Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы теории человеческого капитала

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы теории человеческого капитала
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Развитие современной экономической теории характеризуется колоссальным увеличением количества работ посвященных проблеме человеческого капитала и расширенного воспроизводства рабочей силы. Неоклассическая школа развивает теорию потребительской деятельности, в том числе теорию «инвестиций в человека» и теорию «производства человеческого капитала в условиях инновационной экономики», которые в свою очередь, обуславливают проблему измерений  человеческого капитала. Данные обстоятельства и определили структуру 2-й главы, в которой, наряду с общими положениями теории человеческого капитала, в основном, будут рассмотрены  названные аспекты.                       

    В современном понимании теория «человеческого капитала» - это раздел современной экономической науки, изучающий процессы накопления и использования качественных характеристик людских ресурсов; в более узком смысле - экономическая теория образования и подготовки специалистов и рабочих [Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Бим-Бада Б.М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003].

    Анализ работ по исследуемой проблеме [Быченко Ю.Г. Социальные процессы формирования человеческого капитала в переходный период: Дисс. ... докт. социол. наук. - Саратов, 2000. -  341 с.;   Самородова Е.М. Инвестиции в человеческий капитал: Дисс. ... канд. экон. наук. - Орел, 2000. - 208 с.; Сенков Валерий Александрович. Человеческий капитал в развитой рыночной и переходной экономике: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2000. - 192 c.; Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. Дисс. ... докт. экон. наук - СПб., 2000. - 349 с.; Синицына Г.И. Человеческий капитал, оценка качества и эффективности использования: Дисс. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 2002. - 145 с.; Шаш Н.Н. Развитие человеческого капитала организации: теория, методология, измерение: Автореф. дисс. … докт. экон. наук. - Саратов 2006 и др.] показывает, что методология теории человеческого капитала строится на рассмотрении богатства общества в целом, как совокупности материального (физического) капитала, напрямую не связанного с людьми, и человеческого капитала, как накопленного человеком в результате инвестиций определенного запаса здоровья, знаний, навыков, способ­ности к производительному труду и т.п.

    В рассматриваемой теории преобладает точка зрения, что человеческий капитал (т.е. запас знаний, навыков, умений, способностей и т.п.) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.

    Но, отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

    Исходя из этого, а также из анализа различных источников по предмету нашего исследования, к наиболее общим положениям теории человеческого капитала можно отнести его основные свойства; собственные атрибуты; критерии оценки; накопительный и распределительный аспекты.

    I. Основные свойства.

    Результаты изучения литературы [Демченкова О.А. Человеческий капитал военно-промышленного комплекса в современной России. - Пенза, 2003; Норкина И.М., Бухонова С.М.  Инвестиции в человеческий капитал – важнейший фактор экономического роста// Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования экономики». – Белгород, 2005 и др.] позволяют акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

    - человеческий капитал не отделим от его носителей – работников отдельной фирмы или населения региона или страны;

    - физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

    - человеческий данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

        - данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. 

    В рассматриваемой теории существенным является и то, что человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). Общий капитал включает теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющие широкую область применения и приобретаемые, прежде всего, в школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие профессиональные  (специализированные)  знания.  Это  могут   быть   знания, полученные при изучении обычных учебных предметов: математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение.

    Специальный капитал соотносится лишь с конкретной организацией. Он включает знания особенностей рабочего места, руководства, товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения практического опыта [Демченкова О.А. Человеческий капитал военно-промышленного комплекса в современной России. - Пенза, 2003].

    После бума инвестиций в человеческий капитал в ряде стран Запада многие предприниматели опасались переманивания высоко квалифицированной рабочей силы и особенно хорошо подготовленных менеджеров другими фирмами, которые, не затрачивая больших средств на долговременное обучение работников, могли предложить им значительно более высокий заработок и другие блага.

    Реальная ситуация на рынке труда во многом развеяла эти опасения. Хотя переманивание высококвалифицированных работников действительно имеет место в современном производстве, однако масштабы его сравнительно невелики. Главным ограничителем подобной практики служит специальный капитал, который применим лишь к данному предприятию, и накапливается в течение длительного времени. Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные работники, сменив место работы и попав в иную производственную среду, часто вообще оказываются неспособными достичь своих прежних результатов на новом месте.

    II. Собственные атрибуты.

    Говоря о собственных атрибутах, мы подразумеваем два классических фактора производства - капитал и труд.

    Как пишет шведский экономист А. Линдберг, они могут быть подразделены следующим образом: капитал - на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд - на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности».

    Его высказывание иллюстрируется следующей схемой.

    1. Капитал в традиционном смысле (физический капитал) представляет собой:

    - Природные ресурсы,  традиционная рента.

    - Воспроизводимые материально-вещественные активы, прибыль на капитал.

    - Финансовые активы, процент.

    Человеческий капитал и труд:

    - Воспроизводимый человеческий капита, доход на человеческий капитал.

    - Природные способности, рента на природные способности.

    - Чистый труд, в узком смысле чистая заработная плата.

    Данная схема служит основой для большого числа эконометрических исследований; она перенесла анализ проблем распределения из макроэкономической сферы, где речь идет о распределении национального дохода между общественными группами, классами, в сферу микро-экономики - в область личного распределения доходов. Основная проблема: какова связь между качеством труда и его оплатой, и в какой степени эта связь искажается действием различного рода привходящих факторов?

    В качестве движущей силы формирования и развития человеческого капитала выступает внутреннее противоречие противоположных форм человеческой жизнедеятельности – производства и потребления. В современных условиях интенсивно развивается новая форма жизнедеятельности общества, восстанавливающая единство производства и потребления. Принципиально новая форма человеческой жизнедеятельности, которая выступает по отношению к предшествующим формам именно как всеобщая, называется человеческим капиталом [Критский М.М. Человеческий капитал. - Л.: Изд. Ленгоста, 1991].

    Подобная интерпретация человеческого капитала расширяет сферу его действия. Человеческий капитал характеризуется и с исторических позиций, как всеобще-конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы и осуществляющаяся, как итог исторического движения общества к его современному состоянию. Это положение имеет большое значение для дальнейших исследований.

    В литературе постепенно выработано наиболее «универсальное» определение человеческого капитала: это - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков человека, фирмы и всего общества [Дятлов С.А. Человеческий капитала России: проблемы эффективного использования в условиях переходной экономики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. - С. 2-3].

    Национальный же человеческий капитал можно определить как сложную совокупность созидательных производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков, накопленный   посредством взаимодействия комплекса факторов и условий, связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны.

    Г.И. Бондаренко [Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: Автореф. дисс. … докт. социол. наук. - Уфа, 2006] указывает на то, что при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.

    1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.

    2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивида, так и от общества в целом.

    3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно – индивид может приобретать определённые навыки, способности, может улучшить своё здоровье.

    4. Человеческий капитал на протяжении всей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается как физически, так и морально. Устаревают знания индивида, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

    5. Инвестиции в человеческий капитал, как правило, дают своему обладателю в будущем более высокий доход. Для общества инвестиции в человеческий капитал дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. Если инвестиции в капитал образования имеют период 12-20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени продолжительности жизни индивида.

    6. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности.

    7. Функционирование человеческого капитала зависит от социальных качественных характеристик индивида.

    III. Критерии оценки.

    Критериями человеческого капитала могут являться показатели, характе­ризующие воспроизводство, формирование и потери жизненного, трудового, репродуктивного потенциала (количественные характеристики поколений), а также показатели здоровья, уровня образования, культуры, профессиональной подготовки и т.д. (качественные ха­рактеристики поколений) [Васильчук Ю.А. К общей теории социального развития человека//Глобальный мир. - М., 2002. – Вып. 2. - С. 4-65].

    Производительные качества и характеристики работника признаны в теории особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что они, подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход: «..идея, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана. На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов» [Schutz T.W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities//Human Resources. Fifteen Anniversary Colloguium V1. - N.Y., 1975. - Р. 5].

    Рентабельность человеческого капитала исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов – неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно – измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.

    Важнейшими формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними.

    Главным действующим лицом в концепции человеческого капитала, как и в других теориях классического экономического анализа, является рациональный индивид, пытающийся максимизировать свои чистые (нетто-) доходы за весь период жизненного цикла, а центральными понятиями, соответственно, становятся "ценность" и "время".

    Объем затрат на производство человеческого капитала в экономической теории включает следующие компоненты: прямые затраты, в том числе плату за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы; упущенный заработок, являющийся элементом  альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов; другие альтернативные издержки, опирающиеся на понятие стоимости времени, так как инвестициям в человеческий капитал индивид мог предпочесть другие формы проведения времени [Синявская О.В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала//Экономическая социология. -  Том 2, 2001. - № 1].

    Поскольку человеческий капитал - одна из форм капитала (является источником будущих доходов и способен накапливаться), постольку к анализу его эффективности применяется показатель "норма отдачи", исчисляемый путем отнесения доходов от человеческого капитала к его стоимости.

    В современных экономических исследованиях используется стандартная модель человеческого капитала, включающая следующие переменные:

    - нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал, которые «рассчитываются на базе стандартного уравнения заработной платы Дж. Минцера (1974). Здесь заработки индивида выступают в качестве зависимой переменной и представлены в логарифмической форме...» [Нестерова Д., Сабиръянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России // РПЭИ: Научный доклад, 1999. - № 4. - С. 9];

              - число лет обучения (или уровень образования);

              - потенциальный опыт на рынке труда;

              - профессиональный опыт на данном рабочем месте.

    Важным шагом стало признание неоднородности человеческого капитала, приводящей к различиям в норме отдачи.

    В теории существует классификация форм человеческого капитала по скорости получения отдачи: миграция и поиск информации относятся к факторам с коротким сроком отдачи, тогда как образование, повышение квалификации, здравоохранение и рождение детей - долгосрочные инвестиции.

    Другая типология, предложенная Г. Беккером, включает деление на «общепрофессиональную квалификацию (general skills), применимую и вне пределов данной фирмы, и специальную квалификацию (specific skills), пригодную лишь для занятия тех  или  иных рабочих  мест  в  данной  фирме.  Последняя  обеспечивает работнику лучшие перспективы в этой организации, но одновременно привязывает к ней, ограничивает мобильность» [Радаев В.В. Экономическая социология. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - С. 199-200].

    Достаточно удачно, на наш взгляд, обзор воззрений западных экономистов по теоретическим подходам к анализу человеческого капитала дан А.В. Корицким [Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. - Новосибирск, 2000]. Общая схема человеческого капитала, по мнению автора, используется западными экономистами для тех же самых целей, что и обычный капитал, а именно для показа экономической выгодности миграции, инвестиций в здоровье, предотвращение преждевременных смертей, в образование и т.п.

    Действительно, начиная с В. Петти, А. Смита, Дж.С. Милля и К. Маркса развитые полезные способности человека включаются в понятие основного капитала. В дальнейшем такие экономисты, как Л. Вальрас, Г. Маклеод, Дж. Маккуллох, В. Рошер, Н. Сениор, Ж.-Б. Сэй, И. Тюнен, И. Фишер считают возможной трактовку человека как основного капитала. Для оценки величины человеческого капитала использовались методы «стоимости производства» и «капитализации заработков» (или их комбинации). Аналитическая схема человеческого капитала применялась для показа экономической выгодности миграции, инвестиций в здоровье, в образование, экономических потерь от болезней, войн и т.п.

    Из трактовки человека как основного капитала непосредственно вытекала необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала. Метод «стоимости производства» (А. Смит), заключается в оценивании реальных затрат на «производство человека» (чистого расхода средств существования). Второй метод – «капитализация заработков» (В. Петти) и заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивида (чистого или валового дохода). У. Фарр, Э. Энгель, Т. Витстейн разработали методы экономической оценки человека, практически применимые в сфере страхования жизни. Американские экономисты Л. Дублин и А. Лотка усовершенствовали методику Т. Витстейна и Э. Энгеля и сделали её пригодной для оценки, как величины человеческого капитала.

    Ортодоксальные сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснить различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п.

    Программное значение для концепции человеческого капитала получила книга Дж. Минцера "Образование, опыт и заработки" [Mincer J. Schooling, experience and earnings. - N.Y. 1975]. В ней показывается, что связь заработков с образованием не остается постоянной в течение всей жизни работника.

    В целом на долю образовательных различий приходится около 25% общего неравенства в заработках. Значение производственного опыта примерно того же порядка. Еще один из важнейших факторов, включенных в анализ, - число отработанных за год недель. Влиянием этих трех переменных – образования, опыта и числа рабочих недель - Дж. Минцер объясняет 60% всех различий в уровне трудовых доходов.

             В отечественной экономической теории развитие информационного подхода к оценке человеческого капитала, выходящий за рамки неоклассической методологии инвестиционного процесса, является относительно инновационным аспектом. Например, в основу «принципа интегральной отдачи» образовательных инвестиций положен не денежный, а информационный критерий ценности. Принципиально недопустимо считать расходы, связанные с  получением образования, издержками. С точки зрения информационной ценности труд человека с более высоким уровнем образования имеет в целом более высокий интегральный эффект как для самого человека, так и для всего общества.

             Ценной и перспективной необходимо признать установку на сохранение  и развитие человеческого капитала России  в качестве главного приоритета общественно-экономического развития страны,  поскольку альтернативы вложениям в человека ни с экономической, ни с социальной точки зрения нет и в будущем не будет.

             Стратегия социально-экономического развития России определяет воспроизводство человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Качество национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности.

    Как известно, на разных стадиях социально-экономического раз­вития общества приоритет отдавался определенному виду капитала. С развитием промышленности доминирующее положение в обществе стал занимать промышленный, а если брать экономику в целом - производственный капитал (ПК). Население в своем социа­льно-экономическом развитии рассматривалось как производительная сила. Центральным элементом произ­водства являлся индивид, который через оплату труда поддерживал развитие капитала, формируя прибыль. Соответственно медицина, здравоохранение были ори­ентированы на поддержание здоровья индивида, что определяло деятельность медицинских учреждений и врачей. На этом же уровне в большей степени развива­лись научно-медицинские исследования с изучением функционирования органов, тканей и систем организма человека в норме и патологии.

    Вклад в развитие человеческого капитала (индивида - образование, профподготовка, медицинская помощь и т.п.) с эконо­мической точки зрения оценивался как издержки. Пери­од использования человеческого капитала индивида ограничивался време­нем: пока прибыль от него превышает издержки.

    Критериями социально-экономического развития общества относительно человеческого капитала служили показатели уровня жизни, с постепенным переходом от индивидуального уровня к населению в целом. Доступность медицинских услуг, других сфер охраны здоровья находилась в жест­ких рамках рационального потребления, и человек вел себя как рациональный потребитель.

    IV. Накопительный и распределительный аспекты.

    Накопительная составляющая трактуется как при разграничении сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала, так и при признании его всеобще-конкретной формой человеческой жизнедеятельности, ассимилирующей потребительную и производительную формы [Критский М.М. Человеческий капитал. - Л.: Изд. Ленгоста, 1991. - С. 17].

    Сквозь призму механизмов функционирования социально-трудовой сферы человеческий определяется капитал как совокупность зна­ний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда [Корогодин И. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. - М.: ПАЛЕОТИН, 2005. - С. 120].

    Ранее тРеория человеческого капитала представляла его не как врожденные, а как накопленные свойства человека. Че­ловек не может родиться с уже готовым капиталом. Его необходимо соз­дать в процессе жизнедеятельности каждого индивида. А врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитал [Tnurow L. Jnwestment in Human Capital. - Belmont, 1970. - Р. 116-117].

    Сегодня че­ловеческий капитал рассматривается как сумма врожденных способностей, общего и спе­циального образования, приобретенного профессионального опыта, твор­ческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход [Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Абалкина Л.И. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - С. 21-22]. Исходя из этого, социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научно-исследовательскими ра­ботниками и осваиваемые в дальнейшем в процессе образования и про­фессиональной подготовки и переподготовки работников. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, не­посредственно формирующие условия жизни и быта.

    Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капи­тала по видам инвестиций в человеческий капитал. Г. Шульц указывает, что способности человека «... развиваются посредством определенных ви­дов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций» [Schultz T. Investment in Human Capital / - the Role of Education and of Research. - N.Y., 1971. - Р. 62], К таким видам инвестиционной деятельности он относит школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации отно­сительно экономики. Все эти виды деятельности нацелены на формирова­ние конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.

    Многие ученые подчеркивают важное значение в формировании и накоплении способностей человека такого ресурса как «человеческое вре­мя». «Запас человеческого времени является столь же базовым, - пишет Л. Туроу, - как и запас ресурсов. - Это - главный актив человеческого капи­тала, который позволяет индивиду приобретать другие активы человеческого капитала» [Tnurow L. Investment in Human Capital. - Belmont, 1970. - P. 86].

    В теории существует и такой подход к выделению видов человеческого капитала, который  основывается на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедея­тельности человека. Назначение классификации состоит в обосновании целевых программ образования как основной формы формирования и на­копления человеческого капитала [Смирнов В.Т., Скоблякова И.В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике//Креативная экономика, 2006. - 5 декабря].

             Ускорение научно-технического прогресса, рост расходов на научные исследования и образование, а также в другие сферы вызвали увеличение значимости экономических исследований эффективности вложений в человеческий капитал. В рамках неоклассического направления теории человеческого капитала «чикагская школа» развила интересные подходы к анализу производства и использования рабочей силы. Подход "затраты-выгоды" является методологической основой такого анализа.

             Статистические данные показывают быстрый рост государственных и частных инвестиций в образование, здравоохранение и на другие социальные цели за последние 20-30 лет. Необходимость определения наиболее рациональных направлений вложений этих средств вызвала развитие не только функционального анализа механизма развития человеческого капитала, но и совершенствование методик оценки эффективности этих вложений. Основными критериями таких оценок являются сопоставление "текущей ценности потока будущих доходов" человека с инвестициями в него и расчет "внутренней нормы отдачи", которая для эффективных инвестиций должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам.

    Характеризуя распределительную составляющую, следует подчеркнуть, что неоклассическая теория рынка труда содержит: «теорию спроса на труд, которая включает в себя  теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций; теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал» [Cain G.C. The Challenge of Dual and Radical Theories of the Labour Market to Ortodox Theory//American Economic Review, 1975. Vol. 65. - № 2. - P. 17].

    Особое значение для западной теории экономики имеет распределительный аспект теории человеческого капитала. Обычно в центре внимания зарубежных экономистов находилось так называемое функциональное распределение, т.е. распределение дохода по факторам производства - труду, земле и капиталу. В концепции человеческого капитала вводится еще один аспект, в котором основной акцент сделан на личном распределении личных доходов.

    При общественном распределении доходов наиболее существенную роль играет превалирование государственной власти в обществе, которое обеспечивает приоритет административного капитала (АК) с формированием государственного бюджета. Наиболее выраженный приоритет АК наблюдался в СССР [Васильчук Ю.А. К общей теории социального развития человека//Глобальный мир. - М., 2002. Вып 2. - С. 4-65]. Население в системе «советского периода» рассматривается в виде трудовых ресурсов, т.е. как средство для реализа­ции социально-экономических планов. Ставка в обще­стве делается на коллектив (прежде всего, трудовой), который, с одной стороны, обеспечивает создание про­дукции и благ, с другой - через него происходит их рас­пределение.

    Критериями социально-экономического развития в обществе при приоритете АК служит наличие благ (объ­ем и структура), их адекватное распределение с точки зрения органов власти. В этих условиях основная масса нуждающихся в накопительном аспекте человеческого капитала вела себя как аскетичный потребитель [Васильчук Ю.А. К общей теории социального развития человека//Глобальный мир. - М., 2002. Вып 2. - С. 4-65]. Эти два вида капитала (производственный и адми­нистративный) обеспечивали преобладающее влияние в обществе на формирование потока поколений в социа­льном пространстве - социально-трудовой компоненты. Ее требованиям были подчинены процессы рождения детей, их образование, профессиональная подготовка, участие в трудовом процессе, уклад и образ жизни, взаи­модействие с природой, медицинская помощь, оздоровление людей и т.п. В этих условиях человеческий капитал подвергался интенсивному использованию, что вело к значительным потерям в здоровье населения и сокра­щению средней продолжительности жизни поколений.

    В последней трети XX века в ряде развитых стран мира наметилась тенденция изменения вектора в социа­льном пространстве к формированию социально-эколо­гической и социально-культурной компонент. Приори­тет в развитии общества стал занимать социальный ка­питал (СК). Социально-трудовая компонента уже рас­сматривается как социально-экономический базис об­щества и необходимый ресурс развития поколений с со­ответствующим качеством жизни. Формирование коли­чественной и качественной сторон человеческого капи­тала стало служить важнейшим критерием развития об­щественной системы.

    Реальность изменения в обществе указанного векто­ра базируется на постепенном переходе от приоритета ПК и АК к СК, а далее к человеческому капиталу[1].

    При приоритете СК население в обществе является наиболее выгодным объектом вложения средств, а меха­низмом поддержания капитала служит система кредито­вания (жилищного, медицинской помощи, образования, других благ). Человеческий капитал рассматривается в качестве активов общества. Вклад в него оценивается как заем семьи на воспроизводство, образование, воспи­тание новых поколений с доходом в будущем. В этом случае время использования человеческий капитал откладывается (в зави­симости от необходимости приобретения знаний и на­выков), но не лимитируется возрастными рамками (в ка­честве примера: старшие дети в семье заботятся о млад­ших; аналогично, пожилое поколение ухаживает за вну­ками и наоборот). Критериями социально-экономиче­ского развития общества служат показатели качества жизни. Важнейшим среди них элементом рассматривается уровень жизни семьи. 

    Семья в отличие от других со­ставных частей общества выпол­няет ряд только ей присущих фун­кций: репродуктивную, воспита­тельную, экономическую, хозяй­ственно-бытовую, досуговую, психоэмоциональную, сексуаль­ную и т.д., - которые необходи­мы как отдельно взятому челове­ку, так и обществу в целом. Отсю­да предметом исследования семейной сферы должно стать определение взаимосвязи реализации функций семьи (в каждой семье могут быть свои приоритеты) с состоянием образованности, здоровья и пр. ее членов, основу чего обеспечивают результаты  научных исследовании, рассматриваемых именно под этим углом зрения.

    При этом доминирующую роль в социально-экономическом простран­стве играет репродуктивная компонента человеческого капитала. Соот­ветственно этому направление и дол­жны разрабатываться пути перехода от приоритета СК в обще­стве к приоритету человеческого капитала.

    Этот переход будет реальным тогда, когда население будет являться главной целью социально-экономиче­ского развития общества и ведущим элементом форми­рования его капитала. В этом случае механизмом под­держания человеческий капитал будет служить система жизнеобеспечения, построенная на сбалансированности трех подсистем об­щества: население - среда - ресурсы. Это отражает фор­мирование интегрального социокультурного строя, предсказанного П. Сорокиным [Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. - М., 1997], и обеспечивает ста­новление, по мнению А. Печчеи [Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985], нового гуманитар­ного постиндустриального общества.

    На первое место, по утверждению Ю.В. Яковца [Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилиза­ций. - М., 2001], выдвигается чело­век, его творческое начало, духовные ценности, которые являются системообразующим признаком цивилизации. Следует опережающее развитие социокультурной сфе­ры (здравоохранение, наука, образование, культура, со­циальное обеспечение), которая, как считает А. Тоффлер [Тоффлер А. Третья волна. - М., 1999], изменяет соотношение в пользу нерыночного производства, основанного на производстве для потреб­ления, а не для обмена. Капитал будет выражаться в виде потенциала населения с постоянным его использо­ванием в режиме оптимальной замены.

    Критериями социально-экономического развития общества будут являться показатели качества населе­ния. В данном случае человеческий капитал рассматривается как капитал, который на социально-экономическом уровне характеризуется показателями, отражающими оптима­льное соотношение воспроизводства поколений с их образованностью, фи­зическим (биологическим), психическим (духовным), социальным развитием [Бабенко А.И. Методология разработки стратегии охраны здоровья населения // Бюллетень СО РАМН, 2002. - № 1. - С. 48-53], т.е. генерирование пото­ка доходов в виде воспроизводства знаний, умений, навыков, здоровья и т.п. новых по­колений.

    В этой связи, развитие теории человеческого капитала должно быть направлено на разработку технологии управления социально-экономическими про­цессами в обществе по критериям оценки человеческого капи­тала, подразумевая переход страте­гического планирования с уровня предвидения на иссле­довательский уровень, а далее - на уровень творчества.

    В целом можно констатировать, что и сейчас происходят определенные изменения в отношении к проблемам формирования и накопления человеческого капитала. Главным направлением социального прогресса сегодня признается повышение эффективности производства самого человека, а экономического прогресса  –  повышение эффективности использования рабочей силы, что стимулирует интенсивное развитие науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и отдыха.

    Саморазвитие экономической мысли постепенно обеспечило смещение акцентов с сугубо материалистической трактовки источников развития к пониманию исходной роли знаний, интеллекта, созидательных способностей человека [Киселева О.В. Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки: Автореф. дисс. …канд. экон. наук. - Орел, 2006].

    Таковы наиболее общие, на наш взгляд, положения теории человеческого капитала, которые в методологическом плане необходимо использовать при рассмотрении проблем качества человеческого капитала.

    Однако в связи с тем, что в последнее время в различных публикациях, посвященных проблеме человеческого капитала, по понятным причинам все чаще «отдельно» рассматриваются инвестиции в человеческий капитал и его инновационная составляющая, мы также решили определить актуальность  данных аспектов для нашего исследования.

                                                        Выводы:

    Неоклассическая парадигма человеческого капитала является прогрессирующей, она продемонстрировала значительную продуктивность, выявив новые исследовательские проекты практически в каждом направлении экономической теории.

    В трудах экономистов человеческий капитал рассматривается  как один из решающих факторов социально-экономического прогресса. Обосновывается необходимость реформирования общественной жизнедеятельности сквозь призму идей теории человеческого капитала.

    Образование, наука, культура и здоровье в инновационной экономике, выступают основой и формами развития человеческого капитала.

    Стратегия общественного развития определяет расширенное воспроизводство человеческого капитала как одну из главных целей прогрессивной эволюции социума. Общепризнанна важнейшая роль преимущества в человеческом капитале для обеспечения конкурентоспособности, в связи с чем, особую важность приобретают методы определения стоимости этого капитала.




     

    [1] Это обусловлено сделанными нами выводами к 1-й главе о том, что по показателям ресурсы и общественные отношения человеческий капитал тождественен социальному капиталу.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы теории человеческого капитала ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.