппов В.П. Экологический практикум. Воронеж.: Би. 1994г.

    39с.

    33. Долин П.А. Справочник по технике безопасности. 6-е изд. М.: Энергоиздат,

    1985.-800 с.

    34. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии

    обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая пжола, 1990. 191с.

    35. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология.

    Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1996. С.480.

    36. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в

    России. 1992. №3. С. 36.

    37. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -

    М.: Педагогика, 1982.160 с.

    38. Звягина Л.Н., Асташкин В.П., Кащенко В.А., Минаков Л. П. «Исследование

    шума в механических цехах». //Ж. Машиностроитель. 2002. № 8. С. 50-51.

    39. Звягина Л.Н., Лагунов B.C., Беспалова О.Ю. Мониторинговые исследовагшя

    загрязнения окружающей природной феды предприятиями левобережного района г.

    Воронежа // Экология России и сопредельных территорий. Экологический катализ:

    Материалы Междунар. Экологрмеской студ. Конф. Новосибирск: НГУ, 2002. С. 75-76.

    Звягина Л.Н., Лагунов B.C., Хорошильцева О.В. Организация мониторинга

    подземных вод на территории левобережного района г. Воронежа // Экология России и

    сопредельных территорий. Экологический катапиз: Материалы Междунар.

    экологической студ. конф. Новосибирск: НГУ,2002. С. 108-109.

    40. Звягина Л.Н. Формирование экологических ценностей в процессе обучения

    студентов высшей пжолы // Духовность, нравственность, патриотизм: Сб. матер. Всерос.

    науч.-практ. конф. Воронеж: ВАТУ, 2002. С. 10.

    41. Звягина Л.Н. Качество образования на современном этапе развития:

    концепции и практика // Основные направления развития инновационного

    образования в технических вузах: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф.

    Орел: СГИ, 2002.С. 65-67.

    I l l

    42. Совершенствование образовательных программ курса «Безопасность

    жизнедеятельности» в высших учебных заведениях Российской федерации /

    Звягина Л.Н., Асташкин В.П., Лагунов B.C., Алпатов Б.П // Инженер, технолог,

    рабочий. 2002.№8. С. 80-81.

    43. Звягина Л.Н., Асташкин В.П., В.А.Кащенко Исследование шума в

    механических цехах// Шаг в будущее: Сб. матер, регион, конф. Воронеж:

    ВГТУ,2002.С. 80.

    44. Звяпина Л.Н. Информационные технологии в формировании экологического

    мировоззрения // Социально-экономическое развитие регионов: реальность и

    перспективы: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов.

    Воронеж: Новый взгляд, 2003. С. 322-323.

    45. Звягина Л.Н., Паринова Л.В. Междисциплинарный подход в реализации

    экологического образования инженеров // Социально-экономическое развитие регионов:

    реальность и перспективы: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и

    специалистов. Воронеж: Новый взгляд, 2003. С. 323-325.

    46. Звягина Л.Н. Технологические инновации в экологическом образовании //

    Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Сб.

    матер. Всерос. науч.-метод. конф. Воронеж: ЦНТИ, 2003. С. 79.

    47. Звягина Л.Н., Финько С.Ф. Основы психологического подхода к

    непрерывному экологическому образованию // Системные проблемы качества,

    математического моделирования, информационных и электронных технологий:

    Сб. матер. Междунар. науч.- техн. конф. и Российская науч. Шк. молодых

    ученых и специалистов. Сочи:Радио и связь, 2003. С. 114-115.

    48. Звягина Л.Н., Федоров М.Н. Установка для определения

    эффективности экранирующих свойств материалов на промышленной частоте //

    Изобретатели машиностроению.2003. № 3. С.41.

    49. Звягина Л.Н., П.Г.Шеин, Т.В.Муковоз Изучение эффективных

    методов защиты от электромагнитного излучения студентами технического

    вуза // Экология России и сопредельных территорий: Сб. матер.8 Междунар.

    экологической студ. конф. Новосибирск: НГУ, 2003. С. 232.

    112

    50. Звягина Л.Н., Федоров М.Н. Установка для определения

    эффективности экранирующих свойств материалов на промышленной частоте//

    Изобретатели машиностроению. 2003.№ 3 С. 41.

    51.Звягина Л.Н., Кудинов А., Азаров А. Изучение динамики роста

    численности популяции на основе математического моделирования процесса//

    Экология и проблема охраны окружающей среды: Тезисы докл. XI Всерос.

    студ. конф. Красноярск: КГУ , 2004. С. 210.

    52. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и

    доступного образования// Педагогика. 2002. №1. С.27-34.

    53. Защита от шума: Справочник проектировщика / Под ред. Е.Я.Юдина.

    М.: Стройиздат, 1974. 134 с .

    54. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 383 с.

    55. Защита атмосферы от промышленных загрязнений : Справ.изд. В 2 ч./

    Пер. с англ. М.: Металлургия, 1988. 760 с.

    56. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.200с.

    57. Инновационное образование: стратегия и практика /Под ред. ВЛ. Ляудис. М.,

    1994.187 с.

    58. РТнформатизация высшего образования в России: Сборник официальных

    материалов и нормативных актов. М., 1993. Вьш.7 263 с.

    59. Инженерная экология: Учебник /Под ред. В.Т.Медведева- М.: Гардарики,

    2002.687 с: ил.

    60. Карелькина Л.П. Экологические аспекты оптимизации техногенных

    ландшафтов. СПб, Наука Пр., 1993.

    61. Кларин М.В. РЬшовационные модели обучения в зарубежных педагогических

    поисках. М.: Арена, 1994.222 с.

    62. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии.

    М.: Изд-во "Интерстиль", 1997. 368 с.

    63. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д: изд-во

    «Феникс», 2001. 576 с.

    113

    64. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения:

    Педагогака, 1982.320 с.

    65. Колесников А.Е. Шум и вибрация. Л.: Шум и вибрация. Л.:

    Судостроение, 1988. 247 с.

    66. Кириллов В.Ф., Книжников В.А.. Коренков И.П. Радиационная

    гигиена. -М., 1988.

    67. Коржуев А.В., Попков В.А. Рефлексия и критическое мышление в

    контексте задач высшего образования // Педагогика. 2002. №1. С. 18-22.

    68. Коментарий к Закону Российской Федерации « Об охране

    окружающей природной среды» / Под ред. Проф. С.А. Боголюбова - М.: Норма

    - ИФРА, 1999. 368 с.

    69. Куражсковский Ю.Н. Основы всеобщей экологии. Ростов н/Д: изд-во

    РГУ, 1992. 144 с.

    70. Лагунов Л.Ф., Осипов Г.Л. Борьба с шумом в машиностроении. М.:

    Машиностроение, 1989, 150 с.

    71. Лапин В.Л., Мартинсен А.Г., Попов В.М. Основы экологических

    знаний инженера. М.: Изд-во Экология, 1996. 176 с.

    72. ЛернерИЛ Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

    185 с.

    73. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды: Учеб. Пособие. М.:

    Стройиздат, 1988. 191 с.

    74. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому

    проектированию // Педагогика. 2002. № 1. С.68-75.

    75. Лейнер ИЛ. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1980.

    96с.

    76. Лихачев Б. Педагогика М.: Прометей, 1996. 154с.

    77. Малаш В.Ф. Методические аспекты проектирования (в образовании).//

    Сб. науч. тр. в 2 ч.- Мн., 1998. Вып.13, ч.2, С.7-11.

    78. Маркина Н.Ю. Проектирование процесса обучения.// Среднее проф.

    Образование. 1998. №3, С.4-8.

    114

    79. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учеб. Для

    вузов/ Под ред. И.И. Мазура - М.: Высш.шк., 1999. 447 с: ил.

    80. Математическая статистика. Учебник для техникумов. Под ред.

    A.M.Длина, М.: «Высш.школа», 1975. 398 с.

    81. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации

    обучения. М.: Педагогика, 1988.192 с.

    82. Машкович В.П., Панченко A.M. Основы радиационной безопасности;

    Учебник для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1990. 175 с.

    83. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Шанс на выживание. Экология и

    научно-технический прогресс. М., 1992. 160 с.

    84. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 352с.

    85. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «ЮНИСАМ», 1996. 192 с.

    86. Назарова Т.С, Палат Е.С. Средства обучения. М., 1998.203 с.

    87. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования

    / Под ред. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.

    88. Новиков A.M. Проектирование педагогических систем.// Специалист.

    1998, №5 0.23-28.

    89. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. Л.: Изд-во

    ЛГУ, 1979.С.350.

    90. Негробов О.П., Золотова А.В. Учебная и справочная литература по

    экологии и охране природы. - Воронеж: ВГУ, 1990. 32 с.

    91. Негробов О.П. Словарь эколога. Учебное пособие. Воронежский

    государственный университет. Воронеж, Издат. «Истоки», 1999. 188 с.

    92. Павлова Е.И., Буралев Ю.В. Экология транспорта: Учеб. для вузов.

    М.: Транспорт, 1998. 232 с.

    93. Паринова Л.В., Федоров М.Н., Звягина Л.Н. Лабораторный практикум

    компьютерного моделирования динамического роста численности популяций//

    Инженер, технолог, рабочий. 2004. № 1 . 0 . 20-23.

    115

    94. Паринова Л.В. Экспертно-оптимизационное моделирование

    жизненного цикла диссертационных научно-исследовательских работ.

    Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 133 с.

    95. Паринова Л.В., Звягина Л.Н. Методика оценки качества знаний в

    процессе профессионально личностного экологического обучения студентов

    технического вуза// Модернизация образования. Региональный аспект: Сб.

    матер, второй Всерос. науч. - метод, конф.- Вологда: ВоГТУ, 2004, С 255.

    96. Петросян Л.А., Захаров В.В. Математические модели в экологии.-

    СПб.: Издательство С.-Петербугского университета, 1997. 256 с.

    97. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и

    природопользование в России /Под ред. В.Ф.Протасова. М.: Финансы и

    статистика, 1995. 528 с.

    98. Простаков Н.И. Биоэкология: Учеб.пособие. Воронеж: Воронежский

    государственный университет, 1999. 271 с.

    99. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы:

    Учебное пособие для вузов. СПб: Химия, 1997. 352 с, ил.

    100. Педагогика / Под ред. ПИ. Пидкасистого. М.: Росс. Пед.агенство, 1996. 602 с.

    101. Посталюк ПЮ. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992. 206

    с.

    102. Профессиональная педагогика, М.: Ассоциация «Профессиональное

    образование», 1997. 512 с.

    103. Платонов А.П., Платонов В.А. Основы общей и ршженерной экологии. Серия

    «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002.352 с.

    104. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная

    экология. - М.: ИЦ «Россия Молодая» Экология, 1992. 367 с.

    105. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под ред.

    З.И.Изральсона. М.Медицина 1973,479 с.

    106. Роберт И Современные информационные технологии в образовании:

    дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.230 с.

    116

    107. Родионов А.И. Техника защиты окружающей среды: Учебник для

    вузов. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Химия, 1989. 512 с.

    108. Савенко B.C. Радиоэкология. Мн.: Изд.Дизайн ПРО, 1997. 208 с.

    109. Сарычев B.C., Караваев А.В., Климов СМ. Краткий экологический

    словарь- справочник. Липецк. 1994. 64 с.

    110. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справочник/

    С.В.Белов, А.Ф.Козьяков, О.Ф.Партолин и др.; Под ред. С.В.Белова.-М.:

    Машиностроение, 1989.368 с: ил.

    111. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен//

    Педагогика. 2002. № 1. С.11-17.

    112. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от

    деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 272 с.

    113. Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований. М:

    Педагогика, 1986.152с.

    114. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.

    Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа - Пресс, 1998. 512 с.

    115. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная

    деятельность. - М.: Магистр, 1997. 308 с.

    116. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий

    Российской Федерации. М.: «Анкил», 1998. 207 с.

    117. Средства защиты в машиностроении. Расчет и проектирование:

    Справочник / Под ред. СВ. Белова.М.: Машиностроение, 1989. 368 с.

    118. Сытник К.М. Биосфера, экология, охрана природы: Справочное

    пособие. Киев: Наукова думка, 1987. 523 с.

    119. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика:

    Учеб.пособие для студ. вые. учеб. заведений. М.: Издательский центр

    «Академия», 2001. 480 с.

    120. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических

    исследований. М.: Педагогика, 1986. 150 с.

    117

    121. Суслов И.Н. Педагогические основы гуманитаризации

    образовательного процесса технического вуза: Монография. Омск:

    Издательство ОмГПУ, 1998. 170 с.

    122. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели

    специалиста//Политехнический музей. М.: Знание, 1986. 434 с.

    123. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ,

    1975.343 с.

    124. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие.

    М.:Академия, 1998. 228 с.

    125. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.

    Пискунова А.И. М.: Педагогика, 1979. 208 с.

    126. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная

    стратегия. М.: Ноосфера, 1998.

    127. Федоров М.Н., Звягина Л.Н. Установка для определения

    эффективности экранирующих свойств//. Техника машиностроения. 2003. №6

    С. 99-100.

    128. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране

    окружающей среды: Учебное пособие. Воронеж: Воронеж, гос. университет, 1997,305 с.

    129. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей

    школе / Под ред. Д.В.Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.

    130. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования

    педагогических тестов: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем

    качества подготовки специалистов, 2001. 410 с.

    131. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986

    95 с.

    132. Харламов И.Ф. Педагогика. М. Высшая школа, 1990. 90 с.

    133. Хорват Л. Кислотный дождь М.: Стройиздат, 1990. 80 с.

    134. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика,

    1992. 209 с.

    118

    135. Шевель Д.М. Электромагнитная безопасность: К.: Век +, К.: НТИ,

    2002. 432 с.

    136. Шилов И.А. Экология: Учеб.для биол. И мед. спец. Вузов. М.: Высш.

    шк., 1997. 512 с : ил.

    137. Шимина А.Н. Философские основы образования. Воронеж, 1999.

    118с.

    138. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования

    познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с.

    139. Экологическое право: Сборник нормативных актов. М.: Новый

    Юрист, 1998. 384 с.

    140. Экология: Учебное пособие /Под ред. Проф. В.В. Денисова. Серия «Учебный

    курс».- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002 г. 640 с.

    141. Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Н^колайкина,

    О.П.Мелихова. - 2-е изд., переб. И доп. - М.: Дрофа, 2003. 624 с: ил.

    142. Ярмоленко С. П. Радиобиология человека и животных: Учеб. для

    биолог, спец. вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.шк., 1988. 424 с : ил.

    143. Яншин А. Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.:

    Мысль, 1991.429 с.

    144. Якимская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.

    145.ЯСВИН В.А. Моделирование образовательной среды. Черноголовка,

    1997.248 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы проектирования профессионально-личностного экологического обуче-ния ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.